Научная статья на тему 'Оценка субстратегии химико-фармацевтического структурного сдвига в экономике Волгоградской области'

Оценка субстратегии химико-фармацевтического структурного сдвига в экономике Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРУКТУРНЫЙ СДВИГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков В.Г.

Парадигма стратегического управления промышленным строительством Волгоградской области должна отвечать усложнившимся в период кризиса требованиям экономической и социальной эффективности. В связи с этим развитие нетрадиционного для региона сегмента промышленного производства (химико-фармацевтического) может рассматриваться в качестве элемента антикризисной политики и фактора посткризисного интенсивного роста региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка субстратегии химико-фармацевтического структурного сдвига в экономике Волгоградской области»

оценка субстратегии химико-фармацевтического структурного сдвига в экономике волгоградской области

в. г. поляков,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики E-mail: invest@volganet. ru Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Парадигма стратегического управления промышленным строительством Волгоградской области должна отвечать усложнившимся в период кризиса требованиям экономической и социальной эффективности. В связи с этим развитие нетрадиционного для региона сегмента промышленного производства (химико-фармацевтического) может рассматриваться в качестве элемента антикризисной политики и фактора посткризисного интенсивного роста региональной экономики.

Ключевые слова: импортозамещение, стратегическое управление, промышленное строительство, структурный сдвиг.

Стратегии социально-экономического развития регионов России требуют корректировки в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом, в том числе в части выбора перспективных направлений развития промышленного производства. Прогнозируемое увеличение объемов выпуска традиционных для регионов видов продукции может оказаться неэффективным в новых хозяйственных условиях. Поэтому актуальным становится вопрос о возможности коренной перестройки структуры промышленности и поиске таких ее направлений, которые могут принести максимальную экономическую эффективность в средне- и долгосрочном периоде, оказать стабилизирующее влияние на региональную экономику и стать «локомотивом» дальнейшего посткризисного экономического роста. Иначе говоря, во многих регионах России назрела необходимость прогрессивного структурного сдвига в экономике, определение направления которого является на

данный момент наиболее важной задачей. В связи с этим в данной статье автор хотел бы оценить возможности, перспективы и эффективность развития химико-фармацевтического сегмента промышленности Волгоградской области.

Основной целью государственной политики России по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 г. является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, ведущую к росту совокупной обеспеченности лекарственными средствами (в том числе отечественного производства) до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям. Программные мероприятия по достижению данной цели расшифрованы в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающей стимулирование локализации на территории страны высокотехнологичных производств лекарственных препаратов, химических и биотехнологических субстанций, разработку и производство аналогов импортируемых лекарственных средств, модификацию существующих образовательных программ и программ повышения квалификация для обеспечения фармацевтической промышленности кадрами нового типа, обеспечение лекарственной безопасности государства в целом. Ожидаемыми конечными результатами реализации данной стратегии выступают: • увеличение доли продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50 % к 2020 г.;

• изменение номенклатуры лекарственных препаратов, реализуемых на территории Российской Федерации, в том числе увеличение доли инновационных препаратов до 60 %;

• увеличение экспорта фармацевтической продукции в 8 раз по сравнению с 2008 г. и др. [2]. Таким образом, можно утверждать, что реструктуризация региональной промышленности в указанном направлении будет соответствовать стратегическим приоритетам развития всей федерации.

Среди развивающихся стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), согласно данным IMS Health, наиболее высокая динамика фармацевтического рынка характерна для Китая и России, где продажи лекарственных средств растут ежегодно на 20-25 % [3].

Основной проблемой российских фармацевтических компаний является недостаточная технологическая вооруженность и низкая конкурентоспособность продукции не только на международном, но и на внутреннем рынке, следствием которых является ощутимая зависимость российского рынка от постоянно растущего в цене импорта. Только в феврале 2009 г. импортные медикаменты подорожали по сравнению с январем того же года на 5,2 %, а в течение всего года прогнозируется рост цен на ввозимые медикаменты на 25—30 %. Увеличивая цену на свою продукцию и ограничивая сроки ее оплаты, иностранные поставщики также вынуждены сокращать ассортимент представляемой на рынок продукции, что в условиях напряженной эпидемиологической ситуации снизит качество медицинских услуг.

Основополагающей причиной низких темпов технического прогресса в фармацевтической отрасли являются колоссальные затраты на разработку медикаментов и строительство новых производств. По оценкам специалистов, создание нового лекарственного препарата обходится компаниям в среднем в 500 млн долл., переоборудование предприятия — 10—20 млн долл., новое промышленное строительство — 50 млн долл. Очевидно, что такой объем инвестиций в настоящее время не под силу российским производителям химико-фармацевтической продукции без государственной поддержки.

