КОНТ тнпт
Тарасова Т. М Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск №04. - ART 13536. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13536.htm. - Гос. per. Эл №
научно-методический электронный журнал фс 77‘49965-- ISSN 2304-120Х.
ART 13536 УДК 657.1
Тарасова Татьяна Михайловна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и статистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самара tarasova2004@inbox.ru
Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия
Аннотация. Статья посвящена вопросам построения и развития системы внутреннего контроля с учетом особенностей работы транспортных предприятий. В статье рассматривается организационная структура системы внутреннего контроля на примере ОАО «Трансконтейнер».
Ключевые слова: система внутреннего контроля, контроль, система, транспорт.
Внутренний контроль - непрерывный процесс, осуществляемый наделенными соответствующими полномочиями органами управления и контроля и структурными подразделениями общества, предназначенный для обеспечения разумной гарантии достижения целей в следующих категориях: эффективность и результативность бизнес-процессов общества; надежность финансовой отчетности; соблюдение законодательства, устава и внутренних документов компании.
Функционирование системы внутреннего контроля ОАО «Трансконтейнер» осуществляется на постоянной основе. Служба внутреннего аудита проводит регулярную оценку и мониторинг функционирования системы внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля ОАО «Трансконтейнер» основана на разграничении компетенции субъектов внутреннего контроля в части разработки, применения и оценки эффективности процедур внутреннего контроля, как показано на рис. 1. Компоненты системы внутреннего контроля представлены в таблице (табл. 1) [1]. Оценка системы внутреннего контроля в ОАО «Трансконтейнер» была проведена на основании Стандартов аудита. В соответствии с ними эффективность и надежность системы внутреннего контроля в организации можно оценить как средняя.
Контроль полноты и своевременности поступления доходов
Исключение нарушений законодательства РФ, полоений нормативных документов ОАО «Т рансконтейнер»
Выявление финансовых резервов и устранение непроизводительных расходов
Контроль сохранности и целевого использования имущества, денежных средств, БСО
Задачи внутреннего финансового контроля ОАО «Трансконтейнер»
Контроль правильности ведения бухгалтерского, налогового и финансового учета, подготовки отчетности, совершение технологической обработки перевозочных и финансовых документов
Рис. 1. Задачи внутреннего финансового контроля ОАО «Трансконтейнер»
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13536.htm
КОНТ ТШТ
научно-методический электронный журнал ART 13536 УДК 657.1
Тарасова Т. М Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск № 04. - ART 13536. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13536.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Компоненты системы внутреннего контроля
Ком- понен нен- ты Описание компонента Ключевые факторы
1. Контрольная среда Определяет мнение поведения организации, влияет на осознание системы контроля входящими в данную среду, является основой для всех других компонентов СВК Факторы среды контроля: - честность и этические ценности; - готовность быть компетентным (уровень квалификации и периодичность повышения); - совет директоров, руководство компании, акционеров весь управленческий персонал; - организационная структура предприятия; - наделения полномочиями и ответственностью; - политика и практика управления человеческими ресурсами
2. Оценка риска Выявление, анализ и управление субъектами риска, имеющими отношение к подготовки финансовой отчетности, ее достоверному представлению в соответствии с системой бухгалтерского учета В процессе оценки необходимо рассматривать: - взаимосвязь рисков и конкретных утверждений финансовой отчетности; - обработка и подведение итогов финансовых данных; - внутренние и внешние события и обстоятельства; - специальное рассмотрение обстоятельств
3. Система бухгалтерского учета Система БУ состоит из методов и записей созданных для идентификации сбора, анализа, классификации учета операции субъектов, а также для обеспечения отражения в отчетности соответствующих активов и обязательств Основное внимание системы БУ уделяется следующим операциям: - эффективность системы БУ должна привести к ведению операции таким образом, чтобы предотвратить искажения в утверждениях руководства касательно финансовой отчетности; - система бухгалтерского учета должна представлять полный операционный отчет
4. Контрольные процедуры Политика и процедуры, помогающие обеспечить выполнение директив руководства, а также необходимые меры для снижения риска возникающего при достижении задач субъекта Средства контроля за обработкой информации бухгалтерского учета: - общие средства контроля; - прикладные средства контроля; - документы и учтенные записи; - независимые проверки; - выполнение обзора; - мониторинг; - разделение обязанности
Во-первых, система внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета.
Во-вторых, была проанализирована контрольная среда ОАО «Трансконтейнер». Хозяйственная деятельность предприятия в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
Организационная структура ОАО «Трансконтейнер» не предполагает четкого разделения обязанностей, однако предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, то есть существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты меры по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание запасных копий, защита компьютерных программ.
На ОАО «Трансконтейнер» кадровая политика проводилась устаревшими способами. При подборе кадров не использовались тестирование, анкетирование, со-
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13536.htm
научно-методический электронный журнал
Тарасова Т. М Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 04. - ART 13536. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13536.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дет 13536
УДК 657.1
беседование с психологом для определения адаптивности кандидата к условиям работы и коллективу. Однако существуют и эффективные методы. Например, предприятие отправляет на стажировку и обучение молодых специалистов с целью их дальнейшего трудоустройства. Это говорит о том, что предприятие готовит себе необходимые кадры, компетентных и надежных работников.
