ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕГО ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В СВЕТЕ ЧЛЕНСТВА В ЕАЭС
Ж.А. Исманбаева
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация. К числу наиболее важных факторов, влияющих на политику стимулирования экспорта Кыргызской Республики, следует отнести следующее: экономический потенциал страны, сложившаяся структура национальной экономики, уровень их экономического развития, степень интегрированности в мировую хозяйственную систему.
Основную роль во взаимной торговле Кыргызской Республики играют торговые отношения с Российской Федерацией (53,7%) и Республикой Казахстан (44,2% общего показателя). Поставки Кыргызстана в Российскую Федерацию сократились на 12,9%, в Казахстан - увеличились на 17,4%.
Позитивная динамика экспорта Кыргызстана во взаимной торговле отмечена в 2015 г. по поставкам отдельных видов продовольственных товаров, хлебобулочных и табачных изделий, сушеных фруктов и овощей, в разы возросли продажи фармацевтической продукции и отдельных видов обуви.
По данным за 2016 г. положение во внешней и взаимной торговле товарами Кыргызской Республики выглядит следующим образом. Объем экспорта товаров Кыргызской Республики на внешний рынок к уровню 2015 г. составил 105,2%. Имело место увеличение продаж драгоценных металлов на 5,7% (62,8% общего объема продаж Кыргызской Республики в третьи страны), минеральных продуктов в 1,6 раза (8,7%). Объемы поставок по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью снизились на 32,6% (6,9%).При общем сокращении объема взаимной торговли по Союзу в целом
(93,3% к уровню 2015 г.) внутрисоюзные поставки Кыргызской Республики возросли на 4,4%. При этом экспорт товаров во взаимной торговле с Казахстаном увеличился на 17,4% за счет роста поставок руд драгоценных металлов, фруктов и овощей, одежды.
Увеличился экспорт Кыргызстана в третьи страны (на 5,2%), в то время как по Союзу в целом наблюдается снижение показателя на 17,5%, в том числе по Беларуси - на 22,3%, Казахстану - на 19,5%, России - на 17,2%. В отличие от партнеров по Союзу зарегистрирован рост импорта товаров из стран вне ЕАЭС на 15,3%.
В январе - мае 2017 года к соответствующему периоду 2016 года объем экспорта Кыргызской Республики в государства - члены ЕАЭС увеличился на 25,5%. Объемы поставок текстиля, текстильных изделий и обуви увеличились в 1,7 раза (43,2% общего объема экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - в 1,7 раза (24,6%), в то время как по минеральным продуктам зарегистрировано снижение показателя на 30,1% (19,1%).
Таким образом, можно констатировать, что по итогам торговой политики от вхождения Кыргызской Республики в состав ЕАЭС дало положительные результаты, связанные с первичным интеграционным эффектом.
Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, Кыргызская Республика, взаимная торговля, внешняя торговля, горнодобывающая отрасль, легкая промышленность, агропромышленный сектор, туризм, энергетика.
ESTIMATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC EXPORT POTENTIAL AND
ITS CONTRIBUTION TO THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY IN THE LIGHT OF MEMBERSHIP IN THE EEU
J.A. Ismanbaeva
Jusup Balasagyn Kyrgyz National University, Bishkek, Kyrgyzstan
Abstract. Among the most important factors affecting the export promotion policy of the Kyrgyz Republic are the following: the economic potential of the country, the actual structure of the national economy, the level of economic development, the degree of integration into the world economic system.
The crucial role in the mutual trade of the Kyrgyz Republic is played by trade relations with the Russian Federation (53.7%) and the Republic of Kazakhstan (44.2% of the total figure). Kyrgyzstan's shipments to the Russian Federation decreased by 12.9%, and to Kazakhstan increased by 17.4%. The positive dynamics of export of Kyrgyz-stan in mutual trade was noted in 2015 for the supply of certain types of food products, bakery and tobacco products, dried fruits and vegetables, sales of pharmaceutical products and certain types of footwear increased significantly.
