2. Баланс интересов заинтересованных сторон. А.В. Глазунов, Методы менеджмента качества, 2009 - №4, стр. 30 - 33.
3. Разумов - Раздолов К.Л., Протасьев В.Б. Модель взаимодействия критериев качества деятельности и показателей качества продукции. Качество. Инновации. Образование. №7, 2013, стр. 42 - 45.
4. Разумов - Раздолов К. Л. Расчет и оценка потерь деятельности и потери заинтересованных сторон. Качество. Инновации. Образование. №7 - 2014, стр 70 - 75.
5. Управление качеством. Робастное проектирование. Метод Тагути. Пер с англ. -М.: «Сейфи» 2002. - 384 с.; Арадж С., Эрмер Д.С. Комплексная параллельная разработка допусков// Курс на качество.1992, №1, с.101-128.
УДК. 629.331.064
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕГКОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ Раков Вячеслав Александрович, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Вологодский государственный университет, г.Вологда, Россия
В статье представлена экономическая оценка затрат на эксплуатацию автомобилей исходя из их расхода топлива и первоначальной стоимости. Приведен сравнительный анализ затрат на эксплуатацию нескольких моделей автомобилей.
Ключевые слова: расход топлива, стоимость эксплуатации, экономичность автомобиля, оценка затрат.
Экономичность автомобиля - это один из важнейших критериев, учитываемых при выборе транспортного средства и то, на что в первую очередь обращают внимание покупатели. Хотя актуальность низкого расхода топлива важна не в каждом случае. На сегодняшний день в России предлагается 14 моделей различных марок автомобилей с гибридной силовой установкой [1-3]. Стоимость эксплуатации гибридного автомобиля [4] должна быть ниже в связи с значительным снижением затрат на топливо, однако будет ли так на самом деле? Т.к. гибридные автомобили в первую очередь это легковые, то и в сравнении будут участвовать именно они.
Стоит также отметить, что существуют факторы, влияющие на расход топлива, такие как режим эксплуатации: городской, пригородный, загородный. А он характеризуется среднесуточными, среднегодовыми пробегами, количеством запусков двигателя в сутки, средней скоростью движения. Относительно этого фактора и пойдет сравнение в данной статье. Для сравнительного анализа выбран смешанный режим эксплуатации.
Широта поля исходных данных ограничивается не только режимами эксплуатации, но и широким ценовым диапазоном в зависимости от условий эксплуатации стоимостью автомобилей, широким выбором двигателей.
Для сравнения выбрано 5 автомобилей различной ценовой категории,
объединяет которые экономичные варианты двигателей и схожие комплектации, минимальный набор опций из которых: передние подушки безопасности; усилитель руля, система курсовой устойчивости, антиблокировочная система.
Критерии выбора автомобилей - это одни из наиболее популярных модели, эксплуатируемых в России.
Основная искомая величина это стоимость транспортной работы. В которую входят: первоначальная стоимость автомобиля; потеря стоимости за период эксплуатации; обязательные расходы на страхование и транспортный налог; эксплуатационные расходы, включая горючесмазочные материалы, запчасти и техническое обслуживание. В данной статье транспортная работа рассмотрена с точки зрения первоначальной стоимости и затрат на горючее.
В таблице 1 представлены экономические характеристики автомобилей: характеристики двигателей, цена в указанной выше комплектации, заводские данные по расходу топлива в указанной комплектации.
Таблица 1 - Основные технико-экономические характеристики
Автомобиль Двигатель, объем (л), мощность, (л.с.) Стоимость автомобиля, тыс. рублей. Расход топлива, гор./смеш./загор. (заводские данные)
Skoda Octavia 1,4 MPI Бензиновый, 1,4 (122) 1347 8,0/6,3/5,3
Toyota Prius Бензиновый, 1,8 (99) 1622 3,7/3,9/3,9
Peugeot 408 1,6 Бензиновый, 1.6 (120) 1104 10,1/7,4/5,6
Hyundai Solaris 1.6 Бензиновый, 1,6 (123) 710 8,4/6,5/5,3
Renault Duster 1,5 Дизельный, 1,5 (90) 880 5,9/5,3/5,0
Лада Ларгус 1,6 Бензиновый, 1,6 (105) 593 н.д./7,9/н.д.
Интересно сопоставить затраты на топливо гибридного автомобиля с ближайшими конкурентами. Если бы все автомобили стоили одинаково, то Toyota Prius позволила бы сэкономить от 400 о 700 тыс рублей на одних заправках. Однако, она гораздо дороже остальных автомобилей и, интересно сопоставить затраты на расход топлива с учетом стоимости автомобиля.
