Научная статья на тему 'Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы)'

Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NEW LABOR REMUNERATION SYSTEM / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SOCIAL SPHERE / AVERAGE SALARY / EDUCATION EMPLOYEES / НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломовцева Наталья Николаевна

В статье рассмотрена динамика заработной платы в образовательных учреждениях РФ после введения новой системы оплаты труда в социальной сфере и выхода Указов Президента о реализации некоторых мер по совершенствованию социальной политики. Автором проведен анализ соотношения заработной платы работников образования и основных показателей, сложившихся в экономике страны; по образовательным учреждениям разного уровня подчинения органам государственной и муниципальной власти; по численности работников в зависимости от размера начисленной заработной платы; по среднемесячной заработной плате педагогических работников образовательных учреждений общего образования в федеральных округах. Сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Assessment of Tendencies and Dynamics of Salaries in the Educational Sphere under Conditions of New Labor Remuneration System (2008-2014)

The article deals with the dynamics of salaries in the educational institutions of the Russian Federation after the introduction of new labor remuneration system in the social sphere and the release of presidential decrees on implementation of measures to improve social policy. The author has analyzed the ratio of salaries of education employees and the main indices that have formed in the country’s economy, according to the educational institutions of various levels of state and municipal authorities’ jurisdiction, according to the number of employees depending on the amount of accrued salaries, according to the average monthly salary of education employees of general education in federal districts. The following conclusions have been made.

Текст научной работы на тему «Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы)»

Ломовцева Н.Н. Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы) // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 27-40. — doi: 10.18334/et.3.1.35027

Язык публикации: русский

Russian Journal of Labor Economics, 2016, Volume 3, Issue 1

The Assessment of Tendencies and Dynamics of Salaries in the Educational Sphere under Conditions of New Labor Remuneration System (2008-2014)

Natalia Lomovtseva1

1 Ulyanovsk State University, Russian Federation

ABSTRACT_

The article deals with the dynamics of salaries in the educational institutions of the Russian Federation after the introduction of new labor remuneration system in the social sphere and the release of presidential decrees on implementation of measures to improve social policy. The author has analyzed the ratio of salaries of education employees and the main indices that have formed in the country's economy, according to the educational institutions of various levels of state and municipal authorities' jurisdiction, according to the number of employees depending on the amount of accrued salaries, according to the average monthly salary of education employees of general education in federal districts. The following conclusions have been made.

KEYWORDS

new labor remuneration system, educational institutions, social sphere, average salary, education employees

CITATION

Lomovtseva, N.N. (2016). The Assessment of Tendencies and Dynamics of Salaries in the Educational Sphere under Conditions of New Labor Remuneration System (2008-2014). Russian Journal of Labor Economics, 3(1), 27-40. doi: 10.18334/et.3.1.35027

JEL: I20, J31, J38 Original Research Language: Russian

Received: 22 Dec 2015, Published: 30 Mar 2016

© Lomovtseva N.N. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: [email protected]

HIGHLIGHTS

► the main premise of the transition to new labor remuneration conditions is a budgetary institution's independence in setting up of remuneration for each employee within the boundaries of the provided finances and stimulation of this labor by establishing the procedure for paying extra charge in accordance with work results

► when characterizing salary dynamics in educational institutions, it is necessary to consider the salary level in the public sector as a whole for the analyzed period

► salary growth rate in the educational institutions in 2009-2012 corresponds to that in budgetary institutions as a whole in Russia

► the highest level of accrued average salary in the public sector is observed in the institutions of federal jurisdiction

► the highest amounts of salary in the public sector for the considered period have been accrued in federal institutions and the lowest - in the municipal ones

► the level of accrued average monthly salary is more or less the same in the institutions of both federal and regional institutions while in municipal institutions it amounted to 55 % of their level

► low remuneration level in the social sphere has raised the necessity to search for new managerial decisions to increase this level

Экономика труда, 2016, Том 3, Выпуск 1

Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы)

Наталья Ломовцева1®

1 Ульяновский государственный университет, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье рассмотрена динамика заработной платы в образовательных учреждениях РФ после введения новой системы оплаты труда в социальной сфере и выхода Указов Президента о реализации некоторых мер по совершенствованию социальной политики. Автором проведен анализ соотношения заработной платы работников образования и основных показателей, сложившихся в экономике страны; по образовательным учреждениям разного уровня подчинения органам государственной и муниципальной власти; по численности работников в зависимости от размера начисленной заработной платы; по среднемесячной заработной плате педагогических работников образовательных учреждений общего образования в федеральных округах. Сделаны соответствующие выводы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

