Научная статья на тему 'Оценка текущей экономической и социальной ситуации в аграрном секторе'

Оценка текущей экономической и социальной ситуации в аграрном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаева Айнура Эсеналиевна, Аэршен Мулакайлэ, Тойгонбаева Гулшайыр Бакытбековна, Абдуразаков Урматбек Юсупжанович, Туратова Тансулуу Купуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка текущей экономической и социальной ситуации в аграрном секторе»

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ

СИТУАЦИИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ Исаева А.Э.1, Аэршен М.2, Тойгонбаева Г.Б.3, Абдуразаков У.Ю.4, Туратова Т.К.5, Туратов Б.М.6

'Исаева Айнура Эсеналиевна - преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и экономического анализа, факультет бизнеса и менеджмента;

2Аэршен Мулакайлэ — магистрант;

3Тойгонбаева Гулшайыр Бакытбековна — магистрант;

4Абдуразаков Урматбек Юсупжанович — магистрант;

5Туратова Тансулуу Купуевна — магистрант;

6Туратов Бексултан Мурзажанович — магистрант, направление; экономика, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Проведение экономических реформ в современном Кыргызстане затронуло все структуры народного хозяйства страны, включая и аграрный сектор. Однако, проблема совершенствования механизма регулирования аграрным производством в соответствии с возможностями страны пока еще не решена.

Несмотря на то, что отдельные сельские товаропроизводители, успешно работают и в кризисных условиях, используя новые инструменты и механизмы рыночной экономики, необходимо на первый план выдвигать решение проблем обеспечения эффективного применения интегрирующих элементов и механизмов управления процессом финансирования и кредитования сельскохозяйственными предприятиями.

Наделение сельских жителей земельными долями и имущественными паями создало определенные благоприятные предпосылки для превращения работников в хозяев. Появилась возможность свободного приобретения всех ресурсов при наличии средств. Но, несмотря на такие возможности, в аграрном секторе были допущены ошибки тактического и стратегического плана. В большинстве случаев изменения и новшества вводились без учета мнений сельских жителей. Процесс приватизации в аграрном секторе позволило руководителям и специалистам получить лучшие плодородные земельные участки, технические средства и постройки. Правительство Кыргызской Республики не учло мнение крестьян выступавших за эволюционное и постепенное изменение аграрных отношений. Лишь 7-9% сельского населения имели возможность самостоятельно и эффективно вести крестьянское хозяйство.

Современное состояние аграрного сектора характеризуется:

• как отсутствием приоритетов развития аграрной экономики, так и действенным механизмом их реализации;

• сохранением дискредитовавших себя методов планирования денежного предложения и кредитной политики;

• недооценкой роли государства в обеспечении развития аграрного сектора за счет создания условий повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства.

Главная трудность заключается в невозможности коррекционной оценки самого результата аграрной реформы, то есть определение того, какой показатель характеризует эффективность реформы: количество появившихся частных предприятий или увеличение объемов и качества производимой продукции.

Вместе с тем необходимо показать, что реформирование сельского хозяйства создало условия для формирования частного сектора, накоплению капитала и становлению рыночных отношений. В результате осуществления реформ в сельском хозяйстве произошли существенные изменения в формах собственности и правовых основах.

Одной из главных составляющих в системе мер, направленных на становление новых рыночных форм хозяйствования и повышение результативности сельскохозяйственного производства явилась финансовая поддержка государством крестьянских (фермерских) хозяйств путем кредитования сельхозпроизводителей.

Дальнейшее развитие кредита, лизинга и товарного кредита в аграрной сфере является надежным фактором дальнейшего развития и необратимости аграрных реформ.

Это позволит решить с одной стороны, проблемы сельского развития (обеспечение роста доходов населения и сферы социального обслуживания, снижение дифференциации в уровне жизни между городом и селом, между центральными и периферийными поселениями) и с другой

стороны, это проблемы, связанные с развитием сельского хозяйства на основе рыночных отношений (поддержка семей с низким уровнем доходов, обеспечение гарантий и социальной защиты сельских собственников, арендаторов и наемных работников. Таким подходом государство на себя взяло дополнительную нагрузку по обслуживанию и администрированию долгов. В этой связи следует отметить, что вопрос возврата этих бюджетных ссуд стал самым проблемным, потому что выдача кредитов осуществлялось без заключения кредитных договоров и залогового обеспечения, то сеть на лицо факт отсутствия учета кредитных ресурсов и первичных документов, подтверждающих получение заемных средств. Другой крупной ошибкой, допущенных в ходе проведения сельскохозяйственной реформы была реорганизация бывших колхозов и совхозов без определения правопреемников по государственным долгам. Все обозначенные выше проблемы прошлых лет и в настоящее время сказываются на аграрном секторе экономики. За последние годы в Кыргызской Республике деградировано более 45% земель. А ведь экономика аграрного сектора находится в полной зависимости от состояния земель, их плодородия и эффективного использования.

