1. De Schaetzen S. Organic agriculture and the sustainable development goals. Part of the solutions. EOSTA - Nature and More. 2019: 68.
2. Ponisio L. C., M'Gonigle L. K., Mace K. C., Palomino J., de Valpine P., Kremen C. Diversification practices reduce organic to conventional yield gap. Proc. R. Soc. B. 2015. 282: 20141396. DOI: 10.1098/r spb.2014.1396
3. Foley J.A., DeFries R., Asner G. P., Barford C. et al. Global consequences of land use. Science. 2005. Vol. 309. Issue 5734: 570-574. DOI: 10.1126/science.1111772.
4. Feiziene D., Janusauskaite D., Feiza V., Povilaitis V. et al., After-effect of long-term soil management on soil respiration and other qualitative parameters under prolonged dry soil conditions. Turkish Journal of Agriculture and Forestry. 2015. No. 39: 633651. DOI: 10.3906/tar-1405-88.
5. Scialabba N. E.-Ha., Müller-Lindenlauf M. Organic agriculture and climate change. Renewable Agriculture and Food Systems. 2010.Vol. 25. Special Issue 2. Sustainable Agriculture Systems in a Resource Limited Future: 158 - 169. DOI: https://doi.org/10.1017/S1742170510000116.
6. Maksimov D.A., Minin V.B., Melnikov S.P. Ustroev A.A., Loginov G.A., Mbaikholoiel E. Eksperimental'nye issledovaniya po vozdelyvaniyu kartofelya v sootvetstvii s trebovaniyami organicheskogo zemledeliya [Experimental studies on
potatoes cultivation under requirements of organic farming]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva. 2017. No. 93: 34-43 (In Russian)
7. Minin V.B., Melnikov S.P., Loginov, G.A. Mbaikholoiel' E. Predvaritel'naya otsenka biologizirovannoi tekhnologii vozdelyvaniya kartofelya na Severo-Zapade Rossii [Preliminary assessment of biology-based potato cultivation technology in the NorthWest Russia]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva.
2019. No. 2(99): 204-214 (In Russian)
8. Minin V.B., Popov V.D., Maksimov D.A., Ustroev A.A., Melnikov S.P., Papushin E. Developing of modern cultivation technology of organic potatoes. Agronomy Research.
2020. 18. Special issue 2: 1359-1367. DOI: 10.15159/AR.20.030.
9. Camberato J. J., Gagnon B., Angers D.A., Chantigny M.H., Pan W.L. Pulp and paper mill by-products as soil amendments and plant nutrient sources. Can. J. Soil Sci. 2006. 86: 641-653.
10. Valkama E., Kunypiyaeva G., Zhapayev R., Karabayev M., Zhusupbekov E., Perego A., Schillaci C., Sacco D., Moretti B., Grignani C., Acutis M. Can conservation agriculture increase soil organic carbon? A modelling approach. Geoderma. 2020. 369:114298.
УДК 636.2 Б01 10.24411/0131-5226-2020-10271
ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СООТВЕТСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ ХЕЛКОМ
Брюханов А.Ю., д-р техн. наук Обломкова Н.С.
Воробьева Е. А. Шалавина Е.В., канд. техн. наук
Васильев Э.В., канд. техн. наук
Васильева Н.С.
Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства (ИАЭП) - филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Санкт-Петербург, Россия
Объектом исследования являлись крупные животноводческие комплексы Ленинградской области, характеристика их деятельности на соответствие рекомендациям Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Цель работы - оценка текущего состояния российской «горячей точки» №24 Совместной комплексной программы природоохранных мер в регионе Балтийского моря по 14 критериям ХЕЛКОМ, подготовка научно-обоснованных предложений для исключения этой «горячей точки» в соответствии с критериями и процедурой ХЕЛКОМ. Проведенная оценка выявила высокую концентрацию животноводства в Ленинградской области - средняя плотность животных составляет 2,2 условных головы на га, что превышает рекомендованный ХЕЛКОМ норматив на 32%. Наиболее ярким примером несоответствия критериям ХЕЛКОМ является то, что большая часть сельхозпредприятий не имеет достаточного объема герметичных навозохранилищ. К положительным фактам можно отнести строго регламентированную работу с средствами защиты растений и ускоренную работу по внедрению системы наилучших доступных технологий для животноводческих комплексов по интенсивному разведению свиней и птицы. Учитывая специфику сельскохозяйственного производства в регионе, существенный перевес крупных сельскохозяйственных предприятий в общей доле производства, целесообразно рассмотреть детализацию объектов сельского хозяйства (выделение «подточек») и подготовить обоснованный порядок дальнейших действий поэтапного сокращения диффузной нагрузки на водные объекты и приведение сельскохозяйственной деятельности к соответствию критериям ХЕЛКОМ.
Ключевые слова: экологический критерий, навоз, помет, наилучшие доступные технологии, Хельсинкская комиссия
Для цитирования: Брюханов А.Ю., Воробьева Е.А., Васильев Э.В., Обломкова Н.С., Шалавина Е.В., Васильева Н.С. Оценка сельскохозяйственного производства ленинградской области на соответствие экологическим критериям ХЕЛКОМ // АгроЭкоИнженерия. 2020. №4(105). С. 113-126
ASSESSING THE AGRICULTURAL PRODUCTION IN LENINGRAD REGION FOR COMPLIANCE WITH HELCOM ENVIRONMENTAL CRITERIA
Institute for Engineering and Environmental Problems in Agricultural Production - IEEP -branch of FSAC VIM, Saint Petersburg, Russia
A.Yu. Briukhanov, DSc (Engineering) E.A. Vorobyeva
E.V. Vasilev, Cand. Sc. (Engineering)
N.S. Oblomkova
E.V. Shalavina, Cand. Sc. (Engineering) N.S.Vasileva
The study object was the large livestock complexes in the Leningrad Region, in particular, their activity from the viewpoint of the compliance with HELCOM (Baltic Marine Environment Protection Commission) recommendations. The study aim was to assess the current state of the Russian "hotspot" No. 24 of the Baltic Sea Joint Comprehensive Environmental Programme by 14 HELCOM criteria and to prepare scientifically grounded proposals to exclude this "hot spot" from the list following HELCOM criteria and procedure. The assessment revealed a high livestock concentration in Leningrad Region, with the average animal density being 2.2 LU/ha, which exceeds the HELCOM recommended standard by 32%. The most striking example of non-compliance with the HELCOM criteria is that the majority of agricultural enterprises do not have a sufficient volume of leak-proof manure storage facilities. The positive facts include strictly regulated work with plant protection agents and accelerated activity aimed to introduce the best available techniques (BAT) systems on livestock complexes for intensive pig and poultry rearing. Taking into account the specific features of regional farming with the significant prevalence of large-scale farms in the total agricultural production, it seems advisable to consider the agricultural objects in more detail, to identify the so-called "sub-hotspots" and to prepare a reasonable procedure for further actions aimed to reduce gradually the diffuse load on water bodies and bring the agricultural activities to meet the HELCOM criteria.
