Научная статья на тему 'Оценка рисков при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию'

Оценка рисков при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО / РАЗРЕШЕНИЕ НА ВВОД ОБЪЕКТОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева В.В.

Статья посвящена оценке рисков, возникающих при выдаче разрешительной документации уполномоченным органом и влияющих на срок выдачи и качество такой документации. Рассмотрены основные риски, определены их количественная значимость, согласно которой риски проранжированы. Установлены семь рисков с высокой степенью значимости, для которых выбраны меры реагирования в целях управления их влияния на результат предоставления государственных (муниципальных) услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию»

между формой и функциями ослабевает, город эволюционирует: он становится более открытым.

Римский поэт Лукреций может стать очень хорошим советником относительно мысли о климатических изменениях и городах. Он советует нам не бороться с погодными катаклизмами, и если не принимать их, то научиться уживаться и работать с ними. Вот то настроение, с которым мы должны восстанавливать города, делая их более стойкими. Среди всех методов, наиболее ценным является реконфигурация.

Список использованной литературы:

1. Зарождение зодчества, В. Л. Глазычев - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2014. - 368 с. ;

2. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами - М.: Издательство литературы по строительству, 2013. - 380 с.;

3. Десять книг об архитектуре, Витрувий - М.: Новый хронограф, 2012. - 504 с ;

4. Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись (сборник), Томан Р - М.: Ларикс, 2015. - 624 с..

5. Семь светочей архитектуры, Джон Рёскин - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2012. -304 с.;

6. Десять книг о зодчестве. Альберти Л.-Б - М.: Татлин, 2015. - 575 с;

7. Правило пяти ордеров архитектуры, Виньола - АСТ, Астрель , 2014.-378 с. ;

8. "Словесные конструкции. 35 великих архитекторов мира" - Либроком , 2015. - 214с.;

9. Анатомия архитектуры Сергей Кавтарадзе, - M.; Архитектура-С, 2004. - 415с.;

10. Методика архитектурного проектирования. - М.: Издательство литературы по строительству, 2014. - 224 с.

11. Бархин, М. Г. Город 1945-1970. Практика, проекты, теория / М.Г. Бархин. - М.: Стройиздат, 2014. - 204 с.

12.Пейзер, Ричард Профессиональный девелопмент недвижимости. Руководство ULI по ведению бизнеса / Ричард Пейзер , Дэвид Гамильтон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 592 с.

13. Алексеев, Ю. В. Эволюция градостроительного планирования поселений. В 2 томах. Том 1. Общие представления о градостроительстве, промышленная революция, индустриальное производство. Учебник / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2014. - 368 с.

© Поправка А.О., 2019

УДК 658.5

В.В. Сергеева

магистрант группы М02-508-1 ИжГТУ имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, РФ

ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РАЗРЕШЕНИЙ НА

ВВОД ОБЪЕКТОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Аннотация

Статья посвящена оценке рисков, возникающих при выдаче разрешительной документации уполномоченным органом и влияющих на срок выдачи и качество такой документации. Рассмотрены основные риски, определены их количественная значимость, согласно которой риски проранжированы. Установлены семь рисков с высокой степенью значимости, для которых выбраны меры реагирования в целях управления их влияния на результат предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Ключевые слова:

Риски, управление рисками, разрешительная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию.

~ 225 ~

Основными параметрами конечной цели процесса выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию является срок и качество таких документов при предоставлении государственной (муниципальной) услуги.

Срок выдачи разрешений установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации и составляет семь рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления и приложенных к нему необходимых документов в уполномоченный орган. Не соблюдение сроков выдачи разрешений в соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет к административной ответственности должностных лиц, участвующих в процессе выдачи.

В течении семи рабочих дней должностные лица, ответственные за подготовку решения по выдаче разрешений, осуществляют следующую последовательность действий с определенными сроками их выполнения:

- прием и регистрация заявления и необходимых документов;

- формирование в органы, организации межведомственных запросов и получение на них ответов;

- рассмотрение и подготовка проекта решения;

- внутреннее согласование проекта решения;

- принятие решения;

- выдача решений.

Количественный состав и сроки выполнения действий процесса выдачи разрешений требуют четких отлаженных действий ответственных исполнителей. В противном случае появляется вероятность несоблюдение установленного законодательством срока выдачи разрешений.

В статье произведена попытка оценки рисков выдачи в установленный срок и качества указанных разрешений.

Цикл управления рисками включает следующие процессы: планирование управления рисками, идентификацию рисков, качественный анализ рисков, количественный анализ рисков, планирование реагирования на риски, мониторинг и управление рисками [1].

