УДК 629.4.015
Оценка составляющих потерь электроэнергии электроподвижным составом и устройствами электроснабжения 1
С. Г. Истомин, А. Е. Перестенко
Омский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 644046, Омск, пр. Карла Маркса, 35
Для цитирования: Истомин С. Г., Перестенко А. Е. Оценка составляющих потерь электроэнергии электроподвижным составом и устройствами электроснабжения // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 387-396. Б01: 10.20295/1815-588Х-2020-3-387-396
Аннотация
Цель: Выполнить систематизацию составляющих потерь электрической энергии на тягу поездов на постоянном токе. Привести результаты экспертной оценки потерь электроэнергии в системе тягового электроснабжения и на электроподвижном составе. Обосновать актуальность применения интеллектуальных систем обработки данных в целях обеспечения контроля и снижения потерь электроэнергии в устройствах системы тягового электроснабжения и электроподвижного состава. Методы: Используется метод экспертных аналитических оценок распределения потерь электроэнергии в системе тягового электроснабжения и на электроподвижном составе. Результаты: Применив экспертные аналитические оценки, установлены следующие значения потерь электроэнергии: потери в понижающих трансформаторах тяговых подстанций - от 1,0 до 1,5 % от объема отпуска электроэнергии на тягу, потери в преобразовательных трансформаторах тяговых подстанций - от 0,75 до 2,0 % от объема отпуска электроэнергии на тягу, потери в сглаживающих фильтрах тяговых подстанций - от 0,05 до 0,25 %, погрешность учета приема и отпуска электроэнергии по шинам тяговых подстанций на тягу поездов - около 1 0%, потери в контактной сети - от 2 до 4 %>, потери в рельсовой цепи - от 0,5 до 2 %, погрешность учета электроэнергии на электроподвижном составе - от 2,8 до 3,4 о%, потери электроэнергии в пусковых резисторах - от 2 до 5 %, в тяговом двигателе - от 7 до 10 о% и на собственные нужды электроподвижного состава - от 2,5 до 4 %, оценочная величина совокупных потерь на технологические операции - от 2 до 4 %. Практическая значимость: Результаты исследования позволяют сформулировать требования к интеллектуальным системам больших объемов разнородных данных для организации мониторинга и снижения потерь электроэнергии электроподвижным составом и устройствами электроснабжения.
Ключевые слова: Интеллектуальная система, искусственный интеллект, большие данные, снижение потерь электроэнергии, тяга поездов, электроподвижной состав, система тягового электроснабжения, энергетическая эффективность.
Компания ОАО «РЖД» относится к круп- сийской Федерации. В структуре потребления нейшим потребителям электроэнергии в Рос- электроэнергии тяга поездов играет главнейшую
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-38-90140.
роль, на долю которой приходится 85 % [1, 2]. В настоящее время на железнодорожном транспорте наблюдается увеличение количества информационных систем, которые предоставляют частичное решение задачи повышения энергетической эффективности тяги поездов, но требуют применения новых подходов к анализу все больших объемов производимых ими данных. В связи с этим актуальным является вопрос использования интеллектуальных систем обработки данных в целях обеспечения контроля и снижения потерь электроэнергии в устройствах системы тягового электроснабжения и электроподвижного состава.
Систематизация составляющих потерь электрической энергии на тягу поездов на постоянном токе в общем виде представлена на рисунке.
Небаланс расхода электроэнергии на тягу поездов определяется по формуле
аж = щ - ^2,
где Щ - количество электрической энергии, переданной энергосистемой на вводе 6-110 кВ; Щ - расход электрической энергии по счетчикам электрического подвижного состава.
Небаланс формируется исходя из технологической и «коммерческой» составляющих. К технологической составляющей относятся потери электроэнергии при ее передаче от вводов тяговых подстанций до электроподвижного состава, к «коммерческой» - потери, связанные с по-
грешностью приборов учета, некорректностью снятия показаний приборов учета, несанкционированными хищениями электроэнергии, неисправностью приборов учета и др. [3, 4].
На основе экспертных аналитических оценок уровень технологических потерь электроэнергии на полигоне постоянного тока оценивается в 10,4 %. Можно выделить следующие основные составляющие технологических потерь электроэнергии на тягу поездов.
