Научная статья на тему 'Оценка стоимости машин с учетом условий их эксплуатации'

Оценка стоимости машин с учетом условий их эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2828
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ МАШИНЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УСТАРЕВАНИЕ МАШИНЫ / ВНЕШНЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТАРЕВАНИЕ МАШИНЫ / УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИНЫ / ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС МАШИНЫ / ПРОСТОЙ МАШИНЫ / ИЗНОС ПРОСТОЯ / REPLACEMENT COST OF THE MACHINE / THE FUNCTIONAL OBSOLESCENCE OF MACHINERY / EXTERNAL ECONOMIC OBSOLESCENCE OF MACHINERY / MACHINE OPERATING CONDITIONS / WEAR AND TEAR OF THE MACHINE / WEAR MACHINE DOWNTIME

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смоляк Сергей Абрамович

Автор исследует влияние условий эксплуатации машин и оборудования на срок их службы и износ, анализирует соответствующую нормативную базу, а также специальную отечественную и зарубежную литературу. Предложено подразделять физический износ на рабочий и износ простоя. Такая модель позволяет описать зависимость срока службы машины и среднегодового ее износа от условий и сменности ее работы и внутрисменного использования машинного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUATION OF EQUIPMENT SUBJECT TO THE CONDITIONS OF ITS USE

We examine the impact of operating conditions on the service life and depreciation of machinery and equipment items. We split their physical depreciation into the work depreciation and the depreciation of idle time. The proposed model allows us to describe the dependence of the equipment’ service life and its average annual depreciation on its working conditions, shift-work and the level of use of the equipment run-time.

Текст научной работы на тему «Оценка стоимости машин с учетом условий их эксплуатации»

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Оценка стоимости машин с учетом условий их эксплуатации

С.А. Смоляк

главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки «Центральный экономико-математический институт Российской академии наук», профессор федерального государственного бюджетного учреждения образования «Государственный университет управления», доктор экономических наук (г. Москва)

Сергей Абрамович Смоляк, [email protected]

1. Постановка задачи

В этой статье термин «машина» мы используем в собирательном смысле, относя его и к транспортным средствам, и к оборудованию, и к установкам. Предполагается, что машины являются массовой (серийной) продукцией машиностроительных предприятий. После изготовления и до момента ввода в эксплуатацию машины находятся в новом состоянии. Именно такие машины обращаются на первичном рынке. После ввода в эксплуатацию машина начинает стареть, изнашиваться, ее состояние меняется. Такие машины именуются подержанными, и они обращаются на вторичном рынке.

Обычно машины подразделяются на много различных категорий. Далее для упрощения мы делим машины на виды, а виды - на марки. К одному виду мы относим машины одного назначения, выполняющие одни и те же работы (производящие одну и ту же продукцию). На рынке такие машины конкурируют между собой. Машины одного вида, идентичные в новом состоянии, мы относим к одной марке (в технической литературе также говорят о типоразмерах, модификациях и моделях машин).

В общем случае у одной и той же машины может быть много различных стоимостей (например справедливая, утилизационная, таможенная), определяемых к тому же при разных условиях и допущениях. В настоящей статье под стоимостью машины мы понимаем ее рыночную стоимость «на месте» (когда при продаже она не перемещается с места ее расположения). Стоимость машины всегда определяется на некоторую дату - дату оценки. Эту дату мы считаем фиксированной, и все характеристики машин, которые далее будут упоминаться, предполагаются относящимися к этой дате, если только в тексте не оговаривается иное.

Различные методы оценки стоимости машин описаны в оценочной литературе, например в [1,2]. Мы ориентируемся на следующий метод, предусматривающий двухэтапную процедуру оценки.

На первом этапе оценивается восстановительная стоимость машины - стоимость аналогичной машины в новом состоянии (в ряде источников она также именуется затратами воспроизводства). Если машины оцениваемой марки на дату оценки обращаются на первичном рынке, то в этих целях используются данные об их ценах. В противном случае, например когда машины такой марки уже не производятся, вначале определяются рыночные стоимости машин в новом состоянии того же вида, но других марок, а затем эти стоимости корректируются с учетом различий в технико-экономических характеристиках машин. Методы такой корректировки изложены, например, в работах [1,3]. При таком способе оценки в величине восстановительной стоимости учитываются отличия оцениваемой ма-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

шины от машин других, более современных, марок и изменения в предпочтениях участников рынка по сравнению с моментом прекращения производства машин данной марки, а следовательно, так называемые функциональное и внешнее экономическое устаревания этой машины.

