С. М. БУКАТИН
ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Ключевые слова: Республика Марий Эл, агропромышленный комплекс, интегральная оценка класса финансового состояния, кластерный анализ, матрица БКГ, оценка стратегии развития, пищевая и перерабатывающая промышленность, стратегическое управление.
Проведён всесторонний анализ современного состояния молокоперерабатывающей промышленности РМЭ и показано положение действующих предприятий на рынке молока и молочной продукции. Предложены стратегии дальнейшего развития исследуемых предприятий на основе сопоставления результатов анализа матрицы БКГ и портфельного анализа. Выполнена оценка предложенных стратегий развития на различных этапах их реализации
S.M. BUKATIN
THE DEVELOPMENT STRATEGY VALUATION OF MILK-REMAKING FACTORIES
A performed analysis of up-to-date state of Mari El milk-remaking factories has shown its positions on milk and dairy market. Further development strategies of acting factories are offered based on the results of BCG matrix and cluster analysis. The development strategy valuation has made during the different stages of its realization.
Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным в экономической политике Российской Федерации. Надёжное обеспечение населения необходимым объёмом продовольствия, в частности молочной продукцией, возможно только при создании такой системы управления предприятиями, которая позволит им гибко реагировать на все изменения внешней среды и своевременно противостоять возникающим угрозам.
Молокоперерабатывающие предприятия в условиях рыночной неопределённое™ испытывают существенные трудности в выработке и реализации стратегии долгосрочного развития, поэтому большинство из них сокращают масштабы своей деятельности.
Обеспечение населения Республики Марий Эл (РМЭ) молочными продуктами в основном осуществляется за счёт предприятий, расположенных в регионе. Рыночные преобразования привели к существенному сокращению сырьевого и производственного потенциала комплекса. Потребление основных продуктов питания сокращалось в течение многих лет, и только в последние годы наметился незначительный рост.
В РМЭ функционируют тринадцать предприятий по переработке молока, характеризующихся различными масштабами и эффективностью деятельности. Большинство хозяйств испытывают ухудшение своего финансового состояния, потерю сырьевой базы и рынков сбыта. Средняя рентабельность молокоперерабатывающих предприятий РМЭ уменьшилась с 3,07% до 0,42% за последние годы. Предприятия нуждаются во внедрении инструментов стратегического управления, но вероятность успешной реализации стратегии, способствующей улучшению их положения в отрасли, оценивается как крайне низкая.
Выбор оптимальной стратегии развития предприятия и её оценка являются основными решениями в условиях неопределённости. Для решения обозначенной проблемы определён круг задач, требующих детального изучения, обозначены этапы оценки стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий и инструменты стратегического менеджмента, рекомендуемые к использованию на каждом этапе.
Портфельный анализ на основе матрицы БКГ позволил определить позиции отдельных предприятий на рынке РМЭ. Группировка выполнена по показателям темпа роста объёмов реализации и доли каждого предприятия на занимаемом целевом рынке. Действующие предприятия разделились на стратеги-
ческие группы так, как это показано на рис. 1 (точками показано положение каждого предприятия по критериям темпа роста и доли рынка).
3.5 -
3,0 -
2.5 -
§ !,5 “
и Н
1,0 -0,5 0,0
0% 5% 10% 15% 20% 25%
Доля рынка - сектор предприятий-«дойных коров»
Рис. 1. Матрица роста/доли рынка молокоперерабатывающих предприятий в 2005 г.
Молочная промышленность представляет собой типичный несбалансированный портфель отрасли: два предприятия-«коровы», много «собак», одна «проблема» и полное отсутствие «звёзд». Подобный портфель гарантирует продолжение спада производства. В республике за последние годы выявлена тенденция перехода молокоперерабатывающих предприятий из разряда «проблемных» в разряд «дохлых собак». Исправить сложившуюся ситуацию можно разработкой мероприятий в рамках выбранной стратегии развития.
