Научная статья на тему 'Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе'

Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / РЕЙТИНГИ РАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ / TOURIST SERVICES MARKET / FEDERAL DISTRICTS / DEVELOPMENT RATINGS / CONSTITUENT TERRITORIES OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT / RESULTS OF THE ANALYSIS OF STATISTICAL INDICATORS / SPECIAL MECHANISMS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашкин М.В., Кузнецова Н.С.

В статье произведена оценка объёма рынка туристских услуг на уровне РФ, округов и субъектов Дальневосточного федерального округа, по данным официальной статистики, на основе структурно-динамического анализа по различным показателям.The article assesses the volume of tourist services market at the level of the Russian Federation, districts and constituent territories of the Far Eastern Federal District, according to official statistics, on the basis of structural and dynamic analysis on various indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивашкин М.В., Кузнецова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе»

УДК 338.48:332.1 М.В. Ивашкин,

д-р экон. наук, профессор, завкафедрой маркетинга и коммерции Тихоокеанского государственного университета

(г.Хабаровск) Н. С. Кузнецова,

старший преподаватель кафедры логистики и коммерции Хабаровского государственного университета экономики и права

ОЦЕНКА РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

В статье произведена оценка объёма рынка туристских услуг на уровне РФ, округов и субъектов Дальневосточного федерального округа, по данным официальной статистики, на основе структурно-динамического анализа по различным показателям.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, федеральные округа, рейтинги развития, субъекты Дальневосточного федерального округа, результаты анализа статистических показателей, специальные механизмы развития.

The article assesses the volume of tourist services market at the level of the Russian Federation, districts and constituent territories of the Far Eastern Federal District, according to official statistics, on the basis of structural and dynamic analysis on various indicators.

Keywords: tourist services market, federal districts, development ratings, constituent territories of the Far Eastern Federal District, results of the analysis of statistical indicators, special mechanisms of development.

Реализуемая в настоящее время в России стратегия развития туризма является частью концепции долгосрочного социального экономического развития РФ до 2020 г., в которой туризм рассматривается как важная составляющая устойчивого развития нашей страны [1]. В этой стратегии, в частности, широко использована идея кластерного подхода к развитию туристских дестинаций применительно как к федеральным округам, так и к отдельным субъектам, входящим в них [2].

Министерством культуры РФ 6 октября 2017 г. опубликован рейтинг развития туризма в субъектах Российской Федерации по 85 регионам страны по таким критериям, как состояние туристской инфраструктуры, обеспеченность средствами

размещения, эффективность управления, экономические механизмы стимулирования развития туризма, привлечение инвестиций в отрасль и реализация инвестиционных проектов, развитие транспортной инфраструктуры, продвижение региональных туристских информационных центров, участие региона в российских и международных выставках, разработка и продвижение туристских брендов и тур-продуктов и др. Рейтинг носит официальный характер и составлен в рамках исполнения стратегии развития туризма до 2020 года.

Согласно представленному рейтингу, 85 субъектов Российской Федерации сгруппированы по баллам в пять групп: 1-е место - группа «Регионы-лидеры» (от

93 до 90,3 баллов); 2-е место - группа «Регионы с высокими показателями развития туризма» (от 83,6 до 68,2 баллов); 3-е место - группа «Регионы с относительно высокими показателями развития туризма» (от 67 до 50 баллов); 4-е место -группа «Регионы со средними показателями развития туризма» (от 67 до 50 баллов); 5-е место - группа «Регионы с относительно низкими показателями развития туризма» (от 17,9 до 6,1 баллов) [3].

Анализ данных рейтинга позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, в 1-й и 2-й группах нет субъектов ДФО. В 3-ю группу с показателем 58,4 баллов (23-е место) вошёл только Приморский край. В 4-ю группу вошли большинство субъектов ДФО: Хабаровский край (46,7 баллов - 47 место), Республика Саха (Якутия) (44,2 баллов - 49 место), Сахалинская область (41,6 баллов - 54 место), Амурская область (38,7 баллов - 62 место), Камчатский край (38,3 баллов - 63 место), Магаданская область (29,8 баллов - 74 место). В 5-ю группу как аутсайдеры вошли

Еврейская автономная область (13,9 баллов - 83 место) и Чукотский автономный округ, который занимает последнее 85-е место среди всех регионов (с рейтингом 6,1 баллов). Такое положение может объясняться объективными и субъективными причинами, но стоит отметить, что в представленном рейтинге отсутствуют приведённые показатели и критерии распределения баллов, их нет в официальных данных, хотя они должны стать важным стимулом для развития услуг сферы туризма в субъектах ДФО. Это побудило нас провести собственный анализ рынка туристско-рекреационных услуг в ДФО, основанный на опубликованных статистических данных за последние 5 лет, используя опыт проведения подобного анализа за предшествующий период, который был представлен в ранее опубликованной работе [4].