1. Потери в понижающих трансформаторах тяговых подстанций (Л^)
Потери в понижающих трансформаторах зависят от потребления электроэнергии на тягу поездов. Определяются они расчетным путем. Оценочная величина составляет от 1,0 до 1,5 % от объема отпуска электроэнергии на тягу.
2. Потери в преобразовательных трансформаторах тяговых подстанций (Л^2)
Потери в преобразовательных трансформаторах зависят от потребления электроэнергии на тягу поездов, типа трансформатора и схемы выпрямления. Оценочная величина составляет от 0,75 до 2,0 % от объема отпуска электроэнергии на тягу.
д m A m A m
а т а т а т
Систематизация составляющих потерь электрической энергии на тягу поездов
на постоянном токе
3. Потери в сглаживающих фильтрах тяговых подстанций (Л^3)
Потери электроэнергии зависят от типа сглаживающего фильтра, сопротивления реактора и нагрузки и могут составлять от 0,05 до 0,25 %.
4. Погрешность учета приема и отпуска электроэнергии по шинам тяговых подстанций на тягу поездов (Л^4)
К основным составляющим погрешностей измерительных комплексов (ИК), в которые, как правило, входят трансформатор тока (ТТ), трансформатор напряжения (ТН), счетчик электроэнергии (СЭ), линия присоединения СЭ к ТН, относятся:
1) погрешности измерений электроэнергии в нормальных условиях работы ИК, определяемые классами точности ТТ, ТН, СЭ, а также потери в линиях присоединения СЭ к ТН;
2) дополнительные погрешности измерений электроэнергии в реальных условиях эксплуатации ИК, обусловленные:
- заниженным против нормативного коэффициентом мощности нагрузки (дополнительной угловой погрешностью);
- влиянием на СЭ магнитных и электромагнитных полей различной частоты;
- недогрузкой и перегрузкой ТТ, ТН, СЭ;
- несимметрией и уровнем подведенного к ИК напряжения;
- нарушением температурного режима эксплуатации.
Основная погрешность ИК определяется по формуле
5ик = 5тт + 5ТН + 5С э + 5
л ' (1)
где 5ТТ, 5ТН, 5Сэ - основные допустимые погрешности ТТ, ТН, СЭ при нормальных условиях (принимаются равными значениям классов точности, как правило, для тяговых подстанций 0,5), %; 8Л - предел допустимых потерь в ли-
ниях присоединения СЭ к ТН (принимается равным 0,25), % [5].
Таким образом, в большинстве случаев погрешность ИК (5ИК) составляет ±1 %.
5. Технические потери в тяговой сети 5.1. Потери в контактной сети (Л^5)
Объемы технических потерь электроэнергии в контактной сети зависят от следующих факторов [5]:
1) сопротивление контактной подвески;
2) качество токосъема;
3) техническая скорость движения поездов;
4) массы поездов и режимы ведения;
5) предупреждения, не предусмотренные графиком остановок поездов;
6) мощности ЭПС;
7) профиля пути и т. д.
Потери от указанных факторов изменяются от 2,0 до 4,0 %%.
5.2. Потери в рельсовой сети (Л^6)
Объемы технических потерь электроэнергии в рельсовой сети зависят от следующих факторов:
- те же, что и для контактной сети (массы поездов и режимы ведения, мощности ЭПС, профиля пути);
- сопротивление рельсовой сети (конструктивно: бесстыковой и звеньевой);
- количество и типы применяемых дроссель-трансформаторов (ДТ) в рельсовой сети (зависят от путевого развития на межподстанцион-ной зоне);
- виды соединений в рельсовой сети (междупутные, междроссельные, дроссельные, стыковые соединители (штепсельные, приварные, стальные, сталемедные, медные));
- неудовлетворительное содержание элементов рельсовой сети может привести к увеличению потерь в 2 раза.
Потери от указанных факторов составляют от 0,5 до 2,0 %%.
Увеличенные амплитуды тяговых токов в рельсовой сети даже при нормативных значениях асимметрии тягового тока (до 6 %) приводят к нарушению нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и, как следствие, к увеличению количества внеплановых остановок и невыполнению энергоэффективного графика движения поездов [5].
6. Потери энергии ЭПС
6.1. Погрешность учета электроэнергии на электрическом подвижном составе (Л^7)
До настоящего времени в большом количестве на электровозах серий ВЛ10 и ВЛ11 продолжают использоваться электромеханические счетчики СКВТ-Д600 М и СКВТ-Д621 классов точности 3,0 и 2,5 соответственно. Класс точности измерительного шунта 150ШС составляет 0,5.
