Научная статья на тему 'Оценка тенденций лизингоёмкости инвестиционных процессов'

Оценка тенденций лизингоёмкости инвестиционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГОЁМКОСТЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / THE RAILWAY EQUIPMENT / A CONSTRUCTION EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доан Х. Л.

В этой статье раскрываются макроэкономические характеристики лизинга в Российской Федерации, его значимость в инвестиционной составляющей отечественной экономики. Читатель получит навык расчетов удельных показателей, характеризующих влияние лизинга на ВВП, инвестиции, познакомится с обширной статистической базой лизингоемкости инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF TENDENCIES LEASING CAPACITY OF INVESTMENT PROCESSES

In this article macroeconomic characteristics of leasing in the Russian Federation, its importance in investment constituting domestic economy reveal. The reader will receive skill of accounts of the specific indicators characterising influence of leasing on gross national product, the investment, leasing of capacity of investments will get acquainted with extensive statistical base.

Текст научной работы на тему «Оценка тенденций лизингоёмкости инвестиционных процессов»

ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ ЛИЗИНГОЁМКОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Доан Х.Л., аспирант МИИТ

В этой статье раскрываются макроэкономические характеристики лизинга в Российской Федерации, его значимость в инвестиционной составляющей отечественной экономики. Читатель получит навык расчетов удельных показателей, характеризующих влияние лизинга на ВВП, инвестиции, познакомится с обширной статистической базой лизингоемкости инвестиций.

Ключевые слова: лизингоёмкость, железнодорожное оборудование, строительное оборудование, железнодорожное оборудование.

ESTIMATION OF TENDENCIES LEASING CAPACITY OF INVESTMENT PROCESSES

Doan H., MIIT, the post-graduate student

In this article macroeconomic characteristics of leasing in the Russian Federation, its importance in investment constituting domestic economy reveal. The reader will receive skill of accounts of the specific indicators characterising influence of leasing on gross national product, the investment, leasing of capacity of investments will get acquainted with extensive statistical base.

Key words: лизингоёмкость, the railway equipment, a construction equipment, the railway equipment.

К моменту выхода первого специального нормативно-правового акта по лизингу - указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» в стране действовало более десятка лизингодателей, которые заключили и выполняли договоры на сотни миллионов долларов. Однако до принятия нормативного документа по лизингу некоторые компании оформляли эти договоры не как лизинговые, а в форме продажи имущества в рассрочку на 3-5 лет.

В 2007 г. стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга, по которым началось финансирование (New Production), превысила 32 млрд. долл., включая налог на добавленную стоимость. То есть имел место более чем двукратный рост по сравнению с предыдущим годом. Ежегодные среднегеометрические приросты новых объемов финансового лизинга в стране за десять лет, т.е. за период 1997-2007 гг., равнялись 42,4%.

В 2002 г. в России насчитывалось всего 3 лизингодателя, объемы нового бизнеса которых превышали 100 млн. долл.; в 2003 г. их было 7; в 2004 г. - 15; в 2005 г. - 24, в том числе 6, у которых свыше 200 млн. долл., а у трех компаний - более 300 млн. долл. По результатам 2006 г., количество «стомиллионников» достигло 39, в том числе 12 из них преодолели планку в 200 млн. долл., а у 11 компаний результат превышал 300 млн. долл.

Лизинговый бизнес в России рассредоточен между достаточно большим количеством операторов рынка и, соответственно, лизингополучатели имеют возможность для выбора, с какой компанией им предпочтительнее взаимодействовать в рамках лизинговой сделки.

