Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дистанционное образование / надпрофессиональные навыки / медицинское образование / онлайнкурсы / Distant education / soft skills / medical education / online courses.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочергина Анастасия Михайловна, Болотов Андрей Дмитриевич, Тишкина Анна Викторовна

Введение. Дистанционные технологии имеют ряд преимуществ в сравнении с очным обучением и характеризуются как доступный и удобный инструмент преподавания среди студентов. Однако основой для формирования целостного впечатления об эффективности дистанционного обучения является оценка его востребованности среди самих учащихся. Важны ожидания и готовность студентов обращаться к дистанционным материалам, удовлетворенность от их использования, а также необходимо учитывать влияние различных коммерческих предложений в этой сфере. Статья посвящена анализу результатов опроса учащихся медицинских ВУЗов об отношении к дистанционному обучению по клиническим дисциплинам и надпрофессиональным навыкам. Цель: оценка субъективного отношения студентов медицинских ВУЗов к дополнительному обучению с применением дистанционных технологий. Материал и методы. Проведен опрос 124 студентов медицинских ВУЗов Российской Федерации (группа 1 – 98 студентов РФ и стран СНГ, группа 2 – 26 англоязычных иностранных студентов) с использованием авторской анкеты, состоящей из 3-х блоков: блок общих сведений, блок оценки используемых материалов в обучении, блок оценки возможной стоимости дистанционного обучения. Результаты. Респонденты обеих групп отметили, что дополнительно при обучении преимущественно используют видеоматериалы, свободно размещенные в сети Интернет (28,6% и 65,3%), видеоматериалы, предоставляемые своим образовательным учреждением (28,6% и 57,6%), материалы сайтов профессиональных сообществ (16,3% и 61,5%). Онлайн-курсы оказались интересны для обеих групп (96% и 61,5%), причем готовность воспользоваться платными онлайн-курсами отметили 58,2% в первой группе (русскоговорящие студенты) и только 19,2% во второй (англоговорящие студенты). Респонденты обеих групп оказались заинтересованы преимущественно в клинических направлениях обучения и наставничестве. Заключение. Дистанционные технологии и дополнительное онлайн-обучение являются актуальными для учащихся медицинских ВУЗов. Наиболее востребованными являются клинические направления. Около половины опрошенных студентов приобретают различные онлайн-курсы, что подчеркивает распространенность такой формы получения дополнительной информации по интересующим направлениям, а также их удобство для учащихся медицинских ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочергина Анастасия Михайловна, Болотов Андрей Дмитриевич, Тишкина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SUBJECTIVE ATTITUDE OF MEDICAL STUDENTS FOR ADDITIONAL EDUCATION USING REMOTE TECHNOLOGIES

Remote learning technologies have several advantages in comparison with full-time training and are characterized as an affordable and convenient teaching tool among students. However, the basis for the formation of a holistic impression of the effectiveness of remote learning is the assessment of its demand among students. The expectations and readiness of students to access online materials, satisfaction from their usage and the influence of various commercial offers in this area are also necessary to consider. The article is devoted to the analysis of the results of a medical students’ survey about their attitude towards remote learning in clinical disciplines and soft skills. Aim: to assess the subjective attitude of medical students to additional training using online technologies. Material and methods. A survey of 124 medical students of the Russian Federation (98 students of the Russian Federation and CIS countries group 1, 26 English-speaking foreign students group 2) was conducted using the author's questionnaire, consisting of 3 blocks: a block of general information, a block for assessing the materials used in training, a block assessment of the possible cost of distant learning. Results. Respondents of both groups noted that in addition to study, they mainly use video materials freely found on the Internet (28.6% and 65.3%), video materials provided by their educational institution (28.6% and 57.6%), materials from websites of professional communities (16.3% and 61.5%). Online courses turned out to be interesting in both groups (96% and 61.5%). 58.2% in the first group (Russian-speaking students) and only 19.2% in the second (English-speaking students) noted their willingness to use paid online courses. Respondents in both groups were primarily interested in clinical areas of study and mentoring. Conclusion. Remote technologies and additional online learning are relevant for medical students. The most demanded are clinical areas. About half of the respondents acquire various online courses, which emphasizes the prevalence of this form of receiving additional information in interested areas, as well as its convenience for medical students.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДКЭ78.147.М

ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.М. Кочерги«1, А.Д Болотов1, А.В. Тишома*

'ФГБОУ ВО "Кемеровский ГМУ" Минздрава России, ул. Ворошилова, 22а, Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация 6500%

®ФГА0У ВО »Российский национальный исследовательский медицинский .универасгегг им. .НИ. Лирогоаа» Минздрава России, ул. Островитянова, 1, Москва, Российская Федерация, 117997; |

•ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларинголог™ им. ЛИ. Свержеяскш» ДЗМ. Загородное щпгар, д. 1Й в, стр. 2, Моская, Российская Федерация,.1.1.7152

Ось

Статья посвящена анализу результатов опроса учащихся медицинских ВУЗов об отношении к дистанционному обучение по клшжческим дисциплинам и надпрофвссионашшм навыкам. Наиболее востребованными являются клинические направления. Дистанционная форма получения дополнительной информации по жгересующему деофилю

adboloIov@flmall.CQin

Дм цитирования: Кочергина А.М., Болотов АД., ТЪшжина АЛ. Оценка субъективного отношения студентов медицинских ВУЗов к дополниталаному обучению с применением дистанционных технологий И Инновационное развитие врача. 2023. №2-С. 32-42

Поступиш в родакцмо: 21.07.2023; поступив после доработки: 28.08.2Q23; цжнятакпити: 16.ОТ.2023

MHHoeauMOHHO* paaanTH« apwu

ASSESSMENT OF SUBJECTIVE ATTITUDE OF MEDICAL STUDENTS FOR ADDITIONAL EDUCATION USING REMOTE TECHNOLOGIES

KocbMUlna Alt', Bototov AJi',TW*lna AMf

Cr

Респонденты обеих групп отметили, что дополнительно при обучении преимущественно используют видеоматериалы, свободно размещенные в сети Интернет (28,6% и 65,3%), видеоматериалы,

учреждением (28,6% и 57,6%), материалы сайтов профессиональных сообществ (16,3% и 61,5%). Самостоятельно покупают профессиональную литературу только 2% в первой группе и 42,3% во вто-

сайтам и порталу YouTube, а также социальной сети Telegram (38,8% и 42,3%) и Вконтакте (41,8% против 0%). Поиск необходимой информации для большинства студентов не вызывает сложности (64,3% и 73,1%), и все же трудности с этим возникают у трети (35,7% и 26,9%) респондентов соответственно (табл. 2).

в том, где студенты хотели бы проходить дополнительные образовательные курсы. Так, дополнительное обучение в сети Интернет предпочтительно для первой группы у 56,1% против 7,6% во второй, в образовательном учреждении для 21,4% и 50%, в специализированном тренинговом центре для 17,3% и 34,6% соответственно. Онлайн-курсы оказались интересны для обеих групп (96% и 61,5%), причем готовность воспользоваться коммерческими онлайн-курсами отметили 58,2% в первой группе и только 19,2% во второй (табл. 3). Респонденты обеих групп оказались заинтересованы преимущественно в клинических направлениях обучения и наставничестве. Тайм-менеджмент оказался интересен для 27,6% и 42,3% (р>0,05), медицинский маркетинг для 29,6% и 30,7% (р>0,05), публичные выступления для 32,7% и 7,7% (р<0,05), 1КИ для 30,6% и 7,7% (р<0,05)

доступность

объяснения материала, инновационность методики обучения, большую практическую составляющую обучения, а также возможное финансовое

На вопрос что их может мотивировать результатам респонденты отмечали: обучения, актуальность информации, отзывчи

факт, что среди русскоязычных студентов 88,8% заинтересованы в научной деятельности, а среди иностранных студентов таких 96,2% (р<0,05).

