Научная статья на тему 'Оценка способов защиты поверхности металла от высокотемпературной эрозии'

Оценка способов защиты поверхности металла от высокотемпературной эрозии Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
508
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРРОЗИЯ / ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ЛАЗЕРНАЯ НАПЛАВКА / ГАЛЬВАНИЧЕСКОЕ ПОКРЫТИЕ / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОСАЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич, Моисеев Евгений Николаевич

Рассмотрены способы защиты металлических поверхностей от высокотемпературной газовой эрозии, происходящей в условиях высокоскоростного воздействия топливных газов с температурой выше 3000 К при давлениях 300 900 МПа. Исследованы свойства покрытий и технологии их нанесения. Разработана методика определения стойкости защитных покрытий в условиях, имитирующих реальное воздействие топливных газов на образцы защищаемых элементов с нанесенными покрытиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич, Моисеев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка способов защиты поверхности металла от высокотемпературной эрозии»

УДК 621.793.8

ОЦЕНКА СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛА ОТ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ЭРОЗИИ

Г.В. Лепеш1, Е.Н. Моисеев2

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21$ 2Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт материалов», (АО «ЦНИИМ»), 191014, Санкт-Петербург, Ул. Парадная, 8

Рассмотрены способы защиты металлических поверхностей от высокотемпературной газовой эрозии, происходящей в условиях высокоскоростного воздействия топливных газов с температурой выше 3000 К при давлениях 300 - 900 МПа. Исследованы свойства покрытий и технологии их нанесения. Разработана методика определения стойкости защитных покрытий в условиях, имитирующих реальное воздействие топливных газов на образцы защищаемых элементов с нанесенными покрытиями.

Ключевые слова: эррозия, высокотемпературное воздействие, защитные покрытия, лазерная наплавка, гальваническое покрытие, электромагнитное физическое осаждение.

ASSESSMENT OF WAYS OF PROTECTION OF THE SURFACE OF METAL AGAINST THE

HIGH-TEMPERATURE EROSION

G. V. Lepеsh, E. N. Moiseev

Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21 Joint-stock company "Central scientific-research Institute materials " (JSC "CRIM"),

191014, Saint Petersburg, Paradnaya street

Ways of protection of metal surfaces against the high-temperature gas erosion happening in the conditions of high-speed influence of fuel gases to temperature over 3000 К with pressure of 300 - 900 MPas are considered. Properties of coverings and technology of their drawing are investigated. The technique of determination of firmness of sheetings in the conditions imitating real impact of fuel gases on samples of the protected elements with the put coverings is developed.

Keywords: erosion, high-temperature influence, sheetings, laser наплав, electroplated coating, electromagnetic physical sedimentation.

Введение Основные положения теории газовой

Процесс газовой эрозии в общем случае эрозии, протекающей в реальных условиях, сво-протекает как суммарное химическое и физико- дятся к следующему. При воздействии на мате-химическое воздействие потока на материал. В риал газового потока с высокой тепловой энер-зависимости от состава газов химическое воз- гией, имеющего высокую температуру и боль-действие может привести также к окислению, шую скорость движения и обладающего химиче-цементации или азотированию поверхности из- ской активностью за счет, например, содержания делия, что повлечет за собой образование рых- оксидов углерода и азота, происходит сильное лых и непрочных окислов или хрупких растрес- разогревание тонкого поверхностного слоя мате-кивающихся цементированных или азотирован- риала. При этом подводимое тепло вследствие ных слоев [1]. больших значений и кратковременности дей-

Физическое воздействие газового потока ствия не успевает распространяться за счет теп-на материал включает в себя два фактора - тер- лопроводности материала вглубь изделия, а кон-мический и динамический. При этом разрушение центрируется в тонком поверхностном слое, материала происходит в результате теплового приводя к перегреву (к полиморфным превраще-действия газов и вследствие механического воз- ниям) и нередко к расплавлению металла. действия газовой струи и твердых частиц.

1Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения» СПбГЭУ, тел.:+192П512829, e-mail: [email protected];

2Моисеев Евгений Николаевич - начальник сектора отдела живучести АО «ЦНИИМ», тел.:+1 904 401592, e-mail:[email protected].

