Научная статья на тему 'Оценка рынка товарного молока в Алтайском крае'

Оценка рынка товарного молока в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ТОВАРНОЕ МОЛОКО / ОЦЕНКА / МЕТОДЫ / МАТРИЧНАЯ МЕТОДИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЭКСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Рожкова Дарья Викторовна, Ковалев Артем Александрович

Отмечено, что молоко и молочная продукция являются важнейшими продуктами, обеспечивающими нормальную жизнедеятельность человека. При этом установлено, что в потреблении молока и молокопродуктов на отечественном рынке (по итогам 2015-2016 гг.) наблюдается отрицательная динамика, обусловленная наличием ряда причин, к числу которыгх относятся снижение дешевых импортных поставок и сокращение внутреннего производства молока. Показано, что Алтайский край является крупнейшим в стране производителем молока, занимающим третье место в России по своему валовому надою. В связи с этим особое значение приобретает оценка уровня развития рышка товарного молока Алтайского края. Целями исследования явились концептуальное обоснование и апробация подхода к оценке рышка товарного молока на материалах Алтайского края. Предметом исследования стали условия и факторы, влияющие на функционирование регионального рышка товарного молока. Выявлено, что в Алтайском крае производится более 25 % всего молока Сибирского федерального округа. Показано, что основными потребителями товарного молока в крае являются молокоперерабатывающие предприятия. При проведении исследования применялись методы портфельного и экономико-статистического анализа. В рамках портфельного анализа авторами апробирован новыш подход к оценке рышка товарного молока, в основе которого лежит построение двухмерной матрицы «производство / конкурентоспособность». Авторами также использован матричный подход Бостонской консалтинговой группы (BCG) с целью позиционирования основных групп молочной продукции на рышке рассматриваемого региона. По результатам проведенной оценки сделан вышод, что в Алтайском крае наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением личного потребления молочной продукции и увеличением доли экспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET ASSESSMENT OF MILK PRODUCTION IN THE ALTAI REGION

It is noted that milk and dairy products are the most important products that ensure normal life activity of a person. At the same time it is established that in the consumption of milk and dairy products in the domestic market, following the results of 2015-2016, there is a negative dynamics due to a number of reasons, including a reduction in cheap imports and reduction in domestic milk production. It is shown that the Altay Region is the largest producer of milk in the country, occupying the third place in Russia in terms of its gross milk yield. In this regard, the evaluation of the development level of the market of salable milk of the Altay Region has special significance. The objectives of the study were the conceptual justification and approbation of the approach to the estimation of the market of salable milk in the Altay Region. The subjects of the study were the conditions and factors affecting the functioning of the regional market of salable milk. It is revealed that in the Altay Region more than 25% of all milk of the Siberian Federal District is produced. It is shown that milk-processing enterprises are the main consumers of salable milk in the region. During the research, methods of portfolio and economic-statistical analysis were used. Within the framework of portfolio analysis, the authors tested a new approach to the assessment of the market of salable milk, based on the construction of a two-dimensional matrix "production / competitiveness." The authors also used the matrix approach of the Boston Consulting Group (BCG) to position the main groups of dairy products in the market of the region in question. According to the results of the assessment, it was concluded that in the Altay Region negative trends are observed, related to the reduction of personal consumption of dairy products and an increase in the share of exports

Текст научной работы на тему «Оценка рынка товарного молока в Алтайском крае»

УДК 631.16:658.148:637.1

DO): 10.21209/2227-9245-2017-23-11 -92-100

ОЦЕНКА РЫНКА ТОВАРНОГО МОЛОКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ MARKET ASSESSMENT OF MILK PRODUCTION IN THE ALTAI REGION

И. П. Ковалева,

Алтa itemi it га суд арстаенный аграрный университет, г. Барнаул irakovaleva20051@гатЫег. ги

Д. П. Рожкова,

Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул danya2510@yandex.ru

Д. .4. Ковалев, Алт а ист i й г осуд арственный аграрный университет, г. Пари аул irakovaleva2005 l@ramblcr.rii

