удк 612.821 Г. А. Новикова [G. A. Novikova],
А. Г. Соловьев [A. G. Soloviev], Л. И. Губарева [L. I. Gubareva], Л. А. Новикова [L. A. Novikova], Е. В. Агаркова [E. V. Agarkova].
ОЦЕНКА СЛОЖНЫХ ФОРМ ВОСПРИЯТИЯ У ПОДРОСТКОВ
ПРИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
Valuation of complex forms of perception in adolescents with beer alcoholization
В статье описываются результаты обследования 152 учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска, проведенного с целью оценки сложных форм восприятия подростков при пивной алкоголизации. Установлено, что у подростков при пивной алкоголизации наблюдаются нарушения в сложных формах восприятия, проявляющиеся в снижении точности восприятия размеров, пространства и времени, что может свидетельствовать о поражении теменно-височных отделов головного мозга и нарушениях в зрительных, вестибулярных, двигательных и кожных ощущениях; при этом, чем интенсивнее алкоголизация, тем сильнее выражены данные нарушения, что может быть использовано в качестве маркера для ранней диагностики формирования пивной зависимости.
Ключевые слова: подростки, пивная алкоголизация, сложные формы восприятия.
For the purpose of an assessment of difficult forms of perception of teenagers at beer alcoholization we conducted examination of 152 pupils of comprehensive schools of Arkhangelsk. It is established that to teenagers at beer alcoholization violations in difficult forms the perceptions which are showing in decrease in accuracy of perception of the sizes, space and time that can testify to defeat of parietal and temporal departments of a brain and violations in visual, vestibular, motive and skin feelings are observed; thus, the alcoholization is higher, the these violations that can be used as a marker for early diagnostics of formation of beer dependence are more strongly expressed.
Key words: adolescents, beer alcoholization, difficult forms of perception.
Пивная алкоголизация подростков занимает одно из первых мест в ряду социально-значимых проблем современного общества. Сегодня она представляет собой угрозу физическому, психическому и социальному благополучию подрастающего поколения в связи с эпидемиологическим характером ее экспансии и стремительным распространением.
Исследования последних лет показывают, что потребление пива подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость и т. д. [1, 4]. Экспе-
риментальные исследования, проведенные на белых крысах в период ранней половой зрелости, свидетельствуют о высокой скорости формирования алкогольной зависимости при употреблении пива, о снижении уровня тревожности, повышении горизонтальной и вертикальной двигательной активности, что указывает на изменение эмоционально-мотивацион-ной сферы [2].
С целью оценки сложных форм восприятия подростков при пивной алкоголизации нами проведено обследование 152 учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска в возрасте от 11 до 17 лет (56,6 % -девочки, 43,4 % - мальчики), из них 35,7 % - учащиеся 5-6 классов в возрасте 11-12 лет (средний возраст 11,58 ± 0,10 лет), 25,9 % - учащиеся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет (средний возраст 13,51 ± 0,14 лет), 38,4 % -учащиеся 9-11 классов (средний возраст 15,27 ± 0,13 лет).
Оценка интенсивности пивной алкоголизации проводилась с помощью методики прогнозирования риска развития пивной зависимости у подростков и методики оценки степени риска развития пивной зависимости у подростков [3], по результатам которых подростки были разделены на группы:
I - с высокой степенью риска развития пивной зависимости (35,5 %);
II - со средней степенью (45,2 %);
III - с низкой степенью (19,3 %), выступающая в нашем исследовании в качестве контрольной.
Для оценки сложных форм восприятия использовался компьютерный психодиагностический комплекс «Effecton Studio». При обработке результатов применялся пакет прикладных статистических программ «Microsoft Excel», <^а^йса» (версия 6.0) и стандартные расчетные методы.
Анализ результатов исследования показал, что суммарный показатель пивной алкоголизации был достоверно высоким в I группе (59,86 ± 2,45 балла; p < 0,001), средний - во II группе (34,14 ± 0,67 балла), низкий -в III группе (20,89 ± 1,04 балла).
Общие данные, полученные по оценке восприятия пространства, показали, что у подростков I группы (p<0,01) продолжительность восприятия размеров была ниже по сравнению с подростками III группы (табл. 1).