Для начала рассмотрим объёмы платных туристских услуг в разрезе федеральных округов (таблица 1) и рассчитаем темпы роста этого показателя.

Таблица 1 - Объём платных туристских услуг в разрезе федеральных округов (ФО), в млн руб. [5]

------- год 2012 2013 2014 2015 2016

субъект __

РФ 121 545 147 996 147 540,8 158 251,9 161 344,5

темп роста, % - 121,76 99,69 107,26 101,95

Центральный ФО 32 302,3 44 231,6 40 284,8 43 746,5 42 771,7

темп роста, % - 136,93 91,07 108,59 97,77

Северо-Западный ФО 14 890 17 501,3 17 776 16 320,7 16 629,7

темп роста, % - 117,53 101,56 91,81 101,89

Южный ФО 7 877,2 8 628,7 9 928,8 11 750,5 12 886,9

темп роста, % - 109,54 115,06 118,35 109,67

Северо-Кавказский ФО 5 912,6 6 749,7 4 611,9 5 031,4 5 188,9

темп роста, % - 114,15 68,32 109,09 103,13

Приволжский ФО 19 974,5 24 822,4 26 389,3 26 708,9 28 547,4

темп роста, % - 124,27 106,31 101,21 106,88

Уральский ФО 17 569,1 19 835,9 22 309,8 24 608,0 22 444,3

темп роста, % - 112,9 112,47 110,30 91,207

Сибирский ФО 17 221,3 19 378,5 18 844,4 17 996,8 18 304,7

темп роста, % - 112,52 97,24 95,50 101,71

Продолжение таблицы 1

Дальневосточный ФО 5 798 6 848 7 071,5 7 371,4 7 680,3

темп роста, % - 118,1 103,26 104,24 104,19

Крымский ФО - - 324,2 4 717,8 6 890,6

темп роста, % - - - 145,52 146,05

На 1 января 2012 г. в составе РФ было 8 федеральных округов. Из таблицы 1 видно, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. практически все округа имели положительную динамику порядка 10-20 %.

В 2014 г. в состав Российской Федерации вошел Крымский федеральный округ и одновременно были введены экономические санкции против России, что повлекло за собой значительное снижение платёжеспособности граждан, что, в свою очередь, не могло не отразиться на востребованности туристских услуг как в целом по РФ, так и по отдельным федеральным округам. На этом в целом негатив-

ном фоне последние три года ДФО по темпам роста объёма платных услуг превышает показатели и РФ в целом, и большинство других федеральных округов, кроме Приволжского, Южного и Крымского.

С одной стороны, это свидетельствует о постепенном выравнивании ситуации, но с другой - следует отметить, что рост в большей своей части достигнут за счёт роста цен на туристские услуги, а не за счёт повышении их качества и расширения ассортимента.

По отдельным субъектам ДФО картина также весьма неоднородна (таблица 2).

Таблица 2 - Объём платных туристских услуг в разрезе субъектов ДФО, млн руб. [5]

