Научная статья на тему 'Оценка текущего состояния системы внутреннегоконтроля (аудита) в органах Федерального казначейства и предложения по развитию данной системы на примере Управления Федерального казначейства по Липецкой области'

Оценка текущего состояния системы внутреннегоконтроля (аудита) в органах Федерального казначейства и предложения по развитию данной системы на примере Управления Федерального казначейства по Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / СТАНДАРТЫ КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL / AUDIT AND CONTROL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пелипец Евгений Михайлович

Анализируется влияние внутреннего контроля и аудита на повышение эффективности деятельности организации. Делается вывод, что целью внутреннего контроля и аудита является выявление недостатков в работе, минимизация рисков, улучшение результатов работы каждого сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE CURRENT STATE OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL (AUDIT) IN THE FEDERAL TREASURY AND PROPOSALS FOR SYSTEM DEVELOPMENT ON EXAMPLE OF THE FEDERAL TREASURY OF LIPETSK REGION

The influence of the internal control and audit to improve the efficiency of the organization is analyzed. It is concluded that the purpose of the internal control and audit is to identify weaknesses, minimize risk, and improve performance of each employee.

Текст научной работы на тему «Оценка текущего состояния системы внутреннегоконтроля (аудита) в органах Федерального казначейства и предложения по развитию данной системы на примере Управления Федерального казначейства по Липецкой области»

УДК 336.027.2

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДАННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

© Евгений Михайлович ПЕЛИПЕЦ

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, аспирант, кафедра менеджмента, e-mail: pelipets@me.com

Анализируется влияние внутреннего контроля и аудита на повышение эффективности деятельности организации. Делается вывод, что целью внутреннего контроля и аудита является выявление недостатков в работе, минимизация рисков, улучшение результатов работы каждого сотрудника. Ключевые слова: внутренний контроль; аудит; стандарты контроля.

Для обеспечения наиболее эффективного управления бюджетными средствами необходимо применение политики внутреннего контроля. С позиции теории управления внутренний контроль осуществляет функцию «обратной связи», т. е. обеспечивает органы управления информацией о потенциальных и реальных рисках и препятствиях, возникающих при достижении поставленных задач.

В принятой Правительством Российской Федерации Программе по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. [1] и Плане мероприятий по ее реализации, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р, развитие внутреннего контроля названо «одним из основных направлений повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития».

Поэтому одним из основных показателей качества деятельности любой организации является наличие эффективной и грамотно организованной системы внутреннего контроля и аудита, позволяющей не только выявлять нарушения и недостатки, но и предупреждать их, способствовать их своевременному устранению.

В целях повышения эффективности системы управления в системе органов Феде-

рального казначейства уже давно создана хорошо организованная структура внутреннего контроля и аудита, которая с каждым годом все более совершенствуется.

Федеральным казначейством разработаны и утверждены следующие документы, определяющие основные подходы к организации внутреннего контроля:

- Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 гг., утвержденная решением Коллегии Федерального казначейства от 23 декабря 2005 г. № 1/1 [2];

- Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденное приказом Федерального казначейства от 25 января 2011 г. № 19 [3];

- Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, утвержденные приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. № 253 [4];

- Правила профессиональной этики федеральных государственных служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, утвержденные приказом Федерального казначейства от 21 октября 2011 г. № 472 [5];

- Перечень возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности территориальных органов Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 18 ноября 2011 г. № 550 [6].

В Управлении Федерального казначейства по Липецкой области функции по организации внутреннего контроля и внутреннего аудита возложены на отдел внутреннего контроля и аудита.

Целью контрольных мероприятий, проводимых отделом, является установление соответствия деятельности структурных подразделений Управления по исполнению государственных функций и полномочий, по обеспечению их текущей деятельности требованиям законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности.

Переход на утвержденные Федеральным казначейством Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита способствовал установлению единого подхода к организации, проведению контрольных и аудиторских мероприятий и оформлению их результатов.

Организация контрольной деятельности отдела начинается с планирования, которое оформляется планом контрольной деятельности на соответствующий год и ежеквартальными графиками проведения проверок. Базовым документом для проведения контрольного мероприятия является программа проверки того или иного объекта внутреннего контроля, которая определяет предметы внутреннего контроля, а именно: процессы и операции, осуществляемые структурными подразделениями Управления в рамках закрепленных за ними функций, а также формируемые ими документы.

Основываясь на принципе гласности, электронные версии утвержденных графиков проведения проверок плана контрольной деятельности, а также программы проверки размещаются на интернет-сайте Управления.

