Научная статья на тему 'Оценка технологических и организационных инноваций'

Оценка технологических и организационных инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / INNOVATION ACTIVITY ORGANIZATIONS / TECHNOLOGICAL INNOVATION / INNOVATIVE RESEARCH AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аленкова Ирина Владимировна

Инновационная активность организации характеризуется степенью ее участия в инновационной деятельности в целом или в отдельных ее видах в течение определенного времени. Уровень инновационной активности организаций определяется удельным весом организаций, осуществляющих инновации (технологические, организационные или маркетинговые), к общему числу организаций, обследованных за определенный период. Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инновации, составил 9,4%, маркетинговые 2,5%, организационные 3,5%. Среди осуществлявших различные виды инновационной деятельности больше всего организаций, приобретавших машины и оборудование, связанные с технологическими инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of technological and organizational innovations

. Innovative activity of the organisation characterises degree of participation of the organisation in realisation of innovative activity in whole or its separate kinds during the certain period of time. Level of innovative activity of the organisations relative density of the organisations which are carrying out innovations at least of one type: technological, organizational or marketing, to total number surveyed for the certain period of time of the organisations. Level of innovative activity of the organisations which were carrying out technological innovations, has made 9,4 %, marketing 2,5 %, organizational -3,5 %. Among the organisations which were carrying out various kinds of innovative activity, the greatest share is made by the organisations getting the cars and the equipment, connected with technological innovations

Текст научной работы на тему «Оценка технологических и организационных инноваций»

И. В. Аленкова1

ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ

Главный субъект инновационной деятельности - это предприниматель. Именно его усилия и его риск лежат в основе превращения нововведения в инновацию. И если предприниматель не активен, то все остальные субъекты (государственные институты, ученые, инженеры, профессиональные участники рынка инноваций, занимающиеся коммерциализацией нововведений) инновационную экономику не сформируют. О недостаточной активности российского предпринимателя свидетельствует статистика [5, с.

3].

По данным федерального статистического наблюдения, инновационной деятельностью в Российской Федерации в 2009 г. занимались 10,8% организаций добывающих и обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инновации, составил 9,4%, маркетинговые - 2,5%, организационные - 3,5% (табл. 1). Активно внедряются инновационные процессы в производстве кокса и нефтепродуктов (29,2% обследуемых организаций в 2009 г.), электрооборудования, электронного

Таблица 1

Уровень инновационной активности организаций

Показатели Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность, ед. Уровень инновационной активности организаций, %

2008 г. 2009 г. 2010*г. 2008 г. 2009 г. 2010*г.

Всего 2806 2841 2876 10,6 10,8 10,9

технологические инновации 2490 2485 2510 9,4 9,4 9,5

маркетинговые инновации 615 656 663 2,3 2,5 2,6

организационные инновации 857 911 920 3,2 3,5 3,6

*Прогноз.

и оптического оборудования (28,4%), в химическом производстве (26,5%), а также в производстве транспортных средств и оборудования (24,6%). Показатель уровня инновационной активности организаций указанных видов деятельности в 2009 г. превысил средний по России в 2,3.. .2,7 раза. Самый низкий уровень инновационной активности в 2009 г. отмечался в целлюлозно [ бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (4,3%), в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (5,1%), в текстильном и швейном производстве (5,6%), в организациях по обработке древесины и производству изделий из дерева (6,0%).

Среди организаций, осуществлявших различные виды инновационной деятельности, наибольшую долю составляют организации, приобретавшие машины и оборудование,

1 Ирина Владимировна Аленкова, аспирант Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, E-mail.: nn-aiv@nxt.ru

связанные с технологическими инновациями (табл. 2). Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением устаревшего производственного

Таблица 2

Число организаций, осуществляющих технологические инновации, по видам инновационной деятельности

Показатели Число организаций, осуществлявших технологические инновации В % к числу организаций, осуществлявших технологические инновации

2008 г. 2009 г. 2010*г. 2008 г. 2009 г. 2010*г.

Всего 2490 2485 2357 100 100 100

исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 831 833 905 33,4 33,5 33,6

производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 762 749 723 30,6 30,1 30,0

приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 1687 1658 1620 67,8 66,7 66,4

приобретение новых технологий 336 315 309 13,5 12,7 12,0

из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 189 182 176 7,6 7,3 7,1

приобретение программных средств 671 709 724 26,9 28,5 27,9

другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) 462 475 483 18,6 19,1 19,4

обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 573 584 606 23,0 23,5 23,5

маркетинговые исследования 357 328 309 14,3 13,2 12,7

прочие затраты на технологические инновации 187 195 210 7,5 7,8 8,1

*Прогноз.

