Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"'

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ / МЕРОПРИЯТИЯ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казачкова Елена Николаевна, Горбачева Ольга Александровна

В статье представлен анализ развития физической культуры и спорта в Орловской области. Рассматривается проблема развития доступности спортивных и физкультурно - оздоровительных услуг для населения, развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, а также разработки предложений по дальнейшей реализации государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казачкова Елена Николаевна, Горбачева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DEVELOPMENT BASED ON THE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM OF THE OREL REGION "DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

The article presents an analysis of the development of physical culture and sports in the Orel region. The problem of the development of accessibility of sports and physical culture and health services for the population, the development of infrastructure in the field of physical culture and sports, the implementation of a set of measures to promote physical culture and sports as the most important component of a healthy lifestyle, as well as proposals for the further implementation of the state program are developed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"»

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

EVALUATION OF THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DEVELOPMENT

BASED ON THE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM

OF THE OREL REGION «DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS»

Казачкова Елена Николаевна

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kazachkova Elena Nikolaevn undergraduate

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Горбачева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorbacheva Olga Alexandrovna Ph. D., associate professor department of theory and methodology physical culture and sports Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье представлен анализ развития физической культуры и спор -та в Орловской области. Рассматривается проблема развития доступности спортив-ных и физкультурно-оздоровительных услуг для населения, развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, реализацию комплекса мер по пропаганде физи-ческой культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, а также раз-работки предложений по дальнейшей реализации государственной программы.

Abstract. The article presents an analysis of the development of physical culture and sports in the Orel region. The problem of the development of accessibility of sports and physical culture and health services for the population, the development of infrastructure in the field of physical culture and sports, the implementation of a set of measures to promote physical culture and sports as the most important component of a healthy lifestyle, as well as proposals for the further implementation of the state program are developed.

Ключевые слова: система, развития физической культуры и спорта, реализация государственной программы, мероприятия, Орловская область.

Keywords: system, development of physical culture and sports, implementation of the state program, events, Oryol region.

Государственная программа Орловской области «Развитие физической культуры и спорта» утверждена постановлением Правительства Орловской области от 31

октября 2016 года № 427 (далее - Государственная программа).

Действующая редакция Государственной программы:

- на начало реализации - постановление Правительства Орловской области от 22 августа 2018 года № 351 «О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 31 октября 2016 года № 427 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие физической культуры и спорта»;

- на окончание реализации - постановление Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 года № 852 «О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 31 октября 2016 года № 427 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие физической культуры и спорта» [1].

В 2020 году в Государственную программу вносились изменения, корректирующие объемы финансирования, состав мероприятий и плановые значения целевых индикаторов.

На основании анализа использования бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию государственной программы получены следующие результаты:

- в 2020 году на реализацию мероприятий государственной программы профинансировано 662 148,9 тыс. рублей (табл. 1, 2);

- на реализацию подпрограммы 1 израсходовано 266 231,8 тыс. рублей, подпрограммы 2 - 395 917,1 тыс. рублей;

- финансирование областного бюджета составило 421 104,4 тыс. рублей, федерального бюджета -240 524,6 тыс. рублей, муниципальных бюджет - 520,0 тыс. рублей.

Таблица 1

Реализация мероприятий государственной программы

План Госпрограмма В окончательно й редакции 2020 года Закон об областном бюджете в окончательно й редакции 2020 года Фактически профинансиро -вано Уровень финансирова -ния % Степень соответствия запланирован -ному уровню затрат

1 2 3 4 5 6

ИТОГО по госпрограмме 687 136,3 687 136,3 662 148,9 96,4 0,96

Всего ОБ 424 513,3 424 513,3 421 104,4 Х Х

областной бюджет 2020 года 424 513,3 424 513,3 421 104,4 99,2 0,99

кредиторская задолженность 2020 г. Х 0 0 Х Х

Софинансирова -ние субсидии из фб 2020г Х 261 174,4 240 524,6 Х Х

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

Всего ФБ 261 174,4 261 174,4 240 524,6 Х Х

федеральный

бюджет 2019 261 174,4 261 174,4 240 524,6 92,1 -

года

возврат остатков

федерального Х 0 0 Х Х

бюджета 2020 г.

