Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ СВЯЗНОСТИ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ'

ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ СВЯЗНОСТИ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KNOWLEDGE / METHODS OF ACTION / THE STRUCTURAL CONNECTIVITY OF THE ANALYTICAL TOOLS / SIMPLIFIED COMPLEX / STRUCTURAL VECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круковская Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается частный метод когнитивного анализа, основанный на исследовании q-связ- ности симплициальных комплексов. Представлено применение метода по отношению к системе аналити- ческих средств и спосо-бов действий студентов с целью обоснования их структурной связности и це-лост- ности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круковская Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STRUCTURAL CONNECTIVITY OF A SYSTEM OF ANALYTICAL TOOLS AND WAYS OF ACTION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

The article discusses a particular method of cognitive analysis, based on the study of q-connectivity of simplified complexes. It presents the application of the method in relation to the system of analytical tools and ways of action of stu-dents to justify their structural connectivity and integrity

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ СВЯЗНОСТИ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ»

5. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., Л.: Гос.уч.пед.изд-во, 1935.

6. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

7. Журова Л. Е., Тумакова Г. А. Родной язык// Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Под-дьякова и В. Н. Аванесовой. - 2-е изд. - М., 1981. - С. 22 - 28.

8. Загвоздкин В. К. Готовность к школе как объект образовательной политики // Практика управления ДОУ. - 2011. - № 0. (Пилотный номер.) - С. 8 - 10.

9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М.: Педагогика, 1986.

10. Коренблит С. С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб.-метод. пособие / С. С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. - М.: Обруч 2015.

11. Коренблит С. С. Экология русского языка. Син-

тез слова и музыки / Науч. ред. Е. А. Ямбург. - Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2015.

12. Коренблит С.С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Развитие языковой личности дошкольника: теория, опыт. Программа и технология «Веселый день дошкольника» (В»еДеДо») / Науч. ред. Е. А. Ямбург. -Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015.

13. Кравцова Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2 - С. 32 - 38.

14. Кудрявцев В. Т. «Предшкольное образование»: необходимость или...? // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2 - С. 18 - 31.

15. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школа - Пресс, 1998.

16. Смирнова Е. О. Детская психология. - 3-е изд., перераб. - СПб: Питер, 2009.

17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ СВЯЗНОСТИ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Круковская Татьяна Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики Омского государственного университета путей сообщения

г. Омск

ASSESSMENT OF STRUCTURAL CONNECTIVITY OF A SYSTEM OF ANALYTICAL TOOLS AND WAYS OF ACTION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

Krukovskaya Tatyana Yuryevna, Ph.D., A.P. of High Mathematics Chair, State University of Transport Connection, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается частный метод когнитивного анализа, основанный на исследовании q-связ-ности симплициальных комплексов. Представлено применение метода по отношению к системе аналитических средств и спосо-бов действий студентов с целью обоснования их структурной связности и це-лост-ности.

ABSTRACT

The article discusses a particular method of cognitive analysis, based on the study of q-connectivity of simplified complexes. It presents the application of the method in relation to the system of analytical tools and ways of action of stu-dents to justify their structural connectivity and integrity.

Ключевые слова: знания; способы действий; структурная связность аналитических средств; симпли-циальный комплекс; структурный вектор.

Keywords: knowledge; methods of action; the structural connectivity of the analytical tools; simplified complex; structural vector.

В современной ситуации профессионального образования наблюдается тенденция поиска технологий обучения студентов, отвечающих запросам постклассической парадигмы образования. Изменения, происходящие в об-ществе, оказывают влияние одновременно на все уровни жизни и бытия че-ловека, в том числе на систему профессионального образования.

Система образования является открытой системой, поведение и состоя-ние которой зависят от факторов внешней среды, а сохранение в больших пропорциях взаимодействий этих факторов ее устойчивости

обеспечивает переход на уровень содержательного развития структурно-функциональных характеристик.