Оксиды, содержащиеся в газовом потоке, производят частичное окисление материала. Поток газов, движущихся с большой скоростью, сдувает расплавленный и частично окисленный материал, вызывая обнажение чистой поверхности изделия, которая подвергается дальнейшему воздействию потока. При повторном многократном действии потока на материал имеет место развитие процессов термической усталости и растрескивание поверхности изделия вследствие термических напряжений, возникающих в этих условиях. При этом процесс эрозионного разрушения материала ускоряется.

Факторы, влияющие на газовую

эрозию

На газовую эрозию материалов оказывают влияние очень многие факторы [2], которые можно подразделить на три основные группы:

1. Факторы, относящиеся к самому материалу, а именно: химический состав и структура, механические свойства при низких и высоких температурах, механическая обработка и состояние поверхности, степень черноты тела, а также физические свойства (температура плавления, теплопроводность, теплоемкость, коэффициент термического расширения, скрытая теплота плавления, теплота сублимации и др.).

2. Факторы потока - температура, давление и скорость, а также теплопроводность, теплоемкость и вязкость струи. Размеры и форма частиц, содержащихся в потоке, их однородность и механические свойства. Характер среды (нейтральная, окислительная, восстановительная).

3. Факторы, зависящие как от материала, так и от среды: теплопередача, турбулентность пограничного слоя, химические процессы, происходящие на поверхности раздела газ - металл, и др.

Рассмотрим влияние на эрозию некоторых из перечисленных факторов.

Термическая обработка в виде закалки, приводящая к измельчению зерна гетерогенных сплавов, или в виде отжига, приводящего к укрупнению зерна гомогенных сплавов (например, аустенитных или ферритных), как правило, увеличивает эрозионную стойкость материала. Изменение структуры материала в результате термического и химико-термического воздействия потока в процессе эксплуатации изделия снижает эрозионную стойкость за счет насыщения поверхностного слоя компонентами газового потока. При этом снижается пластичность поверхностного слоя, в нем образуются трещины, которые способствуют эрозионному разрушению

материала - уменьшается стойкость материала против термической усталости.

Для получения большой твердости в поверхностном слое применяют поверхностную закалку. Среди известных методов поверхностной закалки [1] для целей повышения эрозионной стойкости предпочтение отдают лазерной закалке. При лазерном нагреве основная часть металлического образца остается холодной, то есть скорость охлаждения нагретого участка также очень высокая, поэтому происходить закалка на мартенсит.

Ввиду того, что тепловой фактор является определяющим в процессе эрозионного разрушения, методы защиты от эрозии должны обеспечивать надежную изоляцию изделия от теплового потока. Это может быть достигнуто как при конструировании и изготовлении изделий, так и в процессе их эксплуатации. Поэтому все методы защиты от эрозии можно подразделить на три группы: конструктивные, технологические и эксплуатационные.

Конструктивные методы включают правильный выбор формы и размеров изделий, например, при конструировании газовой турбины должны быть правильно выбраны количество и расположение лопаток, размеры, форма и сечение последних, а также направление подвода газового потока.

Важным мероприятием по защите от эрозии является конструирование охлаждающих устройств. Отвод тепла от рабочего органа может достигаться как за счет конструкции этого органа, так и за счет приспособлений, использующих охлаждающие свойства различных газов, жидкостей и твердых тел. Для охлаждения может быть предусмотрено непрерывное прокачивание жидкости между стенками камеры двигателя или через пористую обшивку, а также расход тепла на расплавление тонкого поверхностного слоя металла.

При конструировании деталей, подверженных газовой эрозии, важное значение имеет правильный выбор материала. Основными материалами для деталей летательных аппаратов и двигателей являются конструкционные углеродистые и легированные стали и жаропрочные сплавы. Применяются также тугоплавкие металлы и сплавы, металлокерамические композиции, керамика, графит и пластмассы.

Технологические методы защиты от эрозии сводятся к ряду технологических приемов, обеспечивающих получение незагрязненного металла с однородной структурой, качественной детали с гладкой поверхностью и высокой коррозионной стойкостью и т. д.

Эксплуатационные методы включают ряд мероприятий по уменьшению теплового воздействия газов на металл, например, при нарушении режимов эксплуатации, и сохранению качества поверхности изделий при хранении и эксплуатации.

