УДК 504.06
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Р. Ахмедова1, Н.Л. Великанов2, С.И. Корягин3
Калининградский государственный технический университет (КГТУ)
236000, г. Калининград, Советский пр.-т, 1; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И.Канта),
236041, г. Калининград, ул. А.Невского, 14
Описаны результаты государственного контроля состояния атмосферного воздуха в регионе. Приведены основные факторы, влияющие на это состояние.
Ключевые слова: атмосферный воздух, индекс загрязнения, класс опасности.
ESTIMATION OF CONDITION OF ATMOSPHERIC AIR IN KALININGRAD REGION
N.R. Ahmedova, N.L. Velikanov, S.I. Korjagin
Kaliningrad state technical university, 236000, Kaliningrad, Soviet Prospect, 1; Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU), 236041, Kaliningrad, street A.Nevskogo, 14
Results of the state control of a condition of atmospheric air in region are described. The major factors influencing this condition are resulted.
Keywords: atmospheric air, pollution index, class of danger.
Атмосферный воздух является неотъемлемой частью среды обитания всех живых организмов. Для определения критериев безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации [1].
Технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, а объекты, в отношении которых они должны определяться, разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания вы-
бросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам [1].
За состоянием атмосферного воздуха необходимо наблюдать в районах, удаленных от источников загрязнения, расположенных вне зон прямого техногенного воздействия (фоновая оценка) и в районах значительного антропогенного воздействия.
1 Ахмедова Наталья Равиловна - кандидат биологических наук, заместитель декана факультета промышленного рыболовства по научной работе, КГТУ, тел.: 8 (4012) 463795, e-mail: [email protected].
2Великанов Николай Леонидович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии транспортных процессов и сервиса, БФУ им. И.Канта, тел.: 8 (4012) 33-82-84, +7 906 215 70 83; e-mail: monolit8@yandex. ru;
3Корягин Сергей Иванович - доктор технических наук, профессор, директор института транспорта и технического сервиса, БФУ им. И.Канта, тел.: 8 (4012) 33-82-84, e-mail: [email protected].
Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автотранспорт, промышленные предприятия и предприятия коммунального хозяйства (котельные и ТЭЦ) [1], (рис. 1).
Рисунок 1 - Котельная в г. Зелепоградске Калининградской области
В Калининградской области выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется за счет следующих видов экономической деятельности:
- текстильное производство;
- строительство;
- добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях;
- добыча прочих полезных ископаемых;
- обработка древесины и производство изделий из дерева;
- производство целлюлозы, древесной массы, картона и изделий из них;
- сельское и лесное хозяйство;
- производство пищевых продуктов;
- производство машин и оборудования;
- производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; судов и прочих транспортных средств;
- производство мебели;
- производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и
горячей воды;
- деятельность сухопутного, водного, воздушного транспорта;
- прочие виды экономической деятельности.
Транспортный комплекс региона включает все виды транспорта - железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный. В Калининградской области высокая плотность автодорог - 303 км на 1тыс.км2, по обеспеченности жителей области легковым автотранспортом область занимает третье место в РФ [2,3].
Таким образом обеспечен бесперебойный пассажиро- и грузооборот, связывающий область с основной территорией РФ, но в связи с этим фактом наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха оказывает автотранспорт — 83,8% от суммарного антропогенного выброса вредных веществ [2,4].
Калининградская область характеризуется высокой степенью урбанизации, обусловленной преимущественно промышленным развитием, около 60% предприятий сосредоточено в областном центре и пригородной зоне.
Основной вклад в валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу вносит автотранспорт (около 84%), что объясняется высокой плотностью автодорожной сети и обеспеченностью жителей области легковым автотранспортом (рис.2) [2, 5-7].
Рисунок 2 - Автомобильное движение в г. Калининграде
На рис. 3, 4 можно проследить динамику выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в период за 20102012 гг [1, 3-5].
и мониторингу окружающей среды), который проводился в течение 2013 года на стационарных постах наблюдения.
Рисунок 3 - Динамика выбросов в атмосферу от автотранспортных средств, тыс.т: 1 - СН4; 2 -
NH3; 3 - С; 4 - БОг.
