Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ'

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент колледжа / демонстрационный экзамен / государственная итоговая аттестация / условия подготовки к демонстрационному экзамену / оценка / обратная связь / профессиональная образовательная организация / студент / профессиональное образование / college student / demonstration exam / state final certification / conditions for preparing for the demonstration exam / assessment / feedback / professional educational organization / student / vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксения Владимировна Булах, Елизавета Сергеевна Шулешко, Валерий Анатольевич Петьков

Раскрывается значимость учёта оценки студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену.В ходе исследования нами установлено, что успешность прохождения данного испытания зависит от созданных в профессиональной образовательной организации условий (наличие инфраструктурной среды, внесение изменений в образовательную среду профессиональной образовательной организации; организация теоретической, практической, психологической подготовки к демонстрационному экзамену и др.). Установление обратной связи преподавателей со студентами по проблеме подготовки к демонстрационному экзамену позволит педагогическому коллективу колледжей ответить на ряд вопросов: соблюдены ли при проведении демонстрационного экзамена принципы равноправия и справедливости, насколько эффективно профессиональная образовательная организация обеспечивает качественное обучение и подготовку студентов к демонстрационному экзамену, какие недостатки вывлены в условиях подготовки к демонстрационному экзамену. Анализ мнений студентов позволил выявить особенности их восприятия условий подготовки к демонстрационному экзамену, а также способствовал выявлению проблем, которые могут снижать результативность прохождения студентами процедуры демонстрационного экзамена, установить педагогические стратегии оптимизации подготовки к демонстрационному экзамену. Рефлексия и использование преподавателями колледжа результатов опроса студентов дают возможность определить перспективные направления работы колледжа по оптимизации и улучшению качества учебного процесса, а именно: изменения в программе обучения, обновление учебного оборудования, повышение квалификации преподавателей и эффективное использование педагогических технологий в образовательном процессе, доступность необходимых ресурсов, разработку адаптированных образовательных программ и поддержку студентов с особыми образовательными потребностями. Реализация этих направлений на практике обеспечит повышение качества профессиональной подготовки студентов и государственной итоговой аттестации выпускников колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ксения Владимировна Булах, Елизавета Сергеевна Шулешко, Валерий Анатольевич Петьков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CONDITIONS OF PREPARATION FOR THE DEMONSTRATION EXAM BY COLLEGE STUDENTS AS A FACTOR IN ENHANCING THE QUALITY OF STATE FINAL CERTIFICATION

This article explores the significance of considering college students’ assessment of the conditions of their preparation for the demonstration exam. It has been discovered that the success of passing this exam depends on various factors established within a professional educational institution. These factors include the presence of a suitable infrastructural environment, alterations made to the educational setting within the institution, and the organization of both theoretical and practical training, as well as psychological preparation for the demonstration exam. Encouraging student-teacher feedback regarding the preparation for the demonstration exam will enable college educators to address a range of questions, including whether principles of equality and justice are upheld during the preparation and conduct of the examination and how effectively the professional educational institution carries out the task of training and preparing its students for the demonstration exam. Additionally, weaknesses in the preparation process for the demonstration exam can also be identified through this feedback. A systematic analysis of students’ opinions has revealed specific aspects of their perception of the conditions necessary for preparing for the demonstration exam. Considering these factors will assist professional educational organizations in identifying and addressing potential problems that may hinder the effectiveness of students during the demonstration exam procedure. Furthermore, this analysis will enable these organizations to develop pedagogical strategies aimed at optimizing students’ preparation for the demonstration exam. The reflection upon and using the results of a student survey by college instructors allows for the identification of promising areas of improvement within the college’s educational processes. These areas may include modifications to the curriculum, updates to educational equipment, enhancements to the qualifications of instructors, and the effective application of pedagogical technologies. Moreover, the availability of necessary resources, the development of tailored educational programs, and support for students with special educational needs are equally essential. The practical implementation of these measures will ultimately lead to an enhancement in the quality of both students’ professional training and the overall state final certification of college graduates.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 377.5:371.276 ББК 74.47:74.028 Б 90