Любые изменения в поведении предприятия требуют значительных финансовых затрат, поэтому успешные предприятия имеют для выбора гораздо большее число вариантов стратегии, нежели фирмы с ограниченными финансовыми возможностями. Необходимо учитывать неудовлетворительное финансовое положение предприятий, накладывающее ограничение на возможность успешной реализации некоторых видов стратегий. Оценка финансового состояния обязательна для разработки стратегии предприятий АПК.
Для оценки финансово-экономического положения предприятий были использованы коэффициенты: текущей ликвидности (КТЛ); обеспеченности собственными средствами (КОСС); оборачиваемости активов (ОА); автономии (КА) и рентабельности продаж (РП).
С помощью искусственных нейронных сетей (ИНС) проведена группировка предприятий молочной промышленности в соответствии с методологией кластерного анализа. Разбиение предприятий на кластеры представлено в табл. 1.
Если объедить результаты кластерного и портфельного анализа, становится возможным выбор оптимальной стратегии развития предприятия с учётом цели его деятельности, положения на рынке и текущего финансовоэкономического положения.
Методический подход к выбору стратегии должен предусматривать возможность позиционирования отдельного предприятия. При определении класса финансового состояния единичного предприятия встаёт вопрос об установ-
•
"проблема" "звезда"
• •• •
» ф "дохлая собака"
лении границ выделенных кластеров. Для решения поставленной проблемы разработана и обоснована стохастическая факторная модель интегральной оценки класса финансового состояния предприятия, которая имеет вид:
I = Э1 • Ктл + а2 • Рп + аз • ОА + а4 ■ КА . (1)
Таблица 1
Позиционирование предприятий молочной промышленности АПК РМЭ по основным финансовым коэффициентам
Кла- Предприятие № Среднее значение коэффициента
стер Ктл Косс Кп Оа Ка
I ОАО «Маритурекский маслосырзавод» 7 0,83 -0,13 -1,369 0,09 0,79
II ОАО «Куженерский маслозавод» 5 0,41 -1,47 -0,165 1,28 0,05
ЗАО «Козьмодемьянскмолрус» 4
III ОАО «Новоторъяльский маслозавод» 9 1,01 -0,02 -0,019 3,62 0,31
ОАО «Козьмодемьянский маслозавод» 3
ОАО «Оршанский молочный завод» 10
ЗАО «Волжский ГМК» 1
ОАО «Советский молочный завод» 13
IV ЗАО «Звениговский ГМК» 2 1,48 0,24 0,004 3,54 0,52
ОАО «Марийскмолпром» 6
ОАО «Моркинский маслозавод» 8
V ГПЗ «Семёновский» 11 2,71 0,57 0,044 2,44 0,68
ОАО «Сернурский сырзавод» 12
Границы кластеров можно определить путём присвоения каждому кластеру интервала значений абстрактной интегральной оценки класса финансового состояния предприятия: I < 1,50 - I класс; 1,50 < I < 2,50 - II класс;
2,50 < I < 3,50 - III класс; 3,50 < I < 4,50 - IV класс; 4,50 < I < 5,50 - V класс; I > 5,50 - VI класс.
Частная модель:
I = 1,529 • КТЛ +1,189 • РП + 0,176 • ОА + 2,430 • КА (2)
построена для совокупности молокоперерабатывающих предприятий РМЭ по финансовым коэффициентам, рассчитанным за ряд последних лет. Данная модель позволила обособленно определить класс финансового состояния каждого предприятия.
Для выбора совокупности приемлемых стратегий развития предприятий целесообразно использование комбинированной матрицы результатов портфельного и кластерного анализа, представленной в табл. 2 (в ячейках указаны номера предприятий).
Таблица 2
Сводная матрица результатов портфельного и кластерного анализа.
Кластеры по уровню финансового состояния Положение в отрасли по матрице БКГ I II III IV V VI
«Дохлая собака» 7 5, 3 9 6, 13 1, 8, 10 12
«Проблема» 4
«Звезда»
«Дойная корова» 2 11
«Дохлым собакам» первого и второго кластеров предложены стратегии выхода из отрасли или слияния с более успешными предприятиями. Во втором кластере присутствует предприятие-«проблема». Ему рекомендуется придерживаться стратегии низких издержек, что обусловлено убыточностью производства.