Самым эффективным методом защиты от эрозии на сегодняшний день является - создание

на защищаемой поверхности покрытия, которое снижает тепловое и разгарно-эрозионное действие потока газов. Применяемые на практике методы и покрытия перечислены на рисунке 2. Самые перспективные из них: плакирования взрывом (рисунок 3), электромагнитное осаждение (рисунок 4) [3] и лазерная наплавка (рисунок

5). [4]

Рисунок 2 - Защитные покрытия

Труба

Детонация

Рисунок 3 - Метод плакирования взрывом

Рисунок 4 - Метод электромагнитного физического осаждения

Как правило первые два из перечисленных методов встречаются крайне редко вследствие своей специфики, требующей больших затрат и специальной подготовки производства.

Самым эффективным методом защиты от высокотемпературной газовой эрозии является наплавка на защищаемую поверхность термически стойкого покрытия. Наиболее эффективной

здесь является газопорошковая лазерная наплавка (ГПЛН) (рисунок 5).

Материалы, применяемые для изготовления тугоплавких порошков, представлены в таблице 1. Как правило для защитных покрытий используются тугоплавкие металлы, характеризуемые температурами плавления (см. табл.1), большими, чем у защищаемого материала. При-

меняемые на практике составы порошков приведены в таблице 2.

Для защиты внутренних поверхностей от высокотемпературной газовой эрозии лазерная наплавка является одной из самых перспективных технологий (рис.5). Ее преимущества в обеспечении уникальных особенностей процесса, таких как:

- высокая скорость процесса;

- небольшая (по сравнению с другими способами наплавки) зона термического влияния вследствие высокой скорости отвода теплоты, что препятствует структурным и фазовым превращениям защищаемой стальной поверхности;

- малая зона перемешивания, не превышающая, обеспечивающая наличие экстремально узкого переходного;

- отсутствие образования окислов наплавляемых материалов.

В зону ГПЛН порошковые материалы подаются потоком защитных газов азота, гелия, аргона или углекислого газа.

Таблица 1 - Тугоплавкие металлы

№ п/п Металл Температура плавления, град

1. вольфрам 3410

2. тантал 3880

3. рений 3180

4. молибден 2620

5. ниобий 2415

6. гафний 2233

7. ванадий 1900

8. цирконий 1855

9. никель 1453

Таблица 2 - Составы порошков защитных покрытий

№ п/п Компонент Массовая доля Элемент Массовая доля

1. рений 0,3 вольфрам 0,7

2. ниобий 0,4 ванадий 0,6

3. тантал 0,9 вольфрам 0,1

4. железо 0,48 ниобий 0,15 Молибден 0,05 цирконий 0,01

Луч лазера

Пульвер

Покрытие в жидкой фазе

Наплавленный слой термостойкого материала

Зона перемешивания

Зона термического влияния

□ЛПЛП И/1

Основной

металл

Рисунок 5 - Процесс лазерной наплавки на внутреннюю поверхность трубы:

а) - внешний вид; б) - схема процесса

Разработка метода испытания защитных покрытий поверхности металла от высокотемпературной эрозии

Основными методами испытания качества защитных покрытий являютя металлографические исследования Роквел-тест и скретч-тест. Рассмотрим их сущность на примере исследования стальных образцов с покрытием на основе тантала, никеля и хрома, толщиной 400 мкм.

Результаты металлографического исследования покрытия приведены на рисунке 6. Из рисунка 6 следует, что при наплавке металлических порошков тантала и никеля с хромом на сталь образуется структура, в которой можно выделить следующие зоны: наплавленный слой, диффузионная зона сплавления и зона термического влияния (ЗТВ).

Основной металл - сталь, не претерпевшая изменений, со структурой сорбита отпуска твердостью 42,7-46,3 ИЯС.

ЗТВ представляет собой неотпущенный мартенсит в совокупности с грубоигольчатым мартенситом с остаточным аустенитом и полосами ликвации, твердость которого уменьшается от диффузионной зоны сплавления, где она максимальна (61,3 НЯС), в сторону основного металла, где она составляет 55,6 ИЯС.

б)

Рисунок 7 - Зона сплавления покрытия: а) - на основе N1 со сталью; б) - на основе Та со сталью

Рисунок 6 - Покрытие образца

В зоне сплавления наблюдается межзе-ренная диффузия тантала, никеля и хрома в сталь (рис. 7). Ее глубина составляет 35 мкм, а твердость понижена. Она составляет 42,7 - 48,3 ИЯС.