На втором этапе восстановительная стоимость корректируется на величину износа (в оценочной литературе его обычно именуют физическим). Обратим внимание на двоякое понимание термина «износ». Технические специалисты обозначают им некоторый процесс, в ходе которого, например, отдельные детали машины ржавеют или меняют геометрические размеры. Такой процесс мы называем «изнашиванием». Оценщики же рассматривают износ машины как число - абсолютное или относительное уменьшение ее стоимости по сравнению с восстановительной. В связи с этим далее этот термин будет обозначать относительное (выраженное в долях восстановительной стоимости) уменьшение стоимости машины.

Износ машин разных видов и марок оценщики определяют по различным формулам или таблицам, описанным в специальной литературе, например в работах [1,4, 5, 6]. Вопрос о том, какие из них дают достаточно обоснованные результаты, заслуживает самостоятельного рассмотрения, и в этой статье мы не будем его затрагивать. Для нас важнее, что практически во всех подобных формулах и таблицах износ определяется в зависимости от (хронологического) возраста машины и рационального (экономического, наиболее эффективного) срока ее службы.

Как уверяют авторы указанных формул и таблиц, почти все они получены на основе анализа рыночных данных, то есть основаны на информации о ценах сделок (или ценах предложения) с машинами соответствующего вида. Важно, что основная масса машин одного вида, обращающихся на вторичном рынке, до момента продажи эксплуатировалась примерно в одних и тех же «нормальных» условиях (разумеется, для каждого вида машин «нормальные» условия будут своими). Это значит, что рекомендуемые (аналитические или табличные) зависимости износа от возраста относятся только к нормальным условиям их эксплуатации. Имея это в виду, мы будем говорить о «нормальных» зависимостях износа от возраста, «нормальных» сроках службы и «нормальных» износах.

Нормальный износ машины, разумеется, зависит от ее возраста. Строго говоря, он отражает экономические последствия процесса изнашивания за весь предыдущий период ее эксплуатации. На этом основании его можно было бы называть «накопленным». В то же время мы можем говорить и об износе машины за некоторый период времени (скажем, год или час).

Рассмотрим, например, три машины одной марки. Машина 1 находится в новом состоянии и имеет стоимость 100 1, машины 2 и 3 нормально эксплуатировались и имеют возраст соответственно 5 и 6 лет, а стоимости - соответственно 43 и 35. Тогда износ машины 2 составляет (100 - 43) / 100 = 0,57, а машины 3 - (100 - 35) / 100 = 0,65. Разность 0,65 - 0,57 = 0,08 мы трактуем как износ машины за год нормальной эксплуатации. Это отнюдь не означает, что через год эксплуатации стоимость машины 2 уменьшится на 8: за это время могут измениться цены всех товаров и услуг, появиться новые марки машин и т. п. Однако указанные факторы прежде всего приведут к изменению восстановительной стоимости машин, тогда техническое состояние машины 2, стало быть, и ее износ станут такими же, каким они были у машины 3 на дату оценки. На этом основании мы можем сказать, что рассматриваемая разность 0,08 (годовой износ машины) отражает относительное годовое уменьшение ее стоимости за счет изменения ее технического состояния.

1 Здесь и далее стоимости и цены измеряются в условных денежных единицах.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Если у какой-то другой машины годовой износ составляет 0,16, то мы можем сказать, что время для нее «течет вдвое быстрее».

Заметим теперь, что в конечном счете стоимость машины отражает выгоды, которые получает владелец от ее использования. Эти выгоды, в свою очередь, определяются продукцией, которую произведет машина в ходе своей работы, и затратами, которые понадобятся для содержания машины и производства продукции. По этой причине износ машины, то есть уменьшение ее стоимости в процессе эксплуатации, зависит от того, как именно эксплуатируется машина. На практике машины одной и той же марки могут эксплуатироваться в разных условиях и, соответственно, изнашиваться по-разному. Далее мы покажем, что и в этих случаях можно использовать (правда, особым образом) «нормальные» зависимости износа от возраста.