бюджеты

муниципальных

образований и 1 448,6 Х 520,0 35,9 -

городских

округов

государственные

внебюджетные 0,0 Х 0,0 0,0 -

фонды

внебюджетные источники 0,0 Х 0,0 0,0 -

Структура расходов областного бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», в 2019 году включает следующие мероприятия:

- развитие учреждений физической культуры и спорта (82 365,5 тыс. рублей);

- организацию, проведение, участие в соревнованиях различного уровня (2 913,9 рублей);

- развитие спортивной инфраструктуры (11 969,1 тыс. рублей);

- закупка и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее ВФСК ГТО) (15 656,8 тыс. рублей);

- единовременное денежное вознаграждение спортсменам Орловской области - победителям и призерам международных соревнований, и их тренерам (613 100 рублей).

Увеличение расходов бюджета на реализацию программы произошло в части мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры и привлечения средств федерального бюджета [1, 3, 5].

На основании анализа государственной программы Орловской области можно выделить основные параметры реализации государственной программы, достигнутых за период реализации:

- в 2020 году было запланировано к реализации 25 мероприятий, выполнено в полном объеме - 24, частично- 1.

Таблица 2

Основные параметры реализации государственной программы

Государственная программа Количество мероприятий за 2020 год Выполнены Не выполнены Степень реализации мероприятий Уровень выполнения Плана реализации

в полном объеме частично

1 2 3 4 5 6 7

Государственная программа 25 24 1 0 1 105,8

в том числе:

Подпрограмма 1 7 6 1 0 1 105,6

Подпрограмма 2 19 19 0 0 1 106,0

Одним из основных показателей государственной программы Орловской области является доля населения Орловской области, систематически занимающихся физи-ческой культурой и спортом. В Орловской области в 2020 году физической культурой и спортом систематически занимались более 40,5 % от общей численности населения (от 3 до 79 лет). Данный показатель характеризует доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг для населения, развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. В 2019 году он составлял 30,0 %, в 2018 году 24,6 %.

Одним из основных целевых показателей Государственной программы, характеризующих доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг для населения, развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, реализацию комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, является «Доля населения Орловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Орловской области в возрасте от 3 до 79 лет». В период с 2018 года показатель имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в 2018 году его значение составило 30,4 %; в 2019 году - 37,3 %, в 2020 году - 40,5 % (плановое значение показателя Государственной программы в 2020 году - 39,8 %).

Достижение целевого показателя Государственной программы «Доля занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общем количестве занимающихся на этапе спортивного совершенствования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку» является одним из критериев для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации. Так, 2018 году значение показателя составило - 14,2 %. В 2019 году достигнуто значение в - 24,5%, в 2020 году 34,3% [1].

Доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограни-

ченными возможностями здоровья и инвалидов в 2019 году составила 100 %.

Показатель «Доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом», при плановом значении показателя на 2020 год - 71 % фактически составил 73,5 %.

Показатель «Доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом», при плановом значении показателя на 2020 год 32,0 %, фактически составил 33,4 %

Показатель «Доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом», при плановом значении показателя на 2020 год 13,0 %, фактически составил 13,9 %.

Показатель «Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта» при плановом значении показателя на 2020 год 48,0 %, фактически составил 48,8 %.

Показатель «Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в орга-низациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта» выполнен на 100 %.

Таблица 3

Анализ плановых показателей (индикаторов) государственной программы

Государственная программа Количество показателей (индикаторо) Достижение плановых значений Уровень достижения плановых значений целевых индикаторов % Степень реализации госпрограммы и подпрограмм

достигнуты частично достигнуты не достигнуты

1 2 3 4 5 6 7

Государственная программа 23 16 6 1 107,8 0,99

Подпрограмма 1 11 9 1 1 105,2 0,98

Подпрограмма 2 12 8 4 1 110,4 1

На основании проведенного анализа можно выделить результаты оценки эффективности государственной программы представленные в таблице 4, проведенной ответственным исполнителем.