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-15-22

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖЕЙ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

(Рецензирована)

Ксения Владимировна БУЛАХ

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия kseniyabulah@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-1145-5815

Елизавета Сергеевна ШУЛЕШКО

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия eshuleshko@nggti.ru, https://orcid. org/0009-0000-0478-7291

Валерий Анатольевич ПЕТЬКОВ

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия valerype@mail. ru, https://orcid. org/0000-0003-1967-637X

Аннотация. Раскрывается значимость учёта оценки студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену.В ходе исследования нами установлено, что успешность прохождения данного испытания зависит от созданных в профессиональной образовательной организации условий (наличие инфраструктурной среды, внесение изменений в образовательную среду профессиональной образовательной организации; организация теоретической, практической, психологической подготовки к демонстрационному экзамену и др.)- Установление обратной связи преподавателей со студентами по проблеме подготовки к демонстрационному экзамену позволит педагогическому коллективу колледжей ответить на ряд вопросов: соблюдены ли при проведении демонстрационного экзамена принципы равноправия и справедливости, насколько эффективно профессиональная образовательная организация обеспечивает качественное обучение и подготовку студентов к демонстрационному экзамену, какие недостатки вывлены в условиях подготовки к демонстрационному экзамену. Анализ мнений студентов позволил выявить особенности их восприятия условий подготовки к демонстрационному экзамену, а также способствовал выявлению проблем, которые могут снижать результативность прохождения студентами процедуры демонстрационного экзамена, установить педагогические стратегии оптимизации подготовки к демонстрационному экзамену. Рефлексия и использование преподавателями колледжа результатов опроса студентов дают возможность определить перспективные направления работы колледжа по оптимизации и улучшению качества учебного процесса, а именно: изменения в программе обучения, обновление учебного оборудования, повышение квалификации преподавателей и эффективное использование педагогических технологий в образовательном

процессе, доступность необходимых ресурсов, разработку адаптированных образовательных программ и поддержку студентов с особыми образовательными потребностями. Реализация этих направлений на практике обеспечит повышение качества профессиональной подготовки студентов и государственной итоговой аттестации выпускников колледжа.

Ключевые слова: студент колледжа, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация, условия подготовки к демонстрационному экзамену, оценка, обратная связь, профессиональная образовательная организация, студент, профессиональное образование.

Для цитирования: Булах К.В., Шулешко Е.С., Петьков В.А. Оценка студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену как фактор повышения качества государственной итоговой аттестации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 15-22. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4328-15-22.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

ASSESSMENT OF THE CONDITIONS OF PREPARATION FOR THE DEMONSTRATION EXAM BY COLLEGE STUDENTS AS A FACTOR IN ENHANCING THE QUALITY OF STATE FINAL CERTIFICATION

Kseniya V. BULAKH

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia kseniyabulah@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-1145-5815

Elizaveta S. SHULESHKO

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia eshuleshko@nggti.ru, https://orcid. org/0009-0000-0478-7291

Valery A. PETKOV

Kuban State University, Krasnodar, Russia valerype@mail. ru, https://orcid. org/0000-0003-1967-637X

Abstract. This article explores the significance of considering college students' assessment of the conditions of their preparation for the demonstration exam. It has been discovered that the success of passing this exam depends on various factors established within a professional educational institution. These factors include the presence of a suitable infrastructural environment, alterations made to the educational setting within the institution, and the organization of both theoretical and practical training, as well as psychological preparation for the demonstration exam. Encouraging student-teacher feedback regarding the preparation for the demonstration exam will enable college educators to address a range of questions, including whether principles of equality and justice are upheld during the preparation and conduct of the examination and how effectively the professional educational institution carries out the task of training and preparing its students for the demonstration exam. Additionally, weaknesses in the preparation process for the demonstration exam can also be identified through this feedback.