Среди позитивных факторов, которые в наибольшей степени повлияли на рост объемов отечественного лизинга, следует отметить:

• общее улучшение экономической ситуации в стране (рост ВВП, инвестиций в основной капитал, включая иностранные, ситуация на рынке заемного капитала, ставка рефинансирования ЦБ РФ);

• рост числа потенциально реализуемых лизинговых проектов;

• обостренная потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей, и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

• улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

• увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

• рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

• разработка и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

• увеличение стоимости договоров как за счет лизингополучателей, обратившихся в лизинговые компании за услугами во второй, третий и большое количество раз и продемонстрировавших

тем самым свою лояльность и приверженность лизингодателям, так и за счет новых клиентов;

• отмена лицензирования отдельных видов деятельности, в частности, по ведению бизнеса в железнодорожном транспорте;

• развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

Сдерживают развитие лизинга в стране (негативные факторы):

• недостатки в администрировании налогообложения, определенные проблемы, с которыми сталкиваются лизинговые компании в части принятия НДС к зачету или возмещению;

• в ряде случаев необоснованные действия налоговых органов;

• правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, сделки с классической недвижимостью, железнодорожный транспорт, в части регистрации).

Имеются менее значимые, но тоже важные факторы, которые тормозят развитие лизинга в стране:

• наличие ограничений по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

• неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету; отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

• недостаточная прозрачность, транспарентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о лизинговых компаниях и их клиентах;

• наличие проблемных вопросов с методологией формирования статистики лизинга;

• сокращение объемов лизинговых операций, проводимых в России зарубежными лизингодателями.

Денежные потоки у лизингодателей строятся в зависимости от сумм оставшейся задолженности лизингополучателей. На величину обязательств лизингополучателей влияют факторы, напрямую связанные с условиями договоров лизинга и ценообразованием лизинговых услуг: авансовые платежи, величина выкупной стоимости имущества, сроки договоров лизинга и сроки амортизации имущества с учетом применения ускоренных коэффициентов, периодичность платежей, стоимость заимствований, величина дополнительных услуг. Величина лизингового портфеля определяется на основе показателя «outstandings» (неоплаченный долг, неполученные деньги), т.е. суммы тех платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям.

Наиболее заметные изменения среди всех сегментов лизингового рынка произошли с энергетическим оборудованием. Здесь заключались крупные сделки, нередко в сотни миллионов долларов. Проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большой подготовительной и сопроводительной работы, решения многих сложных технических, логистических задач, нацеленных на бесперебойность товаропотоков, включая сверхсложные операции по доставке дорогостоящего имущества лизингополучателю.

Наиболее существенными факторами, усложняющими структурирование сделок с энергетическим оборудованием, являются

следующие: большая продолжительность инвестиционного периода в реализации проектов; высокие требования к надежности и безопасности; низкая ликвидность имущества; изменения, вносимые в ходе реализации проектов; обязательное прохождение конкурсных процедур; необходимость выполнения большого объема строительно-монтажных и пусконаладочных работ; начало оплаты лизинговых платежей и выплаты основного долга после ввода объекта в эксплуатацию; нежелание энергетических компаний предоставлять поручительства лизинговым компаниям; сложности тарифной политики; большое количество согласований, которые должна пройти лизинговая компания; сложность в отношениях лизингодателей и поставщиков оборудования, обусловленная самим видом лизингового имущества.

Железнодорожный подвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями и благоприятно воспринимаемым лизингодателями, поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легко просчитывается доходность клиентов; налажена система контроля за подвижным составом и локомотивами.

Темпы роста лизинга железнодорожного оборудования и техники заметно превышают динамику всех лизинговых операций в стране. Вместе с тем полагаем, что в течение нескольких лет среднегодовой прирост объемов нового бизнеса железнодорожного транспорта будет сокращаться, что может быть связано со следующими факторами: стабилизацией инвестиций и объемов нового бизнеса, возможным уменьшением объемов в части РАО «РЖД», если менеджеры этой компании действительно пойдут по пути сокращения или отказа от использования лизинговых операций и применения как альтернативы собственных и кредитных средств; увеличением авансовых платежей, которое приводит к сокращению стоимости договоров лизинга; отсутствием государственной поддержки по субсидированию лизинга подвижного состава.