Все неопределенные события или условия, наступление которых отрицательно или положительно может сказаться на сроке предоставления разрешений (риски) [1], идентифицированы в таблице 1.

Риски классифицированы на группы: персонал, внешнее влияние (электронное межведомственное взаимодействие с органами, организациями) и инфраструктура и определены положительные (возможности) и отрицательные (угрозы) риски [2].

Положительным риском является «Соблюдение сроков выполнения действий (операций) согласно календарному плану».

Таблица 1

Реестр рисков при выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию

№ п\п Идентификация риска Анализ риска Воздействие на риск (реагирование)

Риск Вероятность наступления Влияние риска Уровень риска* Вариант воздействия (мера реагирования) Триггер Ответственный

1. Персонал

1.1. Соблюдение сроков выполнения действий (операций) согласно календарному плану 0,9 0,85 0,77 Усиление. Срок выполнения действий (операций) опережает, установленный календарным планом Начальник ОВРД

1.2. Ошибки сотрудников ОВРД при выполнении действий (операций) 0,9 0,85 0,77 Снижение. 1)Проанализировать корректность требований, зафиксировать несоответствия; 2) Согласовать с руководителем исполнителя повышение приоритета по задачам. В ходе подготовки проекта решения выявляются технические ошибки Начальник ОВРД

1.3. Проект решения подготовлен для принятия решения во второй половине последнего дня срока выдачи решения 0,9 0,6 0,54 Снижение. Предварительно рассматривать заявление до поступления ответов на межведомственные запросы - Начальник ОВРД

1.4. Руководитель отсутствует на момент принятия решения 0,9 0,6 0,54 Уклонение. Наличие информации об отсутствии руководителя в день принятия решения - Начальник ОВРД

1.5. Временное отсутствие 50% сотрудников ОВРД от общего их количества 0,5 0,85 0,43 Уклонение. - Начальник ОВРД

1.6. Нарушение сроков выполнения действий (операций) согласно календарному плану 0,9 0,3 0,27 Снижение. 1) Согласовать с руководителем исполнителя повышение приоритета по задаче; 2) Выделение дополнительные ресурсы; 3) Заложить дополнительный коэффициент по срокам с учетом уровня квалификации исполнителя; 4) Осуществлять дополнительный контроль за критичными задачами; 5) Пересмотреть сроки последующих задач (по возможности). 1) Превышение сроков выполнения задач; 2) Просрочка критичных задач более 1 рабочего дня, исполнитель которых отсутствует. Начальник ОВРД

1.7. Временное отсутствие одного сотрудника ОВРД 0,9 0,1 0,09

1.8. Смена сотрудника ОВРД (заменяемый сотрудник не доступен для консультаций) 0,1 0,6 0,06

1.9. Временное отсутствие всех сотрудников ОВРД 0,3 0,85 0,26

1.10. Смена сотрудника ОВРД** (заменяемый сотрудник доступен для консультаций) 0,2 0,1 0,02

1.11. Нарушение взаимодействия (конфликт внутри команды) 0,7 0,01 0,01

2. Внешнее влияние (электронное межведомственное взаимодействие с органами, организациями)

2.1. Затягивание сроков предоставления ответов на МВЗ*** 0,9 0,6 0,54 Уклонение. Несоблюдение сроков предоставления ответов на МВЗ Начальник ОВРД

2.2. Проблемы коммуникации 0,3 0,6 0,18

2.3. Ошибки в ответах на МВЗ 0,1 0,6 0,06

3. Инфраструктура

3.1. Не стабильная курьерская доставка из МФЦ в случае предоставления гос.услуги через МФЦ 0,3 0,6 0,18

3.2. Нестабильный Интернет 0,5 0,3 0,15

3.3. Техническая неполадка с порталами предоставления гос.услуг в случае предоставления в эл.форме через порталы 0,1 0,1 0,01

* - Высокий, средний, низкий в зависимости от вероятности наступления и степени влияния риска. Риски с наибольшей вероятностью наступления и высокой степенью влияния будут иметь высокий уровень, риски же с наименьшей вероятностью наступления и низкой степенью влияния соответственно низкий уровень; ** - ОВРД - отдел выдачи разрешительной документации; *** - МВЗ - межведомственные запросы.

Степень риска

- Высокая

- Средняя

- Низкая

Следующим этапом управления рисками является их качественных и количественный анализ.

Методом экспертной оценки («Мозговым штурмом») определены вероятность наступления и влияние риска. Произведением вероятности наступления и влияния установлен уровень каждого риска, его количественный вес, в результате которого все идентифицированные риски упорядочены по убыванию значения уровня.

