Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА'

ОЦЕНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРИЕС / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ГИНГИВИТ / ЗУБНОЙ НАЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толмачев Д.А., Александрова Т.Ю.

Аннотация на русском языке: Статья посвящена изучению стоматологического статуса и качеству проведения индивидуальной гигиены полости рта студентов стоматологического факультета, проживающих в городе Ижевске, и студентов, не имеющих отношения к стоматологии. Позволяет оценить уровень грамотности молодого населения, отношения к своему здоровью. Достаточно излагается, какими зубными пастами часто пользуются студенты. Рассматривается диагностика и лечение кариеса зубов и заболеваний пародонта. Предложены данные клинического обследования с целью изучения распространенности заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толмачев Д.А., Александрова Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF DENTAL STATUS AND QUALITIES OF INDIVIDUAL ORAL HYGIENE

The article is devoted to the study of the dental status and the quality of individual oral hygiene of the mouth students of dental faculty, residing in the city of Izhevsk, and students that are not related to dentistry. Allows you to evaluate the level of literacy of the young population, attitude to health. Sufficiently described what toothpastes are often used by students. Discusses the diagnosis and treatment of dental caries and periodontal disease. Proposed data of the clinical examination to study the prevalence of disease.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА»

УДК 616.31-0

Толмачев Д.А., к.мед.н.

доцент

кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения» ФГБОУ ВО "Ижевской государственной медицинской академии "

Александрова Т.Ю. студент 4 курса лечебный факультет Ижевская государственная медицинская академия

Россия, г. Ижевск ОЦЕНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА

Аннотация на русском языке: Статья посвящена изучению стоматологического статуса и качеству проведения индивидуальной гигиены полости рта студентов стоматологического факультета, проживающих в городе Ижевске, и студентов, не имеющих отношения к стоматологии. Позволяет оценить уровень грамотности молодого населения, отношения к своему здоровью. Достаточно излагается, какими зубными пастами часто пользуются студенты. Рассматривается диагностика и лечение кариеса зубов и заболеваний пародонта. Предложены данные клинического обследования с целью изучения распространенности заболеваний.

Ключевые слова: кариес, гигиена полости рта, гингивит, пародонт, зубной налет.

Tolmachev D. A., candidate of medical Sciences, associate Professor associate Professor of the Department "Public health and healthcare"

Of the "Izhevsk state medical Academy"

Russia, Izhevsk Alexandrova T. Yu.

student

4 course, medical faculty Izhevsk state medical Academy Russia, Izhevsk

STUDY OF DENTAL STATUS AND QUALITIES OF INDIVIDUAL

ORAL HYGIENE

The article is devoted to the study of the dental status and the quality of individual oral hygiene of the mouth students of dental faculty, residing in the city of Izhevsk, and students that are not related to dentistry. Allows you to evaluate the level of literacy of the young population, attitude to health. Sufficiently described what toothpastes are often used by students. Discusses the diagnosis and treatment of dental caries and periodontal disease. Proposed data of the clinical examination to study the prevalence of disease.

Key words: caries, oral hygiene, gingivitis, periodontitis, plaque .

Кариес зубов и болезни пародонта — две наиболее распространенные проблемы, связанные с полостью рта. Согласно данным многочисленных исследований, заболеваемость населения земного шара кариесом зубов варьируется в пределах от 90 до 100%.

Актуальность проблемы диагностики и лечения кариеса зубов и заболеваний пародонта обусловлена высокой распространенностью данных патологий, и является основной причиной полной потери зубов и негативным влиянием очагов пародонтальной инфекции на состояние внутренних органов.

Согласно концепции возникновения кариеса зубов, возраст 15-22 лет является критическим для его возникновения и развития в связи с интенсивным режимом жизни, высокими учебными нагрузками, нерегулярным питанием, перегрузкой углеводами инсулярного аппарата, нарушениями слюноотделения и обмена микроэлементов.

Материалы и методы. Исследование проводилось методами анонимного анкетирования и клинического осмотра молодых людей в возрасте 18-22 лет. Обследуемые были разделены на 2 группы. I группа -студенты IV курса стоматологического факультета Ижевской ГМА, проживающие в городе и имеющие специальные познания в стоматологии (52 человека), и II группа - студенты, проживающие в Ижевске и не имеющие отношения к стоматологии (лечебного и педиатрического факультетов) (51 человек). Клиническое обследование включало осмотр полости рта и индексную оценку состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта: определялся индекс интенсивности кариеса зубов (КПУ), упрощенный индекс гигиены полости рта (УИГ) [Green J.C., Vermillion J.K., 1960], индекс зубного налета (ИЗН) [Silness J., IAe H., 1962], индекс кровоточивости десневой борозды (ИК) [Muhlemann H.R., 1971; Cowel I., 1975], индекс гингивита (ПМА) [ShourI., MasslerM., 1947; Parma C., 1960]. Вопросы анкеты касались наличия знаний о правилах проведения индивидуальной гигиены полости рта и практических навыков по их выполнению. Достоверность результатов оценивалась статистически по критерию Стьюдента, определялся коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение. Распространенность кариеса по данным осмотра составляет в среднем 90%, из них в I группе - 86,3%, во II группе -100% (различия между группами статистически не достоверны). Интенсивность кариозного процесса составила в среднем по индексу КПУ=6,55±0,35: в I группе КПУ=6,9±3,35; во II группе КПУ=6,2±1,85 (различия между группами статистически несущественны). Таким образом, в обеих группах выявлен очень высокий уровень распространенности и интенсивности кариозного процесса, но статистически значимых различий среди молодежи со стоматологическим образованием и без такового не выявлено.