2. Нормальные условия эксплуатации. Эффективный возраст

Чтобы правильно использовать «нормальные» зависимости износа от возраста при оценке конкретной машины, оценщик должен сопоставить конкретные условия ее эксплуатации с нормальными. А какие именно условия эксплуатации подобных машин считаются нормальными? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вряд ли условия, в которых обычно эксплуатируются роторные экскаваторы, можно считать нормальными для работы оборудования кондитерской промышленности. По нашему мнению, можно считать нормальными условия, в которых эксплуатируется основная часть соответствующего машинного парка страны. Сравнивая с ними наблюдаемые условия эксплуатации конкретной машины, оценщик может хотя бы на качественном уровне решить, эксплуатируется машина в более «легких» или более «тяжелых» условиях.

Далее возникает задача скорректировать величину «нормального» износа машины так, чтобы учесть отличия условий ее эксплуатации от нормальных. Наиболее простой способ такого пересчета основан на следующей идее.

Рассмотрим две машины, находящиеся в начале года в одинаковом состоянии, после чего первая эксплуатируется в нормальных условиях, а вторая - в каких-то иных. Износ второй машины за 1 год, вообще говоря, будет не таким, как износ первой машины за тот же период, однако его можно приравнять к износу первой машины за какой-то иной отрезок времени к (или долей года). Например, если годовой износ второй машины будет вдвое меньше, чем годовой износ первой, то его можно приравнять к износу первой машины за 0,5 года.

Если исходить из среднего значения к для машин разного возраста, то каждый год эксплуатации второй машины можно условно приравнять к к годам эксплуатации первой. При этом стоимость второй машины возраста t лет будет примерно такой же, как и стоимость первой нормально эксплуатирующейся машины возраста kt лет. Соответственно, и изно-сы таких машин будут примерно одинаковы. Но тогда рациональный срок службы первой машины будет в к раз меньше рационального срока службы второй, то есть меньше «нормального» срока службы машин рассматриваемой марки. С этих позиций коэффициент к можно трактовать как коэффициент влияния условий эксплуатации и на износ, и на срок службы машин.

Изложенные соображения позволяют использовать для оценки нормальные зависимости износа от возраста, заменив в них хронологический возраст t его произведением на коэффициент условий эксплуатации к. В оценочной литературе такой скорректированный возраст именуют эффективным. Именно на использование показателей эффективного возраста ориентированы таблицы и формулы для оценки износа, используемые оценщиками США (см., например, [4-6]).

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Возникает резонный вопрос: откуда взять конкретные коэффициенты условий эксплуатации? Далее указываются несколько возможных ответов.

3. Поправки к годовым режимам работы машин

О влиянии природно-климатических условий эксплуатации на износ можно судить, анализируя показатели годового режима работы (количество отработанных в течение года машино-часов) машин, работающих в разных условиях. В качестве примера в таблице 1 приведены некоторые данные о строительных машинах из приложения 4 к МДС 81-3.99 [7].

Таблица 1

Режимы работы строительных машин

Наименования машин Годовой режим работы машин для III температурной зоны, маш.-ч. Поправочные коэффициенты по температурным зонам

I, II IV V VI VII-VIII

Автогрейдеры, скреперы 1 500 1,2 0,85 0,8 0,75 0,7

Автотранспортные средства, краны на автомобильном, пневмоколесном или гусеничном ходу, краны на специальных шасси автомобильного типа, трубоукладчики, погрузчики 2 300 1,2 0,95 0,9 0,85 0,8

Бульдозеры 2 300 1,2 0,85 0,8 0,75 0,7

Катки самоходные 1 500 1,5 0,85 0,8 0,75 0,7

Краны башенные 2 600 1,2 0,95 0,9 0,85 0,8

Экскаваторы одноковшовые с ковшом емкостью свыше 0,25 куб. м 2 300 1,2 0,85 0,8 0,75 0,7

Казалось бы, подобные коэффициенты также можно применять для перехода от хронологического возраста к эффективному и для оценки износа. Обосновывают это так: если в течение года машина работает меньше, то такие условия ее работы - более тяжелые, а, стало быть, годовой износ машины выше. Это рассуждение справедливо, однако из него не вытекает, что между изменением годового режима и износом есть обратная пропорциональность. Далее мы увидим, что зависимость здесь иная.

4. Изменения длительности межремонтных циклов

Установить коэффициенты условий эксплуатации можно по данным о длительности межремонтных циклов машин (в ряде источников она именуется периодичностью капитальных ремонтов). Дело в том, что рациональный срок службы машин состоит из нескольких межремонтных циклов и при изменении условий эксплуатации количество этих циклов обычно не меняется. Приведу несколько примеров.

