Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО УРОВНЮ ЖИЛИЩНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО УРОВНЮ ЖИЛИЩНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЖИЛИЩНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / MUNICIPAL DISTRICTS / DIFFERENTIATION / REGIONAL ECONOMY / HOUSING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мамлеева Эльвира Рашидовна, Сазыкина Марина Юрьевна, Трофимова Наталья Владимировна

На современном этапе развития одной из ключевых задач региональных органов власти является создание благоприятных (комфортных) условий для жизни граждан в любом населенном пункте. При этом текущая ситуация в Республике Башкортостан (РБ) свидетельствует о наличии дифференциации по уровню жилищной обеспеченности и благоустройству жилищного фонда, что обосновывает актуальность исследования. Объектом исследования является жилищный фонд республики и качество его благоустройства. Цель исследования - определение степени дифференциации муниципальных образований (МО) Республики Башкортостан по уровню жилищной обеспеченности населения и благоустройству жилищного фонда с помощью описательной статистики. Данный метод позволяет определить и сопоставить средний уровень с центром распределения, установить форму распределения, измерить величину отклонения показателей благоустройства жилищного фонда по муниципальным образованиям от среднего по РБ. Проведенный анализ позволил установить уровень дифференциации, определить лидирующие и отстающие муниципальные образования республики по показателю жилищной обеспеченности и благоустройству жилищного фонда. В результате были выявлены факторы, вызывающие территориальную дифференциацию показателей благоустройства, среди ключевых: статус образования (городское/сельское) и удаленность от крупных городов, агломераций и районных центров. Полученные выводы были использованы при разработке стратегических документов СЭР МО РБ, а также при формировании Указа Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мамлеева Эльвира Рашидовна, Сазыкина Марина Юрьевна, Трофимова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the differentiation degree of municipalities in the Republic of Bashkortostan by the level of housing provision of the population

At the present stage of development, one of the key tasks of regional authorities is to create favorable (comfortable) living conditions for citizens in any locality. At the same time, the current situation in the Republic of Bashkortostan indicates that there is a differentiation in the level of housing security and improvement of the housing stock, which justifies the relevance of the study. The object of the study is the housing stock of the republic and the quality of its improvement. The purpose of the study is to determine the degree of differentiation of municipalities of the Republic of Bashkortostan by the level of housing security of the population and improvement of housing stock, using descriptive statistics. This method allows to determine and compare the average level with the distribution center, set the form of distribution, measure the deviation of indicators of improvement of housing stock in municipalities from the average in the Republic of Bashkortostan. The analysis made it possible to establish the level of differentiation, to determine the leading and lagging municipalities of the republic in terms of housing security and improvement of the housing stock. As a result, the factors that cause territorial differentiation of improvement indicators were identified, among the key ones: the status of education (urban/rural) and distance from large cities, agglomerations and district centers. The results were used in the development of strategic documents of socio-economic development of municipalities in the Republic of Bashkortostan, as well as the formation of the Decree of the President of the Republic of Bashkortostan of September 23, 2019 № UG-310 "On the strategic directions of socio-economic development of the Republic of Bashkortostan until 2024".

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО УРОВНЮ ЖИЛИЩНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

ЖИЛИЩНЫЕ СТРАТЕГИИ

Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 201' ISSN 2410-1621 Russian Journal of Housing Research

Первое

экономическое издательство

оценка степени дифференциации муниципальных образований республики Башкортостан по уровню жилищной обеспеченности населения

Мамлеева Э.Р. 1, Сазыкина М.Ю. 1, Трофимова Н.В. 1

1 Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, Уфа, Россия

АННОТАЦИЯ:_

На современном этапе развития одной из ключевых задач региональных органов власти является создание благоприятных (комфортных) условий для жизни граждан в любом населенном пункте. При этом текущая ситуация в Республике Башкортостан (РБ) свидетельствует о наличие дифференциации по уровню жилищной обеспеченности и благоустройству жилищного фонда, что обосновывает актуальность исследования. Объектом исследования является жилищный фонд республики и качество его благоустройства. Цель исследования - определение степени дифференциации муниципальных образований (МО) Республики Башкортостан по уровню жилищной обеспеченности населения и благоустройству жилищного фонда с помощью описательной статистики. Данный метод позволяет определить и сопоставить средний уровень с центром распределения, установить форму распределения, измерить величину отклонения показателей благоустройства жилищного фонда по муниципальным образованиям от среднего по РБ. Проведенный анализ позволил установить уровень дифференциации, определить лидирующие и отстающие муниципальные образования республики по показателю жилищной обеспеченности и благоустройству жилищного фонда. В результате были выявлены факторы, вызывающие территориальную дифференциацию показателей благоустройства, среди ключевых: статус образования (городское/сельское) и удаленность от крупных городов, агломераций и районных центров. Полученные выводы были использованы при разработке стратегических документов СЭР МО РБ, а также при формировании Указа Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Республика Башкортостан, муниципальные образования, дифференциация, региональная экономика, жилищная обеспеченность.