Сопоставление результатов исследования, полученных нами во время

клинического осмотра, с результатами самооценки обследуемых, полученных путем анкетирования, не выявило статистически достоверных различий между данными, полученными с помощью этих методов исследования. Таким образом, метод анкетирования является достоверным методом исследования, несмотря на кажущуюся субъективную оценку параметров проводимого обследования.

В ходе осмотра было выявлено наличие на зубах мягкого зубного налета (ИЗН=1,32±0,45) и назубного камня; при этом уровень гигиенического ухода за полостью рта был следующий: хороший - у 12%, удовлетворительный - у 36%, плохой - у 50% осмотренных. Упрощенный индекс гигиены полости рта составил: в I группе УИГ=1,68±0,66, во II группе УИГ=2,33±0,87 (статистически достоверной разницы между группами не выявлено), что подтверждает наши данные, полученные в ходе анкетирования, о низком уровне знаний правил гигиенического ухода за полостью рта у всех категорий обследованных.

Во всех группах обследованных нами выявлена слабая положительная корреляция между индексами КПУ и УИГ (г=+0,192), что подтверждает тот факт, что неудовлетворительная гигиена полости рта - не единственная причина возникновения и развития кариеса зубов.

Согласно исследованиям У.Бар (1992), стоматологическое здоровье на 80-90% определяется образом жизни и поведения человека и только на 1020% -организацией стоматологической помощи [10].

Нами проведена оценка выполнения правил гигиены ротовой полости по данным анкетирования. В целях профилактики заболеваний зубов и десен каждому человеку необходимо знать и научиться выполнять следующие правила по индивидуальной гигиене полости рта [6]:

- зубы чистят 2 раза в день (85% студентов-стоматологов и 70% не стоматологов);

- зубы чистят после завтрака и после последнего приема пищи (86% в I группе и 67% во II группе);

- зубы очищают со всех сторон (100% в I группе и 95% во II группе);

- для очистки зубов применяют «выметающие» движения от десен к режущему краю или жевательной поверхности зубов (33% в I группе и 16,5% во II группе);

- время чистки зубов - 3 минуты - соблюдают 61% в I группе и 39% во II группе;

- полоскание полости рта водой во время чистки зубов и после каждого приема пищи проводят 64% в I группе и 37% во II группе;

- срок службы зубной щетки составляет 3 месяца; так правильно считают 70% студентов-стоматологов и 2,5% не стоматологов и покупают новую зубную щетку каждый сезон;

- применение дополнительных предметов гигиены полости рта: флоссы используют 25% студентов-стоматологов и 7% не стоматологов; зубочистками пользуются 30% в I группе и 11% во II группе;

- контроль качества очистки зубов по гладкости их поверхностей проводят 82% студентов-стоматологов и 47% не стоматологов;

- зубную пасту с противокариозным эффектом предпочитают 84% в I группе и 62% во II группе.

Зубные пасты, которые предпочитают наши студенты: Colgate Total 12 - 42%, Blend-a-med -19%, ROCS - 15%, Новый жемчуг - 8%, Lacalut -6%, Аквафреш - 4%, Glister - 2%, Président - 2%, Акварель - 2%. Употребляют жевательную резинку без сахара 63% студентов-стоматологов и 67% не стоматологов.

Статистических различий по всем исследуемым пунктам анкеты между исследуемыми группами не выявлено.

Согласно полученным в ходе анкетирования данным, полностью информированы о правилах индивидуальной гигиены полости рта и выполняют их 3% опрошенных (2% студентов стоматологического факультета и 1% людей молодого возраста, не имеющих отношения к стоматологии). Таким образом, большинство анкетируемых имеют лишь частичное представление о полном комплексе мероприятий по индивидуальной гигиене полости рта, что отмечено и другими авторами [6,8,11]. Настораживает установленный нами факт, что наличие профессиональных знаний о правилах проведения индивидуальной гигиены полости рта, которые имеют студенты 4 курса стоматологического факультета, практически не влияет на уровень их гигиенического ухода за полостью рта.