Таблица 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРОВ
У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ (М ± т)
Показатели Продолжительность восприятия размеров (с) Точность восприятия размеров (%)
I группа общ. 127,10 ± 6,70 б*, в*** 38,29 ± 7,12
11-12 лет 134,10 ± 7,90 в1* 39,30 ± 7,09
13-14 лет 127,10 ± 5,53 б2**, в2** 36,29 ± 7,15
15-17 лет 120,11 ± 6,70 б3**, в3** 39,27 ± 7,11
II группа общ. 157,01 ± 10,93 а* 53,43 ± 6,85
11-12 лет 153,00 ± 10,93 53,35 ± 6,85
13-14 лет 158,01 ± 9,87 а2** 53,32 ± 7,88
15-17 лет 160,01 ± 12,00 а3** 53,63 ± 5,81
III группа общ. 162,17 ± 10,88 54,17 ± 6,22
11-12 лет 160,15 ± 9,88 54,00 ± 4,35
13-14 лет 164,20 ± 11,86 54,17 ± 7,22
15-17 лет 162,17 ± 10,91 54,34 ± 7,12
Примечание: здесь и в табл. 1, 2, 3 различия достоверны при: * - p < 0,05, ** - p<0,01, *** - p<0,001:
а - в сравнении с I гр. (общ.),
а1 - в сравнении с подгруппой 11-12 лет I гр.,
а2 - с подгруппой 13-14 лет I гр.,
а3 - с подгруппой 15-17 лет I гр.;
б - в сравнении со II гр. (общ.),
61 - в сравнении с подгруппой 11-12 лет II гр.,
62 - с подгруппой 13-14 лет II гр.,
63 - с подгруппой 15-17 лет II гр.; в - в сравнении с III гр. (общ.),
в1 - в сравнении с подгруппой 11-12 лет III гр., в2 - с подгруппой 13-14 лет III гр., в3 - с подгруппой 13-14 лет III гр.
При этом подросткам в подгруппах 13-14 (p < 0,01) и 15-17 лет (p < 0,01) I группы по сравнению с соответствующими подгруппами II группы, а также в подгруппах 11-12 (p < 0,05), 13-14 (p < 0,01) и 15-17 лет (p < 0,01) I группы по сравнению с подгруппами III группы характерно достоверное снижение продолжительности восприятия размеров (см. табл. 1).
При сравнении данных у подростков двух первых групп с подростками III группы наблюдалось снижение точности восприятия размеров и, как следствие, увеличение количества ошибок, что может свидетельствовать о поражении теменно-височных отделов головного мозга вследствие употребления пива.
Оценка восприятия пространства у подростков показала, что в двух первых групп (p < 0,05) при сравнении с III группой было достоверно значимое увеличение продолжительности времени восприятия пространства. Точность восприятия пространства у представителей I группы была более низкой по сравнению со II (p < 0,001). Высокая точность восприятия пространства наблюдалась у подростков III группы в сравнении с двумя первыми группами.
У подростков подгрупп 11-12 (p < 0,001), 13-14 (p < 0,001) и 15-17 лет (p < 0,001) I группы и подгрупп 11-12, 13-14 лет II группы (p < 0,05) по сравнению с подгруппами 11-12, 13-14 и 15-17 лет III группы отмечено достоверное увеличение продолжительности восприятия пространства. Подросткам подгрупп 11-12 (p < 0,001), 13-14 (p < 0,001) и 15-17 лет (p < 0,001) I группы по сравнению с подгруппами 11-12, 13-14 и 15-17 лет II группы и подгруппами 11-12, 13-14 и 15-17 лет III группы, а также подгруппами 11-12 (p < 0,05), 13-14 (p < 0,05) и 15-17 лет (p < 0,01) II группы по сравнению с соответствующими подгруппами III группы было характерно достоверное снижение точности восприятия пространства (табл. 2), что говорит о нарушении зрительных, вестибулярных, двигательных и кожных ощущений.
Оценка восприятия времени (табл. 3) показала, что у подростков из двух первых групп (p<0,001; p<0,05) по сравнению с III группой наблюдалось снижение продолжительности восприятия времени, снижение точности восприятия и, как следствие, увеличение количества ошибок. Достоверное снижение продолжительности восприятия времени было отмечено также в подгруппах 11-12 (p<0,05), 13-14 (p<0,01), 15-17 лет (p<0,01)
I группы и подгруппах 11-12 (p<0,05), 13-14 (p<0,05), 15-17 лет (p<0,01)
II группы по сравнению с соответствующими подгруппами III группы, что
Таблица 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА
У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ (М ± т)
Показатели Продолжительность восприятия пространства (с) Точность восприятия пространства(%)
I группа общ. 611,01 ±29,11 в*** 2,01±0,12 6***, в***
11-12 лет 623,01±28,09 61*, в1*** 1,91±0,11 61***, в1***
13-14 лет 611,02±30,12 в2*** 2,01±0,13 62***, в2***
15-17 лет 599,01±29,11 в3*** 2,12±0,12 63***, в3***
II группа общ. 532,10±32,05 в* 8,51±1,55 а***, в*
11-12 лет 523,09±32,02 а1*, в1* 6,67±1,11 а1***, в1*
13-14 лет 540,04±32,09 в2* 9,85±1,82 а2*** , в2*
15-17 лет 532,10±32,05 8,99±1,72 а3***, в3**
III группа общ. 455,03±18,44 12,04±0,27
11-12 лет 444,00±18,43 10,07±0,25
13-14 лет 460,04±18,44 12,46±0,26
15-17 лет 461,05±18,45 13,60±0,30
может говорить о затруднении правильной оценки интервалов времени. Подобные изменения могут свидетельствовать о поражении височных отделов головного мозга вследствие употребления пива.