Волгоградская область обладает значительным научным, структурно-функциональным и пространственным потенциалом для прогрессивного структурного сдвига в направлении производства лекарственных препаратов. В настоящее время в качестве одного из элементов научно-исследовательской базы химико-фармацевтических производств в регионе успешно действует НИИ фарма-

кологии на базе Волгоградского государственного медицинского университета под руководством академика РАМН, профессора В. И. Петрова. НИИ фармакологии разработан и внедрен в клиническую практику ряд уникальных лекарственных средств для лечения заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. На разных фазах углубленных доклинических исследований находится более 20 эффективных и безопасных в применении препаратов для лечения таких широко распространенных социально значимых заболеваний, как ВИЧ, туберкулез и сахарный диабет. Для пяти новых препаратов уже завершены, завершаются или начинаются клинические исследования.

Волгоградский государственный технический университет под руководством члена-корреспондента РАН И. А. Новакова входит в число ведущих центров России по подготовке высококвалифицированных кадров для химической промышленности.

Также на территории Волгоградской области расположен филиал Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН под руководством академика РАН В. Н. Пармона, являющийся самым крупным в мире специализированным научным учреждением в области катализа. Его размещение в промышленной зоне г. Волгограда обусловлено развитой производственной базой промышленных предприятий химического профиля (ОАО «Каустик», ВОАО «Химпром», ОАО «Волжский Оргсинтез», химкомбинаты Ростовской области и Краснодарского края).

Институт катализа СО РАН решением Правительства РФ с 2009 г. включен в качестве соисполнителя в федеральную целевую программу «Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2009—2011 годы и на период до 2015 года». Программа предусматривает в течение 4 лет завершение строительства объектов Волгоградского филиала Института катализа СО РАН и создание производственных линий для производства в требуемых количествах сложных химических соединений.

Учитывая высокий потенциал технических и технологических возможностей опытно-промышленных мощностей Волгоградского филиала Института катализа СО РАН, развитый сектор предприятий химического профиля с высококвалифицированными кадрами, интеллектуальный потенциал институтов Российской академии наук, Волгоградского государственного технического университета, Волгоградской государственной ме-

- 45

дицинскои академии, можно сделать вывод, что развитие химико-фармацевтического сегмента экономики Волгоградской области является верным.

Для организации фармацевтического производства в Волгоградской области на существующей промышленной базе необходимо:

• досрочно профинансировать из федерального бюджета завершение строительства опытного химического завода Волгоградского филиала Института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН;

• разработать бизнес-план «Организация фармацевтического производства в Волгоградской области» для привлечения на территорию Волгоградской области инвесторов с развитой дистрибутивной сетью (крупных производителей медикаментов);

• определить рыночные ниши будущего производства совместно с исследовательской группой, инвесторами и Институтом катализа СО РАН;

• создать научно-производственный химико-фармацевтический кластер на территории Волгоградской области;

• проработать и подготовить предложения по организации фармацевтического производства инфузионных растворов на вновь создаваемых государственных предприятиях.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ потребление внутривенных инъекционных растворов составляет в развитых странах 1 л в год на человека. Таким образом, для России эта средняя норма должна составлять примерно 300 млн флаконов объемом 450 мл в год или, по крайней мере, не менее 200 млн флаконов.

За последнее десятилетие в России построено или практически завершено строительство свыше десяти заводов по производству инфузионных растворов. В таблице приведены сведения о девяти наиболее разрекламированных проектах строительства заводов по производству инфузионных растворов в России, из которых восемь введены в эксплуатацию, а один завод был готов на 92 %, но успел обанкротиться, не запустив производства. Общие проектные мощности этих заводов составляют 85,3 млн упаковок в год.

Таким образом, потребность Российской Федерации в инфузионных растворах удовлетворяется менее чем наполовину [1].