оборудования. В 2009 г. приобретением производственного оборудования занималось 66,7% организаций из числа осуществлявших технологические инновации, что на

1,1%

меньше, чем в 2008 г. Выросло (на 5,7%) число организаций, приобретавших программ-

ные средства. Их доля в числе организаций, осуществлявших технологические инновации в 2008 г., составила 28,5%. Треть организаций занимались научными исследованиями и разработками (33,5%), и этот уровень практически не изменился по сравнению с

2007 г.

В 2009 г. 30,1% из обследованных организаций занимались производственным проектированием, дизайном и другими разработками (не связанными с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов. Их доля по сравнению с 2007 г. снизилась на 0,5 %. В 2009 г. только 182 организации (7,3% обследованных организаций, осуществлявших технологические инновации) приобретали права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

По данным статистических наблюдений, в период 2007-2009 гг. 3402 организации имели завершенные инновации, из них 2941 (86,4%) -технологические инновации.

Их число по сравнению с 2007 г. возросло, соответственно, на 8,3 и 6,2%. Более половины организаций (52,9%), имевших технологические инновации, разрабатывали их самостоятельно, треть - кооперировались с другими организациями, для 15,5 % организаций инновации разрабатывали другие организации. Примерно такое же соотношение в области разработки маркетинговых и организационных инноваций.

В работе [1] на конкретных примерах показаны роль и значение инноваций в организации производства.

В 2009 г. организациями, осуществлявшими технологические инновации, было разработано 6048 совместных проектов по выполнению исследований и разработок новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов (далее -исследования и разработки новых товаров, услуг). Из них 88,6% осуществлялись в России, 6,7% - в странах ЕС (Исландии, Лихтенштейне, Норвегии, Швейцарии), 3,1% - в странах СНГ. При этом российские партнеры были представлены преимущественно научными организациями (30,4% от количества подготовленных совместных проектов) и поставщиками оборудования, материалов, комплектующих, программных средств (26,9%). Технологический бизнес является наиболее прибыльным и, как показывает практика, позволяет осуществить качественный прорыв на мировом рынке товаров и услуг [7].

Отметим, что среди организаций, осуществлявших совместные проекты по выполнению исследований и разработок новых товаров, услуг, доля инновационно активных составила 77,8%, удельный вес совместных проектов, в которых участвовали эти организации, - 80,5%.

Интенсификации инновационных процессов во многом способствует технологический обмен. Число организаций, участвовавших в технологическом обмене в 2009 г., по сравнению с 2008 г. сократилось в сфере приобретения новых технологий (технических достижений) и программных средств на 4,1%, в области их передачи - на 3,7% (табл. 3).

Основу заимствованных научно-технических достижений составляли отечественные разработки: их использовали 70% организаций, приобретавших технологии, и 73,4%, передававших. Импорт технологий осуществляли, соответственно, 30 и 26,6% организаций. Предпочтение здесь отдавалось странам дальнего зарубежья. Наиболее распространенной формой приобретения и передачи новых технологий, характерной для организаций большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей). Инновационная способность экономики страны определяется возможностью создавать и распространять новшества во всех ее сферах. Специфика инноваций как товара такова, что, с одной стороны, потребность в них формируется под воздействием спроса и предложения, а с другой - необходимость в

ней возникает в условиях конкуренции. Напомним, что в японской инновационной системе в 80 % случаев вопросы ставит бизнес [3, с. 6-7]

Таблица 3

Технологический обмен организаций, осуществлявших технологические инновации

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010*г.

Число организаций, приобретавших новые технологии, единиц 928 890 851

Число организации, передававших новые технологии, единиц 82 79 76

Удельный вес организаций, осуществлявших технологический обмен, в числе организаций, осуществлявших технологические инновации, %:

приобретавшие новые технологии 37,3 35,8 34,2

передававшие новые технологии 3,3 3,2 3,1

Количество приобретенных новых технологий (технических достижений), программных средств, единиц 30808 25087 23861

Количество переданных новых технологий (технических достижений), программных средств, единиц 574 495 394

*Прогноз.

Низкий уровень инновационной активности отчасти объясняется недостаточной развитостью научных подразделений. Из числа обследованных организаций 2483 (9,4%) имели научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, среди них 43,3% составляли инновационно активные организации [6].