Под действием лазерного луча образуется расплав, в состав которого входит как порошок тантала, так и компоненты стальной основы. После кристаллизации расплава образуется сложная литая структура (рис. 8), в которой можно выделить 4 основные фазы.

Рисунок 8 - Структура танталового покрытия

Первой фазой, согласно проведенному энергодисперсионному микрорентгеноспек-тральному анализу частиц округлой формы, является исходный порошок чистого тантала. Разумно предположить, что эти частицы играют роль центров кристаллизации при затвердевании расплава, и вокруг них образуются светлые участки с высокой твердостью (фаза 2). Далее идет процесс кристаллизации дендритов (фаза 3).

И, в последнюю очередь, затвердевает механическая смесь (эвтектика) (фаза 4).

Роквелл-тест (рис. 9) проводился путем внедрения в покрытие индентора. По результатам теста вокруг следа индентации образовалось несколько трещин, что характеризует хрупкость покрытия.

Скретч-тест проводится с помощью следующего используемого оборудованяе: ад-гезиметр Яеуе1е81 ЯЗТ, микроскоп металлографический МТ 7530Б, микротвердомер ЫМУ. Скретч-тест проводится как на неподготовленной поверхности, так и на специально обработанной (полированой).

Процесс скретч-теста можно разделить на несколько стадий (рис. 10). В начале процесса (стадия А) происходит неравномерное проникновение индентора в покрытие, значения силы трения (Ртр) немонотонно увеличивается (за счет шероховатости покрытия), сигнал акустической эмиссии (АЭ) изменяется незначительно. Затем, при увеличении нагрузки (стадия Б), появляется пик АЭ.

б)

Рисунок 9 - Результаты Роквел-теста: а) - х50; б) - х100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По низкой амплитуде и ширине пика можно судить о вязком разрушении покрытия с появлением трещин в русле царапины. Неравномерное погружение индентора в покрытие с увеличением нагрузки свидетельствует о шероховатой структуре поверхности покрытия, поэтому

величина силы трения неравномерно изменяется с возрастанием нагрузки. О неоднородности структуры покрытия, также свидетельствует искривление царапины скретч-теста (рис. 10, а). В дальнейшем, с увеличением нагрузки (стадия С) происходит неравномерное увеличение значения силы трения. Начиная с некоторой нагрузки происходит резкое погружение индентора, при этом регистрируются пики АЭ, по которым можно судить о вязком разрушении покрытия.

Рисунок 10 - Результаты скретч-теста в поперечном направлении: а) панорама х20; б) данные скретч-теста: 1 - остаточная глубина; 2 - глубина проникновения индентора; 3 - величина нормальной нагрузки; 4 - величина силы трения; 5 - значение акустической эмиссии

По результатам проведенных исследований можно проводить корректировку режимов лазерной наплавки покрытий на основе тугоплавких металлов с целью устранения следующих недостатков:

1 Формирование на поверхности покрытия сетки трещин, распространяющихся на всю толщину покрытия.

2 Наличие нерасплавленной дисперсной фазы (металлического порошка) в объеме покрытия.

Полученные при этом данные необходимы для анализа влияния на качество покрытия технологических режимов ГПЛА, однако недостаточно для определения их стойкости и защитного действия.

Для принятия решения о стойкости защитного покрытия необходимо проводить испытания в условиях имитации действия на защищаемую поверхность эквивалентного газодинамического теплового импульса. Данные по способам имитации такого воздействия имеются в зарубежном опыте, где для испытания покрытий на

адгезионную прочность и эрозионную стойкость ее гальваническое хромирование. это позволило

применялся имитатор эрозии (рис. 11).

Камера

Разрывная мембрана

Р,У, Т

Обо;

более чем в 2 раза увеличить ее ресурс (не менее 25 ... 30 действий) относительно исходных 10 ... 15 при среднем значении максимального давления на дно камеры 450 МПа.