Наряду с вышеуказанными счетчиками электрической энергии эксплуатируются и современные системы учета электрической энергии, разработанные специально для возможности их применения на железнодорожном транспорте (АЛЬФА, СЭТ-1 М.01 М, Ф61 МЕ и др.). Они позволяют осуществлять учет электрической энергии на постоянном и переменном токе с существенно меньшим порогом чувствительности (до 0,1 % от номинального значения тока I ) и с
4 ' ном7
более высоким классом точности (до 0,5 8) [5].
Погрешность комплекса учета в соответствии с формулой, аналогичной (1), колеблется от ±2,8 до 3,4 %.
6.2. Потери энергии в пусковых резисторах, тяговом двигателе
и на собственные нужды (Л^8)
Расчет потерь энергии в пусковых резисторах
Потери электроэнергии в пусковых реостатах зависят прежде всего от времени работы на реостатных позициях, которое, в свою очередь, обусловливается множеством факторов, таких
как количество остановок, количество ограничений скорости движения на участке, квалификация машиниста и т. д., поэтому потери электроэнергии в пусковых реостатах могут варьироваться в различных диапазонах.
В качестве примера рассчитаем потери электроэнергии в пусковых реостатах при условии движения на каждой из реостатных позиций в течение 5 с.
Потери электроэнергии в пусковых реостатах определяются по формуле
АP = I2 ■ R ■ t, (2)
где I - ток якоря; R - сопротивление ступени пускового реостата; t - время работы на реостатной позиции.
В табл. 1 приведены результаты расчета потерь электроэнергии в пусковых реостатах (см. (2)) по позициям регулирования, возникающих в процессе одного пуска. Суммарные потери электроэнергии за время пуска составили 44,6 кВт-ч.
Рассчитаем долю потерь в пусковых реостатах при условии работы электровоза в режиме тяги в течение 1 ч. Исходя из того, что часовая мощность на валах тяговых двигателей электровоза 2ЭС6 равна 6440 кВт, расход электроэнергии по тяговым двигателям электровоза 2ЭС6 за время работы на реостатных позициях (5,42 мин) составит 582 кВт-ч. Отсюда доля потерь энергии в пусковых резисторах равна 7,6 %. По экспертным оценкам данная величина может варьироваться в зависимости от разных факторов в диапазоне от 7 до 9 %.
Расчет потерь энергии в тяговом двигателе
Значение коэффициента полезного действия (КПД) в процессе эксплуатации электровозов отличается от номинального значения (табл. 2) и может меняться в разных пределах. По экспертным оценкам диапазон изменения КПД тяговых двигателей составляет от 0,9 до 0,93. В соответствии с этим доля потерь в тяговом двигателе - от 7 до 10 %.
ТАБЛИЦА 1. Расчет потерь электроэнергии в пусковых реостатах по позициям
Сериесное Сериесно-параллельное Параллельное
№ позиции R , Ом пуск' Потери электроэнергии, кВтч № позиции R , Ом пуск Потери электроэнергии, кВтч № позиции R , Ом пуск Потери электроэнергии, кВтч
1 20,3 4,38 24 5,90 2,55 45 2,07 0,89
2 14,3 3,09 25 5,16 2,23 46 1,52 0,66
3 10,9 2,35 26 4,59 1,98 47 1,40 0,60
4 8,39 1,81 27 3,90 1,68 48 1,26 0,54
5 6,62 1,43 28 3,59 1,55 49 1,18 0,51
6 5,99 1,29 29 3,15 1,36 50 0,97 0,42
7 5,16 1,11 30 2,73 1,18 51 0,87 0,38
8 4,59 0,99 31 2,15 0,93 52 0,79 0,34
9 3,90 0,84 32 1,82 0,79 53 0,63 0,27
10 3,49 0,75 33 1,52 0,66 54 0,54 0,23
11 2,88 0,62 34 1,32 0,57 55 0,45 0,19
12 2,32 0,50 35 1,13 0,49 56 0,38 0,16
13 2,00 0,43 36 0,97 0,42 57 0,34 0,15
14 1,58 0,34 37 0,79 0,34 58 0,27 0,12
15 1,38 0,30 38 0,65 0,28 59 0,25 0,11
16 1,08 0,23 39 0,54 0,23 60 0,19 0,08
17 0,97 0,21 40 0,39 0,17 61 0,12 0,05
18 0,71 0,15 41 0,29 0,13 62 0,06 0,03
19 0,54 0,12 42 0,19 0,08 63 0,04 0,02
20 0,34 0,07 43 0,10 0,04 64 0,03 0,01
21 0,24 0,05 44 0,00 0,00 65 0,00 0,00
22 0,10 0,02 - - - - - -
23 0,00 0,00 - - - - - -
И т о г о 21,08 И т о г о 17,66 И т о г о 5,76
ТАБЛИЦА 2. Основные параметры электродвигателя ЭДП810 (часовой режим работы)
Наименование параметра Значение параметра
Мощность на валу, кВт 810
Напряжение на зажимах электродвигателя, В 1500
Ток якоря, А 580
КПД, о. е. 0,931
Расчет потерь энергии на собственные нужды
Для оценки потерь энергии на собственные нужды были экспертно определены коэффициенты использования мощности оборудования собственных нужд (табл. 3). В соответствии с данными коэффициентами суммарные потери электроэнергии на собственные нужды составили 130 кВт-ч.