Assessment of the differentiation degree of municipalities in the Republic of Bashkortostan by the level of housing provision of the population

Mamleeva E.R .1, Sazykina M.Yu. 1, Trofimova N.V. 1

1 Institute of strategic studies of the Republic of Bashkortostan, Russia

Введение

Одним из ключевых показателей эффективного социально-экономического развития страны является жилищная обеспеченность домашних хозяйств. Многочисленные исследования по проблемам

обеспеченности населения Российской Федерации (РФ) жильем [12, 13] (Kuznetsova, 2006) выявили значительную региональную дифференциацию по данному показателю. В связи с этим актуальным является исследование проблем жилищной обеспеченности и благоустройства на уровне муниципальных образований субъектов РФ и выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на уровень дифференциации МО по данным показателям.

В российской экономической науке вопросам, связанным с жильем, жилищной обеспеченностью, посвящены работы авторов, анализирующих данную категорию в различных аспектах.

Работы Полиди Т.Д., Туманова А.А. посвящены главным образом анализу изменения жилищной обеспеченности и возможностей улучшения жилищных условий населения в переходный период [17, 18] (Polidi, 2014; Puzanov, Kosareva, Polidi, Tumanov, 2012).

ABSTRACT:_

At the present stage of development, one of the key tasks of regional authorities is to create favorable (comfortable) living conditions for citizens in any locality. At the same time, the current situation in the Republic of Bashkortostan indicates that there is a differentiation in the level of housing security and improvement of the housing stock, which justifies the relevance of the study. The object of the study is the housing stock of the republic and the quality of its improvement. The purpose of the study is to determine the degree of differentiation of municipalities of the Republic of Bashkortostan by the level of housing security of the population and improvement of housing stock, using descriptive statistics. This method allows to determine and compare the average level with the distribution center, set the form of distribution, measure the deviation of indicators of improvement of housing stock in municipalities from the average in the Republic of Bashkortostan. The analysis made it possible to establish the level of differentiation, to determine the leading and lagging municipalities of the republic in terms of housing security and improvement of the housing stock. As a result, the factors that cause territorial differentiation of improvement indicators were identified, among the key ones: the status of education (urban/rural) and distance from large cities, agglomerations and district centers. The results were used in the development of strategic documents of socio-economic development of municipalities in the Republic of Bashkortostan, as well as the formation of the Decree of the President of the Republic of Bashkortostan of September 23, 2019 № UG-310 "On the strategic directions of socio-economic development of the Republic of Bashkortostan until 2024".

KEYWORDS: the Republic of Bashkortostan, municipal districts, differentiation, regional economy, housing.

JEL classification: o18, R21, R31 Received: 01.12.2019 / published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Mamleeva E.R. (E1vira.mam1eeva@yandex.ru)

CITATION:_

Mamleeva E.R., Sazykina M.Yu., Trofimova N.V. (2019) Otsenka stepeni differentsiatsii munitsipalnyh ob-razovaniy Respubliki Bashkortostan po urovnyu zhilischnoy obespechennosti naseleniya [Assessment of the differentiation degree of municipalities in the Republic of Bashkortostan by the level of housing provision of the population]. Zhilischnye strategii. 6. (4). - 403-416. doi: 10.18334/zhs.6.4.41530

Тематику, связанную с перспективами рынка жилищного строительства, развитием системы долгосрочного ипотечного кредитования, разрабатывают такие авторы, как Коростелева Т.С., Трухина Н.И. [11, 22] (Korosteleva, 2015; Trukhina, 2004).

Проблемы развития рынка арендного жилья в России и за рубежом рассматривают такие авторы, как Гареев И.Ф., Матвеева Е.С. [8] (Gareev, Matveeva, 2016).

Анализу дифференциации регионов РФ по уровню обеспеченности населения жильем, доступности жилья, масштабов жилищного строительства посвящены публикации Бобкова В.Н. [4, 5] (Bobkov, Kanaev, 2006; Bobkov, Odintsova, 2012), Лозовской А.Н.[14, 15] (Lozovskaya, 2011), Казакова В.Н. [10] (Kazakov, 2010).

Бельчук Е.В., Сергеева О.И., Мельникова Д.М. дают в своих работах оценку региональным особенностям и пространственной неоднородности жилищной обеспеченности по федеральным округам и субъектам Российской Федерации [2, 3] (Belchuk, 2012; Belchuk, Sergeeva, 2013).