Рисунок 11 - Схема имитатора эрозии, предназначенного для моделирования газодинамической нагрузки

Испытуемый образец, моделирующий участок поверхности канала трубы с нанесённым на ее внутреннюю поверхность защитным покрытием помещается в сопло Лаваля, топливный заряд воспламеняется у входа сопла и разрывной мембраны, удерживающей газы в камере сгорания. Наличие разрывной мембраны обеспечивает полное сгорание заряда. При достижении определенного давления она разрушается, высвобождая высокоскоростной газовый поток.

Основными требованиями, предъявляемыми к импульсной установке, являются следующие:

- обеспечение запаса прочности при рабочих давлениях;

- обеспечение возможности регистрации основных эксплуатационных параметров (рабочее давление, температура на поверхности образца);

- соблюдение эргономических требований и безопасность проведения работ.

В качестве одного из вариантов подобной установки рассмотрим разработанную в АО «ЦНИИМ» [1] сопловую установку, показанную на рисунке 12.

Установка (рис. 12) представляет собой камору 3, выполненную в виде многослойной автоскрепленной конструкции, обеспечивающей ее прочность при высоких давлениях (практически достигающих предела прочности материала).

Эрозионноуе изнашиванию подвергаются не только образцы, но и вся внутренняя поверхность втулки, что приводит к искажению геометрии пазов для установки образцов, снижает их надежную фиксацию при проведении испытаний и приводит к прорыву ТГ в сопряжении между образцами и втулкой. Для снижения эрозионного действия ТГ на поверхность втулки произведено

Рисунок 12 - Экспериментальная импульсная сопловая установка: 1 - корпус; 2 - затвор; 3 - камора; 4 - обтюратор; 5 - втулка с образцами; 6 - труба; 7 - кожух; 8 - датчик давления; 9 - датчик температуры; 10 - пороховой заряд; 11 - запальная линия

Обеспечение запаса прочности элементов установки, работающей при высоких давлениях (до 900 МПа) производилось также за счет специальных обтюрирующих медных колец и конических сопряжений ее элементов. Так радиальная деформация медного кольца (рисунок 13) и, как следствие, обтюрация осуществлядлась за счет мультипликации давления на медном кольце вследствие разности площадей воздействия ТГ на поршень и контактной площади медного кольца с поршнем и упорной втулкой.

Рисунок 13 - Модернизированная втулки с образцами

При проведении испытаний с максимальным давлением на дно камеры, превышающим 700 МПа, выявлена недостаточная стабильность функционирования схемы в сопряжении между трубой и внутренним слоем лейнера скрепленного. Учитывая подтвержденную результатами испытаний работоспособность схемы обтюрации в сопряжении между втулкой с образцами и трубой, между внутренним слоем лейнера скрепленного и трубой было реализовано сопряжение по конической поверхности (рисунок 14). Угол и размеры обоих сопряженных элементов выбирались из условия обеспечения прочности соединения при высоких (до 900 МПа) давлений.

Лейнер

Рисунок 14 - Доработка трубы и лейнера скрепленного

Представленное на рисунке 14 конструктивное исполнение, одновременно с повышением надежности обтюрации, обеспечивает снижение трудоемкости демонтажа трубы, так как исключает пластическое течение медного уплотни-тельного кольца в кольцевой зазор между цилиндрическими поверхностями трубы и внутреннего слоя лейнера скрепленного.

В процессе функционирования установки регистрируется изменение во времени давления в каморе 3 и температуры поверхности во втулке 5 (поверхности образцов). Достоверность измерения давления обеспечивается применением аттестованной штатной приборной базы. Достоверность измерения температуры поверхности образцов обеспечивается градуировкой специальной безинерционной термопары, изготавливаемой из материала, аналогичного защитному покрытию. Верхние пределы измерений для давления - 1000 МПа, для температуры - 1700 °С.

Внешние соединения измерительно-вычислительного комплекса и стенда (рисунок 15) производится непосредственно перед измерением. Термопары подключаются к 3-х контактным клеммным колодкам. Колодки имеют маркировку 1 и 2, соответствующие условным номерам термопар (обе термопары «тантал - ни-

кель»). Положительные проводники термопар (корпус термопары) соединяют с проводниками кабелей с изоляцией желтого цвета. Противоположные концы кабелей, также помеченные номерами 1 и 2, подсоединяют к колодке короткого кабеля на блоке согласования 8СС-68. Клеммы колодки имеют маркировку 1, 2 и 0. Проводник с изоляцией желтого цвета первого кабеля соединяют с клеммой 1, другой проводник соединяют с клеммой 0. Проводник с изоляцией желтого цвета второго кабеля соединяют с клеммой 2, другой проводник соединяют с клеммой 0.