I. Ко с ale va, Allay Stale Agrarian University, IIa riu nil

I). Itozhkova, Allay Stale Agrarian University, I la mau I

A. Kovalcv, Allay State Agrarian University, Barnaul

Отмечено, что молоко и молочная продукция являются важнейшими продуктами, обеспечивающими нормальную жизнедеятельность человека. Ирм этом установлено, что и потреблении молока и молокопродуктов па отечественном рынке (по итогам 2015—2(11 tí гг.) наблюдается отрицательная динамика, обусловленная наличием ряда причин, ií числу которых относятся снижение дешевых импортных поставок п сокращение внутреннего производства молока. 1I оказано, что Алтайский край является крупнейшим в стране производителем молока, занимающим третье место в России но своему валовому надою, Ii связи с этим особое значение приобретает оценка уровня развития рынка товарного молока Алтайского края. Целями исследования явились концептуальное обоснование и апробация подхода к оценке рынка товарного молока на материалах Алтайского края. 11редмстом исследования стали условия и факторы, влияющие на функционирование регионального рынка товарного молока. Выявлено, что в Алтайском крае производится более 25 % всего молока Сибирского федерального округа. I [оказано, что основными потребителями товарного молока в крас являются молокоперерабатывающие предприятия. При проведении исследования применялись методы портфельного и экономике-статистического анализа. В рамках портфельного анализа авторами апробирован новый подход к оценке рынка товарного молока, в основе которого лежит построение двухмерной матрицы 4П|юизводство / конкурентоспособность». Авторами также использован матричный подход Бостонской консалтинговой группы (BGG) с целью позиционирования основных групп молочной продукции па рынке рассматриваемого региона. По результатам проведенной оценки сделан вывод, что в Алтайском крае наблюдаются негативные тенденции, связанные е сокращением личного потребления молочной продукции и увеличением доли экспорта

Ключевые слова: рынок; Алтайский край; товарное молоко; оценка; методы; матричная методика; производство; портфельный анализ: экспорт; конкурентоспособность

II is noted that milk and dairy products are Hie most important products that ensure normal lite activity of a person. At the same time il is established that in the consumption of milk and dairy products in Ihe domestic market, following the results of 2015-201 (>. there is a negative dynamics due to a number of reasons, including a reduction in cheap imports and reduction in domestic milk production. It is shown that the Allay Region is the largest producer of milk in the country, occupying the third place in Russia in terms of its gross milk yield. In this regard, the evaluation of t he development level of the market of salable milk of the Altay Region has special significance.

© И. П. ¡1'>1Ш.1евО.Д. 11. I'(t.iin;<n<fi, A. Л. Повален, 2017

The objectives of I he study were Hie conceptual justification and approbation of I he approach 1o Hie estimation or the market of salable milk in the Allay Region. The subjects of the study were the conditions and factors affecting the functioning of the regional market of salable milk. It is revealed that in the Altav Region more than 25% of ¡ill milk of the Siberian Federal IMstrict is produced, it is shown that milk-processing enterprises are the main consumers of salable milk in the region. During the research, methods of portfolio and economic-statistical analysis were used. Within the framework of portfolio analysis, the authors tested a new approach lo the assessment of the market of salable milk, based on the construction of a two-dimensional matrix "production / competitiveness." The authors also used the matrix approach of the Boston Consulting Group (BCG} to position the main groups of dairy products in the market of the region in question. According lo the results of the assessment, it was concluded I hat in the Altay Region negative trends are observed, related to the reduction of personal consumption of dairy products and an increase in the share of exports

Key words: market: Altay region; salable mill:: evaluation; methods: matrix methods: production; portfolio analysis; export: competitiveness

ведение. Рынок товарного молока — многогранное понятие, включающее I! еебя сферу товарного обмена, в которой проявляются отношения по поводу купли-продажи молока II молочных продуктов и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией данных товаров.

Вопрос изучения и оценки рынка товарного молока приобретает и со большую актуальность в свете событий, связанных с введением и продлением продовольствен-ного эмбарго со стороны России [I |. При этом вместе с изменившимися условиями ведения хозяйственной деятельности »едущими игроками отечественного рынка произошло п снижение потребления молока на душу населения. Так, в 2014 г. на душу населения приходилось около 244 кг молока, и 2015 г. — 230 кг, п 2016 г. данный показатель снизился еще на I % и составил 238 кг. И то же время в Алтайском крае — регионе, являющемся крупнейшим производителем молока и молокопродуктов на внутреннем рынке, потребление молока на душу населения в 2016 г. составило 'Л'Л 1 кг/г [2; 4].

