Научная статья на тему 'Оценка рисков реализации бюджетных проектов при строительстве новых объектов, предназначенных для уголовно-исправительных учреждений'

Оценка рисков реализации бюджетных проектов при строительстве новых объектов, предназначенных для уголовно-исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ОБЪЕКТОВ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЕКТ / РИСКИ / РАНЖИРОВАНИЕ РИСКОВ / ОЦЕНКА РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубкова Н.В., Пипко Е.Г., Чумаков Л.Л.

В статье проведены исследования по необходимости строительства новых следственных изоляторов; представлены этапы перевода следственных изоляторов за пределы городских территорий; рассмотрены риски реализации бюджетного проекта перевода следственных изоляторов; проведено ранжирование рассмотренных рисков. Использованы материалы научно-исследовательской работы «Анализ экономической обоснованности, исследование проблем, оценка рисков и перспектив перевода следственных изоляторов УИС России из исторических центров крупных городов России за пределы городских территорий за счет средств от реализации земельных участков на которых они размещались», выполненной в рамках договора от 30.05.2012 №30/дб между ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» и Счетной палатой РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубкова Н.В., Пипко Е.Г., Чумаков Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков реализации бюджетных проектов при строительстве новых объектов, предназначенных для уголовно-исправительных учреждений»

УДК 330.322.14

ОЦЕНКА РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Н.В. Зубкова, к.э.н., доцент

Е.Г. Пипко, д.э.н., профессор

Л.Л. Чумаков, к.э.н., доцент

Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Российская Федерация

ЗубковаН.В., Пипко О.Г., Чумаков Л.Л. Оценка ризитв реал1зацп бюджетных проеютв при будгвництвг нових об 'екппв. призначгних для кримтально-виправног система.

У статт! проведено дослщження з необхщност! бугцвництва нових слщчих ¡золятор1в; представлеш етапи перекладу слщчих ¡золятор1в за меж1 мкьких територш; розглянуп ризпкп реал1зацп бюджетного проекту перекладу слщчих ¡золятор1в; проведено ранжування розглянутих ризиюв. Використано матер1али науково-дослщно! роботи «Анал1з економ1чно1 обгрунтованост! , дослщження проблем, оцшка ризиюв i перспектив перекладу слщчих ¡золятор1в У1С Pocii з ¡сторичних ijempiB великих MicT Pocii за меж1 Micbrax територш за рахунок коптв вщ реал1заци земельних дшянок на яких вони розмщувалися », виконано! в рамках договору вщ 30.05.2012 № ЗО'/дб м1ж ФГБОУ ВПО «Тольятгшсьюй державний ушверситет» та Рахунковою палатою РФ.

Ключовг слова: розвиток кримшально-виконавчо! системи; слщчий ¡золятор; бущвництво нових об'екпв; бюджетний проект; ризики; ранжування ризиюв; оцшка ризиюв

Зубкова Н.В.. Пипко Е.Г.. Чумаков Л.Л. Оценка рисков реализации бюджетных проектов при строительстве новых объектов, предназначенных для уголовно-исправительных учреждений.

В статье проведены исследования по необходимости строительства новых следственных изоляторов; представлены этапы перевода следственных изоляторов за пределы городских территорий; рассмотрены риски реализации бюджетного проекта перевода следственных изоляторов; проведено ранжирование рассмотренных рисков. Использованы материалы научно-исследовательской работы «Анализ экономической обоснованности, исследование проблем, оценка рисков и перспектив перевода следственных изоляторов УИС России из исторических центров крупных городов России за пределы городских территорий за счет средств от реализации земельных участков на которых они размещались», выполненной в рамках договора от 30.05.2012 №30/дб между ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» и Счетной палатой РФ.

Ключевые слова: развитие уголовно-исполнительной системы; следственный изолятор; строительство новых объектов; бюджетный проект; риски; ранжирование рисков; оценка рисков

ZubkovaN.V.. PipkoE.G.. ChumakovL.L. Risk assessment of budget implementation project for construction of new facilities to be used for penal system.