В большинстве ответов отмечалась актуальность непродолжительных курсов: часовая лекция для 25,5% и 46,1% (р<0,05), несколько часовых лекций для 56,1% и 26,9% (р<0,05), недельный цикл для 54,1% и 53,8% (р>0,05), более длительные сроки обучения оказались менее актуальны, такие как месячный цикл для 48% и 11,5% (р<0,05), полугодовой цикл 24,5% и 11,5% (р>0,05) для первой и второй групп соответственно (рис. 2).

Отвечая о преимуществах онлайн-обучения, респонденты отмечают экономию времени для 79,6% и 50% (р<0,05), простоту усвоения материала для 63,3% и 42,3% (р>0,05), экономию на транспортных расходах для 63,3% и 38,4% (р<0,05), f

completing additional со

самоорганизацией у 46,9% и 26,9% (р>0,05), г техническая оснащенность у 31,6% и 53,8% (р-рост учебной нагрузки у 31,6% и 23% (р соответственно. Отвечая на вопрос о стоимости ранее приобретенных пособий, то среди студентов первой группы оплачивали дополнительные материалы 73,5% опрошенных, тогда как во второй 53,8% (р: Медиана стоимости пособия в первой группе - 3000 рублей (от 100 до 40000 рублей), во второй составила 9000 рублей (от 1800 до 27000 рублей) (р<0,05).

[ обучающих программ в гр; студентов

Figure 2. Selected preferred duration of additional tn programs in groups of students

Примечание (Note): 1 - часовая лекция lone hour fee

lectures); 3 - недельный цикл (weekly cycle); A месячный цикл (monthly cycle); 5 - полугодовой Ц1 (semi-annual cycle)

ai training in groups of

Примечание (Note): 1 - клиничес (clinical areas); 2 - наставничество (mentoring); 3 - тайм-менеджмент (time management); 4 - управленческие навыки (management skills); 5 - медицинский маркетинг (medical marketing); 6 - публичные выступления (public performance); 7 - коммуникация (communication); 8 -личный бренд (personal brand)

обучении студентов. Несмотря н

i поиске информации, а

галодых специалистов в i

Пандемия коронавирусной инфекции сделала не

формы получения дополнительной информации по интересующим направлениям, а также их удобство для учащихся медицинских ВУЗов. В работе также выявлен ряд различий между российскими студентами и

Конфликт интересов

Авторы эаявляют ов отсутствии конфликта интересов.

то спонсорской поддержки

медицинских наук,

Информация об авторах

кандидат AnMtaala M. Kochergina, Candidate of M

ничеекой кардиологии ФГБНУ «НИИ КПССЗв,

ORCIX 0000-0003-3088-7028

хирургии ФГБОУ НО ГМУ» Минздрава России, Кемерово, Федерация; научный сотруджк

Cardiology and

Surgery of Kemerovo State Médical Russian Federation; Ri

Clinical Cardiology, Scientific Research I Complex Issues of Cardiovascular Diseases Russian Federation.

гриевнч, кандидат медицшских йдры урологии и андрологии ФГАОУ ВО РНИМУ им. НЛ Пирогова, Москва, Российская Федерация; врач-уролог ГКБ IW им, Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация. ORC«* ООО0-0002- В142-М95

Andrew D. Bolotov, Candidate of Medical Science, MO, Assistant of the Department of Urology and Andrology, Russian National Research Medical University named after. NJ. Plrogov, Moscow, Russian Federation; CUnlcel Hospital Nil, Moscow, Russian Federation. ORCtB 0000-0002-8142-9488

t of the State Budgetary i Clinical Institute of 3T. 1_L Svarzhevsky" MHD,

ORCI* 0000-0007-21

Вклад авторов в статью

А-М. Кочергина - внесен существенный вклад е

окончательной версии для пу&икации. АД. Болотов - написание первого ввр| учащие в переработка ее важного интел содержания.

A.M. Kocherglna - a significant contribution to the concept and design of the study, obtaining and analysis of data, their Interpretation, approval of the final version for publication have been made.

