ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
ASSESSMENT OF THE CONDITION OF THE LARGEST TAXPAYERS (ON THE MATERIALS OF THE KARACHAI-CIRCASSIAN REPUBLIC)
УДК 33
DOI:10.24411/2588-0209-2019-10071
Текеева Халимат Эльмурзаевна, к.э.н., доцент
ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск Tekeeva Halimat Elmurzayeva
FSBOU TO North Caucasus State Academy (FSBOU TO SKGA), K.E., Associate Professor of Accounting Department, Cherssk,
Аннотация: Налоговая система и налоги выступают неотъемлемой частью не только источников бюджетных поступлений, но и важнейшим структурным элементом экономики и исходя из этого определены цель и задачи изучения состояния крупнейших налогоплательщиков. Без формирования и реализации рациональной налоговой политики, которая не угнетает предпринимательскую деятельность и позволяет проводить эффективную хозяйственную деятельность, невозможны полноценные преобразования экономики России, в том числе и регионов. Автор полагает, что на сегодняшний день оценка финансового состояния крупнейших налогоплательщиков поможет не только эффективно планировать бюджет, но и использовать денежные ресурсы в рамках заданной цели. Учитывая недостаточную изученность темы и ее несомненную актуальность, цель статьи состоит в анализе доли крупнейших налогоплательщиков Карачаево -Черкесской республики в формировании и планировании современного
бюджета, основным методом которого является программно -целевой метод. В ходе написания статьи автор приходит к выводу, что сегодня все большую актуальность при формировании средств соответствующих бюджетов приобретает предварительная оценка финансового состояния
налогоплательщиков. В статье рассмотрены крупнейшие региональные налогоплательщики и дана оценка их деятельности
Summary: The tax system and taxes are an integral part not only of the sources of budget revenues, but also of the most important structural element of the economy and on this basis the purpose and tasks of studying the condition of the largest taxpayers are defined. Without the formation and implementation of rational tax policy, which does not oppress business activity and allows to carry out effective economic activity, full transformation of Russia 's economy, including regions, is impossible. Issues of analysis and assessment of the financial condition of taxpayers, including the largest ones, are relevant, as they are of paramount importance in the formation of funds of the corresponding budgets. The author believes that to date the assessment of the financial condition of the largest taxpayers will help not only to plan the budget effectively, but also to use monetary resources within the specified goal. Given the lack of study of the topic and its undeniable relevance, the purpose of the article is to analyze the share of the largest taxpayers of the Karachai-Cherssky Republic in the formation and planning of the modern budget, the main method of which is the program-purpose method. During the writing of the article, the author concludes that today the preliminary assessment of the financial condition of taxpayers is becoming increasingly relevant in the formation of funds of the corresponding budgets. The article considers the largest regional taxpayers and assesses their activities
Ключевые слова: крупнейшие налогоплательщики, налог, прибыль, доход, консолидированный бюджет, налоговые органы, субъект, производство.
Key words: major taxpayers, tax, profit, income, consolidated budget, tax authorities, subject, production.
Введение. Карачаево-Черкесская Республика - один из южных субъектов Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивает выход России к государствам Закавказья.
Республика располагается в предгорьях Северо-западного Кавказа. На западе территория республики граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке со Ставропольским краем, на востоке - с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге граница с Грузией и Республикой Абхазия проходит по Главному Кавказскому хребту.
Территория Карачаево-Черкесской Республики - 14,3 тыс.кв.км. Карачаево-Черкесия - промышленная и аграрная республика. Территорию можно разделить на 2 области. На севере более развито машиностроение и лёгкая промышленность. На юге более характерны добывающая и деревообрабатывающая промышленность и животноводство. Большое значение для региона имеет также туризм, альпинизм (юг республики) и курортная деятельность (курорты Домбай, Архыз, Теберда).
Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций, - добыча и переработка полезных ископаемых; строительство; промышленность строительных материалов; производство транспортных средств и оборудования; пищевая промышленность и сельскохозяйственное производство; фармацевтическая промышленность; лесопромышленный комплекс; добыча и розлив природной минеральной и талой воды; туризм[1].
Предметом исследования в настоящей статье являются вопросы анализа и оценки финансового состояния налогоплательщиков, в том числе и крупнейших являются, так как имеют первостепенное значение в формировании средств соответствующих бюджетов[2].
Методы исследования. По состоянию на 01.01.2019 года на налоговом учёте состоит 5 организаций, относящиеся к категории крупнейших налогоплательщиков. Это ЗАО «КАВКАЗЦЕМЕНТ», ООО фирма «Меркурий», ЗАО «Управляющая компания «Висма», ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго», ОАО «Роскоммунэнерго» [2].
ЗАО «Кавказцемент» по отраслевой принадлежности относится к обрабатывающим производствам - «производство прочих неметаллических продуктов» (цемент). С декабря 2004 года входит в международный вертикально интегрированный промышленный холдинг по производству строительных материалов EVROCEMENT Holding AG.
ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» является единственным учредителем ЗАО «Кавказцемент» и все должностные лица организации назначаются на основании приказов
Президента ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп». Все финансово - хозяйственные операции осуществляются под контролем ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп».
Поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 383,8 млн. рублей или в 2,8 раза, в федеральном бюджете рост в 2,6 раза или на 251,1 млн. рублей.
Поступления налога на прибыль организаций увеличились на 161,1 млн. рублей по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года поступления, из них в федеральный бюджет на 20,2 млн. рублей.
По итогам деятельности за 2018 год получена прибыль за счет превышения роста доходов над расходами на 26,5%.
Доходы от реализации увеличились на 9,1% или на 382,9 млн. рублей, внереализационные доходы уменьшились на 12,2% или на 92,0 млн. рублей, в целом доходы увеличились на 5,9% или на 290,8 млн. рублей.
Расходы, уменьшающие суммы доходов, уменьшились на 3,4% или на 131,3 млн. рублей, внереализационные расходы уменьшились в 2,8 раза или на 823,7 млн. рублей, в целом расходы уменьшились на 18,7% или на 955,0 млн. рублей.
Налоговая база для исчисления налога составила 565,7 млн. рублей. Сумма исчисленного налога на прибыль 113,1 млн. рублей.
Поступления налога на добавленную стоимость увеличились на 230,9 млн. рублей или в 2,5 раза, а также имеется недоимка в размере 42,0 млн. руб. по состоянию на 01.01.2017 г.
Рост амортизационных отчислений способствовал снижению поступлений налога на имущество организаций на 2,6% или на 0,4 млн. рублей.
Снижение поступлений наблюдается по налогу на доходы физических лиц на 14,6% или на 5,4 млн. рублей в связи со снижением объемов производства и оптимизацией рабочих мест с 01.01.2018 года на 20% и соответственно уменьшение налогооблагаемой базы по сдельно начисляемой оплате труда сотрудников завода (сокращение численности работников на 16%), так же снижение премиальных доплат в текущем периоде всем категориям работников, что привело к недопоступлению платежей к уровню аналогичного периода прошлого года.
По результатам контрольных мероприятий МИ ФНС России по КЧР поступило: налог на прибыль организаций 52,1 млн. рублей из них в федеральный бюджет - 5,2 млн. рублей, а так же проведен зачет из сложившейся переплаты по состоянию на
01.07.2018года в размере 62,0 млн. рублей (из них в федеральный бюджет - 8,2 млн. рулей); налог на добавленную стоимость - 137,5 млн. рублей, а так же зачет из переплаты в сумме 5,4 млн. рублей.
ООО фирма «Меркурий» ведущий производитель минеральных питьевых вод и безалкогольной продукции ООО фирма «Меркурий» является крупнейшим недропользователем Карачаево-Черкесии и имеет большой опыт в области добычи подземных вод. Производственные мощности завода позволяют выпускать до 500 миллионов бутылок в год. Условия для выпуска безопасной и качественной продукции подтверждены международным сертификатом на соответствие требованиям Системы менеджмента качества ISO 9001-2000.
Поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 146,3 млн. рублей или в 2,5 раза, в федеральном бюджете рост в 2,9 раза поступлений прошлого года.
Рост поступлений отмечен по всем видам налогов, кроме, налога на добычу полезных ископаемых и водного налога.
Поступления налога на прибыль организаций увеличились на 40,5,0 млн. рублей или в 2,4 раза. Прибыль получена за счет превышения роста доходов над расходами на 13,4%.
Поступления налога на добавленную стоимость увеличились на 95,7 млн. рублей или в 3,2 раза. В третьем квартале сумма налога к уплате увеличилась в 1,5 раза, удельный вес налоговых вычетов к начисленной сумме НДС уменьшился на 0,64 п. п (с 66,70% до 66,06%).
Поступления налога на доходы физических лиц рост на 9,0 млн. рублей.
Уменьшились поступления водного налога на 0,7 млн. рублей или на 23,3%.
По состоянию на 01.01.2019 года задолженность в размере 26,6 млн. рублей, из него 18,7 млн. рублей по налогу на добавленную стоимость, 7,8 млн. рублей по налогу на прибыль организаций. Положительное сальдо по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 3,0 млн. рублей.
ЗАО «Управляющая компания «Висма» основной вид деятельности которой оптовая торговля безалкогольными напитками.
Поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 5,5 млн. рублей или на 18,0%, при этом в федеральный бюджет поступления увеличились на 14,7 млн. рублей или в 1,7 раза.
Поступления налога на добавленную стоимость увеличились в 1,5 раза или на 13,1 млн. рублей. Во всех отчетных периодах 2018 года наблюдается снижение удельного веса налоговых вычетов.
Однако уплата налога производится не в соответствии с представленными декларациями, а в счет погашения задолженности за прошлые периоды.
По состоянию на 01.01.19 г. задолженность составляет 18,9 млн. рублей, из нее 15,3 млн. рублей налог, 3,2 млн. рублей пени и 0,4 млн. рублей налоговые санкции.