В целях эффективной организации комплексных проверок составляются планы-графики проведения контрольной деятельности по отдельным вопросам проверки.

Результаты проверок по каждому направлению оформляются в виде справок, по деятельности объекта в целом - в виде акта.

Проведенная в 2011 г. оптимизация Управления, внедрение нового прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АС ФК») и, как следствие, - центра-

лизация бюджетного учета, кадровой и юридической работы, ведения финансовых и хозяйственных операций при исполнении бюджетной сметы позволило сократить время и затраты на проведение контрольных мероприятий.

В результате внедрения ППО «АС ФК» с 2012 г. проверки по вопросам кассового исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в территориальных отделах осуществляются в два этапа - камеральная проверка (осуществляется на рабочем месте сотрудника отдела внутреннего контроля и аудита) и проверка непосредственно на объекте.

Указанный метод проведения проверок позволил существенно сократить расходы на командировки.

Кроме того, с 2012 г. для участия в комплексных проверках не привлекаются сотрудники функциональных отделов Управления, что также привело к сокращению командировочных расходов на осуществление контрольных мероприятий.

Новый программный комплекс позволяет в режиме реального времени открывать и проверять расчетно-платежные документы получателей, территориально удаленных от Управления на сотни километров.

Совершенствование казначейских технологий в будущем позволит сместить акцент с последующего контроля на предварительный и текущий.

В целях подготовки предложений и рекомендаций по предупреждению и устранению нарушений и недостатков в деятельности структурных подразделений результаты проверок могут рассматриваться на Контрольном Совете Управления, который состоит из начальников отделов Управления.

Контроль над ходом реализации материалов проверки проводится в форме информационного письма по устранению объектом проверки выявленных нарушений (Указания), плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков и отчета о выполнении плана мероприятий по устранению допущенных нарушений и недостатков.

Другим направлением деятельности, осуществляемым отделом, является организация внутреннего контроля в Управлении. На протяжении последних нескольких лет

действует эффективная система внутреннего контроля в каждом структурном подразделении Управления.

В целях предотвращения операционных рисков внутренний контроль в Управлении осуществляется по четырем уровням:

1) самоконтроль, который заключается в исполнении сотрудником структурного подразделения (отдела) Управления контрольных функций в рамках должностных обязанностей, закрепленных должностным регламентом (предварительный внутренний контроль);

2) взаимоконтроль, который заключается в проведении сотрудником структурного подразделения Управления проверок операций и процедур, осуществляемых исполнителем (текущий внутренний контроль);

3) мониторинг (анализ, оценка) состояния внутреннего контроля в структурных подразделениях Управления, который осуществляется начальником отдела или лицом,

его заменяющим (последующий внутренний контроль);

4) проведение отделом комплексных и тематических проверок в структурных подразделениях Управления (последующий

внутренний контроль).

В рамках внутреннего контроля осуществляются 3 вида контроля: 1) технологический (проверка соблюдения установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности); 2) административный (проверка соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников); 3) финансовый (проверка соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности).

Перечень видов операций в разрезе структурных подразделений Управления, подлежащих проверке и их периодичности, утверждается руководителем Управления на текущий календарный год.

Рис. 1. Количество проверок (взаимоконтроль, мониторинг), проведенных территориальными отделами Управления за 1 полугодие 2012 г.

Мероприятия по внутреннему контролю фиксируются в журнале учета установленной формы. В него вносятся записи о проведении взаимоконтроля и мониторинга, указывается перечень проверенных документов, способ проверки, перечень установленных нарушений, предложения по устранению и предотвращению повторения выявленных ошибок и нарушений.

Отдел внутреннего контроля и аудита осуществляет обобщение информации о мероприятиях по внутреннему контролю за отчетный период.

В целях эффективной реализации информационного взаимодействия с контрольно-счетными органами Липецкой области в рамках ст. 15 федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в феврале 2012 г. заключены соглашения об информационном взаимодействии между Управлением и контрольно-счетными органами г. Липецка и Липецкой области.

Соглашения регламентируют информационное взаимодействие при передаче информации, на основании которой осуществляются операции со средствами бюджетов субъекта и муниципальных образований, отчетных и иных документов Управления по кассовому обслуживанию бюджетов в контрольно-счетные органы.

Сотрудничество в рамках подписанных соглашений позволяет контрольно-счетным органам получать полную и достоверную информацию об операциях по исполнению бюджетов, а также способствует совершенствованию государственного финансового контроля, обеспечивает представление объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов.

