Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

ОЦЕНКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / делящиеся и радиоактивные материалы / технические средства таможенного контроля / ФТС РФ / customs control / fissile and radioactive materials / technical means of customs control / Federal Customs Service of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. Оськина, И.В. Гомон

Таможенные органы обладают полномочиями на проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе на предмет поиска грузов, содержащих повышенный уровень ионизирующего излучения или делящихся и радиоактивных веществ. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также проведен эмпирический анализ некоторых показателей таможенного контроля. В заключении приводятся вывода по проделанному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В. Оськина, И.В. Гомон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CUSTOMS CONTROL OF FISSILE AND RADIOACTIVE MATERIALS

Customs authorities have the authority to conduct customs control of goods and vehicles, including for the search of goods containing elevated levels of ionizing radiation or fissile and radioactive substances. The article considers the main theoretical aspects of customs control of fissile and radioactive materials, as well as an empirical analysis of some indicators of customs control. In conclusion, the conclusions of the study are presented.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

ОЦЕНКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

В. Оськина, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-3-176-179

Аннотация. Таможенные органы обладают полномочиями на проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе на предмет поиска грузов, содержащих повышенный уровень ионизирующего излучения или делящихся и радиоактивных веществ. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также проведен эмпирический анализ некоторых показателей таможенного контроля. В заключении приводятся вывода по проделанному исследованию.

Ключевые слова: таможенный контроль, делящиеся и радиоактивные материалы, технические средства таможенного контроля, ФТС РФ.

На таможенную службу РФ возложены полномочия по проведению таможенного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в том числе проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (далее - ДРМ). При проведении таможенного контроля ДРМ таможенные органы применяют меры и формы таможенного контроля, утвержденные законодательством ЕАЭС и нормативно-правовыми актами в сфере таможенного регулирования РФ, а также таможенные подразделения используют технические средства таможенного контроля (далее - ТС ТК) [1].

При проведении таможенного контроля ДРМ, как было сказано ранее, используются ТС ТК, в том числе стационарные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ). В случае проведения таможенного контроля при выявлении товаров и предметов, ионизирующих уровень которых превышает допустимые нормы, должностное лицо таможенного подразделения обязано уведомить вышестоящие таможенные органы о принятых мерах [2].

Для эффективного выявления случаев перемещения товаров и транспортных средств, в соответствии с приказом ФТС России от 09.12.2010 № 2354 (ред. от 09.10.2019) используется Ведомственная автоматизированная управляющая информационная система оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения ДРМ (ВАУИС) [3].

Применение ВАУИС согласно Приказу ФТС направлено на сокращение «человеческого фактора» и переход на автоматических режим проверки грузов на предмет выявления ДРМ, а также повышение результативности действий должностных лиц таможенных органов на пресечение незаконного оборота ДРМ при перемещении их через государственную границу РФ. К целям ВАУИС также моно отнести проведение фактического контроля объектов с повышенным ИИ в автоматизированном режиме, а также осуществление информационной поддержки действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля.

Результативность проведения таможенного контроля ДРМ подразделениями ФТС продемонстрирована в таблице 1.

По данным из статистических данных выше можно увидеть, что происходит снижение выявления объектов с повышенным уровнем ИИ. В 2023 году таможенными подразделениями было выявлено 76 тыс. объектов, отвечающим данному критерию, снизив показатель на 10,6 и повысив на 10,1% по сравнению с 2021 и 2022 годами соответственно.

Случаи приостановки таможенного контроля в связи с выявлением признаков наращения таможенного законодательства имеют нестабильную тенденцию в разрезе исследуемого периода. В 2023 году было приостановлено 99 подобных случаев, в 2022 году было 213 случаев приостановки таможенных операций, в 2021 году - 313. Показатель 2023 года снизился на 68,4% по сравнению с 2021 годом, и на 53,5% по сравнению с 2022 годом.

Далее целесообразно проанализировать динамику мероприятий по технической поддержке средств ТС ТК, используемых при таможенном контроле ДРМ (рис. 1).