В целях восстановления и развития исследовательской базы, кроме прочего, внимания требует патентная охрана фармацевтических производств, без которой они не смогут привлекать инвестиций, необходимых для проведения дорогостоящих, высокорискованных (с точки зрения инвестиционных затрат) исследований. Эффективный патентный режим в химико-фармацевтической отрасли стимули-

46 -

«

А

Св

* £

0 «

^ i * *

т Я

| s

5 § § 2

1 &

6 О

^ s &

м

в я

о

2 я ■а m S

Я

9 S

CS S Я

т

<й а

4

О

ю

5

св =

Примечание Основные поставки для Министерства обороны Конкурсное управление

Источник финансирования Военный завод «Купол» Бюджет ДВФО Кредит ВТБ

Реальные объемы, млн долл. 2007 о© 0,

2006 <N 0,

Проектная мощность, млн упаковок в год 10 (пакеты) 8,3 (бутылки) 10 (пакеты) 10 (пакеты)

Объем инвестиций, млн долл. 10 в оборудование, + 5 в строительство 2 6,4 (2003 г.) 3,

Фирмы, поставлявшие оборудование и строившие заводы Fresenius, Германия Rommelag, Германия Nimed-CE, Италия

Тип упаковки Пакеты из многослойной пленки (Германия) ПЭ-бутылки (технология «bottle-раск») Пакеты из многослойной пленки ПВХ-пакеты

Начало производства, год 2000 2005 2004 2007

Город, область, регион Ижевск, Удмуртия Уссурийск, Приморский край Новоуральск, Свердловская обл. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.

Предприятие ЗАО «РЕСТЕР» ЗАО «ИСТ-ФАРМ» ООО «ЗАВОД МЕДСИНТЕЗ» ООО «АСФАРМА»

Примечание Постановление Правительства Республики Саха от 16.10.2000 №534 Конкурсное управление

Источник финансирования Республиканский бюджет «Газпром» Кредитные средства СК «СОГАЗ»

Реальные объемы, млн долл. 2007 ,2 5,

2006 ,6 2,

Проектная мощность, млн упаковок в год 2 (пакеты) 10 (бутылки) 10 (пакеты), 5(бутылки) 10 (бутылки) 10 (пакеты) ,3 5, о©

Объем инвестиций, млн долл. Общая стоимость 30; на ин-фуз. р-ры 12 0 2 2 0 3 о©

Фирмы, поставлявшие оборудование и строившие заводы Plumat Германия Gettinge, Германия Hemofarm, Югославия (Сербия) Farmaplan, Германия Rommelag, Германия Christ Pharmatech Германия Всего...

Тип упаковки Пакеты из многослойной пленки (Германия) ПЭ-бутылки ПВХ-пакеты, ПЭ-бутылки ПЭ-бутылки ПВХ-пакеты

Начало производства, год 2007 2005 2004 2005 Не запущен

Город, область, регион Якутск, Республика Саха Тюмень Нальчик, Кабардино-Балкария Тверь Ульяновск

Предприятие САХА-МЕД-ПРОМ ОАО «ЮГРАФАРМ» ООО «ЭЛЬ-ФАРМА» ООО «ГЕМА-ТЕК» ООО «ННТ-ФАРМА»

рует местные фармацевтические производства, исследования и разработки которых привлекают иностранные инвестиции, способствуют передаче технологий, обеспечивают занятость населения в наукоемкой сфере и позволяют увеличить экспорт готовой продукции.

Безусловным представляется, что в российской фармотрасли имеются предпосылки для того, чтобы, в конечном счете, выиграть от кризиса, сделав значительный рывок вперед на фоне общих депрессивных тенденций. Примером может стать Китай, где в предшествующие годы был сформирован мощный производственный и инновационный потенциал, привлечены стратегические инвестиции, в том числе ведущих мировых компаний. Вместе с тем динамичное развитие данной отрасли, особенно в посткризисный период, невозможно без мощной поддержки государства, в том числе в лице региональной власти, как финансовой, так и в части стимулирования спроса на отечественную продукцию.

Прогрессивный структурный сдвиг в экономике Волгоградской области путем создания производственной сети лекарственных препаратов позволит осуществить качественное технологическое обеспечение региональных академических разработок, сократить временной разрыв между разработкой и внедрением фармацевтической продукции в производство, произвести импортозамещение лекарственных препаратов, инфузионных растворов и других изделий медицинского назначения, удовлетворить спрос на лекарственные препараты не только регионального здравоохранения, но и всего Южного федерального округа, обеспечить дополнительный бюджетный доход, создать структурно-функциональные условия для дальнейшего экономического роста региона.

Список литературы

1. Кузнецов В. И. Производство инфузионных растворов в МУЗ КБСМП № 15 г. Волгограда / аналитический материал. Волгоград, 2009.

2. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (проект). Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://www. minprom. gov. га. 2009.

3. Трофимова Е. Фармацевтические рынки стран БРИК: быстрый рост и испытание кризисом. «Ремедиум». 2009. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.