Научная статья на тему 'Оценка себестоимости продукции предприятия (на примере АО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ")'

Оценка себестоимости продукции предприятия (на примере АО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ЗАТРАТЫ НА 1 РУБЛЬ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ / THE COST OF 1 RUBLE OF COMMODITY OUTPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганнибалов М.И., Тришкина Н.И.

В статье рассмотрены состав и структура затрат на производство и реализацию продукции. Выполнен анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка себестоимости продукции предприятия (на примере АО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ")»

ОЦЕНКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ»)

Ганнибалов М.И.

Студент, кафедра экономики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск

Научный руководитель - Тришкина Н.И., канд. экон. наук, декан экономического факультета

Аннотация

В статье рассмотрены состав и структура затрат на производство и реализацию продукции. Выполнен анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

Ключевые слова: себестоимость, планирование, затраты на 1 рубль товарной продукции. Keyword: cost price, planning, the cost of 1 ruble of commodity output.

Актуальность оценки себестоимости обусловлена тем, что каждое предприятие, осуществляющее свою хозяйственную деятельность, производство продукции, оказание услуг или выполнение работ, сталкивается с формированием себестоимости. Себестоимость является одним из главных факторов показывающих эффективность работы предприятия, так как из нее формируется доход предприятия, а следовательно и прибыль. Предприятие должно стремиться к нахождению путей снижения себестоимости продукции (работ, услуг), для этого следует проводить анализ себестоимости продукции и выявлять резервы снижения себестоимости.

Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Себестоимость продукции - это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу).

Для изготовления изделий предприятие затрачивает средства на приобретение сырья, материалов, топлива. В процессе производства используются машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена износившейся техники также требуют определенных затрат. В изготовлении продукции принимают участие все работники предприятия, и всем им выплачивается заработная плата. На реализацию продукции предприятие также затрачивает определенные средства. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то мы получим себестоимость продукции.

Оценка себестоимости продукции осуществлена на примере АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ». Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во сколько предприятию обходится изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Поэтому перед предприятием стоит задача снижения этих затрат. В таблице 1 представлены фактические и плановые показатели затрат на производство продукции предприятия.

Таблица 1 - Показатели выполнения плана по себестоимости продукции в АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2015-2016 гг.

Показатели

2015 г., тыс. руб.

2016 г., тыс. руб.

план факт абсолют ное отклоне ние выпо лнен ие плана , % план факт абсолю тное отклоне ние выполн ение плана, %

1 Сырье и основные материалы 958734 961647 2913 0,3 970567 101226 0 41693 4,3

2 Вспомогательные материалы 78956 66272 -12684 16,06 65430 69760 4330 6,62

3 Полуфабрикаты и комплектующие 108675 110165 1490 1,37 120560 114488 -6072 -5,04

4 Основная заработная плата ШШ 53395 54865,8 1470,8 2,75 54500 55580 1080 1,98

5 Дополнительная заработная плата ППП 2457 2546 89 3,62 2350 2745 395 16,81

6 Премии ШШ 1600 1556 -44 -2,75 1340 1574 234 17,46

7 Начисления на заработную плату 25500 23342 -2158 -8,46 23876 23580 -296 -1,24

8 Возмещение износа инструмента и приспособлений специального назначения 6200 6339 139 2,24 6900 7610 710 10,29

9 Общепроизводствен ные расходы, в том числе: 474200 479204 5004 1,06 482360 486810 4450 0,92

9.1 цеховые расходы 240525 243526 3001 1,25 252437 250438 -1999 -0,79

9.2 расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 233675 235678 2003 0,86 229923 236372 6449 2,8

10 Общехозяйственные расходы 300897 324907 24010 1,98 327800 340590 12790 3,9

11 Коммерческие расходы 134675 148832 14157 10,51 170235 166135 -4100 -2,41

12 Итого, в том числе: 2145289 2179675,8 34386,8 1,6 2225918 228113 2 55214 2,48

12.1 цеховая себестоимость 1709717 1705936,8 -3780,2 -0,22 1727883 177440 7 46524 2,69

12.2 производственная 2010614 2030843,8 20229,8 1,01 2055683 211499 7 59314 2,89

себестоимость

12.3 полная себестоимость 2145289 2179675,8 34386,8 1,6 2225918 228113 2 55214 2,48

План по себестоимости в обоих периодах в основном не выполнен. В большей части показателей фактическое значение превышает плановое, что поспособствовало увеличению затрат. В 2016 году как и в 2015 не выполнен план по снижению затрат по статье «Сырье и основные материалы», в обоих периодах фактическое значение затрат превышает плановое это в основном связано с увеличением роста цен на них, а рост цен в свою очередь связан с тем, что их получение происходит исключительно по бартеру. По статье «Основная заработная плата» увеличение расходов связано с увеличением среднесписочной численности на 97 человек (ППП увеличился на 68 человек), а также за счет увеличения тарифов и окладов. Увеличения затрат по статье «Общепроизводственные расходы» по факту увеличились на 0,9 % и это связано с увеличением расходов на обслуживание цехов и увеличение амортизации оборудования. В тоже время в 2016 году по некоторым статьям план по снижению затрат выполнен. Так по статье «Полуфабрикаты и комплектующие» выполнение плана связано с тем, что производство этих видов продукции сократилось в связи с увеличением стоимости их содержания на предприятии.

Затраты на 1 рубль товарной продукции - это один из показателей эффективности производства. Он представляет собой отношение полной себестоимости товарной продукции предприятия к ее стоимости.

В таблице 2 отражены затраты на 1 рубль товарной продукции в АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2015-2016 гг.

Таблица 2 - Отклонение затрат на 1 рубль товарной продукции

в АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2015-2016гг.

2015 г., тыс. руб. 2016 г., тыс. руб.

план факт абсолютно выпол план факт абсолютн выпо

Показатели е отклонени е нение плана, % ое отклонени е лнени е плана , %

1 Себестоимость 2145289 2179675, 8 34386,8 0,31 2225918 228113 2 55214 2,5

товарной продукции

2 Стоимость 2559189 2752203 193014 7,54 3427340 344528 17940 0,52

товарной продукции 0

3 Затраты на 1 рубль товарной продукции. 0,84 0,79 -0,05 -5,95 0,65 0,66 0,01 1,54

В планах предприятия снижение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается по следующим технико-экономическим факторам: повышение технического уровня производства (внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производства и др.); улучшение организации производства и труда; изменение объема и структуры производства; улучшение использования природных ресурсов; развитие производства (ввод в действие новых объектов и производств, освоение выпуска новых изделий и прочие факторы).

Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия это снижение себестоимости продукции, поэтому необходимо совершенствовать систему ее планирования.

Поэтому предприятие планирует с каждым годом увеличивать ассортимент своей продукции на 3-5 % и ее продажи на 3-6%, для увеличения выручки и повышения эффективности производства. Так планируется увеличить выручку в 2016 году на 9,4 %.

Литература:

1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие/ М.С. Абрютина, А.В. Прагев. - М.: Дело и сервис, 2010. - 328 с.

2. Гомонко, Э.А. Управления затратами на предприятии: учебник / Э.А. Гомонко, Т.Ф. Тарасова. - М.: КНОРУС, 2010. - 114 с.

3. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. - Минск: Новое знание, 2009. - 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.