Научная статья на тему 'Оценка состояния и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов села'

Оценка состояния и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / СПРОС НА ТРУД / ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ / СПОСОБЫ ПОИСКА РАБОТЫ / АГРАРНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Паронян Арарат Артюшович, Гейко Мария Владимировна

Изучены состояние и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов села, уровень занятости сельского населения, определены тем-пы развития численности отдельных образовательных категорий специалистов сельского хозяйства, возрастной и профессиональный состав безработных, выявлены фор-мы поиска работы безработными, определены практиче-ские меры совершенствования системы занятости и соци-альной защиты сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паронян Артюш Степанович, Паронян Арарат Артюшович, Гейко Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов села»

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА

А.С. Паронян, А.А. Паронян, М.В. Гейко

Аннотация. Изучены состояние и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов села, уровень занятости сельского населения, определены темпы развития численности отдельных образовательных категорий специалистов сельского хозяйства, возрастной и профессиональный состав безработных, выявлены формы поиска работы безработными, определены практические меры совершенствования системы занятости и социальной защиты сельского населения.

Ключевые слова: занятость, спрос на труд, численность безработных, способы поиска работы, аграрный рынок труда, государственная политика занятости.

Занятость является важнейшим условием развития человека, условием для удовлетворения потребностей его в сфере труда и в других сферах его деятельности. Известные ученые Бреев В. [1], Маршалл А. [2] и другие отмечают, что «занятость» как экономическая категория, - это общественные отношения, связанные как с производством и накоплением, так и с формированием и использованием фонда потребления. Мы считаем, что занятость населения есть система отношений взаимосвязанных и взаимозависимых социальных, экономических, демографических, и психологических факторов для предоставления возможности всему населению трудиться с целью производства национального дохода, материальных и духовных благ.

Занятыми считаются граждане: работающие в сферах производства, обращения и услуг по трудовому договору, имеющие и другую оплачиваемую работу, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены производственных кооперативов; военнослужащие, служащие в органах внутренних дел; трудообеспеченные учащиеся любых учебных заведений очной формы, лица временно отсутствующие на работе, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам [3].

В 2010 г. численность лиц, занятых в сельскохозяйственных предприятиях (включая фермерские хозяйства Курской области), по сравнению с 2000 г. снизилась на 24,40%. Численность занятых производством сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах возросла на 6,7%, в том числе численность занятых производством продукции, предназначенной для реализации, уменьшилась на 31,26%, а численность занятых производством продукции для собственного потребления увеличилась на 22,14%.

Важными показателями оценки деятельности активного населения являются уровень и форма их занятости. На практике сложились и функционируют различные формы и виды занятости. Из данных таблицы 1 следует, что за период с 1990 г. по 2008 г. число личных подсобных хозяйств возросло на 1,3 млн. единиц или на 7,9%, а к 2010 г. сократилось на 1,8 млн. единиц или на 11,05%. При этом за 1990-1995 гг. число хо-

зяйств не изменилось, затем в 2000-2005 гг. несколько сократилось и составило 16,0 млн. единиц и в 2006 г. число хозяйств возросло и составило 17,5 млн. единиц.

Площадь земельных угодий из года в год увеличивалась и в 20010 г. составила 7529 тыс. га, что больше по сравнению с 1990 г. на 4279 тыс. га, или в 2,32 раза. Размеры земельных угодий в расчете на одну семью возросли в 2,55 раза и составили 0,52 га. Аналогичное положение сложилось с коллективными и индивидуальными садами. Число семей, имеющих коллективные и индивидуальные сады, возросло в 1,98 раза, или на 8,4 млн. семей.

За период 1990-2010 гг. в РФ существенно возросло число фермерских хозяйств, размеры предоставленных им земельных участков и средние размеры земельных участков (таблица 2).

Число крестьянских (фермерских) хозяйств существенно возросло в 1995 г. по сравнению с 1990 г. (в 63,7 раза), в дальнейшем в 1995-2009 г. число крестьянских (фермерских) хозяйств ежегодно возрастало по сравнению с 1995 г. на 2,0-13,0 тыс.га.