Алтайский край на протяжении многих лет остается регионом интенсивного производства молока. Молочная перерабатывающая промышленность занимает важное место в структуре экономики, обеспечивая продовольственную безопасность региона [ 10].

И этой связи особый интерес приобретает оценка рынка товарного молока в Алтайском крае.

Стоит отметить, что в современной литературе встречается множество подходов к оценке рынка молока и молокопродуктов, 15 то же время отсутствует подход к оценке рынка с точки зрения выявления наиболее перспективных для развития сегментов. Следовательно, цель данной работы является концептуальное обоснование и апробация подхода к оценке рынка товарного молока, произведенные па материалах Алтайского края.

Методология и методика исследования. При проведении исследования применялись методы портфельного и экономико-статистического анализа. Портфельный анализ является инструментом, с помощью которого возможно произвести оценку хозяйственной деятельности рынка региона с целью выявления наиболее конкурентоспособных или перспективных локальных отраслевых сегментов. основе портфельного анализа лежат матричные методики. Базовыми методиками портфельного анализа п исследовании являются матрица ■«производство / конкурентоспособность», разработанная авторами, и матричный В К Г-анализ, позволяющий проанализировать конкурентоспособность отдельных групп продовольствия на рынке товарного молока.

Информационной базой, обеспечивающей достоверность исследовательской работы, выступили данные Федеральной службы государственной статистики.

Результаты исследовании и область ил применения. Алтайский край является

крупнейшим iï стране производителем мо- водимого в Сибирском федеральном окру-лока и занимает третье меето it России по ге, приходится на долю Алтайского крал валовому надою. Более 1/4 молока, произ- (табл. I ).

Таблица I / Table 1

Производство молока в хозяйствах всех категорий в регионах Сибирского федерального округа, 2005-2016 гг. {тыс. т) / Production of milk in farms of all categories in regions of the Siberian Federal district, 2005-2016

(thousands of tons) [7]

Ш 5 X to n> EC с ° s lJ m о LT о LT il ем u о L-* t l-* ю со ¡¿1 rose с О 1=: .. ÏW °о 0J о »ч-ь X и О 01 0) о " 1)1' | ^см Ilflffl

Ф z 2 X n X о о см О CM о см о ем О ем о ем О ем is j Еем s nj L. 3 3 2 m л 10 "Я <" f3a S са

Республика Алтай / Republic of Altay 64,3 85,3 87,7 92,1 92,7 91,6 89,7 88,7 100,49 66

Республика Бурятия / Republic of Buryatia 226,0 229,5 227,3 227,9 223,2 208,7 205,6 200,5 98,33 50

Республика Тыва / Republic of Tuva 53,6 60,7 62,2 62,1 62,6 61,6 62,4 62,8 100,43 71

Республика Хакасия / Republic of Khakassia 138,3 180,7 189,6 192,0 190,3 191,3 188,4 183,1 100,16 52

Алтайский край /Altay region 1317,7 1422,8 1451,8 1444,1 1364,0 1414,9 1414,9 1400,2 99,80 3

Забайкальский край / Transbaikal Region 278,2 307,7 319,7 327,7 335,9 344,6 340,9 333,4 100,01 34

Красноярский край / Krasnoyarsk region 638,9 707,4 723,7 726,9 708,1 724,5 739,8 732,6 100,44 9

Иркутская область/Irkutsk oblast 489,2 451,1 447,7 451,7 458,1 467,4 460,1 449,4 99,95 27

Кемеровская область/ Kemerovo oblast 407,1 396,2 397,0 382,5 368,9 375,9 380,1 383,4 99,59 31

Новосибирская область / Novosibirsk oblast 818,6 757,1 775,3 713,1 654,2 660,5 661,5 666,2 98,41 14

Омская область /Omsk oblast 848,8 853,8 864,1 797,6 696,9 709,4 702,7 639,3 96,45 12

Томская область/Tomsk oblast 166,3 177,1 179,8 165,2 144,3 138,8 140,3 145,6 97,58 61

Сибирский федеральный округ / Siberian Federal district 5446,9 5629,4 5725,9 5582,8 5299,2 5389,3 5386,5 5285,2 99,21 -

Стоит отметить, что но производству дирующее положение (рис. I ), Основными молока iï регионах Сибирского федераль- потребителями молока-сырья являются мо-ного округа Алтайский край занимает ли- локоперерабатывающиепредприятиякрая.