Рассчитаем долю потерь на собственные нужды при условии работы электровоза в режиме тяги в течение 1 ч. Исходя из того, что часовая мощность на валах тяговых двигателей электровоза 2ЭС6 равна 6440 кВт, то доля потерь энергии на собственные нужды составляет 2 %. По экспертным оценкам она может варьироваться в зависимости от различных факторов в диапазоне от 2 до 4 % [6-8].
6.3. Непроизводительные потери электроэнергии на выполнение технологических операций
В данном случае имеются непроизводительные потери на горячий простой в ожидании работы, нагон графикового времени, временные ограничения скорости движения, неграфиковые остановки, остановки у запрещающих сигналов светофоров. Совокупные потери на технологические операции оцениваются от 2 до 4 %
[9-11].
В настоящее время определить потери электроэнергии электроподвижным составом и устройствами электроснабжения, а также выработать мероприятия по их снижению в автоматизированном режиме не представляется возможным ввиду отсутствия единой системы сбора и обработки информации.
ТАБЛИЦА 3. Основные параметры и характеристики преобразователей собственных нужд
электровоза 2ЭС6 «Синара»
Вид оборудования Номинальная мощность, кВт Коэффициенты использования оборудования Общее количество на электровозе, шт. Общая мощность, кВт
Асинхронный электродвигатель рДМ180М2 для вентилятора модуля охлаждения ТЭД 22 0,6 4 88
Электродвигатель 4ПНЖ200МАУХЛ2 для обдува блока пуско-тормозных резисторов 60 0,15 2 120
Асинхронный электродвигатель АИР71А2 для вентилятора мультициклонного фильтра воздуха 0,75 1 4 3
Асинхронный электродвигатель рДМ180LВ40М5 для компрессорного агрегата ДЭН-30МО 30 0,5 2 60
Кондиционер, кВт 9,24 (зима), 3,64 (лето) 1 2 18,48 (зима), 7,28 (лето)
Питание цепей управления и освещения, кВт 10 1 2 20
В связи с этим в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований для решения обозначенной проблемы будут получены следующие научные результаты:
- исследованы используемые на данный момент и разрабатываемые регистраторы параметров эксплуатации электроподвижного состава;
- изучены полнота, внутренняя и межсистемная согласованность собираемых ими данных;
- рассмотрены системы искусственного интеллекта и их применимость в имеющихся условиях;
- выявлены наиболее эффективные для определения эксплуатационных показателей методы и алгоритмы обработки больших объемов данных;
- установлены оптимальные конфигурация системы и форма представления исходных данных;
- сформулированы практические рекомендации по подготовке данных, развертыванию, настройке и эксплуатации системы, а также интерпретации полученных с ее помощью результатов.
Научная новизна проекта заключается в учете текущего состояния инфраструктуры при сборе и обработке данных об эксплуатации электроподвижного состава, дополнении требований к системам регистрации больших объемов данных, разработке оптимальных форм представления данных и унифицированного способа их обработки с целью повышения эффективности эксплуатации электроподвижного состава.
Библиографический список
1. Стратегия научно-технического развития Холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года («Белая книга»). - М. : ОАО «РЖД», 2015. - 96 с.
