Научная статья на тему 'Оценка роли туризма в экономике и его влияние на отдельные виды экономической деятельности'

Оценка роли туризма в экономике и его влияние на отдельные виды экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / САТЕЛЛИТНЫЙ СЧЕТ ТУРИЗМА / ГОСТИНИЦЫ / РЕСТОРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка роли туризма в экономике и его влияние на отдельные виды экономической деятельности»

щественно меньше, но также выросло - с 0,095 в 1950 г. до 0,15 в 1971 г. и до 0,233 в 2010 г., уменьшившись до 0,21 в 2016 г. Что касается богатых домохозяйств, то они практически не испытывали проблем с покрытием своих долговых обязательств: отношение последних к активам составило 0,014 в 1950 г., 0,022 в 1971 г., 0,054 в 2010 г. и 0,037 в 2016 г. (c. XI).

С.Н. Смирнов

2019.01.039. С.Н. СМИРНОВ. ОЦЕНКА РОЛИ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Обзор).

Ключевые слова: туризм; сателлитный счет туризма; гостиницы; рестораны.

Туризм отличается от классических видов экономической деятельности, результаты которых оцениваются с использованием моделей «затраты - выпуск». Он включает в свой состав ряд видов экономической деятельности, которые ориентированы на удовлетворение спроса посетителей. Поэтому для оценки его экономических результатов используется сателлитный счет туризма (ССТ), последняя версия которого была опубликована в 2010 г. Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). В составе ССТ разрабатываются 10 таблиц, включающих монетарные и немонетарные показатели туристских расходов и потребления, результаты видов экономической деятельности, входящих в состав туризма, занятость, накопление основного капитала, нерыночное потребление туристских услуг и индикаторы места туризма в национальной экономике. В настоящее время ССТ разрабатываются в десятках стран мира, к которым, в частности, относится Хорватия.

Первые попытки оценить вклад туризма в экономику этой страны, предпринятые еще в 1990-е годы, не имели серьезного успеха из-за отсутствия необходимых данных и методов оценок (3). Однако в последние два десятилетия ситуация изменилась, и в 2005 г. был разработан ССТ Хорватии, получивший развитие в 2011 г., когда были даны оценки расходов и потребления въездных и внутренних туристов, занятости в туризме, результаты различных видов экономической деятельности, включаемых в собирательную группировку «Туризм» в таблицах ССТ (услуги размеще-

ния, питания, пассажирских перевозок, турагентств, культуры и отдыха), иных видов экономической деятельности, услуги которых также потребляются туристами (розничная торговля), а также платежей и сборов с туристов.

Проведенные расчеты показали, что в 2005-2013 гг. валовая добавленная стоимость (ВДС) в туризме в Хорватии выросла с

32.7 до 45,4 млрд кун1, или на 38,8%, в то время как в экономике в целом - с 228,7 до 277,8 млрд кун, или на 21,5%. Соответственно, доля туризма в ВДС страны повысилась с 14,3 до 16,2% (3). Однако отдельные виды экономической деятельности, спрос на услуги которых предъявляют туристы, развивались различными темпами.

Так, наиболее заметно в рассматриваемом периоде выросла ВДС в рекреационной, спортивной и культурной деятельности - в

1.7 раза (с 616 до 1671 млн кун), в оптовой и розничной торговле -на 94,2% (с 2554 до 4958 млн кун) и в водном транспорте - на 87,6% (со 151 до 284 млн кун). На другом полюсе находились наземный и трубопроводный транспорт, ВДС в которым увеличилась всего на 4,1% (с 931 до 969 млн кун), воздушный транспорт (соответственно на 5,7%, или с 408 до 431 млн кун), а также гостиницы и рестораны (на 19,5%, или с 12,8 до 15,3 млрд кун).

Важно, что туризм имеет серьезный мультипликативный эффект для экономики страны. Об этом можно судить на основе данных о развитии тех видов экономической деятельности, которые не входят в состав туризма, но продукция и услуги которых потребляются туристами (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, строительство и др.). ВДС в них в 2005-2013 гг. увеличилась с 15,2 до 21,8 млрд кун, или на 42,8%. Соответственно повысилась их доля в общей ВДС в туризме - с 46,6 до 48% (3).

Значительное внимание в научных публикациях уделяется отдельным видам экономической деятельности в туризме и их эффективности. Например, в нынешней энергетической ситуации в центре внимания находятся вопросы энергетической эффективности гостиниц и других коллективных средств размещения, которые должны осуществлять свою деятельность в условиях ужесточения природоохранного законодательства. Такого рода исследования

^По курсу на 6 сентября 2018 г. 1 хорватская куна = 0,13 евро. - Прим.

реф.

носят, как правило, страновой характер. Например, в 2018 г. были опубликованы их результаты для гостиниц Македонии (2).

Исследование базировалось на материалах, которые были получены в ходе проведенного в мае-июне 2015 г. опроса администраторов 45 гостиниц страны, составивших 35,4% генеральной совокупности, включавшей 127 гостиниц. В выборку попали 10 из 16 гостиниц категории «пять звезд» (22% выборочной совокупности), 19 из 44 - категории «четыре звезды» (42%) и 16 из 67 - категории «три звезды» (36%). Большинство из попавших в выборку (67%) на момент проведения опроса присутствовали на рынке гостиничных услуг в течении продолжительного периода - более 15 лет, и лишь 22% были созданы менее шести лет назад. Численность занятых в 22% из них превышала 100 человек, в то время как в 11% работали не более 10 человек В 33% гостиницах количество номеров превышало 50, а в 22% составляло от 11 до 20 (2).

