Научная статья на тему 'Оценка сбалансированности социальноэкономического развития муниципальных образований Оренбургской области'

Оценка сбалансированности социальноэкономического развития муниципальных образований Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Валерий Владимирович, Новикова Юлия Владимировна

В статье представлен обзор методики, позволяющей оценить степень сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований. Раскрыты показатели, характеризующие уровень развития основных секторов муниципального образования, влияющих на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Валерий Владимирович, Новикова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка сбалансированности социальноэкономического развития муниципальных образований Оренбургской области»

ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ

ОБЛАСТИ*

BALANCED ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC COMMUNITY DEVELOPMENT ORENBURG REGION

ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОПОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета e-mail: popovvv1@yandex.ru

VALERY VLADIMIROVICH POPOV,

candidate of economic sciences, associate professor of customs department of Finance & economics faculty , Orenburg State University e-mail: popovvv1@yandex.ru

НОВИКОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

аспирант кафедры таможенного дела финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета e-mail: UliaChajko@yandex.ru

NOVIKOVA JULIA VLADIMIROVNA

graduate student of customs financial and economic department

orenburg state university e-mail: UliaChajko@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен обзор методики, позволяющей оценить степень сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований. Раскрыты показатели, характеризующие уровень развития основных секторов муниципального образования, влияющих на его развитие.

Summary

The article presents an overview of methodology to assess the degree of balance between socio-economic development of municipalities. Revealed indicators characterizing the level of development of the main sectors of the municipality, influencing its development.

Ключевые слова: муниципальные образования, финансовая обеспеченность, приграничный регион, сбалансированное развитие

Keywords: municipalities, financial security, border region, balanced development

В опубликованных ранее работах1 была описана разработанная методика комплексной оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований на основе функции индексов сбалансированности развития трех секторов экономики: социального, производственного и финансового.

Апробация разработанной методики проведена на примере муниципальных образований Оренбургской области с учетом типологизации

1 Ю.В. Новикова Методика комплексной оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований. Вестник ОГУ, №8, 2013 г. С. 127-132

в зависимости от территориального расположения по отношению к административному центру. Временной интервал анализа составил 6 лет, расчеты произведены в сопоставимых ценах отдельно по муниципальным районам и городским округам для обеспечения объективности полученных результатов. [1, с. 43]

С целью оценки правильности подбора показателей методики и выявления внутренних связей между ними был проведен корреляционный анализ, реализованный в СПП Statistica 6.0. Для проведения анализа внутригрупповой взаимосвязи показателей между собой, была произведена группировка данных (по 13 показателям) за период 2006-2011 годы. [2, с. 80]

Путем построения матрицы парных и частных корреляций, получили следующие результаты. По показателям социальной группы наблюдается обширная внутригрупповая связь. Среди величин, наиболее подверженных влиянию других показателей, можно выделить благоустроенность жилищного фонда отоплением; благоустроенность жилищного фонда водопроводом; оборот розничной торговли на душу населения; численность детей, приходящаяся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях; численность населения моложе трудоспособного возраста, приходящаяся на одно дневное общеобразовательное учреждение.

Уровень доли безработного населения оказывает влияние на динамику таких показателей как благоустроенность жилищного фонда водопроводом; соотношение индекса потребительских цен к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников муниципального образования; численность детей, приходящаяся на тысячу мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях; библиотечный фонд общедоступных библиотек на тысячу человек населения.

В наибольшей степени на уровень развития социального сектора муниципального образования оказывает влияние отношение среднемесячной начисленной заработной платы к стоимости потребительской корзины (коэффициент корреляции составил 0,94). Также одинаково прослеживается

взаимосвязь с показателем благоустроенности жилищного фонда газом и оборотом розничной торговли на душу населения (коэффициент корреляции 0,83).

При построении матрицы парных и частных корреляций по показателям, отобранным для оценки уровня развития производственного сектора муниципального образования, сделаны следующие выводы:

- объем производства сельскохозяйственной продукции обратно зависим от количества убыточных предприятий на территории муниципального образования;

- соотношение объема производства добывающих отраслей к объему производства обрабатывающих отраслей коррелирует с грузооборотом автомобильного транспорта;

- с высокой степенью вероятности можно утверждать, что на грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности оказывает влияние объем производства сельскохозяйственной продукции;

- на изменение динамики развития производственного сектора влияют практически с одинаковой степенью объем производства сельскохозяйственной продукции и удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.