Сибирский федеральный округ Алтайский край Красноярский край Новосибирская область Омская область Иркутская область Кемеровская область Забайкальский край Республика Бурятия Республика Хакасия Томская область Республика Алтай Республика Тыва

1400,2

ШГ' 2000

3000

В 285.2

шкзй 4000

^тт

5000

6000

Рис. 1. Производство молока в хозяйствах всех категорий в регионах Сибирского федерального округа, 2016 г. (тыс. T)/Fig. 1. Production of milk in all categories of farms in regions of the Siberian Federal district, 2016 (thousands of tons) [7]

Молочные продукты, производимые на территории края, традиционно являются предметом экспорта. Однако их экспорт не оказывает заметного влияния на состояние регионального рынка товарного молока. Более 90 % алтайского экспорта молочной продукции приходится на Казахстан (сыры плавленые, сухое молоко, масло сливочное), Монголию, Германию (плавленыесыры).

Оценка ресурсов товарного молока позволяет сделать вывод о росте производства

молочной продукции и увеличении экспорта товарного молока и молочной продукции. При этом личное потребление снизилось н лишь незначительно превышает уровень 1995 г. (табл. 2).

Для портфельного анализа рынка токарного молока Алтайского края нами проанализированы основные товарные позиции молочной продукции с использованием матрицы 1»КГ, нашедшей широкое применение в маркетинговом анализе (рис. 2) [l I |.

Таблица 2 / Table 2

Ресурсы и использование товарного молока и молочной продукции в Алтайском крае, 1995-2015 гг. (тыс. т) / Resources and use of milk and dairy products in the Altay region,

1995-2015 (thousands of tons) [9]

Показатели / Indicators 1995 r. 2000 r. 2005 r. 2015 r.

Ресурсы / Resources

Запасы на начало периода / Stocks at the beqinninq of the period 21,7 33,0 35,4 33,9

Производство / Production 1268,6 1355,2 1373.0 1414,9

Ввоз, включая импорт / Import 9,3 13,0 11,4 3,5

Итого / Total 1299,6 1401,2 1419,8 1452,3

Использование/Using

Производственное потребление / Production consumption 229,1 249,9 245,1 279,3

Потери / Loss 0,5 0,9 0,9 0,5

Вывоз, включая экспорт / Export 277,3 308,7 310,9 368,1

Личное потребление / Personal consumption 759,7 806,3 829,0 776,1

Запасы на конец периода / Stocks at the end of the period 33.0 35,4 33,9 28,6

Итого/Total 1299,6 1401,2 1419,8 1452,3

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% -5%

-5,0% 0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0%

•ЦМП в творожная продукция, детское шгганне

«масло, кисломолочная продукция в сыры и сырная продукция

в йогурты в мороженое «сухое молоко, молочные консервы

Рис. 2. Матрица БКГдля рынка товарного молока Алтайского края, 2016 г. / Fig. 2. Matrix of ВСС for salable milk production in the Altay region, 2016

Сегмент «Трудные дети»» О Сегмент «Звезды» "

Сегмет к «Собаки»» О Сегмент «Jntliifsb ...........» )

Сыры различных фракций и сливочное масло являются традиционной продукцией и находятся в сегменте дойных коров, па долю которых приходится более 70 % доли рынка. Творожная продукция и детское питание являются относительно новыми продуктами на рынке Алтайского края с долей 7 %, что п определяет ее положение в сегменте «собаки»; доля цельномолочной (далее — ЦМП) и кисломолочной продукции, мороженого сократилась с 35 до 20%, что связано с поступлением федеральных брендов данного вида продукции из регионов России. Сухое молоко и молочные консервы находятся на быстрорастущем рынке, по имеют низкую долю, что обусловило их расположение в сегменте трудных детей. Таким образом, по результатам БКГ-ана-лиза можно сделать вывод, что сыры, масло, сырная и кисломолочная продукция являются стабильным источником дохода для предприятий края. Целесообразным является дальнейшее инвестирование в производство данных видов молочной продукции. И свою очередь, цельномолочная продукция, йогурты, творожная продукция, мороженое являются продукцией,

требующей дополнительного внимания его стороны инвесторов. В случае сохранения текущего объема инвестирования и спроса существует риск сокращения производства.