^^"колнчество Еомплеггов станционарных систем "Янтарь"

Рис. 1. Мероприятия по технической поддержке функционирования комплектов стационарных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь» за 3 года

Таблица 1. Некоторые показатели проведения таможенного контроля ДРМ в 20202022 гг. [41_____

Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. в %, к

2021 г. 2022 г.

выявлено объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, тыс. 85 69 76 89,4 110,1

Случаи приостановки совершения таможенных операций ввиду выявления признаков незаконного перемещения радиоактивных веществ и объектов с повышенным радиационным фоном, ед. 313 213 99 31,6 46,5

По данным из рисунка выше можно увидеть, что в 2023 году была проведена техническая поддержка 1644 стационарных систем, что на 34 стационарных систем больше по сравнению с 2021, 2022 годами.

Главной и основной проблемой, возникающей при проведении таможенного контроля за ДРМ, остается недостаточная оснащенность таможен и таможенных постов необходимыми и рабочими ТС ТК.

Представляется целесообразным рассмотреть вопросы о проведении ревизии в таможенных органах на факт наличия неисправных ТС ТК, а также их дальнейшее списание и утилизацию.

Также важным выступает оснащение таможенных постов техническими средствами измерения МАЭД путем поэтапной замены ИСП-РМ1401К-01 на ИСП-РМ1401К-01М, либо альтернативной замены ИСП-РМ1401К-01 на поисковый

1. Уровень технической оснащенности таможенных органов исправными средствами ТС ТК;

2. Уровень подготовки и квалификация должностных лиц таможен и таможенных постов;

3. Организация и последовательные инструкции по проведению таможенного контроля за ДРМ [5].

Таким образом, таможенный контроль за ДРМ представляет собой разновидность таможенного контроля с целью поиска и пресечения незаконного ввоза товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ИИ, а также иных грузов, способных представлять угрозу для жизни населения и окружающей среды.

Библиографический список

1. Гомон И.В., Разукова С.В. Перспективные направления применения технических средств таможенного контроля в условиях трансформации экономики // Международный научно-аналитический журнал «Евразийское пространство: экономика, право, общество». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eurasian-expanse.ru/gaПery/Журнал-Евразийское-пространство-23-5-Содержание-и-аннотации^£

2. Билько Г.Е. Состояние и перспективы совершенствования информационного обмена при проведении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов // Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. - 2021. - №2.

3. Приказ ФТС России от 09.12.2010 №2354 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_338941/?ysclid=lp5b37lwmx131236939 (дата обращения: 28.08.2024).

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2023 году». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 30.08.2024).

5. Чубов Ю.В., Борисенко А.В., Берлова Н.В. Проблемы применения приборов радиационного контроля на таможенных постах в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска таможен ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2023. -№2 (103).

6. Селютин Д.А. Организация таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и иных товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений в регионе деятельности Читинской таможни // Мировая наука. - 2022. - № 2 (59).

прибор другого типа, обладающий аналогичным функционалом измерения МАЭД и возможностью его интеграции в ЕАИС ТО [5].

В рамках централизованного дооснаще-ние таможен и таможенных постов рекомендуется оборудование не менее двух приборов (радиометров, спектрометров) на каждый таможенный пост, с целью обеспечения проведения идентификации ДРМ.

В заключение проведенного исследования можно выделить ряд факторов, непосредственно влияющих на эффективность и результативность проведения таможенного контроля ДРМ:

ASSESSMENT OF CUSTOMS CONTROL OF FISSILE AND RADIOACTIVE MATERIALS

V. Oskina, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Customs authorities have the authority to conduct customs control of goods and vehicles, including for the search of goods containing elevated levels of ionizing radiation or fissile and radioactive substances. The article considers the main theoretical aspects of customs control of fissile and radioactive materials, as well as an empirical analysis of some indicators of customs control. In conclusion, the conclusions of the study are presented.

Keywords: customs control, fissile and radioactive materials, technical means of customs control, Federal Customs Service of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.