Научная статья на тему 'Оценка рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития региона'

Оценка рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок образовательных услуг / рынок труда / компетенции / выпускники вуза / специалисты / профессия / конкурентоспособность / educational services market / labor market / competencies / university graduates / specialists / profession / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметшина Гульнара Рафаэлевна

В статье рассмотрены особенности интеграции рынков труда и образовательных услуг как условия устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан. Рынок образовательных услуг способствует вовлечению трудоспособного населения в непрерывный образовательный процесс, что впоследствии содействует регулированию уровня конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В статье анализируются рынок труда и рынок образовательных услуг Республики, приведены статистические данные Федеральной статистики Республики Башкортостан, а также сайта ufa.hh.ru с основными тенденциями рынка труда республики за 2021–2022 гг. Анализ данных позволил выявить ряд проблем в интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг, которые в целом являются идентичными по России. Прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах должно быть достоверным и выверенным, чтобы не наблюдался перекос в направлениях подготовки специалистов в учебных заведениях Республики. Но, тем не менее, авторы выделяют наметившиеся положительные тенденции, которые позволят оставаться востребованными на рынке труда специалистам, рабочим и тем, кто только начнет этот путь. В частности, в исследовании выделяются два основных направления. Во-первых, это «Стратегия развития среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 2022–2026 годы». Реализация данной стратегии позволит синхронизировать структуру подготовки кадров и запросов рынка труда. Во-вторых, – федеральная программа «Приоритет‑2030», одной из задач которой является интеграция университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики. Реализуемые в образовательных организациях новые направления подготовки позволят выпускникам эффективно управлять своей карьерой и профессиональным развитием в соответствии с запросами рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET AS A CONDITION FOR SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article considers the features of the integration of labor markets and educational services as conditions for sustainable socio-economic development of the Republic of Bashkortostan. The market of educational services promotes the involvement of the able-bodied population in the continuous educational process, which subsequently contributes to regulating the level of competitiveness of graduates in the labor market. The article analyzes the labor market and the educational services market of the Republic, provides statistical data of the Federal Statistics of the Republic of Bashkortostan, as well as the website ufa.hh.ru with the main trends of the labor market of the republic for 2021–2022. Data analysis revealed a number of problems in the integration of the labor market and the educational services market, which are generally identical in Russia. Forecasting the need for qualified personnel should be reliable and verified so that there is no bias in the areas of training specialists in educational institutions of the Republic. But, nevertheless, the authors highlight.

Текст научной работы на тему «Оценка рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития региона»

Оценка рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития региона

Мухаметшина Гульнара Рафаэлевна,

к.с.н., доцент, доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» E-mail: ggr-nauka@mail.ru

В статье рассмотрены особенности интеграции рынков труда и образовательных услуг как условия устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан. Рынок образовательных услуг способствует вовлечению трудоспособного населения в непрерывный образовательный процесс, что впоследствии содействует регулированию уровня конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В статье анализируются рынок труда и рынок образовательных услуг Республики, приведены статистические данные Федеральной статистики Республики Башкортостан, а также сайта ufa.hh.ru с основными тенденциями рынка труда республики за 2021-2022 гг. Анализ данных позволил выявить ряд проблем в интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг, которые в целом являются идентичными по России. Прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах должно быть достоверным и выверенным, чтобы не наблюдался перекос в направлениях подготовки специалистов в учебных заведениях Республики. Но, тем не менее, авторы выделяют наметившиеся положительные тенденции, которые позволят оставаться востребованными на рынке труда специалистам, рабочим и тем, кто только начнет этот путь. В частности, в исследовании выделяются два основных направления. Во-первых, это «Стратегия развития среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 2022-2026 годы». Реализация данной стратегии позволит синхронизировать структуру подготовки кадров и запросов рынка труда. Во-вторых, - федеральная программа «Приоритет-2030», одной из задач которой является интеграция университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики. Реализуемые в образовательных организациях новые направления подготовки позволят выпускникам эффективно управлять своей карьерой и профессиональным развитием в соответствии с запросами рынка труда.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, компетенции, выпускники вуза, специалисты, профессия, конкурентоспособность.

Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг является важным условием устойчивого социально-экономического развития региона. В данном контексте, анализ рынка труда в России и Республике Башкортостан указывает на наличие проблем, связанных с несоответствием количества и качества рабочей силы реальным потребностям экономики. Решение этих проблем может быть достигнуто путем реализации стратегии, включающей повышение качества подготовки квалифицированных кадров, согласование структуры подготовки кадров и запросов рынка труда, модернизацию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, внедрение новых методов обучения и воспитания, а также образовательных технологий, повышение эффективности работы колледжей через развитие внебюджетной деятельности, создание условий для воспитания и развития молодежи и повышение профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения.

Механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг предполагает, что «рынок труда должен предоставлять рынку образовательных услуг необходимую информацию о предпочитаемых должностях и требованиях работодателей, о возросшем спросе на те или иные профессии. Рынок образовательных услуг, в свою очередь, должен учитывать спрос на профессионально-квалификационный состав рабочей силы, предъявляемый со стороны рынка труда, а также отвечать на его сигналы, являясь регулирующим средством для пополнения рынка труда квалифицированными специалистами, соответствующими потребностям рынка труда» [10].

Решение проблемы сбалансированности рынка труда является ключевым условием для успешного функционирования и развития национальной экономики. Анализ рынка труда в России и Республике Башкортостан показывает наличие этой проблемы в регионе, где не соответствуют количество и качество рабочей силы реальным потребностям экономики [16].

По данным сайта ufa.hh.ru на 01 сентября 2022 года наблюдается нехватка работников в строительстве (9% вакансий), оптовой и розничной торговле (8%), системе государственного управления и социального обеспечения (8%), сфере транспортировки и хранения (7%), а также в области здравоохранения и социальных услуг - 6% всех размещенных вакансий. Недостаточно сотрудников в сфере гостиничных услуг и общепита (5% вакансий), в сельском и лесном хозяйстве (4%).

Анализ статистических данных показывает, что в Республике Башкортостан наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов в различных отраслях экономики: требуются работники сферы обслуживания и торговли, охранники. Еще 11% размещенных вакансий - специалисты высшего уровня квалификации.

Стоит отметить также, что на рынке труда Башкирии есть потребность в квалифицированных работниках с высшим образованием. На сайте hh.ru на 12 сентября 2022 года было размещено объявление о поиске 1100 врачей, 720 инженеров и 544 учителей и преподавателей. Больше всего не хватает учителей в сельских шко-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

лах. Средний возраст учителя в них составляет 55 лет, а доля молодых педагогов составляет всего 17%. Средняя заработная плата учителя в Республике около 37 тысяч рублей, медианная зарплата, безусловно, меньше. Выпускники педагогических вузов и колледжей, примерно 80%, устраиваются в школы, но этого недостаточно для покрытия дефицита учителей в Республике, особенно на селе.

Среди наиболее редких вакансий, требующих наличия высшего образования, можно выделить следующие: архитектор, аудитор, геолог, дизайнер компьютерной графики, корреспондент и гид-переводчик [9].

Как уже отмечали выше, на рынке труда и рынке образовательных услуг мы наблюдаем определенный дисбаланс в подготовке кадров. Это подтверждается данными, представленными на сайте регионального центра занятости населения, статистическими данными Министерства семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан. Согласно прогнозу Министерства семьи, труда и социальной защиты Республики Башкирии самый высокий кадровый голод предрекают в 2024 году, когда для удовлетворения потребности в рабочих руках необходимо будет привлечь 85,2 тысячи работников [15]. Такой прогноз представлен тем, что регион активно развивается, появилась особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алга».

