Научная статья на тему 'Оценка технического уровня механизмов передвижения мощных экскаваторов'

Оценка технического уровня механизмов передвижения мощных экскаваторов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКАВАТОР / КАЧЕСТВО / ХОДОВОЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калашников О. Ю., Бондаренко Т. Р., Крупко И. В.

Рассматривается проблема оценки технического уровня механизмов передвижения мощных экскаваторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка технического уровня механизмов передвижения мощных экскаваторов»

2. Влияние термической обработки на структуру и свойства азотосодержащей аустенитно-мартенситной стаи 08Х14АН4МДБ. В.М. Блинов [и др.] // Металлы. 2004. № 6. С. 73-84.

3. ДроновВ.С., Селиверстов Г.В. Кинетика развития усталостной повреждаемости в малоуглеродистой стаи // Изв. ТулГУ. Сер. Подъемнотранспортные машины1 и оборудование. Вып. 7. Тула. 2006. С. 207-212.

4. Гурьев А.В., Митин В.Я. Особенности развития локальных мик-ронеоднородных деформаций и накопления усталостных повреждений в углеродистых стаях// Проблемы: прочности. 1978. №11. С. 19-23.

5. Кинетика развития малых усталостных трещин в стали при циклическом нагружении. В.С. Дронов [и др.] // Металлы:. 2006. № 5. С. 112-122.

V. Dronov, E. Kondaurova, S. Anufriev

Structural damageability in yielded regions of ferrite-pearlite and austenitemartensite steels during fatigueing

Features of progress of plastic strain and damage of low-carbon steel Ст3 and corrosion-resisting nitrogenated steel 08Х14АН4МДБ during cyclic loading at micro- and macrolevel is researched. Findings reflect progress of damages of heterogeneous structures during straining of various structural categories of steel.

Получено 07.04.09

УДК 621.879

О.Ю. Калашников, канд. техн. наук,

(Украина, Краматорск, ЗАО «НКМЗ»),

Т.Р. Бондаренко, асп., (0626) 41-47-45, betyaros@mail.ru (Украина, Краматорск, ДГМА),

И.В. Крупко, асп., (Украина, Краматорск, ДГМА)

ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МОЩНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ

Рассматривается проблема оценки технического уровня механизмов передвижения мощных экскаваторов.

Ключевые слова: экскаватоо, качество, ходовой механизм.

Основными средствами механизации при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом являются экскаваторы:, от эффективности работы: которых во многом зависит производительность горных комплексов и предприятий.

Анализ ходовых устройств экскаваторов показал, что в качестве ходовых механизмов в основном используют гусеничные или шагающие механизмы: передвижения (рис. 1), которые в значительной мере отличаются как конструктивными, так и силовыми параметрами.

Рис. 1. Кинематические схемы механизмов передвижения:

М - двигатть; Р, Р1, Р2 - редукторы; а - гусеничный ход; б - шагающий кривошипно-шарнирный (3- опорный) в - шагающий проектный (4- опорный)

Так гусеничные движители (см. рис. 1, а) характеризуются сравнительно небольшой (до 0,25...0,35) удельной энергоемкостью процесса перемещения, в то же время существенными недостатками гусеничных ходовых устройств является сравнительно низкий срок службы механизма до первого отказа [1, 2], который в среднем составляет 25.30% от средней наработки на отказ исполнительных механизмов одноковшовых экскаваторов. Однако при значительных преимуществах, по долговечности и надежности шагающих механизмов (см. рис. 1, б), показатель энергоемкости для данных движителей значительно выше, что и вызвало необходимость сравнительного анализа по показателям технического уровня механизмов передвижения одноковшовых экскаваторов.

Среди новых конструктивных решений механизмов передвижения обращает на себя внимание 4-опорный шагающий механизм передвижения (см. рис. 1, в - вид сверху /4 части хода) [3].

По всем предварительным расчетам этот механизм передвижения имеет следующие преимущества:

- обеспечивает устойчивое положение одноковшового экскаватора при работе;

- более низкая энергоемкость, более высокий КПД, чем у 3-х опорного шагающего хода за счет снижения затрат энергии на трение между опорной базой и грунтом.

Для сравнения ходовых механизмов различных по мощности, массе и конструктивным решениям отдельных узлов, с позиции соответствия их современному техническому уровню, воспользуемся известной методикой [4]. На рис. 2. представлен алгоритм расчета технического уровня механизмов передвижения экскаваторов [5], для которого необходимо выделить основные параметры механизма и определить удельные показатели, в полной мере отражающие совершенство ходовых механизмов.

Лыжи

а

б

в

Рис. 2. Алгоритм расчета тенического уровня меанизмов передвижения

Предлагаемые удельные показатели (табл. 1) определены по технической документации, а также расчетным и экспериментальным методами.

В таблице 1: МХ - масса деталей ходового механизма, т; МЭ - масса экскаватора, т; ТЭ - срок службы экскаватора, лет; ТХ - срок службы деталей механизма передвижения до отказа, лет; Ы, - мощность двигателей механизма передвижения, кВт, Уэ - скорость передвижения экскаватора, км/ч.