Key words: environmental criterion, animal manure, poultry manure, best available techniques, Helsinki Commission
For citation: Briukhanov A.Yu., Vorobyeva E.A., Vasilev E.V, Oblomkova N.S., Shalavina E.V., Vasileva N.S. Assessing the agricultural production in Leningrad Region for compliance with HELCOM environmental criteria. AgroEcoEngineering. 2020. No.4(105): 113-126(In Russian)
Введение
В 1992 году ХЕЛКОМ одобрил Совместную комплексную программу природоохранных мер в регионе Балтийского моря, которая включила в себя 162 «горячие точки», расположенные во всех странах бассейна Балтийского моря. К «горячим точкам» были отнесены промышленные предприятия,
муниципальные очистные сооружения, сельскохозяйственные предприятия, а также другие объекты хозяйственной деятельности, наносящие значительный вред окружающей среде. Так в перечень Программы вошли 9 «горячих точек», расположенных на территории Санкт-
Петербурга и Ленинградской области и 7 «горячих точек» - на территории Калининградской области. Кроме того, в 2006 г. на 11 Заседании Группы ХЕЛКОМ ЛЭНД (группа по наземным источникам загрязнения) Россией было предложено пересмотреть список «горячих точек», находящихся в введении ГУП «Водоканал Санкт - Петербурга», в результате чего «горячая точка №18 - Очистка муниципальных сточных вод Санкт-Петербурга, была разбита на 19 подточек.
К Министерской встрече в Копенгагене (3 октября 2013 г.) всеми Договаривающимися странами была произведена оценка эффективности
Совместной комплексной программы природоохранных мер (1992 -2012), было признано, что благодаря совместным усилиям устранено 110 «горячих точек» (в том числе 4 российские «горячие точки» и 17 подточек), что привело к значительному сокращению загрязнения, включая биогенные вещества, и подтвердило значимость программы в улучшении экологического состояния Балтийского моря.
В рамках Министерской встречи Договаривающимися Сторонами
Конвенции была принята Копенгагенская министерская декларация ХЕЛКОМ, в соответствии с которой страны-участницы договорились исключить муниципальные (23) и промышленные (20) «горячие точки» из списка Совместной комплексной программы
природоохранных мер до 2016 года, являющейся частью выполнения Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю до 2018 года. Оставшиеся «горячие точки»: сельское хозяйство (6) и совместные программы по управлению прибрежными территориями (3) должны быть включены в национальные программы выполнения Плана действий по Балтийскому морю.
Для достижения целей Хельсинкской Конвенции, Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю и Копенгагенской министерской декларации, выработки политики в области охраны окружающей среды в дальнейшем, оценки состояния морской среды Балтийского моря, а также эффективности мер, принятых в странах, в ХЕЛКОМ необходимо предоставить достоверные данные о текущем состоянии российских «горячих точек» для
№ 4(105)2020
возможного исключения из Программы [1, 2].
Сельскохозяйственное производство признано ХЕЛКОМ одним из основных источников диффузного поступления биогенных элементов в водные объекты. В связи с этим регулярный анализ состояния сельскохозяйственной
деятельности на российской части водосборного бассейна Балтийского моря (Ленинградская и Калининградская обл.), оценка эффективности применяемых мер и уровень достижения рекомендаций ХЕЛКОМ имеют важное значение. Процесс подготовки и рассмотрения возможности исключения «горячей точки» №24 «Большие животноводческие фермы» на территории Ленинградской области и «горячей точка» №72 «Сельское хозяйство Калининградской области» из списка Совместной комплексной программы природоохранных мер должен базироваться на объективной оценке соответствия рекомендациям ХЕЛКОМ. Анализ сельскохозяйственного
производства должен включать общую тенденцию развития и
функционирования; сбор, обобщение и анализ информации полученной от органов исполнительной власти в области АПК и предприятий; посещение отобранных предприятий с целью оценки достоверности полученной информации и сбора дополнительной; оценка
достигнутого прогресса, научно -методическую оценку на предмет возможности подготовки заявок на исключение.