Модернизация образования является одной из важнейших задач социально-экономического развития страны. Это объясняется тем, что связь между экономическими процессами и социальной сферой является очевидной, и никто не ставит под сомнение эту связь. «Поэтому Министерство семьи, труда и социальной защиты считает необходимым модернизировать образование как один из основных видов инвестиций в человеческий потенциал» [4, с. 51].

В разрезе потребностей рынка труда, рассмотрим, какие специальности пользуются наибольшей популярностью в вузах республики. Из данных доклада Министерства образования и науки Республики Башкортостан на 2022-2023 учебный год больше всего бюджетных мест было выделено по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» - 682. Их готовят в четырех вузах республики: БашГУ, БГПУ им. М. Акмуллы, УГАТУ и УГНТУ.

Второе место по популярности среди будущих бакалавров было направление «Машиностроение». На нее было выделено 632 места, специалистов готовят в трех вузах: БашГУ, УГАТУ и УГНТУ. На третьем месте направление подготовки «Электро- и теплоэнергетика». На нее было выделено 371 бюджетное место. Готовят бакалавров в БГАУ, УГНТУ, УГАТУ. 295 мест было по направлению «Промышленная экология и биотехнология». Топ-5 популярных направлений среди выпускников школ 2022 года республики замыкает «Тех-носферная безопасность и природообустройство» -171 место.

По направлению «Образование и педагогические науки» республике было выделено 2397 бюджетных мест, готовят выпускников в БГПУ им. М. Акмуллы и БашГУ.

В области среднего профессионального образования на территории Республики Башкортостан функционирует 96 колледжей, и это одна из самых крупнейших сетей среднего профессионального образования в Российской — Федерации. На августовском совещании в 2022 г. министр образования и науки Республики в ежегодном до-ео кладе озвучил, что по итогам приемной компании в ссу-== зы Республики Башкортостан большой конкурс был сре-^ ди выпускников 9 классов общеобразовательных школ. г «Самой привлекательной для них стала специальность

«Информатика и вычислительная техника». Здесь был конкурс 49 человек на место. Также в лидерах направления юриспруденции, сервиса и туризма» [2].

Таким образом, мы видим, что количество поступающих абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования Республики Башкортостан не покрывают необходимую потребность в специалистах на рынках труда. Это происходит, отчасти потому, что образовательные организации не готовы быстро трансформироваться в подготовке специалистов на рынке труда. В подготовке кадров образовательные учреждения ориентируются, в большей части, на запросы абитуриентов и их родителей.

Тем не менее, стоит отметить, что наблюдается умеренное реформирование в подготовке кадров. Так, вузы и ссузы начинают постепенно ориентироваться на то, что «в настоящее время во всем мире растет скорость технологических инноваций, технологии с каждым годом становятся всё доступнее, происходит серьёзная перестройка производства» [7, с. 117] и «в связи со стремительно растущей цифровой трансформацией, организации, компании, государство в целом нуждаются в высококвалифицированных кадрах» [7, с. 120].

«Прогнозирование должно быть достоверным, так как в дальнейшем, развитие перспективных направлений экономики и социальной сферы региона и страны в целом зависит от обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах» [3]. «Инновационный путь развития отечественной экономики требует от специалистов, занятых в самых разнообразных отраслях, принципиально новых компетенций, к которым можно отнести - высокий уровень креативности и адаптационной мобильности, умение гибко и системно мыслить, самостоятельность и активность. В результате к современной системе образования, как со стороны рынка труда, так и регулирующих воздействий, предъявляются новые требования, необходимые для обеспечения подготовки выпускников, готовых к совершенно иным условиям деятельности и наделенных скорее не статичным набором знаний и навыков, но динамичными способностями к обучению и к быстрой адаптации в новых условиях» [11, с. 132].

Разрыв между потребностями рынка труда и рынка образовательных услуг решает программа «Приори-тет-2030», одной из задач которой является «участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации» [14].

В Республике Башкортостан победителями федеральной программы в специальной части стали три вуза - Уфимский университет науки и технологий (новое образовательное учреждение, созданное в результате объединения в ноябре 2022 г. Башкирского государственного университета и Уфимского государственного авиационного технического университета), Башкирский государственный медицинский университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.

