Научная статья на тему 'Оценка стоимости прав пользования водными объектами в рентном обременении субъектов-водопользователей'

Оценка стоимости прав пользования водными объектами в рентном обременении субъектов-водопользователей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка стоимости прав пользования водными объектами в рентном обременении субъектов-водопользователей»

Оценка стоимости прав пользования водными объектами в рентном обременении субъектов-водопользователей1

С.Е. Ушакова

заместитель генерального директора закрытого акционерного общества «Ай-Ти Консалт»

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (проектом) [1, статья 12] «Граждане и юридические лица (водопользователи) приобретают права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, установленным настоящим кодексом, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации» (курсив наш - авт.). Итак, согласно проекту Водного кодекса основанием и порядком приобретения прав пользования водными объектами является договорная система водопользования. При этом «отношения, связанные с заключением, изменением и прекращением договоров водопользования регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с особенностями, установленными водным законодательством Российской Федерации» [1, статья 3]. Исходя из этого, по нашему мнению, можно определить следующие основные виды контрактных отношений (договоров) водопользования: концессия, аренда и срочное пользование. Предметом дальнейшего рассмотрения будут в основном водные объекты, являющиеся государственной собственностью, в том числе и обособленные водные объекты, находящиеся в юрисдикции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Эти водные объекты составляют почти всю их совокупность, определяемую как водный фонд страны.

Введем следующее определение права собственности на водные объекты: право

собственности на водный объект - возможность осуществления любых, не запрещенных законом действий со свободным водным объектом от концессионера, арендатора и пользователя по уступке собственником (государством или муниципалитетом) прав пользования этим объектом. Поскольку само физическое вещество воды, находящееся в природной среде, не может быть в полной мере объектом права собственности в силу своих природных особенностей (находится в состоянии непрерывного движения и водообмена), то предметом права собственности на водные объекты выступает сам водный объект. Таким образом, предметом права собственности выступает не вещество воды, а водный объект, составным и важнейшим элементом которого, естественно, является вода. Что касается применения права гражданского законодательства об объектах гражданских прав, к которым отнесены и водные объекты, то в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обособленные водные объекты могут быть условно отнесены к категории недвижимого имущества.

Объектом оценки стоимости водного объекта (его части) с позиции его материальновещественной структуры является «сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима» [1, статья 1]. Объектом оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части)

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 04-02-00052а.

являются обязательственные и вещные права (концессия, аренда, сервитут, срочное пользование) пользования водным объектом, определяемые договорными соглашениями между собственником и пользователем водного объекта на конкурсных торгах.

Право концессии или аренды водного объекта (его части) есть срочное, возмездное право пользования ресурсами водного объекта (его части), приобретенное (уступленное) субъектом регионального водного рынка на конкурсных торгах и ежегодной торговой сессии по коррекции спроса и предложения на ресурсы водного объекта и оформленное договором водопользования. На последующем этапе развития регионального водного рынка предметом оценки стоимости также становится срочное пользование водным объектом (его части).

Стоимость концессии или аренды (концессионная или арендная стоимость) водного объекта (его части) - величина рентной платы, за которую могут быть уступлены (приобретены) концессионные или арендные права пользования водным объектом (его части) на региональном водном рынке (на конкурсных торгах и ежегодных сессиях по корректировке спроса и предложения на ресурсы водного объекта) на дату оценки при равнодоступных и транспорент-ных условиях:

1) на дату оценки ресурсы водного объекта (его части) свободны и готовы к их использованию на основе уступки (приобретения) прав концессии или аренды в конкурсных условиях, а концедент и концессионер или арендодатель и арендатор достаточно осведомлены обо всех характеристиках водного объекта (его части) и действуют разумно и без принуждения, обеспечивая высокую общественную и коммерческую эффективность использования «коллективных» ресурсов водного объекта (его части);

2) период экспозиции (срок подачи конкурсной документации для участия в конкурсных торгах и ежегодной торговой сессии) водного объекта (его части) достаточен для того, чтобы обеспечить широкую доступность для всех заинтересованных субъектов регионального водного рынка в приобретении концессионного или арендного

права пользования водным объектом (его части) и заключении соответствующего договора водопользования;

3) состояние регионального водного рынка, динамика ставок рентной платы (концессии или аренды) и другие условия являются типичными на дату оценки стоимости концессии или аренды водного объекта (его части), то есть не являются чрезмерно обременительными или выгодными для концессионера или арендатора по данному виду использования ресурсов водного объекта (его части);

4) при определении стоимости концессии или аренды водного объекта (его части) для социально и экономически значимых договоров водопользования учитывается возможный особый (льготный) режим погашения этой стоимости концессионером или арендатором.