На примере этого сегмента можно констатировать, что российский рынок лизинговых услуг не является еще устоявшимся и подвержен существенным колебаниям в результате заключения одной или нескольких дорогостоящих сделок. Весомой причиной для колебаний может служить монопсония или олигопсония, т.е. монополия покупателя.

Исторически, экономически, организационно лизинг автотранспортных средств является наиболее развитым сегментом российского лизингового рынка. Его ускоренное развитие обусловлено: востребованностью в постоянном пополнении и обновлении транспортных средств; ясной мотивацией спроса во многих отраслях экономики; прозрачностью в ценообразовании; значительным числом пользователей; высокой ликвидностью предметов лизинга; количеством и срочностью договоров; минимумом рисков; устоявшимся механизмом страхования; широтой перечня продуктов и услуг, предоставляемых пользователю; конкуренцией среди производителей; относительной простотой в исполнении заказов клиентов; легкостью в эксплуатации и кадровой обеспеченностью; множеством направлений и источников финансирования сделок.

Кроме того, лизинг автотранспортных средств является одним из наиболее развитых и доходных направлений лизинговой деятельности. Причем высокая доходность проявляется как для лизингодателей, так и для лизингополучателей.

Одной из важных особенностей лизинга строительного оборудования и техники является почти двукратный рост за два года количества лизинговых компаний, которые заключали договоры с лизингополучателями. по различным видам профессионального оборудования. Другой особенностью явилось большое рассредоточение бизнеса между операторами, и, соответственно, лизингополучатели имели возможность для выбора, с какой компанией им предпочтительнее взаимодействовать в рамках лизинговой сделки и на каких условиях.

Прогноз предусматривает, что в 2008 г. объем нового лизингового бизнеса в обоих сегментах лизинга строительного оборудования и техники достигнет уровня в 5 млрд. долл. Увеличение доли строительного и дорожно-строительного оборудования и техники возможно за счет заказов по модернизации энергетической системы, строительству зданий, сооружений и коммуникаций для проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Предпосылки для такого роста: потребность строительных организаций в обновлении основных фондов, расширении масштабов строительной деятельности; достаточно развитая сеть операторов лизингового

бизнеса в разных регионах страны; наличие разнообразных источников финансирования лизинговых операций; и, главное, сам инструмент — лизинг, который посредством льгот, преференций и, что очень важно, предоставляемых потребителям услуг обеспечивает удовлетворение экономических интересов многих предприятий и организаций.

При оценке динамики развития авиатранспортных средств необходимо учитывать ряд важных обстоятельств. В частности, то, что российские лизинговые компании вынуждены заниматься: проблемами самих заводов изготовителей; согласованием технического облика заказываемых авиакомпанией машин; организацией системы поддержания летной годности поставляемых в лизинг самолетов. Сдерживают развитие авиационного лизинга в нашей стране следующие причины: высокие сроки окупаемости авиационной техники нового поколения; небольшой спектр предлагаемых самолетов; необходимость новым российским самолетам конкурировать с подержанными западными самолетами из-за установления демпинговых цен на лизинговые операции с последними; конкуренция со стороны иностранных лизингодателей.

Несмотря на отсутствие специальных норм о лизинге недвижимости и наличия дополнительных рисков, связанных с проведением сделок с недвижимостью, за год произошел более чем двукратный рост этого сегмента рынка. К дополнительным рискам можно отнести следующие.

• Обязательность заключения договора лизинга раньше договора купли-продажи предмета лизинга. При этом договор лизинга считается заключенным только с момента его государственной регистрации. Здесь могут возникнуть риски, связанные с поведением продавца имущества; с деятельностью государственных регистрирующих органов; с лизингополучателем.

• Необходимость оформления прав собственности на земельный участок. При лизинге зданий и сооружений требуется еще заключение договора долгосрочной аренды земли. Сама земля, согласно действующему законодательству, предметом лизинга быть не может.