According to the data for 2016, the situation in foreign and mutual trade in goods of the Kyrgyz Republic looks as follows. The export volume of goods of the Kyrgyz Republic to the external market compared to 2015 was 105.2%. There was an increase in sales of precious metals by 5.7% (62.8% of the total sales of the Kyrgyz Republic to third countries), mineral products by 1.6 times (8.7%). The volumes of the rates on food products and agricultural raw materials decreased by 32.6% (6.9%). With a general reduction in the volume of mutual trade in the Union as a whole (93.3% compared to 2015), intra-union deliveries of the Kyrgyz Republic public increased by 4.4%. At the same time, the export of goods in mutual trade with Kazakhstan increased by 17.4% due to the growth in the supply of ores of precious metals, fruits and vegetables, and clothing.
Kyrgyzstan's exports to third countries increased (by 5.2%), while the Union as a whole experienced a decline of 17.5%, including Belarus 'by 22.3%, Kazakhstan - by 19.5%, in Russia - by 17.2%. In contrast to the partners in the Union, the growth of imports of goods from non-EAEU countries is 15.3%.
In January-May 2017, by the corresponding period of 2016, the volume of export of the Kyrgyz Republic to the EEU member
states increased by 25.5%. Volumes of supplies of textiles, textiles and footwear increased by 1.7 times (43.2% of the total exports of the Kyrgyz Republic in mutual trade), food products and agricultural raw materials -by 1.7 times (24.6%), While mineral products registered a decline of 30.1% (19.1%).
Thus, it can be stated that according to the results of the trade policy from the entry of the Kyrgyz Republic into the EAEU, there were positive results related to the primary integration effect.
Keywords: export, export potential, Kyr-gyz Republic, mutual trade, foreign trade, mining industry, light industry, agro-industrial sector, tourism, energy.
Уровень интеграции Кыргызстана с мировой экономикой влияет на экономический рост страны неоднозначно. Несмотря на высокий уровень интеграции крупных объемов экспорта золота и электроэнергии и импорта нефти, на современном этапе, он не повлиял на благосостояние страны. Нерегулярные экспортные отношения препятствуют реализации потенциала роста Кыргызстана, несмотря на высокий уровень диверсификации экспорта. Этому способствует тот факт, что охват рынка был в состоянии стагнации за прошедшие 10 лет из-за высокого уровня возникновения и исчезновения экспортной продукции. В данное время экспортная корзина основывается на выявленных сравнительных преимуществах первичных и сельскохозяйственных товаров, в том числе, золота, швейных изделий и овощей. Но рыночная доля и стоимость на основных рынках Кыргызстана снизилась, а именно, на рынках минеральных продуктов и хлопка. Тем не менее, рост сельскохозяйственной продукции находится выше среднего значения.
Обычно Кыргызстан экспортирует эти виды продукции в соседние страны. Но, в целом, вывозится меньше видов продукции в меньшее количество пунктов назначения по сравнению со средними мировыми показателями.
Еще один существенный барьер к росту - низкий уровень технологического содержания кыргызского экспорта. Боль-
шую часть экспорта составляют товары народного потребления и промышленные продукты переработки природных ресурсов. Этим видам продукции не хватает положительных связей и эффекта репликации, связанных с экспортом, имеющим высокие технологические ресурсы.
Как известно, экспортные отношения имеют низкий уровень выживания, что объясняет прерывистость в экспорте Кыргызстана. Отсутствие устойчивости означает проблемы в бизнес среде, в доступе к средствам, в качестве и безопасности продукции. Следовательно, существует необходимость гармонизации работы институтов поддержки торговли и пересмотра государственной торговой политики, что может улучшить логистику в торговле, инфраструктуру, и снизить затраты на ведение бизнеса и экспорта в другие страны.
Предприятия Кыргызстана испытывают различные трудности в поставках своей продукции на международные рынки. Эти трудности заключаются в получении доступа к необходимым кредитным средствам для закупки оборудования и сырья. Компаниям также сложно соответствовать критериям, предусмотренных несколькими соглашениями о торговых преференциях. Помимо этого, международную сертификацию редко имеют кыргызские экспортеры, несмотря на хорошо известные экономические выгоды сертификации. В целом, отсутствует сотрудничество между компаниями, что приводит к слабому развитию торговых ассоциаций и товарных кластеров. На возможность поставок на рынок также влияют трудовые ресурсы - навыки персонала, которые не соответствуют потребностям рынка. Зачастую, руководство многих компаний имеют низкий профессиональный уровень в области экспорта и конкуренции на международных рынках. Поэтому иногда, возможность поставок на международные рынки снижается из-за отсутствия подробной информации о рынке и профессионалов в области международных экономических отношений.