Площадь, предоставленная крестьянским (фермерским) хозяйствам, возросла от 12011 тыс. га в 1995 году до 22688 тыс. га в 2010 г., средний размер земельного участка одного крестьянского (фермерского) хозяйства возрос более чем в два раза. Продуктивность земельных угодий и животных в среднем находилась на уровне средних показателей сельскохозяйственных организаций Российской Федерации.

Занятость как экономическую категорию следует рассматривать на макроэкономическом уровне в двух аспектах: занятость трудовых ресурсов по сферам деятельности и уровень их использования.

С 1995 г. по 2010 г. численность занятого населения в целом по Российской Федерации возросла на 10,2%, или в абсолютном выражении на 548 тыс. человек, при этом более заметный рост численности занятого населения происходил с 2000 г. Численность занятого населения в сельском хозяйстве ежегодно сокращалась, в результате в 2010 г. число лиц, занятых в сельском хозяйстве по сравнению с 1995 г. сократилось на 3259 тыс. человек. Число рабочих мест в эквиваленте полной занятости в целом по Российской Федерации в 2008 г. сократилось на 8294 тыс., в том числе в сельском хозяйстве сократилось на 6286 тыс. рабочих мест, или на 27,3%. Сокращение численности занятых более усиленными темпами происходит среди женского населения. В 2010 г. численность женщин, занятых в сельском хозяйстве, по сравнению с 2000 г. сократилась на 21,2%, а численность мужчин за этот период сократилась на 13,6%. В целом по народному хозяйству численность занятых мужчин возросла на 6,26%, а численность женщин за этот период возросла на 10,2%.

Таблица 1 - Динамика числа хозяйств, площади земельных угодий, закрепленных за различными хозяйствующими субъектами, млн. единиц (на конец года)

Показатели Годы

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2008 2010

Личные подсобные хозяйства: число семей, млн. 16,3 16,3 16,0 16,0 15,9 16,0 16,0 16,0 17,5 17,6 14,5

Площадь земель:

Всего, тыс. га. 3250 5810 6243 6595 6914 7014 7078 7050 8891 8904 7529

В среднем на одну семью, га 0,20 0,36 0,39 0,41 0,43 0,44 0,44 0,44 0,51 0,51 0,52

Коллективные и индивидуальные сады: число семей, млн. 8,5 15,0 14,9 14,6 14,6 14,5 14,5 14,1 12,9 12,9 16,9

Площадь земель:

Всего, тыс. га 576 1242 1265 1263 1260 1259 1258 1249 1124 1201 1709

В среднем на одну семью, га 0,07 0,08 0,09 0,09 0,09 0,09 0,09 0,09 0,07 0,09 0,10

Таблица 2 - Число и средние размеры крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации (на конец года)

Показатели 1990г. 1995г. 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. 4,4 280,1 261,7 257,4 255,4 285,0 293,0 287,0 272,0

Площадь, предоставленных им земельных участков, тыс. га 181 12011 15292 19246 20588 20610 22259 23149 22688

Средний размер земельного участка, га 41 43 58 75 81 73 76 81 83

В структуре занятости наиболее высокими темпами сократилась численность молодежи в возрасте до 20 лет, их численность в 2010 г. по сравнению с 2000 г. сократилась на 71,0 тыс. человек или на 33,36%. Сокращение произошло и в других возрастных группах за исключением численности трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве РФ в возрастной группе 50-59 лет, где сокращение составило 13,9% и в возрастной группе более 60 лет, где сокращение составило более чем в два раза (таблица 3).

Сокращение численности молодежи в структуре занятых зависит от снижения численности сельского населения моложе трудоспособного возраста, роста трудоемкости, незначительной престижности аграрного труда, низкой заработной платы и низкого уровня развития инфраструктуры села.

Наши исследования показали, что общая численность лиц по всем образовательным уровням в РФ в 2010 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 1,16% или в количественно выражении на 775 тыс. человек, в том числе численность лиц с высшим профессиональным образованием возросла на 11,40% или на 1880,9 тыс. человек (таблица 4).

Численность специалистов со средним профессиональным образованием возросла на 1345,8 тыс. человек, или на 7,9%. В сельском хозяйстве численность специалистов, имеющих высшее профессиональное образование возросла и в 2010 г. составила 605 тыс. чело-

век, численность специалистов с начальным профессиональным образованием составила 46,0 тыс. чел.