• Отсутствие прозрачности в истории объектов недвижимости

- потенциальных предметов лизинговой сделки.

• Наличие разницы между рыночной и балансовой стоимостью. В связи с этим обстоятельством наиболее перспективным направлением лизинга недвижимости являются новые здания и сооружения, балансовая стоимость которых может отличаться от рыночной. Но не значительно.

Для оценки масштабности лизинга в экономике страны может быть использована целая система взаимосвязанных между собой аналитических показателей, характеризующих те или иные подвижки в происходящих инвестиционных процессах. С помощью этой системы можно определить, прежде всего, удельные значения инвестиций в форме лизинга в наиболее значимых макроэкономических показателях, характеризующих инвестиционную деятельность.

Наибольшее теоретическое и практическое значение мы придаем и особо выделяем следующие показатели лизингоемкости:

• удельный вес лизинга в ВВП страны;

• удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал;

• удельный вес лизинга в основной производственный капитал в инвестициях в основной производственный капитал;

• удельный вес лизинга оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства.

Лизинг в ВВП России

Прежде чем осуществить расчет удельного веса инвестиций в валовый внутренний продукт (этот показатель еще называют «норма инвестиций»), необходимо сформировать статистическую информацию непосредственно по самому ВВП, а также по инвестициям в основной капитал. Эти данные представлены в табл. 1.

Расчет удельного веса лизинга в ВВП страны осуществляется на основе информации об абсолютных значениях ВВП и стоимости новых заключенных договоров лизинга в млн. руб. (долл., евро) следующим образом:

PLgdp = (L / GDP) *100%, (1)

где PLgdp - удельный вес лизинга в ВВП;

L — стоимость всех новых, заключенных в течение года, договоров лизинга в текущих ценах;

Таблица 1. ВВП и инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2000-2007 гг.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Использованы ый ВВП в текущих ценах в млн. руб. 7305600 8943600 1081750 1324320 1704810 2162010 2678110 3298740

в млн. долл. 260914 303409 0 344506 0 432643 0 598893 0 764150 0 988305 0 1302254

Инвестиции в основной капитал в млн. руб. 1165234 1504712 1762407 2186365 2865000 3611100 4580481 6626800

в млн. долл. 41616 51047 56128 71427 100646 127632 169034 261608

Удельный вес 15,95 16,82 16,29 16,51 16,81 16,70 17,10 20,09

инвестиций в основной капитал в использованно м ВВП, % Справочно: 28,000 29,477 31,400 30,610 28,466 28,293 27,098 25,331

среднегодовой курс валют, руб./долл. Прирост 5,28 6,52 -2,52 -7,00 -0,61 -4,22 -6,52

среднегодовог о курса валют к предыдущему году,%

GDP — использованный ВВП в текущем году, в текущих ценах.

Значимость лизинга в ВВП — это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость национального лизингового рынка. В некоторых экономически передовых странах данный показатель в последние годы достигал величины в 2—3% и более. Так, например, его значение соответствовало:

• в 2004 г. в Великобритании - 3,15%, Италии — 3,12%, Австрии — 2,72%, Германии-2,19%, США-1,91%;

• в 2005 г. в Австрии - 2,10%, Германии - 1,85%, Канаде - 1,84%, США-1,71%;

• в 2006 г. в Австрии - 2,19%, Германии - 2,09%, Италии - 1,84%, США- 1,66% (World Leasing Yearbook, 2006, p. 7; 2007, p. 5; 2008, p. 5).

В Российской Федерации, благодаря очень быстрому росту лизинга, показатель лизингоемкости ВВП (см. табл.2) за три года вы-

рос более чем в 2,2 раза, в том числе за последний год - почти в полтора раза, с 1,73% (2006 г.) до 2,52% (2007 г.). В то же время в других странах имело место его некоторое сокращение.