Для этого стоимость автомобиля объединяем с затратами на топливо и приводим к одному километру пробега. Средняя цена одного литра бензина марки Аи-95 в России, согласно данным Росстата на 1 декабря 2015 года составляет 37,1 руб., дизельного топлива - 35,4 руб. Таким образом, стоимость одного км пробега будет рассчитываться по формуле:
СМ = Ц* + /10° * ^0 X Цл руб / м
ПКМ
Например, для Skoda Octavia приведенная стоимость транспортной работы в городском режиме эксплуатации после 50000 км пробега составит:
1347000 + 50000 /100 х 6,3 х 37,1 пппп ^ ,
СКМ =-:-— = 29,28руб / км
КМ 50000
Данный расчет выполнены с учетом того, что расход топлива будет соответствовать заводским значениям. Будет ли это так на самом деле? На этот вопрос может ответить Министерство транспорта Российской Федерации. В таблице 2 представлены рекомендованные нормы расхода топлива в сравнении с заводскими значениями.
При расчете топлива на основании поправочных коэффициентов учитывается численность городского населения. Согласно рекомендациям Минтранса РФ, нормативный расход топлива может быть увеличен при эксплуатации транспортного средства в населенных пунктах.
Таблица 2 - Норма расхода топлива с учетом рекомендаций Минтранса РФ
Нормативный расход топлива, л/100 км
Модель Заводские данные, (городской/ смешанный/ загородный) Базовая норма рекомендованная Минтрансом РФ*
автомобиля без учета поправочных коэффициентов с учетом поправочных коэффициентов
Skoda Octavia 8,0/6,3/5,3 7,1 9,25
Toyota Prius 3,7/3,9/3,9 4,6 6,0
Peugeot 408 10,1/7,4/5,6 7,7 10,0
Hyundai Solaris 1.6 8,4/6,5/5,3 8,1 10,55
Renault Duster 5,9/5,3/5,0 6,0 7,8
Лада Ларгус 1,6 н.д./7,9/н.д. 10,6 13,8
* Согласно «Н ормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном
транспорте", введенным в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р
В зимнее или холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева двигателей устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.
Для средней полосы территории России и городом с населением более
1млн. чел. примем следующие поправочные коэффициенты:
- эксплуатация в населенном пункте - 20%;
- использование при движении климатической установки - 5%;
- прогрев двигателя - 5%.
Итого общий поправочный коэффициент составит - 1,3. С учетом этого получены значения реального расхода топлива (табл., 2, 4-й столбец)
Так, для Москвы и Санкт-Петербурга базовая норма может быть увеличена на 35%, для Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и др. городов с населением более 1 млн. чел. - на 25%, при использовании климатической установки при движении автомобиля, независимо от времени года - до 7%.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что гибридный автомобиль Toyota Prius будет выгоден с точки зрения затрат на топливо лишь при очень больших пробегах (белее 250 тыс. км). Например, при движении в режиме такси, за сутки автомобиль будет проезжать не менее 200 км, годовой пробег при этом составит 65 тыс. км, а за 8 лет эксплуатации пробег составит около 500 тыс. км. При этом стоимость транспортной работы составит около 4,7 руб./км. Для сравнения у Skoda Octavia она будет уже дороже 5,03 руб./км.
С, тыс. руб.
3QQQ
25QQ 2QQQ 15QQ 1QQQ 5QQ Q
256Q
1716'
■ 1855.
1957
1113
,1381
-1-1-1-1-1-1
Skoda Toyota Prius Peugeot Hyundai Renault Лада Ларгус Octavia 1,4 408 1,6 Solaris 1.6 Duster 1,5 1,6
MPI
Рис. 3 - Величина затрат на топливо за период эксплуатации к 500 тыс. км пробега с учетом рекомендованных Минтрансом РФ норм расхода топлива
(в ценах декабря 2015 года)
Результаты расчета стоимость транспортной работы с учетом поправок представлены на рисунке 3.
Разница в затратах на топливо гибридного автомобиля с аналогичными
по классу моделями с традиционной силовой установкой составляет более 600 тыс. рублей. Расходы на топливо самого дешевый из представленной группы автомобиля Лада Ларгус 1,6 будут уже на 1,5 млн. рублей больше, чем у гибридного автомобиля.
Приведенная стоимость транспортной работа также изменилась значительно (табл. 3).