В разделе 19.3 работы [8] приведены данные о периодичности капитальных ремонтов тепловозов 2ТЭ10Л, ТЭ10, ТЭЗ, ТЭМ1, ТЭМ2, ТГМ 6А, ТГМ4, ТГМ4А. При нормальных

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

условиях эксплуатации они должны капитально ремонтироваться через 144 месяца, а в тяжелых условиях эксплуатации (использование тепловозов на открытых горных разработках, при перевозке горячих грузов, в запыленной окружающей среде) - через 120 месяцев. Таким образом, коэффициент тяжелых условий эксплуатации здесь составляет 120 / 144 = 0,83.

В книге [9] предлагается более детально учитывать условия эксплуатации средних и легких металлорежущих станков при определении длительности их межремонтного цикла:

Тмц = 24 00^П вм ву ^

где 240 00 - нормативный межремонтный цикл, станко-часы;

вп - коэффициент, учитывающий характер производства (для массового и крупносерийного - 1,0; для серийного - 1,3; для мелкосерийного и единичного - 1,5);

вм - коэффициент, учитывающий род обрабатываемого материала (при обработке конструкционных сталей - 1,0; чугуна и бронзы - 0,8; высокопрочных сталей - 0,7);

ву - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации (при нормальных условиях механических цехов - 1,0; в запыленных и с повышенной влажностью - 0,7);

вс - коэффициент, учитывающий группу станков (для легких и средних станков - 1,0).

Зависимость длительности межремонтного цикла от условий эксплуатации хорошо видна на примере вытяжных вентиляционных систем теплоэлектростанций. Соответствующие данные из работы [10] приведены в таблице 2.

Таблица 2

Продолжительность межремонтного цикла вытяжных вентиляционных систем

теплоэлектростанций

Вредные выделения Продолжительность цикла, годы

3-сменная работа 2-сменная работа

Тепло, газы некоррозионного действия, масляная аэрозоль 6 8

Газы и пары коррозионного действия, пыль, влага 4 6

Газы и пары сильнокоррозионного действия, пыль и транспортируемые по воздуховодам материалы истирающего действия (пневмотранспорт) 3 4

В таблице 3 приведены некоторые данные из справочника [11] о длительности межремонтных циклов (в машино-часах) для электродвигателей и центробежных насосов при нормальных и иных условиях эксплуатации и соответствующие значения коэффициента k.

Обратим внимание на то, что тяжелые условия эксплуатации для тепловозов и центробежных насосов понимаются не так, как для электродвигателей. В первом случае тяжелые условия связываются с общим характером работы, состоянием окружающей среды и обрабатываемого продукта, тогда как во втором - еще и с длительными циклами непрерывных работ. Между тем и «обычные» машины, и оборудование могут работать в одну, две или три смены, с большими или малыми внутрисменными простоями. Представляется, что и в общем случае коэффициент условий эксплуатации k также должен учитывать условия проведения работ (ее характер и место проведения) и их интенсивность.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Таблица 3

Длительность межремонтных циклов для электродвигателей и центробежных насосов

Вид машин и условия работы Длительность цикла, ч. k

Электродвигатели:

нормальные 51 840 1,0

тяжелые (горячие, химические, гальванические, деревообрабатывающие и т. п. цеха, а также приводы насосов, компрессоров, вентиляторов, кондиционеров, двигателей-генераторов, дробилок, мельниц, землесосов, умформеров и т. д., используемые с длительными циклами непрерывных работ и с высокой степенью загрузки) 17 280 0,33

Центробежные насосы:

для холодной воды 17 280 1,0

для горячей воды 25 920 1,5

для агрессивных вод и бензина 17 280 1,0

для химически активных жидкостей и кислот 8 640 0,5

Иная позиция изложена в учебнике [1], авторы которого для машиностроительного производства предлагают определять эффективный возраст машины путем умножения ее хронологического возраста на следующие три коэффициента:

Ксм - коэффициент сменности (точнее, отношение средней фактической сменности к номинальной, на основе которой машине назначен срок полезного использования);

Кхп - коэффициент, учитывающий внутрисменное использование машин, зависящее от характера производства (0,9-1,0 - для массового производства; 0,67-0,77 - для серийного производства; 0,5-0,65 - для единичного производства);

Кур - коэффициент условий работы (принимается равным 1 при работе в цеховом помещении; 0,6-0,7 - при работе в отдельном помещении; 1,3-1,5 - при вредных условиях работы (высокая интенсивность загрязнения или запыленности, контакт с химически активной средой и т. п.); 3-5 - при очень высокой интенсивности загрязнения).

