ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.071/072
Поступила в редакцию 24.01.2015 г.
Аспирантка И.Т. Шарыгина1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1 Кандидат педагогических наук Д.А. Зубков1
1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
ESTIMATION OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL
AND MANAGERIAL COMPETENCE OF BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION
Postgraduate student I.T. Sharygina1 Associate professor, Ph.D. T.V. Fendel'1 Ph.D. D.A. Zubkov1
1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
С введением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всё актуальнее становится проблема оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавров физической культуры. Авторы статьи предлагают вариант оценки организационно-управленческой компетенции бакалавров физической культуры, который был реализован в Чайковском государственном институте физической культуры (ЧГИФК). Цель исследования - экспериментальная апробация модели формирования организационно-управленческой компетенции, в которой критериально-оценочный блок является одним из основных. Модель реализовалась в рамках изучения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и профессионального циклов, заявленных в паспорте формирования компетенции. Продолжительность экспериментальной части на текущий момент составила три с половиной года (с сентября 2011 г. по январь 2015 г.). Всего в эксперименте участвовали 60 студентов ЧГИФК набора 2011 г. (для обеспечения чистоты эксперимента в это количество не вошли студенты, обучающиеся по индивидуальному графику). Студенты экспериментальных групп демонстрируют более высокий уровень сформированности организационно-управленческой компетенции, что свидетельствует об эффективности предлагаемой авторами модели.
Ключевые слова: высшее физкультурное образование, профессиональные компетенции бакалавров физической культуры, организационно-управленческая компетенция, оценка компетенций.
Annotation
With the introduction of the federal state educational standards of higher education the problem of evaluation of development of professional competencies of Bachelor of Physical Education is getting more relevant. The authors offer the method of assessment of the organizational and managerial competence of Bachelor of Physical Education, which was implemented in Tchaikovsky State Institute of Physical Culture.
The purpose of the present research was to conduct an experimental testing of the model of formation of organizational and managerial competence, where the criterion-evaluation part is among the major ones.
The model was implemented within the study of humanities, socioeconomic and professional cycles, stated in the competence formation passport. The experimental part lasted three and a half years (from September 2011 to January 2015) at the moment. A total of 60 students participated in the experiment at the premises of Tchaikovsky State Institute of Physical Culture in 2011 (to maintain the experimental integrity this amount did not include students involved in the individual study). Students from the experimental groups showed a higher level of development of organizational and managerial competence, which indicates the effectiveness of the model suggested by the authors.
Keywords: higher physical culture education, professional competences of Bachelor of Physical Education, organizational and managerial competence, competence assessment.
Введение. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и Основной образовательной программы современный бакалавр физической культуры должен обладать не только необходимым уровнем профессиональных знаний, но и достаточно широким перечнем сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. В первую очередь он должен быть коммуникабельным и управлять людьми (занимающимися, родителями), принимать обоснованные и взвешенные педагогические решения (в том числе при выборе средств и методов учебно-тренировочного процесса), осуществлять целесообразные педагогические воздействия (использовать систему созидающих и тормозящих педагогических приёмов), предвидеть и определять тенденции развития физической культуры
(знать и использовать инновационные технологии тренировочной деятельности) [1].
Таким образом, на первые позиции выходят вопросы формирования организационно-управленческой компетенции (ОУК) как одной из важнейших компетенций при подготовке бакалавров физической культуры. Именно на целенаправленном формировании ОУК в период получения профессионального физкультурного образования настаивают работодатели, связанные со сферой физической культуры и спорта (руководители общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов и др.). Большинство проблем, считают они, возникают по причине неумения грамотно организовать учебно-тренировочный процесс и управлять им.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель формирования ОУК бакалавров физической культуры.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент реализовался в рамках изучения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и профессионального циклов, заявленных в паспорте формирования компетенции, разработанном и утверждённом учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО ЧГИФК. Продолжительность экспериментальной части составила на сегодня три с половиной года (с сентября 2011 г. по январь 2015 г.). Всего в эксперименте участвовали 60 студентов ЧГИФК набора 2011 г. (для обеспечения чистоты эксперимента в это количество не вошли студенты, обучающиеся по индивидуальному графику).
Результаты исследования и их обсуждение. На этапе предварительного эксперимента в ходе опроса работодателей было выявлено, что ОУК имеет три взаимосвязанных проявления: качество профессиональной деятельности, успешность социальной адаптации и способность к инновационной деятельности. Указанные компоненты легли в основу содержательного блока разрабатываемой модели формирования ОУК. Помимо этого блока в модель были включены ещё три относительно самостоятельных блока: мотивационно-целевой, задачей которого является обеспечение условий для формирования ОУК; операционный блок, назначение которого заключается в обосновании выбора форм организации и методов формирования компонентов ОУК; и критериально-оценочный блок. Так как необходимыми элементами любого учебного процесса на любом уровне (текущей учебной задачи, изучения темы, раздела, всего учебного курса или всей образовательной программы) являются контроль и оценка [3], задача критериально-оценочного блока - это установление соответствия полученного результата подготовки социальному заказу (оценка уровня сформированности ОУК).
