МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
2. Власов В.В. Возможности применения мультироторных беспилотных летательных аппаратов при неуверенном приеме сигналов ГНСС / Бизин И.В., Василенко Ю.В., Власов В.В., Демидов А.В., Канатников Н.В., Смоляков М.В // Информационные систе-мы и технологии. (6 (86)), сс. 148-153.
3. Пичугин И. Л. Применение ГИС-технологий - эффективный метод мониторинга объектов ЖКХ/ И. Л. Пичугин // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2011. - №4. С. 76-79.
4. Чернышов Л. Н. Обоснование концепции энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве/ Л.Н. Чернышов, И.Л. Пичугин // Строительство и реконструкция. - 2010. - № 6 (32). С. 51-56.
5. Chaabouni-Chouayakh, H.; Reinartz, P. Towards automatic 3D change detection inside urban areas by combining height and shape information. Photogram. Fernerkund. Geoinf. 2011, 2011, 205-217.
6. Huang, X.; Zhang, L.; Gong, W. Information fusion of aerial images and LIDAR data in urban areas: Vector-stacking, re-classification and post-processing approaches. Int. J. Remote Sens. 2011, 32, 69-84.
7. Qin, R. Change detection on LOD 2 building models with very high resolution spaceborne stereo imagery. ISPRS J. Photogramm. Remote Sens. 2014, 96, 179-192.
8. Walter, V. Object-based classification of remote sensing data for change detection. ISPRS J. Photogramm. Remote Sens. 2004, 58, 225-238.
© Власов В В., 2016
УДК 621.822.17
Л.А. Дмитриева
старший преподаватель, Московский политехнический университет, г. Москва, Российская Федерация
ОЦЕНКА СВОЙСТВ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПОДШИПНИКАХ
СКОЛЬЖЕНИЯ
Аннотация
В данной статье рассмотрены требования предъявляемые к сопряженным материалам подшипников скольжения и их свойства
Ключевые слова
Подшипники скольжения, антифрикционные материалы
Подшипник скольжения (ПС) - опора или направляющая, в которой имеет место трение скольжения. Узел подшипников скольжения - вид трибологической системы, включающей подшипник скольжения. По виду смазки различают подшипники: газодинамический, предназначенный для работы в режиме газодинамической смазки; газостатический, предназначенный для работы в режиме газостатической смазки; гидродинамический, предназначенный для работы в режиме гидродинамической смазки; гидростатический, предназначенный для работы в режиме гидростатической смазки. Подшипник с твердой смазкой используется для работы с твердым смазочным материалом. Подшипник без смазки, в котором части, находящиеся в относительном движении, скользят без предварительного введения смазочного материала.
Антифрикционный материал - материал, обладающий комплексом специальных свойств, обеспечивающих возможность его применения для подшипников скольжения. Важную роль при подборе антифрикционных материалов для ПС играют условия работы. ПС предназначенные для непрерывной работы и передающие большие нагрузки и ПС, работающие периодически и передающие небольшие или умеренные нагрузки.
Фрикционную пару в радиальном ПС образуют втулка и шейка вала. Шейка является частью вала и выполнена из материала вала, как правило из стали или чугуна. Для осевых подшипников роль втулки
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
выполняет упорный диск, его изготавливают из тех же материалов что и втулки радиальных подшипников. Материал втулки принимают в 4-5 раз меньшей твердости, чем материал вала. Втулка более дешевая по сравнению с валом, и ее замена целесообразнее.
В условиях смешанного и сухого трения материал втулки должен удовлетворять требованиям, которые определяют свойства скольжения. Способность к упругим и пластичным деформациям, стойкость к заеданию, низкий коэффициент трения, износостойкость, а также условиям на усталостную прочность, стойкостью к коррозии, геометрической стабильностью. Для некоторых видов материалов - устойчивость к агрессивным средам, высокая рабочая температура, устойчивость к абразиву, возможность работы без смазки. Разнообразные условия работы ПС диктуют и свойства применяемых материалов.