К вопросам качества реализации федеральных целевых жилищных программ в регионах, возможности развития региональных жилищных программ обращаются такие авторы, как Боровских О.Н., Козлова Е.В. [6, 7] (Borovskikh, Kozlova, 2012).

Рассмотрев существующие исследования, отметим, что они посвящены проблемам жилищной обеспеченности и благоустройства на федеральном и региональном уровнях, практически не акцентируя внимание на муниципальных образованиях.

Целью исследования является определение степени дифференциации муниципальных образований Республики Башкортостан по уровню жилищной обеспеченности населения и благоустройству жилищного фонда с использованием методов описательной статистики. Данный метод позволяет определить и сопоставить средний уровень с центром распределения, установить форму распределения, измерить величину отклонения показателей благоустройства жилищного фонда по муниципальным образованиям от среднего по РБ.

В нашей стране жилищное законодательство, согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении федерального центра и регионов-субъектов. Таким образом, жилищное законодательство Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Жилищном кодексе Российской Федерации, Законе РБ № 250-з «О регулировании жилищных отношений

ОБ АВТОРАХ:_

Мамлеева Эльвира Рашидовна, старший научный сотрудник (E1vira.mam1eeva0yandex.ru) Сазыкина Марина Юрьевна, старший научный сотрудник (vertrauen@yandex.ru) Трофимова Наталья Владимировна, старший научный сотрудник (Trofimova_nv01ist.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю., Трофимова Н.В. Оценка степени дифференциации муниципальных образований Республики Башкортостан по уровню жилищной обеспеченности населения // Жилищные стратегии. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 403-416. doi: 10.18334/zhs.6.4.41530

в Республике Башкортостан» от 02.12.2005, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, других законах и иных нормативных правовых актах Республики Башкортостан [1].

В ст. 50 ЖК РФ определен минимальный размер площади жилого помещения, приходящейся в среднем на одного человека. Конкретное количество метров определяется местными властями, исходя из возможностей муниципального жилищного фонда. В среднем по субъектам РФ социальные нормы жилья составляют:

• 33 кв. м - если проживает один человек;

• 42 кв. м - для двух человек;

• 18 кв. м на одного человека - для семьи из 3-х и более человек.

В Республике Башкортостан, как и в других регионах РФ, наблюдается тенденция увеличения общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя.

Отметим, что согласно международным стандартам качества жилья, которые определены ООН и ЮНЕСКО, на каждого жителя должно приходиться не менее 30 кв. м общей площади, и каждому домохозяйству необходимо иметь собственное отдельное жилье традиционного типа. Данные же рисунка 1 свидетельствуют об отставании показателя от международных стандартов.

Жилье является экзистенциальной составляющей человеческой жизни. Проживание в удовлетворительных жилищных условиях является, с одной стороны, важнейшей составляющей жизни домашнего хозяйства, и стесненность в жилищных условиях может оказывать отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье человека. С другой стороны, жилье является основным нефинансовым активом большинства российских домашних хозяйств. Так, в 2016 году в структуре нефинансовых активов национального богатства жилые здания составляли 39,35% [19, с. 63].

В Республике Башкортостан значительное внимание уделяется вопросу улучшения жилищных условий и жилищной обеспеченности домашних хозяйств. В 2007-2010 гг. была успешно реализована республиканская программа «Развитие малоэтажного жилищного строительства «Свой дом», суть которой состоит в поддержке малоэтаж-

■ I

11111

2010 2012 2013 2014 2015 2016

26

25

24

23

22

21

20

19

2017

Рисунок 1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в РБ Источник: составлено авторами по данным [20].

ного строительства путем обеспечения нуждающихся граждан земельными участками, подводом инженерных сетей и строительством дорог к местам застройки. Развитию малоэтажного строительства способствовала также программа «Социальное развитие села в Республике Башкортостан», в 2014 году получила развитие региональная ипо-течно-накопительная программа «Жилстройсбережения», благодаря которой домашние хозяйства могут получить финансовую поддержку из республиканского бюджета на приобретение жилья.

Объем жилищного фонда в 2017 году составил 103,1 млн кв. м, увеличившись по отношению к 2012 году на 12,6%. В городской местности общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, в 2017 году составила 23,5 кв. м, прирост к 2012 году - 9,8%, в сельской местности - 28,5 кв. м., или прирост за аналогичный период - 17,2% [20]. Проанализируем дифференциацию жилищной обеспеченности в муниципальных образованиях в РБ.