Основываясь на фундаментальных учениях классиков экономической теории, гений экономической мысли 19 века К. Маркс не случайно отметил: «Если труд считается отцом богатства, то земля является его матерью», что нашло не только теоретико-методологическое обоснование в его фундаментальных работах о земельной ренте, но имело блестящую практическую реализацию во всех общественно-экономических формациях различных времен и периодов, будь это страны с развитыми рыночными отношениями или страны с социально-ориентировочной экономикой.

При осуществлении рыночных преобразований необходимо опираться на объективные экономические законы, действующие в данной формации, в данной отрасли. Когда не учитываются механизмы объективизма законов и специфика национальной экономики, то никакая цель не достигается.

В результате бездарного распределения институтом частной собственности на землю на мелкие участки и ликвидации освоенных ранее севооборотов, во многих сельхозхозяйствах пришли в запустение коллекторно-дренажная сеть и внутрихозяйственная оросительная система.

Бессистемное использование земель и отсутствие научно-обоснованной системы земледелия привели к массовой деградации земель в Кыргызской Республике. Многие площади земель засолены, заболочены, проданы под строительство домов и объектов. А оставшиеся земли подвергаются ветровой и водной эрозии, что ведет к истощению полей путем посева одних и тех же культур на одной площади. Все это объективно обусловило потерю плодородия и истощение почвы и, как следствие получили спад сельскохозяйственного производства и снижение урожайности сельскохозяйственных культур в республике [3].

Из-за продажи земель без подготовки и отработки рыночного механизма купли - продажи, без стоимостной кадастровой экономической оценки земель, сегодня лицезреем последствия всего этого. Например, в Тюпском, Аксуйском районах гектар поливной пахотной земли продавался примерно за 100 долларов. Все пансионаты на Иссык-Куле были проданы без учета стоимости земли, то есть земли переданы бесплатно. Более того, в настоящее время в городе Бишкек и его пригородах получило широкое развитие индивидуальное строительство особняков и т.д. Такая картина происходит во всех регионах Кыргызской Республики, что пагубно влияет на социальную и экономическую ситуации страны. В развитых же странах мира, все земли оценены давно и имеют обоснованную стоимость. А оценку земель контролируют в этих странах, чтобы не было злоупотреблений и, земля не была продана дешевле ее узаконенной стоимости.

По данным Фреда Харрисона, выпускника Оксфордского и Лондонского университетов, директора совета по земельной политике в Лондоне - рентная стоимость фермерской земли в Англии составляет всего лишь 4,1%, тогда как рентная стоимость земли, уплачиваемая с муниципальных территорий -34,2%, налог на недвижимость - 8,1%. Почему в Кыргызской Республике многие землепользователи, которые строят многоэтажные жилые дома, имеют кафе, рестораны, автозаправочные станции, автостоянки, ворочащие ежегодно десятками миллиардов сомов только в городе Бишкек, собственники рынков платят за землю ниже ее стоимости.

Экономическое содержание ренты, это дармовые деньги, которые должны получать собственники земель (государство, муниципалитет). Кыргызская Республика не настолько богат, чтобы ренту получали частные богатые люди (олигархи). Мы еще не научились изымать полную стоимость ренты со всех землепользователей. Когда речь идет о ренте, государственные чиновники полагают, что ее должны платить только крестьяне и дифференцированно некоторые частные богатые люди. Между тем основную долю ренты (90%) должны платить так

называемые владельцы недр земли, а также крупные владельцы недвижимости - АЗС, кафе, ресторанов, рынков, магазинов и другие по объективно установленной цене. Такой подход пополнил бы бюджет государства, и, он был бы бездефицитным.