Третьим элементом системы внутреннего контроля являются отдельные средства контроля. Так, одной из процедур внутреннего контроля является проведение сверок расчетов.
Для тестирования средств контроля на практике применяют тесты или вопросники по тестированию системы внутреннего контроля. В ОАО «Трансконтейнер» при проверке текущих активов были использованы тесты контроля.
Совет директоров является коллегиальным органом управления, определяющим стратегию развития общества и осуществляющим контроль за деятельностью исполнительного органа. Совет директоров занимает центральное место в системе корпоративного управления ОАО «Трансконтейнер».
При совете директоров созданы два комитета, возглавляемые независимыми директорами, комитет по аудиту и комитет по стратегии. Комитет по стратегии предварительно рассматривает и готовит рекомендации по вопросам компетенции совета директоров в части определения приоритетных направлений деятельности, разработки стратегии, предложений по ее реализации и контролю за исполнением стратегии ОАО «Трансконтейнер».
Комитет по аудиту предварительно рассматривает и готовит рекомендации по вопросам компетенции Совета директоров в части взаимодействия ОАО «Трансконтейнер» с внешним аудитором, осуществления контроля за достоверностью и полнотой финансовой отчетности, в том числе за исполнением бизнес-планов и бюджета ОАО «Трансконтейнер», оценки эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Трансконтейнер».
Планы будущей деятельности ОАО «Трансконтейнер» связаны с достижением на основе имеющихся конкурентных преимуществ и компетентности в профильной деятельности результатов, которые позволят обеспечить прибыльный долгосрочный рост компании.
Основные стратегические ориентиры:
- рост объемов и масштабов операций за счет наращивания собственного парка контейнеров и платформ, развития терминальной инфраструктуры и расширения сети сбыта;
- географическая и отраслевая экспансия бизнеса за счет приобретений и стратегических альянсов, разработки новых маршрутов, освоения новых видов деятельности и приобретения активов;
- повышение эффективности операций за счет освоения новых технологий перевозок, оптимизации структуры парка, развития услуг с высокой добавленной стоимостью, а также внедрения современных 1Т-систем и методов управления;
- продолжение обновления и расширения парка железнодорожных платформ и контейнеров с целью соответствия будущему росту спроса на контейнерные транспортные услуги;
http://e-koncept.ru/2013/13536.htm
научно-методический электронный журнал
Тарасова Т. М Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 04. - ART 13536. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13536.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
дет 13536
УДК 657.1
- повышение общей эффективности операций, снижение затрат на простои и порожний пробег за счет внедрения автоматизированных систем, обеспечивающих оптимизацию управления парками и терминалами.
В рамках реализации комплексных транспортно-логистических решений для крупных клиентов, «Трансконтейнер» рассматривает возможности экспансии в смежные отрасли путем создания альянсов с профильными партнерами, а также путем поглощений или развития собственных компетенций.
Будет продолжена деятельность «Трансконтейнера», направленная на усиление его рыночных позиций в странах, где в предыдущие годы им были созданы дочерние и совместные предприятия.
Бухгалтерская финансовая отчетность за 4 квартал 2011 года показала значительный рост финансовых и операционных показателей ОАО «Трансконтейнер». Лидер отрасли увеличил контейнерные перевозки на 18,3%, обработка грузов выросла на 13,8%, однако группа не достигла пиковых результатов 2008 года из-за медленного восстановления контейнерооборота по внутренним маршрутам.
Укрепление доллара США, а также замедление роста мировой экономики негативно сказались на объемах внешних перевозок контейнеров во втором полугодии 2011 года, составляющие в общем объеме перевозок 58,0%. «Трансконтейнер» продолжает увеличивать перевозки в рамках интегрированной логистической услуги, темп роста которой составил 15,6%.
В последние годы на рынке железнодорожных контейнерных перевозок складывалась ситуация значительного превышения спроса на контейнерные перевозки над предложением. Основным фактором, сдерживающим рост предложения, являлся дефицит фитинговых платформ для перевозки контейнеров в целом по рынку, ограниченные возможности производителей подвижного состава по производству таких платформ в России и странах СНГ и запаздывание темпов прироста производственных мощностей производителей платформ по отношению к росту спроса на контейнерные перевозки. Влияние этого фактора снизилось в период острой фазы мирового экономического кризиса и падения объемов перевозок.
На деятельность «Трансконтейнера» оказывает влияние экономическая ситуация в стране и мире. Начало преодоления последствий мирового финансового кризиса (примерно с 2010 года), в ходе которого произошло непрогнозируемое снижению объемов контейнерных перевозок, создало базу для восстановления и будущего роста рынка контейнерных перевозок, но «Трансконтейнер» не располагает достоверными прогнозными данными относительно устойчивости и длительности периода действия указанного фактора, поскольку он находится вне контроля.
Учитывая особенности рынка контейнерных перевозок, стратегии бизнеса ОАО «Трансконтейнер», его конкурентоспособность, изучив спрос и предложение оказываемых услуг на данном рынке, мы произвели SWOT-анализ и выявили сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы его деятельности.
