66 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (43), 2020 УДК 339.138
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ Куликова Оксана Михайловна, к.т.н., доцент (e-mail: fotooksana@yandex.ru)
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных
технологий и дизайна Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент (e-mail: suvorova sd@mail.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
В статье представлены краткие результаты маркетингового исследования рынка мобильных телефонов, которое проводилось на основании опроса потребителей и анализа вторичной информации. Выборку составили представители разной половозрастной категории. Исследование позволило выявить основные критерии, влияющие на предпочтения потребителей при совершении покупки, а также составить портрет современного покупателя.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, анкетирование, рынок мобильных устройств, предпочтения потребителей.
Сегодня на рынке мобильных телефонов представлен большой выбор моделей. Примерно 46 млн. мобильных телефонов было импортировано в Россию в 2019 году, Из них 42% составили смартфоны, цена которых превышает 10 тыс.руб. Общий объем импорта вырос на 15% по сравнению с данными за 2018 год. Самыми популярными брендами стали Samsung, Apple, Huawei/Honor и Xiaomi которые заняли 88% рынка. Общая доля китайских брендов в данном ценовом сегменте превысила 77%, что на 36% выше по сравнению с 2017 годом [1].
Современные торговые предприятия борются за каждого потребителя, пытаясь удовлетворить их потребности. Для выявления предпочтений покупателей, необходимо проводить маркетинговые исследования, позволяющие определить критерии выбора, значимые для потребителя [2,3]. В связи с чем, было проведено маркетинговое исследование на основе опроса.
Респондентам было предложено ответить на вопросы следующей анкеты:
1. Какую марку телефона Вы предпочитаете?
- Аpple;
- Samsung;
- Huawei/Honor;
- Xiaomi;
- другие торговые марки.
2. Какие факторы, влияют на Ваш выбор при покупке мобильного телефона?
- популярность марки;
- дизайн;
- надежность;
- технические характеристики;
- удобство в использовании.
3. С какой периодичностью Вы меняете мобильный телефон?
- раз в год;
- раз в два года;
- реже, чем раз в два года;
- по необходимости.
4. Какую сумму Вы готовы потратить на покупку телефона?
- до 10 тыс. руб.
- от 10,1до 20 тыс. руб.
- от 20,1 до 40 тыс. руб.
- от 40,1 до 70 тыс. руб.
- свыше 70 тыс. руб.
5. Укажите Ваш пол:
- «м»;
- «ж».
6. Укажите Ваш возраст.
- 15 - 25 лет;
- 26 - 40 лет;
- 41 - 60 лет;
- старше 60 лет.
7. Укажите Ваш ежемесячный уровень доходов.
- до 20 тыс. руб.;
- 21-35 тыс. руб.;
- 36-50 тыс. руб.;
- 51-65 тыс. руб.;
- более 65 тыс. руб.
В маркетинговом исследовании приняли участие 400 респондентов. Анализ результатов роса для удобства представлен в виде диаграмм.
Ответы респондентов на первый вопрос позволили установить, что лидирующую позицию среди торговых марок занимает компания Samsung -за нее проголосовали 128 опрошенных респондента, на втором месте находится компания Huawei/Honor (128 респондентов) и на третьем месте -Xiaomi (52 респондента), а Арр1е занята 4 место (44 респондента) (рис.1). При сопоставимой стоимости устройств лидеров рынка смартфонов, Samsung, в данный момент получает меньше прибыли, чем Apple, в связи с выросшими издержками, связанными с нарастающим секционным давлением. Производители китайских телефонов (Xiaomi, Huawei, Honor и другие) все более активно вступают в конкурентную борьбу с Apple за долю рынка, предлагая покупателям мобильные устройства по более низкой цене, с достаточно высокими техническими характеристиками [4].
Apple
Samsung
Huawei/Honor
Xiaomi
Другие торговые марки
Рисунок 1 - Спрос на товарные марки мобильных телефонов
Анализ второго вопроса позволил выявить, на каких характеристиках основывается выбор покупателей мобильных телефонов (рис.2).
Популярность марки
Дизайн
Надежность
Технические характеристики
Удобство в использовании
Рисунок 2 - Факторы, влияющие на выбор мобильного телефона
Из рисунка 2 следует, что важнейшей характеристикой мобильного телефона большинство респондентов 54,2% (217 человек) выделили технические параметры, поставив популярность торговой марки на второе место. Всего 9,4% (38 человек) отдали свои предпочтения дизайну и лишь для 5,5% - удобство в использовании является наиболее важным фактором. Следует отметить, что немаловажную роль играет популярность торговой марки (24,8%). Вероятно, именно по этой причине Apple и Samsung занимают лидирующее положение на рынке [5], поскольку они обладают высоким имиджем и являются новаторами технологии создания и модернизации смартфонов.
Следующий вопрос был задан респондентам с целью выявления частоты покупки мобильных устройств (рис. 3).
5,50%
Один раз в год
Один раз в два года
Реже, чем один раз в два года
По необходимости
Рисунок 3 - Периодичность покупки мобильного телефона
Исследование показало, что 24% респондентов (96 человека), особенно владельцы телефонов марок Apple и Samsung, ежегодно меняют мобильное устройство, при появлении на рынке новой модели. Хотя, сами владельцы уверяют, что приобретают гаджеты, по причине усовершенствования технических параметров. При этом большинство опрошенных (43%) предпочитают расставаться с привычным телефоном не чаще, чем один раз в два года, и всего 6% (24 респондента) - меняют их по мере необходимости. Таким образом, далеко не все потребителей готовы покупать новинки, появившиеся на рынке.
До 10 тыс. руб.