Таблица 1

Значения опредеяющих параметровходовых меанизмов

Наименование по- Формула для Значение параметров экскаваторов

казателя определения ЭКГ- 4,6Б ЭКГ- 8И ЭШ- 6,5/45 ЭШ- 10/70 Про- ектный

Удельная металлоемкость деталей ходовых механизмов М'% =МХ/Мэ 0,35 0,45 0,12 0,15 0,2

Удельный срок службы механизма до отказа к и 7 5 1,7 2,5 2

Удельна энергоемкость передвижения Е =^/Мэ 0,273 0,352 1,275 1,453 0,6

Функцио нальный критерий Х = Кг /(Мэ-Кэ) 0,15 0,158 0,229 0,291 0,25

Количество критериев п для определения уровня качества машины не устанавливается, поэтому принимаем те показатели, которые, по мнению авторов, отражают технический уровень механизмов передвижения экскаваторов (долговечность, металлоемкость и энергоемкость).

Согласно приведенной методике (см. рис. 2) значения единичных показателей приведены в табл. 2.

Таблица 2

Значение единичных показателей качества

Единичный показатель Значение показателей экскаваторов

ЭКГ-4,6Б ЭКГ-8И ЭШ-6,5/45 ЭШ-10/70 Проектный

Ян 0,221 0,181 0,984 1,000 0,644

Яі2 0,159 0,235 1,000 0,864 0,928

Яі3 1,000 0,817 0,327 0,365 0,758

ія, і= 1,380 1,233 2,311 2,229 2,331

К 0,312 0,319 0,735 0,712 0,770

После определения единичных показателей по формуле [4] определяем обобщенный показатель качества (К) ходового механизма. Уровень качества эталонного движителя всегда равен единице, а разность между единицей и уровнем качества реальных передач показывает, насколько высок технический уровень той или иной передачи и механизма в целом.

После определения единичных показателей по формуле [4] определяем обобщенный показатель качества (К) ходового механизма. Уровень качества эталонного движителя всегда равен единице, а разность между единицей и уровнем качества реальных передач показывает, насколько высок технический уровень той или иной передачи и механизма в целом.

Анализ технического уровня ходовых механизмов экскаваторов по обобщенному поклателю К (табл. 2) поклывает, что максимльное значение удельной металлоемкости у ЭКГ-8И, т.к. движитель имеет довольно большой вес по отношению к весу экскаватора, что является существенным недостатком гусеничного хода. Минимльный срок службы до первого от-клл у ЭКГ-4,6Б, что определено экспериментальным путем, это связано с несовершенством гусеничного зацепления, которое применяется на данном экскаватор. Максимльную энергоемкость имеют экскаваторы с шагающим механизмом передвижения, но при оборудовании машин проектным 4х опорным ходом появляется возможность существенно снизить данный показатель.

qi1 ЯІ2 ЯІ3

Единичный показатель

і ЭКГ-4,6Б Ш ЭКГ-8И НЭШ-6,5/45 ИЭШ-10/70 ^Проектный

Рис. 3. Единичные показатели качества экскаваторов

Оценка качества механизмов передвижения экскаваторов позволяет определить основные пути повышения технического уровня существующих типов механизмов: увеличение межремонтного цикла деталей механизма; уменьшение удельной металлоемкости; уменьшение удельной энергоемкости движителей.

Список литературы

1. КохПИ. Надежность и долговечность одноковшовых экскаваторов. М. : Машиностроение, 1966. 136 с.

2. Солод Г.И., Морозов В. И. Эксплуатация и ремонт горного оборудования. М. : МГИ, 1983. 100с.

3. Пат. 46019 Україна, МПК7 E02F9/04. Крокуючий хід для важких кар’єрних екскаваторів-лопат / Марченко А І., БуренкоО.Г., Калашников О.Ю., ЛітвіновЛ.І.; заявник і патентовласник ЗАТ «НКМЗ».-№97105194; заявл. 24.02.99; опубл. 15.05.02, Бюл. №5. - 2 с.

4. Солод Г.И. Оценка качества горных машин. М.: МГИ, 1975. 86с.

5. Крупко В.Г., Бондаренко Т.Р. Обоснование покаателей качества и оценка гусеничных механизмов передвижения экскаваторов // Известия ТулГУ. Сер. Подъемно-транспортные машины и оборудование. Вып.4. Тула : Изд-во ТулГУ, 2003. С. 273-279.

O. Kalashnikov, T. Bondarenko, I. Krupko

Estimation of the technological level of powerful dredges movement mechanisms In work the problem of an estimation of a technological level of powerful dredges movement mechanisms is considered.

Получено 07.04.09

УДК 621.87

В.А. Михеев, канд. техн. наук., доц., (0629) 44-65-47,

(Украина, Мариуполь, ПГТУ),

В.Т. Власов, канд. техн. наук, доц.,(0629) 44-65-47, parus275@rambler.ru (ПГТУ),

В.В. Суглобов, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (0629) 44-65-47, suglobov_v_v@pstu.edu (ПГТУ)

ПРИЧИНЫ АВАРИИ

БАШЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КРАНА БК-1000

Установлены и проанализированы причины аварии башенного строительного крана и даны рекомендации по предотвращению разрыва стрелового каната в многократных полиспастах.

Ключевые слова: башенный строительный кран, стреловой канат, многократный полипаст, корзинообразная деформация.

На башенном кране БК-1000, установленном в доменном цехе ОАО МК «Азовсталь», произошла авария из-за рарыва стрелового каната подъемной стрелы, что привело к падению и рарушению стрелы и повреждению конструкции крана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.