A systematic analysis of students' opinions has revealed specific aspects of their perception of the conditions necessary for preparing for the demonstration exam. Considering these factors will assist professional educational organizations in identifying and addressing potential problems that may hinder the effectiveness of students during the demonstration exam procedure. Furthermore, this analysis will enable these organizations to develop pedagogical strategies aimed at optimizing students' preparation for the demonstration exam.

The reflection upon and using the results of a student survey by college instructors allows for the identification of promising areas of improvement within the college's educational processes. These areas may include modifications to the curriculum, updates to educational equipment, enhancements to the qualifications of instructors, and the effective application of pedagogical technologies. Moreover, the availability of necessary resources, the development of tailored educational programs, and support for students with special educational needs are equally essential.

The practical implementation of these measures will ultimately lead to an enhancement in the quality of both students' professional training and the overall state final certification of college graduates.

Keywords: college student, démonstration exam, state final certification, conditions for preparing for the démonstration exam, assessment, feedback, professional educational organization, student, vocational éducation.

For citation: Bulakh K.V., Shuleshko E.S., Petkov V.A. Assessment of the conditions of préparation for the démonstration exam by college students as a factor in enhancing the quality of state final certification// Bulletin of the Adyghe State University. Ser. : Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P.15-22. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-15-22.

Введение. Проблема оценки значимости студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену, который с 2023 года стал обязательной формой государственной итоговой аттестации для выпускников учреждений среднего профессионального образования, является важной и актуальной. Это обусловлено тем, что успешность прохождения данного испытания зависит от созданных в профессиональной образовательной организации условий (наличие инфраструктурной среды, внесение изменений в образовательную среду профессиональной образовательной организации; организация теоретической, практической, психологической подготовки к демонстрационному экзамену и др.). В нашем исследовании попытались определить то, как эти условия подготовки оценивают студенты выпускных курсов. Значимость подобной оценки подчеркивается в нормативных документах [1] и в исследованиях О.А. Романовой, П.В. Травкина [2], проводимых в рамках мониторинга экономики образования, а также в работах Я.В. Авдеевой [3], А.И. Лыжина, А.А. Коновалова, В.Н. Некрасовой [4], Е.П Собиной [5], И.В. Чеховской [6] и др. Исследователи отмечают важность получения обратной связи от субъектов образовательного процесса по данной проблеме, поскольку это дает возможность выявить особенности организации подготовки к демонстрационному экзамену, целью которого является объективная оценка сформированности необходимых компетенций студентов.

Получение объективной информации от студентов по проблеме подготовки к демонстрационному экзамену позволит педагогическому коллективу колледжа ответить на ряд вопросов. Соблюдены ли при проведении демонстрационного экзамена принципы равноправия и справедливости?Имеют ли студенты равные возможности для подготовки к демонстрационному экзамену?Какова степень доступности ресурсов, оборудования и поддержки, которые студенты получают от своей образовательной организации?

Оценка условий подготовки к демонстрационному экзамену предоставит возможность педагогическому коллективуустановить, насколько эффективно образовательная организация обеспечивает качественное обучение и подготовку студентов, что необходимо для разработки и внедрения соответствующих образовательных стратегий, технологий и методик, методических материалов, обеспечивающих оптимальные условия успешной подготовки выпускников к итоговому испытанию.

Следующий аспект оценки заключается в выявлении недостатков в условиях подготовки к демонстрационному экзамену, что поможет профессиональным образовательным организациям определить и устранить проблемы, которые могут снижать результативность прохождения студентами процедуры демонстрационного экзамена. Соответственно это затронет вопросы качества преподавания, доступности необходимых ресурсов, разработки адаптированных образовательных программ и поддержки студентов с особыми образовательными потребностями. Одновременно реакция на оценку студентами условий подготовки к демонстрационному экзамену может помочь определить направления работы по оптимизации и изменению учебного процесса, а именно: изменения в программе обучения, обновление

учебного оборудования, повышение квалификации преподавателей и эффективное использование технологий в образовательных процессах.