В соответствии с теорией и практикой оценки стоимости собственности (имущественных прав) основные принципы и методы оценки стоимости обязательственных прав пользования водным объектом (концессия и аренда) и вещного права пользования водным объектом (срочное пользование) по содержанию и форме идентичны основным принципам и методам оценки стоимости водного объекта в его материально-вещественной структуре. Разнообразие приобретаемых водопользователями обязательственных и вещных прав пользования водным объектом (его части) в соответствии с заключенными договорами водопользования объективно характеризуется ранжированием по уровню стоимости этих прав по нисходящей: право концессии, право аренды и право срочного пользования водным объектом. В основе формирования процесса оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части) для последующего применения результатов этой оценки в конкурсных торгах и ежегодных торговых сессиях участниками регионального водного рынка по уступке (приобретению) этих прав, по нашему мнению, могут быть использованы единые, унифицированные оценочные принципы, выработанные мировой оценочной практикой при оценке стоимости собственности и вещных прав [2].

При этом при применении этих общепринятых оценочных принципов для оценки стоимости прав пользования водным объектом необходимо учитывать природные и экономико-правовые особенности формирования, распоряжения и использования ресурсов водного объекта, нашедших свое отражение в основных свойствах регионального водного рынка относительно его организованности и регулируемости и в необходимости согласования интересов субъектов регионального водного рынка: собственника водного объекта и водопользователей (концессионера и арендатора).

Принципы оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части) могут быть представлены четырьмя группами (рис.1):

1) принципы, основанные на рациональном поведении субъектов регионального водного рынка (собственника водного объекта в лице его уполномоченного органа и водопользователей);

2) принципы, обусловленные организацией процесса использования ресурсов водного объекта;

3) принципы, обусловленные состоянием и динамикой развития регионального водного рынка;

4) принципы лучшего и наиболее эффективного использования ресурсов водного объекта (его части).

Исходный принцип оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части), уступаемых (приобретаемых) на региональном водном рынке - это принцип общественной полезности использования ресурсов водного объекта, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в хозяйственной и иной деятельности. В экономической оценке общественная полезность определяется величиной и сроками получения рентного дохода собственником (уполномоченным лицом) водного объекта и, соответственно, рентной платой водопользователя (концессионера или арендатора) и другими выгодами от использования, восстановления и охраны водного объекта (обеспечение режима устойчивого водопользования, сни-

жение рисков вредного воздействия вод, предотвращение истощения ресурсов водного объекта и т. п.). В этом контексте категория «общественная полезность» отражает стоимость прав пользования водным объектом с позиции общественной эффективности уступки этих прав на региональном водном рынке.

Принцип замещения отражает мотивы рационального поведения субъектов регионального водного рынка (собственника, концессионера и арендатора) относительно их предпочтений (стремлений) в уступке (приобретении) ими прав пользования водным объектом (его части) по ценам сделок (контрактных соглашений), сложившихся на региональном водном рынке, по аналогичным правам пользования водным объектом (его части). Владелец прав пользования водным объектом (его части) не уступит их по цене ниже сложившейся на региональном водном рынке по аналогичным правам, а приобретатель (концессионер или арендатор) этих прав не заплатит цену выше этой сложившейся цены на данном рынке.

Принцип ожидания определяется тем, какой доход или какие выгоды от использования водного объекта (его части), включая выручку от последующей (законодательно разрешенной) переуступки прав пользования водным объектом, ожидают получить собственник и водопользователь (концессионер или арендатор) от уступки(приобре-тения) прав пользования водным объектом (его части). Поскольку договоры водопользования имеют долгосрочный характер, то оценка стоимости прав пользования водным объектом (его части) должна учитывать перспективы развития водопользования в границах гидрографической единицы (бассейна) или ее части. В этом отношении принцип ожидания при оценке рассматриваемой стоимости ориентирует на более тщательный анализ и сопоставление влияния принципов, отражающих текущую и перспективную рыночную ситуацию, а именно - спроса и предложения и конкуренции на региональном водном рынке.