2. Гапанович В. А. Энергетическая стратегия и электрификация российских железных дорог /
B. А. Гапанович, С. Н. Епифанцев, В. А. Овсейчук. -М. : Эко-Пресс, 2012. - 196 с.
3. Черемисин В. Т. Этапы реализации автоматизированной системы мониторинга энергоэффективности перевозочного процесса / В. Т. Черемисин, С. Ю. Ушаков, Д. В. Пашков, М. М. Никифоров // Железнодорожный транспорт. - 2015. - № 3. - С. 45-49.
4. Черемисин В. Т. Автоматизированный мониторинг энергетической эффективности работы электроподвижного состава ОАО «РЖД» / В. Т. Черемисин, Д. В. Пашков, С. Ю. Ушаков // Изв. Транссиба. - Омск : Омск. гос. ун-т путей сообщения, 2014. - № 3 (19). -
C. 87-91.
5. Черемисин В. Т. Анализ энергетической эффективности электроподвижного состава и системы тягового электроснабжения постоянного тока: отчет о НИР / В. Т. Черемисин, А. А. Бакланов, Н. В. Есин, В. О. Мельк, Е. А. Третьяков, С. В. Швецов, В. В. Ши-лер, А. П. Шиляков, В. В. Бублик, А. С. Вильгельм, В. А. Смирнов, А. В. Раздобаров, С. А. Пимшин, Д. В. Липунов, С. Г. Истомин, А. П. Шатохин, К. В. Панов, А. М. Корнев. - Омск : Омск. гос. ун-т путей сообщения, 2016. - 61 с.
6. Истомин С. Г. Применение регрессионных моделей для оценки энергетической эффективности вспомогательного оборудования электровозов серии 2ЭС6 / С. Г. Истомин, Д. И. Бондаревский // Изв. Транссиба. - Омск : Омск. гос. ун-т путей сообщения, 2018. - № 1 (33). - С. 22-30.
7. Сидорова Е. А. Применение корреляционно-регрессионного анализа для оценки энергетической эффективности вспомогательного оборудования пассажирских электровозов постоянного тока серии ЭП2К / Е. А. Сидорова, С. Г. Истомин, О. В. Гате-люк // Вестн. РГУПС. - 2018. - № 3 (71). - С. 59-68.
8. Истомин С. Г. Анализ применения регрессионных моделей для оценки энергетической эффективности вспомогательного оборудования пригородных электропоездов постоянного тока серии ЭД4 М / С. Г. Истомин, А. А. Штраухман // Транспорт Урала. - 2018. - № 4 (59). - С. 81-85.
9. Патент 2591559. Российская Федерация ; МПК В60L3/00. Способ определения потерь электроэнергии электроподвижным составом при неграфиковых остановках с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электро-
энергии / С. Г. Истомин, А. Л. Каштанов, В. Л. Незевак, Д. В. Пашков, С. Ю. Ушаков, В. Т. Черемисин, А. П. Шатохин. - Заявитель и патентообладатель ОмГУПС. - № 2015105231/11. - Заявл. 16.02.2015 г. ; опубл. 20.07.2016 г. - Бюл. № 20. - 9 с.
10. Патент 2591558. Российская Федерация; МПК В6^3/12. Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при нагоне графикового времени с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии / С. Г. Истомин, Д. В. Пашков, С. Ю. Ушаков, В. Т. Черемисин. - Заявитель и патентообладатель ОмГУПС. - № 2015114306/11. - Заявл. 16.04.2015 г. ; опубл. 20.07.2016 г. - Бюл. № 20. -8 с.
11. Патент 2600960. Российская Федерация; МПК В60L3/12. Способ определения непроизводитель-
ных потерь электроэнергии электроподвижным составом при проследовании участков с временным ограничением скорости с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии / С. Г. Истомин, Д. В. Пашков, С. Ю. Ушаков, В. Т. Черемисин. - Заявитель и патентообладатель ОмГУПС. - № 2015114900/11. - Заявл. 20.04.2015 г. ; опубл. 27.10.2016 г. - Бюл. № 30. - 8 с.
Дата поступления: 11.06.2020 г. Решение о публикации: 17.06.2020 г.
