ниринга / В.В. Лесняк// Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018 - № 2. - С. 223-232.
4. Лесняк В.В. Учетно-аналитическое обеспечение адаптивной стратегии коммерческой организации / В.В. Лесняк, Г.Е. Крохичева, Э.С. Аракельянц // KANT. - 201 б. - № 4 (21). - С. 136-142.
ASSESSMENT OF THE CONTROL SYSTEM OF MATERIAL RESOURCES OF THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY Sorokina Natalia Leonidovna, Postgraduate student, Department of State and Municipal Management, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimean
In article results of a research of system approach to management of material resources of the agrarian sector of economy from positions of the state, regional and industry and intraeconomic levels are stated. On the basis of a research of different approaches to an entity and the maintenance of a concept "management" its functions are selected and their role in the course of material security of agro-industrial complex is defined. The role of regional branch management of material resources of agro-industrial complex in the agrarian oriented regions is proved, features of information support of management system are considered by material resources of the agrarian sector of the Republic of Crimea, the directions it optimization and improvement are selected.
Keywords: management; functions of management; levels of management; control system; material resources; material security; agrarian sector of economy; agro-industrial complex; Information.
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ MA ТЕРИАЛЬНЫМИ УДК 338.486.3 РЕСУРСАМИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ВАК РФ 08.00.05
В статье изложены результаты исследования системного подхода куправле- ©СорокинаН.Л., 2019 нию материальными ресурсами аграрного сектора экономики с позиций государственного, регионально-отраслевого и внутрихозяйственного уровней. На основании исследования различных подходов к сущности и содержанию понятия "управление", выделены его функции и определена их роль в процессе материального обеспечения агропромышленного комплекса. Обоснована роль регионально-отраслевого управления материальными ресурсами АПК в аграрно-ориентированных регионах, рассмотрены особенности информационного обеспечения системы управления материальными ресурсами аграрного сектора Республики Крым, выделены направления ее оптимизации и усовершенс твования.
Ключевые слова: управление; функции управления; уровни управления; система управления; материальные ресурсы; материальное обеспечение; аграрный сектор экономики; агропромышленный комплекс; информация.
Понятие "управление" в современной научной литературе носит многоаспектный характер, является многозначным термином и рассматривается как наука (теория), как искусство, как функция, как процесс и как аппарат [4]. Функциональный подход является наиболее академическим и присущ различным словарным библиографическим источникам.Так, в Большом энциклопедическом словаре управление определяется как "функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей" [5]. В свою очередь, в Современном экономическом словаре управление трактуется как "сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты" [б].
С научной позиции управление представляет собой систему создания, систематизации и распространения упорядоченных знаний о том, как осуществлять управленческую деятельность в виде концепций, теорий, принципов, способов, методов и форм управления.
СОРОКИНА Наталья Леонидовна, аспирантка, кафедра Государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым
Управление как искусство аккумулирует способность результативно и эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Процессуальный подход рассматривает управление как совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования входящих ресурсов в соответствующую про-^ дукцию на "выходе".
р И, наконец, управление как аппарат - это совокупность организационных структур и Ш людей, обеспечивающих использование и ко-5»! ординацию всех ресурсов соответствующих ^ систем для достижения их целей. У Несмотря на разноплановость трактовок ■у понятия "управление", его основные функции, ■С сформулированные А. Файолем еще в начале 5" XX века, остаются неизменными: это планиро-Ф вание, организация, координация, мотивация Т и контроль [8]. Некоторые авторы, например, О А. Н. Антамошкин и А. И. Динер [1], В. Ф. Уколов [7], К. В. Комянчина [3], Н. Л. Калиниченко [2], СО дополняют их новыми функциями (совершен-
* ствование, лоббирование, управление каче-
* ством, аудит и т.д.), но они лишь уточняют те 336 или иные стороны базовых функций управления. В частности, они имеют различное содержание в зависимости от объекта управления и уровня принятия управленческих решений.
Управление материальными ресурсами в аграрном секторе экономики можно обобщенно рассматривать на двух уровнях: на уровне отдельных предприятий как сферы непосредственного материального обеспечения и на государственном уровне как сферы отраслевого или регионального регулирования деятельности агротоваропроизводителей.