Материалы и методы
Методы исследований: для сбора исходных данных использовался метод обработки статистических данных и
анализ справочной литературы, для оценки образования органических удобрений и содержании азота и фосфора использовалась методика ИАЭП по определению выхода навоза и помета и содержания в нем биогенных элементов. При оценке состояния конкретных сельскохозяйственных объектов
использовались результаты проектов «Балтазар» (2019-2012 г), «БЭЙС» (20132014 г.) и «Наилучшие доступные технологии для интенсивного
выращивания свиней, птицы и КРС в Российской Федерации - поддержка реализации мер по снижению выбросов, предусмотренных Гетеборгским
Протоколом КТЗВБР ЕЭК ООН, и внедрения экологически безопасных технологий в соответствии с Директивой ЕС IED (Фаза 2)» [3, 4, 5, 6]. При оценки состояния объектов хранения
органических отходов животноводческих ферм и комплексов использовались материалы натурного обследования боле 40 хозяйств Ленинградской области. Для комплексной оценки использовались 14 критериев, позволяющих провести оценку соответствия рекомендациям Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Согласно сборнику рекомендаций Хельсинкской комиссии в приложении III «Критерии и меры, касающиеся предотвращения загрязнения от наземных источников» (Часть II) перечислены основные меры по предотвращению поступления
загрязнений от сельского хозяйства [2]. Страны Балтийского региона должны обеспечить адаптацию, внедрение и соблюдение базовых принципов сокращения негативного воздействие от сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. К базовым принципам относится регулирование по
№ 4(105)2020
следующим показателям и видам работ [2]:
1.Плотность животных;
2.Расположение животноводческих ферм и комплексов;
3.Строительство навозохранилищ;
4.Сточные воды сельскохозяйственных предприятий, навоз и силосные стоки;
5.Внесение органических удобрений;
6.Дозы внесения питательных веществ;
7.Зимний растительный покров;
8.Меры по охране водных объектов и зоны, предназначенные для
перехватывания потока питательных веществ;
9.Зоны для сокращения потока питательных веществ;
10.Выбросы аммиака на животноводческих фермах;
11.Средства защиты растений;
12.Разрешение на природопользование;
13.Мониторинг и оценка;
14.Обучение, информирование и консультационные услуги;
15.Перечисленные показатели в полной мере отражают комплексные меры по предотвращению загрязнения водных объектов.
Результаты и обсуждение
Проведенные исследования показали, что в среднем за период 2017-2020 показатели площади обрабатываемых земель и поголовья животных в
Ленинградской области составили: 225 тыс. га, КРС - 180 тыс. голов, сельскохозяйственная птица 29500 тыс. голов, свиньи - 200 тыс. голов. Удельная плотность животных составляет 2,2 у.г./га обрабатываемых земель. Образование органических удобрений составляет 5500 тыс. тонн в год, использование минеральных удобрений 805 тонн в пересчете на 100% действующего вещества [7, 8, 9].
Среднее значение нагрузки по азоту составляет 143,2 кг/га, по фосфору 30,7 кг/га, при рекомендованных ХЕЛКОМ 170 и 25 кг/га соответственно. Превышение средней нагрузки по фосфору нельзя однозначно отнести к негативному фактору, так в целом обедненные почвы сельскохозяйственных земель требуют интенсивного
использования органических удобрений. При условии спланированного ведения севооборота, соблюдения сроков и приемов внесения органических удобрений возможно добиться
минимального воздействия на
окружающую среду при использовании повышенных доз питательных элементов.
В настоящее время на территории СЗФО специальных системных мер по созданию условий снижения поступления биогенных элементов в водные объекты, включающих создание зимних
растительных покровов, буферных водоохранных зон перехвата питательных веществ и зон с минимальным применением удобрений, не реализуется. Отдельные, законодательно закрепленные меры по сокращению выбросов аммиака на животноводческих фермах и объектах переработки навоза и помета отсутствуют
№ 4(105)2020
К положительным аспектам охраны окружающей среды и водных объектов стоит отнести законодательство и нормативную базу в области обращения с средствами защиты растений.
Действующие нормы и правила в полной степени отвечают рекомендациям ХЕЛКОМ [10, 11, 12].