Исходя из этого, стратегия организованного обучения студентов может быть направлена на управление педагогическими процессами преобразова-ний знаний, способов учебных действий, операций через функционирование целостных проявлений мыслительной деятельности студентов во вполне определенной ситуации обучения.

Управление процессом организованного обучения, переход к знаниям и практическим умениям, выбор

средств, способов деятельности по освоению смыслов предметной области может осуществляться с учетом системной ха-рактеристики целостности - структурной связности системы аналитических средств.

Структурная связность элементов системы позволяет оценить ее струк-турную устойчивость и целостность организации, выявить и оценить ресурс ведущих факторов.

В ситуации обучения статус ведущих имеют факторы, способствующие преобразованию субъекта и его саморазвитию в процессе освоения смысло-вого содержания предметной области.

Направленность ведущих факторов на преобразование субъекта через освоение обобщенных способов действий рассматривалась в психолого-педагогической теории и практике в связи с содержательной организацией учебной ситуации.

В этой связи справедливым будет вспомнить важнейшую роль основных операций как сторон мыслительной деятельности, которую подчеркивал С. Л. Рубинштейн.

Обращаясь к природе мышления, он указывал на то, что в процессе пе-рехода к более адекватному познанию мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение) способствуют раскрытию все более существенных объективных связей и отношений проблемной ситуации. Ав-тор утверждает, что «... осмысление материала включает в себя все мысли-тельные процессы: сравнение — сопоставление и различение, анализ и син-тез, абстракцию, обобщение и конкретизацию, переход от конкретного, еди-ничного к отвлеченному, общему и от абстрактного, общего к наглядному, единичному — словом, все многообразие процессов, в которых совершается раскрытие предметного содержания знания в его все более глубоких и мно-госторонних взаимосвязях» [6, стр.536].

Анализ такого общепризнанного подхода позволил нам представить со-держание объекта предметной области как целостность смысловых комплек-сов, обладающих ресурсами структурной связности, тем самым способству-ющих формированию заданных когнитивных показателей, дополненных и обогащенных эмоционально-чувственной сущностью субъекта обучения

на момент взаимодействия с обстоятельствами учебной ситуации.

Вопросам моделирования и анализа структурной связности можно отне-сти активно разрабатываемые в последние годы основные идеи когнитивного анализа систем (ситуаций), теоретические основы которого были заложены изначально в психологии, а впоследствии нашли распространение в других предметных областях. Диапазон современных исследований представлен во-просами моделирования свойств связности различных сетей, взаимодейству-ющих элементов (подсистем, сущностей и т.д.) таких, как коммуникации, трафики, биологические сети, сети распределенных алгоритмов [1], [2], [3], [4].

Методы когнитивного анализа систем позволяют в виде модели выявить причинно-следственные связи между отдельными элементами системы и оце-нить степень структурной связности и статус их ресурса. С этой целью мето-дами анализа q - связности проверяется наличие симплициальных комплек-сов, состояние которых характеризуется структурным вектором. В свою очередь, структурный вектор комплекса показывает наличие (или отсутствие) целостности на том или ином уровне структурной связности.

В качестве анализируемой системы элементов когнитивной модели была выделена система средств мыслительной деятельности, отражающих каче-ствен-ную сторону подготовки студентов при изучении объектов предметной области: анализ, выявление взаимно-однозначного соответствия между эле-ментами, выполнение процедур сравнения, сопоставления, выбор способа действий, синтез, организация целостного образа познаваемого объекта и его адекватная интерпретация.

В ходе формализации экспертных знаний о выбранной совокупности средств мыслительной деятельности (в виде множеств элементов Х^Уй была составлена матрица бинарных отношений, показывающая наличие или от-сутствие взаимных связей между элементами когнитивной модели. Матрич-ное представление взаимных связей между элементами представлено на рис.1.

