Научная статья на тему ' оценка стратегической конкурентоспособности инновационного потенциала Красноярского края в контексте мировых трендов инновационного технологического развития'

оценка стратегической конкурентоспособности инновационного потенциала Красноярского края в контексте мировых трендов инновационного технологического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « оценка стратегической конкурентоспособности инновационного потенциала Красноярского края в контексте мировых трендов инновационного технологического развития»

В результате проведенных мероприятий (экспериментов) были получены положительные эффекты: удалось повысить качество тылового обеспечения войск, сократить численность обеспечивающих и обслуживающих подразделений, уменьшить отрыв личного состава воинских частей от мероприятий боевой подготовки.

Кроме того, на сегодняшний день в штате силовых министерств (служб) существует масса структур (служб), которые не нужны им на постоянной основе. Делегировав им определенную степень самостоятельности, они смогут в «свободное» время выполнять заказы сторонних предприятий (организаций), станут местом трудоустройства высококвалифицированных кадров. Организационно-функциональная схема кластера экономического обеспечения силовых министерств (служб) представлена на схеме (рис. 4.)

Выбор региона в качестве территориальной платформы обусловлен структурой существующей системы экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) и механизмом ее функционирования. На региональном уровне функционируют территориальные органы управления силовых министерств (служб), которые координируют служебную и хозяйственную деятельность своих структурных подразделений и обеспечивают в масштабах своих полномочий необходимыми материальными ресурсами и услугами.

После создания единого регионального органа управления - территориального центра экономического обеспечения (ТЦЭО) и объединения разрозненных органов снабжения в отделы ТЦЭО, появится возможность оптимизировать их деятельность: выявить и устранить «параллельные» структурные звенья, идентифицировать схемы движения материальных ресурсов (услуг) и определить их общую (консолидированную) потребность в материальных средствах и услугах.

В свою очередь ТЦЭО и региональный отдел Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (ФАПВВСТиМС) выступят основой - «ядром» - будущего кластера экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) [2].

Кроме того, сформировавшиеся на территории регионов кластеры - центры экономического (тылового) обеспечения силовых министерств (служб) могут стать точками регионального экономического роста.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. «Военная доктрина Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 14 мая 2010 г. № 589 «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств».

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Винокурова Ю.В. Основные характеристики и типы кластеров // Новое в экономике и управлении. Вып. 12. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 23-29.

5. Герасимова И.А. О тенденциях дифференциации субъектов Российской Федерации на уровне социально-экономического развития // Вопросы статистики. - М., 2008. - № 2. - С. 56-64.

6. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 495 с.

7. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http: // www.clusters-net.ru

8. Военно-промышленный курьер. «Гражданский сектор интегрируется в систему тылового обеспечения» / [Electronic resource]. -Mode of access: Word Wide Web. URL: http: // www.vpk-news.ru/ article. asp? pr_sign =archive.2005.95.articles.army_02

Ферова И. С.

д.э.н., зам. директора Института экономики, управления и природопользования СФУ, Красноярск

ferova@lan.krasu.ru)

Бухарова Е.Б.

к.э.н., директор ИЭУиП СФУ

Самусенко С.А.

к.э.н., доцент ИЭУиП СФУ

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ ИННОВАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В целях ускорения перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития необходимо сформировать концепцию инновационной политики, способную обеспечить создание институциональных условий и технологических заделов для устойчивого социально-экономического развития Красноярского края. Актуальность исследования вызвана следующими причинами.

Инновационный аспект конкурентоспособности присутствует практически у всех современных исследователей конкурентных преимуществ социально-экономических систем. На наш взгляд, следует рассматривать конкурентоспособность как результат способности регионов к инновациям в среде, способной стимулировать обмен знаниями, взаимодействие и сетевые отношения между предприятиями на местном уровне.

К традиционным факторам конкурентоспособности относят выгодное географическое положение, обеспеченность большими запасами природных ресурсов, относительно низкие цены на основные факторы производства и др.

Но в современном мире они теряют свою значимость. Поскольку конкурентоспособность не является чем-то данным, а ее требуется создавать, то прежние преимущества продолжают использоваться, но определяющими источниками конкурентоспособности выступают уже другие факторы: управление добавленной стоимостью; качество жизни основной массы населения; обладание новейшими технологиями; экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке успешной глобальной конкурентной стратегии. И здесь на первое место выходят инновационные факторы. Конкурентоспособность, созданную благодаря действию «новых факторов», таких как внедрение инноваций, применение информационных технологий, развитие образования и др., будем считать «стратегической конкурентоспособностью», т.е. конкурентоспособностью, обеспечивающей долгосрочное и устойчивое развитие.