Организация и методы исследования. Исследование проходило на базе учреждений среднего профессионального образования города Невинномысска Ставропольского края в 2019-2023 учебных годах. В исследовании принимали участие 250студентов выпускных курсов, которым предстояло пройти процедуру демонстрационного экзамена. В ходе работы опора делалась на использование метода беседы (проведение онлайн-опросов, анкетирования), а также методов теоретического и статистического анализа синтеза, сравнения и обобщения теоретических и статистических данных по исследуемому вопросу.

Цель исследования: изучить особенности оценки студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену и использовать их для повышения качества профессиональной подготовки и государственной итоговой аттестации.

Результаты исследования. Для изучения особенностей оценки студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену были проведены онлайн-опросы и анкетирование, что позволило получить следующие результаты.

Студенты выпускных курсов учреждений среднего профессионального образования (70%), у которых в государственной итоговой аттестации предусмотрен демонстрационный экзамен, обнаруживают четкие представления о том, что при проведении государственной итоговой аттестации будет использована такая её форма, около 17% затрудняются в его определении и называют демонстрационный экзамен государственным экзаменом, 13% продолжают считать, что основной процедурой остается защита дипломного проекта (ВКР).

Инфраструктурную составляющую подготовки к демонстрационному экзамену студенты выпускных курсов оценивают следующим образом: около 90% студентов отмечают, что проходили подготовку на базе своих профессиональных образовательных организаций, около 5% студентов - готовились на предприятиях и в организациях работодателей, ещё 5% заявили, что проходили подготовку в других профессиональных образовательных организациях в рамках сетевого взаимодействия. Ресурсные центры, специализированные центры компетенций в качестве базы подготовки студенты не отметили; доступность специализированных учебно-методических пособий для подготовки к выполнению заданий подчеркнули 70% студентов, уровень доступности оборудования, инструментов, материалов оценивают как достаточный около 65% студентов, недостаток отмечают 18%, затрудняются ответить 17%, мотивируя это тем, что не имеют представления о требованиях к оборудованию, материалам, их качеству и количеству.

В качестве условий подготовки к демонстрационному экзамену студенты также отметили некоторые организационные изменения в образовательной среде своих образовательных организаций.

Студенты выпускных курсов (86%) обращают внимание, что были созданы условия (оборудованные и оснащенные площадки) для получения ими опыта подготовки к демонстрационному экзамену.

Учащиеся (52%) указали на прохождение промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена, что позволяет им познакомиться с процедурой данной формы аттестации и быть психологически более готовым к ней.

Около 70% опрошенных отмечают наличие системы комплексной подготовки: 54% проходили подготовку от одного до трех раз в неделю, около 20% — ежемесячно, вместе с тем у 12% опрашиваемых подготовка носила формальный характер и осуществлялась менее одного раза в полгода, тем не менее 67% считают

достаточным то количество времени, которое отведено на подготовку к демонстрационному экзамену.

По мнению 42% студентов, введение новой формы государственной итоговой аттестации привело к расширению количества практико-ориентированных задач в процессе обучения.

Около 45% респондентов считают, что это привело к увеличению их нагрузки и более плотному учебному графику.

Опрашиваемые (10%) из числа опрашиваемых в качестве дополнительной возможности подготовки к демонстрационному экзамену называют участие в чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы», из них 60% показывают, что опыт подготовки к чемпионату профессионального мастерства был полезен для прохождения демонстрационного экзамена, около 18% не оценили полученный опыт как необходимый для успешного прохождения демонстрационного экзамена, 22% респондентов затрудняются с оценкой.

При этом около 14% студентов отмечают, что не принимали участие в подготовительной работе.

Процесс организации теоретической, практической, психолого-педагогической подготовки к демонстрационному экзамену большинство студентов (76%) оценивают положительно.

Удовлетворены объемом теоретической, практической, психолого-педагогической подготовки, подготовки в области информационных технологий более 75% студентов. Считают достаточным:

— уровень информированности об особенностях и этапах проведения демонстрационного экзамена 80% обучающихся;

— уровень информированности в вопросах техники безопасности знакомства с правилами поведения на площадке 85,5%;

— опыт выполнения заданий с сопутствующими материалами для демонстрационного экзамена 78%;

— обеспечение процесса подготовки к демонстрационному экзамену, путем выполнения заданий педагогами 76%;

— процедуру обсуждения и оценки результатов выполненного задания совместно с другими студентами и преподавателями 80%.

