Научная статья на тему 'Оценка тенденций развития торговли в республике Мордовия'

Оценка тенденций развития торговли в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / TRADE / TRADE ORGANIZATION / ANALYSIS / FEATURES OF DEVELOPMENT / MANAGEMENT / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Вера Владимировна, Калинина Виктория Александорвна

Торговля как самостоятельная отрасль играет важную роль в развитии всей экономики. Торговая организация и ее деятельность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других отраслей. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей развития торговли в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка тенденций развития торговли в республике Мордовия»

УДК: 339.972

Экономические науки

Фадеева Вера Владимировна, преподаватель, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет, им. H.П. Огарёва», г. Саранск Калинина Виктория Александорвна, студентка факультета довузовской

подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, им. H.П. Огарёва», г. Саранск E-mail: Sergushinaes@yandex. ru

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация: Торговля как самостоятельная отрасль играет важную роль в развитии всей экономики. Торговая организация и ее деятельность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других отраслей. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей развития торговли в Республике Мордовия.

Ключевые слова: торговля, торговая организация, анализ, особенности развития, управление, внешняя торговля, товарооборот.

Annotation: Trade as an independent branch of the national economy plays an important role in the development of the entire economy. Trade organization and its activities have a number of features that distinguish it from other industries. This article is devoted to the peculiarities of trade development in the Republic of Mordovia

Keywords: trade, trade organization, analysis, features of development, management, foreign trade, trade.

Важнейшей отраслью экономики является торговля. Она направлена на осуществление купли-продажи и обмена товаров, обслуживание покупателей, доставки, хранению и подготовки товаров к реализации.

Торговля - одна из крупнейших отраслей Республики Мордовия

На данный момент, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.

Расширение торговой деятельности в республике приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей.

Торговая организация - это организация, которая является посредником по продвижению товара от производителя к потребителю. Можно выделить ряд особенностей, присущих этой отрасли:

- основным результатом деятельности торговой организации является товарооборот;

- торговые организации работают уже с готовым продуктом, а не занимаются производством;

- торговые предприятия имеют низкую величину и долю уставного

капитала;

- торговые организации имеют низкую величину и долю долгосрочных обязательств.

Современное развитие торговли в республике Мордовия, определяется, прежде всего, совершенствованием организации торгово-технологических процессов, появлением новых, эффективных форм и методов продажи товаров, активным ростом торговых площадей, формированием и развитием крупных торговых сетей, что неизбежно ведет к качественным изменениям в области оказания торговых услуг [1; 3].

Можно выделить ряд положительных тенденций в развитии торговой сферы региона:

- население республики стабильно и бесперебойно обеспечивается необходимыми продовольственными и промышленными товарами;

- торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров;

- активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением методов самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методов обслуживания в соответствии с международными стандартами.

По состоянию на 1 января 2018 г. на территории Республики Мордовия функционируют 29 розничных рынков, из них 26 универсального типа, 3 специализированных рынка (2 рынка по продаже продовольственной группы товаров и 1 - по продаже автомобилей и автозапчастей). Действующие розничные рынки занимают 239,7 тыс. кв. метров. Количество торговых мест на розничных рынках Республики Мордовия составляет 8791 единицу, из них торговых мест по реализации продовольственных товаров 2900 и 5891 торговое место по продаже непродовольственных товаров [2].

На сегодняшний день широкое распространение и развитие получил сетевой принцип создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов. В республике успешно работают крупные сети магазинов таких торговых компаний, как "Деловой союз","Аркона", "Эверест"" Гулливер", "Эльдорадо" и др. Конкурентные преимущества торговые сети приобретают благодаря производству собственной продукции. Так, в сети" Деловой союз", "Универсал-С"," Маяк" действуют кондитерские, мясные и салатные цеха, цеха по производству полуфабрикатов [4]. Эти магазины рассчитаны на население с различными доходами, имеют ассортимент товаров до 20 тысяч наименований. В торговой инфраструктуре республики присутствуют и развиваются сетевые операторы таких известных торговых брендов, как "Магнит", "Евроспар", "Эльдорадо"," М.видео", "Техно", "Остин"," Savage", "ТВОЕ", и другие, что создает условия для здоровой конкуренции в определенной сфере деятельности.

Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, соответствующей платежеспособному спросу населения. Динамика объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.Одними из главных задач на краткосрочную перспективу являются развитие оптовой торговли и создание оптовых баз в Республике Мордовия. Оборот оптовой торговли в 2018 г. составил 51,5 млрд. рублей, или 121,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли сложился в сумме 25,5 млрд. рублей, или 97,4% к январю - декабрю предыдущего года, и составляет 49,6% общего оборота оптовой торговли. [2; 5]

В рейтинге республик и областей ПФО по обороту оптовой торговли в 2018г. Республика Мордовия находится на 13 месте (оборот 51,5 млрд. рублей), на первом месте Республика Татарстан с оборотом оптовой торговли 812,4 млрд. рублей. По индексу физического объема оборота оптовой торговли Республика Мордовия занимает 4 место, темп роста составил 121,4%, наивысший показатель в Ульяновской области( темп роста 143,1%).

Положительным моментом в решении проблем функционирования торговли явилось принятие Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ряда нормативных правовых актов на федеральном уровне, более четко определивших основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, разграничение полномочий на всех уровнях управления [6; 7].

В настоящее время ряд проблем и задач частично решается, однако дальнейшее решение проблем, требует комплексно, на более высоком инновационном уровне развивать торговую отрасль в Республике Мордовия как одну из звеньев структуры экономики Республики Мордовия

Библиографический список:

1. Арсенова, Е. В. Экономика фирмы: схемы, определения, показатели: Справочное пособие : пособие/ Е. В. Арсенова, О. Г. Крючкова. — «ИНФРА-М », 2014. — 248 с.

2. Концепция развития торговли в Республике Мордовия на 2012-2017 годы, утвержденная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 июня 2002 г.№ 371-Р. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1848295.

3. Тимошина М. Н., Плеханова Е. А. Развитие потребительской кооперации в условиях рыночных отношений. - учебное пособие, Саранск. 2007.

4. Фадеева В. В., Сергушина Е. С., Кичкина А. П. Роль инфляционных ожиданий в борьбе с инфляцией // E-Scio. - 2018. - №4 (19). - С. 186-190.

5. Сергушина Е. С., Фролова Н. А. Организация бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях российской федерации // студенческий меридиан среднего профессионального образования в вузе. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, 2017. - С. 63-68.

6. Сергушина Е. С. Социально-профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое явление // проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-11. - С. 188-194.

7. Кабанов О. В. Современные методы оценки теплофизических свойств объекта / О. В. Кабанов, С. А. Панфилов // Материалы XX науч.- практ. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов НИ МГУ им. Н. П. Огарёва / НИ МГУ им. Н. П. Огарёва. - Саранск, 2016. - С. 169-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.