На уровне аграрных предприятий управление материальными ресурсами представляет собой совокупность форм и методов определения потребности хозяйствующих субъектов в необходимых ресурсах и выявление возможных источников ее покрытия с учетом маркетинговой стратегии, текущих целей и финансовых возможностей предприятия. Приоритетными функциями системы материального обеспечения в организациях аграрного сектора выступают:
- определение состава и структуры материальных ресурсов в требуемом количестве и необходимого качества;
- поиск и использование возможных источников покрытия потребности в разных видах материальных ресурсов;
- контроль за эффективным использованием материальной базы предприятия;
- выявление потерь и непроизводительного расходования материальных ресурсов на основе комплексного и системного анализа эффективности их использования.
В свою очередь, система государственного регулирования материального обеспечения предприятий аграрного сектора экономики должна выполнять следующие приоритетные функции:
- диверсификацию источников ресурсного обеспечения;
- активизацию внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий;
- поддержание регионально-отраслевого баланса материальных ресурсов;
- расширение материально-ресурсной базы регионального агропромышленного комплекса;
- выявление и обеспечение государственной поддержки критических и приоритетных аграрных производств региона;
- бюджетное финансирование программ материального развития аграрной сферы региона;
- осуществление нормативно-правовой поддержки агротоваропроизводителей в части материального обеспечения.
Исходя из перечисленных функций, в сфере управления материальными ресурсами государству необходимо осуществлять комплекс мероприятий по определению ресурсных потребностей, формированию источников поступления и контроля за эффективностью использования ресурсов с учетом существующей структуры агропроизводства и практики региональной аграрной политики. Однако на практике выполнение этих задач затруднено вследствие следующих объективных причин:
- в рыночных условиях хозяйствования значительно уменьшилось влияние государственных органов управления на деятельность предприятий и организаций, особенно частной и коллективной форм собственности;
- принцип федеративное™ регионов Российской Федерации упразднил иерархию материального обеспечения аграрного сектора экономики и системы его управления на региональном уровне;
- необходимость быстрой оборачиваемости материальных ресурсов требует принятия обоснованных управленческих решений в сжатые сроки, что нереально в условиях сложной и разветвленной системы органов управления.
Таким образом, фактически роль государственных органов управления материальны-
ми ресурсами, в том числе в аграрном секторе экономики, сегодня сведена к выполнению двух функций - координации и контролю, тогда как планирование, организация и мотивация полностью возложены на хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики, свободы предпринимательства и самофинансирования производственно-хозяйственной деятельности агротоваропроизводителей это организационно и экономически обоснованно, однако снижает эффективность функционирования АПК в целом.
Аграрный сектор экономики выполняет особо важные функции в социально-экономическом развитии любой страны, так как от обеспечения населения продуктами питания зависит не только его жизнеспособность и производительность труда, но и продовольственная безопасность государства. В этой связи обеспечение эффективного производства аграрной продукции, в том числе материальными ресурсами, не может не затрагивать государственные интересы,особенно в аграрно-ориен-тированных регионах. В то же время говорить о государственном управлении материальными ресурсами АПК не совсем корректно, так как на этом уровне выполняются не все функции управления, а если и выполняются, то не в полном объеме (табл. 1).
Анализируя характеристики функций управления, обобщенные в таблице 1, можно отметить, что наиболее оптимальным уровнем для управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики является региональный, совмещающий в себе возможности государственного регулирования АПК и организационно-экономические механизмы функционирования предприятий отрасли. С этой позиции государство координирует процессы функционирования агропромышленного ком-
плекса в целом, на регионально-отраслевом уровне формируется комплексный и системный подход к материальному обеспечению АПК, а на уровне предприятий осуществляется непосредственное управление их движением в производственном процессе (рис.1).
Таблица 1 - Характеристика функций управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики
Уровень управления Функции управления Направление реализации
Государственный Планирование Реализуется точечно - в части формирования общих ориентиров материального обеспечения аграрного сектора экономики в рамках Государственных программ развития АПК и приоритетных направлений агропроизводства
Организация Комплексно и системно не реализуется
Координация Реализуется точечно - 8 части нормативно-законодательного обеспечения процесса материального обеспечения агротоваропроизводителей
Мотивация Не реализуется
Контроль Реализуется точечно - в части выполнения норм действующего законодательства и наблюдения за деятельностью государственных предприятий АПК
Регионально-отраслевой Планирование Реализуется в части материального обеспечения приоритетных направлений сельскохозяйственного производства
Организация Реализуется в приоритетных отраслях АПК и в периоды напряженных полевых работ
Координация Мотивация Реализуется в процессе использования бюджетных средств, выделенных на материальное обеспечение агропромышленного производства Реализуется в процессе выделения бюджетного финансирования на материальное обеспечение АПК
Контроль Реализуется в отношении целевого использования бюджетных ресурсов и минимизации вредного воздействия отходов производства на окружающую среду
Внутрихозяйственный Планирование Реализуется преимущественно 8 процессе оперативного планирования, основанного на данных прошлых периодов; как элемент стратегического планирования, с применением нормативного метода - в отдельных предприятиях
Организация Реализуется на всех этапах движения материальных ресурсов - от поиска поставщиков и установления с ними договорных взаимоотношений до использования в процессе производства
Координация Реализуется на этапах поступления, складирования, хранения и отпуска в производство, а также использования материальных ресурсов на другие цели
Мотивация Реализуется в отдельных предприятиях как метод материального и морального стимулирования работников для эффективного и экономного использования материальных ресурсов
Контроль Реализуется на всех этапах движения материальных ресурсов с целью сокращения материальных затрат и себестоимости готовой продукции, снижения материалоемкости и повышения ресурсоотдачи
* Источник: составлено автором на основании проведенного исследования.