В рамках Программы в 2022 году появились новые направления:социокреативная урбанистика,управление социально-демографическими процессами в регионе и социальная работа в сфере семейно-демографической политики.

Как уже отмечалось выше, новые программы, разработаны с учетом экономических и социально-культурных запросов работодателей в России и Башкортостане, а также развития новых технологий. Именно поэтому внедряются программы, связанные: - с цифровизацией и использованием искусственного

интеллекта в различных профессиональных сферах;

- разработкой новых материалов, нефтедобычей и нефтепереработкой, новыми научными направлениями;

- внедрением проектных технологий в экономике и социальной сфере [17].

В Университете науки и технологий особое внимание уделяется развитию научно-технологического парка, что обеспечивает студентам получение более качественного образования и практических навыков, которые будут востребованы на рынке труда.

В Башкирском государственном медицинском университете в рамках программы так же разрабатываются новые направления. Ректор университета в своем интервью отмечал, что в рамках реализации программы «При-оритет-2030» активно развивается международный офтальмологический кластер, который способствует объединению ученых и специалистов из разных стран для создания видимого на мировой карте научного центра. Кроме того, второй трек развития связан с сотрудничеством с промышленными партнерами, производящими продукцию для офтальмологии, радиации и других областей медицины. В рамках этого сотрудничества будут разрабатываться новые биотехнологии, которые помогут улучшить здоровье людей по всему миру.

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете разработана концепция, которая поможет университету справиться с вызовами, связанными с ростом затрат на добычу, транспортировку и переработку энергоресурсов, а также экологическими проблемами. Она позволит университету стать лидером в создании нового научного знания и решить технологические проблемы развития ключевых компаний-партнеров и предприятий всего региона [18].

Стоит также отметить, что в рамках федеральной программы «Приоритет-2030» в этих учебных заведениях разработаны новые программы дополнительного профессионального образования с учетом запросов рынка труда. Таким образом, у студентов очной формы обучения есть уникальная возможность на выходе получить к основному диплому о профессиональной подготовке дополнительный с присвоением новой квалификации.

Определенные шаги в пересмотре программ подготовки сделаны и в сфере среднего профессионального образования. В Республике внедрена «Стратегия развития среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 2022-2026 годы». Разработчики учли основные тренды, обозначенные Министерством просвещения Российской Федерации и запросами работодателей. Для достижения поставленных целей необходимо разработать стратегию, включающую несколько этапов:

- улучшение качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с требованиями рынка труда;

- согласование структуры подготовки кадров и запросов рынка труда;

- модернизация материально-технической базы профессиональных образовательных организаций в республике;

- внедрение новых методов обучения и воспитания, а также образовательных технологий, чтобы обновить содержание образовательных программ;

- повышение эффективности работы колледжей через развитие внебюджетной деятельности;

- создание условий для воспитания и развития молодежи и повышение профессионального уровня преподавателей и мастеров производственного обучения [13].

Кроме того, Республика стала участником проекта по внедрению профессионалитета. Благодаря совмест-

ным государственным и частным инвестициям в развитие базовых техникумов предприятия получили возможность участия в управлении кластеров и формирования кадров под свой заказ.

Другой механизм решения разрыва между рынком труда и рынком образовательных услуг становится создание учебно-производственных комплексов в структуре техникумов и колледжей. Это становится возможным, поскольку УПК закреплены в Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 27 и 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В республике Башкортостан началась работа по созданию учебно-производственных комплексов на 20232025 гг. Наиболее распространенными отраслями станут сельское хозяйство, машиностроение, горная промышленность, туризм, 1Т, создание и обслуживание робото-технических комплексов, образование и педагогика. Как видим из вышеприведенной статистики по нехватке кадров в отраслях, создание УПК может решить данную проблему.

