Научная статья на тему 'Оценка рынка ремонтно-технических услуг на основе трансакционных издержек ремонтно-технических предприятий'

Оценка рынка ремонтно-технических услуг на основе трансакционных издержек ремонтно-технических предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ОБЩИЕ / ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ / ВНЕШНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА / SERVICE MARKET / TRANSACTION COSTS / GENERAL / INTERNAL / EXTERNAL TRANSACTION COSTS / EFFICIENCY OF REPAIR PRODUCTION / REPAIR AND TECHNICAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймухамедова Г.С.

В результате анализа деятельности ремонтно-технических предприятий Костанайской области дается оценка рынка ремонтно-технических услуг на основе трансакционных издержек ремонтно-технических предприятий. Наиболее острыми проблемами в развитии рынка ремонтно-технических услуг в области остаются отсутствие государственного регулирования и слабое внутреннее регулирование рынка ремонтно-технических услуг; низкий уровень спроса и предложения на рынке ремонтно-технических услуг из-за критического финансового состояния, как со стороны потребителей услуг, так и их производителей; не планируемая поставка запчастей, иногда сомнительного качества; подмена конкурентной среды сосуществованием ремонтно-технических предприятий, занимающих монопольное положение на рынке; отсутствие комплексной программы Костанайской области по поддержке и развитию рынка машинно-технологических услуг и ремонтно-технических услуг. Для определения соответствия степени развития рынка ремонтнотехнических услуг потребностям сельских производителей в этих услугах немаловажное значение имеют трансакционные издержки, так как они позволяют оценить выгодность взаимодействия элементов в экономической системе. Трансакционные издержки РТП это суммарные издержки, связанные с обслуживанием технологического процесса ремонтного производства, с покупкой услуг сторонних организаций и защитой своих прав при купле-продаже производственных услуг. Общие трансакционные издержки непосредственно связаны с обслуживанием основного технологического процесса и включают издержки на электро, газо, водо-, теплоснабжение, содержание транспорта внутрипроизводственного пользования на территории ремонтно-обслуживающего предприятия для обслуживания технологического процесса и т. д. Внутрипроизводственные трансакционные издержки непосредственно связаны с продвижением продукции, услуг на рынке собственными подразделениями ремонтно-обслуживающего предприятия. К ним относят приобретение оборудования, инструментов, запасных частей, содержание отдела маркетинга, отчисление на финансирование научно-исследовательских и опытных работ транспорта (за исключением внутрипроизводственного пользования для обслуживания технологического процесса) и т. д. Внешние трансакционные издержки связаны с покупкой услуг сторонних организаций, способствующих продвижению товара на рынке. Это издержки на рекламу, связь, информационные, консалтинговые, аудиторские услуги, представительские расходы, услуги вневедомственной охраны, складские расходы и т. д. Отмечается, что снижение трансакционных издержек на единицу оказываемых услуг в результате увеличения масштаба производства становится важнейшим фактором конкурентоспособности РТП на рынке ремонтно-технических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF REPAIR AND TECHNICAL SERVICES MARKET ON THE BASIS OF TRANSACTION COSTS OF REPAIR AND TECHNICAL ENTERPRISES