Вторая группа принципов оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части) предопределяется самой организаци-

ы

о

1. Рациональное поведение 2. Организация процесса 3. Состояние и

субъектов регионального использования ресурсов динамика развития

водного рынка водного объекта регионального водного

(водопользователей) рынка

Полезность

Замещение

Ожидание

Вклад

Остаточная продуктивность Разделение

Спрос и предложение Конкуренция Соответствие Изменение внешней среды водного объекта

Рис.1. Принципы оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части)

09

3

№8(47), 2005 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ О'

ей (технологией) процесса водопользования и включает принципы вклада, остаточной продуктивности, сбалансированности и разделения.

Принцип вклада в оценке стоимости прав пользования водным объектом (его части) обусловливает необходимость установления стоимостного вклада природного фактора, «улучшений» водного объекта (водохозяйственных сооружений) и их важнейших элементов в формировании его полезности, то есть роста (снижения) стоимости водного объекта. Например, этот принцип оценки ориентирует на необходимость выявления излишних или недостаточных «улучшений» водного объекта либо их неэффективного территориального размещения на водном объекте при анализе наилучшего и наиболее эффективного использования ресурсов водного объекта (его части).

Принцип остаточной продуктивности при оценке стоимости прав пользования водным объектом, по сути, определяет алгоритм расчета рентного дохода от использования природных ресурсов водного объекта как «остаток» этого дохода после возмещения расходов на капитал, труд и управление при использовании водного объекта с «улучшениями» (водохозяйственными сооружениями). Таким образом, водный объект как природный ресурс характеризуется его остаточной стоимостью и отражает капитализированный доход, исчисленный после покрытия расходов по факторам производства, привлекаемым для использования ресурсов водного объекта.

Принцип разделения при оценке стоимости прав пользования водным объектом означает возможность его дифференциации, с одной стороны, по физическим элементам (вода, флора и фауна водоема, «улучшения» - дамбы, плотины, водозаборные сооружения и т. д.), а с другой - по имущественным правам пользования водным объектом. Это позволяет при рассматриваемой стоимостной оценке формировать оптимальную структуру этих элементов и имущественных прав для обеспечения максимальной эффективности использования ресурсов водного объекта (стоимости). Во-первых, разделение водного объекта рассмат-

ривается как многоцелевое и многофункциональное использование его ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленных нужд, гидроэнергетики и т. д. Во-вторых, сам процесс использования ресурсов водного объекта может осуществляться с изъятием их (забор воды) либо без изъятия их (сброс, использование в качестве водных путей и т. д.) из водного объекта. В-третьих, возможно разделение по видам имущественных прав: концессия и аренда (обязательственные права) и срочное пользование (вещное право).

В динамике процесс водопользования может быть разделен по срокам пользования водным объектом (контрактных соглашений): краткосрочная и долгосрочная аренда, долгосрочная концессия и срочное пользование. Многообразие дифференциации по указанным элементам и правам пользования водным объектом в пространстве и во времени при оценке стоимости этих прав позволяет исследовать их возможные комбинации для последующего выбора оптимального варианта, соответствующего оптимальным стоимостным характеристикам оцениваемых прав.

Третья группа принципов оценки стоимости прав пользования водным объектом (его части) ориентирует на учет состояния и динамики развития регионального водного рынка и представлена такими принципами оценки, как спрос и предложение, конкуренция, соответствие и изменение внешней среды водопользования. Принцип спроса и предложения означает, что стоимость (цена) прав пользования водным объектом (его части) изменяется в результате спроса и предложения этих прав. Он отражает взаимозависимость между растущим спросом на приобретение прав пользования ресурсами водных объектов для удовлетворения потребностей в этих ресурсах как для собственных нужд приобретателя (водопользователя) этих прав (концессионера или арендатора), так и для обслуживания его абонентов (водопотребителей и водопользователей) и неэластичным предложением этих прав собственником водных объектов.