«Следует отметить, что цифровизация оказывает существенное влияние на рынок труда, на изменения, происходящие в нем, и интересным на наш взгляд представляется образовательный проект «Атлас новых профессий» [5, с. 166]. «Разработчики российского образовательного проекта «Атлас новых профессий» на основе своего проведенного исследования и изучения тенденций на рынке труда в связи с развитием цифровой экономики отразили перспективные, и, наоборот отмирающие отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет. По замыслу авторов, он должен помочь понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться технологии и продукты, какие специалисты потребуются, а какие перестанут быть актуальными» [6, с. 59]. Знание приведенных результатов Атласа и прогнозы рынка труда могло бы позволить выпускникам и родителями выбирать именно те направления, где риск остаться без работы был бы минимальным.

Хотелось бы отметить, что «осуществление развития и реализации федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Кадры для цифровой экономики» позволят формировать перспективу будущего, вместе с тем подготовить высококвалифицированных специалистов с имеющимися развитыми цифровыми компетенциями» [6, с. 62].

Исследования научных статей указывают на то, что взаимодействие между рынком труда и образовательными услугами должно быть основано на том, что рынок труда обеспечивает рынок образовательных услуг информацией о востребованных профессиях и требованиях работодателей, а также о растущем спросе на определенные виды образования.

Бекоева М.И. подчеркивает важность комплексного подхода к этому вопросу и отмечает необходимость учета «потребностей будущих специалистов различных направлений подготовки при разработке таких схем» [1]. Этот подход заслуживает особого внимания, так как при разработке кадровой политики необходимо учитывать причины дисбаланса на рынке труда и определять пути решения этих проблем. Одним из ключевых направлений является совершенствование трудового потенциала молодого поколения.

Кроме всего вышеперечисленного, необходимо понять, что при трансформации рынка образовательных услуг необходимо ориентироваться на «реальные требования и запросы рынка труда» [13, с. 87].

В исследованиях Коковой С.Ф. и Караевой Ф.Е. сделана попытка рассмотреть влияние рынка труда на выбор направлений подготовки в образовательных учреж-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<n

I_

u

дениях высшего и среднего профессионального образования. Так, авторы справедливо отмечают, что образовательные учреждения «должны быстро перестраиваться, мобилизуя организационные и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени. В противном случае, консервативные вузы окажутся неконкурентоспособными и банкротами» [8].

Проведенный анализ рынка труда и рынка образовательных услуг Республики Башкортостан позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования консервативны, недостаточно быстро реагируют на запросы рынка труда, тяжело перестраиваются на спросы работодателей. Во-вторых, несмотря на некий консерватизм, рынок образовательных услуг, участвуя и реализуя региональные и федеральные проекты, открывает новые направления подготовки, через систему дополнительного образования выпускникам дается возможность приобрести новые компетенции, востребованные на рынке труда. В основе новых веяний лежит тренд - цифровизация. В-третьих, необходимо повышать уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, оказывающего огромное влияние на качество образования. В данном направлении необходимо сделать ставку на формирование мотивации ученых.

Литература

1. Бекоева М.И. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития государства // Сетевой научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2019. Том 7. № 3(26). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ integratsiya-rynka-truda-i-rynka-obrazovatelnyh-uslug-kak-uslovie-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gosudarstva/viewer DOI: 10.23888/ humJ20193459-468

2. В Башкирии на бюджетные места в колледжи из 60 тысяч желающих поступило 23 тысячи. - URL: https://resbash.ru/news/obrazovanie/2022-08-29/na-byudzhetnye-mesta-v-koNedzhi-bashkirii-iz-60-tysyach-zhelayuschih-postupilo-23-tysyachi-2926669

3. Владимирова Н.В. Актуальные вопросы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. - URL: https://урок.рф/library/ aktualnie_voprosi_vzaimodejstviya_sistemi_profes-si_022930.html

4. Габидуллина Г.Р. Социальная ответственность государства: анализ и перспективы кадровой политики в сфере образования //Вестник БИСТ. 2018. № 1 (38). С. 51-58.