As a result of the analysis of technical repair enterprises activity of Kostanai region, an estimation of the technical repair services market on the basis of transaction costs of the technical repair enterprises is given. The most acute problems in the development of the repair and technical services market in the area are lack of government regulation and weak internal control of repair and technical services market; low level of supply and demand on the technical repair services market due to the critical financial situation, concerning consumers of services as well as their manufacturers; unplanned delivery of spare parts and sometimes of dubious quality; the substitution of the competitive environment by a coexistence of repair technical companies that take a monopoly position in the market; lack of an integrated program of Kostanai region to support and develop the machine-technology and, repair-technical services market. To determine whether the development of repair and technical services market comply with the needs of rural producers in these services, transaction costs are of big importance, as they allow us to estimate the profitability of elements interaction in the economic system. TRE transaction costs are the total costs associated with technological process maintenance of repair production, with purchase of services from external companies and protection of their rights in the sale of industrial services. Common transaction costs are directly related to the maintenance of the main technological process and include costs and expenses for electricity, gas, water, heating, transport of intraindustrial use at the territory of repair and maintenance service company for maintenance of technological process, etc. Internal transaction costs are directly associated with promotion of products and services on the market by company’s own repair and maintenance units. These include purchase of equipment, tools, spare parts, maintenance of marketing department, deductions for scientific research and experimental use of transport funding (except for internal use to maintain a technological process), etc. External transaction costs are associated with the purchase of external services, promoting the product on the market. These are costs for advertising, communication, information, consulting and audit services, representative costs, security services, storage costs, etc. It is noticed, that a reduction of transaction costs per unit of rendered services as a result of manufacture increase becomes a major factor of TRE competitiveness at the market of technical repair services.

Текст научной работы на тему «Оценка рынка ремонтно-технических услуг на основе трансакционных издержек ремонтно-технических предприятий»

УДК 631

ОЦЕНКА РЫНКА РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИИ

Г. С. БАЙМУХАМЕДОВА, кандидат экономических наук, доцент,

Казахская академия транспорта и коммуникаций имени И. Тынышпаева

(050012, Казахстан, г. Алматы, ул. Шевченко, д. 97)

Ключевые слова: рынок услуг, ремонтно-технические предприятия, трансакционные издержки, общие, внутрипроизводственные, внешние трансакционные издержки, эффективность ремонтного производства.

В результате анализа деятельности ремонтно-технических предприятий Костанайской области дается оценка рынка ремонтно-технических услуг на основе трансакционных издержек ремонтно-технических предприятий. Наиболее острыми проблемами в развитии рынка ремонтно-технических услуг в области остаются отсутствие государственного регулирования и слабое внутреннее регулирование рынка ремонтно-технических услуг; низкий уровень спроса и предложения на рынке ремонтно-технических услуг из-за критического финансового состояния, как со стороны потребителей услуг, так и их производителей; не планируемая поставка запчастей, иногда сомнительного качества; подмена конкурентной среды сосуществованием ремонтно-технических предприятий, занимающих монопольное положение на рынке; отсутствие комплексной программы Костанайской области по поддержке и развитию рынка машинно-технологических услуг и ремонтно-технических услуг. Для определения соответствия степени развития рынка ремонтно-технических услуг потребностям сельских производителей в этих услугах немаловажное значение имеют трансак-ционные издержки, так как они позволяют оценить выгодность взаимодействия элементов в экономической системе. Трансакционные издержки РТП — это суммарные издержки, связанные с обслуживанием технологического процесса ремонтного производства, с покупкой услуг сторонних организаций и защитой своих прав при купле-продаже производственных услуг. Общие трансакционные издержки непосредственно связаны с обслуживанием основного технологического процесса и включают издержки на электро, газо, водо-, теплоснабжение, содержание транспорта внутрипроизводственного пользования на территории ремонтно-обслуживающего предприятия для обслуживания технологического процесса и т. д. Внутрипроизводственные трансакционные издержки непосредственно связаны с продвижением продукции, услуг на рынке собственными подразделениями ремонтно-обслуживающего предприятия. К ним относят приобретение оборудования, инструментов, запасных частей, содержание отдела маркетинга, отчисление на финансирование научно-исследовательских и опытных работ транспорта (за исключением внутрипроизводственного пользования для обслуживания технологического процесса) и т. д. Внешние трансакционные издержки связаны с покупкой услуг сторонних организаций, способствующих продвижению товара на рынке. Это издержки на рекламу, связь, информационные, консалтинговые, аудиторские услуги, представительские расходы, услуги вневедомственной охраны, складские расходы и т. д. Отмечается, что снижение трансакционных издержек на единицу оказываемых услуг в результате увеличения масштаба производства становится важнейшим фактором конкурентоспособности РТП на рынке ремонтно-технических услуг.

