Научная статья на тему 'Оценка состояния респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой'

Оценка состояния респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / RESPIRATORY SYSTEM / ЖЕЛ / ПРОБА ШТАНГЕ / ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ / CHEST CIRCUMFERENCE / VITAL CAPACITY OF THE LUNGS / TEST STANGE / VAGANOVA BALLET ACADEMY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масленников Павел Юрьевич

При выполнении физических нагрузок неизменно возрастает важность дыхательной системы. Именно поэтому ведущие специалисты в области классического балета, такие как Ж.-Ж. Новерр, Х. П. Иогансон, Е. О. Вазем, Н. Г. Легат, Н. И. Тарасов и многие другие, уделяли её развитию особое внимание. При длительном изучении особенностей труда и здоровья артистов балета врачом И. А. Бадниным дыхательная система была включена отдельным пунктом в понятие «балетная форма», тем самым подчёркивалась ещё раз её важность в хореографическом искусстве. Между тем, на сегодняшний день в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой ни во время вступи тельных испытаний, ни во время ежегодных диспансерных осмотров не проводятся исследования состояния и динамики развития дыхательной системы учащихся. Таким образом, не представляется возможной не только оценка состояния дыхательной системы воспитанников и возможность ранней профилактики, но и оценка влияния программы подготовки будущих артистов балета на дыхательную систему. В данной статье приводятся результаты исследования дыхательной системы воспитанников 1 класса Академии на основании измерения ЖЕЛ, окружности грудной клетки и пробы Штанге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the respiratory system of pupils of 1st class of performance faculty of Vaganova ballet Academy

When performing physical exercise consistently increases the importance of the breath system. That is why the leading experts in the field of classical ballet, such as J.-J. Noverre, H. P. Johanson, E. O. Vazem, N. G. Legat, N. I. Tarasov, and many others, have paid special attention to breath system development. With long-term study of the safety and health features Ballet doctor I. A. Badninym respiratory system has been included in a separate paragraph the term «ballet shape» thus emphasized the importance it once more in choreography. Meanwhile, on this day, in Vaganova ballet Academy during the entrance tests or during the annual dispensary examinations are not conducted research on the state and dynamics of the respiratory system of students. Thus, it is not possible not only to estimate the respiratory breath system pupils and the possibility of early prevention of breathing problems, but also to estimate the impact of training programs for the future of ballet dancers on its. This article reports the results of a study of the respiratory system grade 1 pupils of the Academy on the basis of measurement of vital capacity, chest circumference and the sample rod.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОРЕОГРАФИИ

УДК 612:792.8

П. Ю. Масленников

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАННИКОВ 1 КЛАССА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ФАКУЛЬТЕТА АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ

При выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода как работающими мышцами, так и мозгом, в связи с этим повышается функциональная нагрузка на кардио-респираторную систему. Именно поэтому при проведении исследований в области морфо-функционального состояния организма людей, имеющих физические нагрузки, наиболее важны структурно-функциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Именно состояние респираторной и сердечно-сосудистой систем лежит в основе решения о допуске к физическим нагрузкам и об их количестве, так как от неё зависит уровень физической работоспособности [1; 2; 3].

Понимание важности развития дыхательной системы всегда было неотъемлемой частью подготовки будущих танцовщиков. На необходимость уделять особое внимание дыхательной системе артистов балета указывали, в частности, такие выдающие представители хореографического искусства, как Ж.-Ж. Новерр [4], Х. П. Иогансон [5], Е. О. Вазем [6], Н. Г. Легат [7], Т. П. Карсавина [8], Н. И. Тарасов [9] и др. Кроме того, врачом И. А. Бадниным, изучавшим в течение длительного времени особенности труда и здоровья артистов балета, данная система была включена в понятие «балетная форма», что подчеркивает её важность для исполнительского хореографического искусства [10].

Профессия артиста балета предполагает раннюю профессионализацию, что в свою очередь повышает значимость критериев отбора в высшие профессиональные хореографические учебные заведения. На сегодняшний день в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой (далее — Академия) в первый класс на исполнительский факультет рекомендуются дети, переходящие в 5 класс общеобразовательной школы. «При приёме в хореографические учебные заведения должны приниматься только здоровые дети с правильным сложением и хорошим физическим развитием, изначально обладающие природными данными, на основании которых в процессе обучения формируются профессиональные качества классического танцовщика» [11, с. 5-6].

