Научная статья на тему 'Оценка социально-экономической эффективности сферы услуг региона'

Оценка социально-экономической эффективности сферы услуг региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Сергей Сергеевич

Представлена методика комплексной оценки социально-экономической эффективности сферы услуг на уровне государства, отрасли и региона. Проведен анализ социально-экономической эффективности сферы услуг Южного федерального округа по регионамI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the technique of a complex estimation of social and economic efficiency of sphere of services at a level of the state, branch and region is presented. The analysis of social and economic efficiency of sphere of services of Southern federal district on regions is lead

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономической эффективности сферы услуг региона»

Региональная и отраслевая экономика

УДК 338.462

С.С. Абрамов

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СФЕРЫ УСЛУГ РЕГИОНА

Рыночная экономика требует более интенсивного развития сферы услуг. В состав сферы услуг входят отрасли и предприятия, назначение которых состоит в создании необходимых условий (как материального, так и нематериального характера) и обеспечении жизнедеятельности населения и функционирования производственных объектов.

Развитие сферы услуг имеет очень важное значение для национальной экономики, благотворно влияет на экономическое положение в регионе, стимулируя занятость, пополнение бюджета, инвестиционную активность, а также способствует решению социальных проблем и повышению качества жизни. Но развитие любой сферы деятельности неизбежно требует привлечения финансовых средств как бюджетов различных уровней (для организации самозанятости на биржах труда, для реализации программ развития малого предпринимательства), так и непосредственно предпринимателей, создающих предприятие сферы услуг или инвестирующих в его развитие.

В такой ситуации встает вопрос о социально-экономической эффективности сферы услуг в целом, отдельного предприятия сферы услуг для экономики региона, предпринимателя и населения региона (социума). Социально-экономическая эффективность сферы услуг дает представление об экономической эффективности инвестиционных вложений с учетом достигнутого социального эффекта [1].

Показатели социально-экономической эффективности определяются экономистами через увеличение физического объема оказанных услуг, уменьшение стоимости услуги, снижение текущих затрат организаций, увеличение числа

посещений организаций и другие критерии. Показатели социальной эффективности свидетельствуют о количественной стороне достигнутых социальных целей, таких как возникновение дополнительных услуг, изменение индекса потребительских цен, улучшение качества жизни, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности [2-4]. Индикаторы социально-экономической эффективности в зависимости уровня экономики приведены на рис. 1.

Социально-экономическая эффективность сферы услуг государства как совокупного потребителя услуг, поставщика трудовых ресурсов, получателя налогов при формировании бюджета, на наш взгляд, должна учитывать следующие показатели:

- размер фонда оплаты труда работников предприятия, в том числе отчислений на социальные нужды;

- численность работников предприятий сферы услуг;

- суммы налоговых платежей в бюджеты разных уровней, вносимых предприятием, оказывающим услуги;

- размер инвестиционных вложений в сферу услуг, в частности в расширение материальной базы;

- прибыльность организаций сферы услуг.

Отраслевое развитие сферы услуг может

быть отражено следующими показателями:

- среднемесячная начисленная заработная плата;

- рентабельность организаций;

- оборот в расчете на одного работника;

- удельный вес прибыльных организаций;

- доля малых предприятий в их общей сумме;

- инвестиционная активность отрасли.

Рис. 1. Индикаторы социально-экономической эффективности сферы услуг по уровням экономики

Для оценки экономической эффективности сферы услуг, по нашему мнению, целесообразно ввести показатель инвестиционной активности отрасли, который отражает интенсивность осуществления инвестиционных вложений и определяется соотношением суммы инвестиций к объему выручки за тот же период:

И

ИА = —100%, А В

(1)

где Иа - инвестиционная активность отрасли; И - общий объем инвестиций по отрасли за определенный период; В - объем выручки от реализации в отрасли за тот же период.

Для удобства и быстроты сравнения вышеприведенных показателей рекомендуем использовать комплексный показатель социально-экономической эффективности отрасли:

Ксэ} =£ ,

• = 1 р ср 1

(2)

где Ксэ у - комплексный показатель социально-экономической эффективности отрасли; • = 1... п -исследуемые показатели; ] - отрасль народного хозяйства; В1 - коэффициент значимости 1-го показателя, доли единицы; Р1 - анализируемый

показатель, отражающий социальный или экономический эффект по отрасли; Рср • — среднее значение показателя по всем отраслям.

Следует отметить, что набор исследуемых показателей эффективности может быть расширен на усмотрение экспертов в зависимости от целей проводимого исследования. Значимость каждому показателю присваивается по мнению экспертов и основывается на их теоретических знаниях и практическом опыте.

Механизм влияния сферы услуг на экономику и социальное развитие региона схематично представлен на рис. 2.

Для оценки социально-экономической эффективности сферы услуг на уровне региона могут быть использованы показатели:

- доля расходов домохозяйств на оплату услуг;

- расходы на оплату услуг в расчете на одного человека;

- доля занятых в сфере услуг в общей численности населения;

- доля сферы услуг в ВРП региона.