Результаты опроса показали, что в целом менеджмент гостиниц положительно относится к концепции энергетической эффективности и отдельным ее компонентам. Так, по компоненте «природоохранная политика» опрошенные в качестве основных выдели такие направления, как своевременная профилактика систем энергоснабжения гостиниц и обучение персонала. Тем не менее, оценивая их влияние на результативность бизнеса, респонденты по пятибалльной шкале дали им среднюю оценку 3, что определило ограниченность действий по соответствующей подготовке персонала. В то же время международный опыт свидетельствует о том, что эта мера может сократить энергопотребление в гостинице на 2-10%.

Результаты опроса по компоненту «ресурсы» свидетельствуют о том, что, несмотря на очевидное влияние энергопотребления на экономические результаты гостиниц, использование в последних возобновляемых источников энергии (геотермальной, солнечной, биоресурсов) и инновационных методов регулирования энергопотребления («умные» номера, приглушенный свет, использование в технических целях очищенной воды и т.п.) имеет ограниченное распространение. С другой стороны, практически повсеместно практикуются отказ от ежедневной смены полотенец (тем самым постоялец становится участником природоохранных

мероприятий), отключение света в номерах при закрытии двери электронным ключом, использование энергосберегающих ламп.

По компоненте «понимание» была определена значимость преимуществ и ограничений реализации концепции. Оказалось, что менеджмент понимает выгоды политики энергосбережения, позитивно влияющей (в порядке убывания значимости) на состояние окружающей среды, имидж гостиницы, снижение операционных издержек, повышение конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг и повышение заполняемости имеющихся мест. С другой стороны, в качестве ограничений проведения политики энергосбережения рассматриваются отсутствие субсидий, необходимость финансирования ее мероприятий, технические факторы, неинформированность и слабый интерес к энергосбережению (2).

Важной статьей расходов туристов является оплата питания, и поэтому исследование деятельности ресторанов также занимает одно из ключевых мест в публикациях, посвященных туризму. В частности, в условиях роста конкуренции важным фактором успешной экономической деятельности ресторанов является их пропускная способность. Исследование, проведенное с использованием модели конкуренции Курно1 (1), позволило сделать следующие основные выводы: 1) различия в репутации ресторанов обусловливают увеличение в целом общего объема предложения их услуг и повышение их качества; 2) ограничения по пропускной способности приводят к снижению потребительского излишка (разницы между максимальной суммой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той суммой, которую он действительно платит), равно как и общественного излишка2, но в некоторых случаях рестораны выигрывают от этих ограничений; 3) ограничения по пропускной способности снижают как количество, так и качество услуг, но при этом рестораны учитывают особенности отдельных групп посетителей и повышают цены, когда посетители восприимчивы к качеству пищи, и снижают ее качество, когда посетители

1 Предложена в 1838 г. французским философом и математиком А.А. Курно (1801-1877). - Прим. реф.

2 Сумма потребительского излишка и излишка производителя, определяемого как разность между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции, показывающая минимальную цену, при которой фирма еще производила бы каждую дополнительную единицу продукции. - Прим. реф.

восприимчивы к ценам; 4) влияние ограничений по пропускной способности на крупные и средние рестораны различается: общая величина качественных инвестиций, потребительского излишка и общественного излишка больше в тех случаях, когда с ограничением по пропускной способности сталкиваются мелкие рестораны.

Список литературы

1. Chen Y., He Q., Paudel K. Quality competition and reputation of restaurants: the ейе^ of capacity constraints // Economic research-ekonomska istrazivanja. -2018. - Vol. 31, N 1. - Р. 102-118.

2. Cingoski V., Petrevska B. Making hotels more energy efficient: The managerial perception // Economic research-ekonomska istrazivanja. - 2018. - Vol. 31, N 1. -Р. 87-101.

3. Ivandi N., Sutalo I. The contribution of tourism to the Croatian economy: An IO approach // Ekonomski pregled. - 2018. - Vol. 69, N 1. - P. 20-42.

2019.01.040. Б.Г. ИВАНОВСКИЙ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. (Обзор).

Ключевые слова: Евросоюз; США; высшее образование; рынок труда; неравенство; устойчивое развитие.

Появление информационно-коммуникационных технологий и развитие общества знаний требуют глубокой перестройки всей системы высшей школы с учетом потребности в специалистах, обладающих новыми профессиональными навыками.

Политика в области высшего образования в западных странах сосредоточена, прежде всего, на расширении доступа к нему населения. В настоящее время в 32 странах Европы функционирует около 2,5 тыс. высших учебных заведений, где обучаются свыше 17 млн студентов (7). При этом высшее образование рассматривается как политический инструмент преодоления социальноэкономического неравенства. Однако достичь этой цели довольно сложно из-за конфликта интересов между различными группами населения, а также из-за институциональных проблем, затрудняющих включение в систему высшего образования наиболее уязвимых слоев населения. Рыночный подход к организации высшего образования делает его менее доступным для людей с ограничен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.