Таким образом, у подростков при пивной алкоголизации наблюдаются нарушения в сложных формах восприятия, проявляющиеся в снижении точности восприятия размеров, пространства и времени, что может свидетельствовать о поражении теменно-височных отделов головного мозга и нарушениях в зрительных, вестибулярных, двигательных и кож-
Таблица 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ (М ± т)
Показатели Продолжительность восприятия времени (с) Точность восприятия времени (%)
I группа общ. 99,02 ± 4,34 в** 35,71 ± 5,89
11-12 лет 98,81 ± 4,30 в1* 32,80 ± 5,02
13-14 лет 99,02 ± 4,36 в2** 37,63 ± 5,94
15-17 лет 99,23 ± 4,36 в3** 36,71 ± 6,70
II группа общ. 103,29 ± 2,97 в* 40,86 ± 3,71
11-12 лет 102,23 ± 2,77 в1* 39,99 ± 3,70
13-14 лет 104,36 ± 3,70 в2* 41,52 ± 3,72
15-17 лет 103,29 ± 2,42 в3** 41,06 ± 3,70
III группа общ. 120,83 ± 6,70 49,33 ± 5,02
11-12 лет 118,79 ± 6,69 45,02 ± 5,00
13-14 лет 120,83 ± 6,70 51,36 ± 5,02
15-17 лет 122,87 ± 6,71 52,00 ± 5,03
ных ощущениях; при этом, чем интенсивнее алкоголизация, тем сильнее выражены данные нарушения, что может быть использовано в качестве маркера для ранней диагностики формирования пивной зависимости.
ЛИТЕРАТУРА 1. Вышинский К. В., Павловская Н. И., Кошкина Е. А. Проблемы, связанные с употреблением алкоголя среди молодежи // Вопросы наркологии. — 2011. — № 1. — С. 81-101.
2. Маркова О. Г., Ермоленко Г. В. Формирование алкогольной зависимости и состояние эмоционально-мотивационной сферы у крыс при употре6лении пива // Студенческая медицинская наука XXI века: Материалы Х международной конференции. — Вите6ск, 2010. — С. 238-239.
3. Новикова Г. А., Соловьев А. Г. Профилактика пивной зависимости подростков в условиях о6разовательного учреждения // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2013. — № 6-2. — С. 69-71.
4. Новикова Г.А., Соловьев А. Г. Психофизиологические характеристика подростков с высокой степенью риска развития пивной зависимости // Вопросы современной педиатрии. — 2009. — №1. — С. 25-29.
ОБ АВТОРАХ Новикова Галина Альбертовна, старший преподаватель Института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук, г. Архангельск, пр. Ленинградский д. 40. Телефон + 7-921-297-51-64. E-mail: [email protected]
Соловьев Андрей Горгоньевич, заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор. Адрес: г. Архангельск, пр. Троицкий, 51. Тел./факс +7-818-2-20-92-84; мобил. тел. + 7-921-720-34-58. E-mail: [email protected]
Губарева Любовь Ивановна, профессор кафедры анатомии и физиологии Северо-Кавказского федерального университета, доктор биологических наук. Телефон + 7-962-499-22-00. E-mail: l-gubareva@)mail.ru
Новикова Любовь Альбертовна, преподаватель Архангельского медицинского колледжа, кандидат биологических наук. Телефон + 7-921-291-38-97. E-mail: [email protected]
Агаркова Елена Викторовна, доцент кафедры анатомии и физиологии Северо-Кавказского федерального университета, кандидат биологических наук. Телефон + 7-865-235-34-65. E-mail: [email protected]
Novikova Galina Albertovna, senior lecturer in the Institute of Pedagogy and Psychology of the Northern (Arctic) Federal University named after MV University, Ph.D., Arkhangelsk, Leningrad Ave d. 40.
Phone + 7-921-297-51-64. E-mail: [email protected]
Solovyev Andrey Gorgonevich, Chair of Psychiatry and Clinical Psychology, Northern State Medical UniversityDoctor of Medical sciences, professor. Address: Arkhangelsk, Troitsky Prospect, 51 Tel./Fax +7-209-284-81-82; mobil. tel. + 7-921-720-34-58. E-mail: [email protected]
Gubareva Lyubov Ivanovma, professor of anatomy and physiology in the North Caucasus Federal University, Doctor of Biological Sciences. Phone + 7-962-499-22-00. E-mail: l-gubareva @) mail.ru
Novikova Lubov Albertovna, lecturer in the the Medical College of Arkhangelsk, Cand. Phone + 7-921-291-38-97. E-mail: [email protected]
Agarkova Elena Victorovna, assistant professor of anatomy and physiology in the North Caucasus Federal University, Candidate of Biological Sciences. Phone + 7-865-2-35-34-65 E-mail: [email protected]