Также одним из условий подготовки к демонстрационному экзамену является осознание студентами его значимости для профессионального развития и будущей карьеры. По мнению 75% студентов, подготовка к демонстрационному экзамену может способствовать формированию профессиональных компетенций. Около 35% считают, что демонстрационный экзамен влияет на приобретение общих компетенций, прежде всего связанных с самостоятельностью в определение задач личностного и профессионального развития (45%), с навыками работы в коллективе и команде (37%), с развитием организаторских способностей (25%). Опрошенные (42%) отмечают важность такого рода подготовки для формирования общительности и способности к взаимодействию как универсальной компетентности.

Студенты (50%) выражают уверенность в том, что наличие цифрового паспорта компетенций, который они получат после прохождения аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена и данные о результатах демонстрационного экзамена в дипломе о среднем профессиональном образовании, расширит их возможности при трудоустройстве, 12% негативно оценивают эти возможности, около 38% демонстрируют неуверенность в ответах.

При этом, несмотря на достаточно высокую оценку роли процесса подготовки к демонстрационному экзамену в формировании общих, профессиональных и универсальных компетенций и убежденность в пользе паспорта компетенций для будущего трудоустройства, при наличии выбора только 25% опрашиваемых предпочли бы демонстрационный экзамен как форму итоговой аттестации, 48% предпочли обычный экзамен, 14% не отдают предпочтения ни одной из форм, 13% сомневаются в ответе.

Заключение. Изучив особенности оценки студентами колледжей условий подготовки к демонстрационному экзамену, мы пришли к следующему заключению.

Несмотря на то, что демонстрационный экзамен стал обязательной частью государственной итоговой аттестации для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего образования, не все студенты имеют адекватное представление об этом.

Инфраструктуру и материально-техническое обеспечение демонстрационного экзамена большинство студентов оценивают высоко. Чаще всего подготовка проходит на базе собственных профессиональных образовательных организаций, это говорит о том, что во многих из них решены проблемы дефицита оборудования, инструментов, материалов, учебно-методического обеспечения, а также в других профессиональных образовательных организациях в рамках соглашений и договоров сетевого взаимодействия. Гораздо реже подготовка осуществляется на предприятиях и в организациях работодателей, объяснено это может быть отсутствием оборудования, которое бы соответствовало комплекту оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена, а также неготовностью последних открывать и аккредитовать центры проведения демонстрационного экзамена на своей базе.

При оценке процесса подготовки к демонстрационному экзамену студенты обращают внимание на организационные изменения в профессиональных образовательных организациях, которые способствовали, по их мнению, подготовке к демонстрационному экзамену: возможность потренироваться на базе созданных оборудованных и оснащенных площадок, прохождение промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена, наличие системы комплексной подготовки, расширение количества практико-ориентированных заданий, увеличение их учебной нагрузки. Данные опроса демонстрируют недостаточное использование ресурса профессиональных олимпиад и конкурсов в процессе подготовки к демонстрационному экзамену, тогда как процедура и конкурсные задания имеют прямое сходство с процедурой и заданиями демонстрационного экзамена, это может объясняться разными причинами, в том числе организационными (ограничение количества участников от образовательной организации, низкий уровень информированности студентов о конкурсах, слабая мотивированность как студентов, так и преподавателей и др.).