Утвержденные Федеральным казначейством Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями, достаточно подробно регламентируют деятельность подразделений внутреннего контроля и аудита. Однако, несмотря не декларируемое отличие функций внутреннего контроля и внутреннего аудита, Федеральное казначейство использует единые стандарты для обоих видов деятельности. При этом стандарты

слишком компактны и с методических позиций значительно уступают федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.

Рассматривая механизмы обеспечения внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, можно было бы рассмотреть необходимость внедрения такого понятия, как контроль качества контрольной деятельности. Каждое контрольно-аудиторское подразделение должно самостоятельно определять формы, методы, периодичность и сроки такого контроля, критерии оценки результативности контрольной деятельности. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» определены принципы, которыми должны руководствоваться сотрудники контроля при осуществлении контрольной деятельности:

- профессиональная компетентность сотрудников контрольно-аудиторских подразделений, предполагающая обладание необходимыми навыками;

- должная тщательность сотрудников контрольно-аудиторских подразделений, состоящая в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных программой контрольного мероприятия;

- независимость (независимость сотрудников контрольно-аудиторских подразделений от объекта внутреннего контроля, в т. ч. отсутствие родства с должностными лицами объекта контроля). Эти обстоятельства должны быть учтены при планировании контрольной деятельности.

Критерием оценки деятельности объекта проверки могло бы стать внедрение системы оценивания по 10-балльной шкале допущенных нарушений. Количество баллов по каждому виду нарушения следует включить в Перечень возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности территориальных органов Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 18 ноября 2011 г. № 550.

Немаловажным в контрольной деятельности является кадровая проблема, связанная с нехваткой профессионалов в сфере внутреннего контроля и аудита. Опираясь на ми-

ровой опыт, следует шире привлекать независимых аудиторов, работающих в сфере негосударственного финансового контроля. Принимая во внимание высокий уровень конкуренции на рынке аудиторских услуг, можно ожидать, что часть аудиторов проявит интерес к освоению новой сферы государственной деятельности при достаточном финансировании.

Важнейшим механизмом в решении кадровой проблемы могла бы стать специальная программа подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов по внутреннему контролю и аудиту в органах Федерального казначейства.

Внутренний контроль в органах Федерального казначейства представляет собой непрерывный процесс, направленный на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций. Отношение к внутреннему контролю неоднозначное. Далеко не всеми осознается, что проверяющий контролирует в большей степени обеспечение рабочего процесса, выявляя существующие недостатки правил и процедур. Ведь цель внутреннего контроля и аудита - помочь сотрудникам эффективно выполнять возложенные на них обязанности, выявить недоработки, минимизировать риски и подготовиться к внешним проверкам.

1. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства

Российской Федерации от 3Q.Q6.2Q1Q г. № 1101-р. (ред. от 12.11.2Q1Q). URL: http:// Pravitelstvo.RF/gov/results/11337.

2. Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2QQ6-2Q11 годах, утвержденная решением Коллегии Федерального казначейства от 23.12.2QQ5 г. № 1/1. URL: http://www. simtreas.ru/na/Conc_Q6-11.htm.

3. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, утвержденное приказом Федерального казначейства от 25.Q1.2Q11 г. № 19. URL: http:// www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-gosudarstvo/g3g. htm.

4. Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности, утвержденные приказом Федерального казначейства от 29.Q6.2Q11 г. № 253. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=EXP;n=509512.

5. Правила профессиональной этики федеральных государственных служащих Федерального казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские мероприятия, утвержденные приказом Федерального казначейства от 21.1Q.2Q11 г. № 472. URL: http://www.outdoor-komitet.ru/index.php?ds=93450.

6. Перечень возможных (основных) нарушений при осуществлении деятельности территориальных органов Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 1S.11.2Q11 г. № 55Q. URL: http://tula.roskazna.ru/file/fs/54.42559.Prikaz_Fe deral'nogo_kaznachej stva_ot_1S_nojabrj a_2011 %A0g._N%A0550_.doc.

Поступила в редакцию 12.11.2012 г.

UDC 336.027.2

ASSESSING THE CURRENT STATE OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL (AUDIT) IN THE FEDERAL TREASURY AND PROPOSALS FOR SYSTEM DEVELOPMENT ON EXAMPLE OF THE FEDERAL TREASURY OF LIPETSK REGION

Evgeniy Mikhailovich PELIPETS, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russian Federation, Post-graduate Student, Management Department, e-mail: pelipets@me.com

The influence of the internal control and audit to improve the efficiency of the organization is analyzed. It is concluded that the purpose of the internal control and audit is to identify weaknesses, minimize risk, and improve performance of each employee.

Key words: internal control, audit and control standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.