6. Commission of the European Communities, 'Indoor Air Quality & its Impact on Man', Report No. 11: Guidelines for Ventilation Requirements in Buildings, EUR 14449 EN, 1992. Available at: http://www.inive.org/medias/ECA/ECA_Re-port11.pdf
7. Commission of the European Communities, 'Biological particles in indoor environments', Report 12, 1993. Available at: http://www.jrc.cec.eu.int/pce/eca_re-ports/ECA_Report12.pdf
8. Residential Indoor Air Quality Guidelines. Available at: https://www.can-ada.ca/en/health-canada/services/air-quality/residential-indoor-air-quality-guide-lines.html
9. Indoor air quality in Belgium. Advisory report of the superior health council No 8794, Sept. 2017. Available at: http.//www.hgr-css.be
УДК 502.55+502.37
Агаханянц П. Ф.1, Агранова Ю.С.2
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИРОДООХРАННОМ ДНОУГЛУБЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 Научно-исследовательский университет «ИТМО», ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены»; 2Научно-исследовательский университет «ИТМО», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
ula-2 702@yandex. ru
Резюме.
Рассмотрены аспекты принятия решений в сфере обращении с загрязненными донными отложениями в Российской Федерации. В статье рассмотрено два аспекта: юридический и оценка состояния донных отложений. Выявлены пробелы правового регулирования статуса донных отложений и предложены направления совершенствования законодательства. Описаны применяемые подходы к оценке качества донных отложений и выявлены их недостатки. Даны рекомендации по формированию системы оценки состояния донных отложений. Ключевые слова. Донные отложения, природоохранное дноуглубление, принятие экологически значимых решений
Summary.
Agahaniants P.F., Agranova Yu.S. Sediment assessment for decision-making on environmental dredging in Russian Federation.
Aspects of decision-making on polluted sediments are discussed. The article considers legal aspects and sediments assessment. Gaps in legal regulation of sediments are identified. Directions for legislation development are proposed. Approaches to sediments quality assessment are described and their shortcomings are identified. Recommendations on the development the system are given.
Key words. Sediments, environmental dredging, environmental decision-making. Введение
Донные отложения представляют собой особое природно-антропогенное образование. Согласно определению, данному в руководящем документе «Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши», донные отложения представляют собой донные наносы и твердые частицы, образовавшиеся и осевшие на дно в результате внутриводоем-ных процессов, в которых участвуют вещества естественного и антропогенного происхождения»1. С учетом неизбежного глобального антропогенного влияния, все донные отложения в той или иной степени содержат загрязнения и их следует считать именно природно-антропогенным образованием. Кроме того, скорость осадконакопления в условиях антропогенной нагрузки значительно ускоряется в основном в результате смыва твердых частиц с территории и эвтрофикации [1]. Проблема загрязненных донных отложений остро стоит в Российской Федерации [2], в особенности в городах [3].
Донные отложения, накапливаясь, препятствуют навигации и должны регулярно извлекаться в акваториях портов и по фарватерам для поддержания навигационных характеристик водоемов, что имеет существенное негативное влияние как в месте проведения дноуглубления, так и в местах размещения. С другой стороны, донные отложения аккумулируют загрязняющие вещества и могут сами по себе являться источником загрязнения водоема. Для улучшения состояния водоема может быть необходим тот или иной метод снижения этого воздействия. Данный подход не разработан в Российской Федерации и решения
1 Р 52.24.309-2004 Рекомендации. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета, утв. Росгидрометом 28.10.2004.
745
принимаются, как правило, произвольно. Насколько данная проблема слабо исследована в Российской Федерации, свидетельствует отсутствие общепринятого термина, обозначающего изъятие донных отложений в природоохранных целях, аналога английского «environmental dredging». В данной работе мы будем использовать термин «природоохранное дноуглубление».
В законодательстве Российской Федерации имеются значительные разночтения по поводу статуса загрязненных донных отложений, и, соответственно, выбора метода обращения с ними.
Таким образом, можно сформулировать стоящую проблему как необходимость сформулировать этапы и критерии принятия решений о методе обращения с донными отложениями [4] и создать основы для разработки нормативно-правовой базы по общению с донными отложениями.
Материал и методы. Данные, представленные в данной статье, были получены в результате работ, проводимых в 2017-2018 г.г. на кафедре промышленной экологии НИУ «ИТМО» и ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены». Для работы применялись общелогические и теоретические методы, в частности, анализ и синтез, метод аналогий, формализация, абстрагирование, обобщение, системный метод и метод экспертных оценок. Результаты.
