Научная статья на тему 'Оценка состояния рынка меда и медовых продуктов в Санкт-Петербурге'

Оценка состояния рынка меда и медовых продуктов в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1395
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / МЕД / МЕДОВЫЕ ПРОДУКТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Дубровская Н.О., Одинцова К.А.

Проведены маркетинговые исследования рынка меда и медовых продуктов посредством анкетирования среди потенциальных потребителей данной группы товаров, проживающих в СанктПетербурге, выявлены основные потребительские предпочтения, а также определены сильные и слабые стороны рынка меда и медовых продуктов и изучено их непосредственно влияющие на потребительский спрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния рынка меда и медовых продуктов в Санкт-Петербурге»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

6. Григораш О.В. К вопросу стабилизации напряжения и частоты бесконтактных автономных генераторов [Текст] / О.В. Григораш, О.В. Новокрещенов, А.А. Хамула, // Труды КубГАУ. - Краснодар. - 2008. - № 11. - С. 227-232.

7. Патент РФ № 2269861. Непосредственный преобразователь частоты / Григораш О.В., Богатырев Н.И., Новокрещенов О.В. и др. Опубл. 07.06.2004.

© Новокрещенов О.В., Марченко К.К., 2016

УКД 339.13:638.16

Н.О.Дубровская

канд. техн. наук, доцент ФГАОУ ВО «СПбПУ»,

г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: dubrovskaja_nata@mail.ru К.А.Одинцова

студентка 1 курса магистратуры ФГАОУ ВО СПбПУ,

Г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: ksenehka@mail.ru

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА МЕДА И МЕДОВЫХ ПРОДУКТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Аннотация

Проведены маркетинговые исследования рынка меда и медовых продуктов посредством анкетирования среди потенциальных потребителей данной группы товаров, проживающих в Санкт-Петербурге, выявлены основные потребительские предпочтения, а также определены сильные и слабые стороны рынка меда и медовых продуктов и изучено их непосредственно влияющие на потребительский спрос.

Ключевые слова

Потребительский рынок, мед, медовые продукты, анкетирование, спрос, потребительские предпочтения.

Пчелиный мед - один из ценнейших продуктов пчеловодства, в котором углеводы находятся в оптимальном соотношении для питания человека, минеральные вещества содержатся в форме органических соединений, легко усваиваемых организмом, а также в меде присутствуют ферменты и витамины.

Возможно, именно это и объясняет постоянный, не снижающийся с годами спрос на мед и медовые продукты, что не может не сказаться на росте объема его производства. По данным Росстата объемы производства меда в 2010 году составили 51,5 тыс.тонн, в 2012 - 64,9, в 2014 - 74,9. По предварительным данным, в 2015 году объемы производства меда составили порядка 80 тыс. тонн. По прогнозам аналитиков, в 2016 году объемы производства российского меда также продолжат расти [1].

Современный ассортимент меда разнообразен и представлен как монофлерными, так и полифлерными сортами, а также на потребительском рынке сейчас можно встретить большой ассортимент меда с различными добавками, такими, как орехи, маточное молочко, прополис, фрукты, ягоды и другие, тем самым возрастает необходимость в более тщательном исследовании данных продуктов медовой промышленности, поскольку с расширением ассортимента и ростом спроса возрастает возможность применения различных способов фальсификации, что приводит к недобросовестной конкуренции.

Целью данной работы является изучение современного рынка меда и медовых продуктов в Санкт-Петербурге, а также оценка качества и потребительских предпочтений на данную группу продукции.

Для раскрытия данной цели и глубокого изучения потребительских предпочтений нами были проведены маркетинговые исследования, в частности анкетирование потенциальных потребителей меда, на

основе которого были сделаны соответствующие выводы. Разработанная нами анкета включает в себя 24 вопроса, из которых - 20 основных и 4 реквизитных.

В анкетировании приняли участие 112 респондентов разных возрастных категорий: студенты, рабочие, служащие, предприниматели, домохозяйки, временно не работающие и пенсионеры, проживающие в Санкт-Петербурге (рис. 1). Из всех опрошенных 82 респондента являются потребителями меда и медовых продуктов, что составляет 73,2% от общего числа опрошенных. Показатели высоки, ведь мед не является товаром первой необходимости, но все больше людей заботятся о своем здоровье и стараются придерживаться правильного питания, а мед обладает ярко выраженными лечебно-профилактическими и диетическими свойствами. При этом потребителями меда в основном являются женщины в возрасте от 25 до 34 лет с уровнем дохода от 15 до 30 тыс. руб. на одного члена семьи.

Рисунок 1 - Структура потребителей меда

Хотя на рынке существует довольно много сортов меда, потребительские предпочтения петербуржцев распределились между пятью видами, такими, как разнотравье - 23%, липовый - 25%, акациевый - 8%, гречишный - 17%, каштановый - 3%. Для 24% респондентов вид меда при выборе значения не имеет. Большинство респондентов приобретают жидкий по консистенции мед, что составляет порядка 59% всех опрошенных, 29% респондентов - закристаллизовавшийся, а для 12% консистенция меда значения не имеет.