ASSESSMENT OF REPAIR AND TECHNICAL SERVICES MARKET ON THE BASIS OF TRANSACTION COSTS OF REPAIR AND TECHNICAL ENTERPRISES

G. S. BAIMUKHAMEDOVA,

candidate of economical sciences, associate professor,

Kazakh academy of transport and communications of I. Tynyshpayev

(97 Shevchenko Str., Almaty, 050012, Kazakhstan)

Keywords: service market, repair and technical enterprise, transaction costs, general, internal, external transaction costs, efficiency of repair production.

As a result of the analysis of technical repair enterprises activity of Kostanai region, an estimation of the technical repair services market on the basis of transaction costs of the technical repair enterprises is given. The most acute problems in the development of the repair and technical services market in the area are lack of government regulation and weak internal control of repair and technical services market; low level of supply and demand on the technical repair services market due to the critical financial situation, concerning consumers of services as well as their manufacturers; unplanned delivery of spare parts and sometimes of dubious quality; the substitution of the competitive environment by a coexistence of repair — technical companies that take a monopoly position in the market; lack of an integrated program of Kostanai region to support and develop the machine-technology and, repair-technical services market. To determine whether the development of repair and technical services market comply with the needs of rural producers in these services, transaction costs are of big importance, as they allow us to estimate the profitability of elements interaction in the economic system. TRE transaction costs are the total costs associated with technological process maintenance of repair production, with purchase of services from external companies and protection of their rights in the sale of industrial services. Common transaction costs are directly related to the maintenance of the main technological process and include costs and expenses for electricity, gas, water, heating, transport of intraindustrial use at the territory of repair and maintenance service company for maintenance of technological process, etc. Internal transaction costs are directly associated with promotion of products and services on the market by company's own repair and maintenance units. These include purchase of equipment, tools, spare parts, maintenance of marketing department, deductions for scientific research and experimental use of transport funding (except for internal use to maintain a technological process), etc. External transaction costs are associated with the purchase of external services, promoting the product on the market. These are costs for advertising, communication, information, consulting and audit services, representative costs, security services, storage costs, etc. It is noticed, that a reduction of transaction costs per unit of rendered services as a result of manufacture increase becomes a major factor of TRE competitiveness at the market of technical repair services.

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором, проректором по научной работе и инновациям Уральского государственного аграрного университета.

Анализ рынка ремонтно-технических услуг ре-монтно-технических предприятий (РТП) Костанай-ской области показал, что в целом экономическая ситуация в области оказывает негативное влияние на его формирование и развитие.

Наиболее острыми проблемами в развитии рынка ремонтно-технических услуг в области остаются:

а) отсутствие государственного регулирования и слабое внутреннее регулирование рынка ремонтно-технических услуг;

б) низкий уровень спроса и предложения на рынке ремонтно-технических услуг из-за критического финансового состояния, как потребителей услуг, так и их производителей;

в) не планируемая поставка запчастей и иногда сомнительного качества;

д) подмена конкурентной среды сосуществованием ремонтно-технических предприятий, занимающих монопольное положение на рынке;

е) отсутствие комплексной программы Костанай-ской области по поддержке и развитию рынка машинно-технологических и ремонтно-технических услуг.

Для определения соответствия степени развития рынка ремонтно-технических услуг потребностям сельских производителей в этих услугах немаловажное значение имеют трансакционные издержки, так как они позволяют оценить выгодность взаимодействия элементов в экономической системе. По мнению Р. Коуза — одного из основоположников разработки категории трансакционных издержек — «без понятия трансакционных издержек ... невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы, и нет основания для определения политики» [1].