Таблица 3 - Стоимость приведенной транспортной работы
Модель автомобиля Пробег, тыс. км
5o 100 150 200 25o 3oo 35o 4oo 45o 5oo
Базовый класс: «С»
Skoda Octavia 1,4 MPI 30,37 16,90 12,41 10,17 8,82 7,92 7,28 6,80 6,43 6,13
Toyota Prius 34,67 18,45 13,04 10,34 8,71 7,63 6,86 6,28 5,83 5,47
Peugeot 408 1,6 25,79 14,75 11,07 9,23 8,13 7,39 6,86 6,47 6,16 5,92
Базовый класс: «В»
Hyundai Solaris 1.6 18,11 11,01 8,65 7,46 6,75 6,28 5,94 5,69 5,49 5,33
Renault Duster 1,5 20,36 9,86 7,49 6,31 5,60 5,13 4,79 4,54 4,34 4,18
Лада Ларгус 1,6 16,98 11,05 9,07 8,08 7,49 7,10 6,81 6,60 6,44 6,31
*Зеленым цветом показаны самые выгодные периоды эксплуатации в своем классе
ТР,
гб./км
Skoda Octavia 14 Toyota Prius
-ж-
Peugeot 408 1,6_ Hyundai Solaris-16 Renault Duster 1,5 Лада Ларгус 1,6
MEL
- Пробег, тыс. км
50 100 150 200 250 300 350 400 450 500
Рис. 4 - График приведенной транспортной работы (ТР) в зависимости от пробега в смешанном режиме эксплуатации
Также еще раз нужно отметить, что в данном расчете такие немаловаж-
ные параметры, как: удобство использования, себестоимость технического обслуживания, ремонта, набор дополнительных опций, расходы на страхование отброшены в сторону.
Вы когда-нибудь слышали, что легковой автомобиль проехал без серьезных поломок 500 тыс. км?
Например, стоимость ремонта при отказе топливного насоса высокого давления или форсунок высокого давления вследствие износа или одной лишь заправки некачественным топливом может обойтись более чем в 100 тыс. руб., без учета упущенной выгоды. После чего автомобиль с первого места переместится далеко назад. Тоже можно сказать и про дорогую в ремонте автоматическую трансмиссию DSG Skoda Octavia. У гибридного автомобиля, как принято считать, самым слабым и дорогостоящим элементом является высоковольтная батарея. На практике же случаи ее отказа за 15 лет существования гибридных автомобилей редки [7-8]. Кроме того, даже при повреждении отдельных аккумуляторов ВВБ стоимость их замены не высока и составит не более 10 тыс. руб [5].
При сопоставлении автомобилей по стоимости транспортной работы немаловажно учитывать и затраты на техническое обслуживание и ремонт. Что и будет проанализировано в следующих статьях.
Список литературы
1. Раков, В. А. Оценка развития мирового автопарка гибридных автомобилей /В. А. Раков // Автотранспортное предприятие. - 2012. - №8. - С. 49-52.
2. Раков, В. А. Развитие парка гибридных автомобилей/В. А. Раков//Мир транспорта. -2013. -№ 1. -С. 52-59.
3. Раков, В.А. Исследование автопарка гибридных автомобилей / В.А. Раков // Транспорт на альтернативном топливе. -2013. -№ 1(31). -С. 18-23.
4. Раков, В. А. Оценка экономической эффективности гибридных автомобилей / В. А. Раков // Автоматизация и энергосбережение машиностроительного и металлургического производств, технология и надёжность машин, приборов и оборудования: материалы X междунар. научно-техн. конф. - Вологда: ВоГУ, 2015. - С. 161-166.
5. Раков, В.А. Оценка технического состояния гибридных силовых установок автомобилей / В. А. Раков // Сборник научных трудов SWorld. Материалы междунар-й научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012». Выпуск 1.-Одесса: КУПРИЕНКО, 2013 -Т. 1. -С. 102-107.
6. Раков, В.А. Методика оценки технического состояния гибридных силовых установок автомобилей: дис. ...канд. техн. наук/В.А. Раков. -СПб.: СПБГАСУ, 2012. -169 с.
7. Раков В.А. Эксплуатация и обслуживание автомобилей с гибридными силовыми установками / В. А. Раков - Вологда: ВоГУ, 2014. - 143 с.
8. Раков В.А. Гибридный автомобиль. Исследование эксплуатационной надежности гибридных автомобилей / В.А. Раков - Германия: Саарбрюккен: LAP, 2014. - 170 с.
Vyacheslav Rakov, Cand. Tech. Sci., associate professor
(e-mail: [email protected])
Vologda State University, Vologda, Russia
COST CALCULATION FOR THE MAINTENANCE OF CAR
Abstract. The article presents an economic assessment of the costs of operation of vehicles based on their fuel consumption and cost. A comparative analysis of the cost of running several cars.
Keywords: fuel consumption, maintenance costs, fuel-efficient vehicles, the cost estimate.