Научная статья на тему 'Оценка роли независимых директоров в управлении российскими компаниями с госучастием'

Оценка роли независимых директоров в управлении российскими компаниями с госучастием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / НЕЗАВИСИМЫЙ ДИРЕКТОР / КОМПАНИИ С ГОСУЧАСТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бричеев Владимир Александрович

Рассмотрены антикризисные аспекты реализации корпоративного управления в российских компаниях с госучастием в новых геополитических и экономических условиях. Особое внимание уделено развитию института независимых директоров и его государственной поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The crisis aspects of the implementation of corporate governance in Russian companies with state participation in the new geopolitical and economic conditions. Particular attention is paid to the development of independent directors and its state support.

Текст научной работы на тему «Оценка роли независимых директоров в управлении российскими компаниями с госучастием»

Раздел IV. Экономика и менеджмент

УДК 338.24 ББК 65.292.34

В.А. Бричеев

ОЦЕНКА РОЛИ НЕЗАВИСИМЫХ ДИРЕКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ С ГОСУЧАСТИЕМ

Аннотация. Рассмотрены антикризисные аспекты реализации корпоративного управления в российских компаниях с госучастием в новых геополитических и экономических условиях. Особое внимание уделено развитию института независимых директоров и его государственной поддержке.

Ключевые слова: корпоративное управление, акционерное общество, совет директоров, независимый директор, компании с госучастием.

V.A. Bricheev

EVALUATION ROLE OF INDEPENDENT DIRECTORS IN MANAGING RUSSIAN STATE-OWNED COMPANIES

Abstract. The crisis aspects of the implementation of corporate governance in Russian companies with state participation in the new geopolitical and economic conditions. Particular attention is paid to the development of independent directors and its state support.

Key words: corporate governance, joint stock company, the board of directors, independent director, state-owned companies.

Проблема независимых директоров впервые была поставлена в англо-американской практике корпоративного управления, в модели которой независимый директор (independent director) является инструментом защиты интересов миноритарных акционеров от всесилия менеджмента. В европейской практике директорский корпус классифицируется на исполнительных (executive) и так называемых внешних, неисполнительных (non-executive) директоров. Исполнительный директор является сотрудником компании, неисполнительный директор не входит в штат компании, но имеет с ней тесные связи, а его роль значительно шире роли независимого директора.

С учётом структуры экономики РФ, компании с государственным участием, в которых государство имеет контрольный пакет акций, играют системообразующую роль в целом ряде отраслей: энергетика, нефте- и газодобыча, банки, транспорт и оборонно-промышленный комплекс, а их деятельность влияет на состояние экономики РФ. Еще в 2009 году тогдашним президентом страны Медведевым Д.А. была представлена идея о снижении числа государственных служащих в советах директоров компаний с государственным участием и даже полной (или почти полной) замены их на независимых директоров и профессиональных поверенных.

Новый подход к корпоративному управлению компаниями с госучастием обернулся значительным улучшением финансовых результатов их деятельности. Так Росимущество, подводя итоги деятельности акционерных обществ с госучастием за 2013 финансовый год8, отметило повышение качества дисциплины по выплате дивидендов и направление на выплаты в качестве дивидендов не менее 25 % чистой прибыли (рис. 1). Часть данных предприятий перешла на использование консолидированной финансовой отчетности для определения размера дивидендов. Общий объем выплат в качестве дивидендов в бюджет Российской федерации за 2013 год составил 218 млрд. руб. (рис. 2).

И одной из причин повышения финансовой дисциплины и, в целом, уровня корпоративного управления компаниями с госучастием является утверждение Правительством РФ в феврале 2013 года Концепции управления государственным имуществом, которая:

• определяет целевые функции для государственных активов;

• предполагает создание дорожных карт развития компаний с госучастием с персональной оценкой за результат;

• анонсирует проведение независимого рейтинга качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием;

8 http://www.rosim.ru/press/229007.