Кроме того, в результате исследований выявлен рост потребительской грамотности, поскольку все больше респондентов обращают внимание на информацию, размещенную на маркировке. Из всех потребителей меда 74 респондента хотя бы иногда изучают маркировку меда, что составляет 90,2%. На рисунке 2 представлена зависимость удовлетворенности качеством меда в зависимости от частоты изучения потребителями его маркировки.

Интересно, что большинство потребителей, которых не устраивает качество меда, всегда обращают внимание на дату упаковывания меда и информацию, размещенную на маркировке, а почти все респонденты, которые никогда не обращают внимания на эту информацию, полностью удовлетворены качеством меда и

медовых продуктов. Это может свидетельствовать о том, что на рынке присутствуют фальсифицированные и некачественные продукты, которые могут выявить потребители даже при визуальном осмотре и изучении маркировки.

Рисунок 2 - Зависимость степени удовлетворенности качеством меда от частоты изучения

информации, расположенной на упаковке.

Как уже было сказано раньше, на рынке все чаще можно встретить продукты с добавками. Согласно ГОСТ 54644-2011 «Мед натуральный. Технические условия» натуральный мед не должен содержать вещества, не свойственные его природному составу, поэтому мед с различными добавками принято называть медовым продуктом. Данные, выявляющие потребительские предпочтения относительно таких продуктов представлены на рисунке 3. Более 50% опрошенных приобретают мед с добавками, причем большинство предпочитают мед с орехами (44% опрошенных), 23% - с маточным молочком, 18% - с прополисом, 15% - с фруктами и ягодами [2, с.4].

Ы Приобретают мед с добавками П ре ДПОЧИтаеплЫЁ

И Не приобретают мед с ДОбаВКИ

добавками

У оре> и

ягоды

Рисунок 3 - Состояние потребительских предпочтений на мед с добавками

На рынке Санкт-Петербурга, помимо меда с добавками, также встречается крем-мед или так называемый «взбитый» мед, технология изготовления которого была разработана в Канаде в 1928 году профессором пчеловодства Онтарийского сельскохозяйственного колледжа И. Дж. Дайсом. Взбитый мед образуется в результате кислородной обработки (взбивания) жидкого пчелиного продукта. Насыщаясь

кислородом, он приобретает нежный вкус, сбалансированную сладость и буквально тает во рту. При этом его аромат и целебные свойства, по мнению производителей, остаются неизменными. Однако проведенные маркетинговые исследования показывают, что большинство потребителей не знают о таком продукте или испытывают недоверие к нему. Крем-мед приобретают всего 13 потребителей из 82, что составляет лишь 16%, при этом 58 (84%) опрошенных не знают об этом продукте, 10 (15%) не считают его полезным для здоровья, а 1 респонденту крем-мед не нравится по вкусовым качествам. Представленные результаты показывают, что в настоящее время крем-мед на рынке Санкт-Петербурга является неизвестным для потребителей продуктом и нуждается в четко спланированной рекламной кампании. Кроме того, вероятно, что многие потребители покупают крем-мед, принимая его за один из сортов меда и даже не подозревая, что мед является взбитым [3, с. 24-25].

Относительно частоты потребления и покупки меда, большинство потребляют мед от одного до трех раз в неделю, а приобретают его раз в полгода. Кроме того, 57% респондентов за раз употребляют от трех до пяти ложек, 36% - по одной ложке, при этом большинство из них едят мед каждый день и лишь 7% респондентов за раз употребляют более 5 ложек меда.

Рисунок 4 - Зависимость частоты покупки от частоты и объема потребления меда

Многие потребители медом пытаются заменить сахар и другие сахаристые продукты, особенно люди, страдающие диабетом и другими заболеваниями, а также имеющие лишний вес. Это объясняется тем, что углеводы меда находятся в оптимальном соотношении для питания человека, основными сахарами являются фруктоза (в среднем 45% от общего числа углеводов) и глюкоза (36% соответственно), также мед богат полезными для здоровья микроэлементами и витаминами. Все чаще мед используется для подслащивания пищи и напитков, ведь в настоящее время он является самым доступным для получения, полезным и безопасным заменителем сахара, кроме того, в количественном соотношении его требуется гораздо меньше, чем сахара. На рисунке 5 представлена зависимость частоты и цели потребления меда с учетом объема разовой порции. Для 47 % респондентов мед является лечебно-профилактическим продуктом, для 38% -дополнением к обычному рациону, для 5% - пристрастием и 10% считают мед просто сладким продуктом. Интересно, что более половины тех, кто употребляет мед каждый день, считают его дополнением к обычному рациону, при этом объем разового потребления в большинстве случаев не превышает одной ложки. Мнение относительно цели потребления равно разделились среди тех, кто потребляет мед от одного раза в неделю до раза в месяц, для них мед является как дополнением к обычному рациону, так и лечебно-профилактическим питанием, при этом их средняя разовая порция выше и составляет от трех до пяти чайных ложек. Все, кто потребляют мед только при простуде, воспринимают его как лечебно-профилактический

продукт, что вполне объяснимо. А мнения респондентов, которые едят мед очень редко, распределились достаточно равномерно относительно цели потребления и разового объема порции [4, с.6; 5, с.8].