Контактная информация:
ИСТОМИН Станислав Геннадьевич - канд. техн. наук, доцент; [email protected] ПЕРЕСТЕНКО Артем Евгеньевич - аспирант; [email protected]
Assessment of the electric power loss components by the electric stock and electric power supply facilities
S. G. Istomin, A. E. Perestenko
Omsk State Transport University, 35, Karl Marks pr., Omsk, 644046, Russian Federation
For citation: Istomin S. G., Perestenko A. E. Assessment of the electric power loss components by the electric stock and electric power supply facilities. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2020, vol. 17, iss. 3, pp. 387-396. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-3-387-396
Summary
Objective: To conduct systematization of electric power loss components for direct-current hauling operations. To present the expert assessment results of electric power losses in traction energy system of the electric stock. To justify applicability of intelligent data processing systems, in order to provide control and to reduce electric power losses in facilities of the traction energy system and the electric stock. Methods: The method of expert analytical estimation of electric power loss distribution in the traction energy system and the electric stock was used in the study. Results: After applying the expert analytical estimation method, the following values of electric power losses were determined: losses in receiving transformers of traction substations - from 1,0 to 1,5 % of the volume of electric power output on traction, losses in receiving transformers of traction substations - from 0,75 to 2,0 %% of the volume of electric power output on traction, losses in smoothing filters of traction substations - from 0,05 to 0,25 %o, error in registering of electric power receipt and output via bus bars of traction substations on hauling operation - about 1 %>, losses in overhead catenary - from 2 to 4 %o, losses in the track circuit - from 0,5 to 2 %, error in registering electric power in the electric stock - from 2,8 to 3,4 %o, losses of electric power in accelerating resistors - from 2 to 5 %, in the traction engine - from 7 to 10 % and on the electric stock auxiliaries - from 2,5 to 4 %o, estimating value of cumulative losses on processing procedures comprises
from 2 to 4 %. Practical importance: Research results make it possible to set up the requirements for intelligent systems with large volume of dissimilar data for the arrangement of monitoring and reduction of electric power losses by the electric stock and electric power supply facilities.
Keywords: Intelligent system, artificial intelligence, large data volume, reduction of electric power loss, hauling operation, electric stock, traction energy system, energy efficiency.
References
1. Strategiya nauchno-tekhnicheskogo razvitiya kholdinga "Rossiyskiye zhelezniye dorogy" naperiod do 2020 goda iperspektivu do 2025 goda ("Belaya kniga") [Strategy of scientific and technical development of the "Russian Railways" holding company for the period up to 2020 and prospects through to 2025 ("WhiteBook")]. Moscow, OAO "Russian Railways" Publ., 2015, 96 p. (In Russian)
2. Gapanovich V. A., Epifantsev S. N. & Ovsei-chuk V. A. Energeticheskaya strategiya i elektrifikatsiya rossiyskikh zheleznykh dorog [Energy strategy and electrification of Russian railways]. Moscow, Eco-Press, 2012, 196 p. (In Russian)
3. Cheremisin V. T., Ushakov S. Yu., Pashkov D. V. & Nikiforov M. M. Etapy realizatsii avtomatizirovannoy sistemy monitoring energoeffektivnosty perevozochnogo protsessa [Implementation phases of an automated system for monitoring energy efficiency of transportation process]. Zheleznodorozhniy transport [Railway transport], 2015, no. 3, pp. 45-49. (In Russian)
4. Cheremisin V. T., Pashkov D. V. & Ushakov S. Yu. Avtomatizirovanniy monitoring energeticheskoy effek-tivnosty raboty elektropodvizhnogo sostava OAO RZhD [Computer-automated energy efficiency monitoring of OAO "Russian Railways" electric stock operation]. Iz-vestiya Transsiba [Proceedings of Transsib]. Omsk, Omsk State Transport University Publ., 2014, no. 3, pp. 87-91. (In Russian)