Общая бизнес среда в Кыргызстане ограничена различными способами. Во-первых, компаниям сложно получить доступ к экспортному финансированию,
страхованию и кредитам. Приграничные нерешенные проблемы также отрицательно влияют на экспортную бизнес среду, поскольку таможенные органы Кыргызстана работают иногда без надлежащего оборудования для проведения таможенной очистки. Международная торговля также затруднена из-за старого оборудования, которое ненадежно при поставке продукции на рынок и с рынка. Прохождение таможенных процедур также требует огромного количества документов, подготовка которых требует определенных затрат. Экспортные предприятия не используют должным образом имеющиеся консультационные услуги в сфере бизнеса, что затрудняет осуществлять процедуры контроля качества. В отношении входа на международный рынок, Кыргызстан стоит перед несколькими проблемами, включая, недостаточное количество соглашений во избежание двойного налогообложения. Более того, свободные экономические зоны не имеют ожидаемого экономического влияния на внутреннее производство. Процесс доведения продукции до рынка усложняется закрытыми границами и визовыми ограничениями, что повышает в определенной степени стоимость торговли. Слабость профессиональных институтов поддержки торговли также отрицательным образом влияет на способность Кыргызстана получить доступ к новым рынкам, а также улучшить имидж экспортной продукции.
Стимулирование экспортной деятельности кыргызских предпринимателей должно, в первую очередь, основываться на улучшении качества человеческого капитала, упрощении доступа к финансовым и другим ресурсам, решении инфраструктурных проблем. Необходимо также регулярно анализировать и сравнивать стратегические позиции Кыргызстана на мировом рынке, оценивать имеющиеся 78 преимущества и адаптировать экономические процессы к меняющимся экономическим условиям. Только обеспечивая качество производимых товаров услуг и динамичность отраслей, Кыргызстан сможет стать полноценным участником международной торговли и увеличить долю экспорта в
ВВП. Страна имеет потенциал и должна войти в список 40 стран в рейтинге по легкости ведения бизнеса Всемирного банка. Позиции Кыргызстана в Индексе глобальной конкурентоспособности и в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю ВЭФ должны улучшиться в три раза (111-е место в 2016-2017 гг. и 113-е, соответственно)1.
В отношении вопросов развития, мероприятия по продвижению экспорта Кыргызстана не решены в достаточной мере задачи снижения бедности. Кыргызстан не в полной мере использует региональные торговые соглашения для увеличения экспорта. Также Кыргызстан все еще не адаптировался к изменениям в потребительском спросе на органическую продукцию. Эффективное потребление энергии, водных и земельных ресурсов создает необходимый потенциал для развития и стимулирует экспортную конкурентоспособность в регионе.
1. Тем не менее, объем внешней и взаимной торговли товарами Кыргызской Республики, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики [Социально-экономическое положение: 2018]
Официальный сайт в январе-ноябре 2017 г.2 составил 5602,5 млн долл. и по сравнению с январем-ноябрем 2016 г. увеличился на 10,9%. Экспортные поставки повысились на 12,8%, составив 1541,3 млн. долл., что обусловлено увеличением поставок в страны СНГ на 23,1% и в страны вне СНГ - на 5,7%. Импортные поступления по сравнению с январем-ноябрем 2016 г. возросли на 10,2%, составив 4061,2 млн долл. за счет роста поставок из стран СНГ на 15,5%, а также из стран вне СНГ - на 6,2%. В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 27,5%, импорта -72,5%. Отрицательное сальдо торгового баланса в январе-ноябре 2017 г. составило
1 Проект Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. «Таза коом. Жаны Доор». [Электронный ресурс], http://www.president.kg/
2 Официальный сайт агентства по продвижению и
защите инвестиций Кыргызской Республики. [Электронный ресурс], http://www.invest.gov.kg/ru/
2519,9 млн долл. (в январе-ноябре 2016 г. -2317,3 млн долларов). Без учета золота экспорт товаров увеличился на 20,1%, составив 951,3 млн. долл. В общем объеме товарооборота республики на взаимную торговлю с государствами-членами Евразийского экономического союза пришлось 38,9%, в том числе в экспорте - 33,9 %, в импорте - 40,8%.