5. Коэффициенты к нормам амортизации

С изменением условий эксплуатации изменяются годовой режим работы, длительность межремонтных циклов и, следовательно, сроки службы машин (поскольку рациональное количество межремонтных циклов при этом обычно не меняется). Это постарались (в меру своих возможностей) учесть разработчики недействующих ныне Единых норм амортизационных отчислений [12], установив в примечаниях соответствующие коэффициенты к нормам амортизации. Приведем описание некоторых из них:

«Для бульдозеров на базе тракторов с мощностью от 80 до 180 л. с. и более, работающих на открытых горных разработках, в гидротехническом, водохозяйственном и транспортном строительстве (магистральные дороги), а также на сооружении магистральных трубопроводов, применяется коэффициент 1,3, а в районах вечной мерзлоты - 1,5.

Для экскаваторов одноковшовых на гусеничном ходу емкостью ковша 0,65-1,6 куб. м, многоковшовых траншейных цепных экскаваторов, работающих в районах вечной мерз-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

лоты, применяется коэффициент 1,3.

Для магистральных тепловозов на Крайнем Севере, в Средней Азии и Казахстане применяется коэффициент 1,3, при использовании на угольных разрезах - коэффициент 1,7.

Для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути) - (применяется коэффициент - С.С.) 1,3.

Для оборудования (полиграфической промышленности - С.С.), работающего в агрессивной среде, и электронно-гравировальных агрегатов применяется коэффициент 1,4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обогатительного оборудования, работающего в условиях агрессивной кислотной среды, на фабриках горно-обогатительных комбинатов ... применяется коэффициент 1,5».

Учесть условия эксплуатации строительных машин потребовалось и при установлении сметных цен. В связи с этим в Методических указаниях МДС 3-81.99 [7, приложение 3] для строительных машин дается таблица коэффициентов Ка к нормам амортизационных отчислений, учитывающих режим работы таких машин. Режимы подразделяются на легкий, средний (принимаемый в Методических указаниях в качестве нормального) и тяжелый. В таблице 4 представлены описания режимов и соответствующих значений Ка из указанного приложения.

Таблица 4

Значения коэффициента Ка для строительных машин, работающих в разных режимах

Виды машин Режим работы

легкий средний тяжелый

Экскаваторы одноковшовые Разработка котлованов и траншей в грунтах I-II категории К = 0,75 Разработка котлованов и траншей в грунтах III категории Высокая доля работ по загрузке самосвалов К = 1,0 Высокая доля работ по разработке разрыхленных скальных пород Работа гидромолотами Ка = 1,25

Бульдозеры Вспомогательные и планировочные работы Содержание дорог Ка = 0,7 Работа на глинистых и песчаных грунтах Частичное рыхление скальных грунтов Ка = 1,0 Интенсивная работа на скальных грунтах Рыхление мерзлых грунтов Ка = 1,3

Краны башенные Строительство малоэтажных кирпичных и блочных домов, административных зданий Работа преимущественно в одну смену Ка = 0,6 Строительство крупнопанельных и монолитных домов Промышленное строительство Работа в 1,5-2 смены Ка = 1,0 Строительство высотных крупнопанельных домов Работа в две смены и более К = 1,2 а

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

Представляется, что в целом подобные коэффициенты корректно отражают влияние условий эксплуатации на износ строительных машин, поэтому они могут быть использованы и для оценки их эффективного возраста.

6. Рабочий износ и износ простоя

Рассмотренный в разделе 4 метод учитывает влияние интенсивности работы не вполне адекватно. Действительно, в этом методе предполагается, что эффективный возраст пропорционален сменности работы и коэффициенту внутрисменного использования машинного времени. Так, при прочих равных условиях машина, работающая в две смены, будет иметь вдвое больший эффективный возраст, чем машина, работающая в одну смену. Однако такое предположение увязывает физический износ машины только с временем ее работы, тогда как любая машина изнашивается и во время ее простоя. Это дает основание детальнее рассмотреть вопрос о корректном определении коэффициента интенсивности работы. При этом нам будет удобно разделять понятия «эксплуатация» и «работа машины». Говоря о работе машины, мы будем иметь в виду только ее использование по своему назначению, тогда как термин «эксплуатация» будет относиться ко всему времени использования машины, включая и время ее простоя (в том числе в техническом обслуживании и ремонте).