В большинстве случаев для изготовления ПС используют баббиты, точеную и литьевую бронзу, бронзографит, металлофторопласт. При истирании производят наплавку баббита на стальную основу и проточку ее до требуемых размеров. Баббиты легко истираются и приходиться довольно часто проводить подобную операцию. В настоящее время разработана линейка подшипников из металлофторопласта, металлопластика и других материалов, представленных в таблице 1. Данные материалы обладают рядом свойств: эксплуатация при высокой нагрузке, автономная смазка при «сухой» эксплуатации, низкий коэффициент статического и динамического трения (отсутствие эффекта «трения со скачками»), минимальный износ и большая продолжительность срока эксплуатации, повышенная устойчивость к химическим воздействиям и совместимость с жидкостями, широкий диапазон рабочих температур, хорошая теплопроводность, хорошая электропроводность, минимальные габариты, простота установки.
Таблица 1
Материалы, применяемые для изготовления втулок ПС и их свойства
Название группы материалов их состав Условия эксплуатации [P] Vmax t
Металло фторопласт: Металл-Полимер-Композит; Самосмазывающиеся; повышенная антикоррозионная устойчивость 140Н/мм2 сухой режим 2,5 м/с гидродинамиче ский режим -<10 м/с t min -200o C t max +280o C
Металлопластик: Металл- Композит С принудительной смазкой 70Н/мм2 сухой режим 2,5 м/с гидродинамиче ский режим -<10 м/с t min -40o C t max +250o C
Монометалл с карманами дл смазки или отверстиями я
Название группы материалов их состав Условия эксплуатации [P] Ушах t
Литьевая бронза с твердой смазкой % • Jfc ш V* Я самосмазывающиеся От 30 до 80Н/мм2 сухой режим 0,4 м/с t min -50o C t max +450o C
Спеченная бронза Пропитанная маслом спеченная бронза 5Н/мм2 сухой режим 10 м/с t min -5o C t max +90o C
Спеченная сталь Пропитанное маслом спеченное железо 10Н/мм2 сухой режим 4 м/с t min -20o C t max +100° C
Термопластичный композитный материал-тефлон- стекловолокно-графит самосмазывающиеся 80Н/мм2 сухой режим 1,2 м/с t min -40o C t max +130o C
Двухслойное покрытие-композит. Основной слой: утолщенное стекловолокно, эпоксидная смола. Антифрикционный слой: обмотки из тефлонового и высокопрочного полиэфирного волокна с графитовым фильтром_ самосмазывающиеся 140Н/мм2 сухой режим 0,5 м/с t min -50o C t max +140o C
[Р] - максимально допустимая динамическая нагрузка; Ушах - максимальная скорость скольжения; t -рабочая температура.
Широко разнообразие требований к сопряженным материалам в подшипниках скольжения. Не существует материала, идеально подходящего для всех условий работы, в зависимости от условий эксплуатации, режимов работы и среды, выбирается наиболее подходящий антифрикционный материал. [1,2,3,4]
Список использованной литературы:
1. Справочник по триботехнике: в 3 т.Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения/ Под общ. Ред. М. Хебды, А.В. Чичинадзе.- М.: Машиностроение,1990.-416 с.: ил. ISBN 5-217-009675
2. Каталог продукции (подшипники скольжения) ООО «Эйч Эм Групп», 2008
3. Дмитриева Л.А. Влияние присадок на трибологические свойства моторных масел. Материалы научного симпозиума «Автотракторостроение-2009». Москва. МГТУ «МАМИ» 2009 г. Секция 2, с.63-65. ISBN978-5-94099-077-2
4. Тетрадь для лекционных и семинарских занятий по курсу «Детали машин и основы конструирования» Лукьянов А.С., Чихачева О.А., Баловнев Н.П. Москва, 2015.
© Дмитриева Л.А., 2016