Объем теоретической, практической и психолого-педагогической подготовки к демонстрационному экзамену в целом оценивается студентами высоко. Но, несмотря на то, что уделяется большое внимание теоретической и практической подготовке к демонстрационному экзамену и знакомству с особенностями его проведения, около 9 % студентов считают эту работу недостаточной, 11% отмечают нехватку демонстрационных занятий, где выполнение заданий показывает преподаватель; 8% считают недостаточным опыт самостоятельного выполнения тренировочных заданий при подготовке к демонстрационному экзамену.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что за среднестатистическими значениями часто скрыта вариативность недостатков при подготовке к демонстра-

ционному экзамену в разных профессиональных образовательных организациях, а также с точки зрения разных направлений подготовки, которые отмечались студентами: одних не устраивало отсутствие необходимых инфраструктурных элементов, необходимого количества специализированных учебно-методических материалов, других — процессуальные вопросы, например: неполнота информации об особенностях проведения демонстрационного экзамена, недостаточность времени, отведенного на выполнение тренировочных заданий, третьих — недостаточная подготовка педагогов в данной области.

Достаточно позитивное восприятие студентами инфраструктурных преобразований в профессиональных образовательных организациях, организационных изменений в образовательном процессе из-за внедрения демонстрационного экзамена, а также преобладание сходных оценок полезности данного процесса для формирования необходимых компетенций и получения паспорта компетенций для будущего трудоустройства, значительное число обучающихся все ещё очень осторожно относится к данному формату государственной итоговой аттестации.

Подобная ситуация говорит о возможных недостатках внутренней подготовительной работы к демонстрационному экзамену, неполноте ознакомления студентов с его целью, задачами и процедурами в отдельных профессиональных образовательных организациях, что соответственно не позволяет студентам дать объективную оценку своего уровня подготовки и снижает их шансы на успешное прохождение данного испытания.

Таким образом, проблема адекватной оценки студентами условий подготовки к демонстрационному экзамену непосредственно связана с проблемой качества профессионального образования, создания возможностей для релизации студентами своего профессионального потенциала и оптимальных условий (нормативно-правовые, кадровые, методические, материально-технические, организационно-отраслевые) для организации ифункционирования образовательного процесса колледжа, обеспечивающих качественную профессиональную подготовкустуден-тов и равные возможности для сдачи итогового демонстрационного экзамена.

Примечания:

1. Официальный сайт демонстрационного экзамена. Нормативные документы, оценочные материалы, инструкции и справочная информация.URL: https://de.firpo.ru/role/cpde/(flaTa обращения: 10.11.2023).

2. Романова O.A., Травкин П.В. Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 48 с.

3. Авдеева Л.В. Организация подготовки студентов среднего профессионального образования к выполнению заданий итоговой государственной аттестации в формате демонстрационного экзамена // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. №1 (37). С. 12-20.

4. Лыжин А.И., Коновалов A.A., Некрасова В.Н. Методика подготовки к демонстрационному экзамену: учеб. пособие. Екатеринбург: Трикс, 2022. 56 с.

5. Собина Е.П. Государственная итоговая аттестация выпускников среднего профессионального образования как педагогическая проблема // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. №3 (90). С. 19-24.

6. Чеховская И.В. Демонстрационный экзамен как инновационный элемент государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования // Наука и образование сегодня. 2020. №6-2 (53). С. 74-76.

References:

1. Official website of the demo exam. Normative documents, assessment materials, instructions and reference information URL: https://de.firpo.ru/role/cpde/ (access date: 10.11.2023).

2. Romanova O.A., Travkin P.V. Practice-oriented training in the secondary vocational education: informational. M.: NIU VShE, 2021. 48 pp.

3. Avdeeva L.V. Organization of training of secondary vocational education students to complete the tasks of the final state certification in the format of a demonstration exam // Innovative Development of Vocational Education. 2023. No. 1 (37). P. 12-20.

4. Lyzhin A.I., Konovalov A.A., Nekrasova V.N. Methodology of training to the demonstration exam: a study guide. Ekaterinburg: Trix, 2022. 56 pp.

5. Sobina E.P. State final certification of graduates of the secondary vocational education as a pedagogical problem // Municipal education: innovations and experiment. 2023. No. 3 (90). P. 19-24.

6. Chekhovskaya I.V. Demonstration exam as an innovative element of the state final certification in the system of secondary vocational education // Science and Education Today. 2020. No. 6-2 (53). P. 74-76.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Булах К.В., Шулешко Е.С., Петьков В.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.