новая система оплаты труда, образовательные учреждения, социальная сфера, средний уровень заработной платы, педагогические работники

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Ломовцева Н.Н. Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008-2014 годы) // Экономика труда. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 27-40. — Сок 10.18334/61.3.1.36027

JEL: I20, J31, J38

Язык публикации: русский

© Ломовцева Н.Н. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

и

Для связи: [email protected]

ТЕЗИСЫ

► главный постулат перехода на новые условия оплаты труда -самостоятельность бюджетного учреждения в установлении заработной платы каждому работнику в пределах выделенного финансирования и стимулирование этого труда путем установления доплат по результатам работы

► характеризуя динамику заработной платы в образовательных учреждениях, необходимо рассмотреть уровень зарплаты в бюджетной сфере в целом за анализируемый период

► темп роста заработной платы в образовательных учреждениях за 2009-2012 годы соответствует темпу роста заработной платы в бюджетных учреждениях в целом по России

► наибольший рост среднего уровня начисленной заработной платы в бюджетной сфере наблюдается в учреждениях федерального подчинения

► самая высокая заработная плата в бюджетной сфере за рассматриваемый период начислялась в федеральных учреждениях, а самая низкая -

в муниципальных учреждениях

► в образовании уровень начисленной среднемесячной заработной платы примерно одинаков в учреждениях федерального и регионального подчинения, а в муниципальных учреждениях она составляет около 55 % от их уровня

► низкий уровень оплаты труда в отраслях социальной сферы вызвал необходимость поиска новых управленческих решений для ее повышения

Об авторах:

Ломовцева Наталья Николаевна, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации ([email protected])

Введение

Реформа бюджетной системы России, которая активно началась в 2004 году, коснулась и принципов оплаты труда работников социальных отраслей. В 2008 году было принято Постановление Правительства РФ о введении новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных бюджетных учреждениях1. Субъектам Федерации такой переход был рекомендован, и уже к 2011 году государственные и муниципальные учреждения России работали по новым правилам оплаты труда.

Основные изменения, которые затронули систему оплаты труда в бюджетной сфере на тот период, это уход от Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена еще в 1992 году. Основными недостатками ЕТС признавались низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, жесткая централизация размеров окладов, невозможность индивидуального подхода к оплате труда работников различных отраслей и некоторые другие. Кроме этого, государством была поставлена задача внедрения в социальную сферу стимулирующих факторов повышения заработной платы в зависимости от результата труда, чего не предусматривала на тот момент действующая тарифная система.

Основные положения, которые предусматривала новая система оплаты труда, это, во-первых, внедрение отраслевого принципа оплаты труда и ее специфики. Во-вторых, заработная плата должна складываться из трех составляющих: базовый оклад, который утверждается в соответствии с профессиональной квалификационной группой; компенсационные выплаты, регламентированные государством; стимулирующие выплаты, разработанные самим учреждением и предусматривающие доплаты за эффективность труда. В-третьих, установление размеров базовых окладов и стимулирующих выплат - это сегодня прерогатива руководителя государственного (муниципального) учреждения. Главный постулат перехода на новые условия оплаты труда - самостоятельность бюджетного учреждения

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 « О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений » (ред. от 14.01.2014).

в установлении заработной платы каждому работнику в пределах выделенного финансирования и стимулирование этого труда путем установления доплат по результатам работы (Лапин, Ломовцева, 2010; С. 91).

Продолжением реформы оплаты труда в бюджетной сфере явились Указы Президента России, подписанные в мае 2012 года и направленные на повышение уровня заработной платы в социальных отраслях по отношению к среднему уровню заработной платы в экономике каждого региона. В сфере образования были даны следующие ориентиры:

—доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

—доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

— повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе2.

Новая система оплаты: опыт внедрения и тенденции

Анализируя итоги внедрения новой системы оплаты труда в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, а также результаты выполнения «майских указов», рассмотрим динамику среднего уровня заработной платы в образовательных учреждениях по отношению к основным сравнительным показателям в экономике, сложившимся за период 2008-2014 годов (таблица 1).