5. Cheremisin V. T., Baklanov A. A., Esin N. V., Melk V. O., Tretyakov E.A., Shvetsov S. V., Shiller V. V., Shilyakov A. P., Bublik V. V., Vilgelm A. S., Smirnov V.A., Razdobarov A. V., Pimshin S.A., Lipunov D. V., Istomin S. G., Shatokhin A. P., Panov K. V. & Kor-nev A. M. Analiz energeticheskoy effektivnosty elektropodvizhnogo sostava i sistemy tyagovogo elektrosnab-zheniya postoyannogo toka. Otchet o NIR [Analysis of the electric stock energy efficiency and DC traction
power supply system. Research report]. Omsk, Omsk State Transport University Publ., 2016, 61 p. (In Russian)
6. Istomin S. G. & Bondarevskiy D. I. Primeneniye regressionnykh modeley dlya otsenky energeticheskoy effektivnosty vspomogatelnogo oborudovaniya elektro-vozov serii 2ES6 [Application of regression models for energy efficiency assessment of supporting equipment of the 2ES6 series electric locomotives]. Izvestiya Transsiba [Proceedings of Transsib]. Omsk, Omsk State Transport University Publ., 2018, no. 1(33), pp. 22-30. (In Russian)
7. Sidorova E. A., Istomin S. G. & Gatelyuk O. V. Pri-meneniye korrelyatsionno-regressionnogo analiza dlya otsenky energeticheskoy effektivnosty vspomogatelnogo oborudovaniya passazhirskikh elektrovozov postoyanno-go toka serii EP2K [Application of correlation-regression analysis for energy efficiency assessment of supporting equipment for the EP2K series DC passenger locomotives]. Vestnik RGUPS [Bulletin of Rostov State Transport University], 2018, no. 3(71), pp. 59-68. (In Russian)
8. Istomin S. G. & Shtraukhman A. A. Analiz prime-neniya regressionnykh modeley dlya otsenky energeti-cheskoy effektivnosty vspomogatelnogo oborudovaniya prigorodnykh elektropoezdov postoyannogo toka serii ED4M [Application analysis of regression models for energy efficiency assessment of supporting equipment for ED4M series DC commuter trains]. Transport Urala [Ural Transport], 2018, no. 4(59), pp. 81-85. (In Russian)
9. Patent 2591559. Rossiyskaya Federatsiya, MPK V 60 L 3/00 [Patent 2591559. Russian Federation, IPC W 60 L 3/00. Sposob opredeleniya poter elektroener-gii elektropodvizhnym sostavom prynegrafikovykh osta-novkakh s ispolzovaniyem bortovykh informatsionno-izmeritelnykh kompleksov ucheta elektroenergii [Determination method for electric power losses by the electric stock during non-schedule stops with on-board data measuring systems of energy accounting]. S. G. Istomin, A. L. Kachanov, V,. L. Nezevak, D. V. Pashkov, S. Yu.Ushakov, V. T. Cheremisin. Applicant and patent owner OmGUPS
[Omsk State Transport University], no. 2015105231/11. Appl. February 16th, 2015; publ. July 20th, 2016. Bull. no. 20, 9 p. (In Russian)
10. Patent 2591558. Rossiyskaya Federatsiya, MPK
V 61 L 3/12 [Patent 2591558. Russian Federation, IPC W 61 L 3/12]. Sposob opredeleniya neproizvoditelnykh poter elektroenergii elektropodvizhnym sostavom pry na-gone grafikovogo vremeny s ispolzovaniyem bortovykh in-formatsionno-izmeritelnykh kompleksov ucheta elektroenergii [Determination method for inefficient electric power losses by the electric stock when regaining schedule time with on-board data measuring systems of energy accounting]. S. G. Istomin, D. V. Pashkov, S. Yu. Ushakov, V. T. Cheremisin. Applicant and patent owner OmGUPS [Omsk State Transport University], no. 2015114306/11. Appl. April 16th, 2015, publ. July 20th, 2016. Bull. no. 20, 8 p. (In Russian)
11. Patent 2600960. Rossiyskaya Federatsiya, MPK
V 60 L 3/12 [Patent 2600960. Russian Federation, IPC W 60 L 3/12]. Sposob opredeleniya neproizvoditelnykh
poter elektroenergii elektropodvizhnym sostavom pry prosledovanii uchastkov s vremennym ogranicheniem skorosty s ispolzovaniem bortovykh informatsionno-izmeritelnykh kompleksov ucheta elektroenergii [Determination method for inefficient electric power losses by the electric stock when passing districts with temporary speed limits using on-board data measuring systems of energy accounting]. S. G. Istomin, D. V. Pashkov, S. Yu. Ushakov, V. T. Cheremisin. Applicant and patent owner OmGUPS [Omsk State Transport University], no. 2015114900/11. Appl. April 20th, 2015, publ. October 27th, 2016. Bull. no. 30, 8 p. (In Russian)
Received: June 11, 2020 Accepted: June 17, 2020
Author's information:
Stanislav G. ISTOMIN - PhD in Engineering, Associate Professor; [email protected] Artem Yu. PERESTENKO - Postgraduate Student; [email protected]