Принцип конкуренции означает, что цена

уступки (приобретения) прав пользования ресурсами водного объекта и заключения договора водопользования устанавливается посредством постоянного соперничества субъектов регионального водного рынка (концессионеров и арендаторов), которые стремятся к получению максимальной прибыли (коммерческой эффективности) от использования ресурсов водного объекта на договорных условиях при безусловном выполнении ими договорных обязательств по восстановлению и охране водных ресурсов. Достаточно высокая норма прибыли, обеспечиваемая в определенной мере стабильностью принятых договорных взаимных обязательств, а в ряде случаев и льготным рентным обременением концессионера или арендатора со стороны собственника (уполномоченного лица) водного объекта, стимулирует привлечение капитала бизнес-структур и финансового капитала и усиливает конкуренцию на региональном водном рынке. Принципиальной особенностью проявления конкуренции на региональном водном рынке, характеризуемом как организованный и регулируемый, является то, что инициатором создания конкурентных условий на этом рынке является его основной контрагент - собственник водных объектов (в лице уполномоченного органа) - посредством регулирования дифференцированного рентного обременения водопользования как формы изъятия сверхприбыли, получаемой тем или иным субъектом регионального водного рынка (концессионером или арендатором) от использования ресурсов водного объекта - водной ренты.

Суть принципа соответствия в том, что максимальная стоимость прав пользования ресурсами водного объекта (его части) возникает тогда, когда имеется рациональный (оптимальный по структуре) характер водопользования, адаптированный к уровню социально-экономического развития территории (региона). Этот принцип отражает уровень сбалансированности масштабов и структуры водопользования по его отдельным видам относительно устойчивого водопользования в регионе и характеризует уровень «технологичности» этого процесса, рассматривая его как деятельность инфра-

структурной отрасли региональной экономики. Последнее может характеризоваться как избыточными мощностями водохозяйственных сооружений водного объекта, так и низким технологическим уровнем организации процесса водопользования, что приводит к снижению стоимости права пользования ресурсами водного объекта.

Принцип изменения внешней среды водного объекта при оценке стоимости прав пользования ресурсами водного объекта предполагает учет возможных изменений макроэкономических, социальных, юридических условий, при которых реализуется процесс водопользования, а также региональных условий устойчивого социальноэкономического развития и охраны окружающей природной среды. Этот принцип обязательно учитывается при написании отчета об оценке посредством указания даты, на которую определена стоимость прав пользования ресурсами водного объекта.

Принципом, отражающим взаимовлияние указанных трех групп принципов оценки стоимости прав пользования ресурсами водного объекта, является принцип лучшего и наиболее эффективного использования ресурсов водного объекта (его части) -ЛНЭИ (рис. 1). По своему содержанию этот принцип оценки определяет возможный вариант использования ресурсов водного объекта (его части), при котором наиболее полно реализуются функциональные возможности водного объекта с «улучшениями». Именно этот вариант является основой оценки стоимости прав пользования ресурсами водного объекта. ЛНЭИ - использование ресурсов водного объекта, которое с позиции общественной эффективности (интересов государства (общества) -собственника водного объекта) и коммерческой эффективности водопользователя (концессионера или арендатора) является:

• законодательно разрешенным, то есть соответствует юридическим нормам, включая экологические нормы водопользования и охраны окружающей среды, требования по безопасности гидротехнических сооружений, по охране памятников истории, архитектуры, соблюдения режима особого водопользования и т. п.;

• физически осуществимым, то есть имеющиеся ресурсы водного объекта (его части) по масштабам и видам позволяют реализовать выбранный вариант их использования;

• финансово обоснованным с точки зрения окупаемости капитала, инвестированного в использование ресурсов водного объекта (его части), то есть использование этих ресурсов обеспечивает доход, превышающий капитальные затраты, эксплуатационные расходы и финансовые обязательства;

• наиболее эффективным, обеспечивающим наивысшую стоимость или доходность использования ресурсов водного объекта.

Использование ресурсов водного объекта имеет многоцелевой характер при одновременном участии различных видов водопользователей. Природная особенность ресурсов водного объекта, отличающаяся «территориальным» характером их формирования, а также «коллективным» их использованием, объективно предопределяет дифференциацию рентного дохода (водной ренты) по видам (способам и целям) использования этих ресурсов и размещению водопользователей. В связи с этим у собственника при уступке прав пользования водным объектом потенциальным водопользователям (участникам регионального водного рынка) возникает проблема эф-

фективного распоряжения этими правами для получения им максимального (интегрального) рентного дохода (водной ренты) при разнообразных видах (способах и целях) водопользования и обеспечении всех необходимых экологических и социальных требований к рациональному использованию, восстановлению и охране водного фонда на долгосрочную перспективу. В рамках оценки стоимости прав пользования водным объектом решение этой проблемы конкретизировано указанными принципами оценки, в частности принципом лучшего и наиболее эффективного использования ресурсов водного объекта (его части). Проведем теоретический анализ формирования спроса на права пользования водным объектом на региональном водном рынке в аспекте многоцелевого использования ресурсов этого объекта.