В настоящее время не существует единого понимания и определения трансакционных издержек. По мнению некоторых авторов, трансакционные издержки основного производства представляют собой суммарные издержки, связанные с приобретением производственных услуг у сторонних организаций и содержанием собственных подразделений, способствующих продвижению товара на рынке, с заключением контрактов и защитой своих прав при покупке производственных услуг [2, 3, 4].

Трансакционные издержки РТП — это суммарные издержки, связанные с обслуживанием технологического процесса ремонтного производства, с покупкой услуг сторонних организаций и защитой своих прав при купле-продаже производственных услуг.

Общие трансакционные издержки непосредственно связаны с обслуживанием основного технологического процесса и включают издержки: на электро-, газо-, водо-, теплоснабжение, содержание транспорта внутрипроизводственного пользования на территории ремонтно-обслуживающего предприятия для обслуживания технологического процесса и т. д.

Внутрипроизводственные трансакционные издержки непосредственно связаны с продвижением продукции, услуг на рынке собственными подразделениями ремонтно-обслуживающего предприятия. К ним относят: приобретение оборудования, инструментов, запасных частей, содержание отдела маркетинга, отчисление на финансирование научно-исследовательских и опытных работ транспорта (за исключением внутрипроизводственного пользования для обслуживания технологического процесса) и т. д.

Внешние трансакционные издержки связаны с покупкой услуг сторонних организаций, способствую-www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

щих продвижению товара на рынке. Это издержки на рекламу, связь, информационные, консалтинговые, аудиторские услуги, представительские расходы, услуги вневедомственной охраны, складские расходы и т. д.

Анализ хозяйственной деятельности РТП Коста-найской области показал, что многие из них при покупке услуг сторонних организаций отдают предпочтение собственному производству вспомогательных услуг. Многие РТП при транспортировке грузов автотранспортом пользуются только собственными автомобилями. Причин здесь несколько. Это и более высокие цены у специализированных предприятий, чем расходы на содержание собственного транспорта, и отсутствие денежных средств для оплаты услуг. Поэтому РТП, пользующиеся услугами сторонних организаций, расплачиваются, как правило, своими ремонтно-техническими услугами.

В настоящее время в целом по РТП сокращается внешняя производственная инфраструктура и увеличивается внутренняя. Из табл. 1 видно, что внешние трансакционные издержки РТП в основном представлены покупкой услуг по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, услуг транспорта и связи. Реже встречаются информационно-вычислительные работы, аудиторские услуги, услуги вневедомственной охраны и рекламы.

Процесс сокращения внешних и увеличения внутренних трансакционных издержек связан, прежде всего, с высокими ценами на услуги и обоснованное этим, резкое сокращение или отказ от услуг сторонних организаций, а также значительным риском невыполнения обязательств, что препятствует развитию специализации труда.

Высокие трансакционные издержки, отсутствие надежных институтов, защищающих права субъектов рыночных отношений, препятствуют процессу углубления специализации и разделения труда РТП.

Сегодня рост трансакционных издержек вызван и формированием новых взаимоотношений между экономическими субъектами. Существует мнение ряда авторов, что «.либерализация должна приводить к сокращению трансакционных издержек в силу самой природы рыночного механизма, способствующего наиболее эффективному перераспределению прав собственности» [3].

Ниже, в табл. 1, приведена структура услуг внешней производственной инфраструктуры ремонтно-технических предприятий Костанайской области за последние 5 лет.

Как следует из табл. 1, в 2013 г. наблюдается увеличение всех видов услуг по сравнению с 2009 г. Это, прежде всего, связано с увеличением объемов производства ремонтно-технических предприятий области.