Производство сухого молока и молочных консервов является перспективным, однако инвестиции связаны с высоким уровнем риска, поэтому не рекомендуется направлять на их развитие слишком баль-шую долю средств.

В продолжение портфельного анализа нами проведена оценка рынка товарного молока Алтайского края с использованием авторской разработки — матрицы «производство/конкурентоспособность».

Суть матричного подхода сводится к делению рынка на четыре сегмента, каждый из которых характеризуется выбором определенной стратегии. Матрица строится по двум осям: по оси абсцисс отклады-вается уровень конкурентоспособности местной продукции, по оси ординат — темп роста производства продукции в регионе. Результат сопоставления оформляется в виде двухмерной матрицы, выступающей базисом для принятия стратегического решения (рис. 3).

Сегмент В: «Стратегия Сегмент А: «Стратегия

локализации» рыночного лидерства» |

- цельномолочная продукция; - сыр и сырные продукты.

- сухое молоко: - масло сливочное

- молочные консервы 1

Сегмент О: «Стратегия 1 1 Сегмент С: «Стратегия

оптимизации товарного ступен четюго цен ообрсмования»

попт/Ьеля»

1 - йогурты:

- мороженое;

1 - творожная продукция

1 -►

нестабильный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СГНОИЛ Ы [МП

У ровень конкурентоспособности

Рис. 3. Матрица «производство / конкурентоспособность» для рынка товарного молока Алтайского края, 2016 г. / Fig 3. Matrix of the "production/competitiveness" for the salable milk production

in the Altay region, 2016

Согласно разработанной матрице, вы сокий темп роста производства молочной продукции наряду со стабильным уровнем ее конкурентоспособности позволяет говорить о применении стратегии рыночного лидерства, направленной на завоевание или сохранение лидирующих позиций и увеличение рынков сбыта. 11о расчетам авторов в данном сегменте располагаются сыры, сырные продукты, масло сливочное (сегмент А).

11|>п относительно высоком темпе роста производства (более 5 %) продукции и пеу-стойчивой конкурентоспособности приоритетным является повышение потребительских свойств молокопродуктов, ребрендинг или позиционирование отрасли в целом с целью формирования стабильно высокой конкурентоспособности продукции. 1> данный сегмент с применением стратегии локализации входят цельномолочная продукции, сухое молоко, молочные консервы (сегмент В).

Стабильный уровень конкурентоспособности и совокупности с низким темпом роста производства обусловливает приоритет выбора стратегии ступенчатого ценообразования. Суть стратегии сводится к формированию гибкой цеповой политики,

обеспечивающей в дальнейшем высокую конкурентоспособность продукции (сегмент С). 15 Алтайском крае к данной категории продуктов относятся йогурты.

Низкие темпы роста производства н нестабильный уровень конкуренции свидетельствуют о необходимости выбора стратегии оптимизации товарного портфеля, заключающейся в концентрации усилий но привлечению инвестиций в отрасль и повы-шению органолептических свойств продукции. В Алтайском крае таковой продукции нет (сегмент Г)).

Выводы. Таким образом, оценка рынка товарного молока Алтайского края показала, что наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением личного потребления молочной продукции и увеличением доли экспорта. Производство сыров и сырных продуктов является преобладающим и структуре производства молочной продукции, ни них 86 % составляют экспортные поставки. Экспорт масла сливочного (75 %) и цельномолочной продукции (35 %) свидетельствует об остаточном принципе реализации молочной продукции на территории Алтайского края.

Согласно данным портфельного анализа, I! крайне невыгодном положении пахо-

дятся производители йогуртов, творожной продукции, молочных консервов, мороженого по причине высокой конкуренции со стороны брендированной молочной продукции из соседних регионов и регионов Центральной части России. Оптимальными для производителей молочной продукции Алтайского края, с точки зрения стратегических решений, являются стратегии рыночного лидерства, локализации и ступенчатого ценообразования.