Рисунок 15 - Схема внешних соединений измерительно-вычислительного комплекса

Для проведения измерения теплового импульса была разработана опытная конструкция термопары (рисунок 16). В качестве одного из термоэлектродов используется корпус термопары, изготовленный из материала (тантал марки ТВЧ) по теплофизическим характеристикам близкого к материалу защитного покрытия. Второй термоэлектрод - никель марки НП-2. Термоэлектрод 2 большей частью оксидирован для исключения электрического контакта с корпусом. Первичный термопреобразователь данной конструкции практически безинерционен, так как электрический контакт между термоэлектродами получается при механической обработке торца А за счет образования тончайшей (3 ... 5 мкм) металлической пленки.

Номинальная статическая характеристика (НСХ) опытной термопары была получена методом прямого сличения с эталонной термопарой (платинородий-платинородиевая ТПР) при нагреве в вакуумной печи. По результатам сличения был получен полином аппроксимации НСХ термопары опытного типа (рисунок 17).

при проведении испытаний на стенде, представлен на рисунке 27.

Рисунок 16 - Танталовая термопара

Для измерения теплового импульса используются две термопары, блок согласования 8СС-68 и двухканальный усилительный модуль с фиксированным коэффициентом усиления и полосой пропускания 10 кГц.

80,000

Рисунок 17 - НСХ опытной термопары

Давление в камере стенда измеряется с помощью пьезоэлектрического датчика давления Т10000 (или 2Т6000 в зависимости от планируемого диапазона рабочих давлений) и усилителя заряда AQ07-01 с регулируемым коэффициентом усиления и полосой пропускания 100 кГц.

После всех подключений подают питание на усилитель заряда AQ07-01, включают блок согласования 8СС-68, подключают к компьютеру АЦП и открывают программу «Ро^'егОгарИ». На первых двух каналах отображаются сигналы с термопар, на третьем - сигнал с датчика давления.

Вид сигнала в рабочем окне программы «PowerGraph», регистрируемого с термопар 1 и 2

Рисунок 18 - Вид сигнала, регистрируемого с термопар

Для обеспечения моделирования температурных, силовых и временных параметров воздействия продуктов горения в камере производится воспламенение и сгорание топливного заряда сходного с натурным по химическому и компонентному составу. Для обеспечения подобия процесса применяются специально изготовленные более тонкие топливные элементы.

В данном разделе разработана методика испытаний образцов с защитным износостойким покрытием.

Стендовые испытания стойкости термозащитных покрытий образцов

В качестве объектов испытаний бали приняты образцы, вырезанные из труб с термостойким защитным покрытием.

Типичный образец - образец трубы, имеющий следующие геометрические особенности поверхности: поле, нарез, участок поверхности входного конуса (см. рис.19).

Рисунок 19 - Схема измерения толщины образца.

Начало отсчета оси Х локальной системы координат располагается на немаркированном торце Т

Испытания осуществляются в три этапа (каждый этап соответствует отработке конкретного типа образца). Этап состоял из трех серий испытаний. Под серией понимаются циклы термосилового нагружения образца до его демонтажа.

В результате испытаний определялись следующие показатели, количественно выражающие оцениваемую характеристику:

- относительная площадь схода защитного покрытия;

- общее количество воздействий до схода защитного покрытия;

- удельный износ защитного покрытия;

- микротвердость защитного покрытия.

Качественной характеристикой, подлежащей оценке методом визуального контроля, является наличие трещин и участков схода защитного покрытия.

Относительная площадь схода защитного покрытия определяется из следующего соотношения отдельно по каждому элементу поверхности (поле, нарез, участок поверхности входного конуса)

Ат

X — Ат /

й - /Ас

(1)

где А0 - начальная площадь поверхности защитного покрытия (в исходном состоянии перед началом испытаний), мм2;

Ат - текущая площадь схода (разрушения)

2

защитного покрытия, мм-.

Удельный износ защитного покрытия определялся из соотношения отдельно по каждому элементу поверхности (поле, нарез - для образцов с нарезами):

(2)

п

где Л'п - толщина образца перед началом серии испытаний, мм;

- толщина образца после проведения серии испытании, мм;

п - объем испытаний в серии.

