Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКОВ ТИПОВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МОНТЕ-КАРЛО'

ОЦЕНКА РИСКОВ ТИПОВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МОНТЕ-КАРЛО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС РЕГИОНА / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосова М. Н., Корнев А. М.

В статье рассматриваются и верифицируются на конкретных примерах в рамках регионального инвестиционного процесса аналитические возможности метода имитационного моделирования Монте-Карло. Показана методическая значимость данного метода для решения задачи управления рисками социально-ориентированных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКОВ ТИПОВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МОНТЕ-КАРЛО»

5. Nechayev AS, LG Nikitiuk Creating a model of investment and innovation management mechanism in the sphere of housing and communal services. - Taxes and Taxation . 2011 . № 12. Pp. 26-31 .

6. Nechayev AS Innovative approach to the formation of an investment loan. -Bulletin of the Siberian State Aerospace University . Academician MF Reshetnev . 2009 . № 1. Pp. 146-150 .

7. Nechayev AS, Gavrilova JL Strategy to attract investments in the industry for the reconstruction of Russian equipment. - Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2008 . T. 33 . № 1. Pp. 22-25 .

8. Nechayev AS Mechanism of regulation of the investment tax credit for engineering plants. - Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2005 . T. 21 . № 1. Pp. 147-151 .

9. Nechayev AS The problem of the investment tax credit in Russia and likely solutions . - Problems of the modern economy. 2004 . № 4 . Pp. 110-113 .

10. Nikitin S., E. Glazov , M. Stepanova Taxes in market economy countries and in Russia. / / World Economy and International Relations. - 1996 , № 4

11. Nikitin V. We will soon live in a new way . / / Moscow accountant. - 2001 , № 5 . Pp. 33-37 .

12. Romanovsky MV, OV Vrublevskaya The budget system of the Russian Federation . Textbook. - M.: Yurait , 1999 .

13. Tyurin AV PPG : legal support of investment activity. / / Finance and credit. -2000, № 1 (61). Pp. 38-40.

14. Hritian VF On the directions of development of the tax reform. / / Finance . -1997 , № 4 . C.29

Федосова М.Н. преподаватель Южный федеральный университет

Корнев А.М. студент

Высшая школа бизнеса ЮФУ ОЦЕНКА РИСКОВ ТИПОВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МОНТЕ-КАРЛО Аннотация

В статье рассматриваются и верифицируются на конкретных примерах в рамках регионального инвестиционного процесса аналитические возможности метода имитационного моделирования Монте-Карло. Показана методическая значимость данного метода для решения задачи управления рисками социально-ориентированных проектов.

Ключевые слова: инвестиционный процесс региона, имитационное моделирование, метод Монте-Карло, инвестиционные риски.

В соответствии с императивами устойчивого социально-экономического развития региона особую актуальность приобретает научно обоснованное управление инвестиционными проектами соответствующей направленности с использованием эффективных методов инвестиционного моделирования, позволяющих, в том числе идентифицировать, оценивать и управлять сопряженными с ними рисками. При этом с позиции системного подхода - необходимой методологической платформы инвестиционного моделирования, -как отмечается в работе [1], актуальную среду социально-ориентированных проектов образуют элементы мезосистемы «регион», с которыми проект как система находится, реально или потенциально, в отношениях партнерства (в широком понимании), конфликта (конкуренции), или не взаимодействует. Поэтому можно выделить следующие задачи управления потенциалом инвестиционного проекта: сбор, подготовка и обработка внешней и внутренней информации; прогнозирование изменения внешних воздействий; выработка альтернатив; экспертный анализ; комплексный анализ с использованием аналитических и экспертных методов принятия решений; осуществление управляющих воздействий и контроль за их реализацией объектом управления. Последовательное решение перечисленных задач является основой эффективного управления региональными проектами социальной направленности.

Для подтверждения данного тезиса рассмотрим пример Ростовской области. Согласно положениям областной долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 - 2015 годы», сформирован перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов», в число которых входит 63 крупных инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 376 млрд рублей, реализуемых в 30 муниципальных образованиях области. Эти проекты позволят создать в регионе около 37 тысяч рабочих мест [2]. Проект «Строительство завода по производству безалкогольных напитков PepsiCo площадью 60 тыс. кв. м.» компании PepsiCo находится в этом списке на 49 месте; его курирует Минсельхозпрод области. По предварительным данным завод создаст около 150 рабочих мест. Компания PepsiCo - второй по величине в мире и крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков с годовым объемом продаж более 65 млрд. долларов. Одним из ключевых направлений бизнеса компании является Pepsi-Cola (газированные и негазированные напитки), Gatorade (спортивные и функциональные напитки) и Tropicana (соки). В России PepsiCo представлена более чем 40 предприятиями и около 25 тыс. сотрудниками. Инвестиции PepsiCo в экономику РФ составляют более 9 млрд. долларов [3]. Coca-Cola и PepsiCo -лидеры мирового рынка напитков, суммарная доля которых на рынке соков и газированных напитков в России составляет более 60%. На рисунке 1

приведены доли основных компаний-производителей безалкогольных напитков на российском рынке.