Сильные стороны:
- российский лидер на рынке железнодорожных контейнерных перевозок, 52% перевозок;
- крупнейший собственник фитинговых платформ, 60% от российского парка;
- владелец собственных терминалов по переработке контейнеров, 32% терминальной переработки контейнеров в России;
- сильно диверсифицированная клиентская база: около 200 тыс. клиентов;
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13536.htm
научно-методический электронный журнал
Тарасова Т. М Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия // Концепт. - 2013. -
Спецвыпуск № 04. - ART 13536. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13536.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13536
УДК 657.1
- широкая географическое присутствие: сеть агентств и представительств, совместные и собственные предприятия на территории других стран;
- внедрение электронных методов оформления перевозочных документов;
- государственная поддержка отрасли: понижающий коэффициент на железнодорожные тарифы для перевозок контейнеров на 2011 год, проекты
- развития транзитных контейнерных перевозок;
- уникальное географическое расположение России: транспортный коридор «Запад-Восток» (Европа - АТР).
Слабые стороны:
- сильная зависимость контейнерного рынка от экономической конъюнктуры;
- высокий возраст парка платформ группы;
- необходимость значительного увеличения подвижного состава;
- конкуренция со стороны автомобильного и морского транспорта;
- конкуренция маршрутов доставок.
Возможности:
- возможность синергетического эффекта после приватизации Трансконтейнера от партнерства с морским контейнерным перевозчиком (Fesco) или контейнерным портом (Global Ports, Fesco);
- большой потенциал роста российского уровня контейнеризации грузов (3,72%) к среднемировым значениям (около 14% в Европе);
- развитие и ввод в эксплуатацию новых морских контейнерных терминалов, по данным агентства Drewry, позволит увеличить перевалку контейнеров в 3,6 раза к 2020 году, до 12,5 млн. ДфЭ;
- реализация проектов РЖД будет способствовать росту объемов транзитных железнодорожных перевозок до 2,1 млн. ДФЭ к 2020 году;
- вступление России в ВТО увеличит вовлеченность страны в систему международной торговли;
- скоростные ж/д перевозки контейнеров по транспортному коридору «Запад-Восток» потенциально заберут часть перевозок с морских маршрутов. Более того, наиболее перспективен маршрут через купленные казахстанские терминалы, сокращающий длину и время в пути, позволяющий забрать грузы из Центральной и Западной части Китая;
- рост эффективности контейнерных перевозок за счёт расширения сети железных дорог, повышения пропускной способности, скорости передвижения поездов, внедрение технологии пропуска ускоренных контейнерных поездов, программа РЖД «Транссиб за 7 суток».
- зависимость от экономической конъюнктуры рынка, из-за высокой доли международных перевозок, составляющих 58% от всех перевозок;
- недостаточное увеличение парка фитинговых платформ, не соответствующее темпу роста рынка, может сократить долю «Трансконтейнера» из-за обострения конкуренции;
- негативное влияние слабого рубля на грузооборот группы, зависящий от импорта.
Таким образом, опубликованная отчетность за четвертый квартал 2011 года, операционные результаты за 2011 год и представленная «Трансконтейнером» новая инвестиционная программа группы до 2013 года изменили наши прогнозы по росту парка и его вместимости, позволили уточнить наши прогнозы по объему перевозок и
Угрозы:
http://e-koncept.ru/2013/13536.htm
КОНТ тнпт
Тарасова Т. М Оценка системы внутреннего контроля транспортного предприятия // Концепт. - 2013. -Спецвыпуск №04. - ART 13536. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13536.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13536 УДК 657.1
перевалке контейнеров. В период 2013-2015 годов и далее мы прогнозируем инвестиционную программу на основе предположения о росте вместимости парка (в ДФЭ) на 5% в год. Долгосрочный рост перевозок мы прогнозируем на уровне 10% в год.
Обладание значительными конкурентными преимуществами (крупный парк подвижного состава и автотранспорта, относительно низкий уровень долговой нагрузки, широкая база клиентов и др.) дает «Трансконтейнеру» возможность не только сохранять, но и увеличивать долю на рынке. Для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность, целесообразно осуществить:
- качественное оперативное управление производственными процессами;
- развитие кадрового потенциала эмитента;
- активизацию маркетинговой работы, включая предложение новых транспортно-логистических услуг;
- внедрение передовых информационно-технологических систем.
Ссылки на источники
1. Теоретические аспекты аудита. - URL: http://www.buhucheta.net/referatpage-4759-8.html.
Tarasova Tatiana,
PhD, Senior Lecturer, Department of Accounting, Analysis and Statistics FGBOU Institution University of Railway Engineering", Samara tarasova2004@inbox.ru
Evaluation of internal control of the transport company Abstract. The article deals with the construction and development of the internal control system allowing for the transportation facilities. The article discusses the organizational structure of the system of internal controls, the example of "Transcontainer".
Keywords: CRS, control, and transport.
"Samara State
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013516
http://e-koncept.ru/2013/13536.htm