В целом удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обследованным организациям в 2009 г. составил 1,2% и по сравнению с 2008 г. снизился на 0,2 %. Наиболее высокая интенсивность затрат на технологические инновации характерна для химического производства, а также электронного, оптического и электрооборудования, где доля этих затрат (далее - интенсивность затрат) в объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составляет соответственно 3,3 и 2,6%. К видам экономической деятельности с низким уровнем интенсивности затрат относятся производство кожи и изделий из нее, обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели); производство и распределение электроэнергии, газа и воды - по 0,5%, добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) - 0,9%. По остальным видам деятельности этот показатель колебался от 0,7 до 2,3%. Затраты на технологические инновации в 2009 г. составили 207,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3% ниже, чем в 2008 г.

Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остается самофинансирование. В 2009 г. за счет собственных средств организаций было профинансировано 79,6% всех затрат на технологические инновации. В организациях по добыче полезных ископаемых этот показатель составил 98,9%; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 88,9%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды -81,2%.

Средства федерального бюджета в общей сумме затрат на технологические инновации не превышают 4,0% и в основном использованы в производстве электронного, оптического и электрооборудования. Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - всего 0,4% от всех затрат на инновационную деятельность. Иностранные инвестиции составляют 0,3% от всех затрат и использованы в производстве пищевых продуктов и автомобилей. С привлечением кредитных и заемных средств было профинансировано 13,7% от общих затрат организаций на технологические инновации, средствами венчурного фонда - 0,04%.

В структуре затрат на технологические инновации 57,5% приходится на приобретение машин и оборудования (табл. 4). В зависимости от вида деятельности эти затраты колебались от 37,3% (производство электронного, оптического и электрооборудования, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) до 91% (целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность). В 2008 г. доля затрат на исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов в структуре затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации составляла 17,3%. В то же время в организациях, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, этот показатель составил 40%, в производстве электронного, оптического и электрооборудования -41,3%.

Таблица 4

Затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности

Показатели Затраты на технологические инновации, млн. рублей Структура затрат на технологические инновации, %

2008 г. 2009 г. 2010*г 2008 г. 2009 г. 2010*г.

Всего 188492,2 207499,2 222431,1 100 100 100

исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 35014,7 35917,3 36421,4 18,6 17,3 16,8

производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 17540,7 14563,5 13434,2 9,3 7.0 6,7

приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 102991,8 119367,1 54,6 57,5 58,0

приобретение новых технологий 3364,4 4656, 2 1,8 2,2 2,5

на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 1198,2 1660,0 0,6 0,8 0,9

приобретение программных средств 3885,1 5489,5 2,1 2,7 3,4

другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) 9079,7 11187,0 4,8 5,4 5,7

обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 850,6 1065,7 0,5 0,5 0,5

маркетинговые исследования 649,5 716,2 0,3 0,4 0,5

прочие затраты на технологические инновации 15115,7 14536,7 8,0 7,0 6,0

*Прогноз.

Доля затрат, связанных непосредственно с подготовкой производства инновационной продукции, незначительна: производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых продуктов - 7%, приобретение программных средств - 2,7%, новых технологий - 2,2%, обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями, - 0,5%, затраты на маркетинговые исследования - 0,4%.

Структура затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации по сравнению с 2008 г. несколько изменилась. Так, отмечается рост затрат, на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, на 2,9 % и снижение затрат на исследования и разработку новых продуктов, работ, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов на 1,3 %. Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, материалов, создание новых и совершенствование видов продукции.

В 2009 г. произведено инновационных товаров, работ и услуг (инновационной продукции) на сумму 916,1 млрд рублей, из них 842 млрд рублей (91,9%) приходилось на инновационно активные организации. В 2008 г. на такие организации приходилось 94,5% всего объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг. Доля инновационной продукции по обследуемым организациям в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг (далее - объеме отгруженных товаров) в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом не изменилась и составила 5,5%. По сравнению с 2008 г. возросла доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров в организациях химического производства (на 3,6 %), по производству резиновых и пластмассовых изделий (на 3,4 %), по производству электронного, оптического и электрооборудования (на 1,4 %). Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров в организациях по производству кокса и нефтепродуктов снизилась на 8,5 %, по производству транспортных средств и оборудования - на 3,7 %.

В общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг около 52% составляет продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет. Доля инновационной продукции, подвергавшейся усовершенствованию, составила 48,1%, в том числе в организациях по добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) - 99,5%, по производству машин и оборудования - 76,3%, пищевых продуктов - 69,5% (табл. 5).

Таблица 5

Объем инновационных товаров, работ и услуг по уровню новизны

Млн.рублей В % от объема инновационных товаров, работ, услуг

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010*г. 2008 г 2009 г. 2010*г.