Таблица №13
Внешняя и взаимная торговля товарами Кыргызской Республики с отдельными странами в январе-ноябре 2017 г.
Пока-за-тели
Всего
Стра
ны
СНГ
Стра ны ЕАЭ С
Стра
ны
вне
ЕАЭ
С
Стра ны вне СНГ
Внешняя и взаимная торговля
мл н.
дол ларов С Ш А
560 2,5
254
2,0
217
9,2
362
,8
306 0,5
в
про цен тах к
ян-варю-но-
яб-рю 201
6
110
,9
117 ,5
114
,3
140
,6
106 ,0
в том числе
экспорт импорт
мл
н.
до
лл
ар
ов
С
Ш
А
15 41,
3
68 7,1
52 2,7
16 4,4
85 4,2
в
про цен тах к
ян-варю-но-
яб-рю 201
6
112
123 ,1
125 ,7
115
,6
105
,6
мл н.
дол ларов С Ш А
406 1,2
185 4,9
165 6,5
198 ,4
220
6,3
в
про цен тах к
ян-варю-но-
яб-рю 201
6
110
,2
115 ,5
111
,2
в
1,7 р.
106 ,2
Уде
льн
ый
вес
во
вне
шне
й и
вза-
им-
ной
тор-
говл
е
рес-пуб лики
100, 0
45,4
38,9
6,4
54,6
В январе-ноябре 2017 г. Кыргызская Республика осуществляла торговлю со 124 странами мира. Товары вывозились в 85 стран, а ввоз их осуществлялся из 118 стран. Основными странами-экспортерами
3 Составлено автором по последним данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.
являлись Швейцария, занимающая 31,7 % в общем объеме экспорта, и государства-члены ЕАЭС - 33,9 %, из них на долю России пришлось 45,7 %, Казахстана - 52,7%. Импортировались товары преимущественно из государств-членов ЕАЭС, на долю которых в общем объеме ввозимых товаров пришлось 40,8%, из них доля России составила 63,7 %, Казахстана - 31,6%. Кроме государств-членов ЕАЭС, основными странами-партнерами по импорту являлись Китай (33,9% в общем объеме импорта), Турция (5,1%), США и Узбекистан (3,6%).
Объем экспорта в январе-ноябре 2017 г. по сравнению с январем-ноябрем 2016 г. повысился за счет увеличения поставок в страны СНГ на 23,1%, составив при этом
687.1 млн. долларов, а также в страны вне СНГ - на 5,6%, сложившись в размере
854.2 млн долларов. Рост объема экспорта связан с увеличением поставок сыра и творога в 3,3 раза, стекла полированного - в 1,9 раза, одежды и одежных принадлежностей - в 1,9 раза, фруктов и орехов - в 1,7 раза, масла сливочного - в 1,5 раза, руды и концентратов драгоценных металлов - на 12,9%, а также немонетарного золота - на 2,8%. В то же время, наблюдалось снижение вывоза сушеных бобовых овощей на 31,8% и электрических ламп накаливания -на 29,0%.
Таблица № 21 Экспорт отдельных видов товаров в _январе-ноябре 2017 г._
Показате- Поставлено В процентах к ян-
ли всего варю-ноябрю 2016
тыс тыс. в нату- в стои-
. дол- ральном мостном
тон ларов выра- выра-
н жении жении
Молоко, 16,3 11131, 110,6 119,4
сливки и 4
молочные
продукты,
кроме мас-
ла и сыра
1 Составлено автором по последним данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики.
Масло 2,7 11345, 138,3 в 1,5 р.
сливочное 8
Сыры и 2,0 16131, в 3,0 р. в 3,3 р.
творог 9
Мед нату- 0,6 2730,2 в 2,2 р. в 2,5 р.
ральный
Сушеные 54,2 45071, 55,2 68,2
бобовые 8
овощи
Съедобные 27,2 41143, в 1,5 р. в 1,7 р.