Перед началом испытаний производилось-измерение толщины образца в 12 положениях по оси X локальной системы координат согласно схеме измерения, представленной на рисунке 19.

В процессе каждого цикла термосилового нагружения образца производится измерение следующих параметров:

- давление топливных газов;

- температура внутренней поверхности. Перенос количественного результата по

оценке стойкости защитного покрытия на ожидаемый износ натурных труб недопустим. Результаты проведенных испытаний являются сравнительными, а также могут применяться для параметризации моделей прогнозирования стой-

кости защитных покрытий применительно к конкретной гетерогенной системе потока ТГ и материала защитного покрытия.

Рассмотрим результаты проведения сравнительных стендовых испытаний образцов с покрытием тантал-вольфрам (TaW10), нанесенного методом ионно-плазменного вакуумного магне-тронного осаждения, а также результаты сравнительных испытаний образца с хромовым гальваническим покрытием (Сг). Оба образца устанавливались во втулку одновременно.

Приведены результаты испытаний образцов с предварительным контролем состояния поверхности и изучения дефектов на оптическом микроскопе, рассмотрена кинетика разрушения тантал-вольфрамового покрытия.

Из представленных фотографий (рисунок 20) образцов до испытаний видно: по краям образцов происходит отслоение покрытия, в покрытии присутствуют поры и легкоскалываю-щиеся твердые частицы на поверхности.

Параметры газодинамического нагруже-ния, зафиксированные по результатам испытаний, представлены в таблице 3.

После 4 ударов был произведен демонтаж образцов и внешний осмотр состояния покрытия (рисунок 21). Осмотром образцов установлено:

- относительная площадь схода защитного покрытия образца TaW10 составила (68±5) %;

- относительная площадь схода защитного покрытия образца Сг составила (74±5) %.

а)

I__:_

б»

Рисунок 20 Внешний вид образцов перед проведением испытаний:

а) - TaW10, б) - Сг

а)

б)

Рисунок 21 - Внешний вид образцов после 4 воздействия: а) - TaW10, б) - Сг

Таблица 3 - Параметры нагружения образцов

П р и м е ч а н и я:

1 Тфр - время от начала процесса до ртах, мс.

2 тпр - продолжительность процесса (импульса давления), мс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Заряд - 6/7 гр, воспламенитель - ДРП.

После 7 воздействий был произведен демонтаж образцов и внешний осмотр состояния покрытия (рисунок 22). По результатам осмотра образцов установлено:

- относительная площадь схода защитного покрытия образца Та^ШО составила 100 %;

- относительная площадь схода защитного покрытия образца Сг составила (86±5) %.

б)

Рисунок 22 - Внешний вид образцов после 7 воздействий: а) - TaW10, б) - Сг

Далее проводилось испытание образца TaW10 с двухслойным покрытием. Внешний вид образца перед началом проведения испытаний представлен на рисунке 21. На поверхности образца до испытаний зафиксированы участки схода верхнего второго слоя покрытия, видны участки оставшегося второго слоя покрытия.

Рисунок 23 - Внешний вид образца перед проведением испытаний

Параметры газодинамического нагруже-ния, зафиксированные по результатам испытаний, представлены в таблице 4.

После 1 удара был произведен демонтаж образцов и внешний осмотр состояния покрытия (рисунок 24). По результатам осмотра образцов установлено:

- относительная площадь схода защитного покрытия образца TaW10 составила (90±5) %;

- относительная площадь схода защитного покрытия образца с хромовым гальваническим покрытием составила (50±5) %.

Таблица 4 - Параметры нагружения образцов

Параметры газодинамического нагруже-ния, зафиксированные по результатам испытаний, представлены в таблице 5.

б)

Рисунок 24 - Внешний вид образцов после 1 воздействия: а) - TaW10, б) - Сг

Относительно быстрый сход покрытия на основе Та\У10 объясняется предположительно его малой толщиной, что приводит быстрому прогреву и нарушению адгезии с основным металлом. Для подтверждения данного факта был проведен эксперимент с испытанием образцов Та\У10 с увеличеной в два раза толщиной покрытия.