В перспективе для оптимизации производства товарного молока и повышения

конкурентоспособности молочной продукции необходимо, на наш взгляд, сосредоточить усилия по изучению н развитию принципов формирования товарно-сырьевых зон производства молока и молочной продукции, которые позволят рассмотреть поголовье молочного стада согласно при-родно - климатическим условиям, наличию перерабатывающих мощностей и расположению рынков сбыта продукции, что 1; целом эффективно отразится на состоянии рынка товарного молока 11 регионе.

Список литературы_

1. Алтайский кран успешно развивает производство молока [Электронный ресурс] // Агромол техника — Сибирь. Режим доступа: ht I р://www .sib - agro. com/\I овоети-сельского-хозяйства/Алтайский-край -успешно-развивает-производство-молока-и-молочных-продуктов.html (дата обращения: 17.04.2017).

2. Волкова II. li. Анализ рынка молочной продукции Алтайского края // Вестник Алтайской науки. 2015. №3-4. С. 139-147.

3. Ежемесячный отчет за июнь 2010 г.: молоко и малокопродукты: спрос, производство и запасы [Электронный ресурс] // Союз молоко: национальный союз производителей молока. Режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/netcat_files/468/665/h_b9d616afb39b27cf7a90c8b7359b6f99 (дата обращения; 26.07.2017).

4. Итоги: 10 главных тенденций молочного рынка 2010 г. [Электронный ресурс] // 11овости и аналитика молочного рынка. Режим доступа: http://www.milknews.ru/anabtika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/rinok-moloka-v-Kossii_8419.html (датаобращения: 25.07.2017).

5. Майоров А, Д. Маркетинговый анализ рынка молока и молочных продуктов в Алтайском крае // Современное состояние, перспективы развития молочного животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции: материалы междунар. науч.-практ. кош]}. Омск: Литера, 2016. С. 18—2(1.

(>. I [стропа М. Российская молочная отрасль — год после эмбарго // Переработка молока. 201 (>. ,№ 1. С. 20-22.

7. Производство молока и хозяйствах всех категорий [Электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система: государственная статистика. Режим доступа: lillps:// www.fedstat.ru/indicator/40694 (дата обращения: 25.07.2017).

8. Производство основных продуктов животноводства и Алтайском крае но категориям хозяйств [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики но Алтайскому краю н Республике Алтай. Режим доступа: http://www.akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ls/akstat/ ru/statistics/altayRegionStat/enterprises/agriculture (дата обращения: 24,07.2017).

!(. Ресурсы и использование товарного молока и молочной продукции в Алтайском крае [Электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система: государственная статистика. Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/search?searchText=pecypcbi (дата обращения: 25.07.2017).

10. Щетинин M. II. Молочная отрасль регионов РФ. Алтайский кран // Молочная промышленность. 2015. №5. С. 4-8.

11. Marketing theories — Boston consulting group matrix [Электронный ресурс] // Professional Academy. Режим доступа: http://www.professionalacademy.com/blogs-and-advice/marketing-theories---boston-consulting-group-matrix (датаобращения: 20.07.2017).

12. Milk and dairy products in human nutrition: Ihe report of food and agriculture organization of the United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: htlp://www.heaHhyeating.org/Portals/0/Documents/ Milk%20Dairy/Milk-and-Dairy-Products-in-Human-Nutrition-FAO.pdf (дата обращения: 20.07.2017).

References_

1. Agromoltehnika — Sibir (Agromol technics оГ Siberia). Available at: hil|>://sib-agro.eom/Xovo.sli-serskogo-hozjajstva/Altajskij-lu'aj^peshno-razviva^ {Date ofaccess: 17.04.2017).

2. Volkova N. V, Vestuik Altayskoy nauki (The bulletin of Allay science), 2015, no. 3-4, ]»[>. 13fl—147.

3. Soyuzmoloko: natsionatny soyuz praizvoditetey moloka (Soyuzmoloko; the national Union of milk producers). Available at: http://www.souzmoloko.ru/netcat_files/468/665/h_b9d616afb39b27cf7a90c8b73 59b6f99 (Dateofaccess: 26.07.2017).

4. Novosti i analitika molochnogo rynka (News and analysis of the dairy market). Available at: http:// milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/rinok-moloka-v-Rossii_8419.html (Date ofaccess: 25.07.2017).