Численность лиц по остальным образовательным категориям сократилась в пределах от 48,1% (лица, имеющие неполное высшее профессиональное образование) до 44,4% (лица, имеющие основное общее образование). Общее число специалистов сельского хозяйства за период 2005-2010 г. уменьшилось соответственно с 7381,0 тыс. чел. до 6580,0 тыс. чел.

В целом проведенный анализ показал, что образовательный уровень специалистов повышается в связи с ростом технического уровня производства, совершенствованием технологии производства продукции.

С повышением образовательного уровня возрастает трудовая активность населения. За период 2000-2010 г. возросла численность экономически активного населения на 3,7% (таблица 5).

За этот период численность лиц, занятых в экономике, возросла на 2294 тыс. человек, или на 3,5%. Возросла и численность граждан, зарегистрированных в службе занятости на 5442 тыс.чел., или на 45,5%. Из общей численности зарегистрированных в службе занятости число лиц признанных безработными в 2010 г. составило 1589,4 тыс. человек, что больше по сравнению с 2000 г. на 552,4 тыс. чел., или на 53,3%. Из числа лиц, признанных безработными, в 2010 г. назначено пособие по безработице 1358,6 тыс.чел., что составляет 85,5% от числа лиц, признанных безработными.

Таблица 3 - Численность трудовых ресурсов занятых в сельском хозяйстве Российской Федерации, тыс. человек

Возраст работников Численность занятых трудовых ресурсов

2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2000г.

До 20 лет 213,0 140,2 117,7 106,8 158,0 142,0 66,7

20-29 1952,1 1668,2 1599,6 1555,3 1481,0 1510,0 81,2

30-39 2410,9 1778,8 1675,9 1628,7 1645,0 1680,0 89,7

40-49 2707,8 2140,5 1904,4 1782,2 1842,0 1817,0 67,1

50-59 1289,4 1387,6 1385,0 1355,0 1244,0 1110,0 86,1

60 и более 422,8 265,7 242,4 247,0 210,0 206,0 343,3

Всего 8996 7381 6925 6675 6580,0 6465,0 71,9

Таблица 4 - Квалификационный уровень и численность занятых в экономике Российской Федерации по

уровню образования, тыс. человек

Образовательные уровни 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

всего в экономике в том числе сельское хозяйство всего в экономике в том числе сельское хозяйство всего в экономике в том числе сельское хозяйство всего в экономике

Высшее профессиональное 16497,1 442,9 19104,2 607,4 18533,0 605,0 18378,0

Неполное высшее профессиональное 1269,0 88,6 1095,6 33,4 944,0 46,0 1148,0

Среднее профессиональное 16965,2 1240,0 18145,6 1174,8 18528,0 1474,0 18311,0

Начальное профессиональное 12224,0 1276,9 13215,5 1368,4 12602,0 1363,0 13310,0

Среднее общее 15161,3 2605,5 13763,3 2302,9 13546,0 2131,0 13514,0

Основное общее 4207,9 1431,9 2807,4 994,6 3033,0 796,0 2703,0

Не имеют основного общего образования 467,5 295,2 342,4 193,6 207,0 165,0 203,0

Всего по всем образовательным уровням 66792 7381 68474 6675 67393,0 6580,0 67567,0

Таблица 5 - Численность экономически активного населения лиц, занятых в экономике, граждан признанных

безработными и уровень образования в экономике России (тыс. чел.)

Показатели Годы 2010 г. в % к 2000 г.

2000 2005 2007 2008 2009 2010

Численность экономически активного населения 72770 73832 75060 75892 75658 75448 103,7

Занятые в экономике 65273 68603 70570 70603 67343 67567 103,5

Численность граждан, зарегистрированных в службе занятости 1196,5 2009,0 1731,8 1733,8 2348,3 1740,7 145,5

В том числе признано безработными 1037,0 1830,1 1553,3 1522,1 2147,3 1589,4 153,3

Из них назначено пособие по безработице, тыс. чел. 909,7 1570,3 1305,0 1253,2 1872,5 1358,6 149,3

Спрос на труд 750,9 816,7 1126,3 894,7 724,4 981,9 130,8

Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, чел. 1,6 2,5 1,5 1,9 3,2 1,8 112,5

Уровень безработицы (зарегистрированной), % 1,4 2,5 2,1 2,0 2,8 2,0 2,2

Следует отметить, что число лиц, которым назначено пособие по безработице, в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возросло на 49,3%. В то же время в экономике Российской Федерации за рассматриваемые годы возрос спрос на труд на 30,8% и в 2010 г. составил 981,9 тыс. человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию возросла на 12,5% или в абсолютном выражении на 0,2 единицы. Уровень безработицы возрос на 0,6 процентных пункта.