фрукты и 0
орехи
Руды и 65,4 12803 77,3 112,9
концен- 2,9
траты дра-
гоценных
металлов
Электро- 114 22948, - -
энергия, 5,6 1
млн. квт. ч
Хлопковое 11,6 17844, 89,5 103,6
волокно 2
Предметы - 12855 - в 1,9 р.
одежды и 8,7
одежные
принад-
лежности
Стекло 9,4 25561, в 1,6 р. в 1,9 р.
полиро- 0
ванное,
млн. кв. М
Золото не- - 59005 - 102,8
монетар- 4,3
ное
Лампы 48,2 5189,5 76,3 71,0
накалива-
ния элек-
трические,
млн. шт.
Наибольший объем в экспортных поставках за данный период приходится на Швейцарию (золото - на 484,7 млн долл.), Россию (одежда - на 90,0 млн долларов, молочные продукты - на 12,1 млн долл., овощи и фрукты - на 44,9 млн долл.), Казахстан (руды и концентраты - на 96,3 млн долларов, молочные продукты - на 26,4 млн долл., овощи и фрукты - на 20,1 млн долл.), Турцию (овощи и фрукты - на 17,3 млн долл., хлопковое волокно - на 9,2 млн долл. ) и Узбекистан (электроэнергия - на 22,9 млн долл., черные металлы - на 23,0 млн долл.).
После оценки экспортного потенциала с вкладом в социально-экономическое развитие можно сделать заключение, согласно которому следующие сектора имеют наивысший экспортный потенциал: горно-
добывающая отрасль, легкая промышленность, агропромышленный сектор, туризм, энергетика.
Горнодобывающая отрасль. Кыргызская Республика располагается на одном из крупнейших месторождений полезных ископаемых в Азии. Страна богата минеральными ресурсами, хорошо известна своими запасами золота и месторождениями редких металлов. В настоящее время горнодобывающая промышленость представлена следующими отраслями: золотодобывающая промышленность, цветная металлургия, угледобывающая промышленность, нефтегазодобывающая промышленность, месторождения строительных материалов. На территории Республики разведаны более 60 месторождений золота. Имеется 7 крупных месторождений сурьмы, 3 основных месторождения вольфрама. Сотни месторождений строительных материалов, горнорудного и химического сырья.
Легкая промышленность. Основанная на упрощенной системе налогообложения (основанная на патенте), используя дешёвое сырьё, отрасль бурно развивается в последние несколько лет. Рост объема продукции - 60% за 5 лет. Ориентированность на экспорт - 90% продукции идет на рынки России, Казахстана и Европы. Экспорт одежды занимает - 2-е место по объемам, после золота в республике.
Агропромышленный сектор. Вклад в экономику страны составляет - 14 % от ВВП. На сегодня в данной отрасли занято 32% трудовых ресурсов страны. Годовой валовый выпуск продукции составляет -3,0 млрд долларов США.
Туризм. Кыргызстан имеет широкий потенциал отрасли: оздоровительный туризм, экстремальный туризм, горный туризм, водный туризм, спортивный туризм, познавательный (экскурсионный) туризм, деловой туризм, событийный туризм. В стране действует безвизовый режим для 61 страны миры. Ежегодно страну посещают около 3 млн туристов, ключевые страны, посещающие Кыргызстан - страны ЕАЭС, также Китай и Турция.
Энергетика. Энергетика является стратегической отраслью для Кыргызской
Республики. Гидроэнергетический потенциал позволяет обеспечить электроэнергией не только свою страну, но и страны региона. Республика пользуется преимуществами большого объема гидроэнергетического потенциала и доступной возобновляемой энергией, хотя на сегодняшний день используется менее 10% гидроэнергетических ресурсов. Гидроэнергетический потенциал страны составляет - 142, 5 млрд кВтч. По мнению независимых наблюдателей, дальнейшее развитие гидроэнергетического сектора страны в сочетании с прохладным климатом может сделать Кыргызстан сильным конкурентом на азиатском рынке центров хранения и обработки данных, с возможностью использовать место расположения страны для предоставления услуг китайскому рынку.
Стратегической целью государственной политики Кыргызской Республики является совершенствование структуры кыргызского экспорта, понимаемое как процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.