" "—-—год 2012 2013 2014 2015 2016

субъект

РФ 121545 147996 147540,8 158251,9 161344,5

темп роста, % - 121,76 99,69 107,26 101,95

ДФО 5 798 6 848 7071,5 7371,4 7680,3

темп роста, % - 118,1 103,26 104,24 104,20

Республика Саха (Якутия) 372,5 474,4 551,8 567,5 590,7

темп роста, % - 127,43 116,31 102,84 104,09

Камчатский край 552,4 648,2 656,2 600,9 613,9

темп роста, % - 117,34 101,23 91,57 102,16

Приморский край 1 641,2 1 816,4 1882,5 1912,1 2137

темп роста, % - 110,67 103,63 101,57 111,76

Хабаровский край 969,9 1 345,6 1201,5 1300 1376,7

темп роста, % - 138,73 89,29 108,19 105,9

Амурская область 1 379,1 1 616,6 1687,8 1889,2 1947,4

темп роста, % - 117,22 104,4 111,93 103,08

Магаданская область 298,3 382,7 402,2 337,1 223,1

темп роста, % - 128,29 105,09 83,81 66,19

Сахалинская область 494,2 497,2 533,4 581,3 619,3

темп роста, % - 100,6 107,28 108,98 106,54

Еврейская автономная область 80,2 57,2 93,7 80,5 77,4

темп роста, % - 71,32 131,37 85,91 96,15

Чукотский автономный округ 10,2 9,4 62,4 102,7 94,8

темп роста, % - 92,15 663,82 164,58 92,31

Как видно из данных таблицы 2, темп роста туристских услуг по ДФО в 2014 и 2016 гг. превышал показатели Российской Федерации в целом. Более того, в 2016 г. по всем субъектам ДФО имеется рост объёма туристских услуг, кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, и по темпам роста этот показатель превышает темпы роста объёма платных

услуг по Российской Федерации, что стоит оценить положительно. Как известно, важнейшим элементом туристской дестина-ции является состояние гостиничного хозяйства. В связи с этим представляется вполне логичным рассмотреть объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (таблица 3) и определить место каждого субъекта в ДФО.

Таблица 3 - Объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за 20122016 г., млн руб. [5]

~~ -------- год субъект 2012 2013 2014 2015 2016 Место в ДФО

РФ 141011,8 162387,1 175708,5 188991,9 213288,3 -

ДФО 7707,5 8481 9340,1 5241,4 10656,8 -

Республика Саха (Якутия) 764,7 820,3 880,7 899,7 952,4 4

Камчатский край 329,5 365 377,9 395,3 456,8 6

Приморский край 2258,7 2528 2939,3 3425,9 3707,1 1

Хабаровский край 2130,5 2271,2 2551,7 2558,7 2696,2 2

Амурская область 493,7 592,1 623,8 645,1 652,5 5

Магаданская область 215,2 216,5 189,7 198,5 295 7

Сахалинская область 1355 1529,8 1613 1679,7 1714,6 3

Еврейская автономная область 98,6 96,6 107,9 103,3 122 8

Чукотский автономный округ 61,6 61,5 56,1 56,1 60,2 9

Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что стабильно первое место со значительным отрывом занимает Приморский край, Хабаровский край - второе место, Сахалинская область - третье место. В аутсайдерах вновь Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ [2].

Развитие массового туризма требует комфортных и разнообразных условий

проживания туристов в регионах. Особенности развития гостиничного сектора наглядно показывают различную привлекательность региона. Эти особенности связаны с количеством туристов, посещающих регион. Численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения, характеризует въездной поток туристов и приведена в таблице 4.

Таблица 4 - Численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения [5]

' год 2012 2013 2014 2015 2016 Место

субъект " -------- в ДФО

РФ 4 213,6 4 443,3 4608 5627 6072 -

ДФО 248,7 196,6 182 207 366 -

Республика Саха (Якутия) 5,7 3,6 5 5 6 6

Камчатский край 3,9 4,5 5 7 8 5

Приморский край 166,2 118,3 98 114 240 1

Хабаровский край 13,8 15,3 16 23 42 2

Амурская область 34,5 28,1 20 22 39 3

Магаданская область 2,1 2,3 2 2 2 8

Сахалинская область 20,3 22,7 34 32 26 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еврейская автономная область 1,7 1,1 1 2 3 7

Чукотский автономный округ 0,5 0,6 0,4 0,3 0,3 9

По въездному потоку иностранных граждан, представленному в таблице 4, также первые три места занимают Приморский, Хабаровский края и Амурская область. Еврейская автономная область и Чукотский

автономный округ занимают соответственно седьмое и девятое места. Далее приведём данные по внутреннему потоку граждан, размещённых в коллективных средствах размещения в таблице 5.