AJ3. Bolotov - writing the ffrst version 0f the allele, of its important intalkctual

Список литературы

Пешжов O.B., Пешикова M. В., и др.

юдходы в обучении студентов

медицинских вузов И Вестник Совета молодых учвных и специалистов Челябинской области. 2017. TI, №1(16). С. 34-36.

ta А. В. Организация обучатя ной форме обучения сборник научно-практической 1Я, педагогика и образование в сотрудничества и

3. Ахметбеков НА Применение интерактижого метода обучения "tupped dassroom" на лекциях биопогичаасих дисцетлин II Education. Quality Assirance. 2019. T. 2, №15. С. 32-34.

.4. Симонов А.В. Тестирование и оценка образовательных достижеш* в среде алектронного обучения /1 Информатизация образования и науки. 2018. Т. .4, №40. С 44-53.

5. Апь-Саффар Н.М.Ф., Галимянов А.Ф, К вопросу об использовании интернет-библиотеки для злектронного обучения Ц Совремежая наука; актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественте и технические

науки. 2018. № а С. 44-49.

6. Ларионова МА, Духношжий СЛ. Креативность профессионального мышления современного преподавателя вуза И Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, .№00. С. 275-281. dot .1024412/1999-624.1-2022-380-275-281

7. Исаева А_В.. Дамкина Ai, Кочвргина А_М., и др. Прикладные вопросы наставничества в клинической медицине: ожидания учащихся. Инновационное развитие врача. 2023. №.t С. 7-15. dot .1024*12/ Cl-37091-2023-.1-7-.15

References

1. SoOoteva EV, Paahltov OV, PesWkova MV, at aL Mortem approaches to teaching students of medical universities. Bulletin of the Council of Young scientists and Specialists of the Chelyabinsk Refllon. 2017} 1.<1.6J: 34-38,

2. Makuahlna .01, Oslpova AV. Oraanlzatlon of student training in distance learning. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference "Psychology, Pedagogy and Education In the Conditions of International Cooperation and Integration". 2020. C. 101-105.

3. Akhmatbekov NA. The use of the Interactive teaching method "Flfcpea Classroom" at lectures of biological disciplines. Education. Quality Assurance. 2019; 2 (15); 32-3.4.

4. Smonov AV. Testing snd evaluation of educational achie-

vements In an electronic learning emkonment Informatization of education and science. 20.18; .4 .{40);44-53.

5. Al-Saffar NMF, Oallmanov AF. To ths Issue ol using Internet library for electronic learning. Modem science: Actual problems of theory and practice. Series: Natural and Technical Sciences. 20.18; (91; 44-49, a. Larlonova MA, Dukhnovsky SV. Creativity of professional thinking of a modem university teacher. Psychopedagogy In law enforcerrwrt agencies. 2022; 27 (90); 275-281. doi: .10.24.4.12/1999.-B241-2022-390-275-28.1. 7. Isaeva AV, Demklne AE, Kocherglna AM, at aL Practical features of mentoring In clinical medlche: student* expectations. Innovative doctor's development 2023;1: 7-15. rtOl: 1024412/C1-37091 -2023-1 -7-15

Уважаемый респондент!

преподавателей, к

эффективнее. Для того чтобы пои проблемы в подготовке будущих врачей, мы лр< ответить на несколько вопросов. Аккстз : анонягщой, а полученные результаты

ы обучеиш (кто оплачивает ваше

обучение):

■ Государство (бюджетная форма)

■ Государство-потенциальный работ!

1. Укажите Ваш пол

■ Мужской

■ Женский

1. Укажите возраст (полных лет)

2. Укажите ваше гражданство

3. В каком ВУЗе вы обучаетесь

4. Ваша позиция в настояцее время:

• Студент .1.-3 курсов

• Студент .4.-6 курсов

основном пользуетесь?

■ Книги (иа библиотеки)

■ Книги (покупаю сам)

■ Лобые видео по нужной теме, размещенные в аободном доступе в сети

■ Покупаю онлайн-курсы и/и/м гайды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.