The necessity of building new detention centers; translation stages are detention centers outside urban areas; consider the risks of the project budget transfer remand; ranging of the considered risk. Used materials research "Analysis of economic feasibility, studies following issues, risk assessment and prospects translation remand the Russian penal system of the historic centers of cities in Russia outside of urban areas with liinds from the sale of land on which they were placed," made in Under the agreement of 30.05.2012 № 30/db between TSU and the Accounts Chamber of the Russian Federation.

Keywords: development of penal system; detention center; construction of new facilities; budget Project; the risks; ranking of risks; risk evaluation

Согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций и относятся к числу важнейших средств развития международного сотрудничества.

Анализ последних исследований и публикаций

В рамках расширения международных связей, было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2006 №839 «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исправительной системы (2007-2016 годы)». Основными факторами, определяющими развитие уголовно-исполнительной системы в России, являются международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. К указанным актам относятся Европейские пенитенциарные правила, принятые в январе 2006 г. Комитетом министров Совета Европы [1] и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, принятая Советом Европы в Риме [2]. Согласно этим актам, подследственные должны содержаться в разных заведениях или в различных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин задержания и предписанного обращения с ними. Все помещения, которыми пользуются подследственные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем следует обращать внимание на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, минимальную их площадь 7 м2, освещение, отопление и вентиляцию. Уклонение от исполнения принятых обязательств может негативно отразиться на социально-экономических и политических преобразованиях в Российской Федерации, а также серьезно подорвать ее международный авторитет.

Формирование цели исследования

Выполнение распоряжения Правительства РФ от 07.06.2006 №839 «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» повлечет за собой обязательный перенос следственных изоляторов из центральных районов крупных городов за пределы городских территорий. Это вызвано тем, что выполнение ряда подписанных международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с подследственных в практику исполнения наказаний. Однако настоящее состояние следственных изоляторов не позволяет выполнить условия этих договоров из-за технического состояния зданий, отведенных под следственные изоляторы, а их реконструкция потребует колоссальных финансовых затрат и решения возникающих в этой сфере проблем, связанных с размещением подследственных на время реконструкции и перестройки.

Изложение основного материала

Анализ мест расположения следственных изоляторов в крупных городах, показал, что почти все они располагаются в окружении жилых домов, школьных и дошкольных учреждений, а также предприятий сферы услуг и торговли, это, несомненно, наносит психологический, моральный и материальный вред районам, в которых они располагаются. Так как осознание того, что недалеко от места жительства находится учреждение с потенциальными преступниками, негативно сказывается на жизненном укладе населения, и простое проведение реконструкции и доведения следственных изоляторов (СИЗО) до Европейских норм не позволит решить этой проблемы. Поэтому необходимо рассмотреть ситуацию построения новых следственных изоляторов с учетом рекомендованных нормативов за чертой городских территорий.

Помимо перечисленных юридических, психологических и моральных факторов, расположение СИЗО в центре городов, есть и такой фактор, как коммерческая не привлекательность района. Это связано с тем, что близость СИЗО к жилым кварталам снижает рыночную стоимость квартир и земли, аренды жилых и нежилых помещений, т.е. данные районы являются не привлекательными для осуществления какого-либо вида сделок с недвижимостью.

Еще одной причиной для перевода следственных изоляторов за пределы городских территорий является, сложившийся в последние годы, дефицит свободных площадей, обеспеченных коммуникациями под жилищное и коммерческое строительство, т.е. отсутствие возможности возведения новых жилых многоквартирных домов, торго-во-развлекательных центров и других видов построек.