Между тем, на практике из всего многообразия функциональных проб дыхательной системы при отборе у абитуриентов измеряется только окружность грудной клетки [11], что лишь косвенно может указывать на состояние данной системы. Эта ситуация характерна и для всего процесса обучения. Таким образом, на сегодняшний день в Академии не учитывается не только динамика развития дыхательной системы будущего артиста балета, но и влияние на неё самого процесса обучения, что может негативно сказаться как на здоровье воспитанников, так и на будущей профессиональной деятельности. Учитывая тот факт, что «занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека», а «бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры может быть неэффективным, а в некоторых случаях может нанести и вред здоровью» [1, с. 47], подобная ситуация вызывает глубокую озабоченность.

Именно к разрешению данных противоречий направлена деятельность Лаборатории медико-биологического сопровождения хореографии1 (далее — Лаборатория) при Академии.

Цель исследования — провести анализ состояния респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии.

Материал и методы исследования

Для проведения анализа состояния респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии нами было обследовано 59 детей, проходивших обучение в 1 классе в 2013-2014 учебном году, что составило 100% группы. Из них 43 девочки и 16 мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет.

Для анализа состояния респираторной системы нами были проведены следующие измерения и пробы:

- измерена жизненная ёмкость лёгких (далее — ЖЕЛ) при помощи сухого спирометра портативного — ССП;

- измерялась окружность грудной клетки в покое (ОГК);

- измерялись вес тела и продольная длина тела;

- взята проба Штанге.

Все исследования проводились на базе Лаборатории Академии с учётом общепринятых методик.

Полученные результаты сравнивались со среднестатистическим показателями данной возрастной группы [12; 13].

Результаты исследования и их обсуждение

На основании измерений нами были получены следующие данные:

1 Более подробно о деятельности Лаборатории см.: Масленников П. Ю. Роль А. Я. Вагановой в развитии медико-биологической составляющей хореографии. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 3. 2014. С. 17-23.

Таблица 1

Результаты измерений респираторной системы воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии (Х±х)

Мальчики Девочки

Возраст (лет) 11,4 ± 0,7 11,4 ± 0,6

Вес (кг) 35,0 ± 5,3 32,1 ± 3,9

Рост (см) 145,1 ± 7,0 146,1 ± 6,1

ЖЕЛ (мл) 2213 ± 552 1970 ± 360

ОГК в покое (см) 65,0 ± 4,4 63,6 ± 3,7

Проба Штанге (с) 38 ± 11 40 ± 15

На основании полученных данных достоверного различия между группами мальчиков и девочек по измеренным параметрам не было выявлено (р > 0,05).

Таблица 2

Анализ ЖЕЛ воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии

■ Мальчики В Девочки

53,50%

Ниже нормы Возрастная норма Выше нормы

ЖЕЛ является одним из важнейших показателей состояния респираторной системы человека. Как видно из Таб. 2, 37,5% мальчиков и 53,5% девочек имеют ЖЕЛ ниже возрастной нормы. 31,25% мальчиков и 11,6% девочек имеют ЖЕЛ

выше нормы. У остальных воспитанников ЖЕЛ на уровне средних показателей (31,25% мальчиков и 34,9% девочек). Следует подчеркнуть, что средние показатели характерны для «возрастной нормы», то есть для обычных школьников, не имеющих повышенные физические нагрузки как, например, у воспитанников Академии. Таким образом, мы полагаем, что 68,8% мальчиков и 88,4% девочек нуждаются в увеличении уровня жизненной емкости легких.