Определим функцию совокупного спроса различного вида водопользователей на приобретение прав пользования водным объектом Я = f(W) для использования ими ресурсов этого объекта по разным способам и целям. Кривая совокупного спроса, изображенная на рисунке 2, отражает геометрическое место точек реальных значений рентного дохода Я/Рп и предельных эффектов от использования единицы ресурса водного объекта МР^п дифференцированно по различным видам водопользователей.

И/Р

я/Р/

Я2/Р2

Яз/Рз

^Предложение прав пользования водным объектом

Совокупный спрос приобретения прав пользования водным объектом (МР„\УЯ)

О \¥2 ^

Рис. 2. Реальный рентный доход (Я/Рп) от пользования единицей ресурса водного объекта по различным видам водопользования

Кривая совокупного спроса отражает ранжированное убывание предельных эффектов от использования единицы ресурса водного объекта по различным видам водопользователей. Рентный доход п-го водопользователя от использования единицы ресурса водного объекта равен Яп, а п-й водопользователь реализует свою продукцию (услуги) или воду-товар, поставляемую во-допотребителям или иным водопользователям, по цене Рп. Отсюда реальный рентный доход п-го водопользователя от использования единицы ресурса водного объекта составляет Я/Рп.

Для иллюстрации на рисунке 2 определен реальный рентный доход трех водопользователей: П1/Р1; Яд/Рг и Я/Р3. Как видно, функция совокупного спроса приобретения прав пользования водным объектом для трех водопользователей характеризуется убывающим предельным эффектом использования единицы ресурса водного объекта и, соответственно, убывающим рентным доходом у этих водопользователей. По мере приближения этой кривой к оси ординат асимптотически предельный эффект использования начальных порций ресурса водного объекта и рентный доход у водопользователя Ш1 предполагается бесконечно большим (^0) = б). Вертикаль отражает неэластичное предложение собственником водного объекта прав пользования этим объектом, измеренное имеющимися на рассматриваемый момент времени ресурсами водного объекта (в объеме среднестатистического располагаемого стока объекта).

Кривую совокупного спроса приобретения прав пользования водным объектом содержательно можно интерпретировать следующим образом. Бесконечно большая полезность (рентный доход) использования начальной порции ресурсов водного объекта водопользователем Ш1 означает удовлетворение спроса жизненно важных и социально значимых его потребностей (например питьевое водоснабжение), а также необходимость обеспечения предельных запасов водного объекта для исключения возможности возникновения необратимых последствий разрушения водного объекта как экосистемы. Эти социально и экологи-

чески значимые потребности, удовлетворяемые за счет использования ресурсов водного объекта, имеют безусловную приоритетность с позиции социальной и экологической эффективности. Отсюда спрос на права пользования водным объектом водопользователя W1, сопровождаемый инвестированием приобретения этих прав и проведением соответствующих экстенсивных и интенсивных водохозяйственных (и водоохранных) мероприятий, направлен на удовлетворение этих, безусловно приоритетных, потребностей относительно использования начальных порций ресурсов водного объекта (от 0 до ^).

Последующие порции приобретения прав пользования ресурсами водного объекта для вовлечения их в хозяйственный оборот характеризуются понижающимся предельным эффектом использования единицы этих ресурсов и убывающей отдачей (эффективностью) их использования до исчерпания в целом предложения прав пользования водным объектом (в пределах располагаемого стока с учетом минимального санитарного попуска). Предельный эффект от использования единицы ресурсов водного объекта при заданном совокупном спросе приобретения прав пользования водным объектом различными водопользователями и предложением этих прав (ресурсов водного объекта) на графике (рис. 2) определяется в точке 3 и равен линии W3 - 3. Предельный эффект единицы ресурсов водного объекта соответствует эффективности использования этих ресурсов у «замыкающего» водопользователя в пределах заданного предложения прав пользования водным объектом Wз реальному рентному доходу этого водопользователя Й/Р3.