1. Правовой статус донных отложений
С точки зрения российского природоохранного законодательства, у загрязненных донных отложений неопределенный правовой статус. С одной стороны, это компонент окружающей среды, для которого отсутствуют нормативы качества. Таким образом, обоснованный вывод о загрязнении донных отложений на основе законодательства сделать невозможно. С другой стороны, в государственный мониторинг водных объектов включены наблюдения за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях2.
Любой проект, связанный с извлечением или перемещением донных отложений, является объектом государственной экологической экспертизы федерального
3
уровня3.
2 Приказ Минприроды России от 24.02.2014 N 112 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов".
3 Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об экологической экспертизе".
Законодательство о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации не проводит различия между донными отложениями и грунтами4, которые, по сути, являются обобщенным наименованием всех видов горных пород, являющихся объектом инженерно-строительной деятельности человека5. Аналогично, Водный кодекс Российской Федерации дает определение грунтов, в которое включаются и донные отложения: «грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее -донный грунт), - грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды»6. Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Оно запрещается в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в границах рыбохозяйственных заповедных зон внутренних морских вод и территориального моря, а также в случае, если этот грунт содержит определенные загрязняющие вещества7. Эту ситуацию Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» разграничивает от захоронения отходов, которое запрещается во внутренних морских водах и в территориальном море. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного Росприроднадзором. Размещение возможно только в специально отведенных районах дна. То, что такое размещение не подпадает под плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с 16 статьей Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
4 Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
5 СП 21.13330.2012. Свод правил Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и про-садочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.01.09-91.
6 "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
7 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2753-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, при содержании которых в грунте, извлеченном при проведении дноуглубительных работ, в концентрациях, превышающих химические характеристики грунта в районе его захоронения до воздействия, вызванного захоронением этого грунта, захоронение его во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации запрещается».
указывает на то, что такое вид воздействия вообще не относится законодателем к природопользованию, несмотря на неизбежное попадание в воду частиц сбрасываемых грунтов, образование и распространение мутности и потенциальный переход загрязняющих веществ в раствор/взвесь.
Однако, будучи извлеченными на сушу, донные отложения (так же, как и грунты) начинают рассматриваться как отход [5], и подпадают под Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"8 с такими требованиями как лицензирование деятельности по обращению с отходами, включение в Государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов,
" 9
платность негативного воздействия на окружающую среду9. и пр. 2. Оценка состояния донных отложений.
В связи с загрязнением донных отложений встает проблема принятия решений о необходимости их извлечения для улучшения экологического состояния водных объектов. Проблема не имеет однозначного решения в особенности с учетом существенного экологического вреда, наносимого извлечением донных отложений.
В российском законодательстве отсутствуют нормативы качества окружающей среды, разработанные для донных отложений, так же, как и санитарно-гигиенические требования к донным отложениям. Таким образом, не применим основной подход российского природоохранного законодательства - нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды10.
Как правило, проблематика формулируется в другом направлении - донные отложения используются как индикатор состояния водного объекта [6, 3]. На практике в связи с необходимостью оценить состояние донных отложений, применяется ряд подходов:
8 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об отходах производства и потребления".
9 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды".
10 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды".
1. Использование ПДК для почв, в частности, ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» или ПДК для воды ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования [7].
2. Сравнение с фоновыми концентрациями или с кларками. Такой подход заложен в ряд отечественных [7, 8, 9] и зарубежных [10] методик.
3. Использование разработанных в Нидерландах норм «Dutch Target and Intervention Values» [11], так называемые «Голландские листы (новые)».
4. Использование комплексных методик оценки с целью определения необходимости проведения экологического дноуглубления.
Обсуждение
1. Правовой статус донных отложений
Такие различия в подходах к одному и тому же компоненту окружающей среды в зависимости от выбора метода обращения не обоснованы реальными различиями с точки зрения экологической безопасности данных вариантов. Донные отложения могут быть рассмотрены в терминах законодательства «накопленный вреда окружающей среде» - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме11. Этот термин был введен, в том числе, для того, чтобы финансировать ликвидацию старых свалок и загрязненных участков за счет федерального бюджета. Донные отложения сближаются с термином «накопленный вред окружающей среде» в части того, что невозможно выявить ответственного, на которого можно было бы возложить ответственность за ликвидацию загрязненных донных отложений (или вреда, который они нанесли окружающей среде. С другой стороны, «накопленный вреда окружающей среде» возникает в результате прошлой деятельности, в то время как донные отложения формируются постоянно. Таким образом, понятие «донные отложения» нуждается в законодательном уточнении статуса, формулировке отличий от грунтов в целом, законодательном обеспечении финансирования природоохранного дноуглубления, уточнении позиции по «переходу в отходы» и пр.