Углубление общественного разделения груда, рост НТП приводят к расширению рынка услуг, что ведет к увеличению количества трансакций для предприятия, а следовательно, и совокупной величины трансакционных издержек. Критерием экономического роста должно быть не уменьшение общих трансакционных издержек, а их экономия на единицу произведенной продукции (услуги), так как уменьшение общих трансакционных издержек может сопровождаться их ростом на единицу произведенной продукции (услуги), что характерно для снижения специализации труда и неэффективной организации производства. В то же время, если происходит повышение общих трансакционных издержек, при экономии удельных, то это может свидетельствовать

Таблица 1

Структура услуг внешней производственной инфраструктуры РТП Костанайской области, %

Вид услуг 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Электроснабжение 2,1 2,2 2,6 3,1 3,9

Водоснабжение 0,1 0,1 0,2 0,14 0,2

Газоснабжение 2,6 3,0 3,1 3,2 3,6

Отопление и канализация 1,1 1,1 1,4 0,9 1,2

Услуги транспорта 1,2 1,2 1,7 1,3 1,8

Услуги ремонтных предприятий 0,31 0,35 0,4 0,4 0,5

Услуги связи 0,6 0,7 0,8 0,6 0,5

Услуги утилизации отходов 0,03 0,04 0,05 0,03 0,04

Информационно-вычислительные услуги 0,02 0,03 0,3 0,04 0,08

Вневедомственная охрана 0,13 0,16 0,2 0,14 0,26

Реклама и аудиторские услуги 0,11 0,12 0,15 0,17 0,31

Примечание: составлено автором по данным Департамента сельского

об улучшении специализации труда, эффективной организации производства и увеличении объемов производимых ремонтно-технических услуг.

Эффективность ремонтного производства проявляется не в самом ремонтном производстве, а в сферах, которым создаются условия функционирования. То есть, ремонтное производство является одним из катализаторов экономического развития сельского хозяйства. Как показывает анализ, одним из недостатков экономической политики сельского хозяйства республики является непропорциональное развитие основного и вспомогательного производства в пользу первого.

Используя методику оценки произведенной продукции в сфере материального производства в зависимости от изменения общих и удельных трансакционных издержек ряда авторов [2, 3, 4], нами выполнена экстраполяция зависимости объемов ремонтно-технических услуг от изменения общих и удельных трансакционных издержек РТП.

Критерием экономического развития принято не уменьшение общих трансакционных издержек, а их экономия на единицу выполненных ремонтно-тех-нических услуг. Отношение общих (внешних и внутренних) трансакционных издержек (ТР) к объему выполненных услуг (У) назовем удельными транс-акционньми издержками (S):

S = ТР/У. (1) Из формулы (1) следует, что объем выполненных услуг прямо пропорционален общим трансакцион-ным издержкам и обратно пропорционален удельным: У = ТР/S. (2)

Поэтому при выделении качественно различных областей изменения объемов выполненных услуг рассмотрим следующую функциональную зависимость: У = f(TP, S). (3)

Для удобства анализа будем считать, что внешние трансакционные издержки носят независимый от остальных элементов затрат характер, а объем выполненных услуг совпадает с объемом реализованных услуг.

Две переменные величины в формуле (3) позволяют представить различные объемы выполненных услуг в декартовой системе координат. Ось абсцисс будет составлять величина удельных трансакционных издержек (S), а по оси ординат — суммарные трансакционные издержки (ТР), тогда объем выполненных услуг будет представлен поверхностью У = f(TP, S), каждой точке которой соответствует пара значений с координатами S. — удельные трансакционные издержки и TP — общие трансакционные издержки.

озяйства Костанайской области за период 2009-2013 гг.

Величины ТР и всегда положительны, поэтому их значения будут находиться в области первого квадранта. В этом случае объединить различные значения выполненных услуг в области, которые будут отличаться качественными характеристиками, невозможно. При перемещении начала координат из нулевой точки в ненулевую точку первого квадранта с координатами (5д ТРд), начало координат будет определяться базовыми издержками предприятия, при этом положительные и отрицательные координаты новой системы будут определяться соответственно увеличением или уменьшением издержек отчетного периода в сравнении с базовым.