Рисунок 5 - Зависимость частоты и цели потребления меда

Также нами выявлена взаимосвязь массы и цены за одну упаковку меда, таким образом, большинство потребителей приобретают упаковку меда массой от 300 до 500 грамм, при этом наиболее часто встречаемая цена за одну упаковку в данной категории находится в пределах 251-400 руб. (рис. 6)

Рисунок 6 - Взаимосвязь массы упаковки меда и цены за одну упаковку

Выбор респондентами оптимальных предприятий розничной торговли для покупки меда распределился достаточно равномерно, однако наибольший удельный вес приходится на гипермаркеты и супермаркеты, что связано с цикличным возрастанием спроса на данные предприятия торговли. Кроме того, мед, как и другие продукты пчеловодства, являясь натуральным продуктом растительно-животного происхождения, активно приобретается на ярмарках, рынках, а также у частных предпринимателей, что явно прослеживается на рис.7.

Рисунок 7 - Влияние формы организации предприятия торговли на потребительские предпочтения

В результате анкетирования была установлена зависимость отдельных показателей, таких, как вкусовые качества, уверенность в качестве товара, упаковка и дизайн продукции, приемлемость цены для потребителя, репутация производителя, акции и предложения и их влияние на потребительские предпочтения. Оценка всех показателей проводилась по 5-ти балльной шкале. Результаты представлены в лепестковой диаграмме на рисунке 8.

Рисунок 8 - Зависимость отдельных качественных показателей на объем покупки или Анализ потребительских предпочтений при покупке меда по 5-ти балльной шкале

Из полученных данных видно, что наибольшую значимость для потребителя имеют такие показатели, как уверенность в качестве товара и вкусовые качества, при этом проводимые акции, упаковка и дизайн меда не так сильно влияют на его выбор потребителями.

Подводя итог, можно сделать вывод, что проведенные маркетинговые исследования показали как положительные, так и отрицательные аспекты рынка меда. Спрос на мед на рынке Санкт-Петербурга высок, и по прогнозам планируется его дальнейшее увеличение, ведь все больше людей стараются отказаться от сахара, что побуждает их к поиску заменителей. Ни для кого не секрет, что искусственные подсластители

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

(заменители сахара) в больших количествах крайне опасны для здоровья, а мед, напротив, помимо приятного сладкого вкуса с различными оттенками, обладает многообразием ценных для организма макро и микроэлементов. Однако 56% опрошенных частично или полностью не удовлетворены качеством меда и медовых продуктов, а ведь уверенность в качестве продуктов - это наиболее важный для потребителей фактор при выборе меда, который уступает таким показателям, как вкусовые предпочтения, приемлемость цены и репутация производителя.

Список использованной литературы:

1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/

2. ГОСТ 54644-2011 Мед натуральный. Технические условия. - Введ. 2013-01-01 - М.: Стандартинформ, 2001. - 16 с.

3. Головина Л.В. Сладкий бизнес/ Л.В.Головина// Бизнес-журнал. Объединенная межрегиональная редакция - 2009 - №68 - с. 24-25

4. Наумкин В.П. Мед и сахар в нашем питании/ В.П.Наумкин// Журнал Пчеловодство - 2013 - №9 - с. 5-6.

5. Наумкин В.П. Мед и сахар в рационе студентов / В.П.Наумкин// сб. научных трудов по пчеловодству. — Орел, 2010. — №18 - с. 8

© Дубровская Н О., 2016

УДК 004.921

Д.Н.Пасько

ФГОУ ВПО «НВГУ» г. Нижневартовск, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ДВИЖКИ Аннотация

В данной статье представлены наиболее популярные игровые движки, их плюсы и минусы

Ключевые слова

Игровой движок, движок, игра, современные игровые движки, modern game engine,

game engine, game, engine

Рынок компьютерных, мобильных и игр на консолях становится все шире и шире, поэтому поиск подходящего игрового движка - сложная задача.

Поясним понятие «игровой движок» - это инструмент для разработки компьютерных игр, видеоигр и прочих интерактивных приложений с графикой для разных платформ, которые обрабатываются в реальном времени. Также обеспечивают разработчиков основными технологиями и упрощают разработку.

В игровой индустрии есть 2 основных типа графики: 2D и 3D. И, как правило, игровые движки основываются на каком-то одном типе. Исходя из этого, следует разделить список на 2 группы.

Графические движки с 3D графикой

Unity 3D

Один из самых распространённых игровых движков, если не самый распространенный. Является отличным вариантом для Startup-ов и новичков в сфере разработки. Также преимуществом является то, что за лицензию необходимо заплатить всего один раз. Нет никакой разницы, стал ли ваш проект популярным или нет, заплатить нужно единожды.

Плюсы:

■ выгодное решение с финансовой точки зрения;

■ легкое освоение;

■ мультиплатформенность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.