Поступления налога на доходы физических лиц уменьшились на 6,4 млн. рублей или в 7,4 раза. Снижение поступлений объясняется погашением задолженности по результатам выездной налоговой проверки.
Положительное сальдо по состоянию на 01.01.2019 года составило 3,2 млн. рублей, из нее 2,9 млн. рублей по налогу на прибыль организаций.
В 1991 году «Карачаево-Черкесские электрические сети» выделились из состава «Ставропольэнерго» и на их основе было создано ПО «Карачаево-Черкесскэнерго».
В 1993 году оно было преобразовано в акционерное общество «Карачаево-Черкесскэнерго».
Начиная с августа 2001 года, пять лет ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» работало под управлением ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания», а в августе 2006 года, когда состоялась государственная регистрация ОАО «Южная Сетевая Компания», вошло в ее состав в качестве управляемого акционерного общества.
В апреле 2006 года из состава ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» было выделено сетевое предприятие, получившее название «Карачаево-Черкесский филиал ОАО «КЭУК». ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» стало заниматься исключительно покупкой с федерального оптового рынка энергии и мощности электроэнергии и продажей ее собственным потребителям. Предприятия, входившие ранее в состав Общества, после разделения ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» по сферам деятельности стали работать сугубо по своему профилю. КЧФ ОАО «КЭУК» занимается сетевым хозяйством, ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - сбытовой деятельностью.
Поступления доходов, администрируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшились на 21,8% или на 16,0 млн. рублей, при этом в федеральный бюджет поступления увеличились на 6,4 млн. рублей или на 15,9%, а консолидированный бюджет Республики снижение на 22,4 млн. рублей или в 3,1 раза.
Поступления налога на прибыль организаций уменьшились на 22,2 млн. рублей. По итогам 2018 года заявлен убыток в размере 11,2 млн. рублей.
Доходы от реализации увеличились на 3,4% или на 55,6 млн. рублей, внереализационные доходы уменьшились в 2,3 раза или на 10,7 млн. рублей, в целом доходы увеличились на 2,7% или на 44,9 млн. рублей.
Расходы, уменьшающие суммы доходов, выросли на 4,0% или на 65,0 млн. рублей, внереализационные расходы увеличились в 2,4 раза или на 17,9 млн. рублей, в целом расходы увеличились на 5,1% или на 82,8 млн. рублей.
Положительное сальдо по состоянию на 01.01.2019 года в размере 13,1 млн. рублей.
Открытое акционерное общество «Роскоммунэнерго» поставлено на налоговый учет 26.06.2013 года. Действует на основании агентского договора №01-7/ ОРЭ ВСК -07-0245 от 25 июля 2007 года.
Предметом договора является оказание следующих видов услуг:
- закупать электрическую энергию с оптового рынка электроэнергии в федеральных регулирующих органах;
- поставлять электрическую энергию покупателям в региональных регулирующих органах;
- проводить программно аналитические комплексы по учету электрической энергии (планирование электропотребления и его стоимости).
Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с аналогичным показателем прошлого года уменьшились на 34,0% или на 10,1 млн. рублей, из них по налогу на добавленную стоимость на 32,6% или на 9,5 млн. рублей в связи с ростом удельного веса налоговых вычетов по итогам 2018года на 5,78 п.п. (с 90,76% до 96,54%). Положительное сальдо по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 0,7 млн. рублей.
Обязанность по уплате налоговых платежей, согласно предоставленным декларациям, исполнена своевременно в полных суммах[5].
Результаты исследования. Исходя из приведенных данных можно сказать, что финансово-хозяйственная деятельность крупнейших налогоплательщиков Карачаево-Черкесской республики не однородна и оценка их состояния один из этапов анализа налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков.
Инструментарий оценки зависит от специфики формирования налоговой базы, которая включает отраслевые, технологические особенности, источник выплаты налога и другие составляющие.
Выводы и заключение. Оценка состояния крупнейших налогоплательщиков Карачаево-Черкесской республики позволит значительно повысить информативность управленческих решений в сфере управления налоговым потенциалом крупнейших налогоплательщиков на всех уровнях налогового администрирования.
Использованная литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, в редакции от 01.01.2019г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 ФЗ N 117 от 5 августа 2000 года
3.Закон Карачаево-Черкесской республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», от 15 декабря 2017 г.
4.Заключение Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики на проект закона Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». 5. Nalog.ru/m09/ifns/imns09_03
Ispol'zovannaya literatura
1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii, v redakcii ot 01.01.2019g.
2. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii, chast' 2 FZ N 117 ot 5 avgusta 2000 goda
3.Zakon Karachaevo-CHerkesskoj respubliki «O respublikanskom byudzhete Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov», ot 15 dekabrya 2017 g.
4.Zaklyuchenie Kontrol'no-schetnoj palaty Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki na proekt zakona Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki «O respublikanskom byudzhete Karachaevo-CHerkesskoj Respubliki na 2018 god i planovyj period 2019 i 2020 godov».
5. Nalog.ru/m09/ifns/imns09_03