Следующая совокупность представлена предприятиями-«дохлыми собаками», принадлежащими к третьему и четвёртому кластерам. Предприятиям данной группы рекомендуется доказать жизнеспособность и догнать конкурентов.
Пятый кластер представлен предприятиями, которые ухудшили своё положение на рынке. Рентабельность этих предприятий крайне низка, но финансово-экономическое положение можно считать устойчивым. Им рекомендуется реализовать стратегию фокусирования на одном виде деятельности.
Предприятия-«дойные коровы» принадлежат к пятому и шестому кластерам, т.е. являются достаточно успешными в своей деятельности. Предприятия данной группы должны удержать долю рынка и стремиться к увеличению производства.
Оценка стратегии развития перерабатывающих предприятий должна выполняться по двум направлениям: на стадии рекомендации для предприятия какой-либо стратегии развития оценивается оптимальность выбора, а на стадии реализации данной стратегии оценивается тот положительный эффект, который был достигнут.
Процедура оценки стратегии развития на этапе её выбора должна выполняться в три этапа. Во-первых, необходимо учитывать, приведёт ли выбранная стратегия к достижению предприятием своих целей. Если стратегия соответствует целям, то дальнейшая её оценка проводится на соответствие стратегии внешнему окружению и на соответствие потенциалу и возможностям предприятия.
Применение результатов портфельного анализа в совокупности с финансовой оценкой действующих предприятий позволяет сделать вывод об оптимальности рекомендованных стратегий. Результаты портфельного анализа определяют совокупность стратегий, которые предприятие должно использовать в соответствии со своим положением на целевом товарном рынке и положением основных конкурентов. Результаты финансового анализа являются критерием осуществимости выбранной стратегии.
На этапе реализации стратегии оценка выбора должна осуществляться с помощью предложенной системы показателей оценки финансово-экономического положения. Рост рентабельности продаж, повышение ликвидности и ускорение оборачиваемости активов свидетельствует об усилении позиции предприятия в отрасли. Улучшение основных финансовых коэффициентов является свидетельством успешной реализации выбранной стратегии. Постоянный мониторинг значений рекомендуемых показателей позволит контролировать процесс реализации выбранной стратегии.
Практическое использование данной методики выполнено на примере ОАО «Советский молочный завод». Предприятие имеет стабильное финансово-экономическое положение, но относится к «дохлым собакам». Предприятию рекомендовано реализовывать стратегию роста доли рынка с увеличением производства. Стабильное положение и рентабельность производства позволяют осуществлять привлечение внешних инвестиций.
В соответствии со схемой комбинированного инвестирования деятельности предприятий [1] с дополнениями, обусловленными текущим финансовоэкономическим положением российских предприятий, выполнено моделирование финансовой стратегии развития ОАО «Советский молочный завод».
Объективным критерием эффективности проводимых преобразований является прирост чистой рентабельности активов:
=----0,152 • X, + 0,152 • Хз-------------------------, (3)
Х1 + 0,152 • Х1 + Х3 + 0,152 • Х3 — Х5 — Х7 где а = 0,152 - средняя расчётная ставка процента, обусловленная ценой инвестиций и ставкой налога на прибыль; х, - размеры изменения статей бухгалтерского баланса при реализации выбранной инвестиционной стратегии.
Путём анализа балансовых соотношений и пропорций хозяйственного развития могут быть определены ограничения экономико-математической модели развития ОАО «Советский молочный завод». Основные ограничения касаются того, что уменьшение оборотных активов в процессе стратегического развития не предусматривается. Также должны выполняться ограничения, характеризующие ликвидность баланса, а именно предусматривать рост коэффициентов КТЛ и КОСс.