Методология исследования

Для измерения диспропорций уровня обеспеченности жильем и благоустройства жилищного фонда МО РБ использовался вариационный анализ. Вариация - это колеблемость признака у единицы совокупности. Анализ будет осуществляться с помощью следующих статистических показателей: средние, максимальные и минимальные значения, медианные значения, размах, стандартное отклонение, коэффициенты асимметрии и эксцесса [23] (Ты^е1, РоЪейт, 2007).

Размах вариации (К) - разность между наибольшей и наименьшей вариантами:

К = Хтах - Хшп . (1)

Размах вариации показывает пределы, в которых меняется величина признака. Главным недостатком индикатора является то, что он не позволяет проанализировать изменения внутри совокупности, показывая разницу только между крайними точками. Поэтому дифференциацию территорий размах характеризует весьма поверхностно. К примеру, резкое отличие лишь одного объекта анализа от основной группы приводит к высокому значению показателя.

Среднее квадратическое отклонение (а) - корень квадратный из средней арифметической квадратов отклонений, вариант от их средней величины:

а =

X <* - . (2)

п

Среднее квадратическое отклонение показывает, насколько в среднем отклоняются варианты признака от его среднего значения [21, с. 46] (Тто/Шоуа, 2017). Стандартное отклонение рассчитывается в тех же единицах, что и анализируемый признак, что упрощает интерпретацию полученных результатов.

Коэффициент вариации:

100%. (3)

Коэффициент вариации дает характеристику однородности совокупности. Статистическая совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33% [21, с. 47] (Тто/тоуа, 2017).

При этом важна не только степень однородности, но и форма распределения. Для этих целей используются показатели асимметрии и эксцесса.

Степень асимметрии определяется с помощью коэффициента асимметрии (А ):

Л, = (4)

О

где х - средняя арифметическая ряда распределения; Мо - мода; О - среднее квадратическое отклонение.

Величина А5 может быть положительной и отрицательной: знак «+» указывает на наличие правосторонней асимметрии, знак «-» говорит о наличии левосторонней асимметрии [21, с. 47] (Тто/тоуа, 2017).

Для симметричных распределений рассчитывается показатель эксцесса (Ех):

Е = Ц-3 , (5)

О

где ц - центральный момент четвертого порядка;

I (х - х )4 ■ _ (б)

Величина Ех может быть положительной и отрицательной: если Ех >0, то распределение является островершинным, если Ех <0 - плосковершинным. Показатель эксцесса может изменяться от -2 до [21, с. 48] (Тто/Шоуа, 2017).

Степень дифференциации территорий региона тем выше, чем больше величина размаха, стандартного отклонения, асимметрии и эксцесса.

Данный подход предполагает получение достоверных и обоснованных результатов, что дает возможность сопоставления особенностей процессов дифференциации в различных муниципальных образованиях.

Оценка уровня дифференциации по вышеуказанной методике была проведена для 63 МО РБ с 2012 по 2017 г.

результаты исследования

В таблице 1 приведены результаты расчетов статистических показателей для оценки дифференциации муниципальных образований Республики Башкортостан по обеспеченности жильем.

За анализируемый период обеспеченность жильем жителей республики увеличилась с 23,47 до 26,57 кв. м на одного жителя. Увеличение коснулось минимального и

Таблица 1

дифференциация муниципальных образований республики Башкортостан по обеспеченности жильем (кв. м общей площади на одного жителя)

среднее Медиана Минимум Максим. размах ст.откл. коэф. вар. Асимм. Эксцесс

2012 23,47 23,25 17,70 37,30 19,60 2,85 12,15 1,76 7,91

2013 24,21 24,05 18,30 38,60 20,30 3,08 12,71 1,58 6,60

2014 24,99 24,90 18,80 41,00 22,20 3,36 13,43 1,69 7,28

2015 25,35 25,30 19,30 40,20 20,90 3,33 13,14 1,38 5,26

2016 26,02 25,95 19,60 42,50 22,90 3,55 13,65 1,55 6,38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 26,57 26,50 19,70 43,20 23,50 3,67 13,83 1,43 5,72

Источник: составлено авторами по данным [20].

максимального значения показателя. Максимум возрос на 5,9 кв. м (как в 2012 году, так и в 2017 году максимальное значение наблюдалось в Уфимском районе), минимум возрос на 2,0 кв. м (в 2012 и 2017 году минимальное значение зафиксировано в Мишкинском районе).