Схема, представленная на рисунке 1, иллюстрирует системный подход к управлению материальными ресурсами АПК в аграрно-ори-ентированных регионах, так как выделение внутренних элементов производственного процесса в качестве объектов управления целесообразно в приоритетных отраслях экономики. Например, она может быть использована в Республике Крым, где продукция аграрного сектора экономики составляет 1/5 объема ВРП.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА
¥ >
<
X
ш
и
ш •Т
о
X
о
л
*
* *
338
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ФИНАНСОВООКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Мониторинг динамики ресурсного потенциала; - Прогнозирование потребности в
различных ресурсах: _Формирование источников покрытия потребности ресурсов;
"Поставка ресурсов под
региональный заказ; _Льготирование приобретения отдельных видов ресурсов: Управление рисками ресурсного "обеспечения; Лимитирование объемов потреб ления критических ресурсов; Предупреждение хищений и непроизводительных затрат ресурсов
- Мониторинг ресурсоемкости отдельных видов продукции и ресурсоотдачи отраслей;
- Нормирование затрат ресурсов;
Учет легальных и теневых _ потерь ресурсов;
Диверсификация форм _ расчетов;
Формирование направлений и стимулирование _ ресурсосбережения;
Целевое кредитование
-Дифференциация участников рынков ресурсов по уровню конкурентных преимуществ; Анализ изменений рынка ресурсного обеспечения; Оказание консультационных ■услуг;
Разработка эффективных " моделей ценообразования на ресурсы для АПК;
_ Выявление готенциальной
взаимозаменяемости отдельных видов ресурсов; "Минимизация ценовых диспаритетов
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
Нормативно-правовая база в сфере использования материальных ресурсов
Отраслевые институциональные структуры
Научно-
исследовательские и учебные заведения
Кадровое обеспечение
Технике
технологическое обеспечение
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
РЫНОЧНЫЙ КРИТЕРИЙ
Информационное обеспечение
Рисунок 1 - Система управления материальными ресурсами аграрного сектора региона
Источник: составлено автором на основании проведенного исследования.
Регионально-отраслевым органом управления АПК в Республике Крым является Министерство сельского хозяйства, в котором вопросами материально-технического обеспечения занимается отдел механизации и мелиорации Управления растениеводства и механизации. Как следует из перечня его задач, представленных на официальном сайте Министерства, приоритетным для отдела является проведение мониторинга состояния техники в АПК Республики Крым и оказание содействия в техническом перевооружении аграрных предприятий. В части же материальных ресурсов принятие управленческих решений касается только вопросов формирования и рационального использования горючесмазочных материалов в период напряженных полевых работ.
С целью выполнения всех функций управления, перечисленных в таблице 1, Министерству сельского хозяйства Республики Крым необходимо иметь полную информационную базу о состоянии и движении материальных
ресурсов в аграрном секторе экономики, с возможностью ее детализации и постоянного обновления. Данная информация содержится в статистической отчетности аграрных предприятий полуострова, однако комплексный и системный анализ ее данных в части материальных ресурсов в настоящее время не проводится, в том числе и органами региональной и федеральной статистики.