От 10,1 до 20 тыс. руб.
От 20,1 до 40 тыс. руб.
От 40,1 до 70 тыс. руб.
Свыше 70 тыс.руб.
Рисунок 4 - Сумма, которую респонденты готовы потратить на покупку телефона
Исходя из ответов, полученных на вопрос 4 (рис.4), можно сделать выводы о том, что большинство потребителей (49,7% или 199 человек) готовы приобретать модели средней ценовой категории (от 20,1 тыс. руб. и выше). 25,3% потребителей (101 человек) готовы откладывать деньги на покупку, либо приобретать телефон в кредит. И лишь малая часть опрошенных (около 10% - 40 человек), покупает недорогой телефон (до 10 тыс.руб. и от 10,1 до 20 тыс.руб.) с единственной целью - использовать его
по назначению как средство связи. Кроме того, 15,% опрошенных (60 человек) приобретают телефоны по цене свыше 70 тыс.руб., в основном торговой марки Apple, либо Samsung. Данные компании прочно укрепились на рынке, а покупатели настолько зависимы от бренда, что готовы потратить значительные суммы, лишь бы владеть данным устройства.
С целью выявления личностных характеристик потенциальных покупателей мобильных телефонов, в анкету были введены вопросы о возрасте и поле покупателей (рис. 5,6).
Мужчина Женщина
Рисунок 5 - Пол опрашиваемых респондентов
Половозрастной анализ респондентов показал: что, во-первых, основными покупателями средств мобильной связи являются мужчины (56% -224 человека), поскольку приобретают телефоны не только для личного пользования, но и в подарок близким людям и друзьям; а, во-вторых, наиболее активными потребителями являются респонденты в возрасте до сорока пяти лет, в том числе потребители возрастной категории от 15 до 30 лет - 32,4% (130 человек) и от 31 до 45 лет - 43,2% (173 человека).
15-30 лет 31-45 лет 46 -60 лет Более 60 лет
Рисунок 6 - Возраст опрашиваемых респондентов
На заключительном этапе исследования был определен уровень доходов опрашиваемых респондентов (рис.7).
Респонденты с доходом до 20 тыс. руб. составили группу из 102 человек, от 21 до 35 тыс. руб. - 59 человек, от 36 до 50 тыс. руб. - 164 человек и более 65 тыс. руб. - 29 человек. При условии, что среднемесячный номи-
нальный уровень заработной платы по полному кругу организаций в РФ в 2018 - 2019 гг. составил 43,724 и 45,726 тыс.руб. соответственно [6].
В результате проведенного маркетингового исследования, было выявлено:
- большинство потребителей являются приверженцами торговой марки Samsung и Huawei/Honor, популярность данных брендов объясняется использованием прогрессивных технологий в продуктах корпораций и в регулярной их модификации;
- к наиболее значимым факторам, влияющим на выбор мобильного телефона, респонденты отнесли технические характеристики девайсов, при этом дизайну было отдано небольшое количество голосов, а часть потребителей до сих пор, в качестве главного критерия рассматривают удобство в использовании;
- большинство опрошенных предпочитают расставаться телефоном не чаще, чем один раз в два года, а 6% потребителей меняют их по мере необходимости, так как не все готовы покупать новинки, появляющиеся на рынке;
- почти половина опрошенных, готовы приобретать модели средней ценовой категории, что объясняется невысоким среднемесячным уровнем дохода;
- проведенное анкетирование позволило составить портрет современного потребителя [7] мобильных устройств.
В заключении следует отметить, что в настоящий момент пользователями мобильных телефонов является около 95% жителей России. В современном мире, телефон - это не просто средство связи, а практически мини-компьютер, в котором собраны разнообразные опции, направленные на повышение мобильной активности пользователей. При помощи мобильных устройств население свободно общается в режиме онлайн, совершает покупки товаров и услуг, получает необходимую информацию и следит за происходящими в мире процессами.
7,20%
до 20 тыс.руб.
от 21 до 35 тыс.руб. от 36 до 50 тыс.руб. от 51 до 65 тыс.руб. более 65 тыс.руб.
Рисунок 7 - Уровень доходов респондентов
Список литературы
1. Официальный сайт GS Group - URL: https://gs-group.com/
2. Куликова О.М. Синтетические форматы торговли: организационно-экономический аспект / Куликова О.М., Суворова С.Д. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 142-149.
3. Куликова О.М. Мониторинг потребительского рынка РФ / Куликова О.М., Тро-пынина Н.Е., Суворова С.Д. // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Санкт-Петербург, 2018. С. 139-143.
4. Суворова С.Д. Социальные медиа как современный инструмент построения коммуникаций с потребителями / Суворова С.Д., Куликова О.М., Боровкова В.С. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 274-279.
5. Никитина Л.Н. Организационные аспекты сегментирования и позиционирования рынка услуг сотовой связи / Никитина Л.Н., Куликова О.М., Тропынина Н.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 369-377.
6. Федеральная служба государственной статистики - URL: https://www.gks.ru/
7. Суворова С.Д. Характеристика профиля современного потребителя // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 415422.
Oksana Kulikova, Ph. D., associate Professor Svetlana Suvorova, Ph.D. Econ., associate professor
ASSESSMENT OF THE STATE OF THE MOBILE DEVICE MARKET Abstract. The article presents brief results of a marketing study of the mobile phone market, which was conducted on the basis of a survey of consumers and analysis of secondary information. The sample was made up of representatives of different age and gender categories. The study revealed the main criteria that affect consumer preferences when making a purchase, as well as a portrait of a modern buyer.
Key words: marketing research, questionnaires, market of mobile devices, the preferences of consumers.