Научная статья на тему 'Оценка теплового режима работы трамвайного тормоза'

Оценка теплового режима работы трамвайного тормоза Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
170
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ / РАБОТА ТРЕНИЯ / КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ / ТЕМПЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Казарцев Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается расчёт температуры нагревания элементов тормозных устройств трамвая, в режиме аварийного торможения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка теплового режима работы трамвайного тормоза»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 530.1 (03)

Казарцев Дмитрий Николаевич

канд. тех. наук, доцент ЮУрГУ г. Златоуст, РФ E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ТРАМВАЙНОГО ТОРМОЗА

Аннотация

В статье рассматривается расчёт температуры нагревания элементов тормозных устройств трамвая, в режиме аварийного торможения.

Ключевые слова

Дисковый тормоз, работа трения, кинетическая энергия, количество теплоты, температура.

Одним из наиболее перспективных, безопасных и экологически чистых видов городского транспорта является трамвай. Совершенствование конструкции трамваев, производимых Усть-Катавским вагоностроительным заводом, повышение качества рельсового пути, позволяет увеличить максимальную скорость движения вагонов до 90 км/ч (25м/с). В связи с этим становится актуальным вопрос обеспечения надежности и долговечности работы тормозных устройств городского трамвая.

В современных трамваях используются электромеханические дисковые тормоза, производимые предприятием СКБ «Парус» в г. Златоусте, располагающиеся на валах электродвигателей приводов колесных пар.

В результате экстренного торможения возникает опасность перегрева тормозных дисков и тормозных колодок, что может привести к существенному увеличению тормозного пути трамвая и выходу из строя элементов тормозного механизма.

Определим минимальный тормозной путь трамвая при торможении с максимальной начальной скорости Vо до полной остановки.

Исходные данные: тт = 4 • 104 кг - масса трамвая; V0 = 25м /с - максимальная скорость движения; RK = 0,31м - радиус колеса; f = 0.15 - коэффициент трения колеса о рельсы (сталь по стали); тд = 3,5кг - масса тормозного диска; k = 5 •lO5 м - коэффициент трения качения; Т = 0,9 -коэффициент полезного действия редуктора; n = 4 - количество тормозных устройств; c = 500-Дж -

кг • К

удельная теплоемкость стального тормозного диска; Мн = 500Н • м - номинальный тормозной момент; М^ = 750Н • м - максимальный тормозной момент.

В соответствии с теоремой об изменении кинетической энергии [1, с. 76-83] при блокировке колес максимальным тормозным моментом имеем:

. m• V2 m• V2 л _ и 1 _ -с__]

Атр = —-----— , где A^ = -F.jp •! = -гт$ - работа силы трения скольжения, тогда,

Г 1 ™ • у02 , У02 252

- гти =- , отсюда 1 =-=-= 212. ом - тормозной путь.

2 2 • 0.15 • 9.8

В этом случае вся тепловая энергия трения рассеивается в колеса и рельсы и нагрев элементов тормозных устройств минимален.

При торможении номинальным тормозным моментом, момент силы трения колеса превосходит его, и проскальзывание осуществляется в тормозном устройстве. Тогда вся тепловая энергия рассеивается в тормозном диске.

В соответствии с законом превращения энергии [1, с. 156-159] запишем

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х

тТ • V0 _А = п • Q 2 с

, где

A = F • l =

с с

k_ R

V "к

количество теплоты, выделяемое тормозом, отсюда:

2

■ mTgl - работа сопротивления качению; Q = ета Л( -

7 • (0.5тТ • V0

At =

R

mTgl)

k

стдп

Рисунок 1 - Привод колесной пары. 1- колеса; 2- электродвигатель; 3 - дисковый тормоз; 4 - редуктор.

Подставляя числовые значения, получим

5 105

0.9■ (0.5■ 4-104 ■ 252 —■--4-104 ■ 9.8■ 212.6)

Л =-031-« 1605°С

500 ■ 3.5 ■ 4

Такое повышение температуры недопустимо при работе тормозных устройств. В результате анализа проведенных расчетов была усовершенствована конструкция тормозов. В частности увеличена масса тормозных дисков, улучшена система их вентиляции, что позволило обеспечить допустимый температурный режим работы.

Список использованной литературы: 1. Х. Кухлинг. Справочник по Физике: Перевод с немецкого. - М.:Мир,1983, - 520 с.

© Казарцев Д.Н., 2016

УДК 378.17

Ковырзина Александра Станиславовна

студентка аэрокосмического факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «СОРБЕНТ»

Аннотация

В работе построена однофакторная математическая модель, характеризующая прямые зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.