• расширяет практику привлечения независимых директоров и создание процедуры выявления претендентов на их роль;

• предполагает формирование «объединенных» советов директоров для малых и средних компаний.

Аэрофлот 25%

АИЖК 25%

Зарубежнефть 48%

РусГидро 25%

Ростелеком 36%

Алроса 35%

Транснефть 70%

ВТБ 44%

Роснефтегаз 25%

Газпром 27%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Рис. 1. Доля чистой прибыли, выплаченная в качестве дивидендов

Прочие общества 77,73

Аэрофлот | 0,94

АИЖК | 1,99

Зарубежнефть 3,43

РусГидро 3,51

Ростелеком 3,91

Алроса 4,92

Транснефть 6,77

ВТБ 9,16

Роснефтегаз 40,24

Газпром 65,40

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 80,00 90,00

Рис. 2. Доля чистой прибыли, выплаченная в качестве дивидендов

На практике в состав советов директоров 50 российских компаний входит от одного до девяти независимых директоров, составляющих от 9 до 86 % от общего числа членов совета. В среднем, почти четыре из десяти членов советов директоров этих компаний являются независимыми. Профессиональным объединением независимых корпоративных директоров является Ассоциация независимых директоров (АНД), созданная еще в 2002 году. Ее миссия состоит в «содействии российским акционерным обществам в повышении стоимости бизнеса путём внедрения передовых

практик работы совета директоров и корпоративного управления», а также в «формировании и поддержке профессиональных и этических стандартов деятельности директоров»9.

АНД работает на территории России и некоторых других стран и включает более 600 членов советов директоров и топ-менеджеров частных и государственных компаний, в том числе МТС, РЖД, ВТБ, Сибур, АЛРОСА, Уралкалий, Полиметалл и других. Совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и в партнёрстве с Pricewaterhouse Coopers (PwC) составляются ежегодные рейтинги10 «50 независимых директоров», «25 Председателей совета директоров», «25 директоров по корпоративному управлению», а совместно с Британским институтом директоров (IoD) Ассоциация реализует общепризнанную международную программу сертификации членов советов директоров IoD Chartered Director. В рамках сотрудничества с Роси-муществом более 100 членов АНД избираются ежегодно в советы директоров компаний с государственным участием.

По результатам исследований открытых данных о советах директоров 150 крупнейших по капитализации российских компаний (многие из них с госучастием) Ассоциацией независимых директоров РФ был составлен «Коллективный портрет независимого директора в российских компаниях»11, согласно которому в 2014 году:

• средний возраст независимого директора - 56 лет;

• 96 % независимых директоров - мужчины;

• 74 % независимых директоров - российские граждане (в 2013 году - на 14 % меньше);

• средняя продолжительность работы в компании российского директора - 3,18 года (в 2013 году -3,5 года);

• средняя продолжительность работы в компании иностранного директора - 6,1 года (в 2013 году - 5 лет);

• количество иностранных независимых директоров на 14 % уменьшилось.

В феврале 2014 года Правительство РФ утвердило новый кодекс корпоративного управле-ния12. Согласно ему, независимым директором рекомендуется «признавать лицо, которое обладает достаточными профессионализмом, опытом и самостоятельностью для формирования собственной позиции, способно выносить объективные и добросовестные суждения, независимые от влияния исполнительных органов общества, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных сторон».

Особо отмечается, что претендент на пост независимого директора акционерного общества, находящегося в госсобственности, не может быть госслужащим и должен не иметь никаких, и, в том числе, финансовых связей с самим ОАО и его отдельными акционерами. В связи с этим, рекомендуется «проводить оценку соответствия кандидатов в члены совета директоров критериям независимости, а также осуществлять регулярный анализ соответствия независимых членов совета директоров критериям независимости». Также рекомендуется, чтобы «независимые директора составляли не менее одной трети избранного состава совета директоров».