5. Габидуллина Г.Р., Лужнева А.М., Феденко У.А. Цифровая экономика и ее роль в развитии рынка труда: тенденции и перспективы // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 3 (153). С. 165-168 DOI: 10.34773/EU.2020.3.35

6. Габидуллина Г.Р., Хамитова А.Н. Влияние цифровой трансформации на рынок труда // Russian Studies in Law and Politics. 2021. 1 (5). С. 57-64.

7. Габидуллина Г.Р., Хамитова А.Н. Роль цифровой трансформации в работе с молодежным кадровым потенциалом //Международная научно-практическая конференция «Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития». - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 117-121.

8. Кокова С.Ф., Караева Ф.Е. Цифровизация экономики: условия взаимодействия рынка труда и системы перевернутого образования. - URL: // https://izron.ru/articles/pedagogika-psikhologiya-i-obrazovanie-ot-teoni-k-praktike-sbomik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-9-innovatsionnye-protsessy-i-informatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ tsifrovizatsiya-ekonomiki-usloviya-vzaimodeystviya-rynka-truda-i-sistemy-perevernutogo-obrazovaniya

9. Крайнов П. Готовим учителей и айтишников, а нужны рабочие: что не так с рынком труда в Башкирии в 2022 г. - URL: https://www.ufa.kp.ru/dai-ly/27414/4613208/

10. Крыжанова Л.С. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения сбалансированности национального рынка труда // Вестник КРСУ. 2018. Том 18. № 3. - URL: http://www.lib.krsu. edu.kg/uploads/files/public/9769.pdf

11. Максимова Т.Г., Минасян А.Р. Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 1. С.131-139.

12. Об утверждении Стратегии развития среднего профессионального образования в Республике Башкортостан на 2022-2026 годы. - URL: https://npa. bashkortostan.ru/36072/

13. Пескова О.С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний // Вестник СГУТиКД. 2011. № 2 (16). С. 84-88

14. Приоритет 2030 - лидерами становятся. - URL: https://priority2030.ru

15. Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Башкортостан на 2022-2024 годы. - URL: http:// www.bashzan.ru/system/docs/37721/btr_2022-2024. pdf?1638352131

16. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 29 января 2021 года № 51 -р «Об утверждении Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения Республики Башкортостан в 2021 году». - URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/574622875

17. Три вуза Башкирии получат спецгранты «Прио-ритет-2030» на 700 млн. - URL: https://ufa.rbc.ru/ ufa/05/10/2021/615c5dd29a79477b15e00bcb

18. Уфимский государственный технический университет презентовал программу развития в рамках «Приоритет-2030». - URL: https://nocrb.ru/ tpost/7s6dddn2o1 -ufimskii-gosudarstvennii-neftyanoi-tehni

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET AS A CONDITION FOR SUSTAINABLE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Muhametshina G.R.

Ufa University of Science and Technology

The article considers the features of the integration of labor markets and educational services as conditions for sustainable socioeconomic development of the Republic of Bashkortostan. The market of educational services promotes the involvement of the able-bodied population in the continuous educational process, which subsequently contributes to regulating the level of competitiveness of graduates in the labor market. The article analyzes the labor market and the educational services market of the Republic, provides statistical data of the Federal Statistics of the Republic of Bashkortostan, as well as the website ufa.hh.ru with the main trends of the labor market of the republic for 2021-2022. Data analysis re-

vealed a number of problems in the integration of the labor market and the educational services market, which are generally identical in Russia. Forecasting the need for qualified personnel should be reliable and verified so that there is no bias in the areas of training specialists in educational institutions of the Republic. But, nevertheless, the authors highlight.

Keywords: educational services market, labor market, competencies, university graduates, specialists, profession, competitiveness.