В каждом квадранте характер изменения выполненных услуг будет различным. Так, в любой точке второго квадранта объем выполненных услуг больше базового значения, причем объемы производства возрастают как за счет возникновения дополнительных внешних и внутренних трансакционных издержек, так и за счет уменьшения последних на единицу выполненных услуг. В четвертом квадранте любая точка соответствует меньшему объему выполненных услуг по сравнению с величиной в базовом периоде. В первом и третьем квадрантах координатной плоскости значения произведенной продукции ведут себя несколько сложнее. В первом квадранте объем производства отчетного периода возрастает по сравнению с базовым при приближении к оси ординат, убывает при приближении к оси абсцисс и остается практически неизменным (при округлении результата), если точки координат примерно равноудалены от осей. Третий квадрант является зеркальным отражением зависимостей первого квадранта. Объем выполненных услуг уменьшается при приближении к оси ординат, увеличивается вблизи оси абсцисс и остается практически неизменным при примерно равноудаленном значении координат.

Кроме вышеперечисленных вариантов динамики величины изменения объема выполненных услуг в зависимости от расположения координат в плоскости, можно выделить еще одну область вблизи базового значения, где объем производства изменяется незначительно относительно всех четырех квадрантов. Для систематического анализа множества возникших вариантов составим двухмерную морфологическую таблицу, по строкам которой рассмотрим изменения общих трансакционных издержек (ТР), а по столбцам удельных трансакционных издержек (5). Тогда каждая ячейка на пересечении /-строки и /-столбца будет соответствовать определенному сочетанию изменения ТР и 5 (табл. 2).

Экономика

Таблица 2

Изменения общих и удельных трансакционных издержек

Удельные трансакционные издержки (5) Общие трансакционные издержки (ТР)

+ 0 -

Увеличение (+) (5+, ТР+) 1. (5+, ТР°) 2. (5+, ТР-) 3.

Без изменения (О) («°, ТР+) 4. («°, ТР°) 5. (5°, ТР-) 6.

Уменьшение (-) (5- ТР+) 7. (5-, ТР°) 8. ТР-) 9.

Анализ табл. 2 позволяет выделить девять качественно различных областей на координатной плоскости ТР:

а) У (У, ТР+) — область инерции в деятельности РТП под влиянием возникновения новых общих трансакционных издержек и увеличения удельных трансакционных издержек;

б) У (5+, ТР°) — область уменьшения объема выполненных услуг в результате возникновения новых удельных трансакционных издержек и неизменной величины общих трансакционных издержек;

в) У (5+, ТР-) — область уменьшения объема выполненных услуг в результате исчезновения части общих трансакционных издержек и увеличения удельных трансакционных издержек;

г) У ТР+) — область увеличения объема выполненных услуг в результате возникновения дополнительных общих трансакционных издержек;

д) У ТР°) — малая область, соответствующая деятельности РТП под влиянием инерции удельных и инерции общих трансакционных издержек;

е) У ТР-) — область уменьшения объема выполненных услуг за счет исчезновения части общих трансакционных издержек;

ж) У ТР+) — область увеличения объема выполненных услуг за счет возникновения новых общих трансакционных издержек и уменьшения удельных трансакционных издержек;

и) У (£>~, ТР°) — область увеличения объема выполненных услуг за счет исчезновения удельных трансак-ционных издержек и инерции общих трансакционных издержек;

к) У (5~, ТР-) — область инерции в деятельности РТП за счет одновременного исчезновения части общих и удельных трансакционных издержек.

Каждая область представляет собой качественно различные взаимодействия общих и удельных транс-акционных издержек.

Учитывая, что изменение объема выполненных услуг происходит под влиянием изменения общих и удельных трансакционных издержек необходимо установить величину изменения в этих затратах, по отношению к базовым, то есть к которым рассматриваются анализируемые затраты.

Количественно общие трансакционные издержки (далее для краткости мы будем их называть «трансак-ционные издержки») выполненных услуг характеризуются начальными (базовыми) издержками (ТР°) и конечными (анализируемыми) издержками (ТР).