Результаты анализа отражаются в виде матрицы ранжирования рисков [3]. В таблице 2 приведена матрица ранжирования рисков выдачи разрешений по значениям их количественного веса. Определены три ранга уровней риска: красным цветом выделены высокие риски, желтым цветом - средние и зеленым -низкие риски. Такое представление рисков облегчает планирование обращения с ними.

Таблица 2

Матрица ранжирования рисков выдачи разрешений

ВЕРОЯТНОСТЬ ВЛИЯНИЕ

Несущественное Низкое Среднее Существенное Критическое

0,01 0,1 0,3 0,6 0,85

0,9 Весма вероятное 0,01 0,09 0,27 0,54 0,77

0,7 Вероятное 0,01 0,07 0,21 0,42 0,60

0,5 Возможное 0,01 0,05 0,15 0,30 0,43

0,3 Маловероятное 0,00 0,03 0,09 0,18 0,26

0,1 Крайнемаловероятное 0,00 0,01 0,03 0,06 0,09

Самые значимые (высокие) риски - это семь неопределенных событий, шесть из них являются отрицательными и один - положительным. Оставшиеся средние и низкие риски не требуют первоочередных активных действий, их необходимо учитывать как маловероятные.

Следующий этап управления рисками - это планирование реагирования на риски.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 - 2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство [4] и электронными ресурсами [5] определена стратегия реагирования на риски. В таблице 3 приведен выбор вариантов воздействия на риск.

Таблица 3

Варианты воздействия на риск

Варианты воздействия на риск Меры дорискового события Меры после рискового события Когда применяется Формат реализации (пример)

Негативные риски

Уклонение + Последствия риска велики; Вероятность риска велика, и он имеет значительные последствия; Условия реализации риска вне зоны контроля менеджера проекта ■ Альтернативный сценарий реализации проекта ■ Уточнение условий на стадии инициации и планирования с целью уничтожения вероятности рискового события

Снижение + Возможно выделение ресурсов на дополнительные испытания / модели; Возможно ужесточение спецификаций и требований ■ Многократные предварительные испытания или предварительные испытания в меньших масштабах ■ Ужесточение требований

Положительные риски

Использование + + Есть возможность привлечения дополнительных ресурсов для увеличения вероятности позитивного риска ■ Привлечение дополнительного персонала для уменьшения сроков ■ Выбор альтернативных путей, позволяющих улучшить качество гос.услуги, снизить издержки проекта

Усиление + + Есть причины, приводящие к положительным рискам ■ Выделение работ на усиление причин в плане проекта

Общие стратегии

Принятие + Вероятность риска очень низка; Последствия риска очень низкие, дешевле принять риск, нежели разрабатывать меры; Нет путей избегания риска, и/или последствия риска очень велики ■ Создание резервов ресурсов

Далее в реестр рисков (табл.2) выбраны: меры реагирования из таблицы 3 для высоких рисков выдачи разрешений, условие (триггер), при котором запускается механизм влияния риска и должность ответственного сотрудника уполномоченного органа, осуществляющего контроль за влиянием риска.

Мониторинг и управление рисками заключается в определении «сработавших» рисков и применению мер воздействия на них в течении определенных периодов времени (например, один год или шесть месяцев и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление рисками используется в целях увеличения вероятности и воздействия положительных событий и уменьшения вероятности и воздействия опасных событий [2]. Список использованной литературы:

1. Шкурко, В.Е. Управление рисками проектов [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Е. Шкурко [науч. ред. А. В. Гребенкин]; Электрон. текстовые данные - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 184 с. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28845/1/978-5-7996-1266-5_2014.pdf / (дата обращения 20 марта 2019 года).

2. Дульзон, А.А. Управление пректами [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Дульзон. -Электрон. текстовые данные. - Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

- 3-е изд., перераб. и доп. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 334 с. : ил. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/v/VIZEPRES/elect/Tab/Project_Management_P_2.pdf / (дата обращения 23 марта 2019 года).

3. Заренков, В.А. Управление проектами [Электронный ресурс]: учебное пособие. - 2-е изд. / В.А. Заренков. - Электрон. текстовые данные. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2006. - 312 с. - Режим доступа: https://narfu.ru/upload/medialibrary/c93/upravlenie-proektami_vshe-moskva.pdf / (дата обращения 23 марта 2019 года).

4. ГОСТ Р ИСО 31000 - 2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство. - М.: Стандартинформ, 2012.

- 28 с. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200089640 / (дата обращения 30 марта 2019 года).

5. Ким Юрий. Как застраховаться от неудач, минимизировать негативные последствия любых событий и с максимальной пользой распорядиться удачами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1035016-sovremennye-metody-i-strategii- reagirovaniya-na-riski-proekta. -(дата обращения 23 марта 2019 года).

© Сергеева В.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.