References

1. Bekoeva M.I. Integration of the labor market and the educational services market as a condition for sustainable socio-economic development of the state // Online scientific journal «Personality in a changing world: health, adaptation, development». 2019. Том 7. № 3(26). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ integratsiya-rynka-truda-i-rynka-obrazovatelnyh-uslug-kak-uslovie-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gosudarstva/viewer DOI: 10.23888/humJ20193459-468

2. In Bashkiria, 23 thousand out of 60 thousand applicants entered low-cost places in colleges. - URL: https://res-bash.ru/news/obrazovanie/2022-08-29/na-byudzhetnye-mesta-v-kolledzhi-bashkirii-iz-60-tysyach-zhelayuschih-postupilo-23-tysyachi-2926669

3. Vladimirova N.V. Topical issues of interaction between the vocational education system and the labor market. - URL: https:// урок.рф/library/aktualnie_voprosi_vzaimodejstviya_sistemi_ professi_022930.html

4. Gabidullina G.R. Social responsibility of the state: analysis and prospects of personnel policy in the field of education // Vestnik BIST. 2018. № 1 (38). P. 51-58

5. Gabidullina G.R., Luzhneva A.M., Fedenko U.A. Digital economy and its role in the development of the labor market: trends and prospects // Economics and Management: a scientific and practical journal. 2020. No 3 (153). P. 165-168. DOI: 10.34773/ EU.2020.3.35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gabidullina G.R., Khamitova A.N. The impact of digital transformation on the labor market // Russian Studies in Law and Politics. 2021. 1 (5). P. 57-64.

7. Gabidullina G.R., Khamitova A.N. The role of digital transformation in working with youth human resources // International Scientific and Practical conference «Modern youth labor market: trends, challenges and development prospects». - Nizh-ny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2021. - P. 117-121.

8. Kokova S.F., Karaeva F.E. Digitalization of the economy. conditions of interaction between the labor market and the inverted education system. - URL: //https://izron.ru/ar-ticles/pedagogika-psikhologiya-i-obrazovanie-ot-teorii-k-praktike-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/ sektsiya-9-innovatsionnye-protsessy-i-informatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii/tsifrovizatsiya-ekonomiki-usloviya-vzaimodeystviya-rynka-truda-i-sistemy-perevernutogo-obrazovaniya

9. Krainov P. We train teachers and IT specialists, but we need workers: what is wrong with the labor market in Bashkiria in 2022. - URL: https://www.ufa.kp.ru/daily/27414/4613208/

10. Kryzhanova L.S. Integration of the labor market and the educational services market to ensure the balance of the national labor market //Bulletin of the KRSU. 2018. Volume 18. No. 3. -URL: http://www.lib.krsu.edu.kg/uploads/files/public/9769.pdf

11. Maksimova T.G., Minasyan A.R. Integration problems of the education system and the labor market in the training of personnel for the innovative economy of Russia // Scientific Journal of the ITMO Research Institute. The series «Economics and Environmental Management». 2015. № 1. P. 131-139.

12. On the approval of the Strategy for the Development of secondary vocational education in the Republic of Bashkortostan for 2022-2026. - URL: https://npa.bashkortostan.ru/36072/

13. Peskova O.S. Interaction of the educational services market and the labor market as a consequence of the development of the knowledge economy // Vestnik SGUTiKD. 2011. № 2 (16). P. 84-88.

14. Priority 2030 - leaders become. - URL: https://priority2030.ru

15. Forecast of the balance of labor resources of the Republic of Bashkortostan for 2022-2024. - URL: http://www.bashzan.ru/ system/docs/37721/btr_2022-2024.pdf?1638352131

16. Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan No. 51-r dated January 29, 2021 «On approval of a set of measures to restore the number of employed population of the Republic of Bashkortostan in 2021». - URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/574622875

17. Three universities of Bashkiria will receive special grants «Priority-2030» for 700 million - URL: https://ufa.rbc.ru/ ufa/05/10/2021/615c5dd29a79477b15e00bcb

18. Ufa State Technical University presented a development program within the framework of «Priority-2030». - URL: https:// nocrb.ru/tpost/7s6dddn2o1-ufimskii-gosudarstvennii-neftyanoi-tehni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.