Рисунок 1. Матрица бинарных отношений элементов когнитивной модели

Поиск уровней q-связности отдельных элементов лексов, образующих комплексы соответственно Кх, Ку: выбранной совокупности связан с выявлением симп-

К

(О (2) (3) (4) (5) (6) 3 > 4 ' 3 ' 4 ' 2 ' 2 ' 4

Г'}

А: (А':Л) = {ст(1)-т(2|-~(3)- -И|- -(бК

—[4 !. _(5). ¡,6' . (7 4 ' 4 ' 4 ' 2 : 4 ' 2 ' 4

X, : д = 4 - 1 = 3, ст.

\д = 5-1 = 4,о-

X = 4-1 =

X :# = 5-1 = 4,ст

X \д = 3-1 = 2, ст. X : д = 5 -1 = 4, ст

X : д = 5 -1 = 4, ст

^ : д = 5 -1 = 4, У1 = 5-1 = 4,ст.

7, : ^ = 5 -1 = 4, ст

= 3-1 = 2,ст

У :9=5-1 = 4,ст

(1)

Уй:д = 3-1 = 2,ст2 Г7 : ^ = 3 -1 = 2, ст^

Последующее преобразование исходной матрицы q-связности приводит нас к симплексам, меняющих бинарных отношений и расположение элементов схемы комплексов Кх, Ку следующим образом: ее строк и столбцов по убыванию значения уровней

г г 4 5

1 1 1 1 1

х. 1 1 1 1 1

4 Х1

1 1 1 1 1 «Л =

1 1 1 1

1 1 1 1 А;

X, 5 1 1 1

1 1 1

1 2 з 5 -I

г, У, х ) У.. к

Рисунок 2. Упорядоченные матрицы бинарных отношений элементов

когнитивной модели

Покажем схемы комплексов Кх, Ку, упорядочивая этим комплексам по убыванию и покажем классы связ-последовательность сим-плексов, принадлежащих ности Q ^:

К

(Г, <%) = {,

} Ку(Х, (2)А) = {,

^(1) 3 5 4 6 7

, , СГ4, СГ4 , СГ3 , СТ3 , (73

? =

д = зд, =1 ? = 2д2 =1 ? = 1<г, =1

4д4=2{х2,х7},{х4) = 1{

ЛрЛ2 х 4, .г?

■ХрХ2'Х3-Х4'Х5-Хб-Х7 .1

1Х1'Х2 "Т3> Х4' Х5 > Х6>Х1 .

= 4

? = зд3 ? = 2д2

? =

Щ =1

= 2{у {V

1? 2^5 ^ 3

1 э 3?2 ? Уз 5 У 45 5

15.) ; -- 3 - У 4: ^ 5 Уб;-^7 . 15 } 2 ' 3 3 I У45 У 5 : У 7 ) 15 У 2 5 З'з: У4: У 5 : У & 5 3 7 .1

(2)

Постепенный переход уровней связности сопровож- ровать структурные вектора ©х и ©у комплексов Кх и Ку дается преобразованием последовательностей клас- соответственно: сов связности, значения которых позволяют сфор-ми-

0г = (2;1;1;1;1) ©у = (2;2;1;1;1)

(3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительно элементов совокупности У|, расположенных в строках матрицы комплекс связан на уровнях q= 3, q = 2, q = 0 и не связан на уровне q = 4. Однако, на уровне q = 4 появляется связность элементов и , что представляется вполне естественным, так как сочетание таких средств мыслительной деятельности как синтез информационного ресурса объекта предметной области, его адекватная смысловая интерпретация для практических целей создает законченную струк-

турную целостность образов.

Кроме того, элементы совокупности , характеризующие противоречивость данных исходной ситуации и обладающие большей связностью, чем другие могут обладать статусом ведущих элементов комплекса, что дает возможность использовать их в качестве основы проектирования способов действий в освоении смыслового содержания предметной области.