Среди показателей, характеризующих производственный сектор экономики, наиболее тесная связь прослеживается между соотношением объема производства добывающих отраслей к объему производства обрабатывающих отраслей, величиной выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и удельным весом автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования.

На динамику итогового индекса, характеризующего развитие производственного сектора муниципального образования, наибольшее влияние оказывают два показателя - соотношение объема производства

добывающих отраслей к объему производства обрабатывающих отраслей и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Применение аналогичного алгоритма анализа в отношении показателей, характеризующих развитие финансового сектора муниципального образования показало, что наблюдается 100%-я связь между коэффициентом интенсивности роста доходов бюджета2 и коэффициентом взаимообусловленности доходов бюджета муниципального образования и доходов населения3. Однако также расчеты показывают, что интенсивность роста доходов бюджета обратно пропорциональна рациональности расходов бюджета4. Данная зависимость служит подтверждением того, что опережающий темп роста расходов на управление относительно роста расходов по основным обязательствам, закрепленным за муниципальным уровнем, влечет за собой снижение поступлений собственных доходов бюджета.[4, с. 6]

Динамика итогового индекса, характеризующего развитие финансового сектора муниципального образования, более всего подвержена влиянию таких показателей, как коэффициент интенсивности роста доходов бюджета и коэффициент рациональности расходов бюджета.

т

Коэффициент интенсивности роста доходов бюджета: К = ——,

Тов

^ - темп роста собственных доходов бюджета,

Тов - темп роста собственных бюджетных обязательств (закрепленных за муниципальным образованием на постоянной основе).

3 Коэффициент взаимообусловленности доходов бюджета муниципального образования и

Т

доходов населения: К=- °

Т

^ - темп роста собственных доходов бюджета муниципального образования, Т^ - темп роста доходов населения муниципального образования.

Т у

Коэффициент рациональности расходов бюджета: К = —^

ТR

Тьу - темп роста расходов бюджета муниципального образования на управление,

- темп роста расходов бюджета муниципального образования по основным обязательствам (закрепленным на постоянной основе без учета расходов на управление).

В группу зависимых коэффициентов также можно включить коэффициент автономии бюджета5, коэффициент обеспеченности всех расходов бюджета собственными доходами6, коэффициент самостоятельности бюджета , на которые оказывают влияние другие коэффициенты.

Анализ взаимосвязи уровней развития социального, производственного и финансового секторов муниципального образования показал, что между уровнем развития социального и производственного секторов существует тесная взаимосвязь, коэффициент парной корреляции составляет 0,95. Между развитием финансового сектора муниципального образования и производственным сектором связь довольна незначительна, коэффициент парной корреляции составляет 0,36, но существующая между данными секторами экономики муниципального образования взаимосвязь все же выше, чем между развитием социальной сферы и финансового сектора (коэффициент корреляции 0,25). Выявленная взаимосвязь свидетельствует об отсутствии сбалансированности в социально-экономическом развитии муниципальных образований Оренбургской области и нерациональности использования имеющегося в распоряжении муниципального образования финансового потенциала.

D,

Г 7 \

1 - ^

. — /

5 Коэффициент автономии бюджета: К =

Dс - собственные доходы бюджета, D - совокупные доходы бюджета,

- величина кредиторской задолженности бюджета.

6 Коэффициент обеспеченности всех расходов бюджета собственными доходами: К = —-,

R

Dc - собственные доходы бюджета, R - расходы бюджета.

7 — + FP Коэффициент самостоятельности бюджета: К = —с-,

—с

D'c, FP -условно-собственные доходы бюджета и межбюджетные трансферты, Dc - собственные доходы бюджета.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил провести оценку связи включенных в методику показателей, исключил вероятность отбора взаимозаменяющих друг друга коэффициентов. [3, с. 56] Ниже будут приведены результаты оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области. Необходимо обратить внимание на то, что при анализе не был учтен городской округ Комаровский, так как в силу отнесения его к закрытым административно-территориальным образованиям, в официальных сборниках территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области информация по нему отсутствует.

Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных районов Оренбургской области, приближенных к административному центру, показала, что развитие социального и производственного секторов экономики превышает развитие финансового сектора. Наибольший уровень социально-экономического развития за анализируемый период наблюдается у Оренбургского района, что обусловлено наличием в его составе административного центра региона.