В соответствии с рыночным законом спроса и предложения уровень реального рентного дохода у «замыкающего» водопользователя Я/Р3, трансформируясь в реальную рентную плату, определяет ее равновесный (рыночный) уровень для всех водопользователей согласно их совокупному спросу. Отсюда, «распространив» предельный эффект от использования единицы ресурсов водного объекта «замыкающего» водопользователя W3 на трех рассматрива-

емых на графике (рис. 2) водопользователей, водная рента этих трех водопользователей как сумма их реальной рентной платы собственнику водного объекта составит: площадь прямоугольника 0 Я3/Р3 3 W3 , а аналитически - величину Я1, определяемую выражением Я1 = Яд/Р3 х W3. Исходя из этого реальная рентная плата за пользование водным объектом для первого, второго и третьего водопользователей, соответственно, составит: площадь прямоугольника 0 Я3/Р3 4 W1 или Я11 = Я3/Р3 х W1; площадь прямоугольника W1 4 5 W2 или Я2р = Я3/Р3 х х (W2 - W1); и площадь прямоугольника W2 5 3 W3 или Я3Г = Я/Р3 х (W3 - W2). Таким образом, в соответствии с законом спроса и предложения суммарная рентная плата (водная рента) водопользователей собственнику водного объекта за права пользования этим объектом устанавливается «распространением» предельного рентного дохода от использования единицы ресурса этого объекта «замыкающим» (наименее эффективным) водопользователем для всех других водопользователей. Суммарную водную ренту можно определить как дифференциальная ценность водного объекта Яд:

Яд= W х т), (1)

где ^) - предельная ценность (водная рента) единицы ресурса водного объекта, используемой «замыкающим» водопользователем (по уровню эффективности использования), при наличии запасов ресурса водного объекта, соответствующих заданному неэластичному предложению прав пользования этим объектом.

По сути, дифференциальная ценность водного объекта определяет рентный доход (водную ренту), получаемый от использования ресурсов, которыми располагает этот водный объект, вне зависимости от вида (способа и целей) водопользования. Иначе говоря, дифференциальная ценность водного объекта, обусловленная сложившимися спросом на права пользования водным объектом и неэластичным их предложением, отражает лишь ту часть рентного дохода (водной ренты), которая определяет цен-

ностный вклад ресурсов водного объекта в этот доход как «вода в источнике».

Описанный подход к установлению рентной платы для водопользователей за права пользования водным объектом при многоцелевом использовании ресурсов этого объекта, исходя из его дифференциальной ценности, является рыночным и в полной мере соответствует основополагающему закону рыночной экономики - закону спроса и предложения. В то же время, рассматривая региональный водный рынок как регулируемый, а также монопольный статус основного контрагента этого рынка по уступке своего права пользования водным объектом -собственника (государства или муниципального образования), последний руководствуется общественными мотивами в водопользовании. Собственник водного объекта (в лице уполномоченного органа) наряду с решением серии социальных и экологических задач, отражающих интересы государства (и общества) по рациональному использованию и охране водных объектов, максимизирует рентный доход от эффективного распоряжения правами пользования водными объектами посредством их уступки водопользователям с позиции общественной (народнохозяйственной) эффективности. Последнее, по нашему мнению, может быть достигнуто созданием равновыгодных конкурентных условий для всех видов водопользователей вне зависимости от получаемого ими «индивидуального» рентного дохода и соответствующим дифференцированным рентным обременением. Рассмотрим, насколько это принципиальное положение соответствует реализации указанного подхода к установлению соответствующей рентной платы для отдельных водопользователей на основе дифференциальной ценности водного объекта.

Прежде, чем вернуться к графику (рис. 2), иллюстрирующему дифференциальную ценность водного объекта как совокупность рентной платы рассматриваемых трех водопользователей, еще раз подчеркнем, что рентный доход рассматриваемых трех водопользователей, в том числе и «замыкающего», является их сверхдоходом и по праву принадлежит собственнику водно-

го объекта (государству или муниципалитету). Следовательно, он должен в полной мере вернуться собственнику в форме рентной платы водопользователей. Предельная эффективность пользования ресурсами водного объекта, нивелированная по уровню «замыкающего» водопользователя, как мы видим, лишь частично отражает суммарный рентный доход, получаемый рассматриваемыми водопользователями. Причем, чем ближе объемы использования ресурсов водного объекта водопользователя к ординате, тем в большей мере не учитывается сверхдоход соответствующего водопользователя. Напомним, что графически суммарная реальная рентная плата для водопользователей Я1 определяется площадью прямоугольника 0 Я3/Р3 3 W3, а площадь, находящаяся выше этого прямоугольника, не учитывается.