Перечень показателей, по нашему мнению,

может быть дополнен в зависимости от целей исследования. В него могут быть включены

4

Региональная и отраслевая экономика

Сфера услуг

Экономическое и социальное развитие региона

Рис. 2. Механизм влияния сферы услуг на экономику региона

следующие показатели: доля инвестиций в сферу услуг; доля инвестиций в основной капитал в сфере услуг; доля прибыльных организаций в сфере услуг региона; доля малых предприятий сферы услуг и др.

Проведем анализ показателей по регионам ЮФО за 2009 г. Данные для анализа представлены в табл. 1.

Из данных таблицы видно, что лидерами по развитию сферы услуг в ЮФО являются Крас-

нодарский край и Волгоградская область. Для получения более точных результатов рассчитаем комплексный показатель социально-экономической эффективности региона по формуле (2). В данном случае показатель ] является регионом ЮФО.

Значимость (весомость) показателей определим следующими значениями:

- доля расходов домохозяйств на оплату услуг В1 , % - 0,2;

Таблица 1

Анализ социально-экономической эффективности сферы услуг регионов ЮФО за 2009 г. [5]

Показатель Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

Доля расходов домохозяйств на оплату услуг, % 22,7 18,6 23,2 20,9 27,1 26,6

Расходы на оплату услуг в расчете на одного человека, руб./чел. 13 581 9978 31 407 21 581 31 856 22 878

Доля занятых в сфере услуг в общей численности населения, % 18,4 20,2 23,7 23,3 25,3 25

Доля сферы услуг в ВРП региона, % 14,1 12,6 17 12,6 16,4 15,3

Таблица 2

Расчет социально-экономической эффективности сферы услуг регионов ЮФО

Р1 Р2 Р3 Р4

Регион ЮФО В: л_ р ср1 В2 _р_ Рср2 В3 _р3_ Рср3 В4 р ср4 Ксэ

Республика Адыгея 0,2 0,95 0,2 0,63 0,2 0,80 0,4 0,93 0,85

Республика Калмыкия 0,2 0,79 0,2 0,46 0,2 0,88 0,4 0,83 0,76

Краснодарский край 0,2 0,97 0,2 1,45 0,2 1,02 0,4 1,13 1,14

Астраханская область 0,2 0,87 0,2 1,00 0,2 1,02 0,4 0,83 0,91

Волгоградская область 0,2 1,14 0,2 1,47 0,2 1,10 0,4 1,09 1,18

Ростовская область 0,2 1,12 0,2 1,06 0,2 1,09 0,4 1,01 1,06

- расходы на оплату услуг в расчете на 1 человека В2 , руб./чел. - 0,2;

- доля занятых в сфере услуг в общей численности населения Вз , % - 0,2;

- доля сферы услуг в ВРП региона В4 , % - 0,4.

Сведем все данные для расчета показателей

социально-экономической эффективности регионов ЮФО в табл. 2.

Результаты расчетов по предлагаемой методике показывают, что более высокие развитие и эффективность сферы услуг наблюдаются в Волгоградской области и Краснодарском крае. Ростовская область следует сразу за лидерами и находится на третьем месте. Это говорит о необходимости уделять большее внимание развитию сферы услуг в регионе. К мероприятиям, способствующим развитию региональной сферы услуг, можно отнести: стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности в отрасли; обеспечение доступности всех видов услуг с точки зрения территориального размещения, режимов работы и индивидуальных спо-

собов обслуживания (на дому, в общественных местах, по месту размещения бизнеса); применение дифференцированного подхода к ценообразованию с учетом льготных категорий населения; создание сети муниципальных предприятий, оказывающих услуги незащищенным слоям населения и др.

Подводя итог настоящей работе, следует отметить, что развитие сферы услуг порождает потребность в оценке ее социально-экономической эффективности. Большинство экономистов предлагают использовать те или иные показатели как индикаторы эффективности сферы услуг, не прибегая к их комплексной оценке.

В данной статье предложена методика, позволяющая комплексно оценить социально-экономическую эффективность сферы услуг на разных уровнях экономики, в том числе региональном. Оценка эффективности сферы услуг Ростовской области среди регионов ЮФО показала необходимость проведения мероприятий, способствующих ее развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Молев, М.Д. Региональная стратегия развития сервиса [Текст] : учеб. пособие для вузов / М.Д. Молев. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007.

2. Абрамов, С.С. Методы оценки экономической эффективности в отраслях сферы услуг [Текст] / С.С. Абрамов, М.В. Россинская // Перспектива - 2010: матер. междунар. науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. Т. 3. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2010. - С. 236-243.

3. Зайнашева, З.Г. Современное развитие сферы

услуг региона [Текст] / З.Г. Зайнашева. - М.: Изд-во МГУС, 2004.

4. Научные и организационно-экономические аспекты генезиса, формирования и развития сферы услуг [Текст] : монография / Д.А. Еделев [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.М. Малинина; ГОУ ВПО «ЮРГУЭС». - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. -176 с.

5. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.