Для наполнения содержанием критериально-оценочного блока модели необходимо было уже на этапе предварительного эксперимента определить и разработать квалиметри-ческий инструментарий (оценкой и измерением психолого-педагогических и дидактических объектов занимается педагогическая квалиметрия), отвечающий ряду определённых требований:
• технологичности (средства контроля должны быть достаточно простыми и универсальными);
• надёжности (возможности приводить к сопоставимым результатам со следующей контролирующей процедурой);
• целесообразности (необходимости использования выбранного средства на конкретном этапе контроля);
• минимизации временных затрат (результаты оценивания должны быть доступными и явными сразу после окончания контролирующей процедуры);
• максимальной объективности (все студенты должны быть в равных условиях, исключающих фактор везения/невезения);
• наличию элементов обратной связи (с целью обеспечения самоконтроля студентов) [2].
Отличительной особенностью внедряемой модели формирования ОУК у бакалавров физической культуры являет-
ся наличие процедур оценивания по каждому из оставшихся трёх блоков. Так, при оценивании сформированности мотивационно-целевого блока квалиметрическому анализу подвергались отзывы работодателей при прохождении студентами практик (при этом в структуру отзыва были включены такие параметры, как оценка уровня профессиональной коммуникативности студента, оценка качества организации и проведения физкультурно-массового мероприятия).
Основу содержательного блока модели составили комплексные учебные задания, которые были предварительно сведены в три группы (в зависимости от их преимущественной функциональной роли):
• учебные задания, в которых отрабатываются конкретные этапы решения организационно-управленческой/педагогической проблемы;
• учебные задания, формирующие способы деятельности в конкретной организационно-управленческой/педагогической ситуации;
• учебные задания, действия в которых формируют опыт решения проблем (необходимо сформулировать проблему, на её основе определить цели и последовательность предстоящих действий и оценить эти действия с позиции достижения поставленной цели).
Основными средствами контроля в этом компоненте выступили педагогические тесты и балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов.
Методологической и концептуальной основой применения этих средств контроля явилась теория дидактических систем и модернизированная технология критериально-ориентированного обучения в вузе, разработанная и внедряемая в учебный процесс ФГБОУ ВПО ЧГИФК доктором технических наук, профессором Е. Н. Герасимовым [2].
Так, при использовании тестового контроля в качестве индикатора усвоения учебного материала выступал коэффициент усвоения учебной информации (ка), равный пороговому значению 0,7 или превысивший его (по В. П. Беспалько).
Об уровне сформированности компетенции свидетельствовали достигнутые значения коэффициента эффективности (кэф), рассчитанного на основе балльно-рейтинговой системы как отношение количества фактически заработанных баллов к максимально возможному их количеству (см. таблицу).
При этом оценка осуществлялась в рамках всех дисциплин гуманитарного, социально-экономического и профессионального циклов, заявленных в паспорте формирования компетенции. Итоговая оценка сформированности ОУК рассчитывалась на основе этого же коэффициента, но как отношение суммы набранных по всем дисциплинам, направленных на её формирование, баллов к сумме максимальных баллов по этим дисциплинам.
Оценке и анализу в операционном блоке подвергались процент участия и занятые студентами места в конкурсах и проектах исследовательских работ (конкурс бизнес-идей, проект «Ты - предприниматель») и их качество.
Об эффективности предложенной модели формирования ОУК бакалавров физической культуры на сегодняшний день можно судить по следующим результатам:
• успеваемость студентов экспериментальных групп на 19 % выше, чем студентов контрольных групп (при этом также
Определение уровня сформированности организационно-управленческой компетенции бакалавров физической культуры
Значение коэффициента эффективности Уровень сформированности компетенции
0,81 < кэф <1,0 высокий / продвинутый / творческий
0,71 < кэф < 0,8 средний / рефлексивный
0,55 < кэф < 0,7 минимальный / пороговый / продуктивный
кэф менее 0,55 допороговый
№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!
http://www.teoriya.ru
31
наблюдается достоверное превышение по показателям качественной успеваемости: А = 13 %);
• достоверно улучшилась посещаемость занятий студентами экспериментальных групп (+20 %); посещаемость студентов контрольных групп также выросла, но прирост менее выражен (+6,6 0%.);
• у студентов экспериментальных групп статистически достоверно выше оценки за прохождение практики (средний балл в ЭГ - 4,75; в КГ - 4,1);
• студенты экспериментальных групп принимают более активно участие в научно-исследовательской работе института, выступают с докладами на научно-практических конференциях (А = 16,7 %), чаще занимают призовые места;
• у студентов экспериментальных групп статистически достоверно выше уровень сформированности ОУК (средние значения кэф в ЭГ - 0,78; в КГ - 0,69).