Обратите внимание на следующие расчетные данные. В 2013 году сельскохозяйственные производители в лице крестьянских (фермерских) хозяйств должны были заплатить 3787,9 млн сом земельного налога и 1476,5 млн сом за поливную воду, то есть труженики сельского хозяйства должны были заплатить почти 4,5 млрд сомов земельной ренты. Фактически с крестьян было собрано 7756, 1 млн сомов только земельной ренты. Если принять за расчет, что сельские труженики платят земельную ренту не 6-8%, а 10%, что составляет 13,4 млрд сомов, то остальные землепользователи должны заплатить не уплачиваемые сейчас 90% земельной ренты, или 17,52 млрд сомов.

Всего 19,82 млрд. сомов, или более 39% годового бюджета Кыргызской Республики на 2013 год. Между прочим, 13,4 млрд. сомов в 2013 году и 12,9 млрд. сомов в 2014 году разнятся более чем в 1,2 раза: 2013 г. - 13,4 млрд. сом: 45,1 сомов = 280,3 млн. сомов); (2014 г. - 12,6 млн сомов : 49,8 сом = 253,0 млн. сомов); 280,3 : 253,0 = 110,7% [1].

Если бы курс сома в валюте было бы на уровне 2013 года, то сейчас не было бы никаких вопросов в отношении проблем по увеличению пенсий, пособий, льгот ветеранам ВОВ на электроэнергию и т.д. Поэтому объективными причинами при оценке текущего экономического и социального состояния сельского хозяйства является отсутствие государственного порядка по решению выше изложенных проблем и сверхсамостоятельная деятельность НБКР, осуществляющего денежно-кредитную политику.

Рассматривая степень напряженности в бюджетной сфере, хочется вспомнить очень умную мысль бывшего президента АКК «Промстройбанк» М.О. Мукашева. Он писал, что у данного коммерческого банка, на тот момент, в областях и районах имелись 29 филиалов, которые ежегодно платят 28 млн сомов налога здесь в г. Бишкек. Если бы эти налоги платились отдельно по филиалам, с мест их сбора, то местный бюджет по территориям выглядел бы иначе, чем это делают сегодня местные органы самоуправления. Следствия реорганизации колхозов и госсовхозов без определения правопреемника по госдолгам сильно исказили информацию о кредитном портфеле сельскохозяйственного сектора экономики.

Реформы в аграрном секторе в отношении персонификации права собственности в республике не всегда соответствовали реальным усилиям и интереса хозяйствующих субъектов. В результате был нанесен урон прогрессивным технологиям семеноводческих и племенных хозяйств, животноводческим комплексам, где все производство осуществлялось практически на промышленной основе. В значительной степени деградирована материально- техническая база всего агропромышленного комплекса республики и нарушен единый механизм функционирования. Учитывая что, основной удельный вес таких секторов экономики, как продукции растениеводства, а также животноводства приходится на фермерские хозяйства, необходимо государственная поддержка в обеспечении доступа их к финансовым средствам, в своевременной реализации произведенной продукции, в снижении жесткого кредитного и налогового прессинга, чтобы эти хозяйства не теряли интерес к самостоятельному хозяйствованию. Таким подходом решились бы проблемы социального характера (зарплата, обучение их детей в садиках, школах, вузах и т. д), то есть снижалось бы социальная напряженность в сельской местности.

С точки зрения дальнейшей оценки текущего состояния в исследуемом секторе экономики, для повышения эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств важно развивать между ними и другими сельскохозяйственными производителями различные формы кооперирования интегрирования.

Весь агропромышленный комплекс республики дает почти половину валового общественного продукта и национального дохода.

В сельском хозяйстве должны быть определены стратегия и тактика ее развития, созданы условия для стабильного функционирования продовольственного рынка, разработаны механизмы и другие необходимые мероприятия.

В перспективе для оптимального функционирования сельскохозяйственного производства целесообразно основательно специализировать аграрный сектор экономики для образования аграрно-промышленных комплексов, кооперативов и других хозяйств с использованием новейших видов технологий и техники переработки и сбыта произведенной продукции. В этой связи, в необходимо отметить, что за последние годы произошли структурные сдвиги в системе реализации сельхозпродукции, появились многоканальные рыночные системы продажи,

снизились объем продаж для государственных нужд. Появились различные коммерческие организации, осуществляющие закупку продукции. Государство в силу определенных причин, не стал выполнять свои обязательства по расчетам за купленные сельхозпродукции. На это указали 2/3 опрошенных сельхозпредприятий, реализующих хлопок, зерно, овощи, скот и птицу-75%, и молоко -84%.