Таблица 4

Сводная информация об итогах реализации государственной программы

Наименование Рм ССуз Эис СР ЭР СР гп ЭР гп Качест-

государственной п/п п/п венная

программы, областного финансовых оценка

подпрограммы, бюджета ресурсов

ВЦП

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпрограмма 1 0,93 - 1,07 0,98 1,04 - 0,68 высокая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подпрограмма 2 0,98 - 1,02 1 1,02 - 0,79 высокая

Непосредственные результаты реализации основных мероприятий в разрезе подпрограмм государственной программы и мероприятий ведомственных целевых программ:

- в 2020 году на модернизацию материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку (приведение спортивных школ, в том числе по хоккею, в нормативное состояние) направлено 25 млн. рублей. АУ ОО «Спортивная школа «Ледовое поколение» закуплена холодильная автоматизированная установка, машины для подрезки льда у борта, электронный станок для заточки коньков, электрические тренажеры для отработки комплексного движения по обыгрышу соперника, тренажеры для общей и специальной физической подготовки, комплект спортивного оборудования для подготовки хоккеистов. Закупленное оборудование и инвентарь позволят сделать тренировочный процесс более профессиональным и значительно улучшат спортивные показатели и результаты наших хоккеистов и фигуристов;

- на государственную поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, из федерального бюджета направлено 8 547,3 тыс. рублей. В рамках данного мероприятия закуплено спортивное оборудование для общефизической подготовки, предметы для художественной гимнастики, шоссейные гоночные велосипеды, манекены для спортивной борьбы, оборудование для стрельбы из лука, легкой атлетики, футбольные ворота, спортивный инвентарь и экипировка для занятий пулевой стрельбой, бобслеем, футболом, велосипедным спор-том, легкой атлетикой, боксом;

- на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» на сумму 59 694, 2 тыс. рублей:

Закуплено спортивное оборудование для 3 спортивных школ: бюджетного учреждения Орловской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 1», бюджетного учреждения Орловской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Русичи», бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Училище олимпийского резерва» по следующим видам спорта: легкая атлетика, художественная гимнастика, футбол, пулевая стрельба, стрельба из лука, велоспорт, бокс [1,2].

Создано футбольное поле с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками в городе Ливны. На данные цели из федерального бюджета выделено 40 млн. рублей, из областного бюджета 404 тыс. рублей, на подготовку основания под данный объект из бюджета города Ливны - 3,5 млн. рублей.

Данный объект включает футбольное поле с искусственным покрытием 105 х 72 м., легкоатлетические дорожки 400 м., вспомогательные зоны: баскетбольную и теннисную площадки.

Субсидия в размере 15 893,9 тыс. рублей направлена на закупку спортивно-технологического оборудования для центров тестирования ВФСК «ГТО», созданных в 2020 году в 5 муниципальных образованиях Орловской области (Мценском, Глазу-новском, Залегощенском, Колпнянском, Кромском районах).

В пгт. Нарышкино Урицкого района в 2020 году модернизировано футбольное

поле с искусственным покрытием.

В 2020 году завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в детском спортивно-оздоровительном лагере «Ветерок». В городе Мценске продолжится строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа. Стоимость строительства: ФОКОТ ДСОЛ «Ветерок» - 24 402,5 тысяч рублей, ФОКОТ в г. Мценске - 24 660,0 тысяч рублей.

В рамках совместной программы УЕФА «Хет-трик» завершено устройство футбольного поля детском спортивно-оздоровительном лагере «Ветерок» (Российский футбольный союз для Орловской области выделил искусственное покрытие размером 20х40).

В 2020 году начата и продолжается реконструкция Многофункционального спор-тивного комплекса, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Тургенева, д. 55. Объем финансирования строительства составил более 225 033,58 тысяч рублей на 2020-2021 годы. В настоящее время выполнено более 50 % от всего объема строительных работ.

Сданы в эксплуатацию 4 современных теннисных корта на стадионе имени В. И. Ленина (начало реконструкции - 2012 год).

В 2020 году завершилось устройство спортивной площадки для жителей Трос-нянского района. На эти цели из областного бюджета выделено 5 931,6 тысяч рублей.

В 2020 году закуплено и смонтировано оборудование 5 площадок ГТО в муниципальных образованиях Орловской области (Мценский, Малоархангельский, Глазу-новский, Колпнянский, Кромской районы).

Завершено устройство универсальной спортивной площадки в деревне Атяевка Кромского района по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Стоимость строительства составила 5 600,0 тыс. рублей.

ОАО «Спортмастер» поставил спортивное оборудование для создания 10 спортивных площадок в городе Орле.