Соотношение среднего уровня заработной платы в экономике страны и в сфере образования по рассматриваемому периоду можно наглядно увидеть на рисунке 1.

2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике РФ и сфере образования за 2008-2014 годы3

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 к 2008 в %

Средний уровень зарплаты в стране (руб.) 17290 18638 20952 23693 26629 29792 32495 187,9

Средний уровень зарплаты в образовании (руб.) 11317 13294 14075 15809 18995 23458 25862 227,4

Соотношение средней зарплаты в образовании и средней зарплаты в стране (%) 65,4 71,3 67,2 66,7 71,3 78,7 79,6 121,7

Прожиточный минимум трудоспособного населения (ПМТН) (руб./мес.) 5086 5562 6367 6710 7263 7896 8885 174,7

Соотношение средней зарплаты и ПМТН (%) - в целом по экономике - в образовании 340,0 222,5 335,1 239,0 329,1 221,1 353,1 235,6 366,6 261,5 377,3 297,1 365,7 291,1 107,6 130,8

Инфляция за год (%) 13,28 8,80 8,78 6,10 6,58 6,45 11,36 Всего -61,35

Рисунок 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике РФ и сфере образования за 2008-2014 годы

3 Составлено автором на основе данных сборника: Россия в цифрах. 2015 (2015). М.: Росстат.

Рассматривая данные таблицы можно отметить следующие положительные тенденции:

1. За период с 2008 по 2014 год средняя месячная зарплата работающих в экономике РФ выросла почти в 1,9 раза, при этом уровень средней заработной платы в образовании увеличился в 2,3 раза. То есть темп роста заработной платы в образовании опередил темп роста зарплаты в целом по стране.

2. Темп роста заработной платы в образовании превысил темп роста инфляции за аналогичный период в 3,7 раза, что говорит о повышении реального уровня заработной платы в этой отрасли за рассматриваемый период в 1,6 раза.

3. Средний уровень заработной платы работников образования в 2008 году составил всего 64,5 % от среднего уровня заработной платы по стране, а в 2014 году этот показатель достиг 79,6 %, что говорит о постепенном приближении этого показателя к среднероссийскому уровню.

При этом наблюдаются факторы, характеризующие недостаточность оплаты труда в образовании, такие как:

1. Заработная плата в образовательных учреждениях значительно ниже средней заработной платы в экономике страны как в 2008 году, так и в 2014 году.

2. При сравнении прожиточного минимума трудоспособного населения и среднего уровня заработной платы можно увидеть, что в 2014 году средняя зарплата в стране превышала размер ПМТН в 3,7 раза, а в образовательных учреждениях всего в 2,9 раз, что говорит о недостаточном росте заработной платы в образовании по отношению к прожиточному минимуму.

Для полной характеристики динамики среднего уровня заработной платы в сфере образования проведем анализ таких направлений, как:

1. сравнительный анализ заработной платы по формам собственности: федеральные, региональные и муниципальные учреждения;

2. анализ дифференциации заработной платы по численности работников;

3. оценка выполнения Указов Президента РФ по повышению среднего уровня заработной платы педагогических работников по федеральным округам.

Зарплата идет в рост

Характеризуя динамику заработной платы в образовательных учреждениях, необходимо рассмотреть уровень зарплаты в бюджетной сфере в целом за анализируемый период. При этом данные показатели по учреждениям разного уровня подчинения органам государственной и муниципальной власти значительно отличаются (таблица 2).

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений и образовательных учреждений РФ

по формам собственности4

Средний уровень зарплаты всего в том числе по формам собственности

Федеральная собственность Собственность субъектов РФ Муниципальная собственность

Всего в бюджетной сфере (руб.)

2009 16491 22293 18905 11650

2010 17424 23458 20250 12182

2011 19411 25818 21992 13846

2012 23750 33335 24035 16628

В образовании (руб.)

