Научная статья на тему 'Оценка ритмичности реализации консервной продукции'

Оценка ритмичности реализации консервной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИТМИЧНОСТЬ / СЕЗОННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ ПРОДАЖ / RHYTHM / SEASONALITY / PRODUCTION / MARGINAL INCOME / PROFITABILITY OF SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караева Ф.Е.

Оценивается ритмичность производства консервной продукции с расчетом коэффициента ритмичности, вариации и определения доли продаж по месяцам, а также критический объем продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RHYTHM OF REALIZATION OF CANNING PRODUCTION

Rhythm of production of canning production with calculation of coefficient of rhythm, a variation and definition of a share of sales on months, and also critical sales volume is estimated.

Текст научной работы на тему «Оценка ритмичности реализации консервной продукции»

40

Экономические науки

УДК 38.43

ОЦЕНКА РИТМИЧНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСЕРВНОЙ ПРОДУКЦИИ

Караева Ф.Е., доктор экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик E-mail: fatima64@mail.ru

Оценивается ритмичность производства консервной продукции с расчетом коэффициента ритмичности,

вариации и определения доли продаж по месяцам, а также критический объем продаж.

Ключевые слова: ритмичность, сезонность, производство, маржинальный доход, безубыточность продаж.

ASSESSMENT OF RHYTHM OF REALIZATION OF CANNING PRODUCTION

Karayeva F.E., Doctor of economics, associate professor of accounting, analysis and audit, FSBEI HE "Kabardino-Balkarian state agricultural university named after V.M. Kokov", city of Nalchik

Rhythm of production of canning production with calculation of coefficient of rhythm, a variation and definition of a

share of sales on months, and also critical sales volume is estimated.

Key words: rhythm, seasonality, production, marginal income, profitability of sales.

Главным критерием организаций при производстве продукции (в данном случае консервной) можно выделить удовлетворение потребностей населения высококачественной, конкурентоспособной продукцией, что напрямую влияет на такие важные показатели. как величина издержек, прибыль и рентабельность. Необходимо производить продукцию с учетом выбранной ассортиментной политикой организации, изучая, при этом, потребности рынка и улучшая ее качество.

Производство и реализация продукции в сфере материального производства является главной составляющей предпринимательской деятельности, а основная ее цель - систематическое получение прибыли. Готовая продукция, являясь частью материально-производственных запасов, предназначается для последующей продажи с учетом технических и качественных характеристик, соответствующих требованиям договора или иным условиям, установленным законодательством.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортиментная политика, так как своевременное изменение структуры продукции рыночной конъюнктуры

является одним из главных индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

С учетом этого, формирование ассортиментной политики предприятия должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - эффективность использования ресурсного потенциала, имеющегося в распоряжении организации. При формировании ассортимента продукции можно выделить следующие его этапы:

- определить текущие и перспективные потребности потребителей;

- оценить уровень конкурентоспособности произведенной продукции;

- оценить экономическую эффективность и степень риска изменений в ассортименте продукции.

Широкий ассортимент способствует удовлетворению различных потребностей покупателей и, соответственно, возникает потребность в повышении объемов производства и реализации. С учетом этого, обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна

быть оценена еще на стадии ее формирования [1].

На данном этапе производственного процесса с увеличением объемов реализации происходит структурное изменение всей номенклатуры продукции, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается. При этом необходимо выявить наиболее прибыльные виды продукции для последующего их увеличения в общей структуре объемов производства. В процессе проведения исследования (по данным ООО «НКЗ») получены следующие результаты:

- выявлены тенденции, складывающиеся в отношении реализации продукции - за три последних года наблюдается увеличение темпов роста выручки на 2,9 раза;

- по-прежнему, лидирующие позиции в выручке от реализации продукции занимают горошек зеленый и огурцы консервированные.

Немаловажным показателем производственно-сбытовой деятельности является ритмичность, т.е. равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с договорными обязательствами. Данный вид анализа важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевремен-

ного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей при этом является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также, если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности. Для нейтрализации подобных причин рекомендуется:

- оценить качество работы отдела маркетинга;

- если снижение ритмичности обусловлено невыполнением производственной программы, то необходимо выяснить конкретные причины, вызвавшие данное снижение (ремонт оборудования, прогулы работников, недопоставки материальных ресурсов и т.д.), и устранить их;

- если снижение ритмичности продаж вызвано увеличением удельного веса продукции, имеющей сезонный характер продаж, то при расчете показателей ритмичности руководителю следует сделать корректировку: расчет проводить не по средним, а по плановым значениям продаж и оценить соответствие фактических значений продаж плановым;

Таблица 1

Ритмичность реализации консервной продукции

Месяцы Реализация продукции, тыс .рублей Удельный вес, % Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

2013 2014 2013 2014

Январь 11 504 4744 8,33 8,39 0,412 3,43

Февраль 18 426 4563 13,34 8,07 0,248 3,31

Март 5547 4150 4,01 7,34 0,748 3,01

Апрель 12 354 2284 8,94 4,04 0,185 1,62

Май 9813 1068 7,11 1,89 0,109 0,77

Июнь 3544 1322 2,56 2,34 0,373 0,95

Июль 2139 1220 1,55 2,16 0,570 0,88

Август 1068 753 0,77 1,30 0,705 0,54

Сентябрь 2316 4710 1,67 8,33 2,034 3,41

Октябрь 19 504 10 887 14,12 19,25 0,558 7,88

Ноябрь 23 058 8833 16,75 15,62 0,383 6,39

Декабрь 28 780 12 030 20,85 21,27 0,418 8,71

Итого 138053 56 563 100 100 6,743 40,9

- снижение ритмичности может явиться следствием сокращения объема продаж в целом. Из таблицы 1 видно, что в течение года удельный вес фактически реализованной продукции несколько расходится с базовым показателем. Наибольшее отклонение фактического удельного веса отчетного года с базисным наблюдается в сентябре (на 6,66 %), что является допустимым. В остальном же отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.

Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 40,9 %.

Ритмичность работы предприятия составляет 40,9 %. Это связано в большей степени сезонностью производства сырья для плодоовощной консервной промышленности. Складских помещений пригодных для затоваривания сырья на межсезонье нет, поэтому и коэффициент ритмичности выпуска продукции имеет столь низкое значение. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от базового задания к среднему объему реализации продукции за отчетный год [3].

К вар ~

ХсРПф-РПт)2

+ РП

п

где: п - число суммируемых отклонений от планового задания;

РП - средний объем продаж за период; РПф - фактический объем продаж в отчетном периоде;

РПт - плановый объем продаж в отчетном периоде.

Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:

К„

£(56563 -138053)2

12

н-138053 =-17,04%.

По завершению второго этапа получены результаты:

Продажа продукции по месяцам в среднем отклоняется на -17,01 %, что является не допустимым.

Недозагрузка производственных мощностей

оказало влияние на ритмичность продаж, которая составила 40,9 %.

Далее, для полноты исследования необходимо определить критический объем продаж (РПБ) и запас прочности (ЗП)

я

РПг =

Умд

где: Зпост - постоянные затраты на производство и сбыт продукции;

Умд - уровень маржинального дохода. Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период. Определим, при каком объеме реализации продукции, организация не понесет убытков, но и не получит прибыли.

Маржинальный доход (2012) = 25867 - 11955 = 13912; Маржинальный доход (2013) = 71085 - 37300 = 33785; Маржинальный доход (2014) = 77392 - 40468 = 36924.

13912 (2012) = 25867 = ^

33785 (2013) = 71085- = °'47;

36924

У (2014) = ------ = °,48;

мд 77392

За 3 последних года уровень объема продаж, при котором предприятие не будет иметь убытков, значительно вырос в 2012 г., что связано с тем, что темп роста постоянных расходов выше темпов роста объемов производства продукции. Руководству необходимо обратить внимание на данный факт - выявить структуру постоянных расходов, выяснить, насколько они оправданы и целесообразны, и разработать мероприятия, позволяющие сократить постоянные расходы.

Теперь рассчитаем уровень безубыточности продаж [3]:

РП, =

6158

Умд 0,54

= 11403

РПЕ =-

20439

Умд 0,47

= 43487

(2012);

(2013);

Таблица 2

Расчет критического объема продаж

Год Затраты, тыс . руб . Выручка, тыс руб Маржинальный доход Уровень маржинального дохода в сумме выручки Уровень безубыточности

постоян перемен .

А 1 2 3 4 5 6

2012 6158 11955 25867 13912 0,54 11403

2013 20439 37300 71085 33785 0,47 43487

2014 21409 40468 77392 36924 0,48 44602

РПБ - пост

21409

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умд 0,48

= 44602 (2014).

Рост постоянных расходов негативно влияет также на показатель доходности продаж. Соответственно увеличение уровня безубыточности влечет за собой сокращение запаса прочности (ЗП), который представляет собой разницу между фактическим объемом реализации и критическим объемом продаж.

ЗП = ВР - РПб = 25867 - 11403 = 14464 2012 г.;

ЗП = ВР - РПб = 71085 - 43487 = 27598 2013 г.;

ЗП = ВР - РПб = 77392 - 44602 = 32790 2014 г.

В целях оценки эффективности функционирования предприятия определим доходность продаж (ДП), т.е. выясним, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки от продаж.

ДП =

В

где Ппр - прибыль от продаж.

Снижение доходности (рентабельности) продаж может быть обусловлено двумя основными причинами:

- неправильной ценовой политикой;

- значительным увеличением (перерасходом) затрат.

Неправильно выбранная ценовая политика (занижение цен) ведет к непропорциональному увеличению себестоимости по отношению к продажным ценам.

3825

Ппр (2012) =-= 0,148;

пр 25 867

13 3346

Ппр (2013) =-= 0,187;

пр 71085

15 515

Ппр (2014) =-= 0,201.

пр 77 392

Рассчитав показатель доходности продаж, мы видим, что наименьший уровень доходности 14,8 % наблюдается в 2012 г.

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- анализ объемов продаж выполняется путем сравнения фактических данных объемов выпуска и реализации по наименованиям продукции в динамике, в частности, объем реализации продукции в 2014 г. в 2,9 раза выше базисного года;

- анализ реализации необходимо производить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, так как эффективность функционирования предприятия зависит от обоснованности продуктовой программы;

- предприятие должно стремиться выполнить план не только по общему объему производства и продаж, но и по номенклатуре с учетом конкурентоспособности продукции и ее качества;

- основным условием своевременного выпуска и реализации продукции является ритмичная работа предприятия от чего и зависит конечный финансовый результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлексееваА.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Ю.В. Васильев, А.В.Малеева, Л.И. Ушвицкий. - Красноярск: СФУ, 2010. - 412 с.

2. Караева Ф.Е. Формирование технологии конкурентоспособности в отраслях АПК (на примере плодоовощной консервной промышленности КБР): Дис. ... канд. экон. наук. - Нальчик, 2000.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2013. - 544 с.

4. Шокумова Р.Е., Дымова М.А. Функционирование предприятий и организаций Кабардино-Балкарской Республики в рыночных условиях // В сб/: Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты сборник научных трудов по итогам IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 317-321.

5. Шокумова Р.Е. Структурные преобразования в аграрном секторе / В сб/: Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты: Материалы IV научно-практической конференции молодых ученых и специалистов агропромышленного комплекса. - 2010. - С. 142-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.