Инновационные товары, работы и услуги 714024,6 916131,6 954692 100 100 100

в том числе:

вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям 376282,2 475428,0 497345 52,7 51,9 52,1

подвергавшиеся усовершенствованию 337742,4 440703,6 457347 47,3 48,1 47,9

*Прогноз.

Деятельность инновационно активных организаций в основном направлена на удовлетворение спроса отечественных потребителей. В 2008 г. на внутренний рынок было

поставлено инновационных товаров, работ и услуг на 639,9 млрд рублей (69,8% от общего объема), экспортировано - на 276,3 млрд рублей (30,2%).

Наряду с технологическими осуществлялись маркетинговые и организационные инновации (табл. 6). Маркетинговыми инновациями в 2008 г. занимались 656 обследованных организаций (2,5%), организационными - 911 (3,5%).

Организации, осуществлявшие в 2009 г. инновационную деятельность, составляя 10,8% от общего числа обследованных, произвели 48,2% объема всей продукции организаций добывающих и обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. В среднем в 2009 г. на одну инновационно активную организацию приходилось отгруженной продукции на 2842,2 млн рублей, на неинновационную - 368,9 млн рублей.

Среднесписочная численность работников в среднем на одну инновационно активную организацию составила 1267 чел., на неинновационную - 260 чел. Квалификация работников, характеризуемая наличием высшего профессионального образования, в инновационных организациях несколько выше - 22,1% против 19,5% в неинновационных.

В 2009 г. в общем объеме инвестиций в основной капитал по обследованным организациям удельный вес инновационно активных организаций составил около 46%.

Таблица 6

Основные показатели организаций, осуществлявших маркетинговые и организационные инновации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Маркетинговые инновации Организационные инновации

2008 г. 2009 г. 2010*г. 2008 г. 2009 г. 2010*г.

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн.рублей 234240,6 307272,8 324571,2 319793,4 390905,6 412572,2

в % от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг 25,9 26,9 27,9 14,7 10,3 8,4

Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, млн.рублей 30187,7 42453,4 45324,5 73154,9 89017,3 91345,1

в том числе:

технологические инновации 28553,3 39808,9 41542,7 70930,1 84603,8 87348,2

маркетинговые инновации 1056,4 2092,4 2467,1 431,9 985,0 1041,0

организационные инновации 578,0 552,2 478,3 1792,9 3428,5 5421,2

*Прогноз.

Анализ полученных данных показывает, что наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности связаны с экономическими факторами. К числу наиболее весомых среди них относятся высокая стоимость нововведений - ее назвали 33,5% обследованных организаций, недостаток собственных денежных средств - 32,6%, недостаток финансовой поддержки со стороны государства - 29,3%, высокий экономический риск -27,3%. Из производственных факторов, тормозящих инновационную деятельность, 24,6% организаций назвали нехватку квалифицированного персонала и 23,3% - низкий инновационный потенциал. Только формируя интегрированные знания в области основ создания, развития и условий коммерциализации новых продуктов и технологий, а также

методов управления инновационным бизнесом в едином процессе обучения, можно обеспечить необходимое качество подготовки кадров для управления инновациями [4, с. 5].

Список литературы

1. Аленкова, И. В. Инновации в организации деятельности производства / И. В. Аленкова // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). - С. 71-75.

2. Анискин, Ю. П. Организационные аспекты инновационного развития экономики/ Ю. П. Анискин // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2(4). - С. 19-20.

3. Асаул, А. Н. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 3-7.

4. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями -залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. -2009. - № 1(19). - С. 3-7.

5. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 3-6.

6. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

7. Симчера, В. М. В России денег хватает, в России дефицит эффективных решений/ В. М. Симчера // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3(17). - С. 28-37.

The list of literature

1. Alenkova, I. V. Innovations in the organization of activity of manufacture/ I. V. Alenkova //Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P.71-75.

2. Aniskin, Ju. P. Organizational aspects of innovative development of economy/ Ju. P. Aniskin //Economic revival of Russia. - 2005. - № 2(4). - P.19-20.

3. Asaul, A. N. High-tech complex: definition of economic growth / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3(17). - P. 3-7.

4. Asaul, A. N. Training of engineers-managers n management of innovations - a company guarantee of successful development - 2009. - № 1(19). - P. 3-7.

5. Asaul, A. N. The problems of innovative development of the domestic economy/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. -2009. - № 4(22). - P. 3-6.

6. Modernization of economy on the basis of technological innovations / A. N.Asaul [and others]; under the editorship of the Deserved Builder of the RF, the Doc. of Econ, prof. A. N.Asaula. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

7. Simchera, V. M. In Russia it's enough, in Russia, a lack of effective solutions / V. M. Simchera // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.