Однако, перевод следственных изоляторов за пределы городских территорий может сопровож-

даться определенным рядом трудностей и проблем:

— длительный срок выполнения перевода следственных изоляторов за пределы городских территорий;

— двойные расходы бюджетных денежных средств, связанных с содержанием еще действующих следственных изоляторов и строительство новых;

— единовременное использование максимального количества транспортных средств, необходимых для централизованного перевода подследственных;

— сложность обеспечения необходимого количества сопровождающих лиц и лиц, обеспечивающих охрану подследственных в процессе централизованного перевода;

— обеспечение безопасности, как обычных жителей, так и подследственных в процессе конвоирования последних в новый следственный изолятор за пределы городских территорий. Кроме того, перевод следственных изоляторов

за пределы городских территорий должен осуществляться в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, Правилом внутреннего распорядка исправительных учреждений, Трудовым кодексом, законными и подзаконными актами, нормами и нормативами, федеральными законами, приказами и другими документами, регулирующими данный процесс. А для перевода следственных изоляторов за пределы городских территорий необходимо выполнить определенное количество обязательных действий и работ, которые представлены в виде следующих этапов:

1) выделить землю за пределами городских территорий под строительство новых следственных изоляторов;

2) спроектировать комплекс зданий нового следственного изолятора в соответствие с европейскими нормами;

3) получить разрешение на строительство новых следственных изоляторов;

4) построить новые следственные изоляторы на выделенных землях за пределами городских территорий;

5) закупить, установить и осуществить монтаж оборудования, мебели и других предметов, необходимых для нормального функционирования новых следственных изоляторов;

6) принять и сдать объект, т.е. следственного изолятора в эксплуатацию;

7) подобрать и обучить персонал;

8) перевести подследственных в новый следственный изолятор, обеспечив им соответствующую охрану и конвоирование, а так же осуществив прием подследственных, документов, личных дел и т.д. на новом месте пребывания;

9) закрыть старые следственные изоляторы;

10) принять решения о дальнейшем использовании объекта, считавшегося следственным изолятором.

Выполнение перечисленных этапов может сопровождаться определенными рисками, особенно связанными с реализацией бюджетных проект-

ных, это связано со сложностью проведения расчетов по таким параметрам, как «финансовая отдача проекта», «срок окупаемости проекта», «дисконтированный доход» и другие, по причине того, что эти показатели просто отсутствуют в случае реализации бюджетного проекта. По этой причине в большинстве, даже высококачественных проектов, обращающихся на федеральном уровне, численные оценки рисков или отсутствуют вообще, или наличествуют формально (без расчетных обоснований и минимальной содержательной интерпретации). Это обстоятельство не позволяет давать объективных оценок, которые в условиях повышенных рисков, далеко не полно отражают показатели эффективности проектов [3].

Не смотря на это риски, которые могут возникнуть при переводе следственных изоляторов за пределы городских территорий можно условно разделить на три вида: проектные, технические и бизнес-риски.

Произведем ранжирование рисков, которые будут сопутствовать проекту переводы следственных изоляторов за пределы городских территорий. Результаты ранжирования представим в таблице 1. Вероятность наступления того или иного риска, а также опасность его для проекта в целом оценивается на основании анализа появления подобных рисков в проектах, связанных с бюджетным финансированием.

Таблица 1. Риски проекта и их ранжирование [4]

Виды рисков Вероятность риска, % Опасность ситуации для проекта, баллов (1-5) Важность ситуации, Vj (2) * (3) Коэффициент относительной важности группы рисков, kj (0,5 - 1) Итоговы й рейтинг фактора, R, R=V,xkj

Проектные риски

Ошибки в бюджете проекта 15 4 0,6 0,48

Изменения требований, предъявляемых к проекту 10 3 0,3 0,8 0,24

Изменение в графике проведения работ 25 2 0,5 0,4

Изменения в законодательстве 10 4 0,4 0,32

Технические риски

Нарушение сроков выполнения работ 25 2 0,5 0,33

Нарушение требований норм технологии строительства 10 3 0,3 0,65 0,2

Нарушение качества выполняемых работ 10 3 0,3 0,2

Нарушение сроков поставки средств и материалов 8 2 0,16 0,1

Нарушения в сфере документооборота и информационного обеспечения проекта 8 2 0,16 0,1

Нарушения в сфере технической эксплуатации машин и оборудования 8 1 0,08 0,65 0,05