Практические расчеты показывают, что расхождение рентного дохода между наиболее эффективным и «замыкающим» водопользователями бывают весьма значительными [3, 4]. Например, сопоставление двух таких водопользователей, как орошаемое земледелие и гидроэнергетика, а в этом случае «замыкающим», как правило, является орошаемое земледелие, показывает, что расхождение рентного дохода этих двух водопользователей измеряется значениями, различающимися порядками величин [5]. Это подтверждает несостоятельность реализации классического подхода к установлению рентной платы для водопользователей при комплексном многоцелевом использовании ими водных ресурсов на основе дифференциальной ценности водного объекта.

Для обеспечения равновыгодных конкурентных условий у различного вида водопользователей на региональном водном рынке необходимо дифференцированное их рентное обременение с позиции максимизации интегрального рентного дохода (водной ренты) собственника водного объекта. В связи с этим наиболее продуктивным будет установление рентной платы на основе определения интегральной ценности водного объекта, что в полной мере соответствует

сформулированным ранее основным принципам оценки стоимости прав пользования водным объектом и отвечает требованиям, обеспечивающим общественную (народнохозяйственную) эффективность использования государственной или муниципальной собственности на водный фонд.

Интегральная ценность водного объекта Яи определяется суммарным рентным эффектом (доходом) от использования ресурсов этого объекта всеми водопользователями на основе приобретенных ими прав пользования водным объектом и «индивидуальной» эффективности этих водопользователей:

W

Яи = | f ^ ^, (2)

0

где f(W) - функция совокупного эффективного спроса водопользователей на права пользования ресурсами водного объекта, отражающая ранжированное убывание эффекта использования ресурса водного объекта по видам водопользователей в соответствии с приобретенными ими правами.

По сути, интегральная ценность водного объекта определяет суммарный рентный доход (водную ренту), получаемый от использования ресурсов, которыми он располагает в целом, во-первых, как «воды в источнике» (вне зависимости от вида использования этих ресурсов) и во-вторых, той части этого дохода, которая напрямую связана с видом (способом и целью) водопользования. Последнее по своей экономической природе характеризует ту часть водной ренты, которая обусловлена дифференциацией предельного эффекта по видам использования ресурсов водного объекта.

В нашем случае (рис. 2) сумма реальной рентной платы всех водопользователей собственнику водного объекта как интегральная ценность этого объекта составит площадь под кривой совокупного спроса на права пользования этим объектом, а анали-

тически - величину Я6 = | f^)dW. Исходя

0

из этого реальная рентная плата за пользование водным объектом для первого, второго и третьего водопользователей, соотве-

тственно, составит: площадь под кривой совокупного спроса в интервале от 0 до W1,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W,

или Я16 = | /(W)dW ; площадь под кривой

0

совокупного спроса в интервале от W1 до

W2

W2, или Я26 = | /(W)dW; площадь под кри-

W1

вой совокупного спроса в интервале от W2

_ Wз

до W3, или Я36 = ( /(W)dW.

W2

Подход к установлению рентной платы для водопользователей на основе интегральной ценности водного объекта и, соответственно, на основе «индивидуальной» эффективности использования порции располагаемых ресурсов водного объекта тем или иным водопользователем позволяет собственнику этого объекта реализовать в системе рентных отношений водопользования принцип полномасштабного изъятия рентного дохода от водопользователей. Интегральная ценность водного объекта, в отличие от его дифференциальной ценности, отражает не предельный (на уровне «замыкающего» водопользователя), а суммарный эффект использования ресурсов водного объекта всеми водопользователями и, безусловно, является более полной характеристикой стоимостного вклада ресурсов водного объекта в конечные результаты хозяйствующих водопользователей и, соответственно, адекватной стоимостной характеристикой прав пользования, уступаемых собственником этого объекта.