Таблица 2 - Показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятиями АПК Республики Крым
Показатели АО «Партизан» ООО «Борис-, Агро» ФГУП ПАО «Массандра»
2015 год 2016 год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год
Материальные ресурсы, тыс. руб. Выручка от реализации, тыс. руб. 42762 365314 59852 416367 41960 378604 155391 114803 49281 192444 111572 166702 1765309 1468530 2079855 1547915 2483084 1277687
Чистая прибыль, тыс. руб. 63758 93599 94242 61473 51470 54182 412261 315635 191511
Сумма материальных затрат, тыс. руб. 270463 277470 313292 98358 104990 83070 712391 879230 757011
Материалоемкость продукции, руб. 0.74 0,67 0,83 0.86 0.55 0,50 0,49 0.57 0,59
Материало-отдачз руб 1.35 1,50 1.21 1.17 1,83 2,01 2,06 1.76 1.69
Коэффициент оборачиваемости, об. 8.54 6,96 9,02 0,74 3,91 1,49 0,83 0,74 0,51
Длительность оборота, дн. 42.7 52,4 40,5 493,2 93,4 245,0 439,8 493,2 715,7
Уровень рентабельности, % 149.1 156.4 224,6 39,6 104.4 48,6 23,4 15,2 7.71
Источник: составлено автором по данным финансовой отчетности предприятий.
Для аграрных предприятий также важно иметь возможность ознакомления со среднеотраслевыми данными об использовании материальных ресурсов, однако, практически вся предоставляемая органами регионально-отраслевого управления и находящаяся в свободном доступе информация носит финансовый характер. Количественную и качественную разницу в информации о материальных ресурсах организаций АПК, отражаемую в финансовой и статистической отчетности, можно увидеть на примере предприятий аграрного сектора Республики Крым, приведенной в таблицах 2 и 3. Для полноты оценки были выбраны три предприятия разной аграрной специализации (АО "Партизан" специализируется на производстве продукции яичного птицеводства и молочного скотоводства; ООО "Борис-Агро" - на выращивании зерновых, зернобобовых и семян масличных культур; ФГУП ПАО "Массандра" - на выпуске виноградных вин).
Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что у каждого из представленных в ней предприятий есть проблемные вопросы в использовании, а, следовательно, и в управлении материальными ресурсами. Так, в ООО "Борис-Агро" и ФГУП ПАО "Массандра" сравнительно невысокая материалоемкость и высокая материалооотдача продукции, однако, длительность оборота материальных ресурсов и их рентабельность значительно отличаются от нормативных или среднеотраслевых показателей. В АО "Партизан", наоборот, при росте материалоемкости продукции от 0,74 руб. в 2015 году до 0,83 руб. в 2017 году наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости материальных ресурсов на 0,48 об., а рентабельности -на 75,5 %, а также уменьшение длительности одного оборота на 2,2 дня. Таким образом, руководству ООО "Борис-Агро" и ФГУП ПАО "Массандра" необходимо обратить внимание на сокращение размера материальных запасов с целью ускорения их оборачиваемости, а аппарату управления АО "Партизан" - на направления сокращения материальных затрат с целью уменьшения себестоимости готовой продукции.
На вопрос, использование каких именно материальных ресурсов в анализируемых предприятиях АПК можно оптимизировать, дают ответ данные, представленные в таблице 3. Так, наибольший удельный вес в структуре материальных затрат АО "Партизан" на протяжении последних трех лет занимают корма (от 50,6 % в 2015 году до 45,8 % в 2017 году), в ООО "Борис-Агро" - семена и посадочный материал (от 45,4 % в 2015 году до 59,1 % в 2017 году), в ФГУП ПАО "Массандра" - также семена и посадочный материал (от 20,6 % в 2015 году до 17,0 % в 2017 году). Значительная доля материальных затрат в АО "Партизан" также приходится на прочие затраты, в ООО "Борис-Агро" - на удобрения и ГСМ, в ФГУП ПАО "Массандра" - на средства защиты растений и энергию всех видов. Именно эти статьи затрат требуют первоочередного внимания руководителей анализируемых предприятий аграрного сектора Республики Крым.
Аккумулирование данных о материальных ресурсах и материальных затратах аграрных предприятий на уровне Министерства сельского хозяйства Республики Крым позволит сформировать не только единую информационную базу, но и региональную систему управления материальным обеспечением агропромышленного комплекса.
Таблица 3 - Показатели состава и структуры материальных затрат предприятий АПК Республики Крым
Источник: составлено автором по данным статистической отчетности предприятий.