По сравнению с другими показателями социально-экономического развития дифференциация территорий Республики Башкортостан по обеспеченности жильем незначительна, о чем свидетельствует небольшая разница между средним и медианным значением показателя, а также значение коэффициента вариации - 13,8%. Отметим, что за весь период исследования муниципальные образования продемонстрировали положительную динамику по обеспеченности жильем на одного жителя. Однако, несмотря на достаточно оптимистичную оценку ситуации в сфере обеспеченности населения республики жильем, можно выделить ряд отрицательных моментов. Во-первых, в муниципальных образованиях темпы прироста существенно отличаются. Так, наибольшие темпы прироста наблюдаются в Стерлитамакском районе - 25,2%, наименьшие - в Ермекеевском районе - 2,3% [9]. Сохранение соотношения темпов прироста по муниципальным образованиям в будущем может привести к усилению неоднородности. Во-вторых, данный показатель является количественной характеристикой и не затрагивает качественных аспектов жилищного фонда по муниципалитетам.

По благоустройству жилищного фонда РБ в МО наблюдается значительная дифференциация. Все городские округа (по данным за 2017 год) обеспечены водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газом, горячим водоснабжением более чем на 90%. В сельских МО уровень благоустройства значительно ниже.

По показателю обеспеченности газом ситуация в республике неоднозначная (табл. 2).

Дифференциация МО РБ по обеспеченности газом на протяжении рассматриваемого периода имеет тенденцию снижения при отсутствии существенной вариации показателей, представленных в таблице 2.

Таблица 2

дифференциация муниципальных образований республики Башкортостан по обеспеченности газом (процент площади квартир, оборудованных газом)

среднее Медиана Минимум Максим. размах ст.откл. коэф. Вар. Асимм. Эксцесс

2012 84,92 88,70 30,10 100,00 69,90 14,85 17,49 -1,67 2,98

2013 84,55 87,70 29,80 100,00 70,20 14,96 17,69 -1,64 2,85

2014 84,01 86,10 29,80 99,80 70,00 15,20 18,10 -1,56 2,57

2015 85,79 90,80 41,60 99,80 58,20 13,96 16,27 -1,62 2,60

2016 85,95 91,10 41,70 99,80 58,10 13,67 15,90 -1,59 2,57

2017 85,95 90,90 41,30 99,80 58,50 13,57 15,79 -1,63 2,80

Источник: составлено авторами по данным [20].

К 2017 году 22 муниципальных образования продемонстрировали отрицательную динамику по удельному весу квартир, оборудованных газом. Аутсайдером стал Архангельский район, где данный показатель сократился на 48,5%, также значительное уменьшение зафиксировано в Калтасинском районе (-24,9%), Куюргазинском районе (-15,7%), Илишевском районе (-3,9%). Наибольшие темпы прироста по доле квартир, оборудованных газом, за последние шесть лет показали Караидельский район (52,9%), Аскинский район (47,8%), Кушнаренковский (35,5%), Благовещенский район (32,6%) и Гафурийский район (30,2%). Отметим, что по РБ среднереспубликанские значения показателя в 2017 году составляют 85,3%. 27 МО республики имеют значения ниже среднереспубликанского уровня.

Далее рассмотрим дифференциацию муниципальных образований Республики Башкортостан по обеспеченности водопроводом (табл. 3).

К 2017 году дифференциация территорий по обеспеченности водопроводом существенно снижается. Если с 2012 г. по 2017 г. коэффициент вариации составлял

Таблица 3

дифференциация муниципальных образований республики Башкортостан по обеспеченности водопроводом (процент площади квартир, оборудованных

водопроводом)

среднее Медиана Минимум Максим. размах ст. откл. коэф. вар. Асимм. Эксцесс

2012 44,30 41,00 1,40 99,60 98,20 29,58 66,78 0,42 -1,01

2013 44,95 41,40 1,80 99,50 97,70 29,29 65,17 0,39 -1,02

2014 45,22 41,35 2,40 99,50 97,10 29,01 64,15 0,40 -1,01

2015 66,59 67,20 8,30 100,00 91,70 21,05 31,62 -0,46 0,10

2016 68,91 69,45 9,20 100,00 90,80 19,61 28,45 -0,48 0,25

2017 68,85 70,00 9,10 100,00 90,90 19,26 27,97 -0,48 0,34

Источник: составлено авторами по данным [20].

Таблица 4

дифференциация муниципальных образований республики Башкортостан по обеспеченности канализацией (процент площади квартир, оборудованных канализацией)

среднее Медиана Минимум Максим. размах ст. откл. коэф. вар. Асимм. Эксцесс

2012 36,25 25,90 1,00 99,00 98,00 29,09 80,26 0,84 -0,46

2013 36,58 26,60 1,40 98,80 97,40 28,75 78,61 0,85 -0,43

2014 36,90 27,05 1,70 98,80 97,10 28,50 77,24 0,85 -0,41

2015 56,48 53,75 7,50 99,90 92,40 21,76 38,53 0,34 -0,28

2016 58,45 54,25 8,50 99,90 91,40 20,47 35,01 0,37 -0,21

2017 59,36 56,10 8,40 99,90 91,50 20,19 34,01 0,30 -0,15

Источник: составлено авторами по данным

20].