5. Mayorov A. A. Sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya molochnogo zhivotnovodstva i pereraboBa selskohozyaystvennoy produktsii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (The modern state and prospects of dairy farming development and processing of agricultural products: materials of the international scientific-practical conference), Omsk, 2(1 l(i, pp. 1X—2(>.

(!, Petrova M. Pererabotka moloka (Processing of milk), 2010, no. 1, pp. 20—22.

7. Edinaya mezlwedomslvennaya infonnatsionno-statisticheskaya sistema: gosudarstvermaya statistika (The unified interdepartmental information-statistical system: state statistics). Available at: http://www.fedstat. ru / i n dicator /40694 (Date of access: 25.07.2017).

8. Upravlenie Federal/toy sluzhby gosudarstvennoy statistikipo Allayskomu krayu i Respublike Allay (The office of the Federal state statistics service for the Altay region and the Altay Republic). Available at: http://www. akstat.gks.ru/wps/wcm/oannect/rosstat_ts/akstat/ru/sta.tistics/altayRegionStat/enterprises/agriculture (Date ofaccess: 24.07.2017).

!). Edinaya mezhoedomstoemxaya injormatsionno-statisticheskaya sistema: gosudarstvennaya statistika (The unified inlerdepartmental informal ion-statistical system: state statistics). Available at: http://www. fedstat. ru/indicators/search?searchText=resursy {Date of access: 25.07,2017).

10. Shhetinin M. P. Molochnaya promyshlcmiost (Dairy industry), 2015, no. 5, pp. 4—8.

11. Professional Academy {Professional Academy). Available at: http://www,professionalacadeiny,com/ blogs-and-ad vice/mar keting-theories—-boston-consulting-group-matrix (I )ate of access: 20.07.2017).

12. Milk and dairy products in human nutrition: the report of food and agriculture organization of the United Nations (Milk and dairy products in human nutrition: the report of food and agriculture organization of the United Nations). Available at: http://www.healthyeating.org/Portals/0/Documents/Milk%20Dairy/Milk-and-Dairy-Products-in-Human-Nutrition-FAO.pdf (Date of access: 20.07.2017}.

Коротко об авторах_

Ковалева Ирина Валериевна, д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия. Область научных интересов: особенности и закономерности развития экономики агропродовольствеиного комплекса Алтайского края irakovaleva2005 l@rambler.ru

[\>;kk«im Дарьи Викторовна, канд. экон. наук, гг. преподаватель кафедры товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия. Область научных интересов: формирование и развитие агропродовольствснного рынка Алтайского кран в современных условиях danya2510@yandex.ru

Иона.icb Артем Александрович, аспирант, кафедра экономики агропродовольст венного комплекса. Алтайский госу да()ственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия. Область научных интересов: проблемы развития молочнопро-дуктового подкомплекса Алтайского края irakovaleva20051@raniblcr.ru

Briefly about lite authors_

Kovuleva Irina, doctor of economic sciences, associate professor, head Of the Commodity Research and Marketing department, Altay Stale Agrarian University, Barnaul, Russia. Sphere of scientific interests: peculiarities am! regularities of development of agricultural economy in the Allay region

Uo/.hkova Darya, candidate of economic sciences, senior lecturer, Commodity Research and Marketing department. Allay Slate Agrarian University^ Barnaul, Russia. Sphere of scientific interests: formation and development of agrofood market of the Allay region in modern conditions

Kovalev Artem, postgraduate, Agricultural Economics department. Allay State Agrarian 1 niversity, Barnaul, Russia. Sphere of scientific interests: problems of dairy product subeomplex development in the Allay region

Образец цитирования _

Ковалева И. Ii., Рожкова Д. Ii., Ковалев А. Л. Оценка рынка товарного молока в Алтайском крае // Вести. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № II. С. 92-100. 1)01: 10.2¡209/2227-9245-2017-23-1I-92-100.

Kovaleua I., Rozhkova О., Kovalev Л. Market assessment of milk production in the Altai region / / Transbaikal Slate University Journal, 2017. vol. 23, no. 11, pp. 92-100. 1)01: 10.21200/2227-0245-2017-23-11-92-100.

Дата поступления статьи: 01.08.2017 г. Дата опубликования статьи: 30.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.