Таблица 3

Оценка развития грудной клетки воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии

■ Мальчики ■ Девочки

62,50% 62,80%

37,50% 37,20%

0% 0%

Ниже нормы Возрастная норма Выше нормы

Оценка развития грудной клетки производилась на основании общепринятых данных [13], исходя из роста обследуемого. Как видно из Таб. 3, только немногим более трети воспитанников (37,5% мальчиков и 37,2% девочек) имеют показатели развития грудной клетки на уровне средних величин. Остальные воспитанники 1 класса (62,5% мальчиков и 62,8% девочек) имеют развитие грудной клетки ниже средних показателей, рассчитанных для здоровых детей, не имеющих повышенных физических нагрузок, что может негативно сказаться на функциональных возможностях дыхательной системы воспитанников Академии в будущем. Таким образом, мы видим, что большинство воспитанников нуждаются в упражнениях, направленных на развитие грудной клетки.

Как видно из Таб. 4, тест на скрытую гипоксию выявил пониженное насыщение крови кислородом у 81,25% мальчиков и 65,1% девочек. У 12,5% мальчиков и 20,9% девочек показатели находится в границах нормы, и у 6,25% мальчиков и 14% девочек — время задержки дыхания выше нормы. Последний показатель свидетельствует о готовности организма к скоростной выносливости, имеющей в балете, безусловно, большое значение.

Таблица 4

Оценка времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) воспитанников 1 класса исполнительского факультета Академии.

■ Мальчики ■ Девочки

81,25%

Ниже нормы Возрастная норма Выше нормы

Выводы:

1. 68,8% мальчиков и 88,4% девочек нуждаются в увеличении уровня жизненной емкости легких.

2. Большинство воспитанников 1 класса (62,5% мальчиков и 62,8% девочек) имеют развитие грудной клетки ниже средних возрастных показателей, что может негативно сказаться на функциональных возможностях дыхательной системы детей в будущем.

3. Тест на скрытую гипоксию выявил пониженное насыщение крови кислородом у 94% мальчиков и 86% девочек 1 класса Академии. А следовательно — необходимость упражнений, направленных на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

В заключение уместно будет вспомнить слова выдающегося представителя отечественной балетной школы Николая Ивановича Тарасова:

«Хочется пожелать, чтобы в хореографических училищах преподавалось не просто дыхание, а специально разработанный курс, который можно было бы назвать, например, "Дыхание танцовщика". Составлять и утверждать такой курс должны квалифицированные хореографы и учёные-специалисты. Изучать этот курс целесообразно на отдельных занятиях, а не на уроках танца.

Разумеется, врач школы и учитель, ведущий предмет "Дыхание танцовщика", должны вести за некоторыми учениками особое наблюдение, с тем, чтобы помочь им восполнить недостаточность техники своего дыхания» [9, с. 61].

Применение данного курса позволит не только вести контроль над кардио-респираторной системой, но также грамотно её развивать, исходя из тех проблем и задач, которые встают на пути учеников к вершинам мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: Учебное пособие/ Волков В. Ю., Волкова Л. М., Давиденко Д. Н., Половников П. В., Сизова М. В. СПб.: СПб. гос. техн. ун-т., 1996.

2. Спортивная медицина. Справочное издание. М.: «Терра-Спорт», 1999. 240 с.

3. Спортивная физиология: Учебник. для ин-тов физ. Культуры / Под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1986. 200 с.

4. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. Л. — М.: «Искусство», 1965. 376 с.

5. Волынский А. Л. Книга ликований. М.: «Актёр. Режиссёр. Театр», 1992. 368 с.

6. Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. Л., М.: «Искусство», 1937. 244 с.

7. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М.: «Искусство», 1972. 214 с.

8. Карсавина Т. П. Театральная улица. Л.: «Искусство», 1971. 246 с.

9. Тарасов Н. И. Классический танец. 4-е изд. СПб.: Планета музыки, 2008. 492 с.

10. Баднин И. А. Форму следует поддерживать постоянно. // Советский балет. № 6. 1985. С. 64-65

11. Рекомендации по проведению приёма детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направлению «хореографическое искусство», образовательная программа «артист балета»; изд. 2-е испр. / Составитель Силкин П. А. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. 37 с.

12. Методические рекомендации. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Государственный комитет эпидемиологического надзора РФ. N 01-19/31-17 от 17.03.96

13. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовки: учеб. пособие. 5-е изд. М.: Советский спорт, 2011. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.