Срыв графиков перевозки подследств енных 6 3 0,18 0,12

Нарушения комплектации штатов персонала СИЗО 4 3 0,12 0,08

ЧП при транспортировке подследственных 3 5 0,15 0,10

Бизнес-риски

Переоценка инвестиционной привлекательности объектов недвижимости 30 4 1,2 1,08

Реализация земель по ценам ниже среднерыночных 5 3 0,15 0,9 0,14

Невозможность реализации земель и возмещения средств в бюджет 2 5 0,1 0,09

Невыполнение нормативов по критериям эффективности проекта 10 5 0,5 0,45

Для оценки рисковых ситуаций использовался экспертный метод. Суть которого, состоит в том, что все факторы разбиваются на группы важности (степень важности оценивается на момент начала финансирования проекта), и каждой группе присваивается свой коэффициент относительной важности (от 0,5 до 1), который характеризует ценность данной группы факторов с точки зрения

осуществления вложений бюджетных средств. Чем значимее данный фактор при оценке проекта, тем ближе величина коэффициента к 1, и наоборот. Каждый фактор получает комплекс оценок, из которого для каждой отдельной группы выбирается своя.

Кроме того, ранжирование рисков по группам необходимо проводить с учетом региональных

коэффициентов, которые отражают особенности и различные факторы, присущие каждому регионам в отдельности. Такое ранжирование необходимо для того, чтобы максимально точно определить степень риска того или иного фактора. Дело в том, что если не учитывать региональный аспект, ранжирование факторов риска будет иметь достаточно усредненный характер и не позволит должным образом отразить истинное положение вещей в отдельно взятом регионе. Ранжирование рисков по группам с учетом региональных коэффициентов по крупным регионам приведено в таблице 2. [4]

Таблица 2. Ранжирование рисков с

Рассчитанные уровни рисков с учетом региональных коэффициентов отражают рейтинг фактора риска реализации бюджетного проекта по переводу следственных изоляторов за пределы городских территорий, применительно к каждому отдельному региону. В соответствии с проведенным ранжированием рисков, требуется обратить внимание на уровни рисков проектов с учетом региона размещения, ранг которых превышает 0,3, так как наступление этих рисков может иметь наиболее серьезные последствия для всего проекта в целом.

том региональных коэффициентов

& := - Уровни рисков регионов / Уровни рисков проектов с учетом региона размещения

Виды рисков 'S ¡3 3 я в Л Q ^Т Н О н Н Москва и область Санкт-Петербург и область Самара и область Екатеринбург и область

Проектные риски

Ошибки в бюджетировании проекта 0,48 10% 0,29 10% 0,29 25% 0,365 20% 0,34

Изменения требований, предъявляемых к проекту 0,24 12% 0,18 10% 0,17 10% 0,17 20% 0,22

Изменение в графике проведения работ 0,4 10% 0,25 10% 0,25 10% 0,25 10% 0,25

Изменения в законодательстве 0,32 25% 0,285 25% 0,285 25% 0,285 25% 0,285

0,25 0,25 0,27 0,27

Технические риски

Нарушение сроков выполнения работ 0,325 10% 0,21 10% 0,21 10% 0,21 10% 0,21

Нарушение требований норм технологии строительства 0,195 5% 0,12 5% 0,12 5% 0,12 5% 0,12

Нарушение качества выполняемых работ 0,195 10% 0,15 10% 0,15 10% 0,15 10% 0,15

Нарушение сроков поставки средств и материалов 0,104 15% 0,13 15% 0,13 20% 0,15 20% 0,15

Нарушения в сфере документооборота и информационного обеспечения проекта 0,104 10% 0,1 10% 0,1 10% 0,1 10% 0,1

Нарушения в сфере технической эксплуатации машин и оборудования 0,052 5% 0,05 5% 0,05 5% 0,05 5% 0,05

Срыв графиков перевозки подследственных 0,117 10% 0,11 10% 0,11 5% 0,08 5% 0,08

Нарушения комплектации штатов персонала СИЗО 0,078 5% 0,06 5% 0,06 5% 0,06 5% 0,06