2. Оценка состояния донных отложений.
11 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды".
У всех выявленных методических подходов к оценке состояния донных отложений есть свои достоинства и недостатки.
К достоинствам любого подхода, связанного со сравнением с установленными значениями, относится простота, в особенности, при использовании ПДК. ПДК используются, как правило, при выполнении инженерных изысканий, за неимением других обоснованных референтных значений. Например, в [7] предложено в качестве дополнительного критерия для дифференциального учета вклада исследуемых химических элементов, представляющих различную экологическую опасность, использование коэффициента опасности химических элементов Ко, рассчитываемого как отношение концентрации к ПДК. Для Ко введена градация, отличающаяся для веществ разного класса опасности. По данной методике суммарный класс опасности донных отложений определяется по наибольшему значению содержания тяжелого металла из числа обнаруженных. К недостаткам данной методики относится, во-первых, отсутствие учета кумулятивных и синер-гетических эффектов, и отсутствие обоснования градаций коэффициента Ко. Использование ПДК для почв, которые распространяются на почвы населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений для почв, по нашему мнению, необоснованно, так как подменяет экологические нормативы санитарно-гигиеническими, разработанными для другого компонента окружающей среды и исходя из других параметров, не учитывая специфики донных отложений и их роли в экосистеме.
Более обоснованно использование фоновых концентраций или кларков. Однако устанавливаемые при этом градации являются достаточно умозрительными и, как правило, не привязаны к реакции экосистемы на данный уровень загрязнения. Например, «индексы геоаккумуляции» по Г. Мюллеру - «слабая (малоопасная)», «умеренная», «сильная» и «чрезмерная» техногенные нагрузке на водные экосистемы - не дают информации для принятия решений. Некоторые методики линейно суммируют отношение концентраций к фоновым [8], некоторые - используют логарифмическую шкалу [10].
К очевидным недостаткам подхода с ориентацией на фоновый уровень является отсутствие учета формы нахождения элемента и отсутствие понимания, что следует принимать за фоновый уровень органических загрязнителей, таких как нефтепродукты, ПАУ и стойкие органические загрязнители (ГХЦГ, ДДТ и пр.). Формы нахождения тяжелых металлов в донных отложениях очень варьируют [12].
В неявной форме сравнение с фоновыми концентрациями заложено в распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 2753-р12. Согласно данному распоряжению, при содержании ряда загрязняющих веществ в грунте, извлеченном при проведении дноуглубительных работ, в концентрациях, превышающих химические характеристики грунта в районе его захоронения до воздействия, подводное захоронение запрещается. Несмотря на то, что данная норма призвана не допустить распространение загрязнения, при проведении несанкционированного дампинга грязных грунтов (распространенная ситуация у причальных сооружений), в загрязненном месте открывается возможность дальнейшего легального захоронения.
Если информация о фоновых концентрациях отсутствует, обоснованным является использование «Голландских листов». Во-первых, они общеприняты в мировой практике, также успешно применялось при оценке донных отложений в России [13, 14]. В РФ «Голландские листы» были использованы при разработке Регионального норматива «Нормы и критерии оценки загрязненности донных отложений в водных объектах Санкт-Петербурга»13. В основу классификации положена способность загрязненных донных отложений оказывать негативное воздействие на чистую водную среду. Голландские листы предлагают следующие четыре нормативных уровня для ряда загрязняющих веществ в донных отложениях: целевой уровень, предельный уровень, проверочный уровень и уровень, требующий вмешательства (критический).
К комплексным методикам относится принятый в Нидерландах в 2010 г. «Guidance Document for Sediment Assessment: Methods to determine to what extent the realization of water quality objectives of a water system is impeded by contaminated sediments» («Руководящий документ для оценки донных отложений: Методы определения, насколько загрязнение донных отложений препятствует достижению целевых показателей качества воды») [15]. Согласно этому документу, донные отложения являются интегральной частью водной экосистемы и
12 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 N 2753-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, при содержании которых в грунте, извлеченном при проведении дноуглубительных работ, в концентрациях, превышающих химические характеристики грунта в районе его захоронения до воздействия, вызванного захоронением этого грунта, захоронение его во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации запрещается».