По данным издания Forbes13 в список компаний c обязательным исполнением указанного кодекса вошли в 2014 году «ВТБ», «Сбербанк», «Алроса», «Аэрофлот», РЖД, «Россети», «Русгид-ро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Роснефть», «Газпром» и «Ростелеком». В последний момент к списку по согласованию с Минэкономики была добавлена и ФСК ЕЭС. С 2015 года предполагался переход к формированию советов директоров, в том числе в «Газпроме», «Сбербанке», «Роснефти» и РЖД, в которых не менее трети директоров будут независимыми.

Директивное большинство при буквальном исполнении кодекса государство может иметь лишь в АО, в котором оно управляет более 84 % акций (50 % директивных голосов плюс 34 % голосов в пользу независимых). И таких компаний в списке 2014 года четыре, это РЖД, «РусГидро», «Совкомфлот» и «Транснефть». В остальных буквальное исполнение нового кодекса корпоративного управления равнозначно потере абсолютной управляемости компаниями с госучастием на основе директив государства.

Далее при оценке и сравнении роли независимых директоров в управлении перечисленными акционерными обществами с госучастием по результатам 2014 года будем учитывать их отраслевую направленность. Для примера, рассмотрим, как были реализованы требования кодекса корпоративного кодекса по внедрению института независимых директоров в компаниях с госучастием из приведенного выше списка (табл. 1).

Банки «ВТБ» и «Сбербанк», 60,9 % и 50 % +1 акций которых соответственно принадлежат государству, реализуют механизм независимых директоров посредством соответствующего определения функций и комитетов Наблюдательного совета (табл. 2).

Таблица 1

9 http://www.nand.ru.

10 http://www.nand.ru/professional-information/ratings/rating-2014/.

11 http://top.rbc.ru/economics/28/10/2014/544f79aecbb20f2963a52594.

12 http://www.iia-ru.ru/files/documents_open/%D0%9A%D0%9A%D0%A3.pdf.

13 http://www.forbes.ru/news/265051-pravitelstvo-obyazhet-13-goskompanii-vnedrit-kodeks-korporativnogo-upravleniya.

Доля независимых директоров в Наблюдательных советах компаний с различной акционерной долей государства

Наименование компании Акционерная доля государства Структура Наблюдательного совета (Совета директоров)

Всего директоров Независимых директоров

ВТБ 60,9 %, - владелец Росимущество 11 4

Сбербанк 50 % + 1 акция, владелец ЦБ РФ 17 7

Алроса 43,9 % - владелец Росимущество, 25 % +1 акция -правительство Якутии 15 5

Аэрофлот 51,17 % - владелец Росимущество Нет сведений 3

РЖД 100 % - владелец Росимущество Нет сведений Нет сведений

Россети 86,32 % - владелец Росимущество 15 12

Русгидро 65,87 % - владелец Росимущество 13 10

Совкомфлот 100 % - владелец правительство РФ 9 3

Транснефть 78,1 % - владелец Росимущество 7 3

Роснефть 100 % - владелец Росимущество 9 3

Газпром 50 % + 1 акция, владелец Росимущество 17 6

Ростелеком 47 % - владелец Росимущество, Внешэкономбанк (4,13 %) 11 3

ФСК ЕЭС 80,13 % - владелец ОАО «Россети» 11 3

Таблица 2

Роль независимых директоров в Наблюдательных советах банков с госучастием15

Критерий оценки Банк

«ВТБ» «Сбербанк»

Комитеты Наблюдательного совета Банка Комитет по аудиту; Комитет по кадрам и вознаграждениям; Комитет по стратегии и корпоративному управлению Комитет по аудиту; Комитет по кадрам и вознаграждениям; Комитет по стратегическому планироанию

Требования к наличию независимых и неисполнительных директоров в руководстве комитетов Наблюдательного совета Банка Председателем комитета Наблюдательного совета может быть избран только независимый член Наблюдательного совета Банка Не представлены

Требования к составу комитетов Наблюдательного совета Банка Комитет по аудиту формируется из членов Наблюдательного совета Банка, не являющихся единоличным исполнительным органом управления Банка и/или членами коллегиального исполнительного органа управления Банка. В состав Комитета по кадрам и вознаграждениям не входят должностные лица Банка. Формирование Комитетов осуществляется ежегодно из числа членов Наблюдательного совета Банка. В состав каждого Комитета включаются независимые директора

14 Составлено автором по результатам исследований.