ЧП при транспортировке подследств енных 0,0975 5% 0,07 5% 0,07 5% 0,07 5% 0,07

Средний ранг риска 0,11 0,11 0,11 0,11

Бизнес-риски

Переоценка инвестиционной привлекательности объектов недвижимости 1,08 15% 0,62 15% 0,62 30% 0,69 25% 0,67

Реализация земель по ценам ниже среднерыночных 0,135 10% 0,12 10% 0,12 15% 0,14 15% 0,14

Невозможность реализации земель и возмещения средств в бюджет 0,09 20% 0,15 25% 0,17 30% 0,2 30% 0,2

Невыполнение нормативов по критериям эффективности проекта 0,45 5% 0,25 5% 0,25 5% 0,25 5% 0,25

Средний ранг риска 0,285 0,29 0,32 0,315

Выводы и перспективы дальнейших исследований

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая картину ранжирования рисков в целом, анализируя только средние значения, можно сделать вывод о том, что данный бюджетный проект имеет риски ниже ранга 0,3, что является положительным моментом при его реализации. Исключением являются только регионы Самара и Екатеринбург в области бизнес-рисков, с рангом 0,32 и 0,315 соответственно, это может быть связано с тем, что данные регионы менее перспективны для реализации бизнес инвестиций.

Однако, осуществляя более детальный анализ видов риска, делаем заключение, о том, что наибольший риск для реализации проекта во всех рассмотренных регионал может представлять переоценка инвестиционной привлекательности объектов недвижимости, с величиной риска более 0,6. Снизить влияние этого риска можно за счет

более детальной экспертизы проекта на начальном этапе и за счет постоянного мониторинга рынка недвижимости. Кроме того, необходимо принимать действия по контролю над рынком недвижимостью, с целью получения максимальной выгоды.

В некоторых регионах, таких как Самара и Екатеринбург существует и другой вид риска для реализации проекта, на который тоже стоит обратить внимание, это ошибки в бюджетировании проекта, с величиной риска 0,365 и 0,34, соответственно. Условиями для снижения этого риска можно считать внедрение усиленного контроля над процессом формирования плана инвестиций и бюджета проекта с обязательным привлечением экспертных организаций.

Таким образом, можно считать, что существующие риски являются управляемыми при условии привлечения экспертных организаций с достаточным уровнем компетенций.

Список литературы:

1. Заможне сустльство, конкурентоспроможна економжа, ефективна держава. Програма eKOHOMÍ4Hm реформ на 2010 - 2014 роки [Електронний ресурс]: Програма Президента Укра1ни вщ 02.06.2010 // Офщшне 1нтернет-представництво Президента Укра1ни. - Режим доступу: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_FINAL_2.pdf

2. Маркс К. Твори [Текст] / Маркс К., Енгельс Ф. - 2-ге вид. - К.: Держ. вид-во полгг. лгг-ри УРСР, 1963. - Т.13. - 320с.

3. Рiвновага Неша [Електронний ресурс]: Матерiали вЫпедп// Вiкiпедiя-вiльна енциклопедiя -Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Рiвновага_Неша

4. Чумаков Л.Л. Отчет о научно-исследовательской работе на тему «Анализ экономической обоснованности, исследование проблем, оценка рисков и перспектив перевода следственных изоляторов УИС России из исторических центров крупных городов России за пределы городских территорий за счет средств от реализации земельных участков на которых они размещались». - Тольятти, 2012 - с. 71.

Надано до редакцп 22.09.2013

Зубкова Наталiя Вiкторiвна / Natalia V. Zubkova

asha666@yandex. ru

Пипко Олена Григорiвна / Elena G. Pipko

pipko. 08@mail.ru

Чумаков Леошд Леошдович / Leonid L. Chumakov

nazxul@mail. ru

Посилання на статтю /Reference a Journal Article:

Оценка рисков реализации бюджетных проектов при строительстве новых объектов, предназначенных для уголовно-исправительных учреждений [Електронний ресурс] /Н.В. Зубкова, Е.Г. Пипко, Л.Л. Чумаков // Економiка: реалН часу. Науковий журнал. — 2013. — № 4 (9). — С. 101-105. — Режим доступу до журн.: http://www. economics. opu. ua/2013/n4. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.