На территории Орловской области за 2020 год проведено более 100 физкультур-ных мероприятий регионального и всероссийского с общим охватом участников более 12 000 чел, в том числе: Чемпионат и первенство Орловской области среди юниоров (2001-2002 г. р) юношей и девушек (2003-2004 г.р.) по легкой атлетике; Первенство Центрального Федерального округа России по боксу среди юниоров 17-18 лет (2002-2003 г.р.); Всероссийские соревнования по вольной борьбе памяти В. Г. Куликова; Чемпионат и первенство Орловской области по кикбоксингу; Первенство Орловской области среди юношей и девушек (2007-2008, 2009-2010 г.р. в помещении по легкой атлетике; Чемпионат и Первенство Орловской области по лыжным гонкам; Первенство Орловской области по танцевальному спорту; Открытый чемпионат и первенство Орловской области по грэпплингу; Всероссийские соревнования по легкой атлетике на призы ЗМС В. Н. Тихомировой; Первенство ЦФО по дзюдо; Первенство России по стрельбе из лука; региональный этап чемпионата Школьной бас-кетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» в Орловской области среди команд общеобразовательных организаций; Открытый чемпионат и первенство Орловской области по боксу; Открытый чемпионат и Первенство Орловской

области по акробатическому рок-н-роллу; региональный этап Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди семейных команд, всероссийский день бега «Кросс нации - 2020» и другие [4, 5].

За 2020 год члены спортивных сборных команд Орловской области приняли участие в 176 официальных всероссийских спортивных мероприятиях и в 6 международных соревнованиях с общим числом участников 1010 чел.

Исходя из анализа государственной программы, разработаны предложения по дальнейшей реализации государственной программы:

- продолжить реализацию государственной программы Орловской области «Развитие физической культуры и спорта»;

- принять меры по увеличению доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Внести изменения в муниципальные программы развития физической культуры и спорта в части приведения значений показателей в соответствие с государственной программой Орловской области «Развитие физической культуры и спорта».

Литература

1. Ахметов Р. С. Теоретико-методологические основы формирования личностной профессионально-прикладной физической культуры специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №3 (203). С. 106-113.

2. Мацюк Е. С. Проблемы государственного управления спортом в Российской Федерации // Проблемы науки. 2020. №10 (58). С. 52-55.

3. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Инновационные преобразования в системе бюджетно-налоговой безопасности // Инновационное развитие экономики. 2018. № 6-3 (48). С. 49-54.

4. Прокофьева Д. Д., Петров В. В., Огуречников Д. Г. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 347-350.

5. Хайруллин Р. К. Инновации управления объектами физической культуры и спорта на основе маркетинговых инструментов: индекса NPS и LTV-анализа // Инновационное развитие экономики. 2020. № 6 (60). С. 78-83.

References

1. Akhmetov R. S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya lichnostnoy professional'no-prikladnoy fizicheskoy kul'tury spetsialista [Theoretical and methodological foundations of the formation of personal professional and applied physical culture of a specialist]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2017, no. 3 (203), pp. 106-113.

2. Matsyuk E. S. Problemy gosudarstvennogo upravleniya sportom v Rossiyskoy Federatsii [Problems of state management of sports in the Russian Federation]. Problemy nauki - Problems of science, 2020, no. 10 (58), pp. 52-55.

3. Mironova O. A., Khanafeev F. F. Innovatsionnye preobrazovaniya v sisteme byudzhetno-nalogovoy bezopasnosti [Innovative transformations in the system of budget and tax security].

Innovatsionnoe razvitie ekonomiki - Innovative development of the economy, 2018, no. 6-3 (48), pp. 49-54.

4. Prokof'eva D. D., Petrov V. V., Ogurechnikov D. G. Motivatsiya studentov k zanya-tiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Motivation of students to engage in physical culture and sports in higher educational institutions]. Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 60-4, pp. 347-350.

5. Khayrullin R. K. Innovatsii upravleniya ob"ektami fizicheskoy kul'tury i spor-ta na osnove marketingovykh instrumentov: indeksa NPS i LTV-analiza [Innovations in the management of physical culture and sports facilities based on marketing tools: the NPS index and LTV-analysis]. Innovatsion-noe razvitie ekonomiki - Innovative development of economics, 2020, no. 6 (60), pp. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.