Размеры пособий по безработице в 2010 г. дифференцировались в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Уволенные работники с предприятий по объективным причинам в течение 12 месяцев и имевшие в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), пособие по безработице выплачивалось: в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - в размере 45%, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда [4].

В связи с технологическими изменениями в сельскохозяйственном производстве происходит изменение в спросе на труд, нередко возникает нехватка рабочей силы для выполнения сельскохозяйственных работ и операций в установленные календарные сроки. Такое положение приводит к необходимости привлечения дополнительной рабочей силы, в том числе и не обладающей достаточной квалификацией, что оказывает влияние на эффективность выполняемой работы и качество результатов применения труда. Предложение труда зачастую не соответствует половозрастным и качественным параметрам изменившемуся спросу на труд.

Так, в структуре численности безработных в период с 2000 г. по 2010 г. численность лиц в возрасте до 20 лет возросла на 2 процентных пункта. В возрасте от 20 до 29 лет - число безработных возросло на 0,3 процентного пункта. У работников в возрасте от 30 до 39 лет уровень безработицы возрос на 3,0 процентного пункта. Среди лиц в возрасте 40-49 лет безработица сократилась на 4,8 процентного пункта, среди лиц в возрасте 50-59 лет сократилась на 3, процентных пункта, а численность безработных лиц в возрасте 60-72 года возросла на 1,9 процентного пункта (таблица 6).

Таблица 6 - Структура численности различных возрастных групп безработных в сельском населении

В % к итогу 23,5 22,8 22,2 20,3 21,7 18,7

50-59 лет

В % к итогу 11,5 12,6 12,3 14,2 13,4 7,8

60-72 года

В % к итогу 1,6 2,4 1,4 2,2 32 3,5

Возрастные группы 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

В % к итогу 100 100 100 100 100 100

До 20 лет

В % к итогу 8,6 10,4 9,4 9,3 9,8 10,6

20-29 лет

В % к итогу 30,3 30,0 33,8 33,7 31,6 30,9

30-39 лет

В % к итогу 25,5 20,8 20,8 20,3 20,3 28,5

40-49 лет

Наибольший удельный вес в общей численности безработных занимают безработные в возрасте 20-29 лет (около 31%). В 2000 г. удельный вес безработных этой возрастной группы составил 30,3%, а в 2010 г. 30,9%. Высокий удельный вес занимают также безработные в возрасте 30-39 лет (в 2010 г. их доля в общей численности безработных составляет 28,3%), а в абсолютном выражении 581 тыс. чел., что по сравнению с 2000 г. больше на 98 тыс. чел.

В возрастной группе 40-49 лет численность безработных уменьшается с 446 тыс. чел в 2000 г. до 382 тыс.чел. в 2010 г. Безработные остальных возрастных групп в общей их структуре занимают незначительный удельный вес и существенных изменений в общей структуре безработных не происходит.

Снижение уровня образования сельской молодежи может привести к тому, что через 10-20 лет целое поколение сельских молодых работников окажется без образования и пополнит численность неквалифицированных работников и безработных в сельской местности.

Наши исследования способов поиска работы безработными показали изменения структуры безработными (таблица 7).