Согласно рекомендациям ХЕЛКОМ животноводческие фермы больше определенного размера должны получать разрешение на природопользование с учетом экологических аспектов и воздействия ферм на окружающую среду. 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации)», предусматривающий
внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Внедрение принципов НДТ, которые выступают связующим звеном в реализации и промышленной, и экологической политики в РФ, способствуют решению задачи минимизации негативного воздействия на окружающую среду при промышленном производстве.
Согласно распоряжению
Правительства РФ от 24.12.2014 N 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» в перечень областей применения НДТ отнесены виды деятельности: по разведению свиней, сельскохозяйственной птицы; убою животных на мясокомбинатах;
производство пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции,
а так же предприятия на которых ежесуточно образуется более 50 тонн отходов (в эту категорию попадают крупные фермы КРС) [13].
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. № 398-р и Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1458 создан технический комитета ТК-113 и соответствующие технические рабочие группы для разработки информационно-технических справочников НДТ по отраслям. В августе 2017 года были разработаны проекты российских справочников НДТ по интенсивному свиноводству и птицеводству.
Законодательством предусматривается ряд стимулирующих мер (снижение налогообложения, освобождение от нормативных платежей за негативное воздействие на ОС, субсидирование кредитов и др.) для предприятий, внедряющих НДТ. Одновременно, тех, кто не приступит к внедрению НДТ, ждет многократное увеличение ставок нормативных платежей и налогов.
Справочники НДТ распространяют свое действие на свиноводческие предприятия мощностью 2000 мест для откорма свиней или 750 мест для свиноматок и птицеводческие
предприятия с поголовьем более 40000 голов. Планы по разработке российских справочников НДТ для крупных ферм
КРС на настоящий момент отсутствуют. Согласно планам правительства РФ начиная с 2019 года вновь строящиеся предприятия должны соответствовать требованиям справочника НДТ, а начиная с 2025 года все предприятия попадающие под действие справочников, должны перейти на НДТ [13].
Важно отметить, что переход на систему НДТ должен сопровождаться внедрением эффективной системы мониторинга за выполнением
природоохранных требований и созданием системы обучения,
информирования и дополнительных услуг по вопросам охраны окружающей среды в сельскохозяйственном секторе.
Обобщенные результаты оценки «горячей точки» №24 «Большие животноводческие фермы» на территории Ленинградской области в соответствии с 14 критериям ХЕЛКОМ приведены в таблице.
Таблица
Результаты оценки «горячей точки» №24 «Большие животноводческие фермы» на
территории Ленинградской области
Показатели соответствия рекомендациям ХЕЛКОМ Соответствие рекомендациям и критериям ХЕЛКОМ Примечание
1. Плотность животных; - Среднее значение плотности по Ленинградской области составляет 2,2 у.г. Не является критичным, но требует создания эффективной системы переработки навоза и помета и использования (реализации) органических удобрений
2. Расположение животноводческих ферм и комплексов; + Подавляющая часть предприятий размещено с учетом требований к исключению загрязнения грунтовых и поверхностных вод.
3. Строительство навозохранилищ; - В Ленинградской области около 30% ферм имеют современные гидроизолированные хранилища Остальная часть не в полной мере обеспечивает экологическую безопасность
4. Сточные воды сельскохозяйственных предприятий, навоз и силосные стоки; - Большая часть предприятий нуждается в совершенствовании системы сбора навозных и силосных стоков. Данный критерий учтен только на вновь построенных комплексах.
продолжение табл.
5. Внесение органических удобрений; - Периоды внесения органических удобрений и сроки заделки определены в общих положениях, без привязки к региону. Отсутствует система контроля исполнения.
6. Дозы внесения питательных веществ; - Определение доз внесения органических удобрений нормативно закреплено, но осуществляется в единичных случаях. Государственный контроль реализуется не в полной мере.
7. Зимний растительный покров; - Не регламентируется
8. Меры по охране водных объектов и зоны, предназначенные для перехватывания потока питательных веществ; - Не регламентируется
9. Зоны для сокращения потока питательных веществ; - Не регламентируется
10. Испарения аммиака на животноводческих фермах; - Специальные меры по сокращению выбросов аммиака на животноводческих фермах применяются в единичных случаях, преимущественно на предприятиях расположенных в близости к населенным пунктам.