более 60%, что означало неоднородность муниципальных образований по данному признаку, то с 2015 года он начал снижаться до значений менее 33%, что можно интерпретировать как достижение степени однородности совокупности территорий республики по обеспеченности водопроводом. Выравнивание муниципальных образований по указанному признаку обусловлено увеличением минимальных значений показателя от 1,4% до 9,1% (табл. 3).

Отметим, что за весь период исследования минимальная обеспеченность водопроводом зафиксирована в Бурзянском районе. Коэффициент асимметрии показывает умеренную скошенность распределений значений признака. Однако до 2015 года наблюдалась правосторонняя асимметрия, с 2015 - левостронняя.

Несмотря на снижение коэффициента вариации и формальное выравнивание территорий республики по данному показателю, различия между МО остаются существенными. Так, в 12 МО обеспеченность водопроводом составляет менее 50%.

Проведем оценку уровня дифференциации МО по обеспеченности канализацией в 2012-2017 гг. (табл. 4).

По обеспеченности канализацией в МО РБ наблюдается существенная дифференциация, которая к 2017 году планомерно сокращается. Об этом свидетельствует снижение коэффициента вариации (с 80,26 в 2012 году до 34,01 в 2017 году), а также асимметрии (с 0,94 до 0,3) (табл. 4). Как уже отмечалось, высокие значения показателей благоустройства в республике достигаются за счет городских округов. Так, по обеспеченности канализацией в 2017 году 20 МО имели значение показателя менее 50%. В среднем по республике обеспеченность канализацией составляет 76,1%. В 50 МО значение показателя ниже среднереспубликанского.

Не менее важным показателем, характеризующим благоустройство жилищного фонда, является обеспеченность отоплением (табл. 5).

Таблица 5

дифференциация муниципальных образований республики Башкортостан по обеспеченности отоплением (процент площади квартир, оборудованных

отоплением)

среднее Медиана Минимум Максим. размах ст. откл. коэф. вар. Асимм. Эксцесс

2012 75,07 84,60 6,30 100,00 93,70 25,05 33,37 -1,27 0,74

2013 75,34 85,20 5,90 100,00 94,10 25,01 33,20 -1,28 0,80

2014 75,14 84,55 5,60 99,90 94,30 25,02 33,30 -1,27 0,77

2015 83,56 90,20 11,60 100,00 88,40 18,91 22,62 -1,67 2,87

2016 84,01 90,45 26,10 100,00 73,90 17,65 21,01 -1,43 1,48

2017 84,30 91,10 26,80 100,00 73,20 17,15 20,34 -1,42 1,46

Источник: составлено авторами по данным [20].

По площади квартир, оборудованных отоплением к 2017 году, наблюдается снижение дифференциации. Это достигается за счет увеличения минимальных значений показателя с 6,3 до 26,8% (в 4,3 раза). Об увеличении однородности признака свидетельствует сокращение величины размаха, а также сближение средних и медианных значений показателя (табл. 5). Высокие значения показателя, как и по другим показателям благоустройства, наблюдаются в городских округах. Практически в трети сельских муниципальных районов значения признака меньше среднереспубликанского уровня.

Отметим, что на протяжении анализируемого периода низкие значения показателей, характеризующих благоустройство жилищного фонда (обеспеченность водопроводом, канализацией, отоплением, газом, горячим водоснабжением), были зафиксированы в Кигинском, Баймакском и Бурзянском районах.

заключение

Таким образом, по сравнению с другими показателями социально-экономического развития, дифференциация территорий Республики Башкортостан по обеспеченности жильем незначительна, о чем свидетельствует несущественная разница между средним и медианным значением показателя, а также величина коэффициента вариации - 13,8%. Учитывая, что в части сельских муниципальных районов РБ наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности населения (миграционная и естественная убыль), требуется «точечный» расчет потребностей муниципалитетов в объемах жилищного строительства [24] (8ке1отеп1$вуа, 2017).

По благоустройству жилищного фонда РБ в МО значительный разрыв фиксируется между городскими округами (все городские округа (по данным за 2017 год) обеспечены водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газом, горячим водоснабжением более чем на 90%) и муниципальными образованиями, расположенными в сельской местности.