Далее по уровню развития расположен Сакмарский, Новосергеевский и Октябрьский муниципальные районы. Спад экономической активности, вызванный экономическим кризисом 2009 года повлек за собой негативную тенденцию. Наблюдается резкое снижение уровня сбалансированности социально-экономического развития Беляевского, Октябрьского, Оренбургского и Саракташского районов. Под воздействием кризисных процессов сохранили уровень развития социального и производственного секторов экономики Новосергеевский и Переволоцкий муниципальные районы при том, что в них произошел резкий спад уровня развития финансового сектора. Необходимо обратить внимание на разнонаправленность в развитии финансового, социального и производственного секторов муниципальных образований. Единственным муниципальным районом анализируемой группы муниципальных

образований Оренбургской области, в котором за рассматриваемый период наблюдается взаимосвязь в развитии выбранных секторов является Октябрьский муниципальный район. Выявленная закономерность также свидетельствует о разбалансированности социально-экономического развития муниципальный образований.

Необходимо также обратить внимание на то, что по всем муниципальным образованиям, входящим в анализируемую группу, на протяжении периода с 2006 по 2008 годы происходил рост коэффициента обеспеченности социальных расходов , однако его снижение в 2009 году приобрело стабильный характер и продолжилось до 2011 года включительно в четырех муниципальных образованиях (Октябрьский, Оренбургский, Сакмарский муниципальные районы и город Оренбург). В Переволоцком, Саракташском, Соль-Илецком и Беляевском районах в 2011 году произошел рост обозначенного показателя. Исключение составляет Новосергеевский район, в котором его динамика носит иной характер - он практически не изменился за анализируемый период, исключая спад в 2010 году, который имел временный характер.

Анализ сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области, средне удаленных от административного центра также свидетельствуют о несбалансированности их социально-экономического развития и разнонаправленность тенденций развития социального, производственного и финансового секторов муниципальных образований. Наличие общей тенденции в развитии выделенных секторов присуще лишь Тюльганскому району, что свидетельствует о наличии связи между финансовым обеспечением муниципального района и уровнем его социального и производственного

8 —

Коэффициент обеспеченности социальных расходов: К = ——, где Dc - собственные доходы бюджета,

Rsk - сумма расходов бюджета на социально-культурные мероприятия по собственным полномочиям.

развития. Наибольший уровень социально-экономического развития по данной группе муниципальных образований имеют Александровский, Ташлинский, Шарлыкский и Тюльганский муниципальные районы. Экономический кризис 2009 года оказал отрицательное влияние на динамику сбалансированности социально-экономического развития Александровского, Илекского и Сорочинского районов. В Ташлинском и Шарлыкском районах кризисные явления привели к снижению показателей развития социального и производственного секторов в 2009 году, но в дальнейшем ситуация улучшилась и в 2011 году значение показателя превысило уровень докризисного 2008 года. Положительная динамика развития социального и производственного секторов обусловлена позитивной тенденцией следующих показателей: рост числа мест в учреждениях культурно-досугового типа на 1 тыс.чел.; рост отношения среднемесячной начисленной заработной платы к стоимости потребительской корзины; увеличение библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1 тыс. чел.; снижение соотношения индекса потребительских цен к темпу роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципального образования; увеличение оборота розничной торговли; увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции; увеличение ввода в действие жилых домов на 1000 человек населения. Динамика развития финансового сектора муниципальных районов имеет отрицательную тенденцию снижения на протяжении анализируемого периода, что свидетельствует о несбалансированности социально-экономического развития и необходимости наращивания возможностей финансового сектора.

В муниципальных образованиях, входящих в группу сильно удаленных от административного центра региона также отсутствует сбалансированность социально-экономического развития, о чем свидетельствует наличие тех же тенденций, которые были выявлены при анализе других групп муниципальных образований. При этом необходимо обратить внимание на то, что муниципальные районы, имеющие за исследуемый период

наибольший уровень развития финансового сектора, по показателям развития производственного и социального секторов находятся в числе отстающих, к таким районам относятся: Бузулукский, Грачевский и Курманаевский. Выявленная закономерность свидетельствует о неэффективности использования финансового потенциала, имеющегося в распоряжении районов. Низкий уровень развития социального и производственного секторов обусловлен отрицательной тенденцией следующих показателей: в Бузулукском районе - благоустроенность жилищного фонда газом и отоплением; в Бузулукском и Курманаевском - благоустроенность жилищного фонда водопроводом, во всех трех районах - оборот розничной торговли. Для данной группы муниципальных образований также присуще разнонаправленность в развитии социального, производственного и финансового секторов. Исключение составляют городские округа Бугуруслан и Новотроицк, в которых векторы развития выделенных секторов экономики совпадают. Следует также обратить внимание на тот факт, что городской округ Бузулук, имеющий наименьший в группе уровень развития финансового сектора лидирует по показателям развития социального и производственного секторов, что обеспечено положительной динамикой следующих показателей: в социальном секторе - отношение среднемесячной начисленной заработной платы к стоимости потребительской корзины и к минимальному размеру оплаты труда, в производственном секторе - объемом производства сельскохозяйственной продукции, вводом в действие жилых домов, инвестициями в основной капитал за счет всех источников. Значения приведенных показателей было наивысшим в группе, что обеспечило ведущее место по уровню развития социально и производственного секторов.