Рисунок 4 - Динамика выбросов в атмосферу от автотранспортных средств, тыс.т: I I -
ЛОСНМ; —
- ЫОх.
Репрезентативность наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы в городе зависит от правильности расположения поста на обследуемой территории. Посты наблюдений подразделяются на «городские фоновые», расположенные в жилых районах, «промышленные» - расположены вблизи предприятий, «автомагистральные» - в районе автотрасс с интенсивным движением.
Наблюдения осуществляются с периодичностью три раза в сутки в 07:00, 13:00 и 19:00 часов местного времени ежедневно, кроме выходных. Кроме отбора проб воздуха фиксируются метеорологические параметры, которые оказывают влияние на рассеивание примесей в атмосфере, скорость и направление ветра, атмосферные явления, температуру, влажность, атмосферное давление. Все наблюдения ведутся в рамках общегосударственной программы мониторинга загрязнения атмосферы.
Наблюдения проводятся по девяти параметрам: диоксид серы; диоксид азота; оксид углерода; взвешенные вещества; оксид азота; аммиак; формальдегид; бенз(а)пирен; сероводород. Количество определений в год составляет от 20 до 22 тыс. анализов [2, 4-6].
На рис. 5 и в табл. 1 представлены результаты мониторинга состояния атмосферного воздуха в городе Калининграде (по данным Калининградского центра по гидрометеорологии
Рисунок 5 - Среднемесячные концентрации загрязняющих веществ в целом по городу Калининграду в 2013 году
Таблица 1 - Данные мониторинга атмосферного воздуха на стационарных постах г. Калининграда, 2013 год
Месяц Количество проб Уровень загрязнения Примечание
1 2 3 4
январь - Повышенный Превышение по диоксиду азота на всех пяти постах и формальдегиду.
февраль - Повышенный Превышение по диоксиду азота и формальдегиду.
март 1620 Высокий Зафиксирован весенний максимум концентраций в воздухе взвешенных веществ, на ПНЗ - 5 повторяемость превышения ПДК по пыли составила 30%.
апрель 1782 Повышенный Среднемесячная концентрация диоксида азота превысила ПДК на всех постах города вследствие интенсивного движения автотранспорта.
Продолжение табл. 1 Продолжение табл. 1
1 2 3 4 1 2 3 4
май Среднемесячная концентрация диоксида азота превысила ПДК на всех постах города ПДК на всех постах города вследствие интенсивного движения автотранспорта
вследствие интен- сентябрь Наибольшее содер-
1458 Повышенный сивного движения автотранспорта (максимум в 2 ПДК 1701 Повышенный жание диоксида азота на ПНЗ-1 (ул. Багратиона)
- на автомаги- октябрь Наибольшее содер-
стральных постах жание диоксида
на улице Театраль- азота на ПНЗ-1
ной и Советском 1863 Повы- (ул.Багратиона),
проспекте). шенный оксида углерода -
июнь Среднемесячная концентрация диоксида азота пре- на автомагистральном ПНЗ-5 (Советский проспект)
высила ПДК на ноябрь Наибольшее содер-
всех постах города 1620 Повы- жание диоксида
вследствие интен- шенный азота на ПНЗ-1 (ул.
сивного движения Багратиона)
1539 Повышен- автотранспорта. На ПНЗ-5 (Советский декабрь Наибольшее содержание диоксида
ный проспект - ул. Нарвская) были зафиксированы концентрации аммиака, превышающие ПДК (макси- 1701 Повышенный азота на ПНЗ-1 (ул.Багратиона), оксида углерода -на автомагистральном ПНЗ-5 (Советский проспект)
мально-разовая
концентрация со-
ставила 2,9 ПДК). Кроме того, выполняются выборочные исследования уровня загрязнения атмосферного воздуха в области. Превышения гигиениче-
июль Среднемесячная концентрация диоксида азота превысила ПДК на всех постах города
ских нормативов установлены на автомагистралях, в зоне жилой застройки и в зоне влия-
вследствие интенсивного движения ния промышленных предприятий в городах: Балтийск, Гурьевск, Советск, Неман.