2009 13095 18779 18477 10187

2010 13852 20041 19865 10646

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 15607 22091 22086 12230

2012 18843 26221 25388 15178

Темп роста всего (%)

2010 к 2009 105,7 105,2 107,1 104,6

2011 к 2010 111,4 110,1 108,6 113,7

2012 к 2011 122,4 129,1 109,3 120,1

2012 к 2009 144,0 149,5 127,1 142,7

В образовании (%)

2010 к 2009 105,8 106,7 107,5 104,5

2011 к 2010 112,7 110,2 111,1 114,9

2012 к 2011 120,7 118,7 114,9 124,1

2012 к 2009 143,9 139,6 137,1 149,0

Примечание: данные представлены за 2009-2012 годы в связи с выборочным

их исследованием

4 Составлено автором на основании данных сборника: Труд и занятость в России - 2011 г. (2011). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_36/Main.htm; Труд и занятость в России - 2013 г. (2013). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_36/Main.htm

Как видно из таблицы, темп роста заработной платы в образовательных учреждениях за 2009-2012 годы соответствует темпу роста заработной платы в бюджетных учреждениях в целом по России (рост составил около 44 %). Если рассматривать ситуацию по годам, то наибольший темп роста наблюдается в 2012 году по отношению к 2011 году, что объясняется началом реализации Указа Президента о повышении уровня заработных плат в социальных отраслях.

Характеризуя показатели по формам собственности, можно отметить, что наибольший рост среднего уровня начисленной заработной платы в бюджетной сфере наблюдается в учреждениях федерального подчинения (на 49,5 % за рассматриваемый период), а в образовании - в учреждениях муниципального уровня (на 49 %). Самая высокая заработная плата в бюджетной сфере за рассматриваемый период начислялась в федеральных учреждениях, а самая низкая - в муниципальных учреждениях. В образовании уровень начисленной среднемесячной заработной платы примерно одинаков в учреждениях федерального и регионального подчинения, а в муниципальных учреждениях она составляет около 55 % от их уровня, что объясняет наибольший темп роста этого показателя.

Для наглядности соотношение и рост среднего уровня заработной платы в образовательных учреждениях по формам подчинения представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений РФ по формам собственности

Анализируя численность работников образовательных учреждений по размерам начисленной заработной платы в апреле 2011 и 2013 года, согласно данным ФСГС «Труд и занятость в России», можно разделить их по следующим группам (таблица 3).

Таблица 3

Численность работников образовательных учреждений по размерам

начисленной заработной платы (в процентах к общей численности)5

Сумма (руб.) Все работники Работники образования Отклонения (+,-)

2011 год 2013 год 2011 год 2013 год всего образование

До 4200 1,5 1,0 3,2 1,8 -0,5 -1,4

4201-9000 21,5 11,8 40,4 22,9 -9,7 -17,5

9001-17000 30,1 25,0 32,3 29,4 -5,1 -2,9

17001-25000 19,8 21,0 12,7 20,3 +1,2 +7,6

25001-50000 20,5 29,1 9,2 20,4 +8,6 +11,2

Свыше 50000 6,6 12,1 2,2 5,2 +5,5 +3,0

Исходя из сгруппированных данных таблицы 3, можно сделать следующие выводы:

1. В апреле 2011 года более 75 % работников образовательных учреждений получали заработную плату ниже среднего уровня зарплаты по стране (23693 рубля) и основная доля работающих в этой сфере (43,6 %) относилась к низкооплачиваемой категории (до 9000 рублей). В то же время можно отметить, что в среднем по стране доля работников этой группы значительно ниже и составляла всего 23 %.

2. В 2013 году ситуация изменилась в лучшую сторону: на 21,8 % снизилась доля работников с низким уровнем оплаты труда (до 17000 рублей) и соответственно увеличилась доля работников с оплатой 17000 рублей и выше. Наибольшее количество работающих в образовательных учреждениях (почти 50 %) получало заработную плату от 9000 рублей до 25000 рублей.

3. Доля работников с оплатой более 25000 рублей увеличилась на 14 % и составила в 2013 году 25,6 % от всех работающих в сфере образования, что говорит о снижении дифференциации уровня заработной платы в образовании и в целом по стране.

5 Составлено автором на основании данных сборника: Труд и занятость в России - 2011 г. (2011). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_36/Main.htm; Труд и занятость в России - 2013 г. (2013). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_36/Main.htm

В соответствии с Указом Президента РФ о доведении среднего уровня заработной платы основного персонала в образовательных учреждениях общего образования в 2012 году до среднего уровня региональной заработной платы в экономике6 Федеральная служба государственной статистики России стала проводить регулярные выборки по этому показателю. Данные по среднемесячной заработной плате педагогических работников в федеральных округах выглядят следующим образом (таблица 4).