Таблица 5 - Численность граждан Российской Федерации, размещённых в коллективных средствах размещения [5]

~ " ----год 2012 2013 2014 2015 2016 Место

субъект " " -—____ в ДФО

РФ 31798,4 32522 33799 43657 48215 -

ДФО 1760,9 1609 1519 1592 2190 -

Республика Саха (Якутия) 142,6 142,1 139 138 173 4

Камчатский край 74,1 70,5 73 63 110 6

Приморский край 589,3 496,4 489 631 809 1

Хабаровский край 403,9 384,6 378 333 542 2

Амурская область 264 249,8 241 207 281 3

Магаданская область 58,8 56,3 50 53 70 7

Сахалинская область 177,2 159,8 122 132 163 5

Еврейская автономная область 24,2 22,7 22 26 29 8

Чукотский автономный округ 26,7 26,8 9 9 13 9

По внутреннему потоку, представленному в таблице 5, видно, что он стабильно растёт как в целом по ДФО, так и по его отдельным субъектам, что свидетельствует о положительных тенденциях развития внутреннего туризма.

По итогам проведённого анализа по данным статистической отчётности можно сделать следующий вывод: по всем

показателям Приморский край занимает стабильно первое место; Хабаровский край - второе место; Амурская область -третье место, хотя по рейтингу приведённому в таблице 1 , Амурскую область опережают Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область. Результаты ранжирования по всем показателям сведём в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты ранжирования субъектов ДФО по отдельным статистическим показателям

Субъект ДФО По объему платных По въездному По внутреннему

услуг гостиниц и потоку туристов потоку туристов

аналогичных средств

размещения

Республика Саха (Якутия) 4 6 4

Камчатский край 6 5 6

Приморский край 1 1 1

Хабаровский край 2 2 2

Амурская область 5 3 3

Магаданская область 7 8 7

Сахалинская область 3 4 5

Еврейская автономная область 8 7 8

Чукотский автономный округ 9 9 9

Анализ современного рынка туристских услуг в ДФО показывает, что развитие туризма имеет довольно динамичный характер. В то же время особенности субъектов ДФО оказывают влияние на неравномерность развития рынка туристских услуг. Сравнение показателей через оценку рейтинга развития и развития рынка через показатели, полученные статистическими методами, показывает необходимость изменения механизма управления услугами и поиска новых инструментов развития в туристской сфере ДФО.

Учёт региональных особенностей является одним из направлений развития сферы туризма в округе. Приморский край по всем показателям опережает другие субъекты ДФО. Это объясняется весьма значительными централизованными инвестициями в инфраструктуру края,

что позволило гостиничному бизнесу перейти на новый уровень и повысить качество своих услуг. По нашему мнению, имеющиеся недостатки и упущения в развитии туристско-рекреационных услуг в других субъектах объясняются во многом несовершенством действующих инструментов финансово-хозяйственного механизма управления услугами ДФО. Необходимо усовершенствовать систему регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, систему налогообложения, таможенный режим, льготы, цены и тарифы, кредитные ставки и многое другое. Это, несомненно, заслуживает более детального изучения и рассмотрения. В настоящее время принято около двадцати федеральных законов, которые заложили основу современного развития Дальнего Востока. Специальные

механизмы для более эффективного развития, разработанные для региона, - это территории опережающего развития, свободный порт г. Владивосток, электронные визы для иностранцев во Владивосток, на Камчатку, Сахалин и в другие регионы [4]. Необходимо и дальше продолжать работу по улучшению транспортной инфраструктуры и городской среды, продвижению культурного потенциала территорий, формированию календаря событий, субсидированию авиационных перевозок, совершенствованию работы информационных туристских центров во всех субъектах ДФО., что будет способствовать и развитию туризма в округе в целом.

Список использованных источников

1 Ивашкин М. В. Управление устойчивым развитием услуг оптовой торговли : монография / М. В. Ивашкин, С. А. Сорока. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. 139 с.

2 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 г. № 941-р [Электронный ресурс] // www.consultant.ru. (20.05.2018).

3 Министерство культуры Российской Федерации. Рейтинг развития туризма в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // www.mkrf.ru. (15.05.2018).

4 Третьяков М. М. Анализ развития услуг в туристской сфере ДФО / М. М. Третьяков, Н. С. Кузнецова // В сб. материалов международ.. науч.-практич. конф. Хабаровск, 30 апреля 2015 г. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. С. 380-385.

5 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // www.gks.ru. (15.05.2018).

6 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [Электронный ресурс] // minvr.ru. (15.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.