Статьи затрат АО «Партизан» ооо< ;< Борис-Агро» ФГУП ПАО «Массандра»
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
год год ГОД ГОД ГОД год год год ГОД
Семена и 5513 3678 5226 44608 50243 49118 146785 130516 128915
посадочный
материал
Корма 136893 206965 143516 - - - - - ' 2
Прочая 4721 2115 2281 6010 4325 2976 104821 92810 74129
продукция
сельского
хозяйства
Удобрения 4692 10643 7682 10309 13440 5006 81276 106443 89033
Средства 7127 10895 20515 9154 5312 1155 90123 81243 101425
защиты
растений и
животных
Энергия всех 8988 13296 10251 6114 6982 7413 115043 136670 120060
видов
Топливо 356 388 437 4080 7421 8654 62856 101412 89555
Нефтепродукты 9627 16551 12396 10413 8077 5211 59182 96700 72134
Запасные 5024 12939 10198 5661 3624 2414 21090 38090 14567
части,
ремонтные и
строительные
материалы
Прочие 87522 - 100790 2009 5566 1123 31215 95346 67193
затраты
И гою 270463 277470 313292 98358 104990 83070 712391 879230 757011
s
¥ >
<
X ш
s ы о
U-l
т
s Z о
X
о
СО
*
# •X
340
Основываясь на комплексном и системном анализе состояния и эффективности использования материальных ресурсов, на региональном уровне управления АПК можно оптимизировать выделение и целевое использование бюджетных средств (как в стоимостной, так и в натурально-вещественной форме), усовершенствовать процессы планирования и организации материального обеспечения, повысить заинтересованность агротовароп-роизводителей во внедрении ресурсособере-гающих и малоотходных технологий.
Таким образом, оценка системы управления материальными ресурсами аграрного сектора экономики на примере Республики Крым позволила выявить ее структурные уровни, достоинства и недостатки и сформировать направления дальнейшей оптимизации. Данный подход может быть использован и в других аг-рарно-ориентированных регионах Российской Федерации, с соответствующей адаптацией предложенной системы управления к их отраслевой специализации.
Литература:
1. Антамошкин А. Н. Дополнение к функциям управления проектами, разработанным А. Файолем
/ А. Н. Антамошкин, А. И. Динер // Вестник Крас-ГАУ. - 2013. - № 4. - С. 30-33.
2. Калиниченко Н. Л. Аудит - новая функция управления в АПК/ Н. Л. Калиниченко // АПК: экономика, управление. - 2011. - № 8. - С. 25-29.
3. Комянчина К. В. Управлением качеством как новая функция и черта современного менеджмента / К. В. Комянчина // Вестник Южно-Уральс-кого государственного университета. Серия: со-циально-гуманитарные науки. - 2016. - Том 16. -№ 3. - С. 68-72.
4. Мизгулин Д. А. Методологические подходы к определению содержания понятий "управление" и "менеджмент"/Д. А. Мизгулин // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 1 (73). - С. 62-67.
5. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. - 2-е изд., пер. и доп. -СПб.: Норинт, 2004. - 1456 с.
6. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; под общ. Ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2014.-512 с.
7. Уколов В. Ф. Лоббирование как новая функция управления в предпринимательской деятельности / В. Ф. Уколов // Вестник ГУУ. - 2012. - № 2. - С. 58-64.
8. Управление - это искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд; сост. Г. Л. Подвойский. - М.: Республ ика, 1992. - 352 с.
HOTEL INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA ATTHE MODERN STAGES Stakhno Natalia Dmitrievna, PhD of Economics, Associate Professor Plugar Elena Valerievna, PhD of Economics, Associate Professor
Department of Management of Entrepreneurial Activity, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea
Realizations of government programs of the Republic of Crimea as a tourist's region, coordination of activity between resources of accommodation, tour operators are the main form of accessibility of rest in comparison with the other regions of Russian Federation. Organization of promotion of hotel product is the new level of quality.
Keywords: hotel industry; tourist flows; hotel business; hotel room; nutrition.
УДК 338.486.3 ВАК РФ 08.00.05
© Стахно Н.Д., 2019 ©Плугарь ЕЛ, 2019
ГОСТИНИЧНАЯ ИНДУСТРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Реализация государственных программ развития Республики Крым как туристского региона, координация действий между средствами размещения, туроператорами послужило основой формирования доступности отдыха, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, формированию конкурентоспособной гостиничной индустрии. Заложен потенциал развития отрасли, способствующий продвижению гостиничного продукта на новом качественном уровне.
Ключевые слова: гостиничная индустрия; туристические потоки; гостиничные предприятия; гостиничный номер; организация питания.
Развитие Республики Крым как туристического региона происходит активными темпами. За первое полугодие 2018 года прямые налоговые поступления в бюджет от туристской отрасли составили 1 170,78 млн руб., рост - 26,6% по сравнению с аналогичным перио-