в %

Таблица 7 - Способы поиска работы безработными,

Способы поиска работы Годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 2000 2005 2007 2008 2009

Безработные обращались: В государственную службу занятости 36,3 26,1 34,2 33,0 32,9 41,6

Мужчины 30,1 22,0 28,0 28,9 28,2 37,4

Женщины 43,5 30,8 41,3 37,6 38,6 46,1

В коммерческую службу занятости 3,8 2,4 2,7 3,5 3,5 3,2

Мужчины 3,7 2,1 2,2 3,2 3,3 3,2

Женщины 3,9 2,8 3,3 4,0 3,6 3,3

С подачей объявлений в печать 17,2 24,2 17,7 17,3 14,8 22,5

Мужчины 17,2 23,2 19,6 16,7 14,1 22,4

Женщины 17,1 25,2 15,5 18,1 15,7 22,6

К родственникам, друзьям, знакомым 38,7 58,7 56,7 59,5 57,0 57,0

Мужчины 48,8 58,6 58,7 61,1 57,4 58,6

Женщины 36,2 58,8 54,4 57,6 56,6 55,3

К администрации (работодателю) 27,8 30,1 26,0 26,8 25,9 26,1

Мужчины 29,7 32,0 28,1 28,5 27,2 27,3

Женщины 25,6 27,9 23,6 24,8 24,4 24,8

С поисками для открытия частного предприятия 1,4 0,9 1,2 0,9 1,3 6,8

Мужчины 1,9 1,3 1,5 1,2 1,8 7,6

Женщины 0,7 0,6 0,8 0,6 0,7 6,0

Другие способы 15,2 13,3 10,8 11,6 11,1 11,0

Численность безработных, обратившихся в государственную службу занятости, за период с 2000 по 2005 год сократилась с 36,2 до 23,4%. В дальнейшем с 2005 по 2009 год число лиц, обратившихся в государственную службу занятости также из года в год сокращалось. Причинами снижения обращения в службу занятости, явились изменения условий регистрации граждан, задержка выплат пособий по безработице и др.

По результатам наших исследований можно утверждать, что наиболее рациональным способом поиска работы является обращение к друзьям, родственникам и знакомым. Продолжительность молодежной безработицы в возрасте до 20 лет составляет 6 месяцев, а в дальнейшем с увеличением возраста численность безработных возрастает. Более 50% безработных в сельском хозяйстве искали работу 12 и более месяцев, в том числе мужчины - 47,8%, женщины - 53,6%.

Со спадом производства и снижением инвестиций в экономику, а также с уменьшением совокупного спроса на товары и услуги, сокращением занятости и ростом безработицы в организациях и трудовых коллективах проявляются факты циклической безработицы. Спад производства вызвал изменения циклической безработицы по регионам России.

Рост инвестиций в экономику, увеличение объема производства продукции и технологические изменения в сфере производства снижают циклическую безработицу. Структурная перестройка в сельском хозяйстве, сопровождающаяся спадом производства, сокращением размеров заработной платы и задержками ее выплаты работникам негативно влияет на занятость сельского населения. Происходит отток работников, особенно молодежи, в сферу услуг, в предприятия по обслуживанию сельскохозяйственных организаций, организации торговли и в другие организации.

Скрытая безработица характеризуется тем, что определенная часть работников, которые формально считаются занятыми, не выполняют какой-либо работы в определенный период времени. В сельском хозяйстве при спаде объемов производства продукции проявляется скрытая безработица. Данный вид безработицы подразделяется на официальную и неофициальную формы. При официальной безработице работники, которые находятся в отпусках по решению администрации, вынуждены работать неполное рабочее время. Проведенные нами исследования показали, что в 2009 г. в сельской местности насчитывалось 1,4 млн.чел. скрытых работников. Скрытая безработица понижает цену труда, устраняет конкуренцию на рынке труда, разрушает механизм спроса и предложения труда, угрожает распадом местных рынков труда, деформирует отраслевую структуру занятости и, тем самым, накапливает потенциал обвальной безработицы.

Современная безработица в сельской местности имеет как экономические, так и социальные последствия. Наши исследования показали, что в 2008 г. 13,7 млн. чел. не выразили желания работать, из них 583 тыс. чел. - в сельском и личном хозяйствах, в том числе 5,3 тыс. чел. - учащиеся и студенты дневной формы обучения, 368 тыс. чел. - пенсионеры и 314 тыс. чел. -другие категории сельского населения. Мы считаем, что на поведение работников и работодателей значительное влияние оказывают объективные причины, в том числе - отношение к собственности на средства производства (в рыночных условиях сущность этих отношений состоит в отчуждении наемного работника от средств производства и от продуктов своего труда, а уволить с работы допускается только работника, который не владеет средствами производства и не является собственником).

Одной из причин безработицы является лишение работника собственности на средства труда.