В результате в ряде регионов Кыргызской Республики складывается искусственный дефицит продовольствия при одновременном снижении уровня потребления на душу населения. В этой связи можно констатировать, что основной фактор снижения сбыта сельхозпродукций это неправильное размещение вертикальной и горизонтальной интеграции по производству и переработке продукции.

С точки зрения оценки текущего экономического и социального состояния республики, значение сельского хозяйства достаточно велико. Дело в том, что, несмотря на небольшую площадь используемых земель (0,4% от общей площади сельскохозяйственных угодий), она обеспечивают значительную долю выпуска продукции всего аграрного сектора. Доля индивидуальных подсобных хозяйств в производстве валовой продукции аграрного сектора экономики республики составляет 69,7 млрд сом, или 36,3% в 2015 году.

Результаты исследования показали, что за последние годы производство валового выпуска сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств выгляди следующим образом: производство сельхозпродукции государственными и коллективными хозяйствами снизилось с 3,2% в 2006 г. (2285,1:71098,7 -2005г) до 1,5% в 2015 г.(3004,2: 191679). Уменьшился в производстве продукции и доля личных подобных хозяйств - с 38,1% в 2006 году до 36,3% в 2015 году (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1. Производство валового выпуска сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в

Кыргызской Республике, миллионов сомов

2006 2007 2008 2009 2010 2010г. в % к 2006г.

Кыргызская Республика 71098,7 88158,2 110721,8 108784,8 115023,2 161,8

Государственные и коллективные хозяства 2285,1 2520,3 2733,8 2799,7 2754,4 120,5

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) 41732,1 53962,0 69547,4 62261,9 69235,6 165,9

Личные подсобные хоз-ва (ЛПХ) 27081,5 31675,9 38440,6 43723,2 40505,3 149,6

2011 2012 2013 2014 2015

Кыргызская Республика 149003,4 167092,3 167897,9 194064,4 191679 128,6

Государственные и коллективные хозяства 3318,9 3660,1 3849,1 3334,1 3004,2 90,5

КФХ 86146,7 9483,7 104904,7 116360,1 118968,3 138,1

ЛПХ 54915,7 60372,2 59412,9 70924,9 69706,5 126,9

Источник: составлено по данным Нацстаткома КР, Сельское хозяйство КР. Б., 2005-2016гг. С. 25-26.

Таким образом, текущая экономическая и социальная ситуация в аграрном секторе, в результате реформ, в советский период признаваемая как промышленно-аграрная республика, в настоящее время осуществляет импорт не только промышленных, но и продовольственных товаров.

Следует подчеркнуть, что в результате реформирования сельского хозяйства в республике сложилась в основном мелкокрестьянская структура производства и лоскутная (парцелярная) система земледелия, которые ограничивают возможности воздействия государства на развитие данной отрасли экономики и проведения целенаправленной государственной политики.

Список литературы

1. Кулишов Ю.О. Российский рынок лизинга сельскохозяйственной техники: проблемы и перспективы [Текст] / Ю.О. Кулишов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2011. № 2. С. 339-341.

2. Золотарева Е.Л. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны [Текст] / Е.Л. Золотарева, Л.Г. Леванова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2015. № 6. С. 11-13.

3. Джоробаева М.А. Кредитная кооперация фермеров и ее роль в финансировании сельскохозяйственного производства [Текст] / М.А. Джоробаева // Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2016. № 7 (89). Июль. Часть 1. С. 160-163.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Дюкин А.А.

Дюкин Александр Александрович — аспирант, Кафедра экономики и инновационного предпринимательства, Институт экономики и права Московский технологический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются различные формы финансового обеспечения малых предприятий. Рассматриваются как внутренние, так и внешние источники финансирования, а также выявляются наиболее предпочтительные методы привлечения денежных средств как на стадии становления бизнеса, так и на более поздних этапах. Ключевые слова: Финансовые ресурсы, источники финансирования, малый бизнес.

Малое предпринимательство как экономический институт играет важную роль в развитии экономики любого государства. А развитие самого бизнеса не возможно без должного ресурсного обеспечения, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. В данной статье речь пойдет о финансовых ресурсах, как о наиболее важной составляющей любого бизнес процесса.

Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых ресурсах. Финансовые ресурсы малого предприятия - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на обеспечение и расширение производственных процессов. Частные предприятия малого сектора довольно часто сталкиваются с проблемой дефицита денежных средств как в период становления, так и в период роста и развития бизнеса.

Для того чтобы проанализировать процесс формирования финансового обеспечения малого бизнеса, необходимо классифицировать основные источники финансирования малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.