Рисунок 1 - Доли ключевых игроков на рынке безалкогольных напитков в стоимостном выражении (2011 г.) [4]

По итогам 2010 года четверть российского рынка безалкогольных напитков приходилась на долю компании Coca-Cola, на втором и третьем местах находились, соответственно, PepsiCo и «ВБД», которые уже во втором полугодии 2011 года объединились и сейчас лидирующие позиции на рынке занимает компания PepsiCo. Инвестиционный проект строительства завода в Ростовской области лишь укрепит достигнутое компанией положение, однако при условии обоснования его экономической и коммерческой эффективности.

Как известно, одним из самых популярных методов оценки экономической эффективности инвестиционных проектов является метод дисконтированных денежных потоков. Практическое применение данного метода показывает чувствительность параметров финансовой модели к изменениям, например, ставки дисконтирования или темпа роста денежных потоков. Как следствие, изменения в параметрах модели приводят к существенным колебаниям чистой приведенной стоимости проектов. Но этот метод не учитывает факторов неопределенности и риска, имманентно присущих проектам, особенно инновационной направленности. На рисунке 2 показана классификация существующих методов оценки стоимости инвестиционной привлекательности проекта в зависимости от наличия стратегических и рыночных рисков. Все виды риска можно условно разделить на две основные категории: дискретные и непрерывные (непрерывная неопределенность). К дискретным рискам можно отнести

La Coca-Cola, Вимм-Билль-Данн PepsiCo

Другие производители

угрозы, связанные со стратегическими решениями. Непрерывные риски включают рыночные риски или риски колебания рыночных факторов (цена, процентные ставки, обменные курсы и т.д.).

i

Использование дерева принятия решений Оценка но методу реальные опционов

Метод дне ионтнро ванных денежных потоков N1 ето д Мо н те-Кapjю

1 Ijrtnai

□ ьсси-ая

Непрерывные I Н [ рЫ[Н)г|[|;|Е) ЕИЛ>[|рС,|С.|С!1ЕЮПЬ

Рисунок 2 - Виды риска и методы оценки стоимости [5]

Метод Монте-Карло применим для оценки инвестиционных проектов или для планирования эффективности продаж; иными словами, это универсальный инструмент с множеством функций.

Оценка инвестиционных рисков рассматриваемого проекта выполнена с помощью специального программного обеспечения Crystal Ball, работающего на базе табличного процессора Excel, что позволяет выполнить имитационное моделирование инвестиционного проекта по методу Монте-Карло.

Финансовый анализ строительства и запуска завода проведен с использованием метода дисконтированных денежных потоков. Чистый денежный поток проекта составляет - 4 071 368 417,19 руб. Горизонт расчета составляет 5лет, два из которых отведены под строительство, год на пробный запуск всех мощностей, в течение которого будут произведены расчеты рентабельности проекта, и ещё два года - прогноз. Финансовая модель проекта приведена в таблице 1. Согласно прогнозам аналитиков, продажи произведенной продукции составят 150 000 000 литров в год при цене 30 руб. за литр. Ставка налога на прибыль равна 13%, ставка дисконтирования - 15%. Для составления модели начальная инвестиция на строительство объекта распределена по месяцам.

Основные параметры финансовой модели - объем продаж, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие затраты, а также распределенные инвестиции на строительство - моделируются как случайные переменные, имеющие вероятностное распределение. Анализ Монте-Карло предоставил необходимую информацию для оценки эффективности проекта и позволил

выявить факторы, которые в наибольшей степени влияют на финансовые результаты проекта. Для моделирования объемов продаж используется равномерное распределение: между минимальной и максимальной границами находится наиболее вероятное значение выбранного параметра.

N^nne: Количество проданный продуктов в меояцП(среднее значение по различным видам напитков] в литрам

Discrete Uniform distribution

11 600 000 12 000 000 12 400 000 12 800 000 13 200 000 13 600 000

Minimum ¡МШМП l^jj MaKimum[l3 750 000.00

Рисунок 3 - Равномерное распределение для объема продаж в третий год проекта

В отличие от цены, которая не колеблется и находится под контролем менеджеров компании, объем продаж зависит от неконтролируемых факторов. При построении модели программа выполняет 10 000 повторов, при каждом повторе генерируются новые значения для случайных переменных (параметров финансовой модели) и выполняется перерасчет прибыли проекта. Результаты анализа в виде гистограммы показаны на рисунке 4.