Относительно элементов совокупности расположенных в столбцах матрицы комплекс связан на уровнях q = 2, q = 1, q = 0 и не связан на уровнях q = 4 и q =3. Однако на уровне q = 4 появляются связные ком-поненты,что справедливо свидетельствует о том, что сочетание таких анали-тических средств как анализ, синтез и сравнение - сопоставление и различе-ние способствует освоению способа действий в познании объектов предмет-ной области.

Кроме того, элементы совокупности характеризующие аналитические средства (анализ, синтез исходных данных, сравнение - сопоставление и различение) обладают особым ресурсом в вопросах функционирования целостных проявлений мыслительной деятельности.

Проведенный метод q-анализа позволил выделить и оценить в системе средств мыслительной деятельности системную характеристику - структурную связность, сформировать комплексы, показав целостность и единство аналитических средств освоения способа действий в познании объектов предметной области.

Подобная формализация не отражает в полной мере нелинейность про-цесса познания, однако позволяет показать динамический процесс постепен-ного формирования целостности структуры совокупности средств мысли-тельной деятельности на разных уровнях системной связности.

Литература:

1. Горелова, Г. В. Структурный анализ когнитивных моделей слож-ных систем / Г. В. Горелова, Е. Н. Захарова // Когнитивный анализ и управ-ление развитием ситуаций: Тр. 6 - й Междун. конф. (CASC'2006). М.: ИПУ РАН, 2006.

2. Горелова Г. В., Захарова Е. Н. Когнитивный анализ и моделиро-вание социально экономических систем. Учебное пособие. Майкоп: Изд - во АГУ, 2010. -199 с.

3. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер. с англ. - М.: Мир,1982. - 216 с.

4. Кулинич А. А. Когнитивный анализ и управление развитием си-туаций (CASC'2007) / Труды VII Международной конференции / Под ред. З. К. Авдеевой, С. В. Ковриги. - М.: Институт проблем управления РАН, 2007.

5. Разумов В. И. Информационные основы синтеза систем. Ч.3. Ин-формационные основы имитации: монография / В. И. Разумов, В. П. Сизи-ков. - Омск: Изд - во Ом. гос. ун - та, 2011. - 628 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ _ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Ивановна Куликова

соискатель ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»,

руководитель структурного подразделения МАУДО

города Набережные Челны «Городской дворец творчества детей и молодежи №1», педагог дополнительного образования THE ISSUES OF FORMATION OF CIVIL RESPONSIBILITY OF THE SCHOOLCHILDREN'S IN THE PROCESS OF VOLUNTEERING

Svetlana Ivanovna Kulikova, applicant FGOUVPO «Kazan (Volga region) Federal University», the head of structural division of MAUDO of the city of Naberezhnye Chelny «The City Palace of creativity of children and youth №1», the teacher of additional education

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования гражданской ответственности школьников в процессе волонтерской деятельности. Автор рассматривает структурные компоненты гражданской ответственности школьников: ценностные идеалы и ориентации личности, социальная активность, гражданская ответственность. Обозначены направления работы педагогов при организации волонтерской деятельности школьников.

ABSTRACT

The article deals with development of civic responsibility of the schoolchildren's in the process of volunteering. The author examines the structural components of civil liability of pupils: value ideals and orientations of the personality, social activities, civic responsibility. The directions of work of teachers in organizing volunteer activities for schoolchildren's.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, гражданская ответственность, социальная активность, ценностные идеалы личности.

Keywords: volunteering, civic responsibility, social activity, value the ideals of the personality.

При условии быстрой смены идеалов общества, динамики развития современности, на первый план в образовательной теории и практике выдвигается проблема воспитания гражданской ответственности школьников. Современное государство требует от

школьного образования формирования человека современно образованного, осознано включенного в жизнь общества, способного принимать решения, брать на себя ответственность. Необходимость воспитания граждански-ответственных молодых людей подтверж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.