Практическое исчисление показателя интегральной ценности водного объекта при многоцелевом его использовании, как нам представляется, возможно с помощью применения соответствующих специальных поправочных коэффициентов к уровню рентного дохода «замыкающего» водопользователя. Такие поправочные коэффициенты можно определить, например, в виде отношения средневзвешенного рентного дохода определенного вида водопользователей к рентному доходу «замыкающего» водопользователя. Применение подхода к

оценке рентной платы на основе интегральной ценности водного объекта также возможно при проведении оценочных процедур посредством установления «индивидуального» предельного рентного дохода отдельно для каждого рассматриваемого водопользователя. При этом необходимым условием является обеспечение сбалансированности вовлекаемых ресурсов в хозяйственный оборот всеми рассматриваемыми водопользователями в границах соответствующего водохозяйственного участка. Последнее обеспечивается построением по территориальным единицам (водохозяйственным участкам) водохозяйственного балапнса, отражающего соответствующую сбалансированность лимитов использования ресурсов водного объекта для оцениваемых водопользователей.

Отмечая важность и стратегическую направленность применения показателя интегральной ценности водного объекта при оценке стоимости прав пользования им, конкретизируемой соответствующим уровнем рентной платы для водопользователей различного вида, по нашему мнению, следует иметь в виду возможный скачкообразный рост рентного обременения для водопользователей. Во избежание таких последствий, сохраняя при этом принцип дифференцированного рентного обременения водопользователей при оценке стоимости прав пользования водным объектом каждого отдельного водопользователя «индивидуально», необходимо учитывать масштабы и динамику этого обременения, используя значения предельного рентного дохода по каждому виду водопользования.

На графике (рис. 2) базовые ставки рентной платы для трех рассматриваемых водопользователей можно определить на уровне их «индивидуального» рентного дохода, исчисленного в пределе используемой ими «своей» порции располагаемых ресурсов водного объекта: Я1/Р1, Я2/Р2 и Я/Р3. Отсюда сумма реальной рентной платы для первого, второго и третьего водопользователей составит: площадь прямоугольника 0 Я1/Р1 1 W1, или Я11 = Я/Р3 х W1; площадь прямоугольника W1 6 2 W2, или Я2Г = Я3/Р3 х х (^2 - W1), и площадь прямоугольника

W2 5 3 W3, или Я/ = Я/Р3 х (W3- W2). Как мы видим, в этом случае для рассматриваемых водопользователей сохраняется дифференцированный подход к обременению рентной платой, хотя у водопользователей рентный доход изымается не в полной мере. Частично этот доход остается у водопользователей (площадь, определяемая выше установленных стартовых (базовых) ставок рентной платы на рисунке 2).

Завершая теоретический анализ рентных отношений между собственником водного фонда и водопользователями в режиме функционирования регионального водного рынка в приобретении прав пользования водным объектом (заключении соответствующих договорных соглашений) относительно установления рентной платы как стоимостной формы этих прав, отметим следующее. Рентная плата, являясь эндогенным рыночным параметром договорных соглашений между собственником водного объекта и водопользователями, дифференцированно отражает рентный доход по отдельным видам водопользования. Исходя из этого, собственник водного объекта должен формировать стартовые (базовые) ставки рентной платы дифференцированно по различным видам водопользования, рассматривая их как стартовые «цены предложения» уступаемых прав пользования вод-

ным объектом водопользователем. Учитывая, что эти дифференцированные «цены предложения» отражают лишь предельный уровень рентного дохода по различным видам водопользования, при заключении концессионных или арендных договоров должна быть учтена повышательная динамика рентной платы водопользователей в направлении поэтапного достижения их уровней, в полной мере отражающих интегральную ценность (стоимость) используемого водного объекта.

Литература

1. Водный кодекс Российской Федерации (проект). М.: Федеральное агентство водных ресурсов, 2005.

2. Международные стандарты оценки МСО 1-4. Международный комитет по стандартам оценки имущества. М.: Российское общество оценщиков. Т. I, II, 1995.

3. Проект нормативного документа «Основные положения формирования и функционирования регионального водного рынка». М.: ЦЭМИ РАН, 2002.

4. Ушаков Е.П, Охрименко С.Е., Охри-менко Е.В. Оценка важнейших видов природных ресурсов: методические рекомендации. М.: Российское общество оценщиков, 1999.

5. Водные ресурсы: рациональное использование. М.: Экономика, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.