Проведенный анализ показал, что наиболее существенными факторами, вызывающими дифференциацию МО по уровню благоустройства жилищного фонда, являются статус образования (городское/сельское) и удаленность от крупных городов, агломераций и районных центров [12, 15] (Kuznetsova, 2006; Lozovskaya, 2011). При этом с 2012 г. наблюдается рост доли жилья, обеспеченного водопроводом, канализацией, газом, отоплением, что в том числе стало следствием реализации республиканских программ по улучшению условий жизни населения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Закон Республики Башкортостан № 250-з «О регулировании жилищных отношений

в Республике Башкортостан» от 02.12.2005. [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/935104627.

2. Бельчук Е.В. Анализ региональной дифференциации социальной сферы России //

Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 32. - с. 11-18.

3. Бельчук Е.В., Сергеева О.И. Пространственная неоднородность жилищной обеспе-

ченности населения России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 2. - с. 92-102.

4. Бобков В.Н., Канаев И.М. Труктура общества (по доходам и жилищной обеспечен-

ности) // Экономист. - 2006. - № 9. - с. 42-52.

5. Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Социальная структура российского общества по крите-

риям доходов и жилищной обеспеченности // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - № 1. - с. 20-28.

6. Боровских О.Н., Козлова Е.В. Проблемы выбора ключевых показателей при оценке

эффективности мер по повышению доступности жилья населению // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 4. - с. 23-26.

7. Боровских О.Н., Козлова Е.В. Реализация социальных жилищных программ как ин-

струмент повышения обеспеченности населения жильем // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2012. - № 4. -с. 431-436.

8. Гареев И.Ф., Матвеева Е.С. Жилищные исследования: новые сегменты рынка и ак-

туальные вопросы. - М.:, 2016. - 342 с.

9. Госстрой Башкирии: причина спада жилищного строительства - падение доходов

населения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bashinform.ru/news/1276431-gosstroy-rb-prichina-spada-zhilishchnogo-stroitelstva-padenie-dokhodov-naseleniya-/.

10. Казаков В.Н. Доступность жилья и уровень жилищной обеспеченности населения: межрегиональный анализ // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2010. - № 2. - с. 101-105.

11. Коростелева Т.С. Поиск доступных для населения моделей организации ипотечного кредитования в условиях банковского кризиса 2015 г // Жилищные стратегии. -2015. - № 1. - с. 53-68.

12. Кузнецова И.И. Проблема территориальной дифференциации в региональной экономике и возможности ее исследования на городском уровне // Труды ИСА РАН. - 2006. - с. 261-268.

13. Кухтин П.В., Соловьева М.В. Дифференциация рынка жилья // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/106EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/106EVN614

14. Лозовская А.Н. Статистический анализ доступности жилья для населения в регионах Центрального федерального округа // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2011. - № 2. - с. 185-190.

15. Лозовская А. Н. Статистический анализ дифференциации регионов РФ по уровню обеспеченности населения жильем, активности и масштабности жилищного строительства // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2011. - № 3.

16. Ноздрина Н.Н. Оценка уровня развития жилищной сферы в регионах России. [Электронный ресурс]. URL: https://ecfor.ru/publication/otsenka-urovnya-razvitiya-zhilishhnoj-sfery-v-regionah-rossii/ ( дата обращения: 16.12.2019 ).

17. Полиди Т.Д. Накопленный дефицит инвестиций в жилищной сфере России: угрозы и перспективы // Вопросы экономики. - 2014. - № 4. - с. 37-55.

18. Пузанов А.С., Косарева Н.Б., Полиди Т.Д., Туманов А.А. Анализ изменений жилищной обеспеченности и возможностей улучшения жилищных условий в период перехода к рыночной экономике // Уровень жизни населения регионов России. -2012. - № 1. - с. 29-41.

19. Россия в цифрах. / Крат.стат.сб./Росстат. - М.:, 2018. - 552 с.

20. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. / статистический сборник. - Уфа: Башкортостанстат, 2018. - 277 с.

21. Трофимова Н.В. Социальная статистика. / учеб. пособие. - М.: Издательство «Инфинити», 2017. - 215 с.

22. Трухина Н.И. Арендное жилье - переходный этап от социального найма к приобретению жилья в собственность // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Экономика, организация и управление в строительстве. - 2004. - № 2. - с. 13-17.

23. Тургель И.Д., Победин А.А. Территориальная дифференциация социально-экономического развития муниципальных образований в субъекте российской Федерации: опыт вариационного анализа (на примере Свердловской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 12. - p. 12-23.

24. Шеломенцева М.В. Сравнительная оценка дифференциации территорий по состоянию социально-экономической системы // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 2. - с. 98-103.

references:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rossiya v tsifrakh [Russia in figures] (2018). (in Russian).

Sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie munitsipalnyh rayonov i gorodskikh okrugov Respubliki Bashkortostan [The economic and social situation of municipal regions and city districts of the Republic of Bashkortostan] (2018). (in Russian).