№ п/п Масса топлива, г Ртах, МПа Тфр, мс Тпр, мс

1 300 125 - -

2 500 240 - -

3 700 364 - -

4 825 470 6,30 66,0

5 300 113 - -

6 800 441 6,10 68,0

7 800 434 6,00 60,0

№ п/п Масса заряда, г ртах, МПа Тфр, мс Тпр, мс

1 560 456 6,9 68,5

Таблица 5 - Параметры нагружения образцов

№ п/п Масса заряда, г Ртах, МПа Тфр, мс Тпр, мс

1 560 457 6,95 68,7

2 560 478 6,00 69,0

Параметры газодинамического нагруже-ния, зафиксированные по результатам испытаний, представлены в таблице 6.

После 1 воздействия был произведен демонтаж образцов и внешний осмотр состояния покрытия (рисунок 25). По результатам осмотра образцов установлено:

- относительная площадь схода защитного слоя образца TaW10 с нормальной толщиной покрытия составила 100 %;

- относительная площадь схода защитного слоя образца с увеличенной толщиной покрытия составила (55±5) %. Отслоение блоков покрытия.

крытия (крупных пор, трещин, сколов), а также на поверхности у критического сечения соплового блока стенда (данное обстоятельство обусловлено высокой скоростью потока ПГ).

Характер дальнейшего схода защитного покрытия имеет общие черты у всех образцов: образование крупной сетки трещин (в особенности в местах дефектов и у ребер образца), отслаивание блоков покрытия, дальнейшее образование мелкой сетки трещин и выкрашивание покрытия.

По состоянию поверхности материала образца можно также делать косвенное заключение о степени адгезионной прочности покрытия. Наличие гладкой стальной поверхности образца после разрушения защитного покрытия (в противовес наличию локальных участков со следами эрозионного износа) характеризует низкую адгезионную прочность, так как обусловлена мгновенным отслаиванием крупных блоков защитного покрытия.

Таблица 6 - Параметры нагружения образцов

№ п/п Масса заряда, Vrnax, МПа Тфр, ^пр,

г мс мс

1 560 502 5,20 80,0

2 560 478 6,00 69,0

б)

Рисунок 25 - Внешний вид образцов после испытаний с толщиной покрытия: а) - нормальной, б) - № увеличенной

Выводы

Разработан научно-исследовательский комплекс оценки стойкости защитных покрытий от высокотемпературных газодинамических воздействий в условиях высоких давлений и скоростей обдува их поверхностей.

Проведено исследование стойкости защитных покрытий на основе тантала и вольфрама (сплава TaW10), полученного методом вакуумного ионно-плазменного напыления в сравнении со стойкостью хромового гальванического покрытия. Показано, что покрытие TaW10, хотя и обладает высокой прочностью, но в данных условиях испытаний (высокие скорость потока, давление и температура) имеет меньшую стойкость из-за недостаточной адгезии к основному металлу.

Первоначальный сход покрытия происходит в местах наличия дефектов защитного по-

Литература

1. Астапов А.Н., Терентьева В.С. Обзор отечественных разработок в области защиты углеродсодержа-щих материалов от газовой коррозии и эрозии в скоростных потоках плазмы. // Известия вузов ПМиФП 2014 г. № 4, С 50 - 70.

2. Факторы, влияющие на эрозию http://pereosnastka. ru/ articles/faktory-vliyayushchie-na-eroziyu http://pereo snastka. ru/ articles/faktory-vliyayush chie -na-eroziyu (дата обращения 05.05. 2017).

3. Advanced Gun Barrel Technologies (AGBT) Background and Results NDIA Joint Armaments Conference, 2010 [интернет-ресурс] URL https://ndiastorage.blob. core.usgovcloudapi.net/ndia/2010/armament/WednesdayL andmarkABillVezina.pdf (дата обращения 05.05. 2017)

4. LES- технология лазерной наплавки. [интернет-ресурс] URL http://mirprom.ru/public/lens-tehnologiya-lazernoy-naplavki.html. (дата обращения 05.05. 2017)

5. Лепеш Г.В. Латышев Д.Ю., Черкасов М.Ю. Разработка и обоснование метода экспериментального исследования стойкости антиэрозионных защитных покрытий газодинамических импульсных устройств. // Технико-технологические проблемы сервиса. 2014 №2(28), С.59- 66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.