Во время клинического обследования было также проведено изучение распространенности заболеваний пародонта. Распространенность гингивита составила 96,5% в обеих группах, что совпадает с данными литературы [1,11]. В 66,7% случаев нами выявлен хронический катаральный гингивит, в 33,4% -гипертрофический гингивит (фиброзная форма - у 87,5%, отечная форма - у 14,3%). Гингивит средней степени тяжести (ПМА=50,6±6,2%) выявлен у 58%, и гингивит тяжелой степени (ПМА=69±3,13%) - у 44%, гингивит легкой степени не наблюдался ни у одного обследованного. Кроме этого, выявлена высокая интенсивность и генерализованный характер воспалительных заболеваний пародонта (количество пораженных секстантов по индексу CpITN=4,5-5,2). При этом 100% проанкетированных знают симптомы заболеваний десен, у 82% имеется кровоточивость десен (ИК=0,41±0,23), но обращаются к пародонтологу по поводу лечения заболеваний десен всего 10% респондентов.

Выводы:

1. У лиц молодого возраста отмечается очень высокая распространенность и интенсивность основных стоматологических заболеваний - кариеса (распространенность - 92%, интенсивность - 6,55 зуба) и воспалительных заболеваний пародонта (распространенность - 96,7% и интенсивность - 4,5-5,2 секстанта). 91% обследованных отмечают у себя наличие кариозных и пломбированных зубов (что подтверждено данными

проведенного осмотра), но только 50% из них обращаются по поводу лечения зубов 1-2 раза в год.

2. При обследовании выявлены местные факторы в полости рта, способствующие развитию кариеса и воспалительных заболеваний пародонта: зубные отложения (у 100%), аномалии положения зубов (у 82%).

3. Среди обследованных лиц молодого возраста у 87% выявлены погрешности гигиены полости рта. У 50% выявлена плохая и у 37% неудовлетворительная гигиена полости рта. Полностью информированы о правилах гигиены полости рта и выполняют их всего 3% обследованных.

4. 100% обследованных знакомы с симптомом гингивита -кровоточивостью десен (наличие этого симптома отмечают у себя 82%), но только 10% из них обращаются в стоматологические учреждения по поводу лечения данного заболевания.

Использованные источники:

1. Ерохина, Н.И. Анализ распространенности патологии пародонта среди пациентов, обратившихся в муниципальную стоматологическую поликлинику / Н.И.Ерохина // Пародонтология. - 2006. - №3. - С.6-9.

2. Каплан, З.М. Медико-социальные основы формирования стоматологического здоровья молодежи / З.М.Каплан, В.М.Гринин, Д.И.Кича // Стоматолог. - 2008. - №8.- С.5-16.

3. Курякина, Н.В. Стоматология профилактическая / Н.В.Курякина, Н.А.Савельева. - М.: Медицинская книга; Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2005. -284 с.

4. Леонтьев, В.К. Здоровые зубы и качество жизни / В.К.Леонтьев // Стоматология. - 2000. - №5. - С.10-13.

5. Леус, П.А. Коммунальная стоматология / П.А.Леус. -Брест: ОАО Брестская типография, 2000. - 284с.

6. Лукиных, Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта / Л.М.Лукиных. - М.: Медицинская книга, 2003. - 196с.

7. Петрикас, А.Ж. Эстетический статус зубов студентов-медиков 1998 года / А.Ж.Петрикас, О .А. Петрикас, Н.Ю. Казанцева // Новое в стоматологии. -1998. - №7.-С.3-11.

8. Силантьева, Г.П. Отношение населения к проблеме профилактики стоматологических заболеваний (по результатам стоматологического опроса) / Г .П.Силантьева, О .А.Козаченко, Н.Б.Соловьева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - №5. -С.19-27.

9. Симановская, О.Е. Влияние стоматологического здоровья на качество жизни / О.Е.Симановская // Стоматология. - 2008. - №5. - С.75-77.

10. Хамадеева, А.М. Результаты и перспективы внедрения профилактических программ в области стоматологии в Самарском регионе / А.М.Хамадеева, Г.И.Гусарова, А.И.Богатов и др. // Стоматолог. - 2008. - №5. - С.13-17.

11. Цакоева, А.А. Состояние пародонта у студентов-медиков из Юго-

Восточной Азии / А.А.Цакоева, Ф.Ю.Даурова, Д.И.Кича // Пародонтология. -2008. - №3. - С.75-78.

УДК 002:001.4

Тошева Н.Х. преподаватель Музаффарова М. О. преподаватель Каганский профессиональный колледж дошкольного образования и сервиса

Узбекистан

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ВИД СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В этой статье говориться о современном типе образования-дистанционном обучении. Типы, основные характеристики, виды и положительные стороны дистанционного образования.

В этой статье говориться о современном типе образования-дистанционном обучении. Типы, основные характеристики, виды и положительные стороны дистанционного образования.

Ключевые слова. Онлайн-образование, интерактивные компьютерные программы, массовые открытые онлайн-курсы, телеконференции.

Tosheva N.X.

teacher, Kagan professional service College, Uzbekistan

Muzaffarova M. O.

isteacher, Kagan College of Preschool Education and Service

Uzbekistan

REMOTE TRAINING - A MODEL OF MODERN EDUCATION

Summary. This article refers to the modern type of education-distance education. Types, basic characteristics, types and benefits of distance education.

Keywords. Online education, interactive computer programs, mass open online courses, teleconferences.

Дистанционное образование - это термин, которые используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов. Для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту. Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся дистанционно, могут выбирать удобное для себя время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.