Достижение поставленной цели предполагает активное участие государства в развитии кыргызского экспорта, тесную координацию усилений в этой области и совокупные усилия всех заинтересованных сторон в этом направлении, формирование долгосрочных партнерских отношений властных структур и деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов Кыргызстана за рубежом1.
В настоящее время отечественный экспорт развивается на фоне признаков оживления деловой, в том числе инвестиционной, активности, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, расширения участия страны в организациях многостороннего экономического со-
1 Официальный сайт агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики. [Электронный ресурс], http://www.invest.gov.kg/ru/
трудничества и главным образом в ЕАЭС.
Вместе с тем успехи Кыргызстана в наращивании экспорта относительны. Кыргызский экспорт развивается весьма медленно [Исманбаева: 2011. С. 128-134].
Значительное сдерживающее влияние на кыргызский экспорт оказывают следующие факторы: [Исманбаева: 2011. С. 128134]
• низкая конкурентоспособность отече-
ственной промышленной продукции;
• тяжелое финансовое положение большинства предприятий, делающее практически невозможным инвестирование в перспективные и ориентированные на экспорт проекты за счет внутренних ресурсов;
• несовершенная транспортная инфра-
структура, обеспечивающая кыргызский экспорт;
• сохранение элементов сдерживания
кыргызских экспортеров, применение методов ограничительной деловой практики для вытеснения или недопущения Кыргызстана на рынки соседних государств;
• разрыв традиционных производствен-
ных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;
• недостаточное развитие отечественных
систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств;
• недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства предприятий, нескоординирован-ность их выступлений на внешних рынках;
• высокая конкуренция на рынке тури-
стических услуг;
• недостаточное знание иностранных
граждан о туристическом продукте Кыргызстана;
• антиреклама соседних СМИ, связанная
с последними политическими событи-
ями (антитеррористическая война в Афганистане, внутренняя нестабильность и т.д.), подрывающая имидж страны, как благоприятной, привлекательной и безопасной для посещения туристов;
• иногда рекомендации зарубежных по-
сольств своим гражданам по воздержанию от посещения в нашу республику;
• труднодоступность высокогорных тер-
риторий Кыргызстана для туристов из-за географического положения и неразвитой транспортной инфраструктуры;
• административные барьеры, влияющие
на повышение себестоимости туристического продукта Кыргызстана. Тем не менее, значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд экономики существенно возрастает. В настоящее время экспорт превратился в крупнейший сектор экономики, через который реализуется около одной пятой части ВВП страны. Поэтому закономерно, что развитие кыргызского экспорта и улучшение товарооборота должно стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации национального хозяйства страны, локомотивом которых становится членство Кыргызстана в ЕАЭС.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Исманбаева Ж.А. Проблема открытой экономики и национальной экономической безопасности в Кыргызстане // Вестник КНУ им. Ж.Баласагына: Труды ИИМОП КНУ им. Ж.Баласагына. Специальный выпуск. Интеграционные и инновационные процессы в образовании и науке: состояние и перспективы. Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 15-летию ИИМОП КНУ им. Ж.Баласагына. - Бишкек: КНУ им. Ж.Баласагына, 2011. - C. 128-134 Сведения об авторе: Исманбаева Жи-бек Асанбаевна - кандидат экономических наук, доцент факультета международных отношений и востоковедения Кыргызского национального университета им. Ж. Бала-сагына. г. Бишкек, Кыргызстан (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Ismanbaeva ZH.A. Problema otkrytoj ehkonomiki i nacional'noj ehkonomich-eskoj bezopasnosti v Kyrgyzstane // Vestnik KNU im. ZH.Balasagyna: Trudy IIMOP KNU im. ZH.Balasagyna. Spe-cial'nyj vypusk. Integracionnye i inno-vacionnye processy v obrazovanii i nauke: sostoyanie i perspektivy. Materialy Respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 15-letiyu IIMOP KNU im. ZH.Balasagyna. - Bishkek: KNU im. ZH.Balasagyna, 2011. -C. 128-134.
About the author: Ismanbaeva Jibek A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Faculty of International Relations and Oriental Studies of the Kyrgyz National University. J. Balasagy-on. Bishkek, Kyrgyzstan (e-mail: [email protected]).