Наши исследования, проведенные в областях Центрального федерального округа с 2002 г. по 2006 г., показали, что большее число акций в основном концентрируются у руководителей и специалистов, которые приобрели их путем скупки и продажи владельцам в счет дивидендов. Право голоса имеют от 8 до 13% членов сформированных сельскохозяйственных кооперативов, остальные члены кооперативов принимаются в качестве ассоциированных членов. При создании товариществ на вере группа участников от 3 до 5 человек берет на себя полную ответственность за хозяйство, а остальные вкладчики, приглашенные на работу, остаются без права голоса. В областях ЦФО до 75% свидетельств, числящихся выданными работникам, фактически находятся в распоряжении руководителей сельскохозяйственных организаций.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что на аграрном рынке труда наемный работник не изменяет свой статус - продавца своего права на труд, право найма и увольнения наемных работников принадлежит администрации акционерных и других сельскохозяйственных предприятий, при этом профсоюзы не действуют, о чем свидетельствует текучесть кадров и наличие безработицы (таблица 6).

Практический опыт работы предприятий показывает, что безработица повлекла за собой серьезные экономические, социальные, правовые и нравственные последствия как для самих, безработных и их семей, так для отрасли и общества в целом. К числу последствий относится недоиспользование свыше 1,5 млн. работников в трудоспособном возрасте, которое привело к потерям ВВП с 9,9% в 1990 г. до 5,5% в 2006 г. Возмещение потерянной заработной платы сельских работников пособием по безработице составило от 55% до 75% заработка. Увеличение продолжительности безработицы приводит к ухудшению материального положения и снижению жизненного уровня безработных и их семей. Безработица изменяет социальный статус наемных работников, лишает возможности трудиться и зарабатывать необходимые средства к существованию. Продолжительная безработица приводит к росту количества таких заболеваний, как нервно-психические, алкоголизм, наркомания, а также к росту преступности и неуверенности в улучшении условий жизни в будущем.

По нашему мнению, совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения должно осуществляться федеральными, региональными и местными органами власти на основе принципов комплексности, системности и постоянства политики занятости на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях во взаимосвязи.

Государственная политика в области занятости сельского населения должна: обеспечивать равные возможности всем гражданам Российской Федерации в реализации права на труд и свободный выбор занятости; обеспечивать социальную защиту в области занятости, особо тех, кто нуждается и испытывает трудности в поисках работы; сокращать длительную безработицу в сельской местности; поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; координировать деятельность государственных органов и профессиональных союзов в разработке и реализации мер по обеспечению занятости и социальной защиты населения; обеспечивать занятость в местах проживания малочисленных и других народов Российской Федерации с учетом их традиций и исторически сложившихся видов деятельности.

В каждом регионе должна действовать своя отраслевая программа содействия занятости и социальной

защиты сельского населения, направленная на стабилизацию занятости работающих; на создание условий для переподготовки работников, получения ими дополнительных профессий и специальностей; на компенсацию издержек работодателям при создании дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях и на расширение практики приема на работу молодых людей, закончивших средние школы, средние и высшие сельскохозяйственные учебные заведения.

Список использованных источников

1 Бреев Е.Б. Становление рыночных отношений и занятость населения // Общество и экономика. - 1995. - №7 - 8. -С. 122 - 126.

2 Маршалл А. Принципы экономической науки: в 2-х т. - М.: Прогресс, 1993. - Т. 1. - 416 с.; Т. 2. - 312 с.

3 О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде Российской Федерации законом от 24 ноября 1995 г. - №182. - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995.

4 Буробкин И.Н. К теории экономических интересов в системе аграрных производственных отношений // Предприятия АПК на пути к рынку. - М., 2001. - С.11 - 15.

5 Барбашин А.И. Производственные ресурсы сельского хозяйства и факторы эффективного их использования: курс лекций. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 1997. - 72 с.

6 Гасиев П. Научно-исследовательский прогресс и повышение производительности в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. - 2008. - №12. - С. 40 - 41.

7 Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - М.: Статистика, 1997. - 200 с.

Информация об авторах

Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел.: 8 (4712) 58-14-27, 53-14-25, [email protected]

Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, доцент Курского института кооперации, [email protected]

Гейко Мария Владимировна, аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 8(4712) 58-14-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.