Зная начальные и конечные трансакционные издержки выполненных услуг, можно определить изменения в этих затратах. Характер этих изменений определяется их формой (инерционной или ускоренной) и направлением (возникновением новых или исчезновением старых трансакционных издержек. В соответствии с этим изменения в трансакционных

издержках объема выполненных услуг будут характеризоваться инерционными трансакционными издержками (ИТР), вновь возникшими трансакционными издержками (Рр) и исчезнувшими (Рр-).

Инерционные трансакционные издержки отражают ту часть базовых затрат, которая переходит в них по инерции от начальных трансакционных издержек. Они определяются наименьшей величиной начальных или конечных трансакционных издержек:

Ир = пап(ТР° ТР). (4)

Например, если начальные трансакционные издержки РТП равны ТР° =189 тыс. тенге, а конечные — ТР = 223 тыс. тенге, то инерционные трансакционные издержки будут равны Ир = тш(189, 223) = 189 тыс. тенге.

Инерционные издержки есть мера неизменности в экономическом росте РТП.

Таким образом, если простая разность между начальными (ТР°) и конечными (ТР) трансакционными издержками характеризует количественную сторону изменений в издержках выполненных услуг, то инерционные (Ир), вновь возникшие (Рр+) и исчезнувшие (Рр-) трансакционные издержки характеризуют собой качественную сторону этих изменений.

Начальные и конечные трансакционные издержки связаны с инерционными, вновь возникшими и исчезнувшими трансакционными издержками следующим образом:

ТР° = ИТр + Рр+, (5)

ТР = ИТр - Рр- . (6)

Из этих отношений видно, что начальные транс-акционные издержки равны сумме инерционных и исчезнувших трансакционных издержек, а конечные трансакционные издержки — сумме инерционных и вновь возникших. В случае же ТР < ТР° конечные трансакционные издержки равны инерционным, а начальные — сумме инерционных и исчезнувших издержек. То есть при экономическом росте РТП изменения в трансакционных издержках выполненных услуг характеризуются либо только инерционными и вновь возникшими издержками (при ТР > ТР°), либо только инерционными и исчезнувшими издержками (при ТР < ТР°).

Следовательно, при экономическом росте РТП инерционные трансакционные издержки имеют место всегда, а ускоренные трансакционные издержки могут быть или возникающие или исчезающие. Инерционные транс-акционные издержки имеют место всегда, так как они связывают между собой начальные и конечные издержки. Ускоренные же трансакционные издержки могут быть только одного направления, потому что при экономическом росте РТП не учитываются структурные сдвиги, создающие одновременно изменения в сторону увеличения и уменьшения издержек относительно инерционных затрат.

Таблица 3

Области качественно различных вариантов изменения объема выполненных ремонтно-технических услуг

Характер деятельности Номер сектора Наименование сектора Условное обозначение

Группа первая: увеличение произведенной продукции 7 Прогресс (S-, TP+)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Усиление экстенсивного развития (S°, TP+)

8 Усиление интенсивного развития (S-, TP°)

Группа вторая: уменьшение произведенной продукции 3 Регресс (S+, TP-)

6 Ослабление экстенсивного развития (S°, TP-)

2 Ослабление интенсивного развития (S+, TP°)

Группа третья: инертность деятельности 9 Экономия (S-, ТР-)

1 Удорожание (S+, TP+)

5 Инерция (стабильность) (S°, TP°)

Экономическая сущность качественно различных областей изменения объема выполненных услуг РТП зависит от стратегии работы РТП с потребителями услуг. Увеличение и (или) уменьшение суммарных и удельных трансакционных издержек будут изменять величину выполненных услуг. В связи с этим, по признаку влияния переменных величин на величину выполненных услуг можно выделить девять различных вариантов, которые можно разделить на три группы различных по своей экономической сущности.