Результаты анализа сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области, в наибольшей степени удаленных от административного центра, позволяют сделать вывод о том, что в социально-экономическом развитии муниципальных образований данной группы также отсутствует сбалансированность и имеет место

разнонаправленность в развитии выделенных секторов. Примечательно, что уровень развития финансового сектора муниципальных районов данной группы находится практически на одном уровне во всех районах и практически отсутствуют резкие колебания его величины.

Наибольший уровень развития социального и производственного секторов имеют Адамовский и Светлинский муниципальные районы. Данное распределение было обеспечено наибольшими в группе значениями следующих показателей: по социальному сектору - благоустроенность жилищного фонда водопроводом, соотношение индекса потребительских цен к темпу роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципального образования, мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. чел., библиотечный фонд общедоступных библиотек на 1 тыс. чел населения (в Светлинском районе), по производственному сектору - в Адамовском районе - объем производства сельскохозяйственной продукции, ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек, инвестиции в основной капитал за счет всех источников.

Рисунок 1. Динамика сбалансированности социально-экономического развития муниципальных районов Оренбургской области в разрезе

выделенных групп.

На рисунке 1 представлена динамика сбалансированности социально-экономического развития муниципальных районов разрезе выделенных четырех групп муниципалитетов. Из представленных результатов видно, что траектория изменения показателей сбалансированности социально-экономического развития муниципальных районов имеет общее направление для всех выделенных групп с некоторым различием в величине происходящих изменений. Выявленная динамика может служить подтверждением единства реализуемой на региональном уровне политики в области социально-экономического развития области и гармоничной встроенности в нее программ развития муниципальных образований региона.

1,60 1,40 1,20 [ 1,00

2008 2009

год

индекс развития социального

-и производственного

сектора

■ приближенные к административному центру

■ средне удаленные от административного центра

■ сильно удаленные от административного центра

- в наибольшей степени удаленные от административного центра

индекс развития финансового сектора

1,80

0,80

0,60

0,40

0,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,00

Рисунок 2. Динамика сбалансированности социально-экономического развития городских округов Оренбургской области, в разрезе выделенных групп.

При рассмотрении представленной на рисунке 2 динамики сбалансированности социально-экономического развития городских округов в разрезе выделенных четырех групп становится заметным отсутствие значительной дифференциации в развитии финансового сектора городских округов по группам, с другой стороны, показатели развития социального и

производственного секторов имеют значительный размах. Превышение уровня развития социально и производственного секторов городских округов, сильно удаленных от административного центра над уровнем развития городских округов средне удаленных от административного центра обусловлено высоким уровнем развития входящих в группу городов Бузулука и Гая.

Проведенный анализ сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области позволил сделать следующие основные выводы:

1. Для всех муниципальных районов и городских округов Оренбургской области за анализируемый период характерно отсутствие сбалансированности социально-экономического развития.

2. Развитие социального и производственного секторов превышает развитие финансового сектора, что позволяет сделать предположение о недостаточном финансовом обеспечении муниципальных образований для выполнения возложенных на них полномочий.

3. Выявлена разнонаправленность в развитии социального, производственного и финансового секторов муниципальных образований.

4. Кризисные явления в экономике 2009 года отрицательно сказались на сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области.

5. Наибольший уровень развития обеспечен в муниципальных образованиях, занимающих ведущее место по объему инвестиций в основной капитал и объему производства сельскохозяйственной продукции.

Статья публикуется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-32-01011/14

Список литературы:

1. Решиев С.С. Роль типологического подхода при выборе стратегии развития макрорегиона (на примере Южного федерального округа) // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 4 (139).

2. The Practice of Time Series Analysis / Ed. by H. Akaike, G. Kitagawa. -New York : Springer, 1999. - 386 p.

3. Гулин, Д. А. Сбалансированная система показателей как инструмент оценки инвестиционного процесса в регионе // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 12 (291).

4. Крылов, С.И. Стратегический анализ как основа формирования сбалансированной системы показателей // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.