Начнем с того, что простаивающая машина тоже изнашивается, хотя и медленнее, чем работающая (подробнее об этом говорится в книге [2, гл. 7]). Таким образом, износ машины за некоторый период можно условно разделить на рабочий износ, пропорциональный длительности работы, и на износ простоя, пропорциональный длительности простоя машины в этом периоде (в книге [2] эти виды износа названы «наработочным» и «возрастным»).

Соотношение этих видов износа можно оценить, воспользовавшись следующим соображением, изложенным применительно к строительным машинам: «даже если машина в основном бездействует, она все равно испытывает износ, и по истечении предельного срока эксплуатации приходит в полную негодность и подлежит списанию. ...При этом ... предельный срок жизни строительной машины - около 25-30 лет» [2, с. 233]. Если учесть, что рациональные (да и закладываемые в технические нормативы) сроки службы строительных машин составляют 7-9 лет, то отсюда следует, что предельный срок службы в

3-5 раз превышает «нормативный».

Примерно такое же соотношение имеет место и для металлообрабатывающего оборудования. Так, в 2013 году на Уралмашзаводе работали ремонтные станки с 80-летней историей или (редко используемый) токарно-винторезный станок [13].

В связи с этим представляется целесообразным уделить особое внимание отношению g рационального срока службы к предельному (из указанных ранее соображений следует, что для строительных машин g = 0,25-0,33). Представляется, что природно-климатические условия, агрессивность окружающей среды и иные факторы условий работы машин мало влияют на значение указанного отношения, хотя для разных видов машин оно может быть разным.

Теперь рассмотрим только машины одной марки, эксплуатирующиеся в разных режимах работы.

Введем следующие обозначения:

N - общее количество часов в году;

L - предельный срок службы машин;

T0 - рациональный срок службы нормально эксплуатирующихся машин;

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

D0 - среднегодовое количество часов работы нормально эксплуатирующихся машин;

и - относительная утилизационная стоимость машин (отношение утилизационной стоимости машины к ее восстановительной стоимости).

Заметим, что износ машины в конце срока службы равен 1 - и, поэтому у машины, которая в основном бездействует, к концу (предельного) срока ее службы L износ также составит 1 - и, и он будет только износом простоя. Поскольку машина за срок службы простаивает LN часов, ее средний износ за час простоя составляет:

1чп = (1 - u) / LN.

Возьмем машину, работающую в нормальном режиме. К концу срока ее службы износ также будет равен 1 - и. Таким образом, средний износ за год эксплуатации машины составит:

4о = (1 - и) / Т0.

Сюда входят и рабочий износ, и износ простоя. Оценим их раздельно. Рассматриваемая машина в среднем работает в году D0 часов, а простаивает (N - D0) часов. Значит, за весь срок службы простой машины составит T0(N - D0) часов. За 1 час простоя ее износ будет таким же, как у машины, которая в основном бездействует - ічп. Следовательно, износ простоя этой машины за весь срок ее службы составит:

Т (N - D. )і .

0' 0' чп

Но общий размер износа машины за срок ее службы составляет1 - и, так что оставшаяся часть (1 - и) - T0(N - D0)i4n = (1 - и) - (1 - u)T0(N - D0) / LN обусловлена рабочим износом. Разделив ее на время, отработанное машиной за срок ее службы (T0D0 часов), получим среднечасовой рабочий износ:

i (1 - и)-(1 - и)Т0 (N - D0)/LN f1

чр td ( и

D

IT0

2 Ї L)

1

~LN '

Используя полученные результаты, можно выяснить, как повлияет на износ машины изменение режима ее работы.

Для этого рассмотрим оцениваемую машину, среднегодовое время работы которой иное - D, а время простоя - соответственно N - D. Отношение Кр= D/D0 назовем коэффициентом изменения режима работы. Оно отражает изменение годового режима работы машины и учитывает сменность работы, внутрисменные простои и некоторые другие условия производства работ. Оценить его можно не только на основе информации об истории эксплуатации машины. Например, как рекомендовано в работе [1], Кр можно найти, перемножая коэффициенты изменения сменности и внутрисменного использования машины (если только для оцениваемой машины не изменилась длительность смены).