Однако следует принять во внимание, что абсолютный объем ВВП в США пока выше чем на порядок, т.е. более чем в 10 раз превышает российский. Но, между тем, темпы роста лизинга, инвестиций в основной капитал и ВВП в нашей стране более быстрые по сравнению с другими странами, и это обнадеживает. По-видимому, задача вхождения России к 2020 г. в первую пятерку стран мира по величине ВВП будет решена, в том числе и с помощью развития отечественного лизинга.

Кроме того, с помощью данных табл. 1 можно рассмотреть динамику курса валют и определить влияние полученного результата на удельный показатель лизингоемкости. В целом за 2000—2007 гг. курс валюты сократился на 9,53%, т.е. в годовом измерении по

Таблица 2. Лизинг в ВВП Российской Федерации в 2000-2007 гг.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Использованн ый ВВП в текущих ценах: в млн, руб. в млн. долл. 730560 0 260914 894360 0 303409 1081750 0 344506 13 243 200 432 643 1704810 0 598893 2162010 0 764150 2678110 0 988305 3298740 0 1302254

Лизинг всего (с НДС) в текущих ценах: в млн. руб. 39620 57776 72848 111420 192146 240773 462834 832123

в млн. долл. 1415 1960 2320 3640 6750 8510 17080 32850

Удельный вес лизинга в использованно м ВВП,% 0,54 0,65 0,67 0,84 1,13 1Д1 1,73 2,52

среднеарифметической величине — на 1,36%; при расчете по среднегеометрическому показателю — на 1,38%.

В соответствии с выводами, сделанными в первой главе настоящего учебника, относительно неточностей, допущенных Росстатом в методологии учета инвестиций, в статистических справочниках ВВП оказался несколько заниженным.

Поясним, как осуществлялся расчет на примере пропорций, сложившихся в 2007 г. В инвестициях в основной капитал Росстат учел только 14255 млн. долл. Следовательно, не был принят во внимание объем нового лизингового бизнеса на сумму: 32850 - 14255 = 18595 млн. долл.

Далее ВВП в 1302254 млн. долл. соотносим с этой же суммой, увеличенной на 18595 млн. долл., т.е. с 1320849 млн. долл. В результате получается коэффициент, равный 0,98592. Затем показатель 2,52% корректируем на поправочный коэффициент и получаем более точное значение удельного веса лизинга в ВВП на уровне 2,485%.

Следовательно, более точным значением показателя удельного веса лизинга в ВВП в 2007 г. было значение 2,485%.

Лизинг в общем объеме инвестиций в основной капитал Расчет удельного веса лизинга в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал {P) осуществляется следующим образом:

PLj = L * KVAT /1 * 100%, (2)

где L — стоимость всех новых, заключенных в течение года, договоров лизинга без НДС; Кпт — коэффициент, корректирующий величину L на средний показатель НДС в лизинговой индустрии. KVAT =Х VAT /Lp, где L — первоначальная стоимость лизингового имущества без учета НДС. Базовая ставка НДС до 2004 г. равнялась 20%, а с 2004 г. - 18%. При этом KVAT 2001-2003 гг. -1,1995; в 2004 - 1,1795; в 2005 г. - 1,17636; в 200(5 г. - 1,17218; в 2007 г. -1,1778; I — сумма инвестиций в основной капитал. С 2001 г. по методологии Росстата рассчитывается без учета НДС.

Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал Российской Федерации по видам основных фондов в 2000-2007 гг. (в фактически действовавших ценах)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Инвестиции в основной капитал — всего: % 100 100 100 100 100 100 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млрд. руб. 1165,2 1504,7 1762,4 2186,4 2865,0 3611,1 4580,5 6626,8

млрд. долл. 41,616 51,047 56,128 71,427 100,646 127,632 169,034 261,608

В том числе по видам основных фондов: жилища % 11,3 11,4 12,2 12,6 11,9 12,0 12,0 13,3

млрд. руб. 132,0 171,5 214,5 275,8 340,8 434,2 549,6 881,4

млрд. долл. 4,714 5,818 6,831 9,010 11,972 15,347 20,282 34,794

здания (кроме жилых) и сооружения % 43,1 41,8 41,0 43,5 41,9 40,4 42,7 42,5

млрд. руб. 502,2 628,4 722,7 951,0 1200,9 1460,2 1956,9 2816,4

млрд. долл. 17,936 21,318 23,016 31,068 42,187 51,610 72,216 111,835

машины, оборудование, транспортные средства % 36,6 35,0 37,7 37,1 40,4 41,1 37,7 37,4

млрд. руб. 426,6 527,0 663,9 811,5 1158,2 1484,0 1724,4 2478,4

млрд. долл. 15,236 17,878 21,143 26,511 40,687 52,451 63,636 97,842

прочие % 9,0 11,8 9,1 6,8 5,8 6,5 7,6 6,8

млрд. руб. 104,4 177,8/ 161,3 148,1 165,1 232,7 349,6 450,6

млрд. долл. 3,729 6,032 5,137 4,838 5,800 8,225 12,901 19,882

Инвестиции в основной производственный капитал (без жилищ и проч.) в % к инвестициям 79,7 77,0 78,7 80,6 81,3 81,5 80,4 79,9

в основной капитал млрд. руб. 928,8 1155,4 1386,6 1762,5 2359,1 2944,2 3681,3 5294,8

млрд. руб. 33,171 39,197 44,159 57,579 82,874 104,061 135,851 209,677

Примечание. Данные: по 2000-2006 гг. - по стат. сборнику «Инвестиции в России. 2007», с. 41; по 2007 г. - по стат. сборнику «Россия в цифрах. 2008» (www.gks.ru).

Для формирования исходных данных для проведения соответствующих расчетов по определению уровня показателя PLI (табл. 3) в качестве базовой использовалась информация, помещенная на сайте Росстата.

Воспользовавшись данными табл. 2 и 3, определяем удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал. В 2007 г. этот показатель достиг уровня в 10,66%. При этом объем лизинга, как это методологически предусмотрено Росстатом, учитывался без НДС.

Однако по причинам, которые были указаны в первой главе и в предыдущем параграфе настоящей десятой главы, требуется внести некоторые уточнения в значение показателя лизингоемкости инвестиций с соответствующим коэффициентом.

Поясним, как осуществлялся расчет этого коэффициента на примере пропорций, сложившихся в 2007 г. Так, в инвестициях в основной капитал Росстат учел только 14255 млн. долл. Следовательно, не был учтен объем нового лизингового бизнеса на сумму 32850 / 1,1778 - 14255 = 13636 млн. долл. Далее инвестиции в 261608 млн. долл. соотносим с этой суммой, увеличенной на 13636 млн. долл., т.е. с 275244 млн. долл. В результате получается 0,95046. Теперь, показатель 10,66% корректируем на поправочный коэффициент и получаем более точное значение удельного веса лизинга в инвестициях в основной капитал на уровне 10,13%.

Лизинг в основной производственный капитал в инвестициях в основной производственный капитал

Прежде чем провести расчет удельного веса лизинга в основной производственный капитал в общем объеме инвестиций в основной производственный капитал (PLp) необходимо определить структурные пропорции лизинга по видам основных фондов. Сделаем это с помощью табл. 4.

Расчет удельного показателя PLp может быть формализован следующим образом:

рК= (^ + V / (4* + У * 100% (3)

где LRE - стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга зданий и сооружений (кроме жилых);

LET — стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга оборудования и транспортных средств;

1КЕ - инвестиции в здания и сооружения (кроме жилых);

1 — инвестиции в оборудование и транспортные средства.

Проведенные вычисления показали, что удельный вес лизинга в основной производственный капитал в общем объеме инвестиций в основной производственный капитал достиг в 2006 г. уровня в 10,63%, а в 2007 г. значение этого показателя составляло 12,83%.