Belchuk E.V. (2012). Analiz regionalnoy differentsiatsii sotsialnoy sfery Rossii [Analysis of regional differentiation of the social sphere in Russia]. Economic analysis: theory and practice. (32). 11-18. (in Russian).

Belchuk E.V., Sergeeva O.I. (2013). Prostranstvennaya neodnorodnost zhilishchnoy obe-spechennosti naseleniya Rossii [Spatial heterogeneity of the housing of the population in Russia]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (2). 92-102. (in Russian).

Bobkov V.N., Kanaev I.M. (2006). Truktura obshchestva (po dokhodam i zhilishchnoy obespechennosti) [The structure of the company (by the revenues and housing)]. The Economist. (9). 42-52. (in Russian).

Bobkov V.N., Odintsova E.V. (2012). Sotsialnaya struktura rossiyskogo obshchestva po kriteriyam dokhodov i zhilishchnoy obespechennosti [The social structure of Russian society according to the criteria of income and housing]. Living standards of the population of Russian regions. (1). 20-28. (in Russian).

Borovskikh O.N., Kozlova E.V. (2012). Problemy vybora klyuchevyh pokazateleypri ot-senke effektivnosti mer po povysheniyu dostupnosti zhilya naseleniyu [The Choice of Key Indicators for the Assessment of Efficiency of Measures Aimed at Raise of Housing Affordability for the Population]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (4). 23-26. (in Russian).

Borovskikh O.N., Kozlova E.V. (2012). Realizatsiya sotsialnyh zhilishchnyh programm kak instrumentpovysheniya obespechennosti naseleniya zhilem [The implementation of social housing programs, as the tool of increase of availability of habitation]. News of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. (4). 431-436. (in Russian).

Gareev I.F., Matveeva E.S. (2016). Zhilishchnye issledovaniya: novye segmenty rynka i aktualnye voprosy [Housing study: new market segments and topical issues] (in Russian).

Kazakov V.N. (2010). Dostupnost zhilya i uroven zhilishchnoy obespechennosti naseleniya: mezhregionalnyy analiz [Housing affordability and the level of living of the population: inter-regional analysis]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta eko-nomiki i finansov. (2). 101-105. (in Russian).

Korosteleva T.S. (2015). Poisk dostupnyh dlya naseleniya modeley organizatsii ipotech-nogo kreditovaniya v usloviyakh bankovskogo krizisa 2015 g [Search for models of mortgage lending available to the population in the context of the banking crisis in 2015]. Russian Journal of Housing Research. (1). 53-68. (in Russian).

Kuznetsova I.I. (2006). Problema territorialnoy differentsiatsii v regionalnoy ekonomike i vozmozhnosti ee issledovaniya na gorodskom urovne [The problem of territorial differentiation in the regional economy and the possibilities of its study at the city level]. Trudy ISA RAN. 22 261-268. (in Russian).

Lozovskaya A.N. (2011). Statisticheskiy analiz dostupnosti zhilya dlya naseleniya v regionakh Tsentralnogo federalnogo okruga [Statistical analysis of housing afford-ability for the population in the regions of Central Federal district]. Statistics and Economics. (2). 185-190. (in Russian).

Polidi T.D. (2014). Nakoplennyy defitsit investitsiy v zhilishchnoy sfere Rossii: ugrozy i perspektivy [Accumulated Deficiency of Housing Investments in Russia:Threats and Prospects]. Voprosy Ekonomiki. (4). 37-55. (in Russian).

Puzanov A.S., Kosareva N.B., Polidi T.D., Tumanov A.A. (2012). Analiz izmeneniy zhilishchnoy obespechennosti i vozmozhnostey uluchsheniya zhilishchnyh usloviy vperiod perekhoda k rynochnoy ekonomike [Analysis of changes in housing provision and improvement of housing conditions in the period of transition to a market economy]. Living standards of the population of Russian regions. (1). 29-41. (in Russian).

Shelomentseva M.V. (2017). Sravnitelnaya otsenka differentsiatsii territoriy po sostoya-niyu sotsialno-ekonomicheskoy sistemy [Comparative assessment of the differentiation of territories by the state of the socio-economic system]. Vektor nauki TGU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (2). 98-103. (in Russian).

Trofimova N.V. (2017). Sotsialnaya statistika [Social statistics] (in Russian).

Trukhina N.I. (2004). Arendnoe zhile - perekhodnyy etap ot sotsialnogo nayma k prio-breteniyu zhilya v sobstvennost [Rental housing is a transition from social renting to purchase of home ownership]. Nauchnyy vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta. Seriya: Ekonomika, organizatsiya i upravle-nie v stroitelstve. (2). 13-17. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.