13 Региональный норматив «Нормы и критерии оценки загрязненности донных отложений в водных объектах Санкт-Петербурга», утв. Главным государственным санитарным врачом Санкт-Петербурга 17.06.1996, утв. Председателем Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области 22.07.1996.
751
принятие решений об очистке водного объекта должно приниматься комплексно и должно быть экономически эффективным (cost-effective). Методика предназначена для ответа на вопрос: «Являются ли донные отложения причиной загрязнения воды?». Только в случае положительного ответа на данный вопрос, ставится задача природоохранного дноуглубления. Параллельные исследования проводятся и в Российской Федерации [3, 12], однако на настоящий момент они не получили отражены в законодательстве, которое регулирует процесс принятия решений. Выводы
1. Понятие «донные отложения» нуждается в законодательном уточнении статуса, формулировке отличий от грунтов в целом, законодательном обеспечении финансирования природоохранного дноуглубления, уточнении позиции по «переходу в отходы» и пр.
2. В Российской Федерации и за рубежом используется ряд подходов к оценке состояния донных отложений. В отсутствие экологических или санитарно-гигиенических норм, необходима выработка и утверждение методической базы оценки. Перспективна дальнейшая разработка направления, связанного с экологической ролью донных отложений и оценки их влияния на качество воды в водном объекте.
3. Необходимы дальнейшие полевые, лабораторные исследования и моделирование с целью выработки экспресс-методов определения влияния донных отложений на качество воды в водном объекте.
Список литературы
1. Чечевичкин В.Н., Н.И. Ватин. Особенности состава и очистки поверхностного стока крупных городов // Magazine of Civil Engineering, №6, 2014.
2. Тенденции и динамика состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации по данным многолетнего мониторинга за последние десять лет: Аналитический обзор // Росгидромет. М., 2017. - 51 с.
3. Опекунов А.Ю., Митрофанова Е.С., Опекунова М.Г. Техногенная трансформация состава донных отложений рек и каналов Санкт-Петербурга // Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология. 2017, № 4. Стр. 48-61.
4. Chapman, P.M., Anderson, J. A decision-making framework for sediment contamination. Integrated Environmental Assessment and Management, 2005, July; 1(3): 16373.
5. Чусов А.Н. Складирование и захоронение донного грунта, извлеченного в процессе дноуглубления, в наземных условиях // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета, 2015, №40, стр. 236-245.
6. Слуковский З.И. Геоэкологическая оценка состояния малых рек крупного промышленного города по данным о содержании тяжелых металлов в донных отложениях // Метеорология и гидрология. 2015, №6. Стр. 81-88.
7. Теличенко В.И., В.А. Курочкина. Методология оценки техногенного загрязнения водных объектов урбанизированных территорий // Вестник МГСУ, 2016, №6. - стр. 80-89.
8. Сает Ю.Е., Смирнова Р.С. Геохимические принципы выявления зон воздействия промышленных выбросов в городских агломерациях. Ландшафтно-геохимическое районирование и охрана среды. М., Мысль, 1983. - 97 с.
9. Никитин Е.Б., Сатаева А.Р., Бартенева Т.Е. Новые подходы к управлению ртутным загрязнением водных сред // European Science. 2017. № 8 (30) . стр. 11-15.
10. Коломийцев Н.В., Щербаков А.О., Мюллер Г. Методика исследования загрязнения рек московского региона тяжелыми металлами // Жизнь Земли, 1997, №30, стр. 164-171.
11. Ministerie van Volkshuisvesting, Ruimtelijke Ordening en Milieubeheer. Dutch Target and Intervention Values, 2000 (the New Dutch List). 2000.
12. Корженевский Б.И., Толкачев Г.Ю., Ильина Т.А., Коломийцев Н.В. Основные принципы мониторинга загрязнения большой реки (на примере бассейна реки Волги) // СтройМного, 2017. №2 (7).
13. Ермолицкая М.З. Исследование состояния донных отложений бухты Золотой Рог // Экология и безопасность жизнедеятельности, 2013, №1. С. 86-91.
14. Куракина Н.И., Шлыгина Н.С. Метод интегральной эколого-химической оценки донных осадков в акватории Финского залива // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2018, №3, стр. 86-91.
15. Hin J.A., L.A. Oste, C.A. Schmidt. Guidance Document for Sediment Assessment: Methods to determine to what extent the realization of water quality objectives of a water system is impeded by contaminated sediments. Нидерланды, Ministry of Infrastructure and the Environment (Министерство инфраструктуры и окружающей среды), 2010.