Поскольку в году оцениваемая машина простаивает N - D часов, износ ее простоя составляет (N - D)i4n. Работает же она D часов в год, так что ее рабочий износ составляет Di^p. Таким образом, в среднем за год эксплуатации износ машины составит:

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

1 - и

1г =(N - D)ічп + Di чр =(N - D)-N + D(1 - u)

Dn

{ To

1 - и L

0- u

U0

(1

V To

1 Ї L )'

2 Ї L )

LN

Теперь сравним этот износ со среднегодовым износом (irt) машины, работающей в нормальном режиме. Учитывая, что T0/ L = g, D/ D0= Кр, мы получим следующую формулу для коэффициента изменения среднегодового износа, или скорости износа:

к

130

1 - и

Т0 +D '1 - Т0

L О Q v L

g+Кр (1 - g).

Строго говоря, найденный коэффициент зависит от состояния машин, поскольку по мере старения годовой режим их работы меняется. Но если заложить в расчеты средние годовые режимы, то мы получим средний за срок службы коэффициент к, отражающий, насколько быстрее или медленнее изнашивается оцениваемая машина по сравнению с эксплуатирующейся в нормальном режиме (обратим внимание на то, что от утилизационной стоимости машины он не зависит). В таком случае оцениваемая машина возраста t лет будет находиться в таком же состоянии и иметь тот же износ, как и нормально эксплуатирующаяся машина возраста kt лет. Это позволяет считать kt эффективным возрастом оцениваемой машины и использовать для определения ее износа таблицы или формулы, ориентированные на оценку нормально эксплуатирующихся машин. В этом случае срок службы оцениваемой машины составит Т0 / к.

О важности учета износа простоя можно судить по его доле (dn) в общем износе машины. В этом случае эту долю можно рассчитать по формуле:

dn =

(N - DК

(N - D)(1 - и)/LN (1 - DN)Т0/L

Іг 1 - и (л \ D + (1-и)— Г1 1' Т° + КР V Т0

L У Ч 1Т0 L V L р V L

g (1 - Кр D0/ N) 9 + Кр (1 - g) '

Например, как видно из таблицы 3, нормальный режим большинства строительных машин составляет 2 300 машино-часов. В таком случае D0 / N = 2 300 / 8 760 = 0,263, поэтому доля износа простоя в их общем износе составляет 18-25 процентов. При более интенсивной эксплуатации доля износа простоя, очевидно, уменьшается.

На рисунках 1 и 2 приведены зависимости коэффициента изменения среднегодового износа машины и доли износа простоя в общем ее износе от интенсивности работы (Кр) для g = 0,2; 0,267 и 0,4. Можно считать, что они отвечают ситуациям соответственно с Т0 = 6, L = 30; Т0 = 8, L = 30; Т0 = 10, L = 25. При построении зависимости dn(Kp) принималось: D0 / N = 0,263.

Как видим, влияние режима работы на износ машины не сводится к прямой пропорциональности и мало меняется при изменении соотношения g между нормативным и предельным сроками службы. Однако доля износа простоя в общем износе существенно зависит от g.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@maiLru

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Рис. 1. Зависимость коэффициента изменения среднегодового износа машин от

изменения режима работы

Рис. 2. Зависимость доли износа простоя в общем износе машины от изменения режима

работы

Пример

На дату оценки (середина 2013 года) оценивается дорожный тандемный каток, выпущенный в середине 2008 года и работающий в V температурной зоне. Хронологический возраст катка, таким образом, составляет 5 лет. Для оценки износа катков оценщик использует данные из Методики [14, таблица 3], относящиеся к нормальным условиям эксплуатации (III температурная зона) и нормальному сроку службы - 10 лет:

Возраст, годы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Износ (в долях единицы) 0 0,04 0,08 0,12 0,18 0,39 0,50 0,75 0,85 0,95 0,97

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

ОЦЕНКА ВСЕХ ВИДОВ СОБСТВЕННОСТИ

В таком случае износ катка следовало бы принять в размере 0,39. Однако в соответствии с таблицей 3 в условиях V температурной зоны годовой режим работы катков меньше и соответствующий коэффициент составляет Кр=0,8. Приняв соотношение рационального и предельного сроков службы для дорожных катков на уровне 0,25, найдем коэффициент изменения износа: k = 0,25 + 0,8 * 0,75 = 0,25 + 0,6 = 0,85. В таком случае эффективный возраст катка будет: 5 * 0,85 = 4,25 года. Интерполируя табличные данные, получим, что этому возрасту отвечает износ в размере примерно 0,23.