Лизинг в инвестициях в оборудование, транспортные средства, недвижимость

Расчет удельного веса лизинга оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в оборудование и транспорт-

ные средства ^Е Тг) осуществляется следующим образом:

? ^Т / 4т * 100%. (4)

Как видно из табл. 5, значение этого удельного показателя в Российской Федерации в 2006 г. достигло уровня 22,15%. Для сравнения отметим, что годом ранее в США уровень LEqTr г составлял 26,9%, а в Германии — 24,6%. Обращаем особое внимание на эти значения, поскольку в литературе очень часто размерность данных показателей ошибочно приписывают удельному весу лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды той или иной экономически развитой страны, подчеркивая при этом, какой разрыв сложился между российским и зарубежным лизингом.

Удельный вес лизинга в здания и сооружения (кроме жилищных) в инвестициях в здания и сооружения (кроме жилищных).

^ ^ * 100%. (5)

Теперь можно воспользоваться данными, представленными в табл. 5, и сравнить их с основными страновыми показателями ли-зингоемкости инвестиций; определить их значимость и направления развития отечественного лизинга.

Поясним, как осуществлялся расчет этого коэффициента на примере пропорций, сложившихся в 2007 г. Так, в инвестициях в машины, оборудование и транспортные средства Росстат учел только 13726 млн. долл. Следовательно, здесь не был учтен объем нового лизингового бизнеса на сумму 32850 млн. долл. * 0,972 / 1,1778

- 13726 млн. долл. = 13384 млн. долл. Далее инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства в объеме 97842 млн. долл. соотносим с этой суммой, увеличенной на 13384 млн. долл., т.е. с 111226 млн. долл. В результате получается 0,8797. Теперь показатель 26,76% корректируем на поправочный коэффициент и получаем более точное значение удельного веса лизинга в инвестициях в основной капитал на уровне 23,54%.

В результате анализа показателей лизингоемкости ВВП и инвестиций мы установили следующее правило:

РЦщ. < РЦ < РЦ> < Р^ХГ (6)

То есть формула (6) означает, что: показатель «удельный вес лизинга в ВВП» меньше, чем показатель «удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал», который, в свою очередь, меньше, чем «удельный вес лизинга в основной производственный капитал в общем объеме лизинга в инвестициях в основной производственный капитал», а тот меньше, чем «удельный вес лизинга оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства».

Из вышесказанного мы можем сделать выводы: значимость лизинга в ВВП - это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость национального лизингового рынка. В некоторых экономически передовых странах данный показатель достигал величины в 2-3% и более. В Российской Федерации, благодаря быстрому росту лизинга, показатель лизингоем-

Таблица 4. Структура лизинга в основной капитал Российской Федерации по видам основных

фондов в 2000—2007 гг.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Лизинг - всего (без НДС): % 100 100 100 100 100 100 100 100

млрд. руб. 39,620 48,165 60,728 92,901 162,91 204,67 394,84 684,17

млрд. долл. 1,415 1,634 1,934 3,035 1 5,723 2 7,234 5 14,571 2 27,009

в том числе по видам основных фондов: здания (кроме жилых) и сооружения % 0,50 2,16 0,23 0,44 0,63 0,85 2,23 2,65

млрд. руб. 0,198 1,040 0,140 0,409 1,026 1,740 8,805 18,131

млрд. долл. 0,007 0,035 0,004 0,013 0,036 0,061 0,325 0,716

машины, оборудование, транспортные средства % 99,44 97,79 99,63 99,37 99,12 98,89 96,88 96,95