15 Составлено автором по результатам исследований.

В соответствии с Уставом «Сбербанка» Наблюдательный совет осуществляет общее руководство его деятельностью. В компетенцию Наблюдательного совета «ВТБ» также входит решение вопросов общего руководства деятельностью, за исключением решения вопросов, отнесенных российским законодательством и Уставом Банка к компетенции Общего собрания акционеров. Структура Наблюдательных советов обоих банков в 2014 году уже соответствовала требованиям нового кодекса корпоративного управления - количество независимых директоров составило более одной трети от общего количества. Практически идентичным является и списочный состав комитетов их Наблюдательных советов.

Введение санкций в 2014-2015 годах со стороны ЕС и США в связи с событиями на Украине потребовало частичного возврата к участию государственных служащих в Наблюдательном Совете.

В конце декабря 2014 года председатель правительства РФ Медведев Д.А. сам предложил на время отказаться от одной из своих реформ16.

По мнению премьера, для усиления контрольных процедур «можно было бы разрешить участие высших должностных лиц, замещающих государственные должности, членов правительства входить в советы директоров, наблюдательные советы». В настоящее время подписано распоряжение о выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей РФ и независимых директоров в наблюдательный совет и ревизионную комиссию Банка ВТБ. Среди кандидатов в Наблюдательный Совет ВТБ значится и глава Минэкономразвития Улюкаев.

Отдельно стоит отметить наличие опубликованного в феврале 2015 года Минэкономразвития списка системообразующих российских компаний, которые правительство РФ намерено поддержать в рамках «снижения негативных последствий от возможных кризисных явлений».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Росимущество подвело итоги деятельности акционерных обществ с госучастием за 2013 финансовый год [Электронный ресурс] // Росимущество. Федеральное агентство по управлению госимуществом . - Режим доступа: http://www.rosim.ru/press/229007.

2. Российская ассоциация независимых директоров. Аналитическое агентство RWAY [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nand.ru/professional-information/ratings/rating-2014/.

3. Забавина, Ю. Российские компании начали избавляться от иностранных директоров [Электронный ресурс] / Ю. Забавина, А. Штыкина // РосБизнесКонсалтинг. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/ 28/10/2014/544f79aecbb20f2963a52594.

4. Кодекс корпоративного управления [Электронный ресурс] // ВЕСТНИК БАНКА РОССИИ 40 (1518). - Режим доступа: http://www.iia-ru.ru/files/documents_open/%D0%9A%D0%9A%D0%A3.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Правительство обяжет 13 госкомпаний внедрить кодекс корпоративного управления [Электронный ресурс] // Forbes Inc. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/265051-pravitelstvo-obyazhet-13-goskompanii-vnedrit-kodeks-korporativnogo-upravleniya.

6. Березина, Н. Правительство выдвинуло Улюкаева в наблюдательный совет ВТБ [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/politics/05/03/2015/54f879639a7947767fff97a3.

УДК 330 ББК 65.39

А.А. Веселая

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Аннотация. В статье показано, что одной из основных функций управления является изучение особенностей выбора различных систем автоматизации бухгалтерского учета.

Ключевые слова: надежность функционирования процесса обработки данных, уровень экономической эффективности системы, уровень системотехнической и функциональной частей системы.

A.A. Veselaya

ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY USING NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN ACCOUNTING

Abstract. The article shows that one of the basic functions of management is to study the features selection of different automation systems of accounting.

16 http://top.rbc.ru/politics/05/03/2015/54f879639a7947767fii97a3.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.