К сожалению, для многих видов машин установить предельный срок службы или долю износа простоя в общем износе затруднительно. Помимо указанной книги [2], здесь можно упомянуть только статью [15]. В ней сопоставляются стоимости эксплуатировавшихся автомобилей ВАЗ 21043 и таких же машин, находившихся в консервации (см. табл. 5). При этом стоимость машин на первичном рынке принята за единицу.

Таблица 5

Стоимости эксплуатировавшихся и находившихся в консервации автомобилей

Характер эксплуатации D0 о раст, годы

0 1 2 3 4

Нормальная 1,00 0,86 0,82 0,73 0,58

На консервации 1,00 0,90 0,87 0,85 0,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ряде случаев цена подержанной машины включает и скидку, связанную с переходом машины на вторичный рынок (кое-кто называет ее «износом вторичности»). Чтобы снять проблему определения этой скидки, мы не будем рассматривать износы машин в первом году их использования.

Из таблицы 5 видно, что за три года эксплуатации (со второго по четвертый) износ машины составил 0,86 - 0,58 = 0,28. Однако для автомашин, находившихся на консервации, износ за тот же период иной: 0,90 - 0,76 = 0,14. Эту величину можно принять за износ простоя машины. Тогда ее рабочий износ за тот же период составит 0,28 - 0,14 = 0,14. Соотношение износов при этом будет 1:1, а доля износа простоя в общем износе - 50 процентов. Казалось бы, отсюда следует, что для указанных автомобилей g = 0,5, то есть предельный срок службы машин вдвое больше нормативного. Между тем на практике подобные машины используются значительно дольше. Это расхождение обусловлено двумя причинами: тем, что условия консервации автомобилей значительно отличаются от условий хранения эксплуатируемых автомобилей, и отсутствием данных об износе законсервированных автомобилей большего возраста.

Автор выражает искреннюю благодарность О.В. Тевелевой и А.Н. Фоменко за внимание к работе и важные предложения по ее улучшению.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств / А. П. Ковалев,

А. А. Кушель и [др.]. М. : Интерреклама, 2003.

2. Основы оценки стоимости машин и оборудования / А. П. Ковалев и [др.]. М. : Финансы и статистика, 2006.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 8 (155) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

3. Смоляк С. А. Проблемы и парадоксы оценки машин и оборудования. М. : РИО МАОК,

2008.

4. Arizona Department of Revenue. Personal property Manual 2011. URL: http://www.azdor. gov/Portals/0/Brochure/AZ-Personal-property-Manual.pdf

5. Ad valorem Division, Oklahoma tax commission. Oklahoma Business Personal Property Valuation Schedules. URL: http://www.tax.ok.gov/advform/2013BPPValuationSchedule.pdf

6. California State Board of Equalization. Assessors’ Handbook Section 581. Equipment and Fixtures Index, Percent Good and Valuation Factors. January 2014. URL: http://www.boe.ca.gov/ proptaxes/pdf/ah58114.pdf

7. МДС 81-3.99. Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств : постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17 декабря 1999 года № 81.

8. Журавлев Н. П., Маликов. О. Б. Транспортно-грузовые системы. М., 2005.

9. Новицкий Н. И. Организация и планирование производства. Практикум. Минск : ООО «Новое знание», 2004.

10. РД 34.21.527-95. Типовая инструкция по эксплуатации систем отопления и вентиляции тепловых электростанций : утверждена Департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» 27 сентября 1995 года.

11. Ящура А. И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования : справочник. М. : Издательство НЦ «ЭНАС», 2006.

12. Единые нормы амортизационных отчислений. М. : Инфра-М, 2000.

13. URL: http://www.vesti-ural.ru/15078-muzejnymi-yeksponatami-stali-starye-stanki-ural

mashzavoda.html

14. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (с изменениями, внесенными письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 02-ЕМ-5/203-ис). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=308735

15. Яскевич Е. Е., Евдокимов А. В. Особенности применения затратного и доходного подходов при оценке рыночной стоимости машин и оборудования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 10(49).

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.