Выводы. В основе модели формирования организационно-управленческой компетенции находятся четыре относительно самостоятельных блока: мотивационно-целевой, содержательный, операционный и критериально-оценочный. При оценивании сформированности мотивационно-целевого блока квалиметрическому анализу должны подвергаться отзывы работодателей при прохождении студентами практик (при этом в структуру отзыва должны быть включены такие параметры, как оценка уровня профессиональной коммуникативности студента, оценка качества организации и проведения физкультурно-массового мероприятия). В качестве основных средств контроля содержательного блока (основу которого составляют комплексные учебные задания) долж-
ны выступать педагогические тесты и балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов. Оценке и анализу в операционном блоке должны подвергаться процент участия и занятые студентами места в конкурсах и проектах исследовательских работ.
Литература
1. Августимова О.С. Инновационная модель подготовки управленцев для сферы физической культуры и спорта / О.С. Августимова // Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров) для сферы физической культуры и спорта: материалы междунар. науч.-метод. конф., Волгоград, 2003. - С. 106-116.
2. Герасимов Е.Н. Теория дидактических систем и модернизированная технология критериально-ориентированного обучения в вузе / Е.Н. Герасимов. - Чайковский: Чайковский государственный институт физической культуры, 2013. - 225 с.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М.: Изд-во «Эгвес», 2008. - 136 с.
References
1. Avgustimova, O.S. Innovatsionnaya model' podgotovki upravlentsev dlya sfery fizicheskoy kultury i sporta (Innovative training model for managers in the sphere of physical culture and sport) / O.S. Avgustimova // Innovatsionno-pedagogicheskie podkhody v podgotovke spetsialistov (menedzherov) dlya sfery fizicheskoy kultury i sporta: materialy mezhdunar. nauch.-metod. konf. (Innovative educational approaches in training of specialists (managers) for the sphere of physical culture and sport: Proceedings of the international. theor.-method. conf.), Volgograd, 2003. - P. 106-116.
2. Gerasimov, E.N. Teoriya didakticheskikh sistem i modernizirovannaya tekhnologiya kriterial'no-orientirovannogo obucheniya v vuze (Theory of didactic systems and upgraded technology of criterion-based learning in higher school / E.N. Gerasimov. - Tchaikovsky: Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, 2013. - 225 P.
3. Novikov, A.M. Postindustrial'noe obrazovanie (Post-industrial education). - Moscow: Egves, 2008. - 136 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 05.02.2015 г.
Аспирантка Л.Ф. Шакурова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Костюнина1
1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, принципы, инновационные образовательные технологии.
Введение. Образовательная среда вуза, начиная с момента выбора абитуриентом направления подготовки и заканчивая подготовкой и защитой выпускной работы, должна обеспечивать у бакалавра формирование умения применять полученные знания и навыки в педагогической практике, в различных сферах профессиональной деятельности, что возможно только при условии организации и реализации практико-ориентированного обучения [1].
Цель исследования - обосновать подходы и принципы организации практико-ориентированного обучения будущих учителей физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. Возрастание теоретической составляющей содержания образования бакалавров, сокращение практик негативно отражается на качестве формируемых у бакалавров навыков педагогической деятельности. Это требует внедрения инновационных образовательных технологий, в том числе тьюторских (обеспечивающих возможность самостоятельно определять свои образовательные цели и средства, выстраивать индивидуальную траекторию
обучения. В целях профессионального самоопределения - коучинговых; дистанционных; самостоятельной подготовки; возращения к забытой «непрерывной практике», наполнения «новыми смыслами» традиционной практики, усиления методической направленности практики в летних оздоровительных лагерях. Методологической основой, принципами реализации данных подходов в образовательном процессе являются: личностно ориентированный, личностно-деятельностный, системно-структурный подходы; принцип интегративно-сти теоретической и практической подготовки, усиления метапредметных связей, взаимодополняемости и сбалансированности в графике образовательного процесса дисциплин профессионального цикла и практик.
Вывод. Инновационные подходы и принципы определяют практико-ориентированный характер обучения будущих специалистов по физической культуре.
Литература
1. Куликова Л.М. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики: проект / Л.М. Куликова, Л.М. Куликов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 5. - С.101-104.
Информация для связи с автором: [email protected]