Первая группа включает комбинации изменения удельной и абсолютной величин трансакционных издержек, приводящих к увеличению объема выполненных услуг. К первой группе относятся 4-й, 7-й и 8-й варианты.

Вторая группа содержит комбинации изменения переменных величин, которые приводят к уменьшению объема выполненных услуг. Ко второй группе относятся 2-й, 3-й и 6-й варианты.

Третью группу составляют варианты, которые могут приводить к очень незначительному увеличению, уменьшению или неизменности объемов выполненных услуг. Это 1-й, 5-й и 9-й варианты.

Анализ вариантов, обеспечивающих увеличение количества выполненных услуг, показал, что общей характерной чертой в развитии РТП является оптимальное разделение труда, более эффективное функционирование производственной инфраструктуры, как в форме сторонних организаций, так и собственных инфраструктурных подразделений. По рейтингу привлекательности из описанных трех вариантов можно выделить ситуацию сектора «прогресса», когда процесс специализации и углубления разделения труда, расширения сферы производственных услуг сопровождается снижением издержек на единицу выполненных услуг, то есть обеспечивается сочетание комплексного увеличения объема выполненных услуг за счет экстенсивных и интенсивных факторов роста. Немного уступает по своей привлекательности сек-

тору «прогресс» в развитии РТП вариант «усиления интенсивного фактора роста», но все же он остается более предпочтительным, чем ситуация «усиления экстенсивного фактора роста» в развитии РТП.

Второй вариант предполагает увеличение удельных трансакционных издержек и инерционность общих трансакционных издержек. В силу сущности взаимодействия трансакционных издержек, второй вариант представляет собой полную противоположность усиления интенсивного фактора роста в развитии основного производства под влиянием производственной инфраструктуры и соответственно может быть охарактеризован как «ослабление интенсивного развития». Причиной уменьшения эффективности вложенных затрат в продвижение ремонтно-техни-ческих услуг на рынке может являться уменьшение спроса на оказываемые услуги, вследствие ухудшения конъюнктуры, увеличение издержек, снижение производительности труда.

Обобщая характеристики описанных вариантов, необходимо отметить, что снижение объема ремонт-но-технических услуг за счет ослабления экстенсивных и интенсивных факторов развития является самой неблагоприятной ситуацией. Уменьшение эффективности на основе ослабления интенсивного фактора более нежелательно, чем на основе ослабления экстенсивного, так как сокращение последнего сопровождается сокращением сферы производственных услуг для предприятия в соответствии с результатами его коммерческой деятельности.

В табл. 3 показана экономическая сущность девяти качественно различных секторов изменения объема ремонтно-технических услуг.

Таким образом, снижение трансакционных издержек на единицу оказываемых услуг в результате увеличения масштаба производства за счет экстенсивных и интенсивных факторов роста является важнейшим фактором конкурентоспособности РТП на рынке ре-монтно-технических услуг.

Литература

1. Варнаков В. В. Дилерская система технического сервиса машин в АПК // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1994. № 12. С 2-4.

2. Гукова А. В. Производственная инфраструктура в экономике региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2003. 24 с.

3. Капелюшников Р. Категория трансакционных издержек // Как это делается : финансовые, социальные и информационные технологии : сб. науч. трудов. Вып. 3. M., 1994.

4. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России : анализ динамики трансакционных издержек // Вопр. экономики. 1996. № 12. С. 61-72.

References

1. Varnakov V. V Dealer system of technical service machines in Agrobusiness // Mechanization and electrification of agriculture. 1994. № 12. P. 2-4.

2. Gukova A. V. Production infrastructure in the regional economy : authoref. ... cand. of econ. sc. Volgograd, 2003. 24 p.

3. Kapelyushnikov R. Category of transaction costs // How it's done : financial, social and information technologies : collection of scientific works. Issue 3. M., 1994.

4. Kokorev B. Institutional transformation in modern Russia : analysis of transaction costs dynamics // Issues of Economics. 1996. № 12. P. 61-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.