млрд. руб. 39,398 47,101 60,503 92,316 161,47 202,40 382,52 663,30

млрд. долл. 1,407 1,598 1,927 3,016 7 5,673 0 7,154 6 14,116 5 26,185

прочие % 0,06 0,05 0,14 0,19 0,25 0,26 0,89 0.4

млрд. руб. 0,023 0,025 0,084 0,178 0,414 0,527 3,496 2,737

млн. долл. 1 1 3 6 14 19 130 108

Таблица 5. Лизингоемкость инвестиций в Российской Федерации в 2000-2007 гг., %

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Удельный вес лизинга в использованном ВВП 0,54 0,65 0,67 0,84 1,13 1,11 1,73 2,52

Удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в обшем объеме инвестиций в основной капитал 3,40 3,20 3,45 4,25 5,69 5,67 8,62 10,66

Удельный вес лизинга в основной производственный капитал в общем объеме инвестиций в основной производственный капитал 4,24 4,17 4,37 5,26 6,89 6,93 10,63 12,83

Удельный вес лизинга зданий и сооружений в общем объеме инвестиций в здания (кроме жилых) и сооружения 0,04 0,16 0,02 0,04 0,09 0,12 0,45 0,64

Удельный вес лизинга оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства 9,23 8,94 9,11 11,38 13,94 13,64 22,18 26,76

кости ВВП вырос за три года более чем вдвое, в том числе в 2007 г.

- в полтора раза.

Как показали расчеты, удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2007 г. превысили уровень в 10,1%.

Расчет удельного веса лизинга оборудования и транспортных средствах в общем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства в Российской Федерации в 2006 г. достигло уровня 22,15%, а затем более 24,2%. Для сравнения, годом ранее в США этот показатель составлял 26,9%, а в Германии - 24,6%.

В результате анализа показателей лизингоемкости установлено следующее правило: PLGDP < PLI< PLp < PLEqT|, т.е. «удельный вес лизинга в ВВП» меньше чем «удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал», меньше, чем «удельный вес лизинга в

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Зубкин А.Ю., аспирант МАОК

В статье рассматриваются существенные изменения в модели управления учебным заведением. Эти изменения могут нарушить сложившуюся статичную структуру менеджмента, но придадут ей более гибкий рыночный характер. Определена необходимость создания службы или отдела управления социально-трудовыми отношениями вуза. Ставится цель определения наиболее важных направлений его деятельности. Предложено создание мониторинга количественных и структурных пропорций, складывающихся на рынке труда, а также описаны требования сферы производства к качественным параметрам подготовки специалиста. Раскрывается проблема системы обучения студентов опредепенных специальностей по заказу предприятий и тут же приводится ее решение.

Ключевые слова: модели управления учебным заведением, социально-трудовые отношения в вузе, мониторинга количественных и структурных пропорций, организационная структура вуза.

METHODICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF SOCIOLABOR RELATIONS IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Zubkin A., MAOK, The post-graduate student

In the article major modifications in model of management are considered by an educational institution. These changes can infringe upon developed static structure of management, but will give it more flexible market character. Necessity of creation of service or management department is advanced by sociolabor relations of high school. The purpose of definition of the most important directions of its activity is put. Creation of monitoring of the quantitative and structural proportions developing on a labour market is offered, and also requests of sphere of production to qualitative parametres ofpreparation of the expert are described. The problem of system of training of students of certain specialities by request of the enterprises reveals and its decision is there and then resulted.

Key words: models of management of an educational institution, sociolabor relations in high school, monitoring of quantitative and structural proportions, organizational structure of high school.

основной производственный капитал в общем объеме лизинга в инвестициях в основной производственный капитал», меньше, чем «удельный вес лизинга оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в оборудование и транспортные средства».

Следует иметь в виду, что высокие показатели лизингоемкости инвестиций в отдельных отраслях экономики - это не всегда заслуга развития лизингового бизнеса. Иногда такое положение дел может являться следствием недостаточности вкладываемых инвестиций, и наоборот. В отдельных отраслях экономики инвестиционная активность в целом может опережать ее лизинговую составляющую. В таких случаях удельный показатель соответственно снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.