11. Средства защиты растений; + Использование средств защиты растений строго регламентировано
12. Разрешение на природопользование; - Планируется к внедрению в период 2019-2025 годы
продолжение табл.
13. Мониторинг и оценка; - Отсутствует единая эффективная система экологического мониторинга на уровне предприятий и контролирующих органов.
14. Обучение, информирование и консультационные услуги; + За период 2010-2017 год существенно возросло количество организаций по обучение, информированию и консультированию по экологическим вопросам
Из таблицы видно, что только 3 критерия из 14-ти можно считать выполненными. Остальные выполнены частично, а некоторые требуют разработки новой нормативной базы с целью их регламентирования на российской водосборной территории Балтийского моря. Таким образом, можно достаточно обоснованно утверждать, что оценка «горячей точки» №24 «Большие животноводческие фермы» на территории Ленинградской области показывает не полное соответствие рекомендациям и критериям ХЕЛКОМ, что не позволяет исключить их из списка «горячих точек» Выводы
В результате выполненной оценки современного состояния
сельскохозяйственной деятельности на российской части водосборного бассейна Балтийского моря (Ленинградская обл.) и оценки соответствия рекомендациям
К положительным фактам можно отнести строго регламентированную работу с средствами защиты растений и ускоренную работу по внедрению системы наилучших доступных
ХЕЛКОМ было определено, что в настоящее время отсутствуют
обоснованные предпосылки для исключения «горячей точки» №24 из Совместной программы
природоохранных мер региона Балтийского моря. Согласно
проведенным исследованиям в Ленинградской области отмечается высокая концентрация животноводства, средняя плотность животных составляет 2,2 у.г. на га, что превышает рекомендованный норматив ХЕЛКОМ. Отрицательным фактам не соответствия критериям ХЕЛКОМ является то, что большая часть сельхозпредприятий не имеет достаточного объема герметичных навозохранилищ. Данное обстоятельство влечет существенный риск загрязнения водных объектов. Недостаточный объем навозохранилищ приводит к фактам внесения органических удобрений на замерзшую, насыщенную влагой или покрытую снегом почву. технологий для животноводческих комплексов по интенсивному разведению свиней и птицы. Стоит отметить существенно возросший спрос на
экологическое обучение и
консультирование.
Однако основной проблемой замедленного темпа в реализации основных позиций совместной программы по защите Балтийского моря является отсутствие единой государственной системы, направленной на эффективное решение проблемы снижения диффузной нагрузки на водные объекты. В первую очередь отсутствуют государственные программы, обеспечивающие
стимулирование и плановое освоение природоохранных технологий в сельскохозяйственном производстве. При этом должна быть создана система мониторинга за образованием и использованием навоза и помета на государственном и хозяйственном уровнях. Система должна позволять органам исполнительной власти
осуществлять контроль и координацию деятельности по утилизации органических отходов сельхозпроизводства. Обобщая результаты исследования по «горячей точке» №24 сделано общее заключение, что из 14 критериев оценки ХЕЛКОМ только по 3 -м можно дать положительную оценку. Ряд критерии выполняются в единичных случаях.
Учитывая специфику
сельскохозяйственного производства Ленинградской и Калининградской областей, существенный перевес крупных сельскохозяйственных предприятий в общей доле производства, целесообразно рассмотреть детализацию (выделение «подточек») объектов сельского хозяйства и подготовить обоснованный порядок дальнейших действий поэтапного сокращения диффузной нагрузки на водные объекты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии. Справочно-методическое пособие. Под ред. Коровина Л.К. Санкт-Петербург: OOO «ОргПродукт». 2014. 376 с.