В экономико-математическую модель необходимо ввести дополнительное ограничение, означающее реальность стратегических преобразований, обусловленную невозможностью освоения в реальной перспективе таких чрезмерно больших объёмов инвестиционных средств, которые превышали бы действующую (балансовую) стоимость предприятия (стоимость всех его активов):
х1 + 0,152 • х1 + х3 + 0,152 • х3 — х5 — х7 < Д , (4)
где Д - балансовая стоимость предприятия (для ОАО «Советский молочный завод» в рассматриваемой модели Д = 10 045,0 тыс. руб.). К тому же это условие ограничивает область допустимых решений задачи, снимая тем самым неопределённость её оптимума.
Однако освоение объёмов инвестиций в размере балансовой стоимости действующего предприятия чрезвычайно рискованно для инвесторов. Специалисты в области проведения инвестиций считают, что реальным является освоение дополнительных финансовых вложений в размере не более 25% стоимости предприятия.
Общая постановка модели не учитывает первоначальное распределение полученных финансов между оборотными и внеоборотными активами. В результате может иметь место ситуация, когда все инвестиции изначально направляются во внеоборотные активы без соответствующего увеличения оборотного капитала. Поэтому модель дополнена соответствующими ограничениями.
Результаты реализации выбранной стратегии представлены в табл. 3.
Таблица 3
Динамика основных показателей ОАО «Советский молочный завод» в 2005-2007 гг.
Показатель 2005 2006 2007
Коэффициент текущей ликвидности 1,781 1,813 2,000
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,141 0,165 0,223
Рентабельность продаж 1,09 % 1,32 % 1,56 %
Оборачиваемость активов 1,650 1,458 1,603
Коэффициент автономии 0,425 0,504 0,553
Темп роста объёма продаж 0,6821 1,0469 1,1601
Интегральная оценка класса финансового состояния 4,061 4,269 4,703
Класс финансового состояния IV IV V
Прогнозный баланс ОАО «Советский молочный завод» на конец 2007 г. имеет удовлетворительную структуру: Ктл = 2,0, К0сс = 0,22. Согласно модели класса финансового состояния предприятия интегральная балльная оценка ОАО «Советский молочный завод» повысилась с 4,061 (четвёртый класс) до 4,703 (пятый класс). Общее повышение составило 0,642 пункта за два года, что эквивалентно переходу в следующий, более высокий класс финансового
состояния. Таким образом, ОАО «Советский молочный завод» повысило свою финансовую устойчивость, ликвидность и платёжеспособность.
Рост объёма продаж в 2007 г. составил 16%, доля занимаемого рынка незначительно увеличилась. Таким образом, ОАО «Советский молочный завод» из области предприятий-«дохлых собак» перешло в разряд «проблемных». Дальнейшее управление стратегическим развитием данного предприятия должно быть направлено на увеличение доли рынка и переход предприятия в разряд «звёзд». Проведённая оценка развития предприятия позволяет сделать вывод о высокой эффективности принятой стратегии.
Последовательная реализация предложенных этапов позволяет предприятиям молокоперерабатывающей промышленности формализовано подходить к процедуре выбора оптимальной стратегии развития и её оценке. Внедрение инструментов стратегического управления улучшит финансово-экономическое положение молокоперерабатывающих предприятий АПК РМЭ, позволит своевременно реагировать на происходящие изменения и принимать эффективные управленческие решения. Устойчивое развитие каждого отдельного предприятия гарантирует рост соответствующих отраслей АПК в целом.
Предлагаемая методика основывается на исследовании и сопоставлении универсальных показателей масштабов и эффективности деятельности предприятий, поэтому может быть использована и в других отраслях экономики РФ.
Литература
1. Экономическая стратегия фирмы / под. ред. А.П. Градова. СПб.: Спец-Лит, 2000. 589 с.
БУКАТИН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Марийский государственный технический университет. Старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике Марийского технического университета. Область научных интересов - стратегическое управление предприятиями, оптимальное управление экономическими системами, математические методы финансового анализа, прогнозирование социальноэкономического развития. Автор 9 научных работ.