Таблица 1 - Финансовая модель проекта

Параметр Количество

Количество проданных продуктов в месяц (среднее значение по различным видам напитков), в литрах 12 500 000,00

Цена за один литр продукции, в рублях 30,00

Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), в рублях 36 683 000,00

Затраты на оплату труда, в рублях 6 000 000,00

Отчисления на социальные нужды, в рублях 990 000,00

Амортизация основных фондов, в рублях 1 605 000,00

Прочие затраты, в рублях 1 500 000,00

Начальная инвестиция на строительство распределенная, в рублях 215 499 334,00

Прибыль или убытки в месяц 98 068 719,42

Рисунок 4 - Результаты анализа Монте-Карло: распределение прибыли проект

Среднее значение прибыли проекта составляет 98 068 719,42 руб. в месяц. Анализ инвестиционного проекта по методу Монте-Карло показывает, что с момента окончания строительства и с учетом срока окупаемости 3 года, которые входят в прогнозируемые 5 лет, вероятность получения положительной прибыли равна 100%. При наиболее благоприятном стечении факторов прибыль проекта может превысить 148 млн. руб.

Анализ чувствительности позволил определить, что объем продаж и распределенные начальные инвестиции оказывают наибольшее влияние на прогнозируемую прибыль. Ключевым параметром является количество проданных продуктов, корреляция с прибылью которого составляет 0,8531. Влияние данного параметра на результат характерно для большинства видов бизнеса. Обычно возможности менеджмента компаний по управлению расходами незначительны, и основные усилия следует направлять на увеличение доходов.

Рисунок 5 - Диаграмма чувствительности показателей проекта

Рисунок 6 - Корреляционные диаграммы

Таким образом, на основании данных, полученных с использованием предложенного программного комплекса, реализация инвестиционного проекта строительства и запуска нового завода безалкогольных напитков в Ростовской области достигает намеченной цели, имеет очевидные экономические эффекты в условиях риска и неопределенности.

Использованные источники:

1. Матвеева Л.Г., Матыцын В.В. Модель системной динамики управления экономическим потенциалом регионального агропромышленного кластера// Известия Южного федерального университета.-Технические науки.-№17.-2006.Т.72.

2. Данные официального портала Правительства Ростовской области http://www.donland.ru.

3. Данные официального сайта компании PepsiCo http://www.pepsico.ru/company.

4. Данные Аналитического центра Видео Интернешнл http://www.acvi.ru.

5. Лукашов А. Монте-Карло для аналитиков // Риск-менеджмент: электронный журнал. - 2007. http://ecsocman.hse.ru/data/974/783/1219/72-77-praktikum_-_lukashev_SCR.pdf.

Федюнина А.А. студент Патронова Ю.Г. студент Марченко Е. В., к. э.н. руководитель, доцент международный университет природы, общества и человека «Дубна» Россия, Московская обл., г. Дубна РОЛЬ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ В ОЦЕНКЕ ЕЕ ИНВИСТИЦИОННОЙ

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

В современном информационном мире многие значимые вещи перестали играть важную роли в жизни людей. С развитием науки, техники, экономики, коммуникаций изменились не только сами отношения между людьми по разным вопросам, но и оценка этих отношений. Под данные новшества попадают все сферы жизнедеятельности, в том числе и развитие регионов. Поэтому неудивительно, что в постиндустриальном обществе при оценке инвестиционной привлекательности региона его имидж, образ, репутация, рассматривается как конкурентный ресурс, причем наравне с другими, казалось бы более важными возможностями как географическое положение, плотность населения, полезные ископаемые, водные ресурсы и др.

Имидж региона - это совокупность внешних и внутренних мнений и представлений, возникающих на основе анализа признаков данного образования, и происходящих в нем событий, отражающих действительность, влияющая на оценку и восприятие региона изнутри и со стороны.

Положительная репутация города, района, округа - необходимая часть ресурсов данного региона. Именно она делает регион конкурентоспособным, привлекает инвесторов и новых жителей.

Как на федеральном, так и на региональном уровнях имидж образовывается из совокупности мнений об политических, экономических, культурных, личностных, производственных, инфраструктурных, управленческих, религиозных и других сферах общественной деятельности.

Отсутствия образа региона быть не может. Отрицательный имидж -тоже имидж. Даже если город не известен на всю страну, близлежащие районы всегда будут иметь некое представление о данной муниципальной единице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.