2. HELCOM Programme Implementation Task Force (HELCOM PITF). Annex 3. Criteria for inclusion and deletion of hotspots: procedures and guidelines for inclusion and deletion of hotspots. Helsinki. 1999:14
Status of nutrient bookkeeping in the Baltic Sea countries [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://helcom.fi/Lists/Publications/Status%20 of%20nutrient%>20bookkeeping%>20in%>20th e%20Baltic%20Sea%20countries.pdf (дата обращения 3.11.2020)
3. Manure Management Plan for Kaliningrad Region. BASE project final report 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://helcom.fi/Lists/Publicati ons/Manure% 20Management%20Plan%20for%20Kalining rad%20Region_BASE%20final%20report%2 02014.pdf (дата обращения 13.11.2020) EcoMMAC_final report_MANURE. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://helcom.fi/Documents/HELCOM%20at 0/o20work/Projects/Completed0/o20projects/B ALTHAZAR/Ecommac_final%20report_M ANURE.pdf (дата обращения 20.11.2020)
4. BALTHAZAR Pilot Project Report [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.net/41382631 -Balthazar-pilot-project-report.html (дата обращения 2.12.2020)
5. Bryukhanov A.Yu., Huhta H., Shalavina E.V., Vorobyeva E.A., Vasileva N.S. The ecological status of livestock and poultry in the border regions of Russia and South-East Finland // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2020. № 14 (1). С. 4-9. DOI: 10.22314/2073-7599-2020-14-1-4-9.
6. Брюханов А.Ю., Васильев Э.В., Максимов Д.А., Шалавина Е.В., Субботин И.А. Результаты агроэкологических исследований в рамках европейский программ со-трудничества // Технологии и технические средства механизированного производ-ства продукции растениеводства и животноводства. 2019. №1 (98). С. 236-247. DOI: 10.24411/0131-5226-2019-10142
7. Pozdynakov Sh.R., Briukhanov A.Yu., Kondrat'ev S.A., Ignat'eva N.V., Shmakova M.V., Minakova E.A., Rasulova A.M., Oblomkova N.S., Vasil'ev E.V., Terekhov A.V. Perspectives of the Reduction of Nutrient Export from River Watersheds through the Introduction of Best Available Technologies for Agricultural Production: Based on Modeling Results // Water Resources, 2020, Vol. 47, No. 5, pp. 771784. DOI: 10.1134/S0097807820050164
8. Приказ Минсельхоза России от 26 апреля 2017 г. №200 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявления и выдачи заключения на ввоз средств защиты растений (пестицидов),
включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Евразийского экономического союза в торговле с третьими странами» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/do с/71634804/ (дата обращения 10.11.2020)
9. Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации на 14.07.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420235436 (Дата обращения 8.12.2020)
10. Приказ Минсельхоза России от 10 июля 2007 г. № 357 «Об утверждении порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» (в редакции приказа от 03.05.2017 № 211) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902053948 (дата обращения 20.11.2020)
11. Bryukhanov A.Yu., Vasilev E.V., Kozlova N.P., Shalavina E.V., Subbotin I.A., Lukin S.M. Environmental assessment of livestock farms in the context of bat system introduction in Russia. //Journal of Environmental Management. 2019. Т. 246. С. 283-288. DOI: 10.1016/j.jenvman.2019.05.105.
REFERENCES
1. Sbornik Rekomendatsii Khel'sinkskoi Komissii. Spravochno-metodicheskoe
posobie. Pod red. Korovina L.K. [Collection of Helsinki Commission Recommendations. Reference and methodological manual. L. K. Korovon (ed.)]. Saint Petersburg: OOO "OrgProdukt" Publ. 2014: 376 (In Russian)
2. HELCOM Programme Implementation Task Force (HELCOM PITF). Annex 3. Criteria for inclusion and deletion of hotspots: procedures and guidelines for inclusion and deletion of hotspots. Helsinki. 1999: 14