1848 Повышен- автотранспорта. Также на сети Калининградского ЦГМС
ный Наибольшие концентрации диоксида азота (максимум 1,8 ПДК) были зафиксированы в центре города на ПНЗ-2 (ул. Театральная). осуществляется стационарный радиоэкологический мониторинг. По данным Калининградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды контроль гамма фона мощности экспозиционной дозы (МЭД) проводится ежедневно в 09:00 часов местного времени на семи
август Наибольшая максимально разовая концентрация ди- станциях основной сети: М-11 Калининград, М-II Пионерский, М-11 Железнодорожный, Г-1 Советск, МГ- I Балтийск, М - II Черняховск, М-
оксида азота (пре- II Мамоново 2.
1782 Повышенный вышение ПДК в 1,7 раза) была зафиксирована на ПНЗ-1 (ул. Б. Песочная), концентрация диоксида азота превысила Производится отбор проб атмосферных выпадений на горизонтальный планшет ежедневно на двух станциях, М-П Калининград и МГ- I Балтийск, с последующим измерением бета - активности проб. Пробы анализируются в лаборатории МС Калининградского ЦГМС.
Ежеквартально проводится гамма спектрометрический анализ атмосферных выпадений в городе Обнинске, НПО «Тайфун».
Калининградским ЦГМС выполняется оценка качества воздуха по комплексному показателю. Комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) является количественной характеристикой уровня загрязнения, для города Калининграда рассчитывается по пяти приоритетным примесям: бенз(а)пирену, формальдегиду, диоксиду азота, взвешенным веществам и аммиаку.
Комплексный индекс загрязнения атмосферы приоритетными веществами рассчитывается по РД 52.04.186-89.
Индекс загрязнения атмосферы отдельной примесью учитывает различие в скорости возрастания степени вредности веществ, приведенной к вредности диоксида серы, по мере увеличения превышения ПДК и рассчитывается так же по РД 52.04.186-89.
По классу опасности, являющимся показателем, характеризующим степень опасности для человека веществ, загрязняющих атмосферный воздух, вещества делятся на:
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высоко опасные;
3 класс - опасные;
4 класс - умеренно опасные.
Таким образом, при расчетах учитывается, что бенз(а)пирен относится к первому классу опасности, формальдегид и диоксид азота - ко второму классу, взвешенные вещества -к третьему, аммиак - к четвертому (РД 52.04.186-89).
Динамика комплексного индекса загрязнения атмосферного воздуха в г. Калининграде представлена на рис. 6 [2, 4].
Комплексный индекс загрязнения атмосферы ИЗА учитывает несколько примесей и представляюет собой сумму концентраций выбранных загрязняющих веществ в долях ПДК (в соответствии с РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы). По значению комплексного ИЗА оценивается уровень загрязнения атмосферного воздуха: 5 - низкий, 5-7 - повышенный, 7-14 - высокий, 14 и больше - очень высокий.
По комплексному индексу загрязнения атмосферного воздуха, город Калининград в течение длительного времени попадает в градацию городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы. Это выдвигает как актуальную за-
дачу организации системы непрерывного мониторинга состояния атмосферного воздуха.
Рисунок 6 - Динамика комплексного индекса загрязнения атмосферы в г. Калининграде
Литература
1. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".- Опубликован в "Российской газете" от 13 мая 1999 г. N 91.
2. Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2012 году. - Правительство Калининградской области. - Калининград, 2013. - 204 с.
3. Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы.- Закон Калининградской области от 28.12.2006г. № 115.
4. Доклад об экологической обстановке в Калининградской области в 2010 году. - Правительство Калининградской области. - Калининград, 2011. - 156 с.
5. Ахмедова Н.Р., Великанов Н.Л.Состояние атмосферного воздуха в регионе.- Вестник Российской академии естественных наук: сборник научных трудов ФГБОУ ВПО «КГТУ» и ЗНЦ НЦ РАЕН. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2014. - Вып. VIII. - с. 3-11.
6. Ахмедова Н.Р., Великанов Н.Л. Оценка и учет антропогенного воздействия на окружающую среду в Калининградской области.- Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2014. - 201с.
7. Корягин С.И., Минкова Е.С. Оценка выбросов загрязняющих веществ автомобильным транспортом в Калининградской области.// Технико-технологические проблемы сервиса. 2008, №3(5), с.59-64.