Таблица 4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования РФ по Федеральным округам (руб.)7

2013 год 6 месяцев 201 5 года

о £ е ени ое пк о g е ени ое пк

Федеральный округ g 1 о § со О а в о з g 1 о § со О а в о з

ен со а ен со а

00 £ бр О ер к сТ 00 £ бр О ер к сТ

Центральный ФО 36213 36345 100,4 40583 42944 105,8

Северо-западный ФО 32549 32917 101,1 36817 40310 109,5

Южный ФО 22497 22618 100,5 24516 29348 119,7

Северо-Кавказский ФО 19359 18990 98,1 21133 22157 104,8

Приволжский ФО 22481 22836 101,6 25025 28111 112,3

Уральский ФО 34735 35046 100,9 38805 45285 116,7

Сибирский ФО 26398 26154 99,1 28993 33006 113,8

Дальневосточный ФО 37579 40505 107,8 41902 53720 128,2

Всего по РФ 29792 29038 97,5 33124 35745 107,9

Согласно представленным данным можно констатировать:

1. В 2013 году средний уровень заработной платы педагогических работников в учреждениях общего образования сложился ниже среднего уровня заработной платы по России в целом на 2,5 %. При этом во всех округах (кроме Северо-Кавказского и Сибирского) данный показатель был выше аналогичного по экономике в целом.

2. За первое полугодие 2015 года ситуация кардинально изменилась: анализируемый показатель превысил аналогичный показатель в целом по России на 7,9 %, а в федеральных округах это превышение

6 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

7 Составлено автором на основании данных сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2014 г. (2014). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm

колеблется от 4,8 % до 28,2 %, что говорит о положительных тенденциях по оплате труда в этой отрасли.

Внедряя в 2008 году новую систему оплаты труда в бюджетной сфере, Правительство РФ делало упор на основные задачи, которые данная система должна была решить:

1. Действующая до 2008 года единая тарифная сетка по оплате труда не выполняла функции стимулирования и дифференцированного подхода к отраслевым и ведомственным особенностям деятельности работников различных отраслей бюджетной сферы. Время диктовало необходимость ее замены на более совершенные подходы в оплате труда работников непроизводственной сферы.

2. Изменения в общих подходах к финансированию бюджетных учреждений, возможность привлечения ими денежных средств путем оказания платных услуг и другие экономические причины подвигли государственные органы пересмотреть принципы жесткой централизации в оплате труда. Государство в лице федеральных органов, а затем и региональных органов исполнительной власти перешло на условия выделения руководителям учреждений большей самостоятельности в распределении финансовых ресурсов, в том числе и оплаты труда. Согласно утвержденным законодательным актам заработная плата работников бюджетных учреждений стала формироваться самим учреждением в соответствии с требованиями учредителя, т. е. вышестоящей организации.

3. Главной задачей в новых подходах оплаты труда, кроме расширения полномочий руководителей бюджетных учреждений, стало внедрение в систему оплаты труда стимулирующего фактора. В обязательном порядке бюджетные учреждения должны формировать стимулирующий фонд для повышения качества и отдачи своих работников. Согласно такому подходу в бюджетную сферу стали внедряться рыночные методы стимулирования работников, которые должны их материально заинтересовать работать более результативно.

Низкий уровень оплаты труда в отраслях социальной сферы вызвал необходимость поиска новых управленческих решений для ее повышения. Одним из этих механизмов, кроме стимулирующего фактора, стали Указы Президента о регулировании заработной платы работников по отношению к среднему уровню заработной платы в экономике региона. На примере образовательных учреждений можно увидеть положительные результаты внедрения новой системы оплаты труда и регулирующего механизма.

ИСТОЧНИКИ:

Лапин, А.Е., Ломовцева, Н.Н. (2010). Актуальные вопросы совершенствования оплаты

труда работников бюджетной сферы. Вестник Оренбургского государственного университета, 8, 90-95.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (ред. от 14.01.2014).

Регионы России. Социально-экономические показатели - 2014 г. (2014). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm

Россия в цифрах. 2015 (2015). М.: Росстат.

Труд и занятость в России - 2011 г. (2011). Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_36/Main.htm; Труд и занятость в России - 2013 г. (2013). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_36/Main.htm

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.