Задача выявления такого рода факторов и оценка стратегической конкурентоспособности инновационного потенциала региона в настоящее время является новой и актуальной, поскольку разработки методического и практического характера, которые бы рассматривали стратегическую конкурентоспособность региона через призму инноваций в России только начаты. Кроме того, очень важным является встраивание данного подхода в общую оценку мировых трендов инновационного технологического развития.

Оценка стратегической конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта должна включать как анализ текущей ситуации, так и потенциал данного субъекта. Если анализ текущей ситуации может быть проведен традиционными (ретроспективными) методами, то оценка стратегического потенциала должна конкретизироваться при помощи методов прогнозировании, одним из которых является метод форсайта (сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития - экономики, промышленности, общества - в 10-20 летней перспективе).

Новизна проведенного исследования заключается в том, что оценка инновационной стратегической конкурентоспособности потенциала Красноярского края осуществлялась на основе международных методик Европейского Союза и Всемирного экономического форума, адаптированных в работе к анализу субъектов федерации, а также разработанной и использованной методики кластерного анализа текущей и стратегической конкурентоспособности. Актуальность рассмотрения кластерной методологии объясняется тем, что в предстоящий период организация высокотехнологичного производства в Сибири и крае будет обеспечена с помощью отраслевых инновационно-технологических кластеров. В Стратегиях субъектов СФО предлагается:

- создание в Сибири высокотехнологичных кластеров по инициативе государства с помощью государственных программ и проектов в ОПК - (Омск, Бийск, Новосибирск, Красноярск), госкорпораций «Ростехнология», «Роснано-технология», «Росатом» и др.;

- создание кластеров на базе масштабных проектов развития территории страны на новой индустриальной основе;

- создание кластеров на базе крупных предприятий и ЗАТО в муниципальных образованиях (Железногорск, Бийск, Бердск, Кольцово, и др.) и вокруг крупных научно-образовательных центров);

- инициативное создание региональных кластеров как совокупности предприятий в субъектах федерации, муниципалитетах крупных и средних городов (например, кластеры в строительстве, пищевой, легкой промышленности и др.).

На территории Сибири будут созданы несколько крупных образовательных центров, включающих исследовательские университеты (Новосибирск, Томск), национальные исследовательские центры по приоритетным направлениям (Кемерово, Национальный центр горнодобывающей промышленности), сети региональных инновационных центров.

Предполагается значительный рост инновационного предпринимательства, в том числе развитие интеграции и кооперации компаний малого инновационного бизнеса с крупными производственными предприятиями и научно-образовательными комплексами.

Основные проблемы, связанные с оценкой результативности экономической политики, основанной на изменениях в коллективном и системном поведении, можно обозначить следующим образом:

1. Выявление кластеров, с помощью которых необходимо оценивать воздействие политики;

2. Определение поведения, которое следует измерять внутри каждого кластера;

3. Связывание изменений в поведении кластера (в частности, образовании сети) с изменениями в результатах работы участников кластера и всего кластера в целом;

4. Установление того, что изменения в работе кластера, вызванные данной политикой, оказали положительное влияние на кластер и территориальную экономику в целом;

5. Формирование стандартизированной основы для сравнения деятельности высокодифференцированных кластеров и принятия решения о рентабельности той или иной формы поддержки (что является ключевым решением в тех случаях, когда кластерная политика включает в себя поддержку сразу нескольких кластеров).

Эти проблемы представляют собой последовательность (табл.1), которая соответствует этапам проведения оценки и «продуктам», возникающим на каждом из этапов.

Таблица 1

Проблемы оценки кластерной политики

Этапы политики Проблемы этапа

Цели политики Определение кластеров

Продукты политики Измерение деятельности кластеров по образованию сети

Результаты политики (микро) Влияние сетевых образований на деятельность отдельной фирмы

Результаты политики (макро) Влияние работы кластера на экономическое развитие региона Сопоставление результатов работы различных кластеров

Необходимо разрабатывать особые методы оценки для каждого вида конкурентных преимуществ, будь то (назовем три основных источника преимуществ) особый уровень квалификации, технологическая инфраструктура, необходимая для инновационной способности кластера или система бизнес-поддержки, позволяющая новым фирмам присоединиться к кластеру. Примеры различных вариантов оценки этих преимуществ приведены ниже в табл. 2.

Таблица 2

Примеры оценки конкурентных преимуществ в рамках кластера

Конкурентное преимущество Способ измерения

Уровень квалификации Исследования уровня квалификации в рамках кластера Учет потребности в навыках и умениях Исследования возможностей местных структур по удовлетворению потребностей в навыках и умениях

Технологическое развитие Международная репутация специализированных исследований в рамках кластера Степень, в которой предприятия, входящие в кластер, могут проводить научные исследования Коммерциализация научных исследований в университетах

Система поддержки создания новых фирм Исследования по измерению доступности венчурного капитала для образования новых фирм Исследование по оценке доступности (стоимости) производственных фондов Обзор институциональной поддержки (или поддержки в рамках экономической политики) кластерного развития и отношения к бизнесу

В системе оценки следует также дать решение проблемы определения того, какие именно эффекты будут измеряться для данного кластера. Во многих видах кластерной политики сделан упор на темпы роста, но этим не исчерпываются основные характеристики кластерного развития. Успешные кластеры являются не только конкурентоспособными (главным образом, хотя это и не обязательно, на международном уровне), но и устойчивыми. Устойчивость достаточно сложна для оценки в краткосрочном периоде, в течение которого и производится оценка экономической политики (хотя вопрос о том, насколько продолжительным будет действие тех или иных проектов, поддерживаемых в рамках политики, следует считать ключевым фактором при отборе проектов). Тем не менее, изменения в конкурентоспособности - по крайней мере, для кластеров - в большей степени поддаются измерению (и, конечно, конкурентоспособные кластеры обычно устойчивы во времени). Такие конкурентоспособные кластеры обладают следующими признаками:

- устойчивая (если не лидирующая) позиция на рынке (чаще всего мировом), так как конкурентоспособность кластера, безусловно, зависит как от его доли на внешних рынках, так и от роста этой доли;

- технологическое превосходство в отрасли и способность к инновациям, так как способность к проведению научно-технических разработок и умение обратить технологическое превосходство в успешно реализуемую продукцию характерно для всех успешных кластеров (даже для отраслей, находящихся в фазе зрелости или спада, где темпы технологических изменений ограничены);

- способность к самообновлению, так как кластеры должны осуществлять деятельность по самоподдержке и самоуправлению.

Разбиение на эти элементы упрощает процесс оценки конкурентоспособности кластера. Варианты оценки выделенных трех элементов показаны в табл. 3. Например, позиция на рынке может быть оценена с помощью развития экспорта, технологическое лидерство - посредством признания опыта, накопленного в рамках кластера, а способность кластера к самообновлению - через изменение состава кластера и его значимости для экономики региона.

Таблица 3

Варианты оценки различных аспектов конкурентоспособности кластеров

Вид конкурентоспособности Используемый показатель Способ измерения

Позиция на рынке Присутствие на мировом рынке Изменение доли кластера на мировом рынке

Развитие экспорта Рост объемов экспорта для кластера

Новые рынки для экспорта Количество новых рынков, на которых присутствуют фирмы-участники кластера

Технологическое лидерство Репутация Опрос экспертов в данной области промышленности о значимости научно-исследовательских разработок этого кластера

Разработка новых продуктов Количество значимых новых продуктов

Уровень квалификации специалистов Исследование изменений в уровне квалификации в сравнении с другими кластерами

Способность к обновлению Образование новых фирм Изменения количества фирм в составе кластера

Включение иностранных фирм Объем (и качество) иностранных инвестиций в рамках кластера

Доля экономической активности Изменение доли кластера в валовом региональном продукте

Как и при оценке деятельности отдельных фирм, весьма вероятно, что исследователям будут доступны далеко не все данные, необходимые для всеобъемлющего изучения того, каким образом изменения в кластерообразующей деятельности привели к изменениям в важнейших компонентах кластера. С точки зрения разработчиков политики важнее всего то, что появляется возможность установить, что рост кластера определенно связан с изменениями в образовании кластеров, вызванных экономической политикой. И в этом случае такие выводы можно получить лишь на протяжении длительного периода времени. Например, такой период времени потребуется, чтобы увидеть, приводит

ли тот или иной аспект образования кластера, сформировавшийся под воздействием политики (к примеру, повышение коммерциализации научных исследований посредством программы формирования новых фирм), к изменениям в конкурентоспособности кластеров (скажем, является ли изменение доли вновь создаваемых фирм следствием поддержки формирования новых фирм). Следует подчеркнуть, что важность оценки состоит не только в измерении прямого результата кластерной политики, но и в ее роли как катализатора глубинных экономических изменений (табл. 3).

Классификация кластеров края. Методика оценки конкурентоспособности с учетом инновационной составляющей

На территории Красноярского края имеется серьезная экономическая база и реальные предпосылки для формирования промышленных кластеров, которые на наш взгляд будут носителями инноваций.

Для анализа и выявления кластеров может быть использовано два подхода: от народнохозяйственного уровня (метод эталонов) и от уровня предприятий, которые представляют собой кластерные ядра.

Нами был использован первый подход, т.е. метод выявления эталонов на уровне народного хозяйства и затем определение наличие этих эталонов в регионе.

Рисунок 1.

Общая структура кластера

С учетом эталонных кластеров РФ, с использованием статистических методов (в частности коэффициентов концентрации и локализации) в промышленности Красноярского края могут быть выделены предпосылки для создания следующих кластеров: топливно-энергетического, металлургического, нефтегазового, машиностроительного, лесобумажного, агропромышленного. В качестве обслуживающих выделим: строительный, транспортный, химический и инновационно-технологический (новый кластер для края).

Далее на наш взгляд следует реализовать подход по оценке конкурентоспособности экономики региона1. Принципиальным отличием в данном случае будет реализация этого подхода не в разрезе отраслей, а с точки зрения кластерной модели. В рамках данного подхода возможно решение следующих проблем:

- выявление конкурентоспособных для экономики региона кластеров;

- определение стратегической конкурентоспособности кластеров с учетом инновационной составляющей;

- проведение уточненной оценки конкурентоспособности кластеров и выявление ключевых факторов для ее

роста.

В данном контексте предлагается использовать методы стратегического планирования, а также результаты анкетирования крупных промышленных предприятий края.

Методы стратегического планирования позволяют ответить на вопросы:

- какие отрасли и производства или межотраслевые комплексы желательно развивать в регионе;

- конкурентоспособен ли регион, привлекателен ли он для выявленных кластеров;

- по каким направлениям осуществлять поддержку, чтобы повысить конкурентоспособность региона.

Одним из вариантов данного методического подхода является подход, связанный с определением профиля региона. Под профилем понимается структура хозяйственного комплекса региона. Понятие профильности интегрирует два аспекта: текущую и стратегическую конкурентоспособность. В нашем случае эти понятия будут применяться по отношению к кластерам.

1 Жихаревич Б.С. Определение перспективной специализации хозяйственного комплекса города (оценка профильности) по материалам семинара «Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия». -Санкт-Петербург, 28.06.04.

Задача формирования инновационной экономической политики сводится в рамках данного подхода к решению следующих подзадач:

1. Предварительная оценка текущей конкурентоспособности;

2. Оценка стратегической, с точки зрения инноваций, конкурентоспособности кластеров;

3. Оценка направлений развития кластеров;

4. Выявление ключевых сдерживающих факторов и уточненная оценка конкурентоспособности;

5. Разработка системы мер экономической политики, направленных на:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- улучшение ключевых факторов;

- поддержку профильных кластеров;

- санацию непрофильных предприятий и комплексов.

Оценка текущей конкурентоспособности базируется на выявлении влияния, которое кластер оказывает на критериальные показатели социально-экономического развития. Таким образом, делается попытка учета социального фактора в рамках кластерной концепции. Поскольку влияние может быть самым разнообразным и противоречивым, оценка ведется по отдельным составляющим, для этого водится понятие факторов. Оценка по каждому фактору проводится на основе сопоставления конкретных социально-экономических особенностей данного кластера и сложившихся условий среды производства и жизнедеятельности региона.

При этом за основу берется следующий набор критериальных показателей качества экономического комплекса края, являющийся целевым ориентиром для экономической политики в целом и свидетельствующий о состоянии и потенциале роста экономики региона:

-уровень занятости населения (наличие рабочих мест относительно численности активного населения, уровень безработицы);

- экономическое обеспечение качества жизни (уровень доходов работающих на предприятиях, ВРП на жителя, доходы бюджета на жителя);

- степень дифференциации доходов (дифференциация доходов, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума);

- рост ВРП;

- увеличение производительности труда;

- комплексность хозяйства, наличие внутренних дополняющих взаимосвязей;

- устойчивость (экологичность) экономики;

- динамичность развития (инвестиции в расчете на жителя, прирост числа рабочих мест, прирост среднедушевого ВРП).

Соответственно для оценки текущей конкурентоспособности кластера для отдельного региона могут быть взяты следующие факторы, которые отражают перечисленные выше критерии:

1. Содействие общей занятости;

2. Содействие занятости целевых групп;

3. Содействие росту уровня жизни;

4. Содействие росту доходов и уменьшению расходов бюджета;

5. Содействие росту сопутствующих отраслей;

6. Рост производительности труда;

7. Воздействие на окружающую среду;

8. Использование новых технологий, обновление фондов;

9. Содействие общему экономическому росту.

Каждому из факторов присваивается оценка по шкале: (-2) очень низкая, (-1) - низкая, (0) - средняя, (+1) - высокая и (+2) - очень высокая.

На следующем этапе проводится анализ и оценка стратегической конкурентоспособности названных кластеров в регионе. В число факторов, рассматриваемых при оценке, входят следующие факторы:

- Изменение затрат на научные исследования

- Изменение доли инновационно-активных организаций

- Способность к обновлению

- Присутствие иностранных фирм

- Рост объемов экспорта

- Увеличение новых продуктов

- Изменение доли кластера в ВРП

- Изменение доли кластера на мировом рынке

Для каждого из факторов необходимо задать весовые коэффициенты, используемые при построении сводных оценок. Весовые коэффициенты могут быть получены на основе экспертных оценок.

Интегральные или сводные показатели рассчитывается с учетом весовых коэффициентов, следующим образом:

I = а,х, + а2х2 +... + ах , где

11 2 2 п п > ^

ах,а2...ап - весовые коэффициенты, характеризующие значимость соответствующего фактора;

, X 2 ...Xп

- факторы текущей или стратегической конкурентоспособности, оцененные в пятибалльной шкале и принимающие значения (-2);(-1);(0);(+1); (+2).

После определения интегральных показателей делается вывод о степени конкурентоспособности данного комплекса. Здесь мы предлагаем воспользоваться разработками специалистов по стратегическому планированию (г. Санкт-Петербург)1 и использовать матрицу соответствия между сводными оценками и индексом итоговой группировки (табл. 4).

Таблица 4

Матрица соответствия оценок конкурентоспособности и общего индекса

Сводные оценки стратегической конкурентоспособности Сводные оценки текущей конкурентоспособности

+2 +1 0 -1 -2

+2 ВК ВК Вк Н Н

+1 ВК ВК ВК Н Н

0 ПК ПК Н Н НК

-1 ПК ПК Н НК НК

-2 ПК Н Н НК НК

ВК - высококонкурентоспособные кластеры;

ПК - потенциально конкурентоспособные кластеры;

Н - нейтральные кластеры;

НК - неконкурентоспособные кластеры.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Концепция пространственного социально-экономического развития Красноярского края до 2017 г.: монография / Коллектив авторов. - Красноярск: Поликор, 2008. - 392 с.

3. Портер М., Кетелс К. и др. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. Научный отчет, выполненный по заказу московского ЦСР, 2006 г.

4. Прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2030 года) Концептуальные подходы, направления, прогнозные оценки и результаты реализации. Проект РАН, Москва, 2008 г.

5. Прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2030 года). Прогноз развития научных и технологических направлений, имеющих значительный прикладной потенциал в долгосрочной перспективе, представленный институтами РАН / Проект РАН, Москва, 2008 г.

Харитонова Г.Н.

к.э.н., доцент, с.н.с., зав. сектором ИЭП КНЦ РАН

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДОБЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ

В мае 2010 г. на Государственном совете РФ была признана необходимость кардинальной реформы государственного управления охраной окружающей среды для улучшения экологической обстановки в стране и определены ее основные направления [1]. Президентом и Председателем Правительства безотлагательно были даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам для разработки нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления реформы. В Послание Федеральному собранию на 2011 г. Президент не только включил предложения по совершенствованию системы управления охраной окружающей среды, которые уже были одобрены на заседании Государственного совета, но и озвучил новые, в частности, о проведении оценки экологического состояния территории, о разработке региональных нормативов качества окружающей среды и об обязательной подготовке губернаторами ежегодных экологических докладов [2].

Намечаемые меры по совершенствованию государственного управления охраной окружающей среды уже получили название «экологической революции», вероятно, потому, что они должны изменить существующее ныне в стране отношение хозяйствующих субъектов к экологизации производства и потребления на прямо противоположное. В результате их реализации предприятия - загрязнители окружающей среды или приступят к экологической модернизации производства, или будут платить ощутимые штрафы, а все новые производства должны будут отвечать прогрессивным экологическим стандартам, в качестве которых предполагается ориентироваться на наилучшие существующие технологии в странах Европейского Сообщества.

Ключевым стимулом для незамедлительной экологизации производства действующих предприятий будет являться отмена института «временно согласованных выбросов/сбросов загрязняющих веществ», который применялся на основании отсутствия технической возможности достижения государственных стандартов качества окружающей

1 Жихаревич Б.С. определение перспективной специализации хозяйственного